народа и в распоряжение демократически организованных сельских общин, территориальных союзов общин, на началах уравнительного пользования;
в) введение восьмичасового рабочего дня и широкое развитие фабричного законодательства; установление минимума заработной платы, государственное страхование - на началах самоуправления страхуемых. Законодательная охрана труда во всех отраслях производства. Гигиеническая обстановка труда. Выборность фабричных инспекторов. Профессиональная организация рабочих и участие профессиональных союзов в установлении внутреннего распорядка фабрик.
1 "При охватившем теперь всех смятении умов от страшных и грозных в жизни страны явлений <...>, невольно взор общества обратился туда, откуда издавна Русь привыкла ожидать и получать утешение, вразумление, успокоение <...> Разумеем голос церкви Божией в лице церковных учителей и молитвенников-пастырей <...> Но они молчали... Посмотрели кругом, да мало и нашли добрых-то пастырей, учительных и заботливых о своей пастве" (Феодор (Поздеевский), сщмч. Указ. соч. С. 109). "Духовенство, наравне с другими, оказалось неподготовленным к надлежащему руководству народом в потоке нахлынувших грозных событий" (Пётр Альбицкий, свящ. Христианство и социализм. Нижний Новгород, 1907. С. 113).
2 Это был единственный способ погасить зверские инстинкты освободительного движения и удержать народ от превращения в беспощадное стадо. Вправе ли церковный люд считать себя непричастным к творящимся в стране беззакониям? Как можно было умыть руки и оставить без духовной поддержки справедливые требования угнетённых? Достойны ли звания пастырей бросившие братьев, ищущих правды и пошедших за неё под пули? Велика вина Российской Церкви в крови революции и ужасах гражданской войны. "Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?" (Мф. 5, 13). "Чем святилась бы земля, если бы Церковь утратила свою святость?" (Хомяков А. Церковь одна. 3). "Только духовный слепец может не понимать, что именно оземленённость общества довела Россию до катастрофы 1917 года" (Владимир (Иким), митр. Слово в субботу по Рождестве Христовом // Слова на Двунадесятые и Великие праздники. М., 1999).
3 Подробности встречи с еп. Антонием (Флоренсовым) изложены в романе-исповеди "Антихрист" (Свенцицкий В. Собр. соч. Т. 1. М., 2008. С. 97-106); там же цитируется "Воззвание к епископам": "Ужели теперь, в минуту почти открытого дьявольского искушения, ни в ком из русских епископов не найдётся дерзновение древних святителей, и вновь над страдающей землёй пронесётся отзвук поцелуя Иуды Предателя, а вавилонская блудница вновь воссядет на престоле, до срока творить мерзости, переполняя чашу гнева Господня? <...> Духовенство пред Богом обязано принять определённое решительное участие в начавшемся движении и стараться направить его туда, куда велит им их пастырский долг. Над всей Россией нависла грозовая туча, слышатся приближающиеся раскаты грома и наступает мучительное молчание. И вот, в это время пусть раздастся безбоязненный голос истинных служителей Христа. Пусть появится окружное послание епископов из святынь, чтимых народом. Пусть раскатятся по всей земле святые призывы, и всё доброе в народе, почуя Христа, шевельнётся, стряхнёт с себя путы Зверя, освободится от давящей петли, и тогда народ, уже церковный народ, начнёт новое великое делание на спасение всего мира, которое будет указано Духом Святым. <...> О Господи Христе, отыми робость из сердца служителей Твоих и дай нам смелость и дерзновение возлюбить Тебя делом и исповедать Святое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
4 Обличать безумную власть - долг Церкви и прежде всего архипастырей. Так поступал свт. Тихон в посланиях от 19 января, 18 марта и 7 ноября 1918. Животный страх, недостойный христианина, не позволял это делать потом, а сейчас о святой обязанности тактично забыли...
5 Налицо аналогия с последовавшей спустя две недели (14 февраля) встречей "группы 32-х" с митр. Антонием (Вадковским) и родившейся в результате первой её запиской, имевшей много общего с требованиями Братства. Таким образом, участники ХББ первыми заставили задуматься иерархов о возрождении истинно церковной жизни и сдвинули их с мёртвой точки.
6 Подразумеваются Ельчанинов, А. С. Глинка (Волжский) и о. Константин Аггеев; далее - С. Н. Булгаков.
7 Как установил Колеров, краткую программу ХББ выпустило не только как часть машинописного обращения "К обществу", но и в виде рукописной листовки (Исследования по истории русской мысли. 2001/2002. М., 2002. С. 56, 65). Текст под заглавием "Верующие против самодержавия" перепечатали: Вперёд. Женева. 1905. 10 марта. N 11. С. 11; Революционная Россия. 1905. 15 марта. N 61. С. 9. Объявили о возникновении "среди передовой части столичной интеллигенции, профессоров духовной академии, преподавателей семинарий и городского духовенства" ХББ и перечислили его главные задачи газета "Русь" (1905. 28 марта. N 79. С. 3), журналы "Миссионерское обозрение" и "Неделя".
8 "...Правление отеческое (imperium paternale), при котором подданные, как несовершеннолетние, неспособные различать, что для них на деле полезно, а что вредно, принуждены оставаться сугубо пассивными, ожидая от главы государства суждения о том, как им надлежит быть счастливыми, и предоставляя это суждение его милостивому соизволению, - такое правление есть величайший деспотизм, какой только можно себе представить (такое устройство, при котором уничтожается всякая свобода подданных, не имеющих в таком случае никаких прав)" (Кант И. Сочинения на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994. С. 285).
9 Ни единого слова жалости, простого сочувствия к невинно убиенным в послании Синода от 14 января 1905, подписанном "смиренными" митр. Антонием (Вадковским), Владимиром (Богоявленским), Флавианом (Городецким), архиеп. Николаем (Налимовым) и еп. Климентом (Верниковским), не прозвучало. Люди русские, "подкупленные иноземными врагами отечества", обвинялись в том, что "решились скопом и насилием добиваться своих будто бы попранных прав, причинили множество беспокойств и волнений мирным жителям, многих оставили без куска хлеба, а иных из своих собратий привели к напрасной смерти", чем причинили "тяжкое горе Венценосному Вождю", который "неусыпно заботится об облегчении тяжкой их доли". Такой лжи и мерзости на "святейшем" месте православные со времён раскола не видели, такого глумления над расстрелянными и лизоблюдства перед убийцами не у всяких язычников сыщешь. С тех пор подломилась в народе вера во Святую Церковь и участь новомучеников решилась - кровью своей платили они за грехи обезумевших синодалов, предавших паству и отрёкшихся от Христа.
10 К тому же склонялся М. А. Новосёлов и 17 января 1905 писал: "За отсутствием у нас, к сожалению, истинного русского органа <...> приходится изобретать другие способы проведения в сознание общества трезвых идей" (ОР РГБ. Ф. 265, к. 195, ед. хр. 26, л. 1).
11 17 февраля пристав 1-го уч. Мещанской части препроводил в Московское охранное отделение экземпляр воззвания к православным христианам, "обнаруженный наклеенным в 3 часа ночи на фасаде дома Рождественского монастыря по 4-й Мещанской улице". В этот день листовку находили приставы по всей Москве: на телефонном столбе по Красноказарменной ул. напротив Московского военного училища (3 уч. Лефортовской ч.); на заборе владения Лиснера по Кузнецкой ул. (1 уч. Пятницкой ч.); в 6 ч. 20 минут на заборе владения Генералова по Лялину пер. (2 уч. Яузской ч.); на ограде храма Вознесения по Вознесенской ул. и стене д. Озеровой по Гороховской ул. (1 уч. Басманной ч.); в 5.00 в Болвановском пер. на заборе д. Бахрушина, а в 6.30 на заборе владения Трофимова по Шморовой наб. (2 уч. Пятницкой ч.); на Шаболовке и Малой Серпуховской (2 уч. Якиманской ч.); в 8 утра на воротах д. Герасимова по Александровской ул. (3 уч. Сущёвской ч.); на ограде храма свт. Николая в Курницком пер.; на улицах Сущёвской и 3-й Мещанской (ГАРФ. Ф. 63, оп. 25, д. 30, т. 4 (1), л. 18-75). Таким образом, документы обличают подхваченную Е. В. Ивановой клевету мемуариста: "Клеили где придётся, - где меньше было риска быть захваченными <...> в укромных местах" (Вишняк. С. 99).
12 "Причина переживаемой нами смуты заключается не в ослаблении государственного начала, а наоборот, в чрезмерном развитии этого начала и в запоздании с его стороны уступок в пользу законных требований начал личного и общественного" (Завитневич В. О восстановлении соборности в Русской Церкви // Церковный вестник. 1905. N 14).
13 Завершал листовку призыв: "Православные христиане! Перед вторым пришествием, по слову Божию, "мерзость и запустение станет на святом месте", т. е. большая часть Церкви христианской предастся в руки Антихриста. Воззвание Синода, поддерживающее мучителей христианского народа, свидетельствует, что время близко! Так не искушайтесь же воззванием Синода, ибо на нём явная печать Антихриста!" Перепечатано: Вперёд. Женева. 1905. 10 марта. N 11. С. 11; Революционная Россия. 1905. 15 марта. N 61. С. 9.
14 2 апреля 1905 Эрн писал Ельчанинову: "После твоего отъезда у нас довольно много событий. 1) От Морозовой получили средства и будем получать. 2) Технически наконец устроились. 3) Во Владимире объявилась целая компания, которая просит приехать, чтобы устроить там отделение. 4) Совокупно с ней Рачинский, Духовная Академия, и наша компания открывает Религиозно-философское общество памяти Соловьёва - где выступит с целым рядом рефератов на общественные темы, прения, широкий доступ публики. Уже есть духовенство, рабочие-радикалы и профессора. Пока всё на частных квартирах и параллельно с этим пойдут хлопоты об официальном разрешении". А вскоре продолжал: "У нас дела пошли совсем не дурно. Изготовили несколько важных вещей и сейчас заняты их мультиплицированием посредством ми-ми и ти-ти [мимеографа и типографских оттисков]. При первом удобном случае вышлем" (ВГ. N 12, 13).
15 Далее пространно цитировалась работа "О задачах ХББ", с целью представить "центральное положение этой теории".
16 "Эрн <...> рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями <...> Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит" (Иванова Л. В. Воспоминания. М., 1992. С. 51).
17 Текст идентичен оригиналу листовки (ОР РГБ. Ф. 305, к. 6, ед. хр. 56, л. 5); перепечатано: Освобождение. 1905. N 73. 6 июля. С. 391.
18 "Людей убивают, христиан терзают. Жалко, невыносимо... Но другое, братья и сёстры, другое ужаснее. Христиане убивают, христиане терзают, христиане православные проливают кровь повсюду" (Флоренский П. Вопль крови).
19 "Иль вы не понимаете, что это вновь и вновь Христа расстреливают и вешают, и бьют и оскверняют? Не понимаете, что каждый выстрел направлен в тело Христово?" (Там же).
20 "Обращение к крестьянам" цитирует Айвазов (Миссионерское обозрение. 1905. N 13. С. 606-607), в частности, призывы "не служить царской власти, богохульно называющейся самодержавной, не идти на войну и не усмирять бунтовщиков, не убивать японцев, а молиться за них, как за врагов", свидетельствуя, "что пропаганда таких идей широко развилась в наших войсках на Дальнем Востоке". По свидетельству Скворцова (Там же. С. 1459), обращение начиналось с обычных "Во имя Отца..." и "Братья христиане", рисовало картину страшных бедствий, переживаемых отечеством (ужасы внутренней и внешней войны), а затем автор вопрошал: "За какие же грехи Господь разгневался на землю Русскую?" и отвечал так: "Три великих греха лежат на русском народе, и покудова православные не покаются в этих грехах, не окончатся беды на Руси. Первый, самый страшный грех, это то, что мы служим двум господам - Богу и царю, и что царя почитаем самодержавным. Второй грех - в заблуждении Церкви, признающей главой царя и забывшей заветы святителей, обличавших неправедных владык, забывшей правду Божию, повелевающую кротостью и любовью увещевать заблудших, а не полицейским насилием". Третий грех - неправедная война на Дальнем Востоке. Далее следовал призыв "очиститься от этих грехов, открыто и безбоязненно заявить, что мы не признаём за царём-человеком неограниченной самодержавной власти, отказываемся убивать врагов своих и чужих, обещаемся помнить, что одна глава Церкви - Христос". Скворцов в своеобразных выражениях признавал огромное влияние обращения на душу простолюдина.
21 Забастовка в Иваново-Вознесенске продолжалась с 12 мая по конец июня 1905 и управлялась большевиками; основные требования рабочих: 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода печати и собраний.
22 "Самое понятие "христианский социализм" - такая же бессмыслица, как сухая вода или мокрый огонь" (Валентин Свенцицкий, свящ. Письма о социализме. Ч. 1 // Церковные ведомости. 1919. N 6); "такое же недоразумение, как австрийская монархия: это есть contradictio in adjecto" (Гиляров-Платонов Н. Указ. соч. С. 290); "противоестественное сочетание понятий" (Иоанн Восторгов, прот. Полное собр. соч. Т. 5. Ч. 1. М., 1913. С. 329).
23 Эти слова повторил В. И. Экземплярский в книге "Евангелие и общественная жизнь" (Киев, 1913. С. 47): "И не трудно назвать основные евангельские начала для всяких общественных отношений: начала эти - свобода и любовь. <...> Всякая общественная форма настолько может быть принимаема христианством, насколько она не угашает духа свободного развития личности". Ср.: "Основными стихиями общинной жизни, камнями, на которых держится и опирается всё, являются стихии Любви и стихии Свободы. И общение имущества как одна из сторон общинной жизни должна быть проникнута теми же стихиями - и в высшем единстве примирять полную любовь <...> и с безусловной свободой" (Эрн В. Христианское отношение к собственности. Гл. 2.IV). См. также: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VII.1; VIII.4-5; III.1; XIV.3 (далее - ОСК).
24 "Задача или идеал христианства вовсе не благоденствие земное - такого обетования и не было, а совершенство <...> Идеал на земле недостижимый, но в достижении которого, то есть в стремлении к его достижению - весь смысл <...> земного бытия. Ищите не земного благополучия, ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а остальное приложится" (Аксаков И. Указ. соч. С. 804). См. также: ОСК. IV.5.
25 См.: ОСК. I.2.
26 См.: ОСК. I.2; VIII.5.
27 См.: ОСК. I.3; VIII.4.
28 Церковь не должна отказываться от помощи всех людей, в т. ч. тех, "которые, хотя бы и не ведая Христа, осуществляют дело любви Христовой на земле. <...> Должна признавать и освящать всё то положительное, ценное и истинное, что есть в программах отдельных политических и общественных партий, отделяя зерно от мякины" (Трубецкой Е. Церковь и современное общественное движение // Право. 1905. N 15. С. 1173). См. прим. 236, 603, 637.
29 "Основная черта и Церкви, и общины характеризуется лучше всего отрицательно - это не учреждение. <...> Их строй определяется не извне, <...> а только изнутри, постоянно творчески возникая и изменяясь. Отсюда вытекает "безвластность" этих социальных типов: ведь всякая власть опирается <...> на некоторый авторитет и неразложимо связана с моментом принуждения. Отсутствие внешнего авторитета, поэтому, ведёт к полному "равноправию" и всех членов Церкви, и всех членов земельной общины. <...> Только наличность высших начал предохраняет эту "аморфность" и "безвластие" от вырождения в хаос и своеволие. Суть дела не в отрицании власти, порядка, организации, а перерождении их из чего-то внешнего во внутреннее, в замене мозаического характера жизни органическим. <...> Свой "социализм" они противопоставляли государственничеству западноевропейской мысли, равно и абсолютно-монархического, и конституционно-демократического типов. <...> И во всех случаях выразительно подчёркивалось, что все отвергаемые взгляды страдают одним неисходным недостатком - искажением идеи личности, урезыванием её свободы, угашением её значения как творческого начала" (Флоровский Г. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 94-95). Ср. слова Е. Трубецкого: "Идеал Царствия Божия не теократичен, а анархичен, ибо вместе с миром в нём окончательно исчезает всякая мирская власть" (О религии Льва Толстого. М., 1912. С. 61).
30 См.: ОСК. III.5.
31 П. П. Кудрявцев на Предсоборном Совете летом 1917 говорил: "Мы в церковной области не привыкли к творчеству. В течение веков мы главным образом хранили то, что получили... Однако Господь ждёт от нас не только сохранения, но и преумножения дарованных Им талантов... Будет у нас подлинно религиозное одушевление - тогда не механически, а органически обновится наше богослужение" (Цит. по: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. С. 127-128).
32 "Дары Духа Святого проявляются лишь там, где существует встречное движение человеческого сердца, покаянно устремлённого к правде Божией" (ОСК. VIII.5).
33 "Так же как каждый из нас требует молитвы от всех, так и он всем должен своими молитвами <...> Никто не спасётся иначе как молитвою всей Церкви, в которой живёт Христос <...> Кровь же Церкви - взаимная молитва, и дыхание её - славословие Божие. Молимся в духе Любви, а не пользы, в духе сыновней свободы, а не закона наёмнического, просящего платы. Всякий спрашивающий: "какая польза в молитве?" признаёт себя рабом. Молитва истинная есть истинная Любовь" (Хомяков А. Церковь одна. 9).
34 "Для нас предназначено скорее общее, чем отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой" (Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898-1906. Т. 11. С. 705). Так же считали мч. Иустин Философ, сщмч. Киприан Карфагенский, свт. Василий Великий. См. и прим. 213. "...Сравнительная малочисленность христиан в Иерусалиме дала возможность радикально осуществить единство жизни в общении имуществ. То, что в наши дни было так неудачно названо "первохристианским коммунизмом", было на деле не результатом какой-либо специфически христианской экономической или социальной теории, а проявлением любви, иными словами, не в общении имуществ как таковом смысл рассказа Деяний, а в том свидетельстве о новой жизни, всецело преображающей старую, которое проявлялось в этом общении. <...> Максимализм иерусалимской общины <...> навсегда останется в христианском сознании как неустранимый пример и завет; как идеал полного преображения жизни, действительного обновления всех человеческих отношений любовью. И почти в каждую эпоху, всё в новых и новых условиях, будет возрождаться в сердцах христиан, пусть иногда очень немногих, стремление воплотить этот идеал первохристианства, сделать Церковь подлинной основой "новой жизни"" (Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. М., 1993. С. 26-27). См. также: ОСК. VII.3.
35 Ср.: Лев. 25, 23. "Древняя христианская Церковь устами Амвросия и папы Григория I объявляла, что земля и плоды ее предназначены одинаково для всех людей, в их общее пользование" (Новгородцев П. Лекции по истории философии права. Гл. 5).
36 См.: ОСК. VI.4.
37 См.: ОСК. VI.6.
38 О каноничности избрания епископов см.: Аксаков Н. Предание Церкви и предания школы. М., 2000. С. 70-74.
39 Так и было сделано в 1917: избранными оказались достойнейшие, в частности, два будущих патриарха, что говорит о духовной мудрости церковного люда и действенности системы.
40 Ныне приняты более мягкие формулировки: ОСК. III.3.
41 ХББ придерживается позиции прп. Нила Сорского.
42 Обязательная мера перед действительно Собором, а не его имитацией. Предлагаемое ХББ осуществилось после определения Синода от 1-5 мая 1917.
43 См.: ОСК. III.2.