Главная » Книги

Шишков Александр Семенович - Рассуждение о старом и новом слоге российского языка, Страница 3

Шишков Александр Семенович - Рассуждение о старом и новом слоге российского языка


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

младые умы, желающ³е утвердиться въ силѣ краснорѣч³я, не найдутъ въ сокровищахъ Священнаго писан³я полезной для себя пищи? Или скажемъ, уподобляя тщательнаго стихотворца трудолюбивой пчелѣ, что когда при всемъ несомомъ ею тяжкомъ бремени меда, не могла она, какъ токмо самомалѣйшую частицу онаго высосать изъ обширнаго цвѣтника, то колико цвѣтникъ сей сладкимъ симъ веществомъ изобиленъ, богатъ, неистощимъ! Колико другихъ, подобныхъ ей пчелъ, посѣщая оный, могли бы безчисленными обогатиться сокровищами! Но не посѣщая цвѣтника сего не можемъ мы знать богатства онаго. Мнѣн³е, что Славенск³й языкъ различенъ съ Росс³йскимъ, и что нынѣ слогъ сей неупотребителенъ, не можетъ служить къ опровержен³ю моихъ доводовъ: я не то утверждаю, что должно писать точно Славенскимъ слогомъ, но говорю, что Славенск³й языкъ есть корень и основан³е Росс³йскаго языка; онъ сообщаетъ ему богатство, разумъ, силу, красоту. И такъ въ немъ упражняться, и изъ него почерпать должно искуство краснорѣч³я, а не изъ Боннетовъ, Волтеровъ, Юнговъ, Томсоновъ и другихъ иностранныхъ сочинителей, о которыхъ писатели наши на каждой страницѣ твердятъ, и учась у нихъ Рускому на бредъ похожему языку, съ гордост³ю увѣряютъ, что нынѣ образуется токмо пр³ятность нашего слога. Но оставимъ ихъ, и станемъ продолжать выписки и примѣры наши изъ Священнаго писан³я, съ примѣчан³ями на оные: чѣмъ больше мы ихъ соберемъ, тѣмъ яснѣе будетъ с³я истина. Возмемъ случайно какую нибудь молитву, на прикладъ слѣдующую.
   Святый славный и всехвальный Апостоле Варѳоломее, всекрасный отъ своея крове Богопроповѣднисе, желая во Христа облещися, всѣхъ своихъ, и самыя кожи плотск³я совлекся, живый же нынѣ въ новости духа жизнь нестарѣемую, моли да и азъ совлекшися ветхаго человѣка, облекуся въ новаго созданнаго по Бозъ въ правдѣ, преподоб³и и истинѣ.
   Примѣтимъ во первыхъ, какъ слово всекрасный здѣсь богато, оно равняется слову преславный, и гораздо богатѣе чѣмъ слово прекрасный. Впрочемъ отъ своея крове значитъ здѣсь: изъ рода своего. Во вторыхъ, въ семъ краткомъ выражен³и: во Христа облещися,24 какое изобил³е мыслей заключается! Ибо оное значитъ: напитать душу свою учен³емъ Христовымъ, такъ крѣпко ее оградить имъ, какъ бы оное было броня, никакими стрѣлами страстей, ни соблазновъ, ни угрозъ не проницаемая. Тѣмъ паче выражен³е с³е съ понят³ями нашими сходственно, что, дабы сдѣлаться истиннымъ Христ³яниномъ, оставить надлежитъ всѣ прельщающ³я насъ порочныя желан³я, и возлюбить строг³й путь добродѣтели, наподоб³е того, какъ бы скинуть съ себя богатую, тщеслав³е увеселяющую, и надѣть скромную, смиренномудр³ю приличную одежду, такъ какъ и здѣсь о Святомъ Варѳоломеѣ сказано: желая во Христа облещися, всѣхъ своихъ, и самыя плотск³я кожи совлекся. Примѣтимъ также и с³е выражен³е, всѣхъ своихъ, какъ оно кратко здѣсь и многознаменательно, потому токмо, что не поставлено при ономъ никакого существительнаго имени, какъ напримѣръ: богатства, друзей, родственниковъ и проч.; ибо все с³е не прибавило бы ничего къ силѣ сихъ словъ: всѣхъ своихъ, въ которыхъ все оное заключается. Въ третьихъ, послѣ сей мысли, что человѣкѣ, облекающ³йся во Христа, всѣхъ своихъ и самыя плотск³я кожи совлекается, въ какое отличное вступаетъ онъ состоян³е? Наѵинаетъ жить въ новости духа жизнь нестарѣемую: какая прекрасная мысль, и какимъ прекраснымъ послѣдовавшимъ изъ того разсужден³емъ заключенная: моли да и азъ совлекшися ветхаго человѣка, облекуся въ новаго по Бозѣ въ правдѣ, прелодоб³и и истинѣ! Такъ писали предки наши: въ словахъ ихъ заключалась всегда мысль, и мысль кратко и сильно выраженная. Нынѣшн³е Француско-Руск³е писатели не читаютъ ихъ, и отъ того-то впадаютъ въ с³е невразумительное пустослов³е, почерпаемое изъ чтен³я однѣхъ чужеязычныхъ книгъ.
   . . . . . . Но яко человѣколюбиваго Бога Мати, пр³ими мое еже отъ скверныхъ устенъ приносимое Тебѣ молен³е, и Твоего Сына, и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновен³е употребляющи, моли да отверзетъ и мнѣ человѣколюбныя утробы своея благости, и презрѣвъ моя безчисленная прегрѣшен³я, обратитъ мя къ покаян³ю, и своихъ заповѣдей дѣлателя искусна явитъ мя.
   Примѣтимъ въ сей къ Богородицъ молитвѣ, какъ въ оной рѣчи: Матернее Твое дерзновен³е употребляющи, слово дерзновен³е прилично употреблено; ибо естьли бы сказать: моли сына Твоего, употребляя Матернюю Твою надъ нимъ власть или силу, тогда бы понят³е заключающееся въ словахъ, молить, просить, имѣло нѣкоторое противурѣч³е съ понят³емъ, заключающимся въ словахъ употреблять власть или силу, означающихъ паче верховность и повелѣн³е, нежели подчиненность и прозьбу. Напротивъ того въ словахъ: моли, употребляя Митернее Твое дерзновен³е, искуснымъ образомъ соединены противоположныя или несходственныя между собою понят³я о преимуществъ и купно подчиненности таковой Матери, которая въ Сынѣ своемъ зритъ Всемогущаго небесъ и земли Владыку. Друг³е могутъ взывать къ нему со страхомъ и трепетомъ, но Ей одной пристойно умолять Его съ дерзновен³емъ, то есть не со власт³ю, какую имѣетъ простая мать надъ простымъ сыномъ, но со смѣлост³ю, каковую Она, яко человѣкъ, не могла бы имѣть къ Богу, естьли бы не была Матерь Его. Отсюду видѣть можно, что въ прежн³я времена о силѣ и знаменован³и словъ прилѣжно разсуждали, а не съ такимъ легкомысл³емъ лѣпили ихъ, какъ во многихъ нынѣшнихъ сочинен³яхъ. Нынѣ вмѣсто: Матернее Твое дерзновен³е улотребляющи, моли да отверзетъ и мнѣ человѣколюбныя утробы своея благости, сказали бы: проси употребляя, какъ Мать, вл³ян³е Твое на Сына, чтобъ Онъ оказалъ надо мною свою трогательность, и назвали бы это безподобною красотою слога.
   Господи Вседержителю, сотворивый небо и землю со всею лѣпотою ихъ, связавый море словомъ повелѣн³я Твоего, заключивый бездну, и запечатствовавый ю, страшнымъ и славнымъ именемъ Твоимъ, Его же вся боятся и трепещутъ отъ лица силы Твоея. Не богаты ли, не сильны ли выражен³я с³и: словомъ повелѣн³я связать море? трепетать отъ лица силы?
   Отъ гласа воздыхан³я моего прильпе кость моя плоти моей. Какъ можно больше и ощутительнѣе выразить дѣйств³е сокрушающей печали?
   Приведемъ еще нѣсколько примѣровъ изъ Библ³и, изъ Прологовъ, изъ Четиминей, и разсмотримъ слогъ оныхъ:
   К³йждо дѣлаше землю свою съ миромъ. Стар³йшины на стогнахъ сѣдяху, и вси о благихъ бесѣдоваху, и юноши облачахуся славою и ризами ратными. И сѣде к³йждо подъ виноградомъ своимъ, и смоковницею своею, и не бысть устрашающаго ихъ. (Маккав. глав. 14). Какое прекрасное описан³е тишины и благоденств³я народнаго при Царѣ мудромъ и добромъ!
   Слышавш³и блажиша мя, спасохъ бо убогаго отъ руки сильнаго, и сиротѣ, емуже не бѣ помощника, помогохъ: благословен³е погибающаго на мя да пр³идетъ, уста же вдовича благословиша мя. Око бѣхъ слѣпымъ, нога же хромымъ, азъ быхъ отецъ немощнымъ. Избрахъ путь ихъ, и сѣдѣхъ Князь, и веселяхся якоже Царь посредѣ храбрыхъ, утѣшаяй печальныхъ. (²ова гл. 29). Какое превосходное царскихъ должностей изображен³е: спасать убогаго отъ руки сильнаго, вспомоществовать сиротѣ, отирать слезы вдовицы; быть окомъ слѣпому, отцемъ немощному; трудиться разумомъ въ избиран³и ведущихъ къ общему благу путей; сидѣть на престолѣ, повелѣвая и направляя умы всѣхъ къ наблюден³ю законовъ; предводительствовать храбрыми и утѣшать печальныхъ!
   Простре Ааронѣ руку на воды Египетск³я, и изведе жабы: яже излѣзше внидоша въ домы и клѣти ложницъ и на постели, и въ домы рабовъ ихъ, и въ тѣста и въ пещи, и на Царя, и на рабы его, и на люди его возлѣзоша жабы. И воскипѣ земля ихъ жабами: яже егда повелѣн³емъ Моисеовымъ изомроша, собраша ихъ Египтяне въ стоги и стоги, и возсмердѣся вся земля Египетская отъ жабъ измершихъ и изгнившихъ.
   Примѣтимъ здѣсь первое, какъ исчислен³е мѣстъ и вещей, и союзъ и, при каждомъ словѣ повторенный, умножаетъ понят³е о великомъ сихъ лѣзущихъ гадовъ количествѣ. Второе, какъ слово и воскипѣ прилично здѣсь и знаменательно. Трет³е, какъ выражен³е въ стоги и стоги, гораздо сильнѣе, нежели бы сказано было: во мног³е стоги. Четвертое, какое глаголъ возсмердѣся даетъ страшное и отвратительное понят³е о сей низпосланной на Египетъ казни, которая была бы несравненно слабѣе изображена, естьлибъ сказано было: и заразися вся земля Египетская.
   Шестая казнь, гнойные струпы горящ³и на человѣцѣхъ и скотѣхъ. Примѣтимъ здѣсь, какъ слово горящ³и прилично къ струпамъ; ибо показуетъ болѣзненное ихъ дѣйств³е или нарыван³е.
   Седмая казнь, градъ и огнь горящъ со градомъ. Какая стихотворческая мысль!
   Отнюдь не почитаю я за излишнее выписать здѣсь изъ Четиминеи цѣлое жит³е трехъ святыхъ дѣвъ: книги с³и рѣдко читаемы бываютъ, и потому слогъ ихъ мало извѣстенъ.
   Три дѣвы Троицѣ Свят³й въ даръ себе принесоша, Минодора, Митродора и Нимфодора. Ин³и приносятъ Богу дары отъ внѣшнихъ имѣн³й своихъ, якоже иногда вси восточн³и Цар³е, злато, ливанъ и смирну. Они же принесоша дары отъ внутреннихъ сокровищъ: принесоша душу яко злато, не истлѣннымъ златомъ искупленную, но честною кров³ю яко агнца непорочна. Принесоша совѣсть чисту яко ливанъ, глаголюще со Апостоломъ: Христово благоухан³е есмы. Тѣло же въ нетлѣнномъ дѣвствъ своемъ на раны за Христа давше, принесоша е въ даръ Богу яко смирну. Вѣдяху добръ, яко Господь не нашихъ временныхъ богатствъ, но насъ самихъ требуетъ, по глаголу Давидову: Гослодь мой еси Ты: яко благихъ моихъ не требуеши. Самихъ убо себе Богу принесоша, яко же святое ихъ жит³е и доблественное страдан³е являетъ.
   Какое прекрасное вступлен³е: три младыя дѣвы приносятъ въ даръ Богу не злато, ливанъ и смирну, но несравненно дражайш³я сихъ сокровища: душу свою, чисту какъ искушенное злато; совѣсть свою, благоухающу какъ ливанъ; тѣло свое непорочное вмѣсто смирны, вѣдая, что Богъ не благихъ нашихъ, но добродѣтелей нашихъ требуетъ. - Далѣе.
   С³и родишася въ Виѳин³и, сестры же суще по плоти, быша сестры и по духу; ибо единодушно избраша Богу работати паче, неже м³ру и сущимъ въ м³рѣ суетствамъ. Хотяще же съ душею и тѣло соблюсти нескверно, да чистотою чистому соединятся жениху своему Христу Господу, послушаша гласа Его глаголюща: изыдите отъ среды людей сихъ, и отлучитеся, и нечистотъ ихъ не прикасайтеся, и Азъ пр³иму вы. Изыдоша убо отъ сопребыван³я человѣческаго, любяще зѣло въ дѣвствѣ пребывати, и устранившеся всего м³ра, на уединенномъ вселишася мѣстѣ, добрѣ вѣдуще, яко неудобь хранитися можетъ чистота дѣвическая посредѣ народа имущаго очи исполнь любод³ян³я и непрестаннаго грѣха. (Разсужден³е весьма справедливое). Яко же бо рѣчныя воды входяще въ море сладость свою погубляютъ, и съ морскими совокуплѣшеся водами бываютъ сланы: тако и чистота егда посредѣ м³ра, аки посредѣ моря вселится, и возлюбитъ его} не возможно ей сланыхъ сластолюб³я водъ не налитися. (Какое прекрасное уподоблен³е!). Дщерь ²аковля Дина, донелѣже не вдадѣ себе въ Сихемъ градъ Языческ³й, дотоль бѣ чиста дѣва: егда же изыде познати дщери тамо обитающ³я, и пр³общися къ нимъ, аб³е погуби дѣвство свое. (Примѣтимъ искуство повѣствован³я: вышесказанное подоб³е уже довольно убѣдительно, однако оное подкрѣпляется еще примѣромъ). Окаянный Сихемъ м³ръ сей съ треми дщерми своими, съ похот³ю плотскою, съ похот³ю очесъ и гордост³ю женскою, ничто же ино вѣсть, точ³ю вредити прилѣпляющихся ему. Яко же смола очерняетъ прикасающагося ей, тако онъ своя рачители, черны, нечисты и скверны творитъ. Блаженъ бѣгаяй м³ра, да не оѵернится его неѵистотами: блажена суть с³я три дѣвы, избѣгш³я отъ м³ра и отъ тр³ехъ его реченныхъ злыхъ дщерей, не очернишася бо ихъ скверными, и быша бѣлы и чисты голубицы, аки двумя крилами дѣян³емъ и Боговидѣн³емъ лѣтающ³я по горамъ и пустынямъ, желающе въ Божественнѣй любви, аки въ гнѣздѣ почити: пустыннымъ бо непрестанное Божественное желан³е бываетъ м³ра сущимъ суетнаго кромѣ. Пребыван³е же ихъ бѣ на нѣкоемъ высокомъ и пустомъ холмѣ, сущемъ близъ теплыхъ водъ въ Пѵѳ³ахъ: аки за два поприща тамо всельшеся живяху въ постѣ и молитвахъ непрестанныхъ. Тихое пристанище и покой добръ чистотѣ своей дѣвической обрѣтоша, яже да невидима будетъ человѣки, скрыша ю въ пустыни: да видима же будетъ Ангелы, вознесоша ю на холмъ высок³й. На высоту горы взыдоша, да прахъ земной отъ ногъ своихъ оттрясте къ небеси приближатся. Отъ самаго мѣста, на немъ-же пребываху, жит³е ихъ добродѣтельное показовашеся. Что бо являетъ пустыня, аще не отвержен³е всего и уединен³е? что вѣщаетъ холмъ, аще не Богомысл³е ихъ? что знаменуютъ теплыя воды, при нихъ же живяху, аще не теплоту ихъ сердечную къ Богу? (какрое соображен³е подоб³й, и какое остроумное изобрѣтен³е мыслей къ распространен³ю слова!) Яко же бо Иэраиль избывъ Египетск³я работы прохождаше пустыню, тако с³я святыя дѣвы изшедше отъ м³ра пустынное облобызаша жит³е. (Прекрасное выражен³е!). И яко Моисей возшедъ на гору узрѣ Бога, тако с³я на высокомъ холмѣ суще, тѣлесныя очи къ Богу возвождаху, умными же взираху на него ясно. И яко тамо ударен³емъ въ камень исхождаху воды, тако въ нихъ отъ смиреннаго въ перси ударен³я потокъ слезный отъ очесъ ихъ исхождаше. (Вездѣ въ уподоблен³яхъ соблюдена ясность и удобовразумительность). И не таковы бяху теплыхъ водъ источницы, какова очеса ихъ теплыя слезы изводящая: т³и бо точ³ю тѣлесное омыти блато можаху, с³и же и душевныя очищаху пороки, и паче снѣга убѣляху. Но что бѣ слезамъ очищати въ тѣхъ, яже оѵистивше себе отъ всяк³я скверны плоти и духа, яко Ангели на земли ложиша? (Какое богатство мыслей истекающихъ одна изъ другой!). Аще въ ч³емъ сердцѣ отъ воспоминан³я множества грѣховъ родится умилен³е и слезы: но въ нихъ, яко въ чистыхъ дѣвахъ, отъ любве къ Богу плача источникъ исхождаше. Идѣже бо отъ Божественныя любве пылаетъ, тамо не возможно водамъ слезнымъ не быти. Такова есть огня того сила, яже егда аки въ пещи въ ч³емъ сердцѣ возгорится, елико пламене, толико и росы умножитъ; елико бо гдѣ есть любве, толико и умилен³я. Отъ любве раждаются слезы, и Христосъ егда надъ Лазаремъ плакаше, речено о немъ: виждъ, како любляте его. Плакахуся святыя дѣвы въ молитвахъ и Богомышлен³яхъ своихъ: любляху бо Господа своего, Его же видѣ ³я насытитися желающе, со слезами времени того ожидаху, когда пр³ити и узрѣти любимаго жениха небеснаго, каяждо отъ нихъ съ Давидомъ вѣщаше: Когда пр³иду и явлюся лицу Бож³ю? быша слезы моя мнѣ хлѣбъ день и нощъ. Аки бы глаголюще: о семъ день и нощъ слезимъ, яко не скоро приходитъ то время, въ неже бы намъ пр³ити и явитися лицу сладчайшаго рачителя нашего ²исуса Христа, Его же видѣн³я сице насыщатися желаемъ, имже образомъ желаетъ елень на источники водныя.
   Сицевымъ жит³емъ особнымъ егда святыя дѣвы устраняхуся отъ человѣкъ, отъ Бога явлены быша: не можетъ бо укрытися градъ верху горы стоя. Ибо исцѣлен³я недужнымъ чудесно отъ нихъ бывающая, яко велегласныя трубы по всей странѣ той о нихъ возвѣстиша. Въ то время царствова Максим³янъ злочестивый: страною же тою обладаше Фронтонъ Князь, иже слышавъ о святыхъ дѣвахъ, повелѣ яти ихъ, и привести предъ себе. Агницы Христовы ихъ-же пустынныя не вредиша звѣри, с³и отъ человѣкъ звѣрообразныхъ яты, и предъ мучителя, приведены быша. Сташа на судъ нечестивыхъ три дѣвицы яко три Ангели, имъ же бы не предъ человѣкомъ, но предъ самимъ въ Троицѣ славимымъ Богомъ стояти. Недостойни бяху оѵи людей грѣшныхъ на святолѣпная лица ихъ смотрѣти, яже Ангельскою красотою и благодат³ю Святаго Духа с³яху. Удивлятеся мучитель таковой красотѣ ихъ въ пустыни храненой, каковыя ниже въ домѣхъ царскихъ видѣ когда; ибо аще и тѣлеса ихъ многими труды и постами бяху до конца умерщвлена, обаче лица дѣвическ³я лѣпоты своея не погубиша, паче же обрѣтоша ю. Идѣже бо духовныя радости и весел³я сердце бѣ исполнено, тамо не можаше увянути цвѣтъ красоты личныя, по писанному: сердцу веселящуся, лице цвѣтетъ. Имать же иногда и воздержан³е ничто сицево, яко вмѣсто дряхлости лѣпотою краситъ лица человѣческ³я, яко же Дан³ила и съ нимъ тр³ехъ отрокъ, сихъ въ постѣ и воздержан³и живущихъ красота превосхождаше всѣхъ отроковъ царскихъ: тоже видѣти бѣ и въ святыхъ дѣвахъ, яко изумѣватися человѣческому уму, зряще пустынныя цвѣты и дщери Бож³я красотою своею и добротою превосходящ³я всякую лѣпоту дщерей человѣческихъ.
   Вспроси же я Князь первѣе о именахъ и отечествѣ, они же сказаша, яко отъ имене Христова Христ³ане именуются, при крещен³и же имена пр³ят³я суть, Минодора, Митродора и Нимфодора, въ той странѣ Виѳин³истѣй отъ единаго отца и матере рождены. Та же простре Князь къ нимъ рѣчь свою, ласкан³емъ къ своему злочест³ю ихъ приводя и глаголя: о дѣвы красныя! васъ велицыи боги наши возлюбиша, и красотою сицевою почтоша, еще же и великими богатствы почтити васъ готовы, точ³ю вы честь имъ воздадите, и съ нами принесите имъ жертву и поклонен³е: азъ же васъ предъ Царемъ имамъ похвалити. И егда узритъ вы Царь, возлюбитъ васъ, и многими почтетъ дарами, за великихъ же боляръ своихъ отдастъ вы, и будете паче иныхъ женъ честны, славны и богаты. Тогда Минодора старѣйшая сестра, молчаливая отверзе уста своя глаголющи: Богъ насъ создалъ, и образомъ своимъ украсилъ, сему кланяемся, инаго же бога кромѣ Его ниже слышати хощемъ. Даровъ же вашихъ и честей тако требуемъ, яко же кто требуетъ смет³я ногами попираемаго: еще же и благородныя мужи отъ Царя твоего намъ обѣщаеши: и кто можетъ лучш³й быти паче Господа нашего ²исуса Христа, Ему же вѣрою уневѣстихомся, чистотою спрягохомся, душею прилѣпихомся, любов³ю соединихомся, и Онъ наша есть честь и слава и богатство, и отъ Него не точ³ю ты и Царь твой, но ни весь м³ръ сей отлучити насъ возможетъ. Митродора же рече: Кая польза человѣку, аще м³ръ весь пр³обрящетъ, душу же свою оттщетитъ? что бо намъ есть м³ръ сей противу любимаго жениха и Господа нашего? блато противу злата, тѣма противу солнца, желчь противу меда: убо м³ра ли ради суетнаго имамы отпасти любве Господни, и погубити души наша? да не будетъ! (Какое предъ грознымъ суд³ею смѣлое изъявлен³е любви къ Богу, отвержен³е отъ предлагаемыхъ благъ, и презрѣн³е къ м³рскимъ почестямъ, когда должно для нихъ оставишь вѣру!). Мучитель же рече: много глаголете, яко не видите муки, и не пр³емлете ранъ: яже егда увѣсте, инако рещи имате. Отвѣща же ревност³ю Нимфодора: муками ли и лютыми рацами устрашити насъ хощеши? собери здѣ отъ всея вселенныя мучительская оруд³я, мечи, рожны, ногти желѣзныя, призови всѣхъ мучителей отъ всего м³ра, совокупи вся виды мукъ, и обрати я на слабое тѣло наше, узриши, яко первѣе вся тая оруд³я сокрушатся, и всѣмъ мучителемъ руцѣ устанутъ, и вси твои мукъ виды изнемогутъ, неже мы Христа нашего отвержемся, за Него же горк³я муки сладкимъ раемъ, а временная смерть, вѣчнымъ животомъ намъ будетъ. (Можно ли сильнѣе описать непоступную въ вѣрѣ твердость, воспламеняющуюся ревност³ю при напоминан³и о мукахъ, и кто с³я, которая предъ лицемъ грознаго мучителя, исчисляя роды оруд³й, толикое мужество въ себѣ являетъ? Младая дѣва! не находимъ-ли мы здѣсь подоб³я киста, каковою Тассъ изобразилъ представшую предъ Аладина Софрон³ю свою?). Князь же рече къ нимъ: совѣтую вамъ яко отецъ, послушаете мя чада и пожрите богомъ нашимъ, единородныя сестры есте, не восхотите убо едина другую видѣти безчест³я и студа исполнену и лютыя муки терпящую, ни хотите цвѣтъ красоты вашей увядающъ зрѣти. Не добрѣ ли глаголю? Не суть ли вамъ на пользу словеса моя? Воистинну отеческ³й совѣтъ даю, не хотя видѣти васъ обнажаемыхъ, б³емыхъ, терзаемыхъ и на уды раздробляемыхъ. Повинитеся убо повелѣн³ю моему, да не точ³ю у мене, но и у Царя благадать обрящете, и вся благ³я пр³емше въ благополуч³и преживете дни своя послушавше мя нынѣ: аще же ни, то аб³е горк³я бѣды и тяжк³я болѣзни обымутъ вы, и погибнетъ красота лица вашего. (Здѣсь примѣтить надлежитъ, какое искуство употребляетъ Сочинитель, дабы твердость въ вѣрѣ изобразишь торжествующею надъ всѣмъ. Сколько прелестей и ужасовъ собрано для поколебан³я юныхъ сердецъ! Съ. одной стороны угрожаются онѣ лютыми мучен³ями и смерт³ю, съ другой предлагается имъ изобильная жизнь и сладость брака; мучитель вмѣсто гнѣва и угрозъ, хладомъ своимъ скрѣпляющихъ твердую душу, нападаетъ на нихъ кротост³ю, сожалѣн³емъ, прозьбою, совѣтами, ласками, теплотою своею смягчающими крѣпость духа; однако же посредѣ сихъ увѣщаван³й своихъ не забываетъ, къ возбужден³ю въ нихъ страха и трепета, напомянуть мимоходомъ о терзан³и, о раздроблен³и ихъ на уды, въ случаѣ непослушан³я. Отвѣты святыхъ дѣвъ убѣдительны, сильны, смѣлы; но безъ дерзости, безъ гордости; нѣтъ въ нихъ ничего, кромѣ благородной смѣлости сердца, преисполненнаго любви къ Богу, уповающаго на безсмерт³е души, и увѣреннаго въ правотѣ своихъ чувствъ). На с³я словеса отвѣща Минодора: намъ, о суд³е! ни ласкан³е твое есть пр³ятно, ни прещен³е страшно: вѣмы бо, яко наслаждатися съ вами богатствъ, славы и всѣхъ сластей временныхъ, есть вѣчную себѣ горесть готовити во адѣ: терпѣть временныя за Христа муки, есть вѣчную себѣ на небесѣхъ радость ходатайствовати; и тое благополуч³е, еже намъ обѣщаеши, есть непостоянно, и муки, имиже намъ претиши, суть временны. Нашего же Владыки, и муки, яже уготова ненавидящимъ Его, суть вѣчны, и множество благости, юже сокры любящимъ Его, есть некончаемо: того ради не хощемъ вашихъ благъ, ниже боимся мукъ, яко временны суть: боимся же мукъ адскихъ, и взираемъ на небесная благ³я, яко вѣчна сутъ, а наипаче, яко любимъ Христа жениха нашего, тѣмъ и умрети за Него желаемъ: умрети же единодушно вкупѣ, да покажемѣя сестры быти духомъ паче, неже тѣломъ. И яко же едина насъ утроба роди въ м³ръ, тако едина за Христа мученическая смерть да изведетъ отъ сего м³ра, и единъ да пр³иметъ ны чертогъ Спасовъ, и тако не разлучимся съ собою во вѣки. Посемъ возведши очи горѣ воздохну, и реѵе: о ²исусе Христе Боже нашъ, не отвержемся Тебе предъ человѣки, ни Ты отвержися насъ предъ Отцемъ Твоимъ, иже есть на небесѣхъ. И паки къ мучителю глагола: мучи убо, о суд³е, тое, еже тебѣ красно быти видится, тѣло наше, уязви е ранами, ни едино бо лучшее тѣлу нашему украшен³е можетъ быти, ни злато, ни маргариты, ниже многоцѣнныя одежды якоже раны за Христа нашего, ихъ-же подъяти давно желаемъ. (Какая преисполненная усерд³я ко Христу молитва, и какая потомъ твердая къ суд³и рѣчь!). Князь же къ ней рече: ты старѣйша еси и лѣты и разумомъ, имѣла бы еси и другихъ учити, да повинутся повелѣн³ю Цареву и нашему: ты же и сама не слушаеши и оныхъ развращаеши. Послушай убо мя, молю тя, сотвори повелѣнное, поклонися богомъ, да и тыя на тебѣ смотряще тоже сотворятъ. Отвѣща же Святая: всуе трудишися Княже, пек³йся насъ отъ Христа отлучити, и къ поклонен³ю идоломъ, ихъже вы богами зовете преклонити. Ни азъ сотворю сего, ниже сестры моя, съ ними же есмь, якоже и они со мною, едина душа, едина мысль, едино сердце Христа любящее. Совѣтую убо тебѣ, не трудися болѣе словами, но самою искушай вещ³ю: б³й, сѣцы, жги, на уды раздробляй, тогда узриши, повинемся ли безбожному твоему повелѣн³ю. Христовы есмы, и за Него умрети готовы. С³я слышавъ Фронтонъ Князь ислолнися ярости, и весь гнѣвъ свой на Минодору изл³я: и аб³е повелъ меньш³я двѣ сестры, отведши Минодору старѣйшую ихъ сестру, обнажити, и четыремъ спекулаторомъ бити. Б³ена же бысть Святая, и проповѣдникъ воп³яте: почти боги и похвали Царя, и законовъ его не уничижай. Биша же ю чрезъ два часа. И егда глагола къ ней мучитель: пожри богомъ. Она отвѣща ему: не ино что творю, точ³ю жертву приношу, не видиши ли, яко вся себе принесохъ жертву Богу моему? (Какой приличной и спокойной отвѣтъ посреди мучен³я!). Мучитель же веляте слугамъ жесточае бити ю. Биша убо по всему тѣлу безъ помилован³я, сокрушающе составы ея, ломающе кости и плоть раздробляюще. Она же усердною безсмертнаго жениха своего любов³ю и желан³емъ объята, доблественно терпяте, аки не слышащи болѣзни. Та же изъ глубины сердечныя возопи: Господи ²исусе Христе, весел³е мое, и любве сердца моего, къ Тебѣ прибѣгаю надеждо моя, и молю, пр³ими въ мирѣ душу мою: и с³я рекши испусти духъ, и пойде къ возлюбленному жениху своему, ранами яко многоцѣнными утварѣми украшена.
   По четырехъ же днехъ Митродору и Нимфодору мучитель предъ собою на судѣ поставивъ, положи при ногахъ ихъ мертвое тѣло старѣйш³я сестры ихъ, и лежаше тое честное Святыя Минодоры тѣло наго непокровенно нимало, ниже бѣ на немъ не уязвленнаго мѣста, вся уды сокрушены, отъ ногъ до главы не бѣ цѣлости, и бѣ умиленъ позоръ всѣмъ зрящимъ. (Какое новое и ужасное средство къ поколебан³ю твердости двухъ оставшихся сестръ!) С³е же сотвори мучитель, акибы глаголя: видите ли сестру вашу, тоже и вамъ будетъ. И надѣешеся, яко тыя двѣ сестры видѣвше тако лютѣ умученное тѣло сестры своея, убоятся и повинутся воли его. Всѣ же предстоящ³й смотряще на мертвое и лютѣ уязвленное тое тѣло, естественною побѣждахуся жалост³ю, и явѣ умиляющеся плакаху, точ³ю единъ мучитель болѣе ожесточашеся аки камень. Святыхъ же дѣвъ Митродору и Нимфодору само естество и любовь, яже къ сестрѣ, аще и преклоняте къ слезамъ, обаче возбраняте имъ большая любовь Христова, и извѣстная надежда, яко сестра ихъ уже въ чертозѣ жениха своего веселится, и оныхъ къ себѣ ждетъ, да таковыми же ранами украсившеся потщатся пр³ити и явитися лицу всевожделѣннаго Господа: и тое удержаваше отъ слезъ Святыя дѣвы, яже взирающе на предлежащее имъ Святое тѣло, глаголаху: благословенна ты сестра и мати наша сподоблѣшаяся вѣнцемъ мученичества вѣнчана быти, и внити въ чертогъ жениха твоего: помолися убо преблагому Господу, Его жены нѣ зрити, да не медля повелить и намъ твоимъ же путемъ пр³йти къ Нему, и поклонитися Величеств³ю Его, наслаждатися же любве Его, и веселитися съ Нимъ во вѣки. О мучители! Почто медлите долго не убивающе ны? Почто лишаете насъ части возлюбленныя сестры нашея? Почто не скоро с³ю намъ подаете смерти чашу, ея же аки пресладкаго пит³я жаждемъ? Се готовы уды наша на раздроблен³е, готовы ребра на жжен³е, готова плоть на растерзан³е, готовы главы на усѣчен³е, готово сердце на мужественное терпѣн³е: начните убо дѣло ваше, не надѣйтеся бо отъ насъ болѣе ничто же, не преклонимъ колѣна богомъ лжеименитымъ. Видите насъ усердно желающихъ смерти, и что хощете болѣе? умрети съ сестрою нашею за Христа Гослода жениха нашего прелюбезнаго желаемъ. (Какой мужественный слогъ и какое торжество вѣры! Лежащее предъ глазами тѣло уб³енной сестры, ожидан³е тойже самой участи надъ собою, увѣщеван³е, убѣжден³е, обѣщан³е всякаго рода земныхъ благополуч³й: колик³я суть оруд³я къ потрясен³ю твердости душевной! Но какая сила чувствъ, и какое величество духа, чѣмъ болѣе стѣсняемаго, тѣмъ болѣе неунывающаго и растущаго!). Егдаже суд³я аще и видѣ небоязненныя ихъ умы, и желан³е смерти за Христа непремѣнное, обаче покушаяся еще ласкан³емъ къ своему преклонити единомысл³ю, нѣчто лукавое глагола. Отвѣщаша: доколѣ не престанеши, окаянне, нашему твердому предложен³ю противная глаголати? аще емлеши вѣру, яко единаго корене вѣтьви, единыя утробы сестры есмы, то вѣждъ извѣстно, яко и мысль едину имамы, юже отъ уб³енныя тобою сестры нашея разумѣй: аще бо та ни единъ имущи предъ очесы страдан³я мужественнаго образъ толикую въ терпѣн³и яви силу, что убо мы сотворимъ смотряще на сестру нашу образъ намъ себе давшую? Не видиши ли, како она аще и лежащи, и уста затворена имущи, обаче отверстыми своими ранами, якоже усты наказуетъ ны, и увѣщаваетъ къ подвигу, страдальческому? Не разлучимся убо отъ нея, ни расторгнемъ сроднаго нашего союза, но умремъ, якоже и она умре за Христа. (Какой оборотъ мыслей и какое противное намѣрен³ю слѣдств³е! Изъ того жестокаго зрѣлища, изъ того самаго безчеловѣчнаго примѣра, которымъ мучитель мнилъ устрашить ихъ, почерпаютъ они новую къ подкрѣплен³ю силъ своихъ пищу! И съ какимъ притомъ убѣдительнымъ краснорѣч³емъ объясняются: вмѣсто затворенныхъ устъ сестры ихъ вѣщаютъ къ нимъ отверстыя ея раны!). Отрицаемся обѣщанныхъ вами богатствъ, отрицаемся славы, и всего, еже отъ земли есть и въ землю паки возвратится. Отрицаемся тлѣнныхъ жениховъ, имуще нетлѣннаго, Его же любимъ, и Ему же въ вѣно нашу за Него смерть приносимъ, да безсмертнаго, вѣчнаго, чистаго и святаго чертога Его спѣдобимся. Тогда мучитель отчаявъ надежды своея разъярися зѣло, и повелѣ Нимфодору отвести, Митродору же повѣсивше свѣщами опалити тѣло ея: и опаляема бѣ по всему тѣлу чрезъ два часа. Такову же терпящи муку, возвождаше очеса своя къ единому, за Него же страдаше, возлюбленному жениху своему, помощи отъ Него просящи. Опаленную же аки угль, снемше съ древа, повелѣ мучитель палицами желѣзными крѣпко бити, сокрушающе вся уды ея и въ тѣхъ мукахъ Святая Митродора взывающи ко Господу, предаде въ руцѣ Его Святую свою душу. умершей же ей, приведена бысть трет³я агница Христова Святая Нимфодора, да двоихъ уже сестръ своихъ мертвая тѣлеса видитъ, и тѣхъ лютаго уб³ен³я устрашившися отвержется Христа. Нача же къ ней Князь лукаво вѣщати: о красная дѣвице! Ея же азъ паче иныхъ удивляюся лѣпотѣ, и о юности милосердствую: бози ми суть свидѣтел³е, яко не мнѣе тя люблю дщере моея: точ³ю приступи и поклонися богомъ, и аб³е велику имѣти будеши у Царя благость, дастъ бо тебя имѣн³я и чести: а еже есть больше, многое у него будеши имѣти дерзновен³е. Аще же ни, увы мнѣ, злѣ погибнеши, яко же и твоя сестры, ихъ же тѣлеса видиши. Святая же вся словеса его вмѣняющи аки вѣтръ, не внимаше имъ, но и противу вѣщая укори идолы и идолопоклонниковъ, Давидски глаголя: идоли языкъ сребро и злато, дѣла рукъ человѣческихъ: подобни имъ да будутъ творящ³и я, и вси надѣющ³ися на ня. Видя же беззаконный, яко не успѣетъ словесы ничто же, повелѣ обнаживши ю повѣсити, и ногтѣми желѣзными строгати тѣло ея. Она же въ тѣхъ мукахъ ничесо же нетерпѣливо показа, ни возопи, ниже возстена, но точ³ю горѣ очи возведши, двизаше устнами сеоими, еже бѣ знамен³емъ ея къ Богу прилѣжныя молитвы. И егда воп³яте проповѣдникъ, пожри богомъ, и свободишися отъ муки. Отвѣща Святая: азъ пожрохъ себе Богу моему за Него ми и страдати сладко, и умрети пр³обрѣтен³е. Наконецъ мучитель повелѣ палицами желѣзными убити до смерти, и уб³ена бысть Святая за свидѣтельство ²исусъ Христово. Тако троица дѣвицъ Святую Троицу прослави смерт³ю страдальческою. Мучителю же недовольно бѣ мучити живыя, но и на мертвыя неукротимую свою изл³я лютость: повелѣ бо огнь великъ возгнѣтити, и тѣлеса святыхъ мученицъ въ него на сожжен³е во врещи. Сему же бывшу, внезапу друг³й огнь съ великимъ громомъ съ небесе спаде, и въ мгновен³е ока сожже фронтона Князя и вся его слуги мучивш³я святыхъ мученицъ. На вознѣщенный же огнь дождь великъ изл³яся и погаси его. (Толь лютому дѣйств³ю какой приличнѣйш³й конецъ быть можетъ, какъ не сей, что громъ поразилъ мучителей, и дождь погасилъ воспаленный ими огнь!). А вѣрн³и вземше тѣлеса святыхъ отъ огня неврежденная, погребоша я честно близъ теплыхъ водъ въ единомъ гробъ. Ихъ-же едина утроба роди, тѣхъ и гробъ единъ пр³я, да яже неразлучны быша въ животѣ своемъ, неразлучны будутъ и по смерти. Сестры быша на земли, сестры суть на небеси въ единомъ чертозѣ жениха своего, сестры и во гробѣ. Надъ ними же создана бысть Церковь во имя ихъ, и истекаху, отъ нихъ исцѣлен³й рѣки, во славу Бога въ Троицѣ единаго, и въ память тр³ехъ дѣвицъ святыхъ, ихъ же молитвами да сподобимся зрѣти, Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога, Ему же слава во вѣки, аминь.
   Всѣ с³и приведенныя для примѣра здѣсь выписки изъ Священныхъ писан³й суть отнюдь не так³я, которыя бы съ особливымъ тщан³емъ выбраны были, но случайно взяты изъ немногаго числа попадавшихся мнѣ въ руки книгъ. Между тѣмъ, естьли мы безъ всякаго предубѣжден³я и предразсудка, вникнувъ хорошенько въ языкъ свой, сравнимъ ихъ съ самыми краснорѣчивѣйшими иностранными сочинен³ями, то должны будемъ признаться, что оныя ни общимъ расположен³емъ описан³я или повѣствован³я, ни соображен³емъ понят³й, ни остротою мыслей, ни изобрѣтен³емъ, ни украшен³емъ, ни чистотою и величавост³ю слога, не уступаютъ имъ. Откудужъ мысль с³я, что мы не имѣемъ хорошихъ образцовъ для наставлен³я себя въ искуствѣ слова? Отъ малаго разумѣн³я языка своего. Почему считаемъ мы себя толь бѣдными? Потому что не знаемъ всего своего богатства. Справедливо ли с³е, что языкъ нашъ нынѣ токмо начинаетъ образоваться? Весьма справедливо! Сличимъ еще разъ вышепоказанный необразованный слогъ Славенск³й съ нынѣшнимъ образованнымъ слогомъ, и мы тотчасъ с³е увидимъ. Разогнемъ какую нибудь изъ книгъ, а особливо изъ переводовъ нашихъ, нынѣ издаваемыхъ которые, благодаря Француснимъ Авторамъ, обучающимъ насъ Рускому языку, почти всѣ одинакимъ складомъ пишутся; разогнемъ, говорю, какую нибудь изъ книгъ сихъ, мы найдемъ въ ней:
   ....,,Осталась у него одна только дочь. Онъ принялъ всевозможныя старан³я о развит³и ея характера, 1) и неусыпно пекся о томъ, чтобъ ее сохранить въ расположен³яхъ свойственн³йшихъ щаст³ю. 3) Она показала, въ первыхъ еще своихъ лѣтахъ, рѣдкую остроту ума, живыя чувствован³я и легкое благоволете; 3) но однакожъ 4) можно было примѣнить въ ней весьма великую наклонность къ огорчен³ю отъ малѣйшей причины. Когда она достигла до юношескихъ лѣтъ, тогда с³я чувствительность дала разсудительный оборотъ ея мыслямъ, тихость ея нравамъ, 5) которые придавали блескъ ея красотѣ, и дѣлала 6) ея 7) гораздо любезнѣйшею въ глазахъ тѣхъ, которыя 8) были одарены подобными свойствами; но Сентъ Оберъ былъ столько благоразуменъ, что не могъ 9) предпочесть красоту добродѣтели; будучи проницателенъ, онъ могъ судить, сколь с³я красота бываетъ опасна для той 10), которая обладаетъ ею, и потому не могъ радоваться этому. 11) Такимъ образомъ сталъ онъ стараться укрѣплять ея характеръ 12) и пр³учать ея 13) господствовать надъ своими наклонностями, и обуздовать свои стремлен³я; онъ научилъ ея 14) удерживать первое движен³е и переность хладнокровно безчисленныя сопротивлен³я 15) встрѣчающ³яся въ жизни; но чтобъ научить ее принуждать себя 16), влить въ сердцѣ ее 17) спокойное достоинство, 18), которое одно сильно преодолѣть страсти и возвысить насъ превыше 19) всѣхъ печальныхъ произшеств³й и злощаст³й, то онъ самъ имѣлъ нужду въ мужествѣ, и не безъ труда показывалъ видъ, что его не трогаютъ слезы, маловажныя огорчен³я, которыя причиняла иногда Эмил³и предусмотрительная его прозорливость 20). Эмил³я похожа была на свою мать. Она имѣла прекрасную ея тал³ю 21), нѣжныя черты ея лица; имѣла подобно ей глаза голубые, нѣжные и милые 22); но какъ ни были прелестны ея черты, только особенно выражен³я ея осанки, перемѣняющейся подобно предметамъ, коими она трогалась, придавало ея фигурѣ непреодолимую прелесть 23)."
   1) Что такое: развивать характеръ? Похоже ли это на Руской языкъ?
   2) Что такое: сохранитъ ее въ расположен³яхъ свойственнѣйшихъ щаст³ю? Могутъ ли стихи древнихъ Оракуловъ быть темнѣе сего?
   3) Что такое: живыя чувствован³я и легкое благоволен³е? Пустой звукъ словъ не можетъ быть вразумителенъ.
   4) Что значитъ здѣсь однакожъ? Союзъ сей показываетъ всегда нѣкоторое изъят³е изъ предъидущаго положен³я, какъ напримѣръ: онъ хотя тихаго нрава и терпѣливъ, однакожъ не дастъ себя въ обиду. Здѣсь слова терпѣн³е и обида имѣютъ нѣкоторую между собою противуположность, поелику предполагается, что обида можетъ разрушить терпѣн³е. Но живость или пылкость чувствъ въ томъ и состоитъ, что человѣкъ склоненъ къ радостямъ и огорчен³ямъ отъ малыхъ причинъ: къ чемужъ. здѣсь союзъ однакожъ?
   5) Что такое: с³я чувствительность дала разсудительный оборотъ ея мыслямъ? Что такое: с³я чувствительность дала тихость ея нравамъ? Откуду научаемся мы такому чудному составлен³ю рѣчей, такимъ страннымъ выражен³ямъ?
   6) Здѣсь глаголы спутаны: послѣ множественнаго придавали, поставленъ тотчасъ единственный, и дѣлала, относящ³йся къ чувствительности, о коей прежде говорено было. Прекрасный выдетъ слогъ, когда мы глаголы такъ располагать будемъ: чувствительность дала, нравы придавали, и дѣлала!
   7) Здѣсь мѣстоимен³е ея поставлено не въ томъ падежѣ; должно говоришь и дѣлала ее, а не ея. Мы послѣ изъ многократнаго впадан³я въ с³ю погрѣшность увидимъ, что это не опечатка.
   8) Не давно было которые: близкаго и частаго повторен³я сего мѣстоимен³я надлежитъ избѣгать, да притомъ-же здѣсь надлежало сказать которыя, поелику говорится о женщинахъ, а не о мущинахъ.
   9) Глаголъ не могъ поставленъ здѣсь весьма не къ статѣ; ибо кто чего не дѣлаетъ по невозможности, а не по доброй воли, тому и благоразум³я приписывать не должно.
   10) Здѣсь мѣстоимен³е той означаетъ женщину, но можетъ относиться къ красотѣ; ибо сказано: с³я красота опасна бываетъ для той (красоты). Подобнаго двумысл³я въ хорошемъ слогѣ надлежитъ избѣгать.
   11) И потому не могъ радоваться этому, есть весьма грубой и слуху противной слогъ.
   12) Укрѣплять характеръ, есть нелѣпица.
   13) Здѣсь вторично мѣстоимен³е ея поставлено не въ томъ падежѣ: пр³учать ее, а не ея.
   14) Тажъ самая погрѣшность въ трет³й разъ.
   15) Безчисленныя сопротивлен³я. Оба с³и слова здѣсь не у мѣста, и потому больше служатъ къ затмѣн³ю, нежели къ ясному выражен³ю мысли. Слово сопротивлен³е не значитъ противность, или противный и непр³язненный случай, но значитъ борьбу нашу съ сими случаями, и слѣдственно глаголъ переносить не приличествуетъ оному; ибо переносить противности можно, а переносить сопротивлен³я есть тоже самое, что сопротивляться сопротивлен³ямъ. Слово же безчисленныя отнимаетъ вѣроятность у словъ переносить хладнокровно. Дабы сдѣлать мысль с³ю правдоподобною и ясною, надлежало бы сказать: и переносить хладнокровно встрѣчающ³яся въ жизни противности, не обременяя понят³я нашего неимовѣрнымъ словомъ безчисленныя. Даже и въ сихъ словахъ: переносить хладнокровно, заключается уже нѣчто не естественное, и для того гораздо ближе къ нашимъ чувствамъ: переносить терпѣливо. Сколько писателю разсуждать должно, когда онъ желаетъ, чтобъ писан³е его не было вздорное!
   16) Принуждать себя, есть весьма слабоѳ и не ясное выражен³е; настоящее слово: владѣть собою.
   17) Здѣсь въ четвертый разъ мѣстоимен³е ее поставлено не въ томъ падежѣ: влить въ сердцѣ ея, а не ее.
   18) Влить въ сердцѣ спокойное достоинство, есть одинъ пустой звукъ словъ, безъ всякой мысли.
   19) Возвыситься превыше. Вознестись превыше, можно сказать; но возввситься пребыше, отдалиться далѣе, приближиться ближе, подобныя сему выражен³я не составляютъ красоты слога.
   20) Предусмотрительная прозорливость есть такоеже выражен³е, какъ: высокая высота, зримая видимость и проч.
   21) Тал³я. Тал³и бываютъ также и у Рускихъ женщинъ, а потому кажется и назван³ю сему надлежало бы также быть и въ Рускомъ языкѣ.
   22) Можно сказать: прекрасные, черные, голубые глаза. Можно также сказать: милые глазки, милой ротикъ; но весьма не хорошо: милые нѣжные глаза! милой нѣжной ротъ!
   23) Выражен³е осанки, перемѣняющейся подобно предметамъ, коими она трогалась придавала фигурѣ ея непреодолимую прелесть!!! Послѣ таковой ясности смысла и красоты слога не остается намъ ничего, какъ токмо удивляться, въ какое краткое время и как³е велик³е успѣхи, учась у Французовъ, сдѣлали мы въ Росс³йскомъ языкѣ!
   Въ краткой выпискѣ сей, содержащей въ себѣ не болѣе двухъ страницъ, находимъ имъ такое великое число несвойственностей, погрѣшностей, нескладицъ и нелѣпостей: сколькожъ найдемъ мы ихъ во всей книгѣ? Можетъ быть въ возражен³е скажутъ мнѣ, что я выбралъ самое худое мѣсто и самый слабый переводъ, по которому не должно заключать вообще о всѣхъ переводахъ. Я и не говорю обо всѣхъ, однакожъ смѣло отвѣчаю, кто изъ десяти девять таковыхъ, въ которыхъ подобный сему бредъ выдается за красоту слога. Разогните нынѣшн³я наши книги, вы увидите, что главная часть писателей нашихъ щеголяютъ симъ тарабарскимъ языкомъ, и называютъ его новымъ, вычищеннымъ, утонченнымъ! Книги с³и печатываются, умножаются, никто не оговариваетъ ихъ, слогъ ихъ похваляется; молодые люди, мало упражнявш³еся въ языкѣ своемъ, читая ихъ пр³учаютъ умъ свой къ ложнымъ понят³ямъ, къ худому складу, къ невразумительнымъ выражен³ямъ; зло с³е возрастаетъ, распространяется, дѣлается общимъ. Оное по свойству нашему наклонному къ подражан³ю, по привычкѣ, дѣлающей всякую странную вещь не странною, такъ прилипчиво, такъ непримѣтно вкрадывается въ насъ, что тѣ самые люди, которые видятъ его и воютъ противъ него, не чувствуютъ, что они сами имъ заражены. Желаете ли предъ глазами своими имѣть тому примѣръ? Прочитайте слѣдующее о нынѣшнемъ воспитан³и нашемъ разсужден³е:
   ,,Естьли бы перестали у насъ воспитывать дѣтей не справясь съ ихъ склонностями и дарован³ями, естьли бы перестали родители избирать имъ состоян³е безъ цѣли и предназначен³й, то можно надѣяться, что слѣдующее поколѣн³е произрастило бы лучшихъ людей на сценѣ гражданскаго м³ра! Разсмотрите физически и морально всякое юное существо вступающее въ учен³е; опредѣлите ему съ первой буквы его состоян³е, его мѣсто въ обществѣ, займите его всѣми познан³ями, всѣми опытами, касающимися единственно до его предмета; усовершенствуйте его въ одной части, сдѣлайте изъ него добраго гражданина, или ученаго, или суд³ю, или воина, или пресвитера, или купца, или земледѣльца; удалите отъ него попугаевъ иностранныхъ, всю эту д³алектику чужеземную; оставьте непростительное, грубое заблужден³е, чтобы ломать языкъ ихъ въ молодости для пр³ятаго выговора чужаго и большею част³ю для моды, не давши глубокаго понят³я о своемъ; научите ихъ подражать иностранцамъ, которые весьма худо изъясняются и нашимъ языкомъ, и другими, пренебрегая с³ю маловажную часть воспитан³я: однакожъ не меньше того насъ учатъ, просвѣщаютъ; увѣрьте, что можно не краснѣя весьма худо говоришь иностраннымъ языкомъ и быть весьма полезнымъ членомъ общества; твердите имъ, что не умъ богатъ языкомъ, а языкъ умомъ. Переувѣрьте ихъ въ обольщающей химерѣ, что будто въ чтен³и однихъ иностранныхъ книгъ можно только почерпать высок³я, новыя идеи; онѣ раждаются

Другие авторы
  • Никандров Николай Никандрович
  • Ухтомский Эспер Эсперович
  • Осоргин Михаил Андреевич
  • Гуковский Г. А.
  • Венгерова Зинаида Афанасьевна
  • Грот Николай Яковлевич
  • Бунин Иван Алексеевич
  • Юрковский Федор Николаевич
  • Радзиевский А.
  • Башуцкий Александр Павлович
  • Другие произведения
  • Гельрот М. В. - Ницше и Горький
  • Муравьев-Апостол Иван Матвеевич - Рассуждение о причинах, побудивших Горация написать сатиру 3-ю первой книги
  • Вяземский Петр Андреевич - Федора, историческая повесть или быль с примесью
  • Богданович Ангел Иванович - В Тумане Андреева и "Одна за многих"
  • Писемский Алексей Феофилактович - М. П. Еремин. Выдающийся реалист
  • Анненский Иннокентий Федорович - А.В.Федоров. Иннокентий Анненский - лирик и драматург
  • Парнок София Яковлевна - Письма
  • Плеханов Георгий Валентинович - Поземельная община и ее вероятное будущее
  • Андерсен Ганс Христиан - Стихотворения
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Медвежник
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 291 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа