Главная » Книги

Шулятиков Владимир Михайлович - М. К. Добрынин. В. М. Шулятиков (Из истории русской марксистской кри..., Страница 2

Шулятиков Владимир Михайлович - М. К. Добрынин. В. М. Шулятиков (Из истории русской марксистской критики)


1 2 3

ошибок В. Шулятикова недостаточно, "Психологический источник" шулятиковской "простоты" надобно видеть в полемическом "озорстве", в той его "решительности", которую В. Шулятиков сам несколько раз подчеркивает... (дальше сноска и цитата из В. Шулятикова).
   Почему Гурштейн считает достаточным установление "психологического источника" для объяснения ошибок В. Шулятикова, нам это неизвестно, да и верен ли этот источник - тоже неизвестно. "Озорство и решительность", по правде говоря, объяснить так может человек, обладающий, подобно В. Шулятикову, и одним и другим качеством: и "озорством" и "решительностью".
  
   Что же касается непосредственной связи, между хозяйством и идеологией, то Г. Плеханов указывал, что такая связь существует на ранних ступенях развития общества (пример с австралийской женщиной)26 и только впоследствии утрачивается, так что справедливость требовала бы оговорить относительность этой ошибки у В. Шулятикова. Что же касается вопроса об отождествлении двух планов общественной структуры В. Шулятиковым, то В. Совсуну надлежало бы вскрыть, в чем, это выступает, каков характер этого отождествления. Где, в каких статьях оно выступает у В. Шулятикова, всегда подчеркивавшего, что идеология - это сознание, это особый язык, на котором говорит та или иная группа? Если уже и говорить о тождестве в литературе, то надо вскрыть его характер. Или В. Совсун особое содержание вкладывает в термин тождество, - тогда спорить не будем.
   В чем же суть ошибок Шулятикова? - Если мы вспомним, что теория социоморфизма утверждает, что "мышление берет свои формы в ко0x08 graphic
0x08 graphic
нечном счете из социальной практики", или "связь элементов опыта и познании своей основою имеет соотношение элементов общественной активности в трудовом процессе27; если мы вспомним, что подстановка является "схемою для организации фактов: под одни явления подставляются другие, так что первые превращаются как бы в символы вторых, - затем вместо первых исследуются,. группируются, вообще организуются вторые"28; если мы вспомним, что эти "два метода сводятся к одному: новая форма причинной связи становится основой и объяснением подстановки"29; если мы вспомним, что отсюда вытекает ряд следствий, своеобразное понимание причинности, объективности и т. д., то мы поймем, что ошибки В. Шулятикова заключаются: во-первых, в сведении всего мышления данной социальной группы к осознанию ею только своего производственного положения (упрощение даже А. Богданова - примитивное понимание социоморфизма), к замыканию, ограничению этого мышления узким кругом непосредственно данных ее первичных отношений; во-вторых, к подстановке под явления идеологического порядка явлений производства, считая, что первые - только символы вторых; в-третьих, в своеобразном сочетании этих двух методов, что придавало особый характер всем его построениям и мешало современникам видеть за (его ошибками положительное. В свете такого понимания ошибок В. Шулятикова становятся ясными возражения Г. Плеханова В. Шулятикову и их недостаточность. Социологический смысл ошибок В. Шулятикова должен быть выяснен не в философии, а в литературоведении.
  
   27 А. Богданов - Философия живого опыта, М., 1920 г., стр. 229.
   28 Там же, стр. 229.
   29 Там же, стр. 237.
  
   Возможно, что именно поэтому Г. Плеханов резко отозвался на книгу В. Шулятикова по философии и обошел его как литературного критика. Именно, борьба за расширение влияния марксизма на новые области идеологии, на искусство и литературу (включая сюда и театр, и драму), заставляло русских марксистов биться, здесь за самые общие положения и формулы и в огне борьбы, в полемике часто схематизировать и упрощать. Не избежал этого и сам основоположник русского марксизма, а тем более его ученики. И если работы Г. Плеханова об искусстве и. литературе, в частности работы о народниках, сохраняют для нас значение с методологической точки зрения, а не с точки зрения, историко-литературного познания конкретных фактов, то работы В. Шулятикова имеют то же значение, но не как целое, а в своих отдельных моментах. Тут разница конечно в масштабе этих исследований. Мы не говорим о В. Фриче, работы которого являются в известном смысле классическими, особенно работы последнего периода, когда и сам Г. Плеханов сдал позиции революционного марксизма и его боевое оружие перешло к В. Фриче, которого мы считаем продолжателем Г. Плеханова, и работы которого - пользуемся случаем подчеркнуть еще раз - мы считаем нужным изучать наряду, с плехановскими. Он шел за Г. Плехановым и потому - дальше его. И если современному исследователю все более и более становятся ясными ошибки Г. Плеханова в разных областях30; если современному исследователю становится ясным объективизм Г. Плеханова в ряде его высказываний; если на очереди стоит проблема Г. Плеханова как историческая проблема; если ошибки Г. Плеханова начинают ощущаться только теперь, то исследователи меньшего калибра, а в действительности его ученики, делали ошибки, гораздо грубей и проще, что и было причиной их обнаружения в первую голову самим же Г. Плехановым. Но за этими ошибками скрывалось много верного, ибо вся работа этих исследователей была продиктована указанной выше необходимостью завоевания марксизмом искусства) и литературы. Одному Г. Плеханову это было не под силу. На литературном фронте боролись и В. Шулятиков, и В. Воровский, и В. Фриче, и Луначарский, и их значение в истории русского марксизма велико. Г. Плеханов разрабатывал марксизм, учил целые поколения, боролся за его чистоту. В. Шулятиков боролся за марксизм с его противниками не на главных позициях, а на более мелких участках. Может быть, в известной мере его простота и упрощенство были обусловлены также характером борьбы, характером тех утверждений, против которых он выступал. Проникая в новую область, защищая самые общие позиции и формулы марксизма, В. Шулятиков впадал в упрощенство. Посмотрите, против кого боролся В. Шулятиков, Лансон ("История французской литературы"), Неведомский ("О свободном художестве"), Скабичевский ("Новое течение в современной литературе"), А. Волынский, Н. Бердяев и др. С некоторыми из них скрещивал мечи сам Г. Плеханов, с другими боролся Шулятиков. Но как бы то ни было, задача завоевания новых областей перед русским марксизмом была поставлена не В. Шулятиковым и даже не Г. Плехановым, а общим ходом жизни и в первую очередь развитием русского рабочего класса, который, наполняя марксизм реальным содержанием, превращал его тем самым в действительное мировоззрение русского пролетариата. Эти задачи решали, и Г. Плеханов, и В. Шулятиков, и В. Орловский, и В. Фриче, и Луначарский, и много др., но мера способности к их разрешению и успех были обусловлены как предшествующим развитием, так и личными качествами отдельных исследователей. Тут роль личности в истории. Именно потому, что В. Шулятиков как личность играл весьма и весьма относительную роль, придавал только окраску, он, как и многие другие, несмотря на свои ошибки, служа определенным задачам, выполнял прогрессивную и боевую роль. Именно поэтому он составляет необходимое звено в развитии русского марксизма, что в большей степени, чем Г. Плеханов, является продуктом русских общественных отношений. Если взгляды Г. Плеханова были сформированы не только русскими, но и западноевропейскими отношениями, если г. Плеханов поднялся над узостью и ограниченностью русских общественных отношений, то В. Шулятиков был скован ими в значительной степени. Отсюда закономерность его ошибок, отсюда их социологическое объяснение. Теоретики и практики русского марксизма в какой-то мере все были: продуктом более развитых общественных отношений Западной Европы, чем русских общественных отношений, и "дубоватость" некоторых из них объясняется их большей связью с русскими общественными отношениями. Сам. Г. Плеханов был связан определенным характером этих отношений и оказался превзойденным В.И. Лениным по той же причине, по которой он превосходил В. Шулятикова. Дело тут не в личной одаренности или талантливости, но в том, как, на какой основе этот талант реализуется, какие социальные силы превращают его из возможности в действительность. Если в этом плане мы будем рассматривать В. Шулятикова, тогда поймем характер и закономерность как ошибок, так и положительных сторон. На том этапе развития русских общественных отношений русского пролетариата и его мировоззрения - русского марксизма - В. Шулятиков представляется, несмотря на все свои ошибки, марксистом. Смерть избавила В. Шулятикова одновременно как от возможности идти дальше вместе с марксизмом и по мере его роста изживать и отказываться от своих ошибок, превращаясь в стойкого борца во всех областях жизни, так и от противоположной возможности - превращения в ревизиониста, все дальше и дальше уходящего от марксизма по мере его развития, превращения в явного врага рабочего класса. Мы не знаем, куда бы пошел В. Шулятиков, какие тенденции в нем одержали бы верх, ибо он мог идти вместе и с А. Богдановым, и с В. Фриче, и с В. Базаровым, и с В. Орловским. Превратиться в третье - стать ублюдочным явлением современности - В. Шулятиков вряд ли мог, порукой в этом вся его установка, вся его борьба с буржуазными "Бастилиями", весь характер его работ.
  
   30 Имею ввиду работы М.Н. Покровского - Марксизм и особенности исторического развития в России, и В. И. Ленина, сб. IX.
  
   Однако социоморфизм и подстановка были в зародыше у В. Шулятикова, а в литературоведческих работах они принимали своеобразное выражение. Первый момент - это значительный элемент механичности. Тут В. Шулятиков впадал в жесточайшее противоречие сам с собой. С одной стороны, он должен был признать и признавал за сознанием его относительную самостоятельность, его активность как формы познания, с другой стороны, сознание было только символом элементов производства.
   Признавая, что литература является результатом отношения класса к миру, В. Шулятиков утверждал ее активность, утверждал тот факт, что литература широко отражает жизнь. Но, утверждая это, он противоречил своему же собственному положению, что она является выражением ближайших материальных выгод и стремлений. С теорией отражения сознанием бытия, с применением к ней диалектики В. Шулятиков явно не справился. В этом характер его литературоведческих ошибок. Установив корень его ошибки, мы должны подчеркнуть, что она не является исходным пунктом всей его системы, что она есть недостаток в ряде положительных сторон. Вот почему обусловленные ошибки сказываются во всех работах В. Шулятикова, но не превращают всю систему в целом в ошибочную. В. Шулятиков не является полным механистом, а тем более в литературоведении, в этом не мог его упрекнуть даже Г. Плеханов, но элементы механизма в его исследованиях налицо. Однако количество не переходит в качество. Любопытно заметить, что относительная механистичность точки зрения В. Шулятикова говорит не только о том, что во многом он был прав, но и выгодно отличает В. Шулятикова от современных нам литературоведов-механистов. Теорию отражения В. Шулятиков сводит к подстановке. Подстановка ее есть, в сущности говоря, для него теория отражения. Современные же механисты (В. Переверзев и др.) вовсе отрицают теорию отражения, считая ее метафизическим взглядом. Разница между полным отрицанием теории отражения и сведением ее к подстановке заключается в том, что в первом случае проповедуются автоматизм, стихийность, бессознательность, сознание включается в стихийный процесс развития материи. При подстановке же мы имеем активность сознания, хотя и 0x08 graphic
ограниченную ближайшими материальными интересами и выражающую только элементы производства.
   В этом понимании теории отражения и заложено их отличие от В. Шулятикова, с пользой в сторону последнего. В. Шулятиков считает сознание активной формой, обладающей относительной самостоятельностью. В. Переверзев отрицает за сознанием: эту роль. В. Шулятиков понимает действительность как революционную практику и противоречит сам себе, а В. Переверзев фаталистически понимает развитие действительности как стихийное движение материи, поэтому он хотя и не противоречит себе, но остается механистом до конца. Если у В. Шулятикова элементы механистичности играют весьма относительную роль, то у современных литературоведов-марксистов они играют абсолютную роль, превращая их в систему явно механистическую. Вот почему если и говорить о связи их с В. Шулятиковым, то необходимо подчеркнуть, что связь тут только с одной стороной его взглядов - с отрицательной, с элементами механизма. Но у него были и положительные стороны, в разработке которых он далеко превосходил своих менее талантливых последователей. У В. Шулятикова видели только отрицательные стороны. В. Переверзев и его группа попытались взять и положительные .моменты. Но, будучи сами механистами, они и в наследстве В. Шулятикова стали разрабатывать стороны, связанные с механистичностью его взглядов.
   Мы наметили выше четыре ошибочных вывода, к которым приводит принятие теории подстановки социоморфизма (антидиалектичность, механистичность, теория равновесия, отрицание философии). Очевидно, что в области литературоведения у В. Шулятикова посредственно могли сказаться первых три пункта. Элементы механистичности, а стало быть антидиалектический подход мы видели у В. Шулятикова; теория равновесия как ближайшее следствие тоже проявляется у него. Но, связывая ошибки В. .Шулятикова с А. Богдановым, мы должны помнить, что сам Богданов только, на известном этапе своего развития стал расходиться с марксизмом и наконец отошел от него. Когда это было? Как протекал этот процесс? - В рамках настоящей работы мы не имеем права заниматься подробным рассмотрением этого вопроса, по основные даты должны отметить. Философские статьи А. Богданова начали появляться с 900-х годов31, а к 1905-1906 гг. уже оформляются в целую систему "эмпириомонизма". К этим же годам относится полемика А. Богданова :!с Г. Плехановым. В 1908 г. появляется книга В. Шулятикова "Оправдание капитализма в западноевропейской философии", не встретившая хорошего отзыва даже в среде той группы, в которой работал В. Шулятиков (см. напр. отрицательный отзыв П. Юшкевича). В 1908 г. появилась книга В. Ленина "Марксизм и эмпириокритицизм", окончательно разоблачающая А. Богданова. Если Г. Плеханов в своих письмах к А. Богданову не считает его марксистом, то Н. Ленин в упомянутой книге писал, что А. Богданов есть марксист минус его теория тождества бытия и сознания, т. е. минус "эмпириомонизм" (минус махизм, вернее)32. Для выяснения марксизма А. Богданова любопытен отзыв И. Ленина о его книге "Краткий курс (Экономической науки". Рецензия Н. Ленина па эту книгу относится к 1898 г.
  
   31 Я имею ввиду А. Богданова - Развитие жизни в природе и обществе; "Из жизни общества", 1902 г.; "Что такое идеализм", 1901 г., и др.
   32 Ленин, Собр. соч., т. X, стр. 331.
  
   Книга г-на А. Богданова представляет замечательное явление в нашей экономической литературе, это не только не "лишнее" руководство в ряду других (как "надеется" автор в предисловии), по положительно лучшее из них...
   И дальше Ленин отмечает ее достоинства:
   1) полная выдержанность направления от первой до последней страницы книги, трактующей о весьма многих и весьма широких вопросах; 2) содержание науки автор излагает "не догматически", а в форме характеристики последователем их периодов экономического развития, именно: периода первобытного родового коммунизма, периода рабства, периода феодализма и цехов и наконец капитализма; 3) выдающееся достоинство "курса" г-на А. Богданова и состоит в том, что автор, .последовательно держится исторического материализма.
   Далее Н. Ленин делает замечания относительно некоторых дополнений и исправлений книги33. Эту в высшей степени положительную характеристику книги А. Богданова мы приводим для того, чтобы выяснить характер его ревизионизма. Этот характер и выясняет Н. Ленин через 10 лет в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм":
   Исторической особенностью современного российского махизма, (вернее: махистского
  
   среди части с.-д.) является следующее обстоятельство: Л.
  йербах был материалист "внизу", идеалист "наверху", то же относится в известной мере и к Бюхнеру, Фохту, Молешотту и к Дюрингу, с тем существенным отличием, что все эти философы были пигмеями и жалкими кропателями по сравнению с Л. Фейербахом. К. Маркс и Ф. Энгельс, вырастая из Фейербаха и мужая в борьбе с кропателями, естественно обращали наибольшее внимание на достраивание философии материализма доверху, т. е. не_на материалистическую гносеологию, а на материалистическое понимание истории. От этого К. Маркс и Ф. Энгельс в своих сочинениях больше подчеркивали диалектический материализм, чем диалектический материализм, больше настаивали на историческом материализме, чем на историческом материализме... Наши механисты не поняли марксизма, потому что им довелось подойти к нему, так сказать, с другой стороны, и они усвоили - а иногда не столько усвоили, сколько заучили - экономическую и историческую теорию Маркса, не выяснив ее основы, т. е. философского материализма. Получилось то, что Богданов и К0 должны быть названы русскими Бюхнерами и Дюрингами наизнанку. Они желали бы быть материалистами вверху, они не умеют избавиться от путанного идеализма внизу! - идеализм, переодетый в марксистские термины, подделанный под марксистские словечки...34
  
   33 Ленин, Собр. соч., т.
  Гиз, 1928, стр. 371-373.
   34 Ленин, Собр. соч., т. Х, стр. 337.
  
   Эта замечательная характеристика богдановского марксизма: имеет отношение ко всей группе и дает нам право сделать следующие выводы: 1) в 900-х годах А. Богданов был марксистом; 2) отход его от марксизма начался "снизу", т. е. с философских основ, при этом "наверху он еще оставался марксистом; 3) дальнейшее развитие А. Богданова привело его к расхождению с марксизмом и "наверху", т. е. и в исторической и экономической области, а главное в политической (исключение в 1909 г. из состава редакции центрального органа партии "Пролетарий", платформа 1909 г. с разговорами о пролетарской культуре, отрицание русской революции 1917 г. и т. д.). В. Шулятиков, умерший в 1912 г., не мог не видеть этой эволюции А. Богданова и, оставаясь большевиком до конца своей жизни, не мог, подобно другим сторонникам А. Богданова, не порвать с ним. Однако влияние последнего сказывалось долго. Наибольшей силы влияние достигает в 1907-1908 гг., т. е. в годы, когда В. Шулятиков занимался философией. В. Шулятиков в этих работах ошибку "снизу" и остается марксистом "сверху". В работах предшествующего периода мы замечаем только борьбу тенденций, затем идет период торжества богдановщины и наконец период расхождения. Вот почему литературные; работы 1900-1904 гг. ("Критические этюды" в "Курьере", "Восстановление разрушенной эстетики" в "Очерках реалистического мировоззрения") характеризуются различием тенденций, в них вскрыты противоречие и возможность и того и иного пути развития. Работы 1906-1909 гг. ("Оправдание капитализма в западноевропейской философии", "Неаристократический аристократизм" во II книге "Литературного распада", 1909 г., "Новая сцепа и новая драма" в сборнике "Кризис театра", 1908 г.) характеризуют как период наибольшего упрощенства, так и наибольшего количества допущенных ошибок, что объясняется особенно сильным влиянием Л. Богданова. Третий период (1910-1912), когда В. Шулятиков постепенно освобождается от влияния А. Богданова и снова возвращается к марксизму, изживая свои ошибки в области исторической теории ("сверху") и отмежевываясь от А. Богданова в области философской ("снизу"). Таким образом, В. Шулятиков вышел из своего противоречия ценою разрыва с А. Богдановым. Правда, мы не имеем работ В. Шулятикова, подтверждающих, наш вывод, но нам известно, что он зорко следил за А. Богдановым, и в его рабочей тетради мы находим, следующую любопытную заметку по этому поводу: "Богданов стоит на почве чистейшей воды демократизма, а не социал-демократизма, как он старается уверить. Он оперирует тем же понятием общечеловеческой психологии, с каким оперируют идеологи либеральной и радикальной буржуазии" (В. Шулятиков, Рабочая тетрадь, стр. 6).
   Это глубокое замечание характеризует В. Шулятикова как тонкого и чуткого революционера, с обостренным вниманием к классовой борьбе. Именно этот принцип - принцип классовой борьбы - является тем основным моментом, на котором В. Шулятиков должен был разойтись с А. Богдановым. Этот решающий принцип массовой борьбы отличает В. Шулятикова и от В. Переверзева. Повторяю, что, принимая во многом теорию А. Богданова, Шулятиков становился в противоречие сам с собой; идя к признанию принципа классовой борьбы, он шел к выправлению своей линии, к изживанию ошибок, к разрыву с А. Богдановым. Последний же из своего противоречия так и не вышел, углубляя и расширяя свою ревизионистскую теорию. Таким образом, и В. Шулятиков и В. Переверзев связаны с А. Богдановым, но первый шел к разрыву, к преодолению, второй не делает этого; первый брал философские принципы (социо-морфизм, подстановку) и расходился в учении об общественном развитии, второй берет именно учение об общественном развитии, опираясь на механистические принципы в области философии. В. Шулятиков ушел от А. Богданова, и в этом следует видеть положительное явление, плодотворно сказавшееся на разработке его взглядов.
   Теперь мы проследим эволюцию взглядов, а стало быть и ошибок В. Шулятикова в области литературоведения. Набрасывая схему развития В. Шулятикова, мы указали, что в статьях первого периода замечается борьба двух тенденций (1901-1905), в статьях второго периода - наибольшее упрощенство под влиянием теории А. Богданова (1905- 1910), в статьях третьего периода намечается разрыв с философией А. Богданова (1910-1912). Статьи В. Шулятикова в газете "Курьер" в течение 1900-1902 гг. показывают, куда направляется его главное внимание, чего он хочет от художника и как, стало быть, подходит к нему. Говоря, например, о творческой манере М. Горького, он замечает, что последний учился у Короленко, который "действительно научил его сосредоточить интерес рассказа не на фактах экономической борьбы за существование, не на описаниях трудности борьбы, даже не на страданиях героев, и не на "лютой бродяжьей тоске", а на поэзии душевных, стремлений, на обрисовке порывов душевной энергии и душевных сил" ("О новейшем реализме", стр. 199). В этой установке пока нет еще никакого упрощенства, но тенденция к нему есть, и она при дальнейшем развитии укрепилась. Рядом с этим в статье "Несколько слов о литературном "оскудении" В.. Шулятиков дает характеристику тогдашним беллетристам, справедливо подчеркивая без всякого осуждения новый тип писателя, т. е. писателя не учителя, а наблюдателя и регистратора жизни. Даже больше, в ряде статей этого периода мы находим у него больше положительных тенденций, чем отрицательных. В статье "На рубеже двух культур" В. Шулятиков очень любопытно подходит к Гоголю, к тем противоречиям, которыми был полон его душевный мир. "Другая часть противоречий? - пишет В. Шулятиков,- имеет социальное происхождение, должна быть объяснена из условий той общественной среды, в которой рос и развивался талант Гоголя. Эти противоречия были противоречиями, самой общественной жизни Гоголя. Гениальный художник, сын "переходной эпохи", он стоял перед лицом двух поколений интеллигенции, перед лицом двух различных культур. На его глазах происходила смена двух общественных миросозерцаний"35. Таким образом, характер творчества Гоголя В. Шулятиков выводит из того факта, что он в своих произведениях особенно ярко и точно отразил противоречия эпохи. Стоит сопоставить точку зрения В. Шулятикова на Гоголя с работой В. Переверзева, чтобы видеть, как первый применяет теорию отражения, а второй стоит на точке зрения тождества. Эту же теорию отражения применяет он и по отношению к Г. Успенскому. "В своих произведениях в пореформенную эпоху русского капитализма и на выяснении влияния капитала на разные стороны общественной и народной жизни он наблюдал первые ранние шаги капиталистического развития. Он видел перед собой лишь хищника-буржуа. Подобно большинству своих современников, он кроме хищнических сторон в капитализме не видел ничего. Он считал русский капитализм чем-то беспочвенным и наносным. Он не верил, чтобы по мере того как будет организовываться правильно фабричная промышленность, в общественной и народной жизни произойдут глубокие изменения, откроются новые горизонты"36. Сравнивая подход В. Шулятикова к Г. Успенскому с подходом к нему же Г. Плеханова, нельзя установить противоречия, хотя Г. Плеханов дает развернутое исследование, а В. Шулятиков - только небольшой этюд.
  
   35 На рубеже двух культур", стр. 206.
   36 Памяти Глеба Успенского. Стр. 216.
  
   В статье "Восстановление разрушенной эстетики" ("Очерки реалистического мировоззрения", М., 1904 г.) тенденции к упростительству более заметны, хотя тут же в основном дан верный подход и выдвинут ряд очень глубоких фактических и методологических замечаний. Для иллюстрации приведу только один пример:
   Отныне воскресает беллетристика как fiction, как "обман", выражаясь старинными терминами. Беллетристические произведения начинают цениться не постольку, поскольку они отражают насущные потребности действительности, а поскольку рядом с миром действительности они создают особый мир, особую надстройку над действительностью. Художественные образы и идеи, рожденные не как непосредственные отражения материальных интересов реальной жизни, а лишь связанные с последней через посредство "индивидуальной" психологии, объявляются живущими самостоятельной жизнью (стр. 53).
   Примеров можно было бы привести очень много, но все они подтверждали бы нашу мысль о наличии двух тенденций и о возможности ухода в упростительство. В самом деле, приведенный нами пример может быть взят и с одной и с другой стороны, смотря по тому, какая тенденция восторжествует. Такую же борьбу тенденций видим, мы и в статье о Чехове. ("Теоретик "талантливой жизни"), относящейся к 1905 г. "Пером бытописания "хмурых людей" управляет сознание групповых интересов, подсказывающих необходимость иной, не мещанской обстановки, - обстановки, богатой разнообразием своего содержания" (стр. 189). Пример говорит сам за себя: достаточно возвести эту тенденцию в принцип исследования, как получится упрощенство. Это и произошло в следующем периоде.
   Таким образом, молено констатировать, что литературоведческие работы первого периода упрощенством не страдают, хотя отдельные срывы, указывающие на возможность развития таких тенденции, и были. Последнее обстоятельство больше относится к концу этого периода.
   В 1908 г. В. Шулятиков выпускает книгу "Оправдание капитализма в западноевропейской философии", отмечающую, как мы указывали выше, упрощенство в философии37, в этом же году, выходит сборник "Кризис театра" со статьей В. Шулятикова "Новая сцена и новая драма", а в следующем, 1909 г. - сборник "Литературный распад", кн. II, с его же статьей "Неаристократический аристократизм". В этих работах упростительские тенденции В. Шулятикова достигают своего высшего предела. Даже ближайшие соратники В. Шулятикова, участники сборника, не могли целиком оправдать его подход и вынуждены были сделать примечание38. В рамках настоящей статьи нет возможности вскрыть все пороки подхода В. Шулятикова, выступившие в этих работах, мы поэтому подчеркнем два момента: 1) характер упростительства, 2) наличие в этих работах наряду с ошибками верных мыслей. Второй пункт мы рассматриваем в последнем разделе нашей работы, а сейчас остановимся на характере его упростительства. Выше, характеризуя метод работы В. Шулятикова в философии, мы указывали на сведение им всех теоретических высказываний к символам, под которые надо подставить элементы производства. Теперь этот метод применяется им в литературе. Характеризуя творчество Л. Андреева и устанавливая вообще тенденции творчества модернистов, В. Шулятиков считает, что за всеми разговорами о тьме, сумасшествии, великой радости разрушения, отрицания жизни, проповеди смерти и т. д., скрывается нечто вполне реальное. Гиперболическими образами и формулами утверждается настоятельная необходимость "сокращения" жизни... "Сокращение" жизни, о котором они говорят, - это сокращение численности народонаселения. Их проповедь есть не что иное, как внесение в (область художественной литературы мальтузианских мотивов... И модернистская "тьма" вместе с означенными течениями восходит по одному общему "материальному" источнику... Что это за источник? - Это "сократительная" тенденция новейшей индустрии, выражающаяся в изгнании "массы"" из отдельных предприятия, отдельных, мастерских, отдельных профессий" (стр. 165). Такой же характер носят упростителъские тенденции и в объяснении кризиса театра. Такое упростительство влечет за собою ряд других ошибок и ставит В. Шулятикова в противоречие с самим собою и прежде всего там, где он как литературный критик, стараясь подойти к определяющему художественное творчество первоисточнику (к экономическим отношениям), должен вскрыть ряд звеньев, приковывающих идеологическую "надстройку" к материальной "подпочве". Правда, к ясному представлению о необходимости вскрытия "ряда звеньев" В. Шулятиков пришел позже, когда и выдвинул такое категорическое требование. Мы имеем ввиду статью "Этапы новейшей лирики", относящуюся к 1910 г., но это был уже третий период, когда вполне ясно наметился разрыв с А. Богдановым, отход от его теории, а стало быть, изживание упростительских тенденций и возврат к марксизму. Статья "Этапы новейшей лирики" появилась в сборнике "Из истории новейшей русской литературы", участники которого (В. Орловский, В. Фриче, В. Базаров) не нашли нужным сделать примечания, подобного таковому к статье В. Шулятикова "Неаристократический аристократизм" в сборнике "Литературный распад", хотя лица были те же. Это обстоятельство говорит о многом и прежде всего об изменении подхода самого В. Шулятикова, что очень хорошо может быть доказано на основе анализа его статей. К выяснению положительных моментов в его взглядах мы и переходим.
  
  
  

III

   Удачно высказанная для определенного времени оценка часто остается действительной на очень продолжительный период времени. Ее живучести и действенности способствует привычка мыслить по шаблону, традиции, отсутствие желания пересмотреть мнение авторитета. Этот консерватизм, свойственный иногда самым передовым течениям общественной мысли, способен тормозить успешное продвижение вперед, правильную оценку и рассмотрение своих истинных врагов и друзей в прошлом. Высказанную признанным авторитетом мысль; связанную с конкретной обстановкой, схватывающую именно этот исторический момент, а потому и действенную и правильную именно для него, распространяют на все времена, превращают в методологическую посылку, 0x08 graphic
совершенно не считаясь с историческим моментом и обстановкой. Так было с оценкой В. Шулятикова, как мы видели выше. Шулятиковщина стала нарицательным именем. И за этим нарицанием скрылись не только ошибки, но и положительные стороны наследства В. Шулятикова. В настоящей главе мы хотели бы подчеркнуть ряд положительных сторон его учения, связав их с современными представлениями в литературоведении.
   В. Шулятиков считает, что критик должен проникнуть вглубь исторических движений для того, чтобы вскрыть истинный смысл и ценность той или другой идеологии.
   Истинная ценность каждого литературного течения выясняется прежде всего социально-генетическим анализом. Социально-генетический анализ - вот тот единственный светоч, который, будет направлен на темные углы царства художественных идеологий, позволяет разглядеть за эстетическими и идеологическими туманами контуры реальных предметов, за сложной, иногда капризной игрой художественных образов и идей - столкновения "материальных" стремлений и интересов. "Восстановление разрушенной эстетики", стр. 27-2840.
  
   40 Цитирую везде по книге В. Шулятикова - Избранные "литературно-критические статьи", Зиф, М. - Л., 1929 г.
  
   Вряд ля кто из марксистов станет спорить против этих утверждений В. Шулятикова. Для современного литературоведения стало исходным пунктом установление социального генезиса литературного произведения. Обнаружение той социальной почвы, которая породила данный литературный факт, является первой, хотя и не единственной задачей марксистского литературоведения. Обнаружение социальной ячейки, создавшей литературный факт, идет через анализ художественных образов и идей, которые есть не что иное, как выражение языком искусства материальных стремлений и интересов социальных групп. Против последнего утверждения В. Шулятикова и идет возражение, в котором подчеркивают, будто бы он в данном случае отождествляет искусство с интересом, непосредственно выводит художественное творчество из экономики. Так ли это?
   Как В. Шулятиков представляет себе отношение экономики к искусству и насколько его точка зрения верна? - В современных спорах по вопросам литературоведения очень резко ставится этот вопрос. Спорящие товарищи ссылаются на Ф. Энгельса и Г. Плеханова в доказательство того положения, что экономика влияет на искусство через ряд передаточных звеньев. Мы считаем, что спор о посредственном или непосредственном влиянии экономики на литературу принял чисто схоластический характер и ни к каким результатам спорящих принести не может. Между тем у того же В. Шулятикова мы находим совершенно верный ответ да этот вопрос:
   Понять литературное течение - значит установить его зависимость от определенной общественной группы. Оцепить его - значит произвести его учет на основании того удельного веса, который данная группа имеет в общей социально-экономической жизни. Степень прогрессивности данной группы служит показателем объективного значения литературной школы, этой группой созданной, и при рассмотрении вопроса о смене школ может явиться единственным надежным свидетельством перед судом критики41.
  
   41 "Восстановление разрушенной эстетики", стр. 28.
  
   Уж здесь совершенно ясно намечено разрешение поставленного вопроса. Экономические отношения ставят социальные группы в определенное положение и таким образом обусловливают весь характер их дальнейшего развития. Первое и необходимое, что надо помнить при разрешении вопроса об отношений экономики к искусству, - это то, что основное значение тут имеют социальная ячейка, группа, класс. Понять зависимость искусства, литературы от экономики - это и значит, исходя из того, в каких экономических отношениях стоит данная социальная группа и как определен ими характер ее деятельности, установить, что данная система художественных образов является ничем иным, как результатом практической деятельности этой группы.
   Изучение социального строения интеллигентских ячеек, - пишет В. Шулятиков, - в недрах которых развивается то или другое литературное "веяние", изучение их роста, столкновения между собою и с другими общественными телами, изучение их побед и поражений, - вот с чего должен начать историк литературы. Затем, основываясь на добытых подобного рода изучением данных, критик должен приступать к анализу литературных веяний как идеологических приспособлений, выработанных теми или другими интеллигентными группами...42 Зарождение, рост, смена, крушение литературных течений свидетельствуют о соответствующих переменах строений и соотношений интеллигентных ячеек... При такой постановке вопроса понятие процесса литературной эволюции теряет "стихийный" и анекдотический летописный характер, какой ему приписывается критиками старой школы и современными критиками-индивидуалистами: через изучение социальной подпочвы, определяющейся, с своей стороны, состоянием производственных отношений и в конечном счете развитием производительных сил, процесс этот представляется органическим звеном общеисторического движения43.
  
   42 "Говоря об интеллигентных группах и ячейках мы конечно имеем ввиду интеллигентные кадры, выделяемые различными, так наз. "народными" слоями, т. е. например средним или мелким крестьянством, городским пролетариатом, мелким бюргерством. Нарастание интеллигентных групп среди этих слоев-непременное условие создания литературы соответствующей идеологии" (прим. Шулятикова, стр. 32).
   43 "Восстановление разрушенной эстетики", стр. 32.
  
   Стоя в тех или иных производственных отношениях, класс обусловлен ими в характере своей деятельности буквально во всех областях. Если городские классы обращаются к природе, с которой они в повседневной жизни не встречаются, если художники класса начинают ставить весь мир на голову, если художники восходящего класса начинают воспевать смерть, а художники умирающего класса бодро говорят о жизни, то все это есть результат их активного отношения к жизни, обусловленного их положением в процессе общественного производства.
   Этой стороны дела и не могут уяснить себе современные литературоведы, которые закономерность пейзажа стремятся вывести из отношения класса прямо к природе, а не к другому классу. Тут проповедуется автоматическая точка зрения, являющаяся не чем иным, как особым выражением механистического материализма. У В. Шулятикова этого автоматизма не было, он всегда брал класс и определял характер его деятельности на основе учета его экономического положения.
   Социально-экономическая оценка должна отправляться от области определенных экономических отношений, - отношений, охватываемых производством. Выдвигать же в качестве конечного Bestimmungsgrund'a явления, относящиеся к другим областям экономической жизни, значит останавливаться на полдороге, затушевывать первоисточник анализируемых фактов.
   Задача литературного критика - подойти к этому первоисточнику, вскрыть ряд звеньев, приковывающих идеологическую "надстройку" к материальной "подпочве". И мы должны это сделать. Путь нашего нисхождения от "надстройки" и к "подпочве" таков44.
  
   44 "Восстановление разрушенной эстетики", стр. 112.
  
   Формулировка задачи критики идти до первоисточника анализируемых фактов вряд ли должна встречать возражения даже со стороны самых "ортодоксальных марксистов". Именно тут подчеркивается В. Шулятиковым решительно монизм, его стремление не останавливаться на полдороге. Тут поставлена точка над i для тех, кто все время говоря об экономике, в конечном счете так и не доходит до нее, запутываясь в сети явлений. В. Шулятиков подчеркивает необходимость вскрытия ряда звеньев, приковывающих идеологическую надстройку к материальной подпочве, и таким образом перед нами опровержение всех басен о его ошибке в этом пункте. В. Шулятиков понимает, что основной момент, определяющий идеологию, - это общественные отношения, это положение социальной группы в обществе. Он пишет: "Та или иная идеологическая форма определяется не сословной метрикой отдельных идеологов, а положением той или иной социальной группы в области производства. Для нас важно не то, откуда известные идеологи заимствовали свой материал, но то, почему они обратились к нему, точнее, какие экономические условия сделали означенный материал столь ценным в рамках современного общества" (подчеркнуто мною - М.Д.).
   Стоит задать вопрос: все ли современные литературоведы понимают всю глубину этой мысли В. Шулятикова? Многие ли (отдают себе отчет в том, что тут В. Шулятиковым вскрыт один из важнейших принципов современного литературоведения? Для нас важно именно то, почему берут тот, а не иной материал, а знать, почему это - значит знать характер и направление деятельности данного класса, обусловленной его положением, в производстве.
   Стоя на этой позиции, никогда не собьешься с точки зрения материалистического монизма, не заменишь общественного бытия общественным бытом или житием. В. Шулятнков против этих смешений. Возражая против попыток объяснить стиль с помощью невропатологического анализа, указывая на то, что содержание произведений Надсона не создано ни чахоткой, ни нервозностью поэта, В. Шулятиков пишет:
   Не лучше дело обстоит и с распространенными в наши дни попытками выяснить происхождение новейшего литературного стиля из общих условий культуры крупных городов. Быструю лихорадочную смену настроений, отмеченную у современных писателей, особенно у декадентов, символистов и модернистов,- заявляют сторонники вышеозначенной попытки,- следует возводить к следующему источнику: городской обыватель слишком подавлен той суммой раздражений, которые вызываются в нем окружающей пестрой обстановкой; реакцией на эти раздражения являются флотирующие настроения"45.
  
   45 "Восстановление разрушенной эстетики", стр. 110.
  
   Эти мысли не мешает запомнить тем литературоведам, которые быт ставят вместо бытия, которые социально-экономическую детерминированность художника, искусства, - детерминированность, вытекающую из положения класса в производстве, подменяют простой зависимостью от окружающей жизни.
   Такие исследователи выводят наличие быстроты, развития действия, прерывистости языка, разорванности в композиции и др. черты; стиля просто из быстрого темпа городской жизни, из городской обстановки, а плавность, величественность - из деревенской, забывая, что все это не закон, а только случайное совпадение, что истинная причина характера того или иного стиля лежит в отношении класса к миру, к действительности, - отношении, обусловленном в первую очередь положением его в производственной системе общества. В. Шулятиков прекрасно разъясняет, что "... в крупных городских центрах средства к существованию получают не от природы, а от людей". Отсюда направление и характер отдельных групп, их материального процесса мышления и его продуктов. Отсюда вся сложная система общественных отношений.
   Итак, экономические отношения определяют характер и направление деятельности социальной группы, следовательно все мышление и его продукты, в том числе искусство и литературу. Таковым должно быть решение вопроса о взаимоотношении экономики и искусства. Оно же показывает, насколько прав был В. Шулятиков и насколько ошибалась традиция, упрекающая его только в упрощенстве и забывающая верные его мысли.
   Отправляясь в своих исследованиях от социально-экономической группы, от ее положения в процессе общественного производства, определяющего все ее устремления и характер деятельности, В. Шулятиков, в сущности говоря, пытался решить очень важный философский вопрос об отношении субъекта к объекту, пытался взглянуть на этот вопрос с той стороны, где субъект (класс) выступает как активная величина46. Чрезвычайно трудный вопрос получил у В. Шулятпкова верное разрешение.
  
   46 См. об этом у Г. Плеханова - "Основные вопросы марксизма", стр. 37.
  
   Мысль его шла в том направлении, что класс, этот исторический субъект-объект, активно относится к миру и в своем отношении к нему создает идеологический мир.
   В. Шулятиков далек от мысли делать прямые выводы от положения класса сразу к формам его идеологии. Он понимает, что "маховое колесо, социально-экономического развития" приводит в движение очень тонкие и своеобразные идеологические образования. Вот что он пи

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 298 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа