й в течение целого года).
1871. - 26) Россия и франко-германская война. (Дополнение к статье "Россия и Европа"). "Заря", январь.
27) Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. 2-е изд. СПб.
28) Описание рыболовства в Черном и Азовском морях. "Исследования о состоянии рыболовства и пр.". Т. VIII.
29) Возможное влияние пароходства на рыболовство на реке Куре. "Сборник сведений о Кавказе". Т. II.
30) Описание рыболовства на северо-западных озерах. "Исследования о состоянии рыболовства". Т. IX.
31) Конференция, или даже конгресс. "Русский Мир". No 74 и 75.
32) Общеевропейские интересы. Там же. No 92, 99 и 101.
33) Россия и Восточный вопрос. "Русская Речь". Изд. А. А. Навроцкого.
34) О пути мадьяр с Урала на Лебедию. "Известия географического общества". Т. XIX.
35) Дополнение к опыту областного великорусского словаря. СПб.
36) Филлоксера на Южном берегу Крыма и средство борьбы с нею. Феодосия.
37) Отчет о результатах поездки за границу председателя филлоксерной комиссии. Симферополь, 5 февраля. 1881.
38) Ответ на корреспонденцию из Крыма в No 50 Московских Ведомостей. "Московские Ведомости". 1881, 14 апреля. No 102. (По поводу филлоксеры в Крыму).
39) Сравнение методов борьбы с филлоксерою.
40) Несколько слов по поводу конституционных вожделений нашей либеральной прессы. "Московские Ведомости". 1881, 2 мая. No 138.
1882. - 41) Отчет о деятельности по уничтожению филлоксеры в Крыму генерал-адъютанта барона А. Н. Корфа (с. 97-140).
42) Несколько мыслей по поводу низкого курса наших бумажных денег и некоторых других экономических явлений и вопросов. "Русский Вестник". No 8 и 9.
1884. - 43) Происхождение нашего нигилизма. По поводу статьи "Этюды господствующего мировоззрения". "Русь". 1884. No 22 и 23.
1885. - 44) Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I, ч. I, 519 с. с 7 табл. рис. и чертежами. Ч. II, 530 с. и приложениями 148 с. Издание Меркурия Елеазаровича Комарова. СПб.
45) Г. Владимир Соловьев о православии и католицизме. "Известия Санкт-Петербургского славянского Благотворительного общества". No 2 и 3.
1886. - 46) О низком курсе наших денег и новых источниках государственных доходов. Изд. М. Комарова. СПб. (перепечатка No 40).
1887. - 47) Экспрессия, или выражение чувства у человека и животных. "Русский Вестник". No 5 и 6.
1888. - 48) Россия и Европа. Издание 3-е с портретом и посмертными примечаниями. СПб.
1889. - 49) Дарвинизм. Критическое исследование. Т. II (одна посмертная глава). С портретом и указателями ко всему сочинению. Изд. М. Е. Комарова. СПб.
50) Россия и Европа. Изд. 4-е. СПб.
1890. - 51) Сборник политических и экономических статей. Изд. Н. Страхова. СПб.
Следует упомянуть еще, что Николай Яковлевич перевел несколько статей К. Э. фон Бэра. Именно, в 1853-1856 годах были переведены: 1) Описание Каспийского рыболовства (в "Исследовании о состоянии рыболовства". Т. II) и 2) Каспийские очерки (Caspische Studien), а в 1858: 3) О собрании черепов в академическом музее, и 4) О распространении в России зоба и кретинизма.
Перв. публ.: Предисловие к третьему изданию книги "Россия и Европа" (1888, февраль).
Печатается по: Н. Н. Страхов. Жизнь и труды Н. Я. Данилевского // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. Изд. 6-е. Сост. - А. А. Галактионов. - СПб., 1995, стр. XXI-XXXIV.
1 С 1954 - это Липецкая область, Измалковский район.
2 "Своекоштный воспитанник" - ученик, находящийся на собственном содержании, в отличие от казеннокоштного воспитанника, живущего на государственном обеспечении.
3 В Царскосельском лицее (1836-1843), куда Данилевский одним из лучших сдал вступительные экзамены, он подружился с Николаем Петровичем Семеновым (1823-1904), будущим государственным деятелем.
4 Французский социалист Шарль Фурье (1772-1837) в своих трудах "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (1808), "Теория всемирного единства" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829) и др. критиковал современную ему "цивилизацию", разработал проект плана будущего общества - строя "гармонии", в котором посредством мирной пропаганды социалистических идей должны развернуться все человеческие способности. Он считал, что в будущем обществе будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, сам труд превратится в потребность и наслаждение, но будет сохранена частная собственность, классы и нетрудовой доход.
5 С товарищем по университету - Петром Петровичем Семеновым (1827-1914) (в будущем - Семенов-Тян-Шанский, вице-председатель и глава Русского географического общества (с 1873)), Данилевский перечитал множество книг по естествознанию, общей истории, социологии и политической экономии. Весной 1848 они совершили первую пешую экспедицию из Петербурга в Москву, а в мае 1849 по поручению Вольно-экономического общества проводили экспедицию по исследованию черноземного пространства России в хозяйственном и естественноисторическом отношении.
6 12 июня 1849 на реке Красная Меча в Тульской губернии Н. Я. Данилевский был арестован по делу Петрашевского и четыре с половиной месяца вынужден был находиться в каземате Петропавловской крепости. С 1845 , как и многие молодые люди из образованной молодежи того времени, он посещал кружок М. В. Петрашевского, где читал лекции по теории французского социалиста Ш. Фурье, в которых затрагивал только экономические вопросы по улучшению жизни народа. Военно-судебная комиссия, выслушав доклад Данилевского по учению Фурье, признала, что ничего революционного и противорелигиозного в этой теории не было. Николай Яковлевич был освобожден из-под ареста и направлен на службу к вологодскому губернатору с учреждением над ним "строгого секретного надзора".
7 Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876) - известнейший натуралист, один из учредителей Русского географического общества, академик Петербургской академии наук, основатель эмбриологии, установивший сходство эмбрионов высших и низших животных, последовательное появление в эмбриогенезе признаков типа и класса, описавший развитие основных органов позвоночных. Бэр родился в Эстляндии, работал в Австрии и Германии, в России он с 1834 - исследовал Новую Землю, Каспийское море, объяснил закономерность подмыва берегов рек, редактировал серию изданий по географии России.
8 3 марта 1878 года в местечке Сан-Стефано, что неподалеку от Стамбула, был подписан так называемый Сан-Стефанский мирный договор, который и завершил русско-турецкую войну. Согласно данному договору, славяне и греки получали большие права самоуправления, а Болгария превращалась в номинально зависящее от султана княжество с территорией от Черного до Эгейского моря.
9 Впервые познакомившись в Норвегии с гипотезой происхождения видов растений и животных путем естественного отбора и борьбы за существование Ч. Дарвина, "победоносно и триумфально пронесшимся над умственным миром" и утвердившимся в нем, Н. Я. Данилевский подготовил фундаментальное произведение "Дарвинизм. Критическое исследование", которое было издано Страховым (1885) уже после его смерти, подверг гипотезу строжайшей проверке, здание которой буквально "изрешетилось" в его глазах "в бессвязную кучу мусора". В 1922 академик Л. С. Берг, говоря в предисловии к своему "Номогенезу" о "Дарвинизме", за которым закрепилась "слава Герострата", находил в этом заслуживающем внимании произведении массу дельных соображений, к которым независимо от русского натуралиста впоследствии пришли на Западе. "Если бы книга Данилевского была своевременно переведена на какой-либо из иностранных языков, - писал Берг, - то она пользовалась бы заслуженной известностью. У нас же она находится в полном небрежении". - Берг Л. С. Труды по теории эволюции. - Л., 1977, стр. 95-96. Берг упомянул о Данилевском спустя тридцать пять лет после выхода в свет "Дарвинизма", но о нем (так же как и о "Номогенезе") вновь забыли на долгие годы.
10 Русско-турецкая война 1877-1878.
11 Скажем, Гегель во всемирную историю включил культуры древнего Востока (Китая и Индии) - представителей детства единого человечества, Персии - отрочества, Греции - юности, Рима - возраста возмужалости, Западной Европы - старости. Началась всемирная история, по мнению Гегелю, в Китае, Индию он заставлял продолжать начатое там, дальнейшее развитие человечества отведено Персии, затем следовали Греция, Рим и Западная Европа. "Всемирная история, - по убеждению немецкого мыслителя, - направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало". В свое "мысленное рассмотрение истории" он не включил австралийскую культуру, умолчал об истории монгольского государства, мало места отвел византийской культуре, не стал обращаться к арабской культуре. Что касается России, то к началу XIX в. она уже построила обширное и мощное государство; все же Гегель счел лишь возможным сказать, что "северо-восточные государства Европы - Польша, Россия, славянские государства ...поздно вступают в ряд исторических государств и постоянно поддерживают связь с Азией". Американская культура (мексиканская и перуанская) названа им "совершенно натуральной". Она, по его мнению, "должна была погибнуть" от дуновения европейской деятельности (почему обязательно "должна"? - А. Б.). По мнению Гегеля, когда Америка сможет создать собственную систему гражданского общества, тогда у нее появится потребность в органическом государстве. Но это дело будущего, следовательно, Америка для Гегеля "внеисторична". Гегель и не пытался исследовать культуры народов Африки - сказав о них несколько слов, он предложил читателю "покинуть Африку" с тем, что "уже не будет упоминать о ней". При совершенном отсутствии знаний об абсолютной сущности африканец, по его мнению, "представляет собой естественного человека во всей его дикости и необузданности", нравственные чувства которого либо весьма слабы, либо совершенно отсутствуют. Африка для Гегеля - континент рабства, и он в своей философской конструкции вывел ее за порог арены всемирной истории как "неисторическую часть света". Африка для Гегеля "доисторична". А то, что доисторично (Африка) или внеисторично (Америка), не может быть ни началом, ни концом истории, поэтому Гегель и устремлял свой взор туда, где воссиял свет духа - в Азию, к тем народам, которые смогли построить государство. - Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. - СПб., 1993, стр. 138-147.
12 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Институт русской цивилизации, 2008, стр. 141.
13 Для Данилевского "правильная, сообразная с законами естественной системы группировка исторических явлений" должна строиться "не иначе, как через посредство самобытных культурно-исторических типов" как главного основания ее деления. (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, 2008, стр. 138). Для него они не ступени развития в иерархической лестнице постепенного усовершенствования народных духов, следующих друг за другом (как у Гегеля), но суть различные планы, в которых своеобразными путями достигается доступное для них разнообразие и совершенство форм. Введение в перечень уже проявившихся в истории мировой культуры десяти культурно-исторических типов в качестве общеизвестного факта для исторической науки сделано им с оглядкой на весьма распространенную в России к середине XIX в. гегелевскую философско-историческую концепцию, которая стала для автора "России и Европы" не источником, а объектом критики.
14 Большая заслуга в установлении естественной системы зоологии принадлежала французскому реформатору сравнительной анатомии, палеонтологии и систематики животных Ж. Кювье, выработавшему понятие "типы организаций", о которых вслед за ним Данилевский писал, что они "не суть ступени развития в лестнице постепенного совершенствования существ (ступени, так сказать, иерархически подчиненные одна другой), а совершенно различные планы, в которых своеобразными путями достигается доступное для этих существ разнообразие и совершенство форм" (Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, 2008, стр. 105). В предисловии к своей книге "Царство животных" Кювье утверждал, что не имел намерений систематизировать органический мир так, чтобы все животные образовали одну линию, вообще считая такую попытку невыполнимой, ибо нельзя сказать, что последние из млекопитающих более совершенны, чем первые из птиц. Своим различением типов организации от степени организации животного мира Кювье дал пример и руководство прочим наукам, в т.ч. и историческим.
15 Данилевский считал специфически характерной чертой национального характера западных обществ насильственность, которая выработалась в условиях постоянной вражды друг с другом и посягательств Европы на независимость и свободу славян. Хроническую солидарную враждебность европейских государств к России он объяснял ревнивым отношением стареющего германо-романского культурно-исторического типа к молодому славянскому типу культуры. Он указывал на необходимость России объединиться с другими славянскими государствами в федерацию, призывал не только своих современников, но и потомков бережно относиться к традициям национальной жизни, отказаться от слепых подражаний западным образцам, в которых усмотрел болезнь "европейничанья". Не насильственность или потребительский интерес составляет "главную пружину" или двигательную силу русского народа, а внутреннее нравственное сознание, исполненное мягкости, покорности, почтительности. Основная черта русских - терпимость, именно поэтому им выпал жребий быть "хранителями живого предания религиозной истины - Православия".