Главная » Книги

Соловьев Сергей Михайлович - Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Пет..., Страница 3

Соловьев Сергей Михайлович - Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого


1 2 3

рсии, обязывались весь шелк, собираемый в персидских областях, доставлять исключительно на русские рынки. Нащокин заботился также и о заведении русского флота. Неблагоприятные обстоятельства помешали русским овладеть прибалтийскими провинциями в царствование Алексея Михайловича, первый русский корабль назначен был для Востока, для Каспийского моря, для Волги. Знаменитый "Орел" был сожжен казаками Разина37, но мысли о заведении флота нельзя было истребить: она приведена в исполнение Петром.
   Скажем и о Матвееве. Матвеев, подобно Нащокину, понимал ясно новые потребности государства и стремился удовлетворить им. Что было всего важнее в обоих этих людях, так это то, что они умели показать превосходство просвещения на самих себе. Ордин-Нащокин был человек высокой нравственности; до нас дошла грамота, в которой царь жалует его местом и при этом после подвигов гражданских вычисляет его высокие христианские подвиги; с службою государственною он умел соединить служение страждущей меньшей братии. Окончив государственную деятельность, Ордин-Нащокин постригся в монахи, но и здесь показал он, как понимал обязанности инока христианского: он завел больницу, приставил к ней монахов и сам служил больным. О Матвееве отзываются иностранцы, что человек, которого народ называет своим отцом, выше всякой похвалы. Матвеев показал свой ясный взгляд, свою энергию в военной и гражданской службе; он пользовался неограниченною доверенностью царя Алексея Михайловича, участвовал с пользою почти во всех важнейших делах его царствования, а известно, что это царствование было обильно важными явлениями. Матвееву Московское государство обязано было устроением отношений между Великороссиею и Малороссиею; он часто бывал в Малороссии, знал природу страны и был способен определить ее отношения к Великой России. Столь же велики его заслуги и на поприще дипломатическом; занимаясь отношениями европейскими, он, подобно Нащокину, не спускал глаз с Востока, завел сношения с Китаем, пославши туда переводчика Спафари38; наказ, данный Спафари Матвеевым, показывает всего лучше ясный взгляд этого государственного человека. Но, кроме того, деятельность Матвеева важна и в других отношениях. По отзыву иностранцев, он был образованнейший человек из своих современников, старался, чтоб и сын его был также образован, он первый украсил свой дом произведениями искусств; у Матвеева у первого рушилась преграда, отделявшая дотоле семейство хозяина от гостей; к нему собирались не для одних только пиров, но и для умной, трезвой беседы, и в этих беседах принимала участие хозяйка дома, жена Матвеева; девушка, воспитанная в доме Матвеева, перешла отсюда на престол39. Легко понять, как она могла действовать на быт при дворе. Но этот быт долженствовал измениться еще и прежде вследствие сильного влияния, которое имел Матвеев как друг царя. До нас дошло письмо Алексея Михайловича к Матвееву. "Приезжай поскорее,- пишет царь,- мои дети осиротели без тебя, мне не с кем посоветоваться". И мы не можем не заметить плодов этого влияния - мы видим большую перемену в быте двора, которая объясняет нам воспитание и деятельность Петра. Явление сестры его Софии40 также объясняется отсюда: София воспитана уже совершенно иначе, нежели прежние царевны, затворницы в своих теремах; следовательно, явление Софии объясняется из тех же причин, как и явление Петра, и оба явления объясняют друг друга. Все уже носит характер новый, все показывает важные преобразования, которые явились прежде преобразований Петровых и которые объясняют их.
   Такова была деятельность трех первых государей новой династии, имевшая место в продолжение XVII века. Здесь, на границе двух эпох, двух столетий, нам должно остановиться. Но мы не можем не сказать несколько слов о том отношении, которое имеет настоящий порядок вещей к этим двум эпохам. Мы видели, как в продолжение XVII века являлись громкие требования преобразования, требования просвещения, науки для обороны веры, для улучшения нравственности. В XVIII веке этим требованиям старались удовлетворить. Наука, просвещение были утверждены и в наш век принесли свой необходимый плод - народное самопознание. Теперь, бесспорно, самопознание является для нас одною из первых потребностей. Теперь признано, что интерес отечественной истории стал главным интересом нашей ученой литературы; мы видим, как постоянно новые таланты посвящают себя занятию отечественною историек", видим, как со всех сторон обширного отечества собираются памятники, которые должны уяснить наше прошедшее. Вот плоды деятельности XVII и XVIII веков. Но самопознание по природе своей не исключительно, не односторонне, требует всех знаний, утверждается на них, питается ими. Теперь при этом стремлении к самопознанию не может быть спора об отношениях XVII и XVIII веков к векам предшествовавшим, XIX век показал отношение их, плод науки, просвещения - самопознание народное примиряет, соединяет древнюю и новую Россию.
   Но стремление к просвещению явилось не в XVII только веке; оно явилось гораздо прежде. Священное предание о необходимости просвещения звучит из глубины XII века; оно пришло не из чужа, оно пришло вместе с светом божественной истины, и из века в век передавалось оно как завет от предков к потомкам. Когда только еще образовалось русское общество, когда части его находились еще в брожении и борьбе, тогда в тесной келье монастыря началась наша летопись, и вот летописец, начав рассказ о том, как пошла Русская земля, как образовалось русское общество, на первых страницах своего труда написал эти простые, но бессмертные слова: "Велика бывает польза от ученья книжного". Вот священный завет, полученный нами от предков, и историк русский XIX века, если хочет быть верен своему народу, своей истории, должен повторить слова летописца XII века: велика бывает польза от ученья книжного, и велика бывает польза от народного самопознания!

КОММЕНТАРИИ

  
   По величине, объему, емкости содержания своего учено-литературного наследия Сергей Михайлович Соловьев, пожалуй, мало с кем из русских историков может быть сопоставлен. Научная библиография зарегистрировала 244 названия печатных произведений Соловьева, появившихся при его жизни с 1838 по 1879 год. Вся его творческая жизнь наполнена была постоянным, целеустремленным, размеренным трудом. Строгий учет б_ы_с_т_р_о т_е_к_у_щ_е_г_о в_р_е_м_е_н_и, продуманная организация всех занятий ученого-исследователя: поиски источников в архивах и библиотеках; изучение и критический анализ их; упорядочение и систематизация; ознакомление с научной и исторической мыслью прошедших веков и пристальное наблюдение за новой, современной ему научно-исторической литературой на родном, русском, и на главных западноевропейских языках - вот характерные черты Соловьева-исследователя.
   Исследовательский труд в течение всей своей сознательной жизни он творчески сочетал с работой преподавателя, профессора. Несколько поколений студентов Московского университета слушали его курс русской истории, читавшийся каждогодно в течение почти тридцати пяти лет.
   Занятия исследователя и профессора-преподавателя не только не помешали, а, пожалуй, содействовали участию Соловьева в журнально-литературной деятельности. Его научно-публицистические статьи, полемика, рецензии и критические разборы постоянно появлялись в журналах и газетах 40-70-х годов прошлого века; широкий отклик имели его выступления в идейных спорах западников и славянофилов о с_т_а_р_о_м и н_о_в_о_м, об историческом пути России, о з_е_м_л_е, з_е_м_щ_и_н_е и г_о_с_у_д_а_р_с_т_в_е_н_н_о_й в_л_а_с_т_и, о значении преобразований Петра, об общине, положения и судьбах крепостного крестьянства, о его освобождении.
   Выступал Соловьев охотно и с популярными публичными курсами лекций, назывались они обыкновенно Чтениями. Таковы, например, были нашумевшие двенадцать "Публичных чтений о Петре Великом". Составил общедоступное переложение на живой язык "Повести временных лет" д_л_я п_е_р_в_о_н_а_ч_а_л_ь_н_о_г_о ч_т_е_н_и_я. Оно пользовалось значительным успехом, по этой книге дети и молодые люди впервые знакомились с известиями древнейшей русской летописи.
   В журналах, где Соловьев был желанным автором, он помещал время от времени свои небольшие научно-популярные статьи, иногда имевшие отчасти повествовательный характер и тогда нередко обозначавшиеся как р_а_с_с_к_а_з_ы п_о р_у_с_с_к_о_й и_с_т_о_р_и_и.
   Создал Соловьев и несколько учебных пособий по русской истории, долго пользовавшихся известностью, не раз переиздававшихся по 1917 г. Таковы названная выше "Русская летопись для первоначального чтения" (вышло шесть изданий). "Общедоступные чтения о русской истории" (вышло пять изданий), "Учебная книга русской истории" (за 1859-1915 гг. вышло четырнадцать изданий).
   Величайший вклад Соловьева в отечественную культуру его "История России с древнейших времен" в 29 томах при жизни автора выходила с 1851 по 1879 г., каждый год по тому. Некоторые тома этого классического памятника русской исторической науки вскоре же по выходе переиздавались еще при жизни Соловьева по пять - семь раз.
   После его смерти выпущены были избранные его сочинения в одном томе и трижды (в 1893-1895, 1895-1896 и 1911 гг.) полные издания всей "Истории России с древнейших времен". Четвертый раз, с комментариями, вспомогательными указателями и родословными таблицами, полная "История России" появилась в 1959- 1960 гг. Сейчас выходит впервые новое издание "Сочинений Сергея Михайловича Соловьева в 18-ти книгах"; первые три вышли в 1938-1989 гг. В это издание входит полная "История России" и, кроме того, несколько крупных монографий и многие научные статьи, а также "Записки" и письма Соловьева.
   Настоящий изборник-однотомник включает в себя некоторые произведения Соловьева. Надеюсь, что они помогут широким кругам советских читателей, ныне так живо проявляющим интерес и истории нашей Родины, познакомиться с главными мыслями и некоторыми трудами великого историка.
   Большинство включенных в нашу книгу произведений воспроизводится п_о_л_н_о_с_т_ь_ю по изданиям, которые ниже указаны в комментариях. Только в отношении "Истории России с древнейших времен" пришлось ограничиться предисловием к ней и знаменитой первой главой XIII тома "Истории России", главой, озаглавленной автором так: "Россия перед эпохою преобразования". Составляющие последний раздел книги "Рассказы из русской истории XVIII века" ни в какие предшествующие издания сочинений Соловьева не входили и в настоящей книге впервые предстанут перед читателями, извлеченные из газет и журналов более чем столетней давности.
   Для удобства читателей в Приложении к книге даны родословные таблицы русских князей и перечень царствовавших особ России (1598-1796 гг.). Даты во всех произведениях Соловьева приведены по старому стилю.
  

С. С. Дмитриев

  

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА В РОССИИ ДО ПЕТРА ВЕЛИКОГО

  
   Публичные лекции "Взгляд на историю установления государственного порядка в России до Петра Великого" были прочитаны С. М. Соловьевым в 1851 г. в Московском университете. Оп выступал в ряду известных московских профессоров. В 1852 г. все эти лекции были изданы в книге "Публичные лекции ординарных профессоров: Геймана, Рулье, Соловьева, Грановского, Шевырева. Читаны в 1851 году в императорском Московском университете".
   Текст печатается по книге: "С. М. Соловьев. Избранные труды. Записки" (М., 1983), подготовленной А. А. Левандовским и Н. И. Цимбаевым. Частично использованы и комментарии к ней.
  
   1. Геродот - древнегреческий историк и путешествениик V в. до н. э., "отец истории". Автор обширного труда "История".
   2. Рассказ о походе персидского царя Дария в Скифию находится в "Истории" Геродота (книга IV).
   3. Дион Хризостом (Златоуст) - древнегреческий философ и риторик. Долго жил в Риме, изгнанный, поселился в Северном Причерноморье.
   4. Митридат VI Эвиатор - понтийский царь II-I вв. до н. э.
   5. Тацит Корнелий - римский историк конца I - начала II в.
   6. Карл Великий - король франков, римский император, в результате многочисленных завоеваний создал огромное государство (конец VIII - начало IX в.).
   7. Михаил III - византийский император IX в.
   8. Кирилл (Константин) и Мефодий - славянские просветители, проповедники, создатели славянской азбуки.
   9. Меровинги и Каролинги - династия франкских королей.
   10. Геристаль - родовой замок Каролингов.
   11. Моравия, Паннония - римские провинции, расположенные к югу от среднего течения Дуная.
   12. Свято полк I - великоморавский князь IX в.
   13. Во время похода киевского князя Святослава в Византию в 971 г. он был осажден византийским императором Иоанном I Цимисхием в крепости Доростол на Дунае и не вышел к нему на поединок.
   14. Владимир - киевский князь. При нем в 988 г. в Киевской Руси было принято христианство.
   15. Царь Давид - израильский царь, иудейско-христианскал традиция считает Давида сочинителем религиозно-нравственных песен и псалмов, вошедших позднее в Псалтырь.
   16. Юлиан - римский император IV в., получил христианское воспитание, став императором, вернулся к языческой религии и получил прозвание Юлиана Отступника.
   17. Ятвяги - древнее литовское племя, жившее в междуречье Немана и Нарева.
   18. Согласно саксонским хроникам этот эпизод произошел на севере Англии в 628 г. при принятии христианства.
   19. Иларион - первый киевский митрополит русского происхождения (XI в.), автор "Слова о законе и благодати".
   20. Леонтий - епископ ростовский (XI в.), впоследствии канонизирован русской церковью.
   21. Борис и Глеб -сыновья киевского князя Владимира, убитые своим братом Святополком; канонизированы русской церковью.
   22. Антоний - основатель и игумен Киево-Печерского монастыря (XI в.), канонизирован русской церковью.
   23. Феодосии - церковный деятель XI в., игумен Киево-Печерского монастыря; канонизирован русской церковью.
   24. Слова из книги римского поэта Овидия "Метаморфозы" (кн. 1, строка 9).
   25. Курбский Андрей Михайлович - полководец и государственный деятель. В 1564 г. бежал в Литву. Известна переписка Курбского с Иваном Грозным.
   26. Ягайло Ольгердович - великий князь литовский (кон. XIV - нач. XV в.). Женившись на польской королеве Ядвиге, стал польским королем, принял католичество.
   27. Борис Федорович Годунов умер в апреле 1605г., когда в Россию уже вторглось войско самозванца ЛжеДмитрия I. После убийства Лжедмитрия I царем был избран в 1606 г. Василий Иванович Шуйский - глава влиятельной боярской группировки, в июле 1610 г. свергнут и насильно пострижен в монахи.
   28. Старинный институт местничества отменен в 1682 г.
   29. Адам Олеарий - немецкий ученый и путешественник XVII в. Оставил записки "Описание путешествия в Московию".
   30. Иона - ростовский митрополит, сторонник реформ патриарха Никона.
   31. Никон - патриарх с 1652 г., провел церковные реформы, в ходе которых возник раскол русской церкви. Стремился подчинить светскую власть духовной. В 1666 г. лишен патриаршества.
   32. Филарет (Федор Никитич Романов) - патриарх, отец царя Михаила Федоровича, с которого началась династия Романовых.
   33. Федор Алексеевич - русский царь, старший брат Петра I по отцу.
   34. Славяно-греко-латинская академия - открыта в Москве в 1685 г., крупное учебно-просветительное учреждение.
   35. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич - государственный деятель, дипломат XVII в., глава Посольского приказа; Матвеев Артамон Сергеевич - государственный деятель, дипломат, глава Посольского приказа после Ордина-Нащокина.
   36. Марселис Петер - гамбургский купец, резидент Голштинии в Москве.
   37. Разин Степан Тимофеевич - донской казак, предводитель Крестьянской войны 1670-1671 гг.
   38. Спафарий Николай Гаврилович - русский дипломат греческого происхождения (XVII в.).
   39. Речь идет о Наталии Кирилловне Нарышкиной - второй ясене царя Алексея Михайловича, которая воспитывалась в доме А. С. Матвеева.
   40. Софья Алексеевна - старшая сестра Петра I по отцу, правительница России в 1682-1689 гг.
  

Л. П. Дойникова

  

Другие авторы
  • Панаев Иван Иванович
  • Чириков Евгений Николаевич
  • Минский Николай Максимович
  • Дашкевич Николай Павлович
  • Козлов Павел Алексеевич
  • Арсеньев Александр Иванович
  • Степняк-Кравчинский Сергей Михайлович
  • Стокер Брэм
  • Андерсен Ганс Христиан
  • Циммерман Эдуард Романович
  • Другие произведения
  • Развлечение-Издательство - Китайские идолопоклонники
  • Аш Шолом - Бог мести
  • Толстой Иван Иванович - Заметки о народном образовании в России
  • Каченовский Михаил Трофимович - Разговор между Улиссом и Цирцеею, на острове сея богини
  • Чулков Георгий Иванович - Красный призрак
  • Козлов Петр Кузьмич - Поездка на реку Конче-дарью. Рекогносцировка Северного берега озера Баграш-куля
  • Жданов Лев Григорьевич - Последний фаворит
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Гусятница
  • Кутузов Михаил Илларионович - Приказание М. И. Кутузова М. И. Платову об организации летучей почты до Москвы
  • Некрасов Николай Алексеевич - Осада Севастополя, или Таковы русские
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа