ем-то вся и шутка..." Шифровку Слепцова нам разгадать не сложно.
ИКС - российское самодержавие, несправедливый социальный строй, он и
порождает произвол и угнетение бедного богатым. Пока он существует,
естественными будут неестественные общественные отношения. И никакие
либеральные реформы, никакие подкрашивания и подмазывания фасада зловещего
икса не изменят народной жизни к лучшему. Ничего не достигли и не могли
достичь своими реформами либерал Щетинин и ему подобные. Потерпит крах и
новая идея Щетинина - разбогатеть и потом делать добрые дела, "порадеть на
пользу общую". "Деньги сила", - говорит Щетинин. "Сила-то она, конечно,
сила, да только вот что худо, - что пока ты приобретаешь ее, так до тех нор
ты так успеешь насолить человечеству, что после всех твоих богатств не
хватит на то, чтобы расплатиться", резонно отвечает ему Рязанов.
Перед расставанием с Рязановым Мария Николаевна задает ему вопрос,
который задавали себе и герои Чернышевского: "...Что же остается делать
человеку, который потерял возможность жить так, как все живут?" -
"Остается... - Рязанов посмотрел кругом, - остается выдумать, создать новую
жизнь, а до тех пор... - Он махнул рукой". Как видим, исчерпывающего ответа
Рязанов не дает, да и дать не может. Он сам ищет пути изменения
действительности, способы борьбы. У него еще мало соратников, "с пяток
наберется". "Хорошие люди", вожди и организаторы, погибли, "пропали".
Остались рядовые. Они тоже неплохие, умеют работать, но этого Рязанову
кажется мало. "Еще чего-то нужно. Страсть нужна". Нужна высокая идейность,
высокое самоотвержение и непоколебимая вера в победу, несмотря на долгое
ожидание и трудности. Эти качества были у Рязанова.
* * *
Композиция повести "Трудное время" соответствует задачам анализа
социальной действительности, которые в ней поставлены. Как уже отмечалось
нами, главное здесь не сама личность героя, а непримиримые противоречия
окружающей его жизни. Поэтому автор сталкивает героя (и героиню тоже) с
противостоящими классами, раскрывая их политику, действия, характер.
Делается это не через авторские комментарии и выводы, а посредством живой
зарисовки жанровых сценок, живого общения людей, их самохарактеристики, их
суждений о жизни. Метод в основном 'гот же, что и в сценках, очерках, циклах
очерков Слепцова. Только здесь есть лица, анализирующие и обобщающие
виденное, - Рязанов и Мария Николаевна. Рязанов возводит частное к общему,
явное к скрытому. Его осмысление вносит логику и последовательность в
калейдоскоп, казалось бы, случайных сцен, смысл в бессмысленность
происходящего. Сцены рисуют перед читателем характеры и намерения лавочника
и кабатчика, кухарки и конюха, попа и старосты, помещика-крепостника и
помещика-либерала и, главное, многоликой, разной по внешности, но единой по
условиям жизни, по своей судьбе основной массы русского пореформенного
крестьянства. Позднее, в 70-80-е годы, масса эта будет раскалываться,
выделяя из себя и мироедов и городских пролетариев. Но в самом начале 60-х
годов она была еще однородной.
И обстановка, и деревенский пейзаж еще не изменились. Слепцов не
раскрывает духовный мир героев, в повести нет внутренних монологов. Есть
рассказ о поступках, действиях, есть словесная (а не мысленная) оценка
происходящего самими героями. Поэтому и окружающая природа почти не
участвует в становлении психологического состояния персонажа. Она, как
правило, точное место действия. "Время стояло-летнее, самое раннее лето...",
"Сквозь жидкий дубняк и орешник беспрестанно то там, то сям проскакивали
лучи покрасневшего солнца, по верхушкам птицы порхали. Лес заредел, стал все
мельче да мельче...", и т. д. Это пейзаж, лишенный психологической окраски,
так сказать, деловой. Как и герой, который смотрит на него. Также достоверен
пейзаж деревни, подчеркивающий нищету, обстановку безнадежности и отчаяния.
И люди, и животные, и строения - все они составляют единую картину разрухи и
угнетения. "Изба была ветхая, с одним окном, подпертая с двух сторон
подпорками; в отворенные ворота глядела старая слепая кобыла с отвисшею
нижнею губою и выдерганною гривою...", "Рядом с этой избою стояла другая,
точно такая же, и дальше все то же: гнилые серые крыши, черные окна с
запахом гари и ребячьим писком, кривые ворота и дырявые, покачнувшиеся
плетни с висящими на них посконными рубахами. Людей почти совсем не видно
было..." Такова деревня рядом с поместьем либерала Щетинина. И вполне
закономерно, что в этом убогом мире живут духовно убогие люди, избивающие
друг друга. Порка - единственный способ убеждения, они его испытали на себе
и применяют к другим.
Есть в повести и пейзаж с подтекстом, иносказательный. Он включен в
прощальный, грустный разговор Рязанова и Марии Николаевны. Мария Николаевна
упорно пытается узнать чувства Рязанова к ней, а также и его планы на
будущее: куда он едет и что собирается делать. Отговорившись общими словами,
что едет он "...вообще в разные места", Рязанов задумчиво смотрит в окно.
"Время подходит ненастное, - продолжал Рязанов, - дождь идет. Видите,
погода-то какая сволочь!" Да, время было ненастное, трудное. Иронизируя над
Щетининым, Рязанов называет это время еще более точно: "Кто же виноват,
любезный друг, что ты с такими мирными наклонностями и принужден жить в
такое военное время", - говорит он, имея в виду ожесточенную классовую
борьбу в деревне.
Тема любви, как уже отмечено, дается в повести мельком, она не главная.
Не главная эта тема даже и в романе Чернышевского, хотя там характер новых
людей стоит на первом плане и семейно-любовным сценам уделено значительное
место. Счастливая любовь там - следствие духовного единения людей на почве
совместной борьбы за высокие идеалы. В повести Слепцова Мария Николаевна
только готовится вступить на этот путь. И ей и Рязанову предстоят тяжелые
испытания. И неизвестно еще, уцелеют ли они в это "военное время". Поэтому
только намеком, взглядом, на полслове оборванной фразой выдают свои чувства
герои. Время личного счастья для них наступит не скоро.
Социальная повесть Слепцова, как и повести последующих
писателей-демократов, характерна также достоверностью народной жизни и
народного языка. Ирония Слепцова и самоирония его персонажей из народа
выполняют резко критическую функцию. Картины жизни, нарисованные Слепцовым,
исторически точны и потому имеют большое значение для нашего времени и
грядущих поколений. Также точно запечатлен народный язык.
Не случайно, путешествуя по всей стране, Слепцов выполнял и некоторые
задания великого знатока русского народного говора В. Даля. И в народных
сценках-очерках, и в повести подлинный язык не только передает душу народа,
но и как бы изнутри освещает мрачную обстановку трудного времени. Он радует
своеобразием, глубинной своей чистотой, словесным богатством. Вот, например,
разговор Марии Николаевны с больным мужиком: "Я, матушка, всем нездоров,
хвораю давно". - "Знобит, что ли, тебя?" - "Нету: знобу такова нету, ну, и
поту настоящего в себе не вижу... Брюхо-то у меня - ишь ты? - опухло..." -
"Простудился ты, должно быть?" - "Не знаю, родимая, простудился ли, нет
ли... Утром встал, оглядел в себе ноги - настоящие колоды, опухли. И зачало
меня дуть, зачало дуть пуще да пуще". Баба жалуется на мужа: "Я ям_у_ баила:
ты хушь бы людей-то постыдился... А он бат: чаво, бат, мне их стыдиться? Я,
бат, перва у те косу всю вытаскаю, посля и зачну стыдиться". "Наше дело
известно: круг ребятёнок убиваисси, а им что? озорство только у него на уме
одно, мудрить над нашей сестрой. Ишь они мудрецы какие!.." "Ям_у_ баба все
одно вот - тьфу. Под руку подвернулась - хлоп".
Часто автор передает и сугубо местный говор, например цоканье. Все эти
языковые особенности делают убедительнее, реальнее и дела героев, и
обстановку, в которой развертывается действие.
В 1866 году (30 апреля) В. Слопцов был арестован и посажен на семь
недель в тесную, грязную камеру. Ему было предъявлено обвинение в
причастности к делу Каракозова, покушавшегося на царя. Из тюрьмы
полицейского участка Слепцов вышел совсем больным. Более десяти лет, до
самой своей смерти, он боролся с многочисленными недугами. Работать ему было
трудно, но тем не менее он пытался развивать тему борьбы за светлое,
социалистическое будущее России. В 1871 году в журнале "Отечественные
записки" были напечатаны пять глав романа Слепцова "Хороший человек", в
центре которого - жизнь интеллигента-демократа, искавшего большого дела уже
не только в России, но и по всему миру. Роман остался неоконченным. В 1877
году В. Слепцов начал писать новый социальный роман под названием "Остров
Утопия", в котором хотел показать становление социализма в России, светлую,
прекрасную жизнь свободного народа. Раскрывая замысел романа своей жене Л.
Нелидовой, Слепцов говорил, что в нем будет представлен "целый ряд типов
самых разнообразных слоев общества, вся наша бродячая, фантазирующая,
нелепая, неуравновешенная Россия. При современном строе нет выхода. На
острове Утопия предполагаются другие порядки, но он пока необитаем".
Умер В. Слепцов на своей родине - в городе Сердобске Саратовской
губернии - 23 марта 1878 года в нищете. Вся его жизнь была образцом служения
России и ее народу. Слепцов, как и герой его повести "Трудное время", делал
все, чтобы приблизить эру революционных преобразований России, воспитать
новое поколение борцов. Его творчество, высоко ценимое современниками, -
яркая страница великой русской литературы.