л "Новые времена, новые заботы". С конца 70-х гг. центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов "Из деревенского дневника" (1877-80), "Крестьянин и крестьянский труд" (1880), "Власть земли" (1882), "Кой про что" (1886-87) и др.
В 80-е гг. публикуются циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: "Без определённых занятий" (1881), "Волей-неволей" (1884) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.
[16] - К этому поколению принадлежит и Д. С. Мережковский. -
Прим. В. Шулятикова. Надсон Семен Яковлевич (1862 - 1887) - русский поэт. Первый сборник - "Стихотворения" (1885). С 1882 сотрудничал в
"Отечественных записках". Поэзия Надсона выразила настроения передовой части молодёжи периода кризиса
народничества. Тяготея к гражданской лирике некрасовской школы, поэзия Надсона всё же лишена социальной конкретности, для неё характерна отвлечённо-книжная образность. Значительное место в наследии поэта занимает любовная и пейзажная лирика. Гаршин Всеволод Михайлович (1855 - 1888) - русский писатель. Начал печататься в 1876. . Гаршин - мастер рассказа, отличающегося эмоциональностью и философской содержательностью, драматической напряжённостью, в чём сказалось влияние Ф. М. Достоевского. Тематика произведений писателя разнообразна. Военная тема отразились в рассказах "Четыре дня" (1877), "Трус" (1879), "Из воспоминаний рядового Иванова" (1883). Трагедия женщины, вынужденной продавать себя, изображена в рассказах "Происшествие" (1878), "Надежда Николаевна" (1885). Проблема пути интеллигенции поставлена в рассказах "Встреча" (1879) и "Художники" (1879). Минский Николай Максимович (1856-1937) - поэт, теоретик искусства, публицист, переводчик. Отстаивал позицию эстетизма, упрекал традицию русской литературной критики в "утилитаризме", пренебрежении собственно художественными, эстетическими ценностями ("Старинный
спор", 1884). Свое философско-эстетическое кредо Минский выразил в книге "При свете совести. Мысли и мечты
о цели жизни" (1890), предложив теоретическое осмысление "онтологии меонизма".
[17] - Левитов Александр Иванович (1835 - 1877) - русский писатель. Тяготел к традициям "натуральной школы". В 1866 г. совместно с М. А. Вороновым издал сборник "Московские норы и трущобы". В 1874 появился сборник под характерным заглавием "Горе сёл, дорог и городов". Доминирующими темами творчества писателя являются изображение пореформенной деревни с засильем кулаков, темнотой и покорством мужиков, жизнь городских тружеников и людей "дна", трагическая судьба разночинной интеллигенции.
[18] - Наумов Николай Иванович (1838 - 1901) - писатель-народник. Печатался с 1859. Сотрудничал в
"Современнике",
"Отечественных записках". Главная тема очерков и рассказов - жизнь и быт сибирского крестьянства после реформы 1861 года. Разделяя народнические взгляды на крестьянскую общину, Наумов сумел, однако, показать глубокие социальные противоречия в деревне, идущий в ней процесс капитализации, нарастание протеста в крестьянской массе (книга очерков и рассказов "Сила солому ломит", 1874). Одним из первых обратился к жизни рабочих (рассказ "Ёж", 1873, очерки "Паутина", 1880).
[19] - Из письма С. Я. Надсона 1885 г., Подольская губерния.
[20] - Н. М. Минский. "Стихотворения", стр. 158. - Прим. В. Шулятикова.
[21] - Сочинения Глеба Успенского, т. II, стр. 264. - Прим. В. Шулятикова.
[22] - Кальдерон де Ла Барка Педро (1600-1681) - испанский драматург. Автор множества драм и комедий, из которых наиболее известными являются "Стойкий принц" (1628-29, изд. 1636), "Саламейский алькальд" (1640-1645, изд. 1651), "Жизнь есть сон" (1631-1632, изд. 1636), "Поклонение кресту" (1639-32, изд. 1636), "Чистилище святого Патрика" (1634, изд. 1636) и др. Барочная напряженность иносказательных построений и стиля определяют особое место Кальдерона, последнего великого драматурга испанского Золотого века, в истории европейской литературы.
[23] - Виньи Альфред Виктор (1797-1863) - французский поэт, романист и драматург. Под влиянием В.Скотта создал первый на французском языке значительный исторический роман "Сен-Мар" (1826). Из крупных прозаических произведений ему принадлежат также роман "Стелло" (1832).
[24] - Цитата из стихотворения С. Я. Надсона "Пора! Явись пророк! Всей силою печали..." (1886).
[25] - Н. Минский. Стихотворения, стр. 85.- Прим. В. Шулятикова.
[26] - К силе, власти (нем.). "Воля к власти" (Willens zur Macht) - основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете истолковано и к чему все должно быть сведено. "Воля к власти" - понятие, подвергавшееся в истории философии беспрецедентным искажениям и фальсификациям; оно и по сей день остается объектом самых различных интерпретаций.
34