Главная » Книги

Струве Петр Бернгардович - Исторический смысл русской революции и национальные задачи, Страница 2

Струве Петр Бернгардович - Исторический смысл русской революции и национальные задачи


1 2

творческой автономии личяостй и признания ею абсолютных трансцендентных ценностей, составляющих цель всякого творчества, поскольку оно, по мнению автора концепции, имеет в конечном счете религиозный смысл. Этому соответствуют в сфере морального действия утверждение принципа личной ответственности и личного самоусовер-шенствования (этическая конкретизация идеи "Царство Божие внутри вас есть"), а в сфере хозяйства и культуры - принципа "личной годности", как основы и мерила общественной жизни. Что касается сферы государства, то бущностью его должны быть свобода и самоценность личности, охранение ее неотъемлемых прав. Их можно обеспечить взаимным ограничением власти (государства) и граж-данского общества (общественности) -- ограничением, которое осуществимо бла-годаря примиряющей роли так называемого "среднего элемента" - подлинного носителя права, свободы и собственности. На этом основывается "либеральный консерватизм" Струве, убежденного в "неразрывности связи между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни и культуры" (Франк С. Л. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк, 1956. С. 123). В области национального бытия Струве считает основным началом национальный дух, который раскрывает-ся в историческом творении культуры личностью.
   Эти метафизические основоположения своего мировоззрения Струве сделал фундаментом многочисленных конкретно-научных исследований в различных областях, от политической экономии, в которой он развивал плюралистическую теорию, основанную на истолковании цены как субъективной оценки, и истории, понятой как развертывание основного социального противоречия свободы и власти, до литературоведения.

 

*

  *
  *

   С февраля 1918 П. Б. Струве продолжил выпуск журнала "Русская Мысль" (No 1-2 и 3-6), планируя прием подписки на весь год. В объявлении о подписке, помещенном на второй странице обложки "Из глубины", он высказал намерение следовать прежней программе, "твердо проводя идею национальной русской куль-туры и уделяя всего больше места вопросам и темам, связанным с высшими стрем-лениями и ценностями человеческого духа". Одновременно Струве задумал вы-пуск "Библиотеки общественных знаний", к созданию которой помимо постоянных своих сотрудников пригласил С. А. Котляревского. Проспект "Библиотеки", как и статья Струве, вошедшая в сборник "Из глубины", отражал не только узловые вопросы, его волновавшие, но и желание в любом своем предприятии прежде всего "мысль разрешить". Так, Струве писал: "Возрождение России должно быть прежде всего возрождением и укреплением национального духа. Внести свою скромную лепту в эту работу есть задача нашего литературного предприятия, вдохновляемого горячей верой в поруганную национальную культуру и уважением к безрассудно разрушенной русской государственности. Наша "Библиотека общественных знаний" будет стремиться на серьезном, но доступном широкой публике изложении освещать основные вопросы культурного, общественного и государственного развития и бытия человечества и, в особенности русского народа, пробуждать в русском человеке исторический смысл...".
   Осенью 1919 Струве выступил в Ростове-на-Дону с двумя лекциями, осно-ванными на тексте его статьи в сборнике "Из глубины". Через два года они были (после предварительной публикации в "Русской Мысли" за 1921 г., No 1-2) напечатаны в виде брошюры "Размышления о русской революции" (София, Российско-Болгарское книгоиздательство, 1921). По сути дела эта брошюра являлась отдельным изданием варианта статьи Струве "Исторический смысл русской революции и национальные задачи". Случайно она вышла в свет почти одновременно со сборником "Из глубины".
    
   [2] Итоговый труд П.Б. Струве (1941 -1944), оставшийся незавершенным, имел название "Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности".
   [3] Голицын Дмитрий Михайлович (1665-1737) -князь, в 1726-1730 член Верховного Тайного Совета, инициатор приглашения на российский престол Анны Иоанновны, составитель "Кондиций" - проекта олигархического ограничения власти самодержицы (1730).
   [4] Если небесных богов не склоню - Ахеронт я подвигну (Вергилий. Энеида. VII, 312. Пер. С. Ошерова). Слова Юноны, сулящей Энею бедствия.
  
   [i] Для борцов за освобождение крестьян мысль о нем не была просто "мыслью", а, как свидетельствовал Николай Тургенев в объяснительной (оправдательной) записке о своем участии в движении декабристов, "страстью". ["Оправдательная записка" была составлена декабристом Николаем Ивано-вичем Тургеневым (1789-1871). в ответ на запросы Следственного комитета. - Ред.]
   [ii] Статья "Интеллигенция и революция", перепечатанная потом в сборнике "Patriotica".
   [iii] Кроме общих сочинений по русской истории, из которых особенно ценны соответствующий том (XIX) "История России" Соловьева и монография Косто-марова об Анне Иоанновне, наилучший свод и обзор материалов о событии 1730 г. дают книга Д. А. Корсакова "Воцарение императрицы Анны Иоанновны". Казань, 1880 г., статья П. Н. Милюкова "Верховники и шляхетство" в сборнике "Из истории русской интеллигенции". Спб., 1902 г., и брошюра M. M. Богослов-ского "Конституционное движение 1730 г." Москва, 1906 г.
   [iv] "За самодержавие ясно и положительно стояли гвардейцы: они были обласканы императрицей и могли надеяться на еще большее к себе внимание, после того как послужат ей теперь в трудных обстоятельствах" (Костомаров). Гренадерская рота Преображенского полка, произведшая переворот 25 ноября 1740 г. и возведшая на престол Елизавету Петровну, получила наименование лейб-кампании. Отсюда выражение "лейб-кампанцы".
   [v] Ср. Корсаков, стр. 297 и cл. Милюков, стр. 49-51.
   [vi] Напомним, что и для Радищева крестьянский вопрос сводился в первую очередь к личному освобождению, а затем к утверждению крестьянской соб-ственности на землю, за которую они уплачивали подушную подать. Таким образом, ему предносилось постепенное осуществление реформы.
   [vii] Запоздалый и, так сказать, слитный характер крестьянской реформы 1861 г. воспроизводит в ослабленной, "государственной" форме пугачевское решение 1774 г. В силу этого в реформе 1861 г. центральное место получило наделение крестьян землей. Другие два момента - личные права и утверждение земельной собственности на основе землеустройства не получили надлежащего признания и выпуклости ни у власти, ни в общественном мнении. В эпоху под-готовки реформы это особенно ярко сказалось в известной формулировке ее задач Юрием Самариным4. [4 Самарин Юрий Федорович (1819-1876) -историк, публицист, обществен-ный деятель, лидер второго поколения славянофилов (см.: Струве П. Б. Юрий Самарии. Опыт характеристики и оценки//Возрождение. 1926, 13 июня). - Ред.] Пугачевский манифест 31-VII 1774 г., провоз-глашавший освобождение крестьян, ставил разом две задачи: уничтожение личной несвободы и земельное устройство (не в смысле землеустройства, а в смысле наделения землей) крестьян, первое в патриархальной "самодержавно-государственной", второе в социалистической "народнической" обрисовке. Манифест этот гласил: "Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков быть верноподданными рабами собственной нашей короне и на-граждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностью и свободою вечно казаками, не требуя рекрутских поборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и pыб-ными ловлями и солеными озерами без покупки и без оброку, и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев и желаем вам спасения душ и спокойной в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прочих и иных злодеев дворян странствие и немалые бедства" [цитирую по В. И. Семев-скому "Крестьянский вопрос", т. I (Спб., 1888 г.); самый манифест впервые на-печатан в сборнике Грота "Материалы для истории пугачевского бунта". Спб., 1875 г.].
   [viii] Критическая история крестьянского вопроса еще должна быть написана с расчленением трех его основных проблем: личного освобождения, утверждения земельной собственности крестьян и землеустройства. В русской крестьянской реформе эти три основные проблемы были частью подменены, частью поглощены проблемой "наделения крестьян землей". Извращение всей крестьянской реформы идеей "надела" привело к аграрной революции 1917 г., изживать которую стране придется с огромными трудностями и жертвами.
   [ix] "Patriotica", предисловие: "Между пороками русской общественности и пороками русской государственности есть роковая внутренняя связь, своего рода историческая круговая порука".
   [x] В качестве примера "классовых" образований, сложившихся на наших глазах и иллюстрирующих мою основную мысль, можно привести класс т. н. "младших (академических) преподавателей" (пользуюсь указанием, сделанным мне Д. М. Петрушевским7 [7 Петрушевский Дмитрий Моисеевич (1863-1942) - историк. - Прим.изд.] ). Приват-доценты, ассистенты, лаборанты существо-вали многие десятилетия, но лишь после революции 1905-1906 гг. они себя или, вернее, их вожаки осознали их, как особое социально-психическое единство и противопоставили т. н. старшим преподавателям. Это явный случай социального подражания и его роли в процессе классового расчленения, ибо не может подлежать сомнению, что класс или группа младших преподавателей обособилась по образцу других классово-профессиональных группировок и притом в связи с особыми чисто русскими приемами мышления (такой группировки нет на Западе). В средние века процесс дробления цехов и возникавшие в результате его цеховые распри, которые суть формально случаи групповой борьбы внутри других более широких группировок, иллюстрируют ту же мысль. Дифференциация цехов далеко не всюду отвечала дифференциации самой промышленности: в первой был элемент чисто психологический, который в известном смысле можно было бы охарактери-зовать как "искусственный", тем более, что часто цеховое дробление восходило генетически к фискальным соображениям власти, стоявшей над цехами.
   [xi] Ср. "Patriotica", с. 103, где в пояснение этих мыслей я указываю: "Это было ясно еще в классической древности, где эллинство было широкой нацио-нальной идеей, не умещавшейся в государственные рамки. С успехами "в мышлении и красноречии" Исократ9 [9 Исократ (436-338 до н. э.) - афинский оратор и публицист, сторонник единства Эллады под предводительством Афин. Им были сформулированы основные черты идеала греческой образованности.] связывал самую идею эллинской культуры (παιδευσισ)): "Эллинами называются скорее те, кто участвует в нашей культуре, чем те, кто имеют общее с нами происхождение".
  
  

Другие авторы
  • Ростопчин Федор Васильевич
  • Голицын Сергей Григорьевич
  • Жукова Мария Семеновна
  • Де-Пуле Михаил Федорович
  • Кандинский Василий Васильевич
  • Мельников-Печерский Павел Иванович
  • Гуревич Любовь Яковлевна
  • Лемке Михаил Константинович
  • Тетмайер Казимеж
  • Амфитеатров Александр Валентинович
  • Другие произведения
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Литургия красоты
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич - О маленькой Хайрибэ
  • Ростопчина Евдокия Петровна - Вл. Муравьев. Е. П. Ростопчина
  • Лондон Джек - Как вешали Калтуса Джорджа
  • Аксаков Сергей Тимофеевич - С. Машинский. Сергей Тимофеевич Аксаков
  • Сологуб Федор - Наапет Кучак. Айрены
  • Некрасов Николай Алексеевич - Заметки о журналах за март 1856 года
  • О.Генри - Черное платье
  • Федоров Николай Федорович - Супралегальная задача человека в обществе и в природе
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа