Главная » Книги

Стороженко Николай Ильич - Вольнодумец эпохи Возрождения, Страница 2

Стороженко Николай Ильич - Вольнодумец эпохи Возрождения


1 2

ый, обратившись къ окружающимъ сказалъ: "Видите, не Доле скорбитъ, скорбитъ о немъ сострадательная толпа" (Non dolet ipse Dolet, sed pia turba dolet). Въ письмѣ Флореста Юн³уса, писавшаго со словъ лица, присутствовавшаго при казни Доле, сообщаются нѣкоторыя подробности объ этой казни. По словамъ очевидца, палачъ подъ угрозой вырѣзать у Доле языкъ принудилъ его произнести обычную формулу отречен³я отъ своихъ заблужден³й и призвать на себя милосерд³е Бож³ей Матери и св. Стефана. Только благодаря этому, Доле претерпѣлъ менѣе жестокую казнь: онъ былъ предварительно повѣшенъ, а потомъ уже сожженъ. Извѣст³е о казни Доле было встрѣчено съ ликован³емъ и католиками и протестантами. Если не считать Теодора Безы, впослѣдств³и раскаивавшагося въ выражен³и своего сожалѣн³я къ судьбѣ Доле, только одинъ поэтъ, не посмѣвш³й впрочемъ объявить своего имени, оплакалъ смерть Доле въ прекрасномъ стихотворен³и, гдѣ онъ, не обинуясь, называлъ л³онскаго гуманиста святымъ человѣкомъ. Вотъ начало этого стихотворен³я:
  
   Mort est Dolet et par feu consumé...
   Oh! quel malheur! Oh, que la perte est grande!
   Mais quoi? En France on a accoutumé
   Toujours donner à tel saint telle offrande!
  
   Доле можно назвать типическимъ представителемъ весеннѣй поры европейскаго Возрожден³я. Въ его личности мы находимъ характерныя черты, свойственныя гуманистамъ этой эпохи - страстную любовь къ классической древности и вѣру въ ея обновляющую силу, не менѣе страстную любовь къ славѣ и индифферентное отношен³е къ догматической сторонѣ религ³и. Считая науку, которая тогда отождествлялась съ классической литературой, могущественнымъ оруд³емъ въ борьбѣ съ остатками средневѣковыхъ предразсудковъ, невѣжествомъ, суевѣр³емъ и фанатизмомъ, Доле сдѣлалъ ее цѣлью своей жизни. Mon naturel - говоритъ онъ въ одномъ стихотворен³и - est d'apprendre toujours. Въ занят³яхъ наукой, преждевременно его состарившихъ, {По словамъ одного современника, Доле въ двадцать семь лѣтъ выглядывалъ человѣкомъ за сорокъ.} онъ забывалъ и свою болѣзнь и свои невзгоды. "Я всецѣло посвятилъ себя литературѣ,- пишетъ онъ Буассону - она поглощаетъ все мое время, изгоняетъ изъ моего ума всѣ тревоги и безпокойства и даже заставляетъ забывать болѣзни и страдан³я". Другой характерной чертой личности Доле, общей ему со многими учеными эпохи Возрожден³я, была жажда славы, желан³е жить въ памяти потомства. Это чувство, неизвѣстное смиреннымъ ученымъ среднихъ вѣковъ, бывшее, по мѣткому выражен³ю Виллари, настоящимъ демономъ-искусителемъ эпохи Возрожден³я, было однимъ изъ главныхъ стимуловъ дѣятельности Доле. "Я хочу показать - писалъ онъ еще въ 1534 г.- работая надъ своими Комментар³ями, что значитъ быть преданнымъ наукѣ и претерпѣвать всяк³е труды для безсмерт³я". Во второмъ томѣ Комментар³евъ по поводу слова Mors онъ размышляетъ о своей собственной смерти и выказываетъ твердую увѣренность, что имя его не умретъ въ потомствѣ. "Ничто - говоритъ онъ - не въ состоян³и такъ побудить меня работать для науки, какъ мысль о смерти. Я не говорю о противномъ человѣческой природѣ желан³и умереть преждевременно; я говорю о желан³и побѣдить смерть, заслуживъ себѣ безсмерт³е. Неужели вы думаете, что люди, жертвущ³е собой на полѣ брани или приносящ³е свою жизнь въ жертву наукѣ, могли бы поступать такимъ образомъ, если бы ихъ не вдохновляла мысль о безсмерт³и? Въ самомъ дѣлѣ, что можетъ сдѣлать смерть съ такими людьми какъ Ѳемистоклъ, Эпаминондъ, Александръ В., Демосѳенъ, Цицеронъ или съ такими учеными какъ Бюде, Бембо, Садолето, Эразмъ Ротердамск³й или Меланхтонъ? Творен³я этихъ людей, созданныя для безсмерт³я, находятся внѣ власти смерти. Что до меня, я тоже вѣрю, что буду жить въ моихъ трудахъ и что острая коса смерти притупится объ ихъ достоинство". "Легко переносить - говоритъ онъ въ другомъ мѣстѣ - нападки и зависть глупцовъ, когда постоянно имѣешь передъ собой великую цѣль борьбы и когда знаешь, что презрѣнные палачи мысли погибнутъ какъ безсловесныя твари, что ихъ имена заранѣе обречены ничтожеству и забвен³ю".
   Современные писатели - какъ католики, такъ и протестанты - одинаково враждебно относились къ Доле и соперничали другъ съ другомъ въ желан³и очернить его память, называя его атеистомъ и матер³алистомъ. Разгадка ихъ ненависти заключается въ томъ, что Доле, подобно своимъ друзьямъ Деперье и Рабле, стоялъ внѣ теологической сферы мысли. Смотря на религ³ю съ нравственной точки зрѣн³я, видя въ христ³анствѣ не извѣстную систему догматовъ, но проповѣдь терпимости, братства и любви, Доле относился равнодушно къ догматическимъ различ³ямъ между церквями и считалъ это различ³е не стоющимъ борьбы. Не въ торжествѣ одной секты надъ другой онъ видѣлъ спасен³е общества, а въ свободѣ разума и вѣрующей совѣсти и въ распространен³и здравыхъ понят³й о жизни, разсѣянныхъ въ произведен³яхъ лучшихъ писателей классической литературы. Осужденный за атеизмъ и матер³ализмъ, онъ въ сущности не былъ ни атеистомъ, ни матер³алистомъ. Изъ Cantique Доле видно, что онъ былъ человѣкъ религ³озный, что онъ вѣрилъ въ Бога и безсмерт³е души и что эта вѣра укрѣпляла его духъ въ послѣдн³я минуты. Перебравъ всѣ его сочинен³я, Сорбонна ничего не могла найти въ нихъ кромѣ двухъ-трехъ подозрительныхъ фразъ, ничтожность которыхъ очевидна, и потому мы будемъ не далеки отъ истины, если скажемъ, что атеизмъ и матер³ализмъ были только предлогомъ для осужден³я Доле. - Въ лицѣ его была осуждена свободная мысль, осужденъ былъ человѣкъ, стоявш³й выше своего времени, для котораго споры о преимуществѣ одной религ³озной секты надъ другой были безплодной контроверс³ей. Въ эпоху напряжен³я религ³озныхъ парт³й так³е нейтральные свободномыслящ³е люди кажутся хуже всякихъ еретиковъ. Какъ человѣкъ либеральный, какъ гуманистъ, стоявш³й внѣ теологической сферы мысли, Доле долженъ былъ погибнуть въ XVI в., долженъ былъ быть осыпанъ проклят³ями фанатиковъ, но потомство, въ судъ котораго онъ вѣрилъ, воздало ему должное и причислило его къ свѣтлой фалангѣ вождей свободной мысли и страдальцевъ за святыя права человѣческой личности.

Н. Стороженко.

  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 310 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа