стические - нет! существования одного голодного нищего довольно для него, чтоб разрушить гармонию природы". И Станкевич признается: "Тут трудно отвечать что-нибудь..."
Станкевич не пошел дальше просветительских идей, мысли о революционных путях преобразования общества были ему чужды, но в своей сфере, со своих позиций просветителя он по-своему был бескомпромиссно требователен к миру и людям, касались ли эти требования личной жизни или общественной сферы. "Если жизнь не полна, если наслаждение бегло и непрочно - значит - мы не так живем",- замечает он Неверову 11 октября 1837 года.
"Человеческая жизнь,- пишет Станкевич 8 марта 1838 года,- есть разумная деятельность и вытекающее оттуда наслаждение, любовь".
Болезнь помешала Станкевичу реализовать свою "потребность гражданской деятельности". Оборванной оказалась и любовь Станкевича. Лишь на короткий срок, перед самой смертью, судьба свела его с любимой женщиной, В. А. Дьяковой, сестрой Л. А. и М. А. Бакуниных. Но во всех коллизиях его короткой жизни одно оставалось для Станкевича не подлежащим даже сомнению, когда речь шла о нем самом и тех, кого он считал своими единомышленниками,- требование всегда беречь свое человеческое достоинство. Это требование пронизывало его жизнь, творчество, искания. Только здесь он, человек мягкий и деликатный, не допускал уступок, даже если бы они вели к счастью. "Впрочем,- писал он Бакунину 8 ноября 1835 года,- счастья ты, верно, захочешь под одним условием, чтоб оно не мешало тебе быть человеком". Сам он хотел только такого счастья.
25 июня (7 июля) 1840 года Станкевич, лечившийся тогда в Италии, скончался. Потрясенный смертью друга, Белинский спрашивал: "Зачем родился, зачем жил Станкевич? Что осталось от его жизни, что дала ему она?" {Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. XI, с. 547.} Добавим: что дает нам теперь его жизнь, его творчество, его письма?
Сам Белинский и все те, кто знал Станкевича, начали отвечать на этот вопрос. Продолжали Чернышевский, Добролюбов, Толстой. Мы можем только присоединиться к их мнению.
Станкевич оставил нам в наследство культуру мысли, чувства, культуру общения, Ценность этого - непреходяща.