хваченныя губительнымъ вл³ян³емъ услов³й втораго рода, еще не втянувш³еся въ будничную практику пошлой жизни, не успѣвш³е присосаться ни къ одному изъ легализированныхъ способовъ грабежа и эксплуатац³и,- юноши не видящ³е ничего въ будущемъ, кромѣ необезпеченности и зависимости,- вынесш³е изъ прошлаго безотрадныя воспоминан³я о всякого рода унижен³яхъ и страдан³яхъ, которымъ зависимость и нищета подвергаетъ человѣка,- эти юноши, едва они начинаютъ сознательно мыслить, невольно, неизбѣжно приходятъ къ мысли о необходимости революц³и, невольно, неизбѣжно становятся революц³онерами. Въ революц³и они видятъ единственную возможность выйти изъ того положен³я, въ которое втиснули ихъ данныя экономическ³я и политическ³я услов³я нашей соц³альной жизни. {*}
{*) Можетъ быть для васъ, м. г., для васъ, не знающихъ молодежь, не понимающихъ ни ея стремлен³й, ни ея идеаловъ,- чуждыхъ ея духу,- можетъ быть, для васъ, говорю я,- всѣ эти мои соображен³я покажутся недостаточно убѣдительными. Въ такомъ случаѣ, позвольте мнѣ сослаться на слова одного изъ типическихъ представителей нашей современной молодежи. Вы можете видѣть к_о_н_к_р_е_т_н_о_е подтвержден³е мохъ отвлеченныхъ а_б_с_т_р_а_к_т_н_ы_х_ъ умозаключен³й.
"Кто мы и чего должны мы хотѣть, въ силу самой необходимости ?" Вотъ вопросъ, который поставилъ Нечаевъ въ первомъ номерѣ "Общины," - и вотъ какъ онъ отвѣчалъ на него:
"Мы, дѣти голодныхъ, задавленныхъ лишен³емъ отцовъ, доведенныхъ до отупѣн³я и ид³отизма матерей.
"Мы, взросш³е среди грязи и невѣжества, среди оскорблен³й и унижен³й, съ колыбели презираемые и угнетаемые всевозможными негодяями, счастливо живущими при существующемъ порядкѣ.
"Мы, для которыхъ семья была предвер³емъ каторги, для которыхъ лучшая пора юности прошла въ борьбѣ съ нищетой и голодомъ, пора любви, пора увлечен³й въ суровой погонѣ за кускомъ хлѣба.
"Мы, y которыхъ все прошлое переполнено горечью и страдан³ями, въ будущемъ тотъ же рядъ унижен³й, оскорблен³й, голодныхъ дней, безсонныхъ ночей, a въ концѣ-концовъ суды, остроги, тюрьмы, рудники или висѣлица.
"Мы находимся въ положен³и невыносимомъ; и, такъ или иначе хотимъ выйти изъ него.
"Вотъ почему в_ъ и_з_м_ѣ_н_е_н_³_и с_у_щ_е_с_т_в_у_ю_щ_а_г_о п_о_р_я_д_к_а о_б_щ_е_с_т_в_е_н_н_ы_х_ъ о_т_н_о_ш_е_н_³_й з_а_к_л_ю_ч_а_ю_т_с_я в_с_ѣ н_а_ш_и ж_е_л_а_н_н_ы_я с_т_р_е_м_л_е_н_³_я, в_с_ѣ з_а_в_ѣ_т_н_ы_я ц_ѣ_л_и.
"Мы можемъ хотѣть только народной революц³и.
" Мы хотимъ ее и произведемъ ее."
(Община, No. I, стр. 3.) }
Вотъ почему, почти вся наша революц³онная парт³я слагается изъ одной учащейся молодежи, вотъ почему никак³я гонен³я, никак³я ухищрен³я III-го Отдѣлен³я, никак³е Голицыны, Муравьевы, Шуваловы и Левашовы, ни тюрьмы, ни крѣпости, ни ссылки, ни каторга, ни висилицы, ни растрѣливан³я - ничто и никто не можетъ выкурить изъ нея революц³онного духа - этого "корня всѣхь золъ".
Напрасно царск³е опричники, съ какимъ-то дикимъ бѣшенствомъ, топчутъ и давятъ молодыя силы, напрасно пускаютъ они въ ходъ всѣ возможныя и невозможныя средства, чтобы устрашить, запугать, или, хоть, развратитъ молодежь, напрасно, возстановляютъ они противъ нее общественное мнѣн³е, бросаютъ въ нее грязью и инсинуац³ями, напрасно - ни ихъ угрозы, ни ихъ ласки, ни ихъ кары, ни ихъ преслѣдован³я, ни ихъ клеветы - ничто не можетъ одолѣть ее. Десятки, сотни юношей ежегодно гибнутъ въ этой неравной борьбѣ, но на мѣстѣ погибшихъ борцовъ, сейчасъ же являются новые и борьба продолжается почти безъ отдыха, безъ перерывовъ.
Это точно какая-то сказочная тысячеголовая гидра; отрубятъ одну голову, на ея мѣстѣ выростаетъ другая сейчасъ же! И ни въ одномъ царскомъ арсеналѣ нѣтъ такого оруд³я, которымъ можно было ее убить. Чтобы ее убить нужно измѣнить соц³альныя услов³я той среды, изъ которой выходитъ наша учащаяся молодежь, нужно перестроить за ново все здан³е вашей общественной жизни, т. е. деспотическое государство должно убить прежде всего само себя. Въ этой то неуничтожимости (при данныхъ, разумѣется, услов³яхъ), въ этой, такъ сказать, безсмертности нашей революц³онной молодежи и заключается одинъ изъ основныхъ элементовъ ея силы. На сознан³и этой силы она основываетъ свою вѣру въ свое революц³онное призван³е. И эта вѣра, одушевляя и вдохновляя юношей, даетъ имъ смѣлость мужественно поддерживать неравную борьбу съ ихъ страшнымъ врагомъ, укрѣпляетъ ихъ энерг³ю, поощряетъ ихъ на отважные подвиги, дѣлаетъ изъ нихъ героевъ.
Согласитесь, м. г., что вѣра для нихъ необходима, что безъ нея они превратятся въ пустыхъ, холодныхъ резонеровъ, что она вѣрный залогъ и неизбѣжное услов³е ихъ успѣха. Если вы согласитесь съ этимъ, вы должны будете согласиться и съ обратнымъ положен³емъ. Вы должны будете согласиться, что каждый человѣкъ, который старается разрушить, убить эту вѣру, который подкапывается подъ ея основан³е, что такой человѣкъ дѣйствуетъ во вредъ революц³онной парт³и, что онъ деморализируетъ революц³онную молодежь, парализируетъ ея дѣятельность, что онъ врагъ революц³и!
Не такъ ли?
А между тѣмъ, м. г., вы именно и дѣйствуете въ этомъ смыслѣ. Не имѣя въ себѣ той вѣры, которая насъ одушевляетъ, вы хотите отнять ее и y молодежи. "Мы утверждаемъ, говоритъ вашъ журналъ, что типъ молодежи русской вовсе не революц³онный; что если и выходятъ изъ этой среды искренн³е и горяч³е борцы за народное освобожден³е, то эти борцы представляютъ собою каплю въ морѣ, случайное исключен³е..." (Кн. 2, стр. 128, Революц³онеры изъ привиллегированной среды.). По мнѣн³ю вашего журнала, и если я не ошибаюсь, вашему собственному,- типъ нашей молодежи чисто буржуазный, всѣ ея стремлен³я, всѣ ея идеалы вращаются около вопросовъ личного благополуч³я, она насквозь пропитана узкимъ эгоизмомъ, ея истинные интересы состоятъ не въ томъ, чтобы разрушать, a напротивъ въ томъ, чтобы поддерживать и защищать существующ³й порядокъ, потому будто бы, что этотъ порядокъ выгоденъ для нея, молодежи; она нравственно испорчена, она отличается "типичною поверхностностью мысли и чувства;" она невѣжественна, легкомысленна и т. д. Вы составляете противъ нея цѣлый обвинительный актъ болѣе строг³й и рѣзк³й, чѣмъ тѣ обвинительные акты, которые, подъ диктовку III-го Отдѣлен³я, писались и пишутся г.г. Авенар³усами, Стебницкими, Писемскими и Крестовскими съ брат³ей.
Конечно я далекъ отъ мысли предполагать будто y васъ и y этихъ господъ одни и тѣ же руководящ³е мотивы, одни и тѣ же цѣ³и. Нѣтъ; наемные писаки инсинуировали на молодежь для того, чтобы дискредитировать ее во мнѣн³и общества; вы же обличаете ее для того, чтобы дискредитировать ея вѣру въ ея силы, ея вѣру въ ея революц³онное призван³е. Наемные писаки хотѣли отвратитъ общество отъ его революц³онной молодежи; вы же хотите отвратить молодежь отъ ея революц³онной дѣятельности.
Вотъ существенная разница между вами и ими; я ее не отвергаю. Но я утверждаю, что съ точки зрѣн³я интересовъ революц³онной парт³и, ваша радикально-революц³онная пропаганда гораздо вреднѣе реакц³онно-полицейской пропаганды нашихъ литературныхъ сыщиковъ. Ихъ грязныя сплетни не могли оказать никакого деморализирующаго вл³ян³я на нашу молодежь, не могли ослабить и разъединить и нашу революц³онную арм³ю.
Ваши же обличен³я могутъ это сдѣлать, могутъ, потому что они подрываютъ y большинства молодежи вѣру въ возможность для нея непосредственной практической революц³онной дѣятельности. Вы ставите между нею и этою возможностью высокую стѣну, которая называется на вашемъ языкѣ "строгой, усиленной личной подготовкой"; только тѣ, y кого хватитъ силы перелѣзть черезъ нее, y кого хватитъ выносливости, время и способности благополучно пройти проэктируемый вами воспитательный искусъ (Кн. 2, стр. 148, Революц³онеры привиллегированной среды.), только для этихъ счастливцевъ и открывается возможность полезной дѣятельности на пользу народа. Остальные, ненужные трутни, имъ нѣтъ мѣста въ рядахъ революц³онной парт³и, для нихъ нѣтъ прибора за революц³онной трапезой, имъ не дано причастится изъ той святой чаши, которая, по словамъ покойнаго Добролюбова, не должна миновать никого изъ насъ "кто самъ ее не оттолкнетъ." {*}
{*) Я не забылъ, что, при личныхъ разговорахъ со мною объ этомъ предметѣ, вы, м. г., сдѣлали мнѣ весьма важную уступку. Вы согласились со мною, что революц³онная дѣятельность ни для кого не должна быть закрыта, что всяк³й, кто только желаетъ, тотъ и можетъ, тотъ и долженъ ею заниматься.
Это было очень любезно съ вашей стороны. Но, извините меня, я и тогда не вѣрилъ въ искренность вашей уступки, я не вѣрю ей и теперь. Вѣдь она находится въ прямомъ противурѣч³и съ тѣмъ пунктомъ вашей программы, который приведенъ y меня выше, въ текстѣ, и который вы считаете однимъ изъ "основныхъ и неизмѣнныхъ пунктовъ."}
Можетъ быть вы скажете, что люди, не желающ³е или не могущ³е подвергаться вашему воспитательному искусу, что они сами отталкиваютъ отъ себя святую чашу. О, нѣтъ, м. г., не они ее отталкиваютъ: къ ней они жадно простираютъ свои руки; но зачѣмъ же, вмѣсто этой чаши, вы суете имъ нѣкоторый другой сосудъ, совсѣмъ непривлекательный ни по своему внѣшнему виду, ни по своему содержан³ю.
Конечно, съ своей точки зрѣн³я, вы вполнѣ правы поступая такимъ образомъ, и я васъ не обвиняю, я хочу лишь раскрыть передъ вами практическ³я послѣдств³я вашей пропаганды, тотъ вредъ, который она можетъ нанести интересамъ нашей революц³онной парт³и.
До сихъ поръ я разсматривалъ значен³е этой пропаганды и стороны ея вл³ян³я на революц³онную молодежь.
Съ этой стороны, я признаю ее вредною въ четырехъ отношен³яхъ. Она вредна, во первыхъ, потому что вы спутываете понят³е молодежи, подтасовывая идею революц³и идеей мирнаго прогресса; беря на себя роль защитника первой, вы въ сущности защищаете лишь вторую; и нападая на попытки вызвать революц³ю искусственно, вы этимъ самымъ дискредитируете въ глазахъ нашихъ юношей революц³ю вообще.
Во вторыхъ, она вредная, потому что тотъ путь, на который вы указываете молодежи, какъ на единственный полезный въ дѣлѣ подготовлен³я революц³и, совсѣмъ не единственный, и идя по немъ, она будетъ не приближаться, a скорѣе удаляться отъ возможности осуществлен³я насильственнаго переворота въ ближайшемъ будущемъ; она будетъ работать не для торжества революц³и въ настоящемъ, a для торжества мирнаго прогресса въ будущемъ.
Въ третьихъ, ваша пропаганда вредна, потому что, вмѣсто того, чтобы возбуждать и подстрекать молодежь къ непосредственной практической революц³онной дѣятельности, она отвлекаетъ отъ нея проповѣдуя революц³онерамъ не столько необходимость, настоятельную необходимость этой дѣятельности, сколько необходимость "строгой и усиленной подготовки къ ней". При томъ же ваши совѣты насчетъ "самообразован³я" и "самовоспитан³я" не соотвѣтствуютъ ни соц³альному положен³ю нашей революц³онной среды, ни господствующему среди нее настроен³ю и рѣзко противорѣчатъ съ тѣми святыми обязанностями, которыя страдан³я народа налагаютъ на каждаго революц³онера.
Въ четвертыхъ, она вредна, потому что подрываетъ въ молодежи вѣру въ ея силы, въ возможность для нея непосредственной революц³онной дѣятельности, въ возможность самой революц³и въ ближайшемъ будущемъ.
Отношен³я журнала къ молодежи и революц³онной парт³и въ значительной разумѣется степени, опредѣляютъ основной характеръ его направлен³я и его взглядъ на задачи журнально-революц³онной пропаганды вообще. Однако же, одними этими отношен³ями еще не исчерпывается вполнѣ весь тотъ вредъ или вся та польза, которую онъ можетъ принести нашей революц³онной парт³и.
На органѣ этой парт³и лежитъ двѣ обязанности: съ одной стороны, онъ долженъ, возбуждать парт³ю къ дѣятельности, разъяснять ей пути этой дѣятельности, развивать и защищать ея программу, содѣйствовать ея объединен³ю ея и организац³и, съ другой они должны служить въ ея рукахъ практическимъ оруд³емъ борьбы ея съ установленнымъ порядкомъ, средствомъ революц³онной агитац³и.
Я показалъ вамъ, м. г., что вашъ журналъ не удовлетворяетъ первой задачи, что онъ, указывая на слишкомъ исключительныя пути революц³онной дѣятельности и устраняя всѣ друг³е (путь непосредственной народной агитац³и, путь заговоровъ) какъ безполезные и даже вредные, {*} вноситъ въ парт³ю разъединен³е, дезорганизируетъ ея наличныя силы и извращаетъ ея программу; подрывая въ ней вѣру въ свои силы и въ возможность революц³и въ близкомъ будущемъ, увѣряя ее въ недостаточной подготовленности къ ней народа и т. д. онъ ослабляетъ и парализируетъ ея энерг³ю, направленную къ непосредственному осуществлен³ю насильственнаго переворота.
{* Во время нашихъ личныхъ объяснен³й по этому поводу, вы, въ принципѣ, согласились со мною, что для осуществлен³я революц³и недостаточно одного только уяснен³я народу его правъ и потребностей, недостаточно одной только п_р_о_п_а_г_а_н_д_ы нужна и непосредственная агитац³я (т. е. непосредственный призывъ народа къ бунту, непосредственное возбужден³е въ немъ революц³онныхъ страстей) и государственный заговоръ. Но ваша уступка, какъ всякая в_ы_н_y_ж_д_е_н_н_a_я уступка, была уступкою только на половину. Да, вы согласились вмѣстѣ со мною признавать полезность и необходимость заговора и народной агитац³и, но, вы всетаки остались при томъ убѣжден³и, что оба эти средства - какъ средства н_е_п_о_с_р_е_д_с_т_в_е_н_н_о в_ы_з_ы_в_а_ю_щ_³_я п_е_р_е_в_о_р_о_т_ъ,- могутъ быть примѣняемы къ практикѣ лишь тогда только, когда, "мы будемъ считать себя въ правѣ призвать народъ къ осуществлен³ю этого переворота" (основный пунктъ вашей программы). A право это, опять таки говорю вашими же словами, мы получимъ "лишь тогда, когда течен³е историческихъ событ³й укажетъ само минуту переворота и готовность къ нему народа русскаго" (кн. I, стр. 14.). Пока же этого указан³я еще не воспослѣдовало, пока народъ еще не п_о_д_г_о_т_о_в_л_е_н_ъ къ перевороту, т. е. пока "онъ не уяснилъ себѣ свои права, обязанности и потребности" - до тѣхъ поръ вы признаете только одинъ путь - идти въ народъ,- только одну дѣятельность - пропаганду народу разумныхъ соц³альныхъ идей,- возможною и полезною. На всѣ друг³я пути и дѣятельности вы смотрите, или по крайней мѣрѣ, должны смотрѣть, съ точки зрѣн³я вашей программы, какъ на попытки и_с_к_у_с_с_т_в_е_н_н_о в_ы_з_в_а_т_ь революц³ю,- a так³я попытки, говорите вы (кн. стр. 16.) ,,едва ли могутъ быть оправданы въ глазахъ того, кто знаетъ, какъ тяжело ложатся всяк³я общественныя потрясен³я на самое бѣдное большинство..."}
Удовлетворяетъ ли онъ, по крайней мѣрѣ, второй своей задачѣ - служитъ ли онъ средствомъ практической революц³онной агитац³и?
Вы помните, м. г., что именно около этого вопроса вертѣлись самые жарк³е, самые долг³е наши споры. Въ этихъ спорахъ вполнѣ выяснился и опредѣлился вашъ взглядъ и взглядъ вашаго журнала на задачи современной революц³онной пропаганды. Вы и ваши сотрудники, ваши alter ego, прямо и категорически заявили мнѣ, что времена "герценовской," (т. е. практическо-революц³онной) агитац³и прошли безвозвратно, что теперь нужно не агитировать общество, a разъяснять ему разумныя рац³онально-экономическ³я идеи."
Въ программѣ своей вы говорите: "Для насъ (т. е. для васъ) въ настоящую минуту существуетъ двѣ общечеловѣческ³я цѣли, двѣ борьбы, въ которыхъ долженъ участвовать всяк³й мыслящ³й человѣкъ, становяся на сторону прогресса или реакц³и." ... "это во первыхъ, борьба реальнаго м³росозерцан³я противъ м³росозерцан³я богословскаго" ... "это во вторыхъ, борьба труда противъ празднаго пользован³я благами жизни, борьба полной равноправности личности противъ монопол³и во всѣхъ ея формахъ и проявлен³яхъ.... короче говоря, борьба за реализац³ю справедливѣйшаго строя общества" (стр. 3). Да, конечно, въ этой двоякой борьбѣ долженъ принимать участ³е всяк³й не только мыслящ³й, но просто даже честный человѣкъ, становяся или на сторону реакц³и или прогресса, потому что эта борьба есть борьба между реакц³ей и прогрессомъ.
Замѣтьте, м. г., между прогрессомъ, a совсѣмъ не революц³ей. Оттого то и участвовать въ ней долженъ всяк³й; какъ другъ мирнаго и врагъ прогресса бурнаго, революц³оннаго, такъ и тотъ, который отрицаетъ мирный прогрессъ и стоитъ за бурный.
Слѣдовательно, поднимая знамя этой и только этой борьбы - вы боретесь за прогрессъ вообще, a не за революц³ю въ частности. Широкое знамя прогресса весьма легко и удобно прикрываетъ всевозможные филосовско-филистерск³я измышлен³я всевозможныхъ постепеновцевъ; подъ нимъ могутъ сойтися всѣ оттѣнки прогрессивной парт³и, начиная отъ буржуа-либерала до соц³алиста-революц³онера. Оно для насъ не годится; намъ нужно знамя, которое бы съ большею точностью, ясностью и опредѣленностью выражало наши совершенно точныя, ясныя и опредѣленныя стремлен³я и идеалы - стремлен³я и идеалы русской революц³онной парт³и. Потому ваше знамя не есть знамя этой парт³и.
Я не отвергаю, м. г., что и подъ этимъ знаменемъ можно работать на пользу русской революц³и; но оно не даетъ никакихъ гарант³и, что борцы, собравш³еся около него будутъ работать именно въ этомъ смыслѣ. Нисколько не измѣняя ему, они могутъ работать противъ насильственнаго переворота, во вредъ практическимъ интересамъ революц³онной парт³и. Тутъ все зависитъ отъ того, какъ они поведутъ свою борьбу.
Есть, м. г., два метода, два способа борьбы (я говорю здѣсь, конечно, только о борьбѣ литературной, чернильной, о борьбѣ "перушками и книжками") съ даннымъ, исторически выработавшимся строемъ общественныхъ отношен³й. Можно бороться съ ними, доказывая нелѣпость, нелогичность и несправедливость общихъ, т. е. экономическихъ принциповъ, лежащихъ въ его основѣ. Можно бороться съ нимъ, возставая преимущественно на тѣ конкретныя формы, экономическ³я, юридическ³я, политическ³я и т. д., въ которыхъ эти принципы воплощаются. Иными словами, главнымъ центромъ нападен³й можно сдѣлать или общ³е принципы или ихъ практическ³я послѣдств³я. Борьбу съ точки зрѣн³я общихъ принциповъ можно назвать борьбою преимущественно научною, философскою; борьба же съ точки зрѣн³я конкретныхъ послѣдств³й всегда имѣетъ характеръ по преимуществу практическ³й, агитаторск³й.
Борьба перваго рода, имѣя постоянно дѣло съ отвлеченными принципами, абстрагируя къ нимъ единичные факты, отнимаетъ отъ этихъ фактовъ ихъ индивидуальный образъ, ихъ живую конкретность. Борьба втораго рода, наоборотъ, все свое вниман³е сосредоточиваетъ на частныхъ, единичныхъ явлен³яхъ, и, не углубляясь въ отыскан³е ихъ отдаленнѣйшихъ причинъ, старается только представить все ихъ безобраз³е во всей его реальной наготѣ.
Отсюда тѣ, которые желаютъ воздѣйствовать извѣстнымъ образомъ на умы своихъ современниковъ, на ихъ сознан³е, предпочитаютъ первый способъ борьбы; тѣ же, которые хотятъ вл³ять извѣстнымъ образомъ на ихъ практическую дѣятельность - второй. {Можетъ быть вы замѣтите мнѣ на это, что все что вл³яетъ на умъ, на сознан³е человѣка, тѣмъ самымъ вл³яетъ и на его практическую дѣятельность. Но, это невѣрно. Внушить человѣку разумные, нравственные принципы еще не значитъ сдѣлать его нравственнымъ во всѣхъ его дѣйств³яхъ и поступкахъ. Убѣдить человѣка, въ несправедливости и нелѣпости основъ историческаго общества - еще не значитъ сдѣлать его революц³онеромъ. Только очень немног³е люди живутъ "по принципамъ" - y большинства же практическая дѣятельность не находится ни въ какой непосредственной зависимости отъ теоретическаго м³росозерцан³я; не рѣдко даже, первое прямо противоположно второму. Конечно, это весьма печально, но, тѣмъ не менѣе это фактъ - фактъ, который не рѣшится отрицать ни одинъ человѣкъ, живущ³й среди живыхъ людей, a не безплотныхъ призраковъ собственной фантаз³и. Я знаю, м. г., что философы часто его игнорируютъ и, увлекаяся предметомъ своихъ постоянныхъ занят³й, приписываютъ знан³ю гораздо большее вл³ян³е на ходъ человѣческихъ дѣлъ, тѣмъ это бываетъ въ дѣйствительность. Но, тѣмъ хуже для философовъ.} Одни развиваютъ мысль въ критическомъ направлен³и, друг³е - возбуждаютъ аффекты. Изъ суммы этихъ аффектовъ, правда, подчасъ довольно мелкихъ и скоропреходящихъ, слагается то общее чувство недовольства существующимъ порядкомъ, то общее желан³е поскорѣе освободиться отъ него; которое, въ практической жизни, часто служитъ болѣе могущественнымъ стимуломъ для борьбы, чѣмъ ясное и вполнѣ отчетливое пониман³е принцип³альныхъ недостатковъ этого порядка.
Изъ различнаго характера этихъ двухъ видовъ борьбы вытекаетъ и различное отношен³е борцовъ къ фактамъ окружающей ихъ реальной жизни. Борцы - философы, теоретики останавливаютъ свое исключительное вниман³е лишь на тѣхъ фактахъ, которыя имѣютъ наиболѣе близкое отношен³е къ общимъ экономическимъ принципамъ существующаго порядка; на тѣхъ фактахъ, въ которыхъ эти общ³е принципы выражаются всего рѣзче, всего нагляднѣе. Борцы - агитаторы, практики, напротивъ, съ особенною силою напираютъ только на тѣ факты, которые всего рѣзче бьютъ въ глаза, съ которыми чаще всего сталкиваются данные слои общества, отъ которыхъ они всего сильнѣе страдаютъ, которые всего болѣе поражаютъ своею внѣшнею грубостью и безобраз³емъ. При этомъ они нисколько не заботятся о томъ, какое отношен³е имѣютъ эти факты къ общимъ принципамъ; при выборѣ ихъ, они соображаются лишь съ услов³ями и потребностями той среды, въ которой онѣ дѣйствуетъ. Дѣйствуя напр. въ среди рабочихъ, они будутъ выдвигать на первой планъ факты хозяйской эксплуатац³и и грабежа; дѣйствуя въ средѣ образованныхъ, буржуазныхъ классовъ, факты гнетущаго ихъ политическаго произвола и т. п.
Мнѣ кажется, милостивый государь, на этомъ я могу остановиться въ опредѣлен³и характеристическихъ особенностей и практическихъ требован³й того и другого способа борьбы. Продолжать же сопоставлен³я едва ли не излишне: наиболѣе существенныя черты различ³я выяснены съ достаточной полнотой. Теперь я спрашиваю васъ какого рода борьбу ведете вы съ существующимъ порядкомъ вещей въ Росс³и, какого рода борьбу вы и вашъ журналъ считаете въ настоящее время наиболѣе полезной и необходимой: борьбу ли перваго рода, борьбу философскую или борьбу второго рода, борьбу агитаторскую?
Ваши слова, цитированные мною выше, ваша программа, составъ вышедшихъ книгъ вашего журнала, господствующ³й въ немъ духъ, все даетъ мнѣ право отвѣчать на этотъ вопросъ самымъ положительнымъ образомъ. Вашъ журналъ рѣшительный противникъ борьбы агитац³онной, онъ признаетъ лишь одну борьбу, борьбу философскую, борьбу съ точки зрѣнья общихъ принциповъ. Въ своей программѣ (стр. 6) вы говорите, что для васъ всего важнѣе вопросъ соц³альный, т. е. тѣ общ³е экономическ³е принципы, которые лежатъ въ основѣ историческаго общества, и что вниман³е вашего журнала исключительно будетъ обращаться на факты, имѣющ³е наиболѣе тѣсную прямую связь съ этими принципами, слѣдовательно, на факты изъ экономической жизни народа; факты же, въ которыхъ экономическ³е принципы воплощаются лишь косвенно, посредственно, будутъ интересовать васъ только въ слабой степени; вы отодвинете ихъ на задн³й планъ.
Политическ³й вопросъ, т. е. тотъ политическ³й гнетъ, который всѣхъ насъ давитъ, безумный деспотизмъ самодержав³я, возмутительный произволъ хищническаго правительства, наше общее безправ³е, наше постыдное рабство, все это для васъ вопросы второстепенные. Вы слишкомъ заняты созерцан³емъ коренныхъ причинъ зла, чтобы обращать вниман³е на так³я мелочи. Но коренныя причины зла одинаковы, какъ для Росс³и, такъ и для всей З. Европы, только въ З. Европѣ, благодаря болѣе высокому развит³ю экономической жизни, онѣ проявляются въ болѣе рѣзкихъ, въ болѣе рельефныхъ формахъ, и ихъ вл³ян³е на всѣ проч³я сферы жизни, и въ особенности на сферу политическую, осязательнѣе, нагляднѣе.
Отсюда, въ интересахъ разъяснен³я фальшивости и несправедливости общихъ экономическихъ принциповъ, гораздо практичнѣе обращаться за фактами къ Европѣ, a не къ Росс³и. Ея жизнь представляетъ, если и не болѣе обильный, то во всякомъ случаѣ, болѣе разработанный матерьялъ для подобнаго разъяснен³я, чѣмъ наша. Вы это понимаете, и потому вашъ журналъ гораздо пристальнѣе слѣдитъ за рабочимъ движен³емъ въ западной Европѣ, чѣмъ за внутренней жизнью Росс³и; вопросамъ обще-европейскаго интереса онъ удѣляетъ столько же, если не больше мѣста, какъ и вопросамъ, имѣющимъ спец³ально русск³й интересъ.
И это, м. г., не простая случайность; это логическое, необходимое слѣдств³е той общей точки зрѣн³я, на которой стоитъ вашъ журналъ; и если вы вздумаете, не измѣняя этой точки зрѣнья, вздумаете измѣнить составъ вашихъ книжекъ, если вы станете заниматься Росс³ей больше, чѣмъ Европой, русскимъ рабочимъ болѣе, чѣмъ напр. англ³йскимъ, нѣмецкимъ и пр., вы поступите крайне непослѣдовательно, крайне непрактично и нецѣлесообразно.
Не подумайте пожалуйста, что я все это говорю въ видѣ упрека вашему журналу. О, нѣтъ, я нисколько не отрицаю пользу научной борьбы, пользу распространен³я и разъяснен³я разумныхъ соц³альныхъ идей, пользу научной критики принциповъ, лежащихъ въ основѣ исторически выработавшихся формъ человѣческаго общежит³я; я утверждаю только, что хотя это "распространен³е и уяснен³е", и эта "критика" вещи сами по себѣ хорош³я, но съ точки зрѣн³я истинныхъ потребностей и насущныхъ интересовъ нашей революц³онной парт³и, онѣ весьма мало полезны и быть можетъ даже вредны.
Вамъ это конечно трудно понять. Не вѣря въ возможность революц³и въ близкомъ будущемъ, отодвигая ее въ неопредѣленно далекое будущее, въ такое будущее, когда она въ смыслѣ насильственнаго переворота, сдѣлается совершенно невозможною, вы полагаете, что ее слѣдуетъ подготовлять тихо и постепенно, не горячась и не волнуясь, съ истинно философскимъ спокойств³емъ и стоическимъ терпѣн³емъ; потому изо всѣхъ путей, ведущихъ къ ней, вы выбираете не тотъ, который всего короче, a тотъ, который всего комфортабельнѣе. Вамъ дѣла нѣтъ, что этотъ комфортабельный путь самый длинный, что идя по немъ можно никогда не дойти до цѣли. Васъ это не безпокоитъ; что за важность! У васъ такъ много времени впереди! Вы уже примирились съ мыслью, что нужно ждать, пока "течен³е историческихъ событ³й само укажетъ минуту", пока свѣтъ "знан³я и пониман³е своихъ правъ и потребностей" не пробьется сквозь толстую, непроницаемую стѣну народнаго невѣжества. Ну что же ждите и философствуйте!
Но мы не можемъ и не хотимъ ждать!
Въ нашихъ жилахъ, въ жилахъ революц³онеровъ, м. г., течетъ не та кровь, что въ жилахъ философа-филистера. Когда мы думаемъ, a мы всегда объ этомъ только и думаемъ, когда мы думаемъ о постыдномъ безправ³и нашей родины, о ея кровожадныхъ тиранахъ, бездушныхъ палачахъ, о тѣхъ страдан³яхъ, о томъ позорѣ, тѣхъ унижен³яхъ, которымъ они ее подвергаютъ, когда наши взоры обращаются къ Голгофѣ народнаго мученичества, a не въ нашей волѣ отвратитъ ихъ отъ этого зрѣлища, когда мы видимъ передъ собою этотъ несчастный народъ, облитый кровью, въ терновомъ вѣнкѣ, пригвожденнымъ къ кресту рабства, о, тогда мы не въ силахъ сохранять спокойств³е, приличное философамъ.
Мы не хотимъ разсуждать о тѣхъ отдаленныхъ причинахъ, которые привели его на крестъ, мы не говоримъ ему, подобно разбойнику: "спасавш³й другихъ, спаси себя, сойди съ креста!" мы не хотимъ ждать, пока распятый мученикъ "пойметъ и ясно сознаетъ" почему неудобно висѣть на крестѣ, почему колются терн³и, изъ чего сдѣланы тѣ гвозди, которыми прибиты его руки и ноги, и почему они причиняютъ ему так³я страдан³я. Нѣтъ, мы хотимъ только во чтобы ни стало, и какъ можно скорѣе, свалить крестъ и снятъ съ него страдальца.
Вотъ по тому-то истинно революц³онная парт³я, ставитъ своею главною, своею первостепенною задачею не подготовлен³е революц³и вообще, въ отдаленномъ будущемъ, a осуществлен³е ее въ возможно-ближайшемъ настоящемъ. Ея органъ, долженъ быть и органомъ этой идеи; мало того, онъ долженъ служить однимъ изъ практическихъ средствъ непосредственно содѣйствующихъ скорѣйшему наступлен³ю насильственнаго переворота. Иными словами, онъ долженъ не столько заботиться о теоретическомъ уяснен³и и философскомъ пониман³и принцип³альныхъ несовершенствъ даннаго порядка вещей, сколько о возбужден³и къ нему отвращен³я и ненависти, о накоплен³и и распространен³и во всѣхъ слояхъ общества чувствъ недовольства, озлоблен³я, страстнаго желан³я перемѣны.
Слѣдовательно, хотя интересы революц³онной парт³и, и не исключаютъ теоретической, научной борьбы, но они требуютъ, чтобы борьба практическая, агитаторская была выдвинута на первый планъ. Они требуютъ этого, не только въ виду настоятельной неотложности революц³и, но также и въ виду другихъ не лишенныхъ значен³я соображен³й. Наша молодежь, наше интеллигентное меньшинство страдаетъ не столько недостаткомъ яснаго пониман³я несостоятельности общихъ экономическихъ принциповъ, лежащихъ въ основѣ нашего быта, сколько недостаткомъ сильныхъ аффективныхъ импульсовъ, толкающихъ людей на практическую, революц³онную дѣятельность. Слѣдовательно, развит³е этихъ импульсовъ (что и составляетъ одну изъ главныхъ задачъ революц³онной агитац³и) въ высокой степени необходимо въ интересахъ болѣе усиленнаго комплектован³я кадровъ революц³онной арм³и.
Что же касается до нашего, такъ называемаго образованнаго большинства, то дѣйствовать непосредственно на его аффективныя импульсы, потому представляется наиболѣе полезнымъ, что оно совершенно неспособно увлекаться импульсами интеллектуальными. По своему умственному невѣжеству, по своей крайней неразвитости, оно не можетъ еще возвыситься до пониман³я коренныхъ причинъ зла, до абстрактнаго мышлен³я объ основныхъ принципахъ окружающей его соц³альной жизни.
Занимая мало развитыхъ, умственно неподготовленныхъ людей созерцан³емъ отдаленнѣйшихъ, наиболѣе общихъ причинъ зла, вы достигните только одного результата; вы примирите ихъ съ тѣмъ непосредственнымъ зломъ, которое ихъ давитъ, отнимите y нихъ единственный, доступный имъ стимулъ для борьбы, не замѣняя его ни какимъ другимъ. Безобразные факты, гнетущей ихъ дѣйствительности, абстрагированные отъ своей конкретной реальности, возведенные къ своей чистой идеи, разложенные на свои простѣйш³е основные элементы, продистилированные общими принципами, теряютъ для нихъ все свое возбуждающее значен³е. Они начинаютъ относиться къ нимъ индиферентно; они говорятъ: "изъ за чего тутъ горячиться: вѣдь все это безобраз³е, необходимое, логическое послѣдств³е извѣстныхъ намъ общихъ причинъ. И не то удивительно, что оно существуетъ, a удивительно то, что есть дураки, которые этимъ возмущаются!"
Они не будутъ этими дураками; они постараются возвыситься до того филосовскаго стоицизма, который спокойно преклоняется передъ фактомъ существующимъ, потому только, что этотъ фактъ логически обусловленъ цѣлымъ рядомъ фактовъ предшествующихъ. Дальше этого они не поднимутся. Пониман³е и сознан³е фальшивости и несправедливости общихъ принциповъ, окружающихъ ихъ явлен³й, не въ состоян³и будетъ оказать на нихъ настолько сильнаго вл³ян³я, что-бы заставить ихъ возстать противъ этихъ явлен³й во имя идеи, чтобы подвигнуть ихъ на борьбу съ самыми принципами.
Для этого, одного пониман³я и сознан³я еще не достаточно; для этого требуется еще и нѣкоторая привычка, привычка постоянно соображать свои поступки съ своими идеями, привычка подчинять свою практическую дѣятельность теоретическому м³росозерцан³ю, привычка всегда и во всемъ руководствоваться преимущественно одними умственными импульсами. Но, подобная привычка можетъ выработаться лишь y людей стоящихъ на весьма высокой ступени умственнаго и нравственнаго развит³я, на той ступени, до которой достигаетъ лишь самое ничтожное меньшинство нашей такъ называемой "образованной," "привилигированной" среды.
Вотъ почему, м. г., я сказалъ выше, и повторю опять, ваша философская война, та чисто теоретическая, научная пропаганда, которой задается вашъ журналъ,- что такая война, такая пропаганда, съ точки зрѣн³я интересовъ революц³онной парт³и, не только не полезна, но даже вредна. Распространяться объ этомъ больше нечего. Я старался быть настолько яснымъ и точнымъ, что не понять меня, можетъ только тотъ, кто не хочетъ понятъ. А, я не думаю, я не хочу думать, чтобы именно вы, м. г. могли не захотѣть меня понимать.
Послѣ всего мною сказаннаго, я, какъ мнѣ кажется, имѣю нѣкоторое право утверждать, что, съ точки зрѣн³я насущныхъ интересовъ русской революц³онной парт³и, задачи ея революц³онной пропаганды могутъ быть формулированы слѣдующимъ образомъ.
1. По отношен³ю къ образованному большинству, по отношен³ю къ привилигированной средѣ, ровно, какъ и по отношен³ю къ народу, она должна преслѣдовать главнѣйшимъ образомъ цѣли, агитаторск³я. Она должна возбуждать въ обществѣ чувство недовольства и озлоблен³я существующимъ порядкомъ, останавливая его вниман³е главнымъ образомъ на тѣхъ именно фактахъ, которые всего болѣе способны вызвать и разжечь это чувство. При выборѣ этихъ фактовъ она должна соображаться не столько съ тѣмъ, въ какой мѣрѣ въ нихъ воплощаются общ³е принципы даннаго порядка, сколько съ тѣмъ, въ какой мѣрѣ они причиняютъ дp3;йствительныя, осязательныя страдан³я людямъ, той или другой среды.
2. По отношен³ю къ революц³онной молодежи, къ своей парт³и, она должна преслѣдовать цѣли по преимуществу организац³онныя. Убѣждая ее въ настоятельной необходимости непосредственной практической революц³онной дѣятельности, она должна выяснить ей, что главное услов³е успѣха этой дѣятельности зависитъ отъ прочной организац³и ея революц³онныхъ силъ, отъ объединен³я частныхъ, единичныхъ попытокъ въ одно общее, дисцыплинированное, стройное цѣлое. Наша революц³онная практика выработала нѣсколько путей революц³онной дѣятельности: путь государственнаго политическаго заговора, путь народной пропаганды (именно то, что вашъ журналъ называетъ "развит³емъ въ народѣ сознан³я его правъ и потребностей"); путь непосредственной народной агитац³и (т. е. непосредственнаго подстрекательства народа къ бунту). Не время теперь спорить, какая изъ этихъ дѣятельностей полезнѣе, какой путь цѣлесообразнѣе.
Всѣ три пути одинаково цѣлесообразны, всѣ три дѣятельности одинаково необходимы для скорѣйшаго осуществлен³я народной революц³и. {*} Пусть каждый выбираетъ себѣ тотъ путь, къ которому онъ чувствуетъ наиболѣе склонности, ту дѣятельность, услов³ямъ которой онъ всего легче можетъ удовлетворить; кто, чувствуетъ себя въ состоян³и работать на всѣхъ трехъ поприщахъ одновременно,- тотъ пусть и работаетъ. Тѣмъ для него лучше. A кто этого не чувствуетъ - тотъ долженъ ограничиться доступною ему сферою революц³онной дѣятельности, не насилуя себя, не тратя дорогаго времени на предварительное самообразован³е и перевоспитан³е....
{*) Доказать несомнѣнную истинность этого положен³я очень не трудно. Ни одна изъ этихъ трехъ революц³онныхъ дѣятельностей,- взятая въ отдѣльности, взятая сама по себѣ,- не можетъ привесть къ с_к_о_р_о_м_у о_с_у_щ_е_с_т_в_л_е_н_³_ю н_a_р_о_д_н_о_й р_е_в_о_л_ю_ц_³_и. Достигнуть этой цѣли, возможно лишь при одновременномъ примѣнен³и всѣхъ ихъ.
Въ самомъ дѣлѣ,- если мы,- слѣдуя вашимъ, м. г., совѣтамъ,- ограничимся однимъ лишь развит³емъ въ народѣ сознан³я его правъ и потребностей - то, революц³и мы никогда не дождемся. Но, если, съ другой стороны, мы ограничимся однимъ лишь непосредственнымъ подстрекательствомъ къ бунту, то, хотя мы и будемъ имѣть большую вѣроятность добиться бунта но, зато не будемъ имѣть никакихъ гарант³й, что этотъ бунтъ оставитъ послѣ себя как³я нибудь прочные результаты, что онъ не будетъ очень скоро подавленъ, что онъ разростется въ д_ѣ_й_с_т_в_и_т_е_л_ь_н_y_ю революц³ю.
Наконецъ, если мы ограничимся однимъ лишь государственнымъ заговоромъ,- то, хотя с помощью этого средства произвести переворотъ весьма легко и удобно,- по переворотъ этотъ будетъ имѣть характеръ государственный, a не народный, онъ не проникнетъ въ нѣдра народной жизни, онъ не подыметъ и не взволнуетъ низшихъ слоевъ общества,- онъ взболамутитъ лишь одну его поверхность,- короче говоря,- это совсѣмъ не будетъ народною революц³ею.}
Теперь не до длинныхъ сборовъ, не до вѣчныхъ приготовлен³й - пусть каждый наскоро соберетъ свои пожитки и спѣшитъ отправиться въ путь. Вопросъ что дѣлать? насъ не долженъ больше занимать. Онъ уже давно рѣшенъ. Дѣлать революц³ю.- Какъ? Какъ кто можетъ и умѣетъ. При разумной организац³и, ни одна частная попытка, ни одно единичное усил³е не пропадутъ даромъ. Слѣдовательно вопросъ объ организац³и, есть самый существенный вопросъ революц³онной пропаганды, по отношен³ю къ нашей революц³онной молодежи. Въ виду его чрезвычайной важности она не можетъ придавать слишкомъ большого значен³я тѣмъ вопросамъ, которыя, не имѣя никакого прямого отношен³я къ практической революц³онной дѣятельности въ настояцемъ, касаяся исключительно будущаго, вносятъ, тѣмъ не менѣе, раздоры и разъединен³е въ кружки нашей революц³онной молодежи.
Я здѣсь имѣю въ виду вопросы касающ³еся устройства возможно-наилучшаго порядка вещей въ будущемъ и практическихъ средствъ примѣнить его въ жизни послѣ того, какъ революц³я совершитъ свою разрушительную мисс³ю. Настоящее должно теперь приковывать къ себѣ все наше вниман³е: намъ нѣкогда, намъ не до того чтобы вперять свои взоры въ будущее и развлекать себя созерцан³емъ его красотъ.
Мы знаемъ только, что каково бы ни было это будущее, оно не можетъ быть хуже настоящаго. Когда человѣка душатъ, единственная мысль, которая его занимаетъ - это: какъ бы поскорѣе освобоидться отъ своего душителя; что онъ потомъ станетъ дѣлать, что онъ на себя надѣнетъ, какую пищу себѣ потребуетъ и т. п. - обо всемъ этомъ ему и на умъ не приходитъ. Мы, находимся въ такомъ же точно положен³и: насъ душатъ; - избавиться отъ разбойничьей руки, сжавшей намъ горло,- вотъ единственный насущный вопросъ, который долженъ поглощать все наше вниман³е. Передъ этимъ вопросомъ - вопросы будущаго стушовываются, отходятъ на задн³й планъ. Я не хочу этимъ сказать, чтобы мы должны совсѣмъ отказаться отъ ихъ разрѣшен³я. Это было бы нелѣпо.
Но, мы не должны раздувать ихъ важность настолько, чтобы дѣлать изъ нихъ баррьеръ раздѣляющ³й революц³онную парт³ю настоящаго. Мы не должны никогда забывать, что, все что насъ раздѣляетъ, все, что вноситъ въ среду нашу рознь и раздоръ все это усиливаетъ нашего общаго врага, ослабляетъ и парализируетъ нашу революц³онную дѣятельность. Потому на знамени революц³онной парт³и, парт³и дѣйств³я, a не парт³и резонерства, могутъ быть написаны только слѣдующ³е слова; Борьба съ правительствомъ, борьба съ установившимся порядкомъ вещей, борьба до послѣдней капли крови до послѣдняго издыхан³я.
Только это знамя способно соединять, a не разъединять нашу парт³ю, слѣдовательно, только оно одно и соотвѣтствуетъ ея реальнымъ, ея истиннымъ интересамъ.
Вотъ, м. г., каковы должны быть, въ общихъ конечно чертахъ, подробностей я не могъ здѣсь касаться, каковы должны быть, по моему мнѣн³ю, главныя цѣли и задачи революц³онной пропаганды, вотъ знамя, подъ которымъ она съ успѣхомъ можетъ дѣйствовать.
Понятно ли вамъ теперь почему я не могъ работать въ вашемъ журналѣ въ качествѣ простаго сотрудника, почему я добивался правъ самостоятельнаго редактора? Я надѣюсь, что вы не станете объяснять теперь моего поведен³я какими нибудь личными мотивами, самолюб³емъ, тщеслав³емъ и т. д. Однако, это еще не все, на что я надѣюся. Я бы никогда не позволилъ себѣ такъ долго утруждать вашего вниман³я, такъ долго отвлекать васъ отъ вашихъ серьезныхъ занят³й изъ за вопроса чисто личного.
Но, пиша вамъ это письмо, я, кромѣ чисто личной цѣли, имѣлъ въ виду еще и другую цѣль, Я хотѣлъ вамъ разъяснить насущныя потребности, желан³я и стремлен³я тѣхъ изъ нашихъ наиболѣе радикальныхъ и послѣдовательныхъ революц³онныхъ кружковъ, къ которымъ по преимуществу можетъ быть примѣнено назван³е парт³и дѣйств³я. Я хотѣлъ указать вамъ истинную причину той сдержанности и той холодности, съ которою они встрѣтили вашъ журналъ и которую вы склонны объяснятъ какими то интригами, будто бы враждебной вамъ парт³и.
Если мнѣ удалось хотя отчасти достигнуть этой цѣли я не стану укорять себя въ томъ, что отнялъ y васъ столько драгоцѣннаго времени; я смѣю думать, что и вы тогда меня не упрекнете. Но, вотъ за что вы можете меня упрекнуть и за что я заранѣе прошу васъ великодушно извинить меня; затрогивая въ настоящемъ письмѣ вопросы, имѣющ³е существенную важность для разъяснен³я нашей революц³онной программы, я, при всемъ моемъ желан³и, часто отступалъ отъ той холодной сдержанности, того философскаго спокойств³я, которыя вы бы вѣроятно всегда съумѣли сохранить въ подобномъ случаѣ. Вслѣдств³и этого я тогда, слишкомъ рѣзко нападалъ на направлен³е вашего журнала. Не вините меня за это строго; я не въ силахъ былъ относится равнодушно и безстрастно къ тому, что я считаю не только неполезнымъ, но даже вреднымъ, не только не согласнымъ, но даже враждебнымъ истиннымъ интересамъ русской революц³онной парт³и.
Затѣмъ, обращаясь къ вамъ, не какъ къ революц³онеру и общественному дѣятелю, a какъ къ частному человѣку, я покорнѣйше прошу васъ, м. г., принять увѣрен³я въ моихъ дружескихъ чувствахъ къ вамъ и считать меня всегда готовымъ къ вашимъ услугамъ.