Главная » Книги

Серафимович Александр Серафимович - Серафимович А.: биографическая справка

Серафимович Александр Серафимович - Серафимович А.: биографическая справка


  Оригинал здесь - http://www.hrono.info/biograf/serafimov.html
  
  Серафимович (настоящая фамилия - Попов) Александр Серафимович (1863 - 1949), прозаик.
  Родился 7 января (19 н.с.) в станице Нижне-Курмоярской. Области Войска Донского, в семье казачьего есаула. Детские годы провел в казачьих полках в Польше. В 1873 семья вернулась на Дон в станицу Усть-Медведицкую. Поступил учиться в классическую гимназию.
  Смерть отца и материальные лишения осложнили жизнь, но гимназию окончил и в 1883 поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Чувствуя нехватку знаний, посещает дополнительные лекции отдельных профессоров на юридическом и естественном факультетах и штудирует общественно-экономические науки. Сближается с революционно настроенными студенческими кругами. В 1887 был привлечен к дознанию по делу А.Ульянова и сослан в Архангельскую губернию под надзор полиции, где пробыл три года.
  Вернувшись на Дон (1890), установил связи с местными народовольческими группами, ведущими пропаганду среди рабочих.
  Впечатления от ссылки нашли отражение в его первых рассказах - "На льдине"(1889), "Снежная пустыня", "На плотах" (1890), отмеченных Успенским и Короленко. В эти годы работает в провинциальных изданиях "Донская жизнь", "Приазовский край", живет уроками. В 1901 выходит первая книга Серафимовича - "Очерки и рассказы", - решившая судьбу писателя: он переезжает в Москву (1902) и всецело отдается литературной и журналистской работе.
  Знакомится с Горьким, сотрудничает в издательстве "Знание", которое в 1903 - 08 выпустило трехтомник его рассказов.
  Во время первой мировой войны был на фронте в составе санитарного отряда, о чем позднее напишет в очерках и рассказах.
  С первых же дней Октябрьской революции активно включился в культурное строительство молодой республики: заведовал литературно-художественным отделом "Известий", агитмассовым отделом Моссовета, был военным корреспондентом "Правды".
  Главной книгой Серафимовича стал роман "Железный поток", который он писал два с половиной года (опубликован в 1924), стремясь передать правду "...не фотографическую, а ... синтетическую, обобщенную".
  В 1930-е Серафимович выступил с серией очерков о коллективизации - "По донским степям", с рассказами о прошлом и настоящем.
  Во время Отечественной войны, несмотря на свой преклонный возраст - более 80 лет, - выезжал на фронт в район Орловской битвы. Умер А.Серафимович в Москве 19 января 1949.
  Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
  
  Оригинал здесь - http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/131651/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  
  Серафимович (псевдоним: настоящая фамилия Попов) Александр Серафимович [7(19).1.1863, станица Нижнекурмоярская, ныне Цимлянский район Ростовской области, ‒ 19.1.1949, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1918. Родился в семье есаула войска Донского. Детские годы провёл в Польше, затем в станице Усть-Медведицкой (с 1933 ‒ г. Серафимович). В 1883‒87 учился на физико-математическом факультете Петербургского университета. Был арестован в связи с делом А. И. Ульянова и других (1887) и сослан в Архангельскую губернию Вернувшись на Дон (1890), установил связи с социал-демократического группами. Первый опубликовал рассказ С. "На льдине" (1889), как и другие ранние произведения, навеянные впечатлениями ссылки, были сочувственно встречены Г. И. Успенским и В. Г. Короленко. В рассказах С. "Стрелочник", "Под землёй" и других ярко показаны противоречия капиталистического общества. После издания книги "Очерки и рассказы" (1901) С. переехал в Москву, вошёл в литературную группу "Среда", познакомился с М. Горьким, сотрудничал в издательстве "Знание". В очерках и рассказах "Среди ночи", "Погром", "На Пресне" и других нашли отражение события эпохи Революции 1905‒07, после которой в творчестве С. усиливается историзм, углубляется понимание законов буржуазного мира (повесть "Пески"; 1908, и др.). Роман "Город в степи" (1912) развёрнут как обобщённая история русского промышленного капитализма. Рассказы и очерки С. периода 1-й мировой войны 1914‒18 отличаются трезвым пониманием масштабов народного бедствия, показывают рост антивоенных и революционных настроений в народе.
  С. приветствовал Февральской и Октябрьской революции 1917. Как военный корреспондент "Правды" был на многих фронтах Гражданской войны 1918‒20. Военную публицистику С. высоко оценил В. И. Ленин, который писал С.: "... мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 51, с. 198‒99). Главным результатом писательской жизни С. стал роман "Железный поток" (1924) ‒ одно из классических произведений советкой литературы, в основу которого положен исторический факт ‒ героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е. И. Ковтюха. В центре романа ‒ обобщённый образ народных масс, проходящих через горнило революции. В 30-е гг. С. опубликовал серию очерков о коллективизации сельского хозяйства "По донским степям" (1931), работал над автобиографическим произведением. Во время Великой Отечественной войны 1941‒45 престарелый писатель побывал на фронте и снова взялся за перо публициста. На протяжении полувека С. активно участвовал в литературной жизни, редактировал журнал "Октябрь" (1926‒29), был одним из организаторов Союза писателей СССР. Произведения С. переведены на многие языки на родов СССР и иностранные языки. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами. Портрет стр. 275.
  
  Соч.: Собр. соч., т. 1‒10, М., 1940‒48; Собр. соч., т. 1‒7, М., 1959‒60.
  
  Лит.: Луначарский А. В., Путь писателя, Собр. соч., т. 2, М., 1964; А. С. Серафимович. Исследования. Воспоминания. Материалы. Письма, М. ‒ Л., 1950; Гладковская Л. А., Наумов Е. И., А. Серафимович, Д. Фурманов. Семинарии, Л., 1957; А. С. Серафимович в воспоминаниях современников, М., 1961; Волков А., Творческий путь А. С. Серафимовича, 2 изд., М., 1963; Гладковская Л., Рождение эпопеи, М. ‒ Л., 1963; Хигерович P., "Железный поток" А. Серафимовича", М., 1968; Фадеев А., Литературным единомышленникам, друзьям... Из неопубликованных писем, "Москва", 1971, No 12; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.
  
  А. А. Нинов.
  
  Поляк Л. Серафимович // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
  Т. 10. - [М.: Худож. лит., 1937]. - Стб. 656-661.
  http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-6561.htm
  
  СЕРАФИМОВИЧ Александр Серафимович [псевдоним А. С. Попова, 1863-] - пролетарский писатель. Р. в станице Нижне-Курмаярской. Отец, донской казак, служил военным чиновником. Поступив в Петербургский ун-т, на физ.-мат. фак-т, С. попал в среду революционного студенчества, в кружке познакомился с марксизмом. За участие в революционном движении (вместе Александром Ульяновым) и в связи с покушением на Александра III С. был арестован и выслан в Архангельскую губ. В ссылке написал свой первый рассказ "На льдине" ("Русские ведомости", 1889). По окончании ссылки С. жил на Дону под надзором полиции, продолжая свою лит-ую деятельность.
  В 1901 вышел первый сборник рассказов и очерков С., получивший положительный отзыв В. Короленко. В дальнейшем С. активно работает как литератор, участвуя в сб. "Знание", организованных М. Горьким.
  Во время мировой войны Серафимович - на фронте, корреспондент "Русских ведомостей". С начала революции работает в советской прессе, пишет листовки, воззвания по заданиям Московского Совета и МК РКП. С 1918 - член ВКП(б). К 1920 относится письмо Ленина [от 21 мая] к С., в к-ром В. И. пишет: "Ваши произведения и рассказы сестры внушили мне глубокую симпатию к Вам, и мне очень хочется сказать Вам, как нужна рабочим и всем нам Ваша работа".
  В 1924 в сб. "Недра" (No 4) был опубликован "Железный поток", произведение, выдвинувшее С. в ряды крупнейших пролетарских писателей. С. ведет большую общественную работу: был членом президиума РАПП, с 1926-1930 редактировал журнал "Октябрь" и т. д. В 1933 партия и правительство, отмечая 70-летний юбилей писателя, наградили С. орденом Ленина.
  В ранних рассказах С., имеющих очерковый характер [90-900-е гг.], отражены беспросветная нужда, тяжкий, непосильный труд, полное бесправие широких трудовых масс царской России - рабочих-шахтеров ("Под землей", "Маленький шахтер", "Семишкура" и др.), жел.-дор. рабочих ("Стрелочник", "Сцепщик", "На паровозе"), наборщиков ("Инвалид"), крестьян-рыбаков, плотовщиков, звероловов ("Месть", "На плотах", "В камышах", "Прогулка", "На льдине" и др.), ремесленного люда ("Епишка").
  С. повествует о безрадостной жизни своих героев с "истомленными лицами", с "выражением покорности" на лице, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания к ним. Сознание, что "ничего не переделаешь, что так до гроба" ("Епишка"), пронизывает его ранние произведения. Мрачный пейзаж усиливает пессимистическую окрашенность произведений. На фоне "мертвой мглы", "мертвого простора" развивается несложное действие рассказов. С. обнажает ряд противоречий капиталистического строя, показывает чудовищную эксплоатацию трудовых масс ("Месть", "В пути", "На море", "Степные люди" и т. д.). "Первые мои произведения, - говорит о себе С., - носят отпечаток литературы 70-х гг. Я от семидесятников родился, их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках". Эти народнические традиции С. преодолевает в цикле рассказов, посвященных 1905, где даны уже не образы безответных, робких страдальцев, а образы борцов за свободу. Каменщики, плотники, заводские рабочие пробираются среди "кромешной тьмы" к "светящемуся огоньку" - на сходку - для того, чтобы "гаркнуть" так, чтобы "всему миру слыхать было: подымайся, ребята: буде спать" ("Среди ночи"). Революционное брожение в городе, в деревне, связь революционного крестьянства с пролетариатом отражены в ряде рассказов ("Бомбы", "На Пресне", "У обрыва", "Зарева" и т. д.). Новой тематике и идейной направленности этого цикла соответствует торжественно-приподнятый тон произведений, достигаемый ораторски-декламационными особенностями синтаксиса. Пейзаж, который носит у Серафимовича аллегорический характер, окрашивается в романтические тона: "багровое зарево", "красные закаты", "розовые отсветы" символизируют вспыхнувшую революцию.
  В годы реакции С. обращается к темам раннего творчества, но развертывает их разнообразнее и глубже. В рассказе "Пески" (получил высокую оценку Л. Толстого) С. разоблачает власть собственничества и денег; в рассказе "Чибис" раскрывает эксплоатацию батрачества. Это уже не бытовые зарисовки, не "акварельные наброски", по выражению Короленко, а социально-заостренные произведения, дающие реалистические образы.
  От жанра бытовых очерков и маленького рассказа С. переходит к созданию большого полотна - пишет роман "Город в степи" [1907-1910]. Показывая строительство и рост капиталистического города в безлюдной, "молчаливой" степи С. реалистически обнажает противоречия капитализма, хищнически-эксплоататорскую сущность русской буржуазии ("Захарка"), разоблачает либерально-буржуазную интеллигенцию (Полынов Петя), показывает рост пролетариата (Рябов).
  Основному конфликту романа, борьбе рабочего поселка с владыками капитала и его ставленниками подчинены сюжетные линии романа - типические для эксплоататорского строя личные, семейные драмы Полыновых, Короедовых, рабочего Рябова. Богатеющий трактирщик, "кряжистый ростовщик", "первый человек в поселке" - наиболее яркая фигура романа. Менее выразительно даны образы рабочих. Некоторое влияние декадентских романов, рассказов Л. Андреева чувствуется на претенциозном образе Кары и ее сына, "хилого урода" с большой головой.
  Военные рассказы С., относящиеся к периоду мировой войны ("Шрапнель", "Встреча", "Сверху", "Сердце сосет" и т. д.), диссонировали со всей буржуазно-шовинистической лит-рой того времени. Срывая маску героизма с империалистической бойни, говоря правду о "славных подвигах" "русского христолюбивого воинства" (очерки "В Галиции"), С. не освободился еще от влияния гуманизма и пацифизма. Многочисленные фельетоны, очерки и статьи, написанные С. на фронте, представляют собой то лаконические отчеты о виденном, то организационные предложения - напр. об улучшении политпросветской работы на позициях, о рационализации почтовой связи с фронтом, и т. д. (см. сб. "Революция, фронт и тыл", 1917-1920). В 1918-1920 написаны С. две пьесы: "Марьяна" - из деревенского быта 1918 - и "Именины в 1919" - сатира на буржуазно-либеральную интеллигенцию.
  Целый ряд очерков и фельетонов, к-рые до настоящего времени печатает С. на страницах наших газет и журналов, посвящены как прошлому России ("Граф Строганов и рабочий Демид", 1922; "История одной забастовки" 1924, и пр.), так и Советскому союзу ("Новая стройка", "По донским степям", 1931, о донских колхозах - и т. д.). Цикл послереволюционных рассказов и очерков связан с антирелигиозными темами ("Чудо", "Тайна святого причастия" и т. д.).
  Органическим завершением всего предыдущего творчества писателя явилось одно из значительных произведений советской лит-ры - героическая эпопея "Железный поток". Созданная на основе конкретных исторических фактов (отступление Таманской армии под начальством Ковтюха из Кубани, охваченной контрреволюционным восстанием), она имеет глубокий обобщающий смысл. В ней отражен процесс превращения анархической стихийной массы крестьянской бедноты под руководством "железного командира" Кожуха в сознательную, спаянную единой целью борьбы за пролетарскую революцию боевую силу, в "железный поток". История "железного потока" - это история трудовых крестьянских масс, под руководством партии, в процессе ожесточенной классовой борьбы, осознающих общность и неразрывность своих интересов с интересами пролетариата.
  Характерной особенностью сюжета эпопеи является то, что основу его составляет судьба масс в целом, а не судьбы отдельных героев. Нарастание действия достигается описанием трудностей, препятствий, преодолеваемых Таманской армией. Повторением сцен, ситуаций (напр. сцена митинга в начале и конце похода - гл. II и гл. XI, сцена похорон убитых бойцов - гл. XXXII и гл. XXXIII) Серафимович подчеркивает идейный рост массы. Обрамляющий все повествование пейзаж с доминирующим образом "шумящей реки" также оттеняет идейный смысл произведения. Ту же функцию выполняет и соответствующий подбор метафор, эпитетов, связанных с основным образом "железного потока" (напр., с одной стороны, - "толпа течет бесконечным потоком", "человеческое море", "льется человеческий поток", "выливались воинские массы" и т. д. и т. д.; с другой стороны, - "железные лица", "железное кольцо восставших", "железные шеренги", "железный охват" и т. д.). И чем ближе к концу похода, тем больше закаляется в борьбе армия Кожуха, тем чаще и решительнее употребляется эпитет "железный". Рисуя зрительный и звуковой образ толпы, описывая армию, то в движении, то в ожесточенном бою, то в относительно спокойной обстановке, С. создает реалистически всесторонний целостный образ массы - центральный образ эпопеи.
  Из "текучего потока" С. в целях большей конкретизации выделяет отдельные лица, рисует их с сохранением конкретно-бытовых деталей. Таковы образы бабы Горпины и ее мужа. Перелом, к-рый происходит с Горпиной, пробуждение ее классового самосознания, пробуждение чувства коллективизма, осознание себя членом единого "потока", типично не только для нее, но и для всей массы в целом.
  Руководителя "железного потока", Кожуха, С. дает, с одной стороны, в плане героически-обобщенного образа вождя (этим вызвано повторение портретных деталей), с другой стороны, в плане реалистически-бытовом (биография Кожуха, особенности его речи и т. д.). Образ Кожуха, олицетворяющего большевистское руководство массой, получился поэтому рельефным. "Железный поток" представляет своеобразное сочетание героически-эпических элементов с лирическими. Синтаксические особенности языка эпопеи - обилие риторических вопросов, анафорическое построение фразы, повторяющийся союз "и" в начале предложения, придающий эпический тон повествованию, инверсированная речь, употребление слов, характерных для литературно-книжной, высокой лексики, - все это создает торжественный тон, свойственный жанру героической эпопеи.
  Эпопея насыщена лиризмом. Лирическими интонациями богата авторская речь - то восторженная, то элегически грустная; обильно использованы лирические рефрены, гл. обр. связанные с пейзажем. Но этот лиро-эпический, проникнутый пафосом характер произведения осложняется широким использованием сниженно-бытовых элементов повествования - образов, речи. Не только в диалогах, но и в речи самого автора встречается ряд вульгаризмов: "Заревели быками казаки, кинулись с говяжьими глазами в кулаки". Серафимович сумел передать романтическую героику гражданской войны и одновременно придал произведению обобщающий смысл. Героизированный образ Кожуха имеет типическое значение: он воплощает в своем лице типичные черты командира-большевика, органически спаянного с массой, организующего ее в единое целое, руководящего ею. Отдельные эпизоды из похода Таманской армии вырастают в типически-обобщенные события и факты из истории гражданской войны. Именно о реалистическом характере "Железного потока" писал красный командир Ковтюх - реальный прототип Кожуха: "Главное достоинство повести - беспощадная, спокойная, суровая правда, пронизывающая строки. Читаешь и чувствуешь какой-то железный костяк, соединяющий в одно целое добротное мастерство, высшую художественную мудрость с напряженностью и убедительностью... Отсюда и вытекает правдивость этой художественной летописи и ее классовая сущность. Здесь нет прикрас. Здесь прямой показ неизбежно совершающегося".
  "Железный поток" - это только первая часть задуманной С. большой работы под названием "Борьба". Отрывки из нее уже печатались в ряде журналов ("Новый мир", "Октябрь" и др.).
  
  Библиография: I. Собрание сочинений, т. I-III. Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913; т. VI. Город в степи, изд. "Шиповник", СПБ, 1913. т. VII. Затерянные огни. Рассказы, М., 1915; т. VIII. Сухое море. Рассказы, М., 1915; т. IX. Клубок. Рассказы, изд. 2, М., 1918; т. X. Галина. Рассказы, изд. Кн-ва писателей, М., 1918; Полное собр. сочин., 15 тт., Гиз, М., 1928-1930; То же, 11 тт., ред., предисл. и комментарии Г. Нерадова, изд. "Федерация" - "Советская литература", М., 1931-1933 (изд. не закончено); Сочинения, ред., вступ. ст. и примеч. Г. Нерадова, ГИХЛ, М., 1934 (однотомник); Мышиное царство. Рассказы, ред. Г. Н. Нерадова, Гослитиздат, М., 1935.
  II. Соловьев Ев. (Мирский), Наша литература, "Журнал для всех", 1901, X; Богданович А., Критические заметки, "Мир божий", 1903, IV; Анисимов А., А. Серафимович (35 лет литературной деятельности), "Красная нива", 1923, No 9; Вешнев В., А. Серафимович как художник слова, М., 1924 (Здесь же письмо В. И. Ленина к С. от 21/V 1920); Плетнев В., А. Серафимович, "Журналист", 1924, X; Коган П. С., Серафимович, "На посту", 1924, I (V); Луначарский А., Критические этюды ("Русская литература"), Л., 1925 (гл. XI); Либединский Ю., Имя Серафимовича. (Речь на собр., посвящ. 65-летию А. Серафимовича), "На литературном посту", 1928, No 4; Гроссман-Рощин. И., К 65-летию А. Серафимовича. (Речь), там же, 1928, No 5 (здесь же ответ С); Фатов Н. Н., А. С. Серафимович. Очерк жизни и творчества, Гиз, М. - Л., 1927; А. С. Серафимович. Сборник, изд. "Никитинские субботники", М., 1928; Шувалов С., А. Серафимович, сб. Шувалов С., Никитина Е., Беллетристы современники, т. II, М., 1928; Нерадов Г., О творчестве А. С. Серафимовича, "Октябрь", 1931, X; Боец армии пролетариата. (А. С. Серафимович), "Правда", 1933, 20 янв.; Луначарский А. В., Художник пролетариата, "Молодая гвардия", 1933, II; Машбиц-Веров И., А. С. Серафимович, ГИХЛ, М. - Л., 1933; Кирпотин В., Надо изучать творчество Серафимовича, "Правда", 1933, 20 янв.; Луначарский А. В., Путь писателя, "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1933, 20 янв.; Нерадов Г., Художественное мастерства Серафимовича, "Изв. ЦИК СССР и ВЦИК", 1933, 20 янв. Отзывы о "Железном потоке": Вешнев В., "Правда", 1924, No 57, 9 марта; Фурманов Д., "Октябрь", 1924, II; Переверзев В., "Печать и революция", 1924, V; Саввин Н., "Родной язык в школе", 1927, II (опыт проработки для учащихся); Полянский В., "Красная новь", 1925, III; Серафимович А., Как я писал "Железный поток", "На литературном посту", 1928, IV; Его же, Как я работал над "Железным потоком", Профиздат, М., 1934; Ковтюх Е., "Октябрь", 1633, IV; Кубиков И., Комментарии к повести А. Серафимовича "Железный поток", изд. "Мир", М., 1933; Линин А. М., Серафимович - детский писатель, в книге Линина "Литературные очерки", Ростов н/Д., 1935.
  III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I. М. - Л., 1928.

Другие авторы
  • Герсон И. И.
  • Писемский Алексей Феофилактович
  • Развлечение-Издательство
  • Пильский Петр Мосеевич
  • Даниловский Густав
  • Симборский Николай Васильевич
  • Головнин Василий Михайлович
  • Тэффи
  • Витте Сергей Юльевич
  • Блок Александр Александрович
  • Другие произведения
  • Бичурин Иакинф - Виталий Родионов. По пути к храму
  • Шопенгауэр Артур - О ничтожестве и горестях жизни
  • Леонтьев Константин Николаевич - Записка о необходимости новой большой газеты в С.-Петербурге
  • Никитенко Александр Васильевич - Дневник. Том 1
  • Бенедиктов Владимир Григорьевич - В. Г. Бенедиктов: биографическая справка
  • Подкольский Вячеслав Викторович - Три ночи
  • Хирьяков Александр Модестович - Юрий Даль. "Орлиные полеты" 1-ый сборник поэзии
  • Белый Андрей - Федор Степун. Памяти Андрея Белого
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Думская хроника
  • Дойль Артур Конан - Дипломатические хитрости
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 600 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа