Главная » Книги

Тихомиров Павел Васильевич - Значение философских наук в системе семинарского образования

Тихомиров Павел Васильевич - Значение философских наук в системе семинарского образования


1 2


Значен³е философскихъ наукъ въ системѣ семинарскаго образован³я.

  
   Тихомиров П. В. Значение философских наук в системе семинарского образования // Богословский вестник 1898. Т. 1. No 3. С. 416-443 (2-я пагин.).
  
   Много перемѣнъ въ своихъ уставахъ пережила наша духовная школа. Представителями высшей церковной власти, производившей эти перемѣны, всегда, конечно, руководило искреннее желан³е возможно большей пользы дѣла русскаго духовнаго просвѣщен³я. И уже эта довольно частая ломка уставовъ показываетъ, съ какою бдительностью руководители церковной жизни присматривались къ плодамъ и результатомъ той или иной системы, введенной въ духовныхъ школахъ. Но она же, эта ломка, показываетъ и то, что по сознан³ю самой власти церковной, производивш³яся перемѣны и передѣлки не всегда давали желательные благ³е результаты;- сознан³е сдѣланныхъ ошибокъ служило основан³емъ для новыхъ реформъ. Существующ³й строй духовнаго образован³я, по уставамъ 1884 года, тоже, повидимому, признается въ высшихъ сферахъ не вполнѣ удовлетворительнымъ. Въ газеты уже года два тому назадъ проникло извѣст³е о коммис³и изъ высшихъ ³ерарховъ, занятой пересмотромъ дѣйствующаго семинарскаго устава. A въ сравнительно недавнее время стало извѣстно, что и къ епарх³альнымъ арх³ереямъ разосланы запросы о недостаткахъ и желательныхъ улучшен³яхъ въ системѣ семинарскаго образован³я и воспитан³я. Надо желать и надѣяться, что перемѣны, если таковыя будутъ произведены, дѣйствительно окажутся къ лучшему. Но погрѣшительность и несовершенство всякихъ вообще человѣческихъ начинан³й и предпр³ят³й, сколь-бы ни были обогащены опытомъ и дальновидностью ихъ виновники, даетъ достаточный поводъ всякому дорожащему судьбой нашего духовнаго образован³я не оставаться апатично-равнодушнымъ къ возможнымъ перемѣнамъ въ послѣднемъ, a по мѣрѣ своего разумѣн³я содѣйствовать выяснен³ю тѣхъ или иныхъ его нуждъ и задачъ,- въ надеждѣ, что всякое добросовѣстное и сколько нибудь цѣнное указан³е въ этомъ смыслѣ не пройдетъ незамѣченнымъ кѣмъ слѣдуетъ. Настоящая замѣтка, не ставя себѣ широкихъ задачъ общаго обсужден³я нуждъ нашей духовной школы, ограничивается лишь обсужден³емъ того значен³я, какое въ ней имѣютъ науки философск³я, которыя наиболѣе дороги и близки автору и о значен³и которыхъ онъ можетъ высказаться съ полнымъ убѣжден³емъ и съ наибольшей увѣренностью. Авторъ имѣетъ въ виду главнымъ образомъ нужды образован³я семинарскаго, въ строѣ котораго есть поводъ ожидать какихъ либо перемѣнъ; но при тѣсной связи средней и высшей школы и при весьма значительной общности ихъ задачъ, само собою понятно, что предлагаемыя ниже разсужден³я не могутъ не относиться до нѣкоторой степени и къ нуждамъ академическаго образован³я.
   Въ Росс³и философ³я составляла исконную принадлежность духовной школы. Насажденная въ К³евской академ³и еще въ концѣ XVI столѣт³я, она за 300 лѣтъ, протекшихъ съ тѣхъ поръ, настолько срослась съ нашей духовной школой, что послѣдняя безъ нея какъ то даже и немыслима. Всѣмъ еще памятно дѣлен³е семинарскаго курса на реторику, философ³ю и богослов³е. Поговорите вы съ любымъ священникомъ,- онъ не безъ гордости отмѣтитъ, какъ отлич³е пройденной имъ школы отъ свѣтской, изучен³е философ³и въ семинар³и: и только зачастую пожалѣетъ при этомъ, что учили то плохо... Когда въ 1850 году философ³я въ университетахъ была уничтожена, посягнуть на нее въ семинар³яхъ и духовныхъ академ³яхъ никто даже и не подумалъ. Не мало дала духовная среда солидныхъ философскихъ писателей. Здѣсь достаточно будетъ напомнить имена Сидонскаго, Голубинскаго, Гогоцкаго, Юркевича, Кудрявцева, арх³еп. Никанора, Карпова, Милославскаго, Троицкаго, Каринскаго, Линицкаго, Снегирева, преосв. Хрисанѳа и мн. др. Долгое время духовныя школы были единственными разсадниками философскаго образован³я въ Росс³и, и университетская философ³я весьма слабо конкуррировала съ академической, да и преподавателей то по философ³и университеты часто брали изъ лицъ съ академическимъ образован³емъ. Только въ послѣднее время разработка университетской философ³и сдѣлала больш³е успѣхи. Теперь уже для академ³й возникаетъ трудная задача не отстать отъ университетовъ. Это благородное соревнован³е, чуждое всякой зависти и вражды, и напротивъ - проникнутое чувствомъ взаимнаго благожелан³я, было бы наилучшимъ залогомъ здороваго роста русскаго просвѣщен³я. Академическая философ³я, въ значительной мѣрѣ окрашенная колоритомъ христ³анскаго м³ровоззрѣн³я, и университетская, по необходимости развивающаяся подъ сильнымъ вл³ян³емъ естественныхъ и культурно-историческихъ наукъ, своимъ взаимодѣйств³емъ и естественнымъ пополнен³емъ другъ друга обусловливали бы мирный и чуждый всякой парт³йной борьбы прогрессъ русской мысли. Печальный примѣръ католичества, враждующаго съ такъ называемой свѣтской наукой и создавшаго нелѣпый призракъ естественнаго антагонизма между наукой и религ³ей (мысль эта сдѣлалась уже какъ бы врожденнымъ убѣжден³емъ большинства образованныхъ людей на западѣ), - въ высшей степени поучителенъ. Въ Росс³и религ³озное и свѣтское образован³е никогда серьезно не враждовали другъ съ другомъ, {Причины того, обусловленныя самой природой православ³я, отчасти указаны нами въ статьѣ: "Православная догматика и религ³озно-философское направлен³е", напечатанная въ "Вѣрѣ и разумѣ" за 1897 г. въ кн. 16-17.} и надо желать, чтобы въ такомъ положен³и дѣло оставалось и впредь. A почти единственной общей почвой, на которой могутъ сойтись дѣятели духовной и свѣтской науки, является философ³я, въ которой общ³е принципы разныхъ спец³альныхъ наукъ подвергаются критической оцѣнкѣ, сопоставляются другъ съ другомъ,- и такимъ образомъ подготовляется матер³алъ для стройнаго и свободнаго отъ крайностей м³ровоззрѣн³я. И мы дѣйствительно пока видимъ не мало примѣровъ, что философск³я сочинен³и свѣтскихъ авторовъ початаются въ духовныхъ журналахъ и наоборотъ; мног³е дѣятели духовнаго образован³я состоятъ, напримѣръ, членами Московскаго психологическаго общества и т. п. Можно, далѣе, съ увѣренностью утверждать, что пока въ академ³яхъ философ³я будетъ стоять на надлежащей высотѣ, ростъ русской философской мысли не будетъ совершаться безъ сильнаго и благотворнаго вл³ян³я духовной школы. Услов³я преподаван³я философ³и въ академ³яхъ въ одномъ отношен³и гораздо лучше, чѣмъ въ университетахъ: студенты академ³и приносять съ собой изъ семинар³й запасъ элементарныхъ свѣдѣн³й по логикѣ, основан³ямъ философ³и, психолог³и и истор³и философ³и, между тѣмъ какъ гимназисты, поступающ³е въ университетъ, этихъ свѣдѣн³й не имѣютъ, - если не считать скудныхъ начатковъ логики, сообщаемыхъ на урокахъ русскаго языка. И мы, конечно, должны очень дорожить этимъ преимуществомъ нашей духовной школы. Философск³я науки въ семинар³яхъ и академ³яхъ составляютъ главный залогъ возможнаго вл³ян³я церкви на духовную жизнь и м³ровоззрѣн³е образованнаго русскаго общества, въ которомъ, какъ это многократно уже указывалось и въ духовной и свѣтской печати, въ настоящее время замѣчается очень сильный интересъ къ общимъ вопросамъ,- философскимъ, религ³ознымъ и нравственнымъ.
   Намъ, конечно, могутъ сказать: пусть высок³й уровень философскаго образован³я въ академ³яхъ дѣйствительно является въ значительной степени залогомъ здороваго и нормальнаго роста русской мысли; пусть предварительная семинарская подготовка даетъ возможность въ академ³яхъ начинать дѣло философскаго преподаван³я не съ самыхъ элементовъ; но вѣдь изъ окончившихъ курсъ семинаристовъ въ академ³и поступаютъ не болѣе 5 %; нужна ли остальнымъ то 95 %, въ интересахъ собственно получаемаго ими образован³я, та философская подготовка, какую даетъ семинар³я? На это мы прежде всего можемъ отвѣтить, что никогда нельзя такъ раздѣлять задачи высшей и средней школы. Если послѣдняя не будетъ подготовлять къ первой, то и первая не въ состоян³и будетъ надлежащимъ образомъ выполнить свои задачи {Печальныя примѣры этого мы видимъ въ греческомъ и еврейскомъ языкахъ и на связанномъ съ ними изучен³и священнаго писан³я ветхаго и новаго завѣтовъ. Студенты семинар³й являются въ академ³ю съ очень плохими знан³ями по греческому языку и, въ большинствѣ случаевъ, съ полнымъ отсутств³емъ какихъ-бы то ни было знан³й по еврейскому языку. Результатомъ этого является невозможность поставить на надлежащую высоту филологическое изслѣдован³е свящ. текста какъ въ преподаван³и, такъ и въ назначаемыхъ студентамъ практическихъ работахъ.}. Разсуждая подобнымъ образомъ, пришлось бы мног³е науки признать излишними въ семинарскомъ курсѣ. Характеръ семинарскаго образован³я долженъ въ значительной мѣрѣ опредѣляться нуждами академическаго преподаван³я. И мы ниже, говоря о желательныхъ улучшен³яхъ въ семинарской постановкѣ философскихъ наукъ, будемъ между прочимъ имѣть въ виду и названныя нужды академическаго преподаван³я. Но и помимо того, принимая во вниман³е собственныя задачи семинар³и, надо признать философск³я науки въ семинарскомъ курсѣ существенно необходимыми и имѣющими первостепенную важность. Духовная семинар³я, по своимъ задачамъ, есть учебное заведен³е смѣшаннаго типа,- отчасти общеобразовательное и отчасти професс³ональное. Первостепенную важность философск³я науки въ семинар³яхъ имѣютъ какъ съ точки зрѣн³я даваемаго тамъ общаго образован³я, такъ и професс³ональнаго.
   Общеобразовательныя задачи семинар³и въ уставѣ, дѣйствовавшемъ до 1884 года, были выражены яснѣе, чѣмъ въ уставѣ 1884 года. По старому уставу программа духовныхъ училищъ и четырехъ первыхъ классовъ семинар³й вполнѣ соотвѣтствовала гимназической программѣ и разнилась отъ нея только двумя лишними въ семинарской программѣ предметами,- священнымъ писан³емъ ветхаго завѣта и философ³ей. Уставъ 1884 года значительно сократилъ преподаван³е древнихъ языковъ и математики, сдѣлалъ необязательными новые языки, расширилъ нѣсколько преподаван³е русской литературы, ввелъ вновь въ семинар³и библейскую истор³ю и перенесъ изъ V-VI классовъ въ III и IV нѣкоторые отдѣлы церковной истор³и, гомилетики, литургики и основного богослов³я. Положен³е философскихъ паукъ существенно не измѣнилось: только вмѣсто обзора философскихъ учен³й введено два отдѣльныхъ предмета,- начальныя основан³я философ³и и краткая истор³я философ³и; логика и психолог³я остались на прежнемъ положен³и. Такъ было въ отношен³и къ I-IV классамъ семинар³и. Курсъ V и VI классовъ сдѣлался значительно легче. Не вдаваясь здѣсь въ обсужден³е того, насколько полезно такое сокращен³е общеобразовательныхъ программъ и болѣе сильное подчеркиван³е професс³ональнаго характера семинарскаго образован³я {*}, мы должны сказать, что и теперь семинар³и даютъ всетаки еще очень хорошее общее образован³е. Безспорно, что это общее образован³е страдаетъ нѣкоторыми недочетами сравнительно съ даваемымъ гимназ³ями, особенно по части древнихъ языковъ и математики. Но за то въ философскихъ наукахъ оно имѣетъ весьма завидное преимущество предъ всѣми свѣтскими школами.
  
   {* Для рѣшен³я этого вопроса предварительно надо-бы было рѣшить принцип³альный вопросъ,- должна-ли духовная школа вообще исключительно служить дѣламъ и нуждамъ собственно духовнаго вѣдомства, поставляя необходимымъ контингентъ бѣлаго и ученаго чернаго духовенства, преподавателей духовно-учебныхъ заведен³й и приходскихъ школъ, мисс³онеровъ и т. п., или-же къ этимъ задачамъ совершенно законно можетъ и должна присоединиться другая - дать приличное образован³е дѣтямъ русскаго духовенства, не предопредѣляя заранѣе той дороги, какую изберутъ себѣ впослѣдств³и ученики. Другими словами, вопросъ здѣсь въ томъ, должны-ли учащ³еся въ духовно-учебныхъ заведен³яхъ непремѣнно служить впослѣдств³и по духовному вѣдомству, или-же задачами духовной школы не исключается подготовка воспитанниковъ и къ другимъ, не духовнымъ поприщамъ, напр., къ поступлен³ю изъ семинар³и въ университетъ, техническ³й, горный, ветеринарный институты и т. п. Если принять первую часть этой дилеммы, то очевидно, что число учащихся въ семинар³яхъ должно быть приведено въ соотвѣтств³е съ нуждами каждой епарх³и, т. е. весьма значительно сокращено, a избытокъ желающихъ учиться дѣтей духовенства долженъ размѣщаться по другимъ, недуховнымъ школамъ. Общеобразовательныя науки должны тогда преподаваться въ объемѣ, необходимомъ для будущихъ професс³й семинаристовъ. Точно также тогда приниматься въ семинар³ю должны одинаково лица всѣхъ сослов³й, и вообще семинар³я перестаетъ быть школой для дѣтей духовенства. Если все семинар³ю разсматривать, какъ школу для дѣтей духовенства,- a для этого есть не мало основан³й,- то очевидно, что семинар³я кромѣ професс³онально-образовательныхъ цѣлей должна преслѣдовать и общеобразовательныя, открывая своимъ воспитанникамъ, число которыхъ обыкновенно довольно значительно превышаетъ нужды епарх³и, особенно въ центральной Росс³и, доступъ и къ другимъ, (свѣтскимъ) професс³ямъ. Изъ упомянутыхъ-же основан³й смотрѣть на семинар³ю, не только какъ на школу узко-професс³ональную, духовную, a - какъ вообще на учебное заведен³е для дѣтей духовенства, идущихъ главнымъ образомъ на службу по духовному вѣдомству, но могущихъ избирать и друг³е пути, мы укажемъ только одно. Духовенство, несущее на своихъ плечахъ бремя религ³озно-нравственнаго воспитан³я русскаго народа, самоотверженно жертвующее свои силы, a зачастую и скудныя достатки дѣлу народной школы, выполняющей массу канцелярской работы, нужно для другихъ вѣдомствъ, напр., для министерства внутреннихъ дѣлъ, духовенство, являющееся почти единственнымъ п³онеромъ здоровой культуры и образованности среди темныхъ народныхъ массъ, - неужели оно не имѣетъ права разсчитывать на такую вполнѣ законную благодарность, чтобы его собственнымъ дѣтямъ дано было приличное образован³е?! Вѣдь бѣдный сельск³й (а часто и городской) священникъ, не говоря уже о дьяконахъ и псаломщикахъ, нигдѣ, кромѣ дешевой духовной школы не можетъ обучить своихъ дѣтей. Ни одно вѣдомство не отказывается притти на помощь своимъ служащимъ въ дѣлѣ образован³я ихъ дѣтей. Средства, как³я духовное вѣдомство отпускаетъ на образован³е духовнаго юношества, должны прежде всего разсматриваться, какъ помощь ихъ отцамъ. А за тѣмъ уже, такъ-какъ большинство дѣтей идетъ по дорогѣ отцовъ, надо заботиться и о сообщен³и духовной школѣ извѣстнаго професс³ональнаго оттѣнка. Но въ общемъ семинар³я должна оставаться школой смѣшаннаго типа, не съуживая своихъ общеобразовательныхъ задачъ. Существован³е взгляда на семинар³ю, какъ на школу для дѣтей духовенства, можно видѣть на практикѣ многихъ епарх³альныхъ арх³ереевъ, затрудняющимъ доступъ въ семинар³ю иносословнымъ.}
  
   Чѣмъ измѣряется достоинство общаго образован³я?- Мѣрило это, вообще говоря, довольно неопредѣленно и трудно уловимо. "Образованность", "развит³е" - вотъ два словечка, наиболѣе часто употребляемыя и, пожалуй, весьма понятныя для всякаго "образованнаго" и "развитого" человѣка, но трудно опредѣлимые со стороны своего конкретнаго значен³я. Ими-то обыкновенно и опредѣляется достоинство общаго образован³я: та система лучше, которая дѣлаетъ человѣка болѣе "развитымъ", болѣе "образованнымъ". Попытаемся же однако разобраться въ значен³и этихъ назван³й. Что образованность и развит³е не пропорц³ональны количеству спец³альныхъ знан³й, которыми владѣетъ данный человѣкъ,- это общеизвѣстно. Мног³е солидные спец³алисты совершенно заслуженно называются людьми мало развитыми и мало образованными. Нерѣдко даже цѣлыя професс³и, представители которыхъ владѣютъ массой солидныхъ и точныхъ знан³й, пользуются такой незавидной репутац³ей. Какъ на примѣры, здѣсь обыкновенно указываютъ, - справедливо или нѣтъ, судить не беремся, - на врачей и техниковъ. Съ другой стороны, также общеизвѣстно, что отсутств³е нѣкоторыхъ общеобязательныхъ знан³й, при всѣхъ богатыхъ природныхъ дарован³яхъ, которыми можетъ обладать данный человѣкъ, тоже кладетъ пятно малообразованности. Въ чемъ-же секретъ образованности и развит³я?
   Существуетъ кругъ интересовъ общечеловѣческихъ. Это - вѣчные вопросы быт³я и жизни, вѣчныя загадки человѣчества. Существуетъ кругъ интересовъ, выдвинутый на арену современнаго пониман³я исторической жизнью человѣчества. Это - вопросы современной культуры, съ ея острыми и жгучими нуждами, радужными надеждами и неосуществимыми утоп³ями. Съ другой стороны, существуетъ множество интересовъ чисто дѣловыхъ и узко спец³альныхъ, интересовъ обыденно-житейскихъ и т. п. Послѣднимъ въ большей или меньшей мѣрѣ платитъ дань всяк³й человѣкъ. Осуществлен³е личныхъ жизненныхъ задачъ, достижен³е личнаго счастья и житейскаго благополуч³я только въ чрезвычайно рѣдкихъ случаяхъ ставитъ человѣка лицомъ къ лицу съ м³ровыми или крупными культурно-историческими вопросами. Большинству обыкновенныхъ смертныхъ, какое-бы общественное положен³е они ни занимали, приходится дѣлать свое, въ сущности, скромное дѣло такъ, какъ если-бы никакихъ м³ровыхъ вопросовъ и культурныхъ задачъ даже совсѣмъ не существовало. Конечно, въ общемъ и моя скромная дѣятельность, - адвоката, профессора, врача, священника, инженера, администратора, даже сельскаго хозяина и т. и.,- вноситъ извѣстный элементъ въ жизнь цѣлаго человѣчества, стало-быть, имѣетъ такое или иное принцип³альное значен³е; но я, безъ всякаго ущерба и для себя и для человѣчества, могу нисколько не сознавать этой принцип³альности. Тѣмъ не менѣе, далеко не всѣ люди проникнуты такимъ дѣловымъ и трезвымъ настроен³емъ, далеко не всѣ довольствуются тѣмъ узкимъ горизонтомъ, какой очертила для нихъ жизнь. Рѣдк³й человѣкъ не создаетъ для себя никакихъ идеаловъ, не старается знакомиться съ жизнью и стремлен³ями другихъ людей, съ матер³альными и духовными нуждами своей страны и даже цѣлаго человѣчества; рѣдк³й человѣкъ ни разу въ жизни не задавался общими вопросами о сущности и смыслѣ быт³я, не чувствовалъ Weltschmerz'a и т. п. Правда, мног³е сознательно и намѣренно сократили и ограничили полеты своего духа за предѣлы своего скромнаго жизненнаго горизонта,- одни вслѣдств³е разочарован³я, друг³е подъ напоромъ житейской прозы и пошлости; но въ общемъ всетаки есть люди, духъ которыхъ не уединенъ въ пустыню эгоизма, воля и чувство не заплутались въ темныхъ лазейкахъ своего муравейника;- есть люди, которые сознаютъ себя членами великаго человѣчества, для которыхъ солнце науки и знан³я свѣтитъ не только сквозь узкое окошко ихъ спец³альности. Вотъ такихъ-то людей мы и называемъ людьми развитыми. Эти люди имѣютъ то, что называется м³ровоззрѣн³емъ или м³росозерцан³емъ. М³ровоззрѣн³е это можетъ быть неполно, незакончено, заключать въ себѣ много противорѣч³й, - пусть такъ, - въ этихъ недостаткахъ м³ровоззрѣн³я будетъ заключаться только гарант³я противъ спячки духовной; но за то такой человѣкъ живетъ истинно человѣческой жизнью, не является каторжникомъ труда и хлѣба насущнаго, мастеровымъ науки или искусства. Итакъ, развитыми мы называемъ такихъ людей, y которыхъ существуютъ духовные запросы, выступающ³е изъ рамокъ ихъ обыденно-житейскихъ и професс³ональныхъ интересовъ, - людей, живущихъ интересами общечеловѣческими и интересами современной культуры. У кого так³е интересы не пробудились или выражены очень слабо, тѣхъ мы называемъ людьми неразвитыми или мало развитыми {Къ этому разряду мало развитыхъ людей, само собою понятно, не принадлежатъ тѣ, которые сознательно отреклись отъ высшихъ интересовъ, хотя и способны ихъ понимать.}.
   Теперь, что такое образованность? - Подъ образованностью мы разумѣемъ извѣстную сумму разнородныхъ знан³й, обусловливающую собою высоту и разносторонность развит³я. Безъ всякихъ знан³й развит³е невозможно. Слишкомъ однородныя знан³я дѣлаютъ развит³е одностороннимъ. Малый запасъ, хотя-бы и разнородныхъ знан³й, дѣлаетъ уровень развит³я не высокимъ. Односторонне развитого человѣка мы называемъ мало образованнымъ и иногда даже совсѣмъ необразованнымъ. На вопросъ,- как³я знан³я обязательны для образованнаго и развитого человѣка,- трудно дать опредѣленный отвѣтъ. Строго говоря, идеальная образованность предполагаетъ самую широкую энциклопедичность знан³й. И въ старое время, когда науки не спец³ализировались до такой степени, какъ теперь, такая энциклопедическая образованность была возможна. Образцомъ ея является извѣстный Лейбницъ. Теперь-же объ энциклопедичности образован³я можно мечтать только въ очень относительномъ смыслѣ. Теперь для образованнаго человѣка считаются обязательными только элементарныя свѣдѣн³я по всѣмъ наукамъ, не преслѣдующимъ слишкомъ спец³альныхъ или узко-професс³ональныхъ задачъ, и сверхъ того - болѣе близкое и точное знакомство со всѣмъ, что характеризуетъ или обусловливаетъ умственныя, нравственныя, религ³озныя и общественно-экономическ³я течен³я современности. Кругъ этихъ послѣднихъ знан³й весьма неопредѣлененъ и измѣнчивъ, какъ измѣнчивы и самые преобладающ³е интересы каждаго даннаго времени. Но всяк³й образованный человѣкъ, который обязательно слѣдитъ за новостями отечественной и иностранной литературы, - какъ изящной, такъ и другихъ отраслей, - быстро самъ пойметъ, съ чѣмъ ему въ данное время слѣдуетъ ближе познакомиться.
   Обращаясь къ задачамъ общаго школьнаго образован³я, мы теперь безъ труда поймемъ, чего надо отъ него требовать. Очевидно, оно должно пробудить духовные запросы воспитанника и, если не сообщить ему готовое м³ровоззрѣн³е, то вызвать стремлен³е къ нему, сознан³е его необходимости для истинно человѣческой жизни. Оно должно, затѣмъ, сообщить ученику формальныя средства ор³ентироваться какъ въ научныхъ вопросахъ, такъ и вообще въ сложныхъ явлен³яхъ умственной, религ³озно-нравственной и спец³ально-экономической жизни, должно дисциплинировать его умъ и выработать навыкъ къ умственной работѣ. Оно должно, наконецъ, сообщить ученику возможно разнородный запасъ элементарныхъ свѣдѣн³й по важнѣйшимъ наукамъ и тѣмъ дать ему возможность какъ заняться соц³альнымъ изучен³емъ той или иной избранной научной области (въ высшемъ учебномъ заведен³и), такъ равно и самостоятельно пополнять свои свѣдѣн³я, сообразно съ своими умственными запросами и съ преобладающими течен³ями въ духовной жизни человѣчества. Изъ существующихъ y насъ въ Росс³и среднихъ школъ ни одна, въ сущности, не удовлетворяетъ указанному идеалу общеобразовательной школы, a только болѣе или менѣе къ нему приближается. Что касается духовныхъ семинар³й, то только уже при хорошей и разумной постановкѣ преподаван³я въ нихъ общеобразовательныхъ предметовъ, одинаковыхъ съ гимназ³ями,- истор³и, словесности съ литературой, математики съ физикой и языковъ, древнихъ и новыхъ, - онѣ стояли-бы нисколько не ниже гимназ³й.
   Но сколь ни важны для развит³я учащихся общеобразовательные предметы, всѣ они, въ сущности, только подготовляютъ почву для попытокъ осмысленнаго рѣшен³я разныхъ вопросовъ быт³я и жизни; да и эта-то цѣль достигается лишь въ лучшемъ случаѣ, при ясномъ сознан³и каждымъ преподавателемъ той общей задачи, какой долженъ служить его предметъ. Безъ нарочитаго руководства, на этой почвѣ можетъ ничего не произрасти, и пробужденная пытливость духа можетъ или совсѣмъ остаться неудовлетворенной, или повести ученика на разные ложные пути, подчинить его случайнымъ авторитетамъ. И мы на примѣрахъ гимназистовъ нерѣдко видимъ, какую замѣчательную невинность духа проявляютъ эти юнцы, удостоенные аттестата зрѣлости, какимъ несъюченнымъ оказывается въ ихъ головахъ усвоенный ими разнообразный и обширный учебный матер³алъ; высказываемыя ими самостоятельныя мысли нерѣдко поражаютъ своей наивностью; a нерѣдко встрѣчаемся мы и съ положительной неспособностью къ самостоятельному мышлен³ю. Поступитъ такой юноша въ университетъ,- и, пренебрегая иногда тамъ прямымъ своимъ дѣломъ, начнетъ философствовать, рѣшать разные вопросы, увлекаться модными теор³ями,- a въ результатѣ молодой, незрѣлый и неподготовленный къ этому умъ оказывается заполоненнымъ самыми фантастическими построен³ями. Нельзя, конечно, въ этихъ случаяхъ строго осуждать увлекающуюся молодежь; отсутств³е искреннихъ увлечен³й и даже заблужден³й часто есть признакъ умственной ограниченности. Но необходимо пожалѣть, что это юношество еще въ средней школѣ не получило нѣкоторой выправки умственной, которая бы гарантировала его отъ некритичнаго отношен³я къ философскимъ теор³ямъ и отъ легковѣрнаго увлечен³я авторитетами. Такую умственную выправку молодому человѣку можетъ дать только изучен³е философскихъ наукъ. Вѣдь всякая модная теор³я, - будь то чисто философская или соц³ально-экономическая, - которая увлекаетъ молодые умы, всегда имѣетъ свою истор³ю, своихъ, такъ сказать, идейныхъ предковъ въ тѣхъ или иныхъ доктринахъ прошлаго; всегда, затѣмъ, она тѣснѣйшимъ образомъ примыкаетъ къ одному порядку явлен³й въ современной умственной жизни и становится въ отрицательное отношен³е къ другому. Незнан³е этихъ отношен³й теор³и къ прошлому и настоящему порождаетъ нѣкотораго рода умственную близорукость, неспособность понять и оцѣнить истинное значен³е теор³и. Часто простая справка съ истор³ей открываетъ такое невысокое и даже компрометтирующее происхожден³е доктрины, что исключается всякая необходимость серьезно считаться съ этимъ отпрыскомъ пережитыхъ иллюз³й, переряженныхъ только въ одежду современной науки {Припоминается вамъ здѣсь изъ личнаго опыта одинъ примѣръ. Однажды намъ въ руки попала подпольнаго издан³я брошюрка Энгельса по рабочему вопросу, вызывавшая большой энтуз³азмъ читателей изъ университетской молодежи. Читаемъ - и что-же? - авторъ съ апломбомъ аргументируетъ тезисами Гегелевской философ³и, а христ³анство побиваетъ Штраусомъ и Бауромъ!... Такъ можетъ и старый хламъ сойти за серьезное оруж³е.}. Недостаточное знакомство съ истор³ей идей всегда порождало неосновательныя увлечен³я {
   "Недостатокъ историческаго пониман³я, говоритъ извѣстный Адьбертъ Лянге, прерываетъ нить прогресса вообще: мелк³я точки зрѣн³я овладѣваютъ ходомъ изслѣдован³й, къ низкой оцѣнкѣ прошедшаго присоединяется филистерское преувеличен³е настоящаго состоян³я наукъ, при которомъ ходяч³я гипотезы принимаются за акс³омы и слѣпыя предан³я считаются за результаты изслѣдован³я. Истор³я и критика часто одно и то-же. Многочисленные медики, которые принимаютъ еще семимѣсячный плодъ за болѣе способный къ жизни, чѣмъ восьмимѣсячный, считаютъ это по большей части за фактъ опыта. Если источникъ этого взгляда открытъ въ астролог³и, и мы достаточно просвѣщены, чтобы сомнѣваться въ смертоносной силѣ Сатурна, то будемъ сомнѣваться также и въ мнимомъ фактѣ. (По правиламъ астролог³и седьмымъ мѣсяцемъ управляетъ двусмысленная луна, восьмымъ губительный Сатурнъ, девятымъ Юпитеръ, звѣзда счаст³я и совершенства. Вслѣдств³е этого считали, что родившемуся подъ вл³ян³емъ Сатурна грозятъ гораздо больш³я опасности, нежели родившемуся подъ вл³ян³емъ луны). - Кто не знаетъ истор³и, будетъ принимать изъ принятыхъ медикаментовъ за полезныя всѣ тѣ, относительно которыхъ противоположное прямо не доказано новыми изслѣдован³ями. Но кто хоть разъ видѣлъ рецептъ 16-го или 17-го столѣт³я и при этомъ обдумалъ, что люди и послѣ этихъ ужасныхъ и безсмысленныхъ композиц³й также поправлялись, тотъ перестанетъ довѣрять вульгарному "опыту" и на оборотъ будетъ довѣрять только тѣмъ строго органичнымъ дѣйств³ямъ какого либо лекарства или яда, которыя доказаны самыми старательными новыми изслѣдован³ями точной науки. - Незнан³е истор³и науки способствовало тому, что нѣсколько десятковъ лѣтъ тому назадъ начали "элсменты" новѣйшей хим³и принимать уже за окончательно установленные въ главныхъ чертахъ, тогда какъ въ настоящее время все яснѣе и яснѣе, что не только предстоитъ открыть нѣкоторые новые элементы, a друг³е можетъ быть, разложить, но что вообще все понят³е элемента есть только провизорное и вспомогательное". А. Лянге, Истор³я матер³ализма въ русск. пер. H. H. Страхова. т. II.}. Точно также умѣн³е классифицировать явлен³е въ разрядъ однородныхъ или подобныхъ ему чрезвычайно много помогаетъ его оцѣнкѣ. Нерѣдко человѣкъ съ паѳосомъ развиваетъ извѣстный взглядъ, какъ послѣднее слово науки, вычитанное имъ въ какой-нибудь новой книжкѣ или статьѣ; но стоитъ только ему сказать, что этотъ взглядъ не единственный изъ существующихъ въ наукѣ, что друг³я борющ³яся съ нимъ воззрѣн³я не менѣе заслуживаютъ вниман³я, какъ уже энтуз³азмъ нашего пропагандиста значительно остываетъ. Вообще, хорошее знакомство съ истор³ей философ³и и съ типами господствующихъ современныхъ философскихъ и научныхъ воззрѣн³й по разнымъ вопросамъ м³росозерцан³я является самымъ лучшимъ и необходимымъ пополнен³емъ или даже вѣнцомъ общаго образован³я. Оно только можетъ серьезно помочь молодому образованному человѣку ор³ентироваться въ умственныхъ течен³яхъ современности, критически разобраться въ нихъ и не поддаться слѣпому увлечен³ю авторитетомъ. Вотъ въ этомъ-то отношен³и и стоятъ несравненно выше гимназ³й наши духовныя семинар³и, гдѣ вмѣстѣ съ прочими общеобразовательными предметами преподаются и философск³я науки.
   Кругъ философскихъ наукъ, преподаваемыхъ въ семинар³и, - логика, начальныя основан³я философ³и, краткая истор³я философ³и и психолог³я, - не касаясь пока теперешней ихъ постановки, о чемъ y насъ рѣчь еще впереди, можно признать почти достаточнымъ. Изучен³е логики въ качествѣ особаго предмета, да еще сопровождаемое практическими упражнен³ями въ составлен³и примѣровъ и схемъ, въ рѣшен³и логическихъ задачъ, въ разборѣ доказательствъ и опредѣлен³й, въ анализѣ софизмовъ и т. п., должно пр³учить учащагося вникать въ процессъ раскрыт³и той или иной предлагаемой ему мысли, въ ея высказываемыя посылки, скрытыя предположен³я и отдаленныя слѣдств³я. Человѣкъ, нарочито изучавш³й логику, скорѣе замѣтитъ методологическ³е недочеты любой теор³и, равно какъ и самъ скорѣе и вѣрнѣе съумѣетъ взяться за сложную умственную работу, не растеряется и не станетъ втупикъ предъ даннымъ ему вопросомъ, не зная, съ какой стороны приступиться къ этому вопросу. Такая подготовка много поможетъ человѣку при выработкѣ собственнаго м³ровоззрѣн³я. И хотя-бы послѣднее было даже не самостоятельнымъ, a заимствованнымъ или эклектическимъ, все-таки оно будетъ болѣе продумано и разносторонне взвѣшено, чѣмъ y человѣка, не штудировавшаго логики. Намъ нерѣдко приходилось, бесѣдуя съ людьми такъ называемаго здраваго смысла, просто удивляться тѣмъ энтимемамъ, по какимъ они умозаключаютъ, той нечувствительности къ противорѣч³ямъ и тому непониман³ю отдаленныхъ слѣдств³й изъ принимаемыхъ ими положен³й, как³я допускаютъ эти въ общемъ довольно образованные и даже развитые люди. Начальныя основан³я философ³и, раскрывая предъ учащимся систему вопросовъ, образующихъ цѣльное м³ровоззрѣн³е, давая критическ³й разборъ различныхъ рѣшен³й этихъ вопросовъ различными мыслителями и предлагая положительные отвѣты на нихъ, полезны для учащихся въ весьма многихъ отношен³яхъ: прежде всего, для пытливости всѣхъ безъ различ³я молодыхъ умовъ здѣсь намѣчаются перспективы изслѣдован³й во всей возможной широтѣ, идея всеобъемлющаго философскаго м³ро- и жизнеистолкован³я невольно манитъ испробовать свои силы, и кто хоть разъ почувствовалъ заманчивую прелесть такой задачи и ея истинный объемъ, тотъ уже навсегда застрахованъ отъ одностороннихъ увлечен³й и преувеличенной оцѣнки извѣстнаго небольшого круга вопросовъ; затѣмъ, для умовъ не очень сильныхъ дается готовое м³ровоззрѣн³е, которое, бывъ сознательно усвоено, замѣнитъ имъ непосильную для нихъ самостоятельную работу мысли и дастъ начала для разумной оцѣнки дѣйствительности и разныхъ жизненныхъ и философскихъ теор³й, сдѣлаетъ ихъ не-безотвѣтными при столкновен³и съ псевдонаучнымъ самомнѣн³емъ; наконецъ, для болѣе сильныхъ умовъ, неспособныхъ удовлетвориться чужимъ м³ровоззрѣн³емъ, предлагаемое рѣшен³е всѣхъ важнѣйшихъ философскихъ вопросовъ важно, какъ временный базисъ; - впослѣдств³и они могутъ шагъ за шагомъ видоизмѣнять и передѣлывать усвоенное, сообразно съ особенностями своего духовнаго склада; - вѣдь доселѣ ни одинъ еще крупный философъ не начиналъ прямо съ построен³я собственной системы, a непремѣнно оставался нѣкоторое, - иногда довольно долгое, - время чьимъ-либо ученикомъ и послѣдователемъ. Истор³я философ³и, знакомя учащихся съ великими системами прошлаго времени, съ услов³ями ихъ разцвѣта и паден³я, пр³учаетъ умъ къ трезвой объективности, гарантируетъ его отъ ослѣплен³я блестящими успѣхами современныхъ доктринъ и отъ наклонности считать непогрѣшимыми как³я-бы то ни было человѣческ³я мнѣн³я; вообще, ничто такъ не воспитываетъ здраваго критицизма, какъ изучен³е истор³и философ³и. Но, съ другой стороны, истор³я-же философ³и воспитываетъ и уважен³е къ философскимъ задачамъ, показывая, что для каждой эпохи ея выдающ³еся философы были людьми болѣе близкими къ истинѣ, чѣмъ ученые спец³алисты и люди обыденнаго или здраваго смысла; въ самой борьбѣ и смѣнѣ философскихъ учен³й наблюдательный умственный взоръ увидитъ не безпорядочное круговращен³е, a постепенное и довольно закономѣрное приближен³е къ истинѣ, выяснен³е разныхъ ея сторонъ; при всемъ разнообраз³и и противоборствѣ системъ, въ ихъ исторической преемственности и взаимоотношен³яхъ можно подмѣтить осуществлен³е нѣкоторыхъ тенденц³й, имѣющихъ весьма большое положительное значен³е для выработки нашего м³ровоззрѣн³я. Далѣе, истор³я философ³и, выяснивъ учащемуся образован³е современныхъ философскихъ направлен³й и парт³й, ставитъ его au couraut новѣйшихъ работъ по философ³и и даетъ возможность, съ одной стороны, надлежащимъ образомъ понять ихъ значен³е, a съ другой, - лучше намѣтить направлен³е собственныхъ изыскан³й. Правда, оканчивающимъ курсъ въ средней школѣ рѣдко приходится самостоятельно философствовать; но за то весьма нерѣдко придется имъ встрѣчаться съ пропагандой тѣхъ или иныхъ философскихъ идей; - вотъ въ этихъ-то случаяхъ знан³е истор³и философ³и и истор³и образован³я современныхъ философскихъ направлен³й и окажетъ имъ ту громадную услугу, о какой говорили мы выше. Вообще, безъ изучен³я истор³и философ³и въ настоящее время всякое серьезное образован³е должно считаться неполнымъ. Послѣдняя изъ названныхъ вышефилософскихъ наукъ, преподаваемыхъ въ семинар³и, - психолог³я, - едва-ли даже и нуждается въ разъяснен³и своего значен³я. Важность ея настолько безспорна, что даже въ гимназ³яхъ, гдѣ нѣтъ философскихъ наукъ въ качествѣ особыхъ предметовъ, учителю русскаго языка вмѣняется въ обязанность при изложен³и нѣкоторыхъ самыхъ элементарныхъ началъ логики сообщать также и общ³я психологическ³я понят³я. Дѣйствительно, со времени Сократовскаго γνῶϑι δευτόν никто не рѣшался отрицать, что самопознан³е, познан³е законовъ человѣческаго духа, видовъ и услов³й его дѣятельности, составляетъ не только самую существенную часть цѣльнаго и разумнаго м³ровоззрѣн³я, но и первѣйшее услов³е для правильной постановки и рѣшен³я большинства философскихъ проблемъ. Ни правильное пониман³е литературныхъ типовъ, ни оцѣнка нравственныхъ, религ³озныхъ и другихъ идеаловъ невозможны безъ психолог³и.
   Кругъ философскихъ наукъ, преподаваемыхъ въ семинар³и, какъ видимъ, не только даетъ формальную подготовку мысли для встрѣчи и оцѣнки разныхъ м³ровоззрѣн³й и частныхъ доктринъ, съ какими неизбѣжно приходится сталкиваться въ жизни всякому образованному человѣку нашего времени, a равно и для опытовъ самостоятельнаго изслѣдован³я и рѣшен³я разныхъ болѣе или менѣе сложныхъ вопросовъ знан³я и жизни (въ логикѣ), не только знакомитъ съ исторически извѣстными философскими системами, съ современными философскими направлен³ями ихъ сравнительнымъ значен³емъ, знакомитъ съ фактическимъ положен³емъ дѣла по выработкѣ м³ровоззрѣн³я (въ истор³и философ³и), но и облегчаетъ самую критику разнообразныхъ учен³й, систематически разбирая мнѣн³я философовъ по всѣмъ важнѣйшимъ вопросамъ, предлагаетъ наиболѣе доступное и наиболѣе распространенное рѣшен³е этихъ вопросовъ (въ начальныхъ основан³яхъ философ³и) и даетъ запасъ положительныхъ научно разработанныхъ свѣдѣн³й о законахъ духовной жизни, управляющихъ и познавательными процессами, и дѣятельностью чувства, и выработкой идеаловъ (въ психолог³и). Воспитанникъ, вооруженный такими знан³ями, - вступитъ-ли онъ прямо въ жизнь, или будетъ продолжать образован³е въ высшемъ учебномъ заведен³и, - во всякомъ случаѣ оказывается человѣкомъ болѣе развитымъ и образованнымъ, чѣмъ гимназистъ или реалистъ, способнымъ болѣе сознательно и критически отнестись къ умственнымъ, нравственнымъ и религ³ознымъ течен³ямъ современной жизни, болѣе подготовленнымъ къ самостоятельному умственному труду. Такой человѣкъ, - если только не погрязнетъ въ житейскихъ заботахъ и не опошлится, - способенъ стоять въ ряду передовыхъ членовъ образованнаго общества, a при благопр³ятныхъ услов³яхъ и стать его духовно-нравственнымъ руководителемъ. Здѣсь мы прямо подходимъ къ значен³ю философскихъ наукъ для професс³онально-образовательныхъ задачахъ духовной семинар³и.
   Задача семинар³и, какъ спец³альной школы, состоитъ, прежде всего, къ подготовкѣ просвѣщенныхъ служителей церкви на поприщѣ пастырской дѣятельности. Сюда-же присоединяется и задача служить дѣлу религ³озно-нравственнаго просвѣщен³я русскаго народа въ духѣ православной церкви. A поскольку задачи семинар³и оказываются общими съ задачами духовныхъ академ³й, и поскольку комплектъ академическихъ студентовъ набирается главнымъ образомъ изъ окончившихъ курсъ воспитанниковъ семинар³и, постольку семинар³я, очевидно, должна преслѣдовать и цѣль подготовки къ академ³и. Успѣшное достижен³е всѣхъ этихъ задачъ безъ основательнаго изучен³я философ³и было-бы невозможно.
   Священникъ, - духовно-нравственный руководитель своей паствы, - конечно, долженъ быть прежде всего человѣкомъ богословски образованнымъ и способнымъ удовлетворять религ³ознымъ потребностямъ пасомыхъ. Цѣлямъ богословскаго образован³я будущихъ пастырей церкви и служатъ преподаваемыя въ семинар³и многочисленныя богословск³я науки. Но кромѣ удовлетворен³я собственно религ³озныхъ нуждъ отъ пастыря требуется многое, для чего одного богословскаго образован³я недостаточно; да и самое богословское образован³е было-бы недостаточно глубоко и основательно, a равно служен³е чисто религ³ознымъ интересамъ было-бы сильно затруднено безъ хорошаго общаго образован³я и развит³я. Духовный центръ прихода, который, по слову Спасителя, есть "свѣтъ м³ра" и "соль земли" (Мѳ. 5, 13-14) - священникъ, строго говоря, долженъ-бы быть самымъ образованнымъ и ученымъ человѣкомъ въ приходѣ, авторитетнымъ источникомъ просвѣщен³я для всей паствы. Въ древней Руси такъ и было, - тамъ духовенство было самымъ ученымъ сослов³емъ и единственнымъ хранителемъ просвѣщен³я. Но если широкое распространен³е образован³я въ современномъ обществѣ и дѣлаетъ этотъ идеалъ неосуществимымъ во всей полнотѣ, то всетаки стремлен³е и возможное приближен³е къ нему остаются обязательными для духовенства. Въ средѣ деревенскаго населен³я, впрочемъ, этотъ идеалъ и въ настоящее время осуществимъ и осуществляется. A вообще-то говоря, для пастыря церкви вполнѣ возможно и обязательно быть человѣкомъ разносторонне образованнымъ и высоко развитымъ, способнымъ слѣдить за всѣми духовными интересами своего времени и отзываться на самые разнообразные духовные запросы и нужды, "всѣмъ быть вся" по апостолу Павлу (1 Кор. 9, 22). Въ этомъ - услов³е его благотворнаго вл³ян³я на жизнь. Можно, конечно, и не выходя изъ рамокъ богослужебной и требоисправительной дѣятельности, приносить большую пользу духовную; но это - уже особый даръ благодати Бож³ей. Услов³я-же обыкновеннаго пастырскаго воздѣйств³я, помимо силы и теплоты вѣры, состоятъ въ способности понять и симпатически пережить со всякой больной душой терзающ³я ее муки и найти подходящее врачеван³е отъ нихъ, въ умѣньи каждому вопрошающему дать основательный отвѣтъ о своемъ упован³и, - защитить вѣру и церковь отъ нападен³й невѣр³я, утвердить колеблющагося, наставить сомнѣвающагося, - и вообще въ томъ, чтобы дѣйствительно стать отцомъ для своихъ духовныхъ дѣтей, самымъ близкимъ, довѣреннымъ и авторитетнымъ для нихъ человѣкомъ. Требован³я эти общеизвѣстны. Но если вдуматься въ ихъ содержан³е и истинный смыслъ, то они и будутъ значить, какъ мы сказали, то, что священникъ долженъ быть разносторонне и основательно образованной и высоко развитой личностью. Сколько разныхъ вл³ян³й, - научныхъ, соц³альныхъ, нравственныхъ, религ³озныхъ, - сколько разнообразныхъ до противоположности м³ровоззрѣн³й, - матер³ализмъ и идеализмъ, оптимизмъ и пессимизмъ, рац³онализмъ и наивное легковѣр³е и т. д., - сколько уродствъ духовныхъ предстанетъ предъ пастыремъ, съ требован³емъ немедленнаго воздѣйств³я, и предстанетъ не въ видѣ отвлеченнаго представлен³я, какъ большинству обыкновенныхъ людей, знакомящихся съ этими явлен³ями по книгамъ, a въ видѣ живыхъ, чувствующихъ личностей, - страдающихъ или самодовольныхъ, но въ обоихъ случаяхъ требующихъ врачеван³я! Вотъ когда обязанность пастыря "всѣмъ быть вся" проявляется для насъ во всемъ своемъ реальномъ значен³и. Очевидно, что отъ пастыря требуется такая тонкая чуткость и до виртуозности доведенная подвижность духа, - способность войти въ рамки любого м³ровоззрѣн³я и настроен³я, понять ихъ корни и затѣмъ все направить къ торжеству христ³анской вѣры, - какая никогда не можетъ быть пр³обрѣтена однимъ опытомъ духовнымъ. Необходимость для пастыря солиднаго и разносторонняго образован³я вообще и философскаго въ частности не подлежитъ никакому сомнѣн³ю. Иначе онъ никогда не сможетъ быть ни солью земли, ни свѣтомъ м³ра, онъ, вопреки притчѣ евангельской (²оан. 10, 4), можетъ оказаться позади своихъ овецъ. И это въ особенности надо сказать о пастыряхъ, которымъ приходится дѣйствовать среди интеллигенц³и. Вѣтры всевозможныхъ учен³й такъ широко разносятъ антихрист³анскую заразу, что теперь уже и средне-образованные классы нуждаются въ охранен³и ихъ вѣры. A при замѣчаемомъ въ послѣднее время въ русскомъ обществѣ усилен³и интереса къ философ³и и при широкомъ распространен³и философскихъ знан³й въ самыхъ разнообразныхъ общественныхъ кругахъ, необходимо, чтобы пастырь церкви въ этой области знан³я чувствовалъ себя какъ дома. Духовенство не должно терять своей старинной репутац³и философскаго сослов³я.
   Обращаясь къ частнѣйшимъ сторонамъ пастырской дѣятельности, мы должны сказать, что всяк³й ревностный пастырь, вѣроятно, не разъ имѣетъ поводы съ благодарностью вспоминать полученное имъ въ духовной школѣ философское образован³е. Здѣсь прежде всего слѣдуетъ отмѣтить важность изучен³я психолог³и. Если самая пастырская дѣятельность обыкновенно опредѣляется, какъ "душепопечен³е", и дѣлится на д³агностику и терапевтику немощей духовныхъ, то что-же для священника можетъ быть важнѣе познан³я законовъ душевной дѣятельности? Конечно, школьное изучен³е психолог³и не дастъ пастырю средствъ вполнѣ понять все разнообраз³е и сложность движен³й живой души; - такое знан³е пр³обрѣтается только опытомъ; но школьное изучен³е облегчаетъ самый опытъ пастырск³й, давая полезныя методологическ³я указан³я для анализа душевныхъ явлен³й, рубрики - для классификац³и изученнаго матер³ала, подсказывая нѣкоторыя трудныя обобщен³я, наводя на мысль о разницѣ явлен³й, на первый взглядъ кажущихся сходными, и наоборотъ, знакомя съ литературой нѣкоторыхъ спец³альныхъ вопросовъ психологическихъ, могущихъ встрѣтиться въ пастырской практикѣ и т. п. Вообще, священникъ по самому роду своей дѣятельности, есть психологъ-практикъ κατ᾽ ἐξοχήν, и только надо жалѣть, что богатый духовный опытъ многихъ замѣчательныхъ пастырей уносится съ ними въ могилу, не обнародованный въ назидан³е потомству и на пользу науки. Не менѣе важна психолог³я для пастыря, и какъ дѣятеля по народному образован³ю. Что педагогика и дидактика должны всецѣло основываться на данныхъ психолог³и, это общеизвѣстно. Любое педагогическое руководство для правильной своей оцѣнки потребуетъ отъ читателя большого запаса психологическихъ знан³й. Извѣстная школьная система никогда не опредѣляется однимъ педагогическимъ опытомъ, a непремѣнно - и психологическими данными. На учительскихъ съѣздахъ, въ училищныхъ совѣтахъ, гдѣ представители духовенства имѣютъ свой голосъ, раскрыт³е многихъ вопросовъ неизбѣжно приходится обставлять психологической аргументац³ей. Не забудемъ, затѣмъ, обильную психологическую литературу по вопросамъ весьма близкимъ къ педагогикѣ; - священникъ непремѣнно обязанъ за нею слѣдить, чтобы оставаться, въ качествѣ педагога, на высотѣ положен³я и не вызывать упрековъ въ отсталости и невѣжествѣ. A безъ школьной подготовки слѣдить за научной литературой весьма не легко. Литературно-публицистическая дѣятельность духовенства развита y насъ довольно слабо, но есть основан³я ожидать и желать ея большаго развит³я, - могучее оруж³е печатнаго слова должно быть доступно и знакомо пастырю. Но быть хорошимъ публицистомъ безъ солиднаго общаго и философскаго образован³я, - особенно отстаивать религ³озно-нравственные и церковные интересы, - невозможно. Свѣтская популяризац³я всевозможныхъ знан³й и доктринъ все растетъ; и ведется она въ направлен³и, не всегда согласномъ съ интересами церкви. Если наше духовенство не противопоставитъ ей популяризац³и богословскихъ знан³й, защиты церковныхъ интересовъ и опровержен³я антирелиг³озныхъ и антихри

Другие авторы
  • Эртель Александр Иванович
  • Буринский Владимир Федорович
  • Буринский Захар Александрович
  • Екатерина Ефимовская, игуменья
  • Грот Николай Яковлевич
  • Готовцева Анна Ивановна
  • Плещеев Александр Алексеевич
  • Ромберг Ф.
  • Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич
  • Констан Бенжамен
  • Другие произведения
  • Жуковский Василий Андреевич - Письма к А. С. Пушкину
  • Станюкович Константин Михайлович - Мрачный штурман
  • Кошелев Александр Иванович - Кошелев А. И.: биографическая справка
  • Шкулев Филипп Степанович - Шкулев Ф. С.: биобиблиографическая справка
  • Гуревич Любовь Яковлевна - Мария Башкирцева. Переписка с Ги де Мопассаном. (Предисловие)
  • Глинка Федор Николаевич - Записка о магнетизме
  • Жуковский Василий Андреевич - О стихотворениях И. И. Козлова
  • Журовский Феофилакт - Слава Российская
  • Глинка Федор Николаевич - Вожатый
  • Гофман Эрнст Теодор Амадей - Sanctus
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 545 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа