i>Начало: "ких рассказах его". Конец: "Я думаю, что".
Из данной рукописи извлекаются варианты NN12, 13, 17.
12. Копия соответствующих частей предыдущей рукописи рукой М. Л. И Т. Л. Толстых и Е. И. Попова, продолжение статьи рукой Толстого.
В этой рукописи (на л. 37) впервые делается Толстым черновой набросок о Ренане, "руководителе молодых поколений". Этот набросок подвергается усиленой правке (проходит не менее пяти редакций).
Из этой рукописи были переложены в рукопись N 15-7 лл. с нумерацией 45-50, 53. В рукописи осталось 10 лл. 4® и 7 полос разного формата от четвертушек. Начало: "каким он представляется". Конец: "и ни [у] одного читателя жизни".
Из данной рукописи извлекается вариант N 18.
13. Копия соответствующих частей рукописи N 12 и отчасти, видимо, с несохранившихся листов предыдущей рукописи рукой М. Л., Т. Л. Толстых и Е. И. Попова. Поправки Толстого сравнительно небольшие. Осталось в рукописи 5 полос разного формата от четвертушек (одна из них с обеих сторон сплошь заполнена текстом Толстого). Начало: "воспроизведения и потому". Конец: "и зенит человеческого образования".
14. Неполная копия со вставки Толстого (о Ренане) в предыдущей рукописи рукой Е. И. Попова и черновик-автограф (из разрозненного материала статьи).
Из этой рукописи переложены в рукопись N 15-2 лл. с нумерацией 64, 65. В рукописи остался черновик-автограф (1 полоса от четвертушки).
15. Сводная рукопись, составившаяся из рукописных материалов первой и второй редакций статьи, заключенная в обложку из белой бумаги с надписью рукой Е. И. Попова черным карандашом: "Мопассан". 86 лл. 4® (многие листы с наклейками). На лицевой стороне последнего листа (86-го) рукописи - подпись и дата рукой Толстого: "Л. Толстой. 2 апреля. Воронеж". Текст рукописи покрывается текстом первой корректуры, сохранившейся почти полностью. Но в корректуре отсутствует текст двух листов (64, 65) рукописи. С данной рукописи, содержащей многочисленные поправки, вставки Толстого, зачеркивания отдельных частей текста, была сделана копия для набора статьи. Но предварительно эта рукопись была просмотрена Толстым; в нее он внес исправления, видимо очень незначительные, а текст лл. 64, 65 им был отброшен, так как этот текст перебивал критические рассуждения Толстого о взглядах Ренана на искусство на лл. 63 и 66 (см. наши примечания к варианту N 19). Таким образом, наборной рукописью являлась копия с данной, сводной, рукописи после просмотра этой рукописи Толстым. Извлекаем из этой рукописи вариант N 19.
16. Первая корректура (гранки), 10 гранок, 3 полосы от гранок и 2 четвертушки (большого формата), написанные рукой М. Л. Толстой, содержащие перевод французских текстов.
За исключением верхней части 6-й гранки корректура сохранилась полностью. На первой гранке, наверху, черными чернилами рукой Толстого написано: "Предисловие".
Исправления Толстого многочисленны по всей рукописи. Поля большинства гранок заполняются вставками (некоторые из них тут же и зачеркиваются), целые куски текста исключаются, текст 6, 7, 8 и верхней половины 9-й гранок (рассуждения о понятии красоты) вычеркивается полностью. 9-я гранка разрезается именно в том месте, где кончается вычеркнутый текст.
Благодаря таким обширным авторским переделкам текст статьи существенно изменяется.
К 6-й гранке подложена четвертушка, исписанная с одной стороны рукой М. Л. Толстой, содержащая перевод с французского языка отрывка из предисловия Мопассана к роману "Пьер и Жан". На лицевой стороне четвертушки, наверху, рукой М. Л. Толстой помечено: "В выноску". К 9-й гранке (разрезанной на две части) подложена четвертушка, исписанная с обеих сторон рукой М. Л. Толстой, содержащая перевод с французского языка отрывка из сочинения Ренана "Marc Aurele". На лицевой стороне четвертушки, наверху, рукой М. Л. Толстой помечено: "В выноску".
Из этой рукописи извлекаем вариант N 20.
17. Вторая корректура. 9 гранок и 2 полосы от гранок. Корректура сохранилась полностью.
Вся рукопись испещрена многочисленными авторскими поправками.
18. Рукопись-23 лл. 4® (1 л. чистый) и 1 полоса от четвертушки. Подкладные листы ко второй корректуре (рук. N 17).
Лл. 2-7 заполнены с лицевой стороны рукой М. В. Сяськовой [?], нумерация рукой Толстого. Полная копия 2-й гранки второй корректуры, вновь подвергшаяся усиленной авторской правке.
19. Третья неполная корректура (гранки), без начала и конца. 2 гранки с нумерацией 7-8. Начало: "Для того же, чтобы не было сомнения". Конец: "тупым людям хорошо". Первая гранка (7-я) вся испещрена поправками Толстого, вторая (8-я) содержит две небольшие его поправки.
20. Четвертая корректура (верстка). 10 лл. 4®. Авторские поправки многочисленны по всей рукописи.
Из этой рукописи извлекаем вариант N 21.
21. Автограф. 2 лл. 4®. Л. 1 заполнен текстом Толстого с обеих сторон, л. 2 - частично с лицевой стороны (оборот чистый). Оба листа без полей, авторские поправки на них незначительны.
Вставка, которую Толстой включил, взамен прежде написанного им соответствующего текста, в статью о Мопассане уже после напечатания ее "Посредником" в виде предисловия к роману "Монт-Ориоль", М. 1894 (см. статью "История писания и печатания").
ИСТОРИЯ ПИСАНИЯ И ПЕЧАТАНИЯ СТАТЕЙ ОБ ИСКУССТВЕ И ТРАКТАТА "ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?"
Весь цикл статей Толстого об искусстве, начиная с первой статьи 1882 года и кончая статьей 1896 года, следует рассматривать как подготовительные этапы к трактату "Что такое искусство?".
Письмо Толстого к издателю "Художественного журнала" Н. А. Александрову, написанное в начале 1882 года, явилось первым печатным выражением взглядов Толстого на искусство. Обстоятельства, вызвавшие это письмо, были следующие.
Осенью 1881 года Толстые переехали на зиму из Ясной Поляны в Москву. Тогда же старшая дочь Толстого, Татьяна Львовна, поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Толстой часто заходил в училище, где обычно вел беседы с преподавателями и профессорами. Несомненно, что одной из важнейших тем бесед были вопросы искусства. В беседах принимали участие бывшие в то время профессорами художники В. Г. Перов, М. И. Прянишников и др.
Биограф В. Г. Перова А. Новицкий, рассказывая об отношениях Перова с Толстым, о заботах, которые проявлял Толстой по отношению к уже больному в то время Перову, коротко упоминает и о частых посещениях Толстого классов школы и о "горячих спорах с В. Г. Перовым и М. И. Прянишниковым, начинавшихся в классе, а кончавшихся обыкновенно уже в квартире Перова, за чайным столом".(1)
Как видно из письма Толстого к Александрову, последний просил Толстого написать "что-нибудь" в его журнал. Толстой колебался в выборе темы. Когда же в одном разговоре с Перовым Толстой изложил ему свой взгляд на искусство, Перов, судя по словам Толстого в черновике его письма к Н. А. Александрову (см. рук. N 4), сказал Толстому: "Вот это-то и напишите Александрову". (1)
(1) А. Новицкий, "Перов Василий Григорьевич" - "Русский биографический словарь", Павел - Петр, Спб. 1902, стр. 560.
(2) Эта фраза является также подтверждением того, что письмо это адресовалось именно к Н. А. Александрову, В подлиннике заголовка нет. Обращение: "М[илостивый] г[осударь]".
Толстого заинтересовала эта мысль, так как он не мог не согласиться с тем, что изложение его взглядов на искусство могло быть "интересно" для читателей "Художественного журнала". По получении "подтверждения" желания Н. А. Александрова, переданного через Перова, Толстой приступил к писанию статьи, которую он начал в форме письма.
По времени начало писания первой статьи об искусстве, публикуемой в настоящем издании под заглавием "Письмо к Н. А. Александрову", нужно отнести к первой четверти 1882 года, имея в виду слова Толстого: "На днях В. Г. Перов передал мне подтверждение вашего желания", так как 29 мая 1882 года Перов уже умер,
Как велась работа над этой статьей, сказать трудно. Данных к тому почти совсем нет. Дневники за 1882 год неизвестны. В письмах об этом также нет никакого упоминания. Очевидно лишь одно, что в течение 1882 года Толстой не оставлял мысли окончить ее. Это, вероятно, было известно Н. А, Александрову, который в N 1 "Художественного журнала" за 1883 год, вышедшем к 1 января, поместил объявление от издательства, в котором говорилось: "В нынешнем году в журнале будет помещена статья об искусстве графа Л. Н. Толстого (автора "Войны и мира" и "Анны Карениной")". Несомненно, что, не имея от Толстого каких-либо сведений о его работе над указанной статьей, Н. А. Александров вряд ли мог дать подобное обещание своим читателям.
В распоряжении редакции имеются четыре рукописи этой статьи (см. описание рукописей). Три из них-автографы, а четвертая-соединенная копия с рукописей N 1 и N 3 (исправлениям Толстого подверглось лишь начало этой копии).
Данными рукописями исчерпывается, по-видимому, работа Толстого над первой статьей об искусстве, и в работе Толстого над вопросами искусства следует перерыв до марта 1889 года.
Сведения о творческой жизни Толстого с 1882 года по 1889 год крайне скудны. Дневников до ноября 1888 года (за исключением 1884 года) нет. Мемуарная литература освещает его жизнь преимущественно со стороны религиозно-философской; лишь в дневнике С. А. Толстой находим одно краткое упоминание, связанное с вопросами искусства, 2 июля 1887 года она записала: "У него [Толстого.-Ред.] длинные разговоры с Страховым о науке, искусстве, музыке". (1) Нужно, однако, отметить, что и в этот период жизни и творчества Толстого вопросы искусства не переставали занимать его. Хотя он и не писал за это время специальных статей об искусстве, в своих произведениях неоднократно касался его; а в статье "Так что же нам делать?" посвятил этому предмету несколько глав.
Начало писания второй статьи об искусстве, озаглавленной Толстым "Об искусстве" и известной также как "Письмо к В. А. Гольцеву", относится к марту 1889 года.
Побудительным толчком к писанию этой статьи послужило обращение к Толстому редактора журнала "Русская мысль" В. А. Гольцева с просьбой
(1) ДСАТ, 1928, стр. 143.
дать определение искусства для его публичной лекции "О прекрасном в искусстве". 1 марта 1889 года Толстой записал в Дневнике: "Был Гольцев. Я ему продиктовал теорию искусства". (1) Что продиктовал Толстой Гольцеву, осталось неизвестным. Толстой, по-видимому, не ограничился продиктованным и принялся за писание статьи. 2 марта в Дневнике его записано: "Написал об искусстве. Вечером поправлял". И затем 3 марта: "Поправлял об искусстве - вышло лучше... снес Гольцеву..."
Переданная Толстым Гольцеву редакция статьи об искусстве по нашему описанию соответствует рукописи N 3. Гольцев использовал эту статью в лекции и включил ее частично в свою статью "О прекрасном в искусстве" ("Русская мысль", 1889, N 9, стр. 68-69).
Однако Толстой не удовлетворился содержанием переданной Гольцеву статьи. Его заинтересовал этот предмет. 11 марта он записал в Дневнике, что читает Рёскина, и отметил: "Об искусстве хорошо", и далее записал свои мысли об искусстве и науке. По-видимому, тут же он взялся опять за переделку своей статьи. В Дневнике за 13, 14, 19 марта имеются отметки о том, что он "поправлял об искусстве", а 20 марта записано: "Встал и, не одеваясь, сел за поправку об искусстве и сидел 3 часа, перемарал всё и не знаю, стоит ли работы. Кажется, нет". Однако 22 марта он опять отметил: "Поправлял об искусстве".
На этом этапе работы (по нашему описанию рукопись N 8) Толстой, по-видимому, решил остановиться, считая, что работа в основном закончена, и послал статью для напечатания в журнал "Русское богатство", ввиду того, что издатель-редактор этого журнала, Л. Е. Оболенский, неоднократно обращался к Толстому с просьбой о помощи журналу какой-либо статьей или рассказом. В письме от 22 марта Толстой писал Л. Е. Оболенскому: "Посылаю вам, дорогой Леонид Егорович, несколько слов об искусстве. Я написал для Гольцева, потом поправил, дополнил, потом уже слышу, хотят напечатать. Думаю себе: уж если печатать, то не пригодится ли вам. Вот и посылаю. Если пришлете корректуру, хорошо, если же нельзя, то нечего делать. Вы сами тогда исправьте". (2)
Статья Толстого была быстро набрана и в конце марта в гранках прислана Толстому (на гранке дата: "24 марта 1889 г.").
Толстой усердно принялся за правку корректуры, всё более и более увлекаясь этой работой.
22 марта он переехал в имение своего севастопольского сослуживца кн. С. С. Урусова, Спасское, близ Троице-Сергиевекой лавры, "в уединение", как записал Толстой в Дневнике, и прожил там до 8 апреля.
Записи в Дневнике Толстого за это время пестрят указаниями на его работу над статьей об искусстве. 29 марта: "Целый вечер поправлял статейку об искусстве: очень не понравилась мне при чтении Урусова. И не послал". 31 марта: "Поправлял, переделывая усердно статейку. Кажется, лучше". 2 апреля: "Усердно опять перерабатывал об искусстве.
(1) Все Дневники Толстого, упоминаемые в данной статье, хранятся в Рукописном отделе Музея Л. Н. Толстого Академии наук СССР в Москве. По нумерации настоящего издания Дневники: 1888-1889 гг. - т. 50,1890 г. - т. 51, 1891- 1894 гг.- т. 52, 1895-1899 гг.- т. 53.
(2) Т. 64.
Кажется, лучше. Теперь 3-й час, юноша переписывает, а я хочу кончить переделку конца... Диктовал и кончил, прочел Урусову. Лучше".
В письме от 1 апреля к С. А. Толстой он также сообщал: "Вчера поправлял корректуру об искусстве а всю перемарал. (Урусов достал сына дьякона, который сейчас переписывает)". (1)
Переписанный "сыном дьякона" экземпляр статьи также подвергся исправлению Толстого. Одновременно Толстой вносил изменения и в корректуру. Такая двойная правка совсем запутала Толстого. 2 апреля он сообщил в письме к Т. Л, Толстой: "Поправлял корректуру, напутал и не кончил".
По-видимому, дальше работа Толстого над корректурой не производилась. Испещрив всю гранку своими поправками, сделав несколько вставок к ней, он почувствовал, что статья все-таки не доработана. В письме к Л. Е. Оболенскому от 2 апреля он писал: "Получил корректуру, перечел и убедился, что в таком виде печатать невозможно. Начал поправлять, но не кончил; если кончу, то пришлю. В этом же виде пожалуйста не печатайте" (2).
После прекращения работы над корректурой Толстой, вероятно, оставил навсегда эту редакцию статьи.
Приблизительно в это же время он начал новую статью об искусстве, озаглавленную "О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое". Статья эта также предназначалась для Л. Е. Оболенского.
В письмах к Л. Е. Оболенскому от 4 апреля и к В. Г. Черткову от 10 апреля 1889 года Толстой уже сообщал, что надеется на "святой" (3) передать статью в "Русское богатство". 11-14 апреля Толстой ежедневно заносит в Дневник о своей работе над искусством: то он "всё уяснил и расположил", то "совсем запутался". А в письме к Л. Е. Оболенскому от 14 апреля сообщал: "Всё еще не кончил статью, всё уясняю, добавляю. Надеюсь кончить скоро и пришлю". (4) Как видно по записям Толстого в Дневнике, работа шла с переменным успехом.
18 апреля он записал: "Начал поправлять об искусстве - очень хорошо". Но уже на следующий день он отмечает, что "напрасно пытается писать". И 20 апреля: "Даром трачу время. Надо оставить".
Однако 25 и 27 апреля он вновь отмечает в Дневнике о работе над искусством, а 28 апреля пишет: "Сел у Тани писать об искусстве сначала, потом пришел Грот. Прочел ему. Так - не дурно". Возможно, что к этому периоду работы можно приурочить рукопись N 4 (автограф) (см. описание рукописей).
Между тем работа подвигалась медленно. Толстой обдумывал разные способы писания. В Дневнике от 29 апреля он записал: "Решил не переделывать вперед, а писать сразу. Это можно, но надо выработать приемы, которых еще нет: именно обдумать яснее тезисы рассуждений ж потом уже
(1) Т. 84, стр. 55.
(2) Т. 54.
(3) Пасхальная неделя.
(4) Т. 64.
распространять. Попробовал так писать об искусстве и не мог. Опять запутался".
В начале мая Толстой опять "пробует" писать, но безуспешно. 10 мая он замечает: "Начал писать об искусстве, не пошло. Пошел в леса с записной книжкой. Пробовал выразить тезисами - не мог ясно формулировать". В Записной книжке за этот день он записал три тезиса, относящиеся к его работе над искусством.
Далее, по-видимому, временно прекращается работа над данной редакцией статьи об искусстве. Рукописи ее осенью того же года были посланы Толстым В. Г. Черткову, по просьбе последнего. Чертков сделал список с них, переписав по обыкновению с большими интервалами между строк, для удобства Толстому вносить исправления, и прислал обратно. В конце года Толстой вновь принялся за работу над ней. Однако и эта редакция статьи закончена не была и была оставлена Толстым.
Точных сведений о продолжении работы над ней нет. Можно лишь предположить, что один из списков этой рукописи вторично был послан Черткову, который, переписав его на машинке и, видимо, включив ряд мест из других черновиков, опять переправил к Толстому, прося его окончить статью. Однако Толстой, сделав небольшие исправления в ней, оставил ее совсем (см. опис. рук. N 8).
В дальнейшем этот список, в числе других черновиков Толстого по искусству, был вновь отослан В. Г. Черткову.
В промежутке между началом писания (по опис. рук. NN 1-6) статьи "О том, что есть и что не есть искусство..." и окончанием работ над ней Толстой неоднократно принимался за писание других статей об искусстве.
В середине мая в Дневнике Толстого есть несколько записей, указывающих на его безуспешную работу об искусстве; он говорит, что кружится "в заколдованном кругу". Предположительно к этому времени можно отнести начало его работы над статьей, озаглавленной нами: "Об искусстве" (вторая статья). Одним из подтверждений такого предположения служит запись в Записной книжке от 20 мая, мысль которой легла в основание названной выше статьи: "Произведение искусства есть то, что открывает новое, ясное и искреннее".
Толстой работал над этой статьей недолго. Она сохранилась всего в двух рукописях; очевидно, она скоро была забракована Толстым и оставлена.
Мысль Толстого в связи с его работой над вопросами искусства пошла другим направлением, отличным от всех, которые он избирал в писавшихся ранее статьях об этом предмете.
Обдумывая предмет искусства, Толстой пришел к убеждению, что искусство можно рассматривать лишь в связи с наукой. Еще 16 мая он записал в Дневнике: "Об искусстве думал то, что надо определить всю деятельность духовную людей- и науки". И в письме к П. И. Бирюкову от 17 мая: "Я всё писал об искусстве. Всё разрастается, и я вижу, что опять не удастся напечатать в "Русском богатстве". Вопрос-то слишком важный. Не одно искусство, а и наука: вообще вся духовная деятельность и духовное богатство человечества - что оно, откуда оно и какое настоящее истинное духовное богатство. Я нынче бросил на время я стал писать "Крейцерову сонату". (1)
Эти мысли в дальнейшем послужили основой для начала новой статьи, публикуемой под заглавием "Наука и искусство".
В конце мая и первой половине июня нет указаний на писание статьи об искусстве. Работа Толстого заключалась пока в собирании материала, чтении об этом предмете, обдумывании и записывании мыслей.
В Дневнике от 20 мая Толстой записал: "Сел за работы, но не идет пока. Вчера говорил об искусстве, и опять поднялись дрожжи. Ходил с Горбуновым (2) и говорил об искусстве и записывал и, кажется, уяснил себе кое-что. Очень чувствую себя слабым. Читал Лекки об эстетическом развитии искусства. (3) Да, искусство, чтобы быть уважаемым, должно производить доброе. А чтобы знать доброе, надо иметь миросозерцание, веру. Доброе есть признак истинного искусства. Признаки искусства вообще: новое, ясное и искреннее. Признак истинного искусства - новое, ясное в искренне доброе".
Свои мысли об искусстве Толстой записал также в Записной книжке 21 и 22 мая.
Толстой стремился изучить предмет со всех сторон. В письме к Н. Н. Страхову от 28 мая он писал: "Просьба, дорогой Николай Николаевич. Об искусстве, об истории этого понятия, что есть? Об искусстве в широком смысле, но также и о пластическом в частности. Нет ли истории и теории искусства, кроме Куглера, (4) которого, если у вас есть, привезите, пожалуйста. Да вообще помогите мне, пожалуйста, в предпринятой работе: нужно прежде чем высказать свое, знать как квинтэссенция образованных людей смотрит на это. Есть ли такой катехизис? Надеюсь, что вы меня поймете и поможете мне". (5)
1 июня Н. Н. Страхов приехал к Толстому. По записям в Дневнике Толстого видно, что значительная часть его разговоров со Страховым касалась вопросов искусства и науки. Под 13 июня читаем: "Страхов рассказывал воскресенье Вагнера оперы: Вотан, Волгала, Валкирии, Сигмунд, Сигфрид и т. п. Ужасно слушать, до какого полного безумия дошли люди. Надо писать об искусстве". Об этом же намерении "писать об искусстве" Толстой записал и 14 и 15 июня.
Однако почти до середины сентября нет указаний на то, чтобы Толстой серьезно увлекся этой работой. Правда, в некоторых дневниковых записях он иногда упоминает о том, что "начал поправлять" черновики об искусстве или что он "прилаживается" писать; но всё это эпизодично.
(1) Т. 64.
(2) И. И. Горбунов-Посадов.
(3) Вильям-Эдуард Лекки (1838-1903) - английский историк и философ. Толстой читал т. I его "Истории возникновения и влияния рационализма в Европе", пер. А. Н. Пыпина, над. Н. И. Полякова, Спб. 1871. Третья глава этой книги озаглавлена: "Эстетическое, научное и нравственное развитие рационализма".
(4) Франц-Теодор Куглер (1808-1858)-немецкий историк искусств. Толстой имеет в виду его "Kunstgeschiсhte" в русском переводе Е. Корша "История искусства" (5-е изд., 1872).
(5) Т. 64.
По-видимому, это был мимолетный просмотр старых черновиков, оставленных им редакций ранних статей.
Но всякое явление, связанное с искусством, продолжало находить в Толстом живой отклик. Он собирал материалы, где только возможно было их почерпнуть, и свод мысли по этому предмету неизменно заносил в Дневник. О распространении вагнерванства в русском обществе - резкая запись в Дневнике 15 июня: "Страшный пример тщеты науки и искусства это споры о Дарвинизме (да и многом другом) и Вагнеровщина. А ведь жрецы-то науки и искусства не дожидают решенья, а давно решили, что черный народ должен им служить. А куафер театральный купил именье и ему в ноги падают мужики".
Отмечая в Дневнике прочитанные книги по искусству, 31 июля Толстой записал: "Дома читал Keats, (1) английского поэта. Очень хорошо формулировано ложное определение искусства, для потехи". Есть также указания на чтение им Платона и Шопенгауэра. 9 августа: "Читал Платона об искусстве и думал об искусстве. Платон соединяет красоту и добро - неправильно. В Республике говорит о без или не нравственности поэтов и потому отрицает их. В то время, как и теперь, поэты стояли ниже уровня Платона, и была потеха. Чувствую, что чего-то недостает в моих мыслях об искусстве и что я найду недостающее". 14 августа: "Читал эстетику Шопенгауэра: что за легкомысленность и неясность. Мне же... пришло в голову, что искусство есть одно из орудий выражения (через не подражание, а вызывание таких же чувств, как зевотой) нового содержания. Пустое же искусство нашего времени есть вызывание таких же чувств, как и испытываемые художником, не для того, чтобы выразить что-нибудь, а просто так: как Петрушка читал книгу для процесса чтения". И 16 августа: "Целый день ничего не делал, если не считать чтения Шопенгауэра об искусстве. Что за легкомыслие и дребедень. Но правду сказал мне кто-то, что царствующая эстетическая теория- его". 30 сентября Толстой отметил чтение статьи С. Кверина о Вагнере - "Восемь дней в Байрейте". (2)
В конце первой половины сентября Толстой вновь приступил к писанию статьи об искусстве, озаглавленной впоследствии, как выше было упомянуто, "Наука и искусство".
11 сентября он записал в Дневнике: "С утра писал вступление об искусстве - нехорошо". 14 сентября: "Опять писал об искусстве и опять нехорошо". 15 сентября: "Опять об искусстве. Опять мало в плохо". Затем следует перерыв до 26 октября, когда он записал: "Попытался писать об искусстве. Но не пошло. Я забираю слишком издалека".
Этой записи соответствует автограф, датированный тем же числом и описанный нами под N 3.
Конец октября и весь ноябрь Толстой упорно работал над статьей. Между тем писание статьи подвигалось медленно, и Толстой каждый раз
(1) Джон Китс (1796-1821) - английский поэт. Толстой чихал статью о нем Joseph Texto "Un poete anglais - John Keats" - "Revue des deux mondes", 1889, 15 июля.
(2) "Русское богатство", 1889, 8, стр. 103-120.
начинал статью сначала. В Дневнике 5 ноября он записей: по этому поводу: "Хочу начать в новой тетради писать статьи без поправок".
А в письме к Е. И. Попову от 1-10 ноября он замечал: "Утром пишу, всё переделываю, дополняю то, что при вас писал... Я решил давно, что так как мне остается жить недолго, а кажется, что нужно еще кое-что сказать, чего, по всем вероятиям, я не успею сказать самым наилучшим образом, то надо оставить авторское кокетство, а писать, как напишется, да вот никак не могу". (1)
Из одиннадцати известных нам рукописей этой статьи, относящиеся к 1889 году, девять являются автографами-началами статьи. После 26 октября три из них датированы: 6 ноября, 25 ноября и 29 ноября (см. опис. рук. NN 4, 5 и 7).
Но к началу 1890 года Толстой вновь оставляет работу над статьей об искусстве.
Несмотря на это, записи в Дневнике и Записных книжках за 1890 год изобилуют мыслями об искусстве. А в Записной книжке, в записи посев 16 февраля (запись не датирована), в числе замыслов помечено: "Об искусстве".
31 декабря 1890 года Толстой получил от Черткова письмо и копию рукописи под заглавием "О том, что есть и что не есть искусство...", явившейся соединением, произведенным Чертковым из статьи Толстого того же названия, над которой он работал в 1889 году, и некоторых мест из других черновиков об искусстве, ранее посланных Черткову М. Л. Толстой. Отвечая Черткову, Толстой писал в тот же день: "Нынче же получил рукопись об искусстве и просмотрел ее, не касаясь. Казалось бы, что, воздержавшись от попыток углубления и разъезжания в сторону, можно бы привести ее в порядок, что и постараюсь сделать, как можно скорее, Только я вас буду просить об одном: послать эту статью, если она окончится, Оболенскому в Русское богатство. Ведь я тогда давно обещал ему. И он может обидеться, если не сделать этого". (2)
Присылка Чертковым соединенного списка с черновиков Толстого об искусстве вновь послужила толчком к началу работы над искусством. Он снова принимается за просмотр и исправление присланной копии чертовского соединения; 2, 5, 6 января 1891 года он записывает в Дневнике о своей работе, 7 января об этом же пишет В. А. Гольцеву и В. Г. Черткову. Последнему он сообщает: "Получил об искусстве и начал работать. Всё углубляется и разрастается. Я не даю хода и надеюсь ограничить и кончить. Но в таком виде невозможно". (3)
Судя по записям в Дневнике, работа у Толстого подвигалась медленно - он "часто останавливается".
В письме к Г. С. Рубан-Щуровскому от 13 января, в ответ на его вопросы, связанные с искусством, Толстой замечал: "Рад был тому вопросу, который вы мне делаете. Как раз в это самое время Чертков прислал мне
(1) Т. 64.
(2) Т. 87, стр. 63.
(3) Там же, стр. 66.
мои же, когда-то написанные, мысли об искусстве, прося привести их в окончательный вид. Я не кончил и не издал их тогда именно потому, что хорошенько не разрешая того вопроса, который вы мне задаете. Чем отличается искусство - та особенная деятельность людская, которая называется этим именем, - от всякой другой деятельности, я знаю, но чем отличаются произведения искусства, нужные и важные для людей, от ненужных и неважных, где эта черта, отделяющая одного [от] другого? - я еще не сумел ясно выразить, хотя знаю, что она есть и что есть такое нужное в важное искусство. Само Евангелие есть произведение такого искусства. Есть самое важное - жизнь, как вы справедливо говорите, но жизнь наша связана с жизнью других людей и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем. Жизнь - тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле. Если бы никто не употребил словесного искусства для выражения жизни и учения Христа, я бы не знал его. И потому я думаю, что искусство великое дело и его не надо смешивать с жизнью. Жизнь сама по себе, а искусство само по себе". (1)
Как видно из этого письма, для Толстого в то время вопрос об искусстве еще не был настолько ясным, чтобы он мог его изложить в статье. Неоднократные исправления рукописи с самых различных точек зрения подтверждают это предположение. Но Толстой, по-видимому, недолго правил присланную Чертковым рукопись и вскоре навсегда оставил ее.
Со второй половины января он вновь принялся за писание статьи "Наука и искусство". Одна из обложек черновых этой статьи помечена М. Л. Толстой: "21 января 1891 г." (см. опис. рук. N 12). Однако работу и над этой статьей Толстой вскоре оставил. В Дневнике от 25 января он записал: "Два раза брался за науку и искусство, и всё перемарал, вновь написал и опять перемарал, и не могу сказать, чтобы подвинулся". Второй правкой этой редакции статьи нужно считать работу над рукописью N 13. Предположительно можно сказать, что Толстой исправлял ее 23 января, так как тем же числом помечена обложка рукописи, обратную сторону которой он в дальнейшем использовал для вставки в следующую свою статью об искусстве под заглавием "О науке и искусстве" (см. опис. рук. N1).
На этом закончилась работа Толстого над статьей, публикуемой под заглавием "Наука и искусство".
24-25 января 1891 г. Толстой писал Н. Н. Страхову и просил отыскать и прислать ему "ходячее, признанное определение науки... хотя бы косвенное, но авторитетное", а также и "известное определение искусства", замечая при этом, что в последнем он "не особенно нуждается".(2) Об этом же он просил и Н. Я. Грота.
-
Т. 65. Там же.
-
Там же
Вскоре он получил ответы от того и другого. Отвечая Страхову 6 февраля, Толстой писал: "Это почти то, что мне нужно. Очень неопределенные определения. Я имел еще несколько с других сторож - из энциклопедических лексиконов, и Грот прислал свое, - и все приблизительно неточны". (1)
Почти одновременно с этим - 16 февраля - Толстой просил А. Н. Дунаева прислать список наук, "сколь можно больше - несколько десятков, сотен (всех, я думаю, тысячи) с кратким означением их предмета: богословие, коммерческие (есть такие), лесные, сельско-хозяйственные, юридические, естественные, математические, филологические, медицинских, ветеринарных и т. п.". И опять об этом же просил Н. Н. Страхова в письма от 17 февраля.
По просьбе Толстого, в середине февраля Н. Н. Страхов прислал ему Шаслера "Kritische Geschichte der Aesthetik" (2), Berlin 1872, а несколько позднее - Спенсера "Classification of the Sciences" (3).
Отвечая Страхову на присылку Шаелера, Толстой писал: "Получил вашу книгу об искусстве... Можно на нее положиться и ссылаться? Там есть то, что мне нужно. Но не верится, чтобы можно было в таком важном деле удовлетвориться таким туманом". (4) Страхов в письме от 21 февраля подтвердил авторитетность Шаелера. "Он после покойного Фишера, - писал Страхов, - можно сказать, первый эстетик нашего века".
Книжка Спенсера вызвала в Толстом, как писал он Страхову 25 марта, "не скуку, но подавленность, уныние и физическую невозможность читать дальше одной страницы". "Между прочим, - сообщал он в том же письме, - мне в эту минуту она и не нужна была, так как свою статью о науке в искусстве я опять отложил - она меня отвлекала от другого, более по моему мнению важного дела". (5)
А в Дневнике от 9 апреля он записал: "Читал Diderot (6) и кончил. Начал Guyau. (7) Плохо - неясность молодости".
Нужно, однако, отметить, что и за этот период подготовительной работы Толстой несколько раз принимался за писание об искусстве, о чем свидетельствуют записи в его Дневнике от 11 и 14 февраля и в дневнике С. А. Толстой от 10 февраля. Можно думать, что в это время Толстой не приступал к писанию новой статьи, а был занят просмотром и исправлением прежних своих работ. Такое предположение подтверждается записью в Дневнике от 14 февраля: "Сейчас и нынче, как и все дни, сидел над тетрадями начатых работ о науке и искусстве и о непротивлении злу (8) и не могу приняться за них".
24 февраля он сообщил П. И. Бирюкову: "Чертков прислал мне черновые об искусстве, и я начал опять о науке и искусстве и оторвался от своей статьи о непротивлении злу, и опять остановился и опять вернулся
(1) Т. 65.
(2) "Критическая история эстетики".
(3) "Классификация наук".
(4) Т. 65.
(5) Там же.
(6) [Дидро!
(7) [Гюйо.]
(8) "Царство божие внутри вас".
к статье о непротивлении злу". (1) А в Дневнике 24 февраля записал: "Бросил писать о науке и искусстве и вернулся к непротивлению злу".
О продолжении писания статьи нет упоминания вплоть до осени 1891 года.
К писанию новой статьи об искусстве Толстой приступил лишь в начале ноября 1891 года. Была начата статья, озаглавленная "О науке и искусстве". Писалась она, по-видимому, всего несколько дней. Сохранились лишь три рукописи этой статьи: два автографа и одна копия с авторскими поправками (см. описание рукописей). За данный период в Дневнике Толстого нет упоминаний о работе над статьей об искусстве; лишь в письмах к С. А. Толстой он упомянул о новой статье. Так, 7 ноября Толстой писал: "Пишу я статью художественную для Оболенского. Половина сделана". И 9 ноября: "Хочется писать... статью Оболенскому, которую начал и много написал". (2) Как и предшествовавшие, продолжения эта статья не получила. 1-3 марта 1892 года Толстой писал Н. Я. Гроту: "Я было принялся писать опять об искусстве, да не об одном искусстве а о науке и искусстве (я не могу разделить их), и очень многое хочется сказать, но опять отложил и продолжаю другое, прежде начатую работу". Эта и прежде начатая работа" над статьей о "непротивлении"("Царство божие внутри вас") целиком захватила Толстого, и весь 1892 год и начало (до мая) 1893 года он упорно занимался ею.
Получив письмо Н. Н. Страхова о декадентах, Толстой записал в Дневнике 6 ноября 1892 года: "Ведь это опять искусство для искусства. Опят узкие носки и панталоны после широких, но с оттенком нового времени. Нынешние декаденты, Baudelaire, (4) говорят, что для поэзии нужны крайности добра и крайности зла. Что без этого нет поэзии. Что стремление к одному добру уничтожает контрасты и потому поэзию. Напрасно они беспокоятся. Зло так сильно - это весь фон, - что оно всегда тут для контраста. Если же признавать его, то оно всё затянет, будет одно зло и не будет контраста. Даже и зла не будет - будет ничего. Для того, чтоб был контраст и чтобы было зло, надо всеми силами стремиться к добру.
Он просил С. А. Толстую достать у Н. И. Стороженки Бодлера и, получив, писал ей 15 ноября: "Baudelaire получил. Не стоило того. Это только чтоб иметь понятие о степени развращения fin de siecl'a. (5) Я люблю это слово и понятие". А раньше, в письме от 30 октября или 1 ноября к С. А. Толстой, отвечая на получение неизвестного нам письма Страхова, сообщал: "Страхов пишет очень интересно о чтении поэта Мережковского о литературе. (6) Признак совершенного распадения нравственности людей, fin de siecle и у нас".
Однако этот собираемый Толстым со всех сторон материал о новом веянии в искусстве пока еще не получал в его статьях видимой реализации
(1) Т. 65.
(2) Т. 84, стр. 93 и 96.
(3) Т. 66.
(4) [Бодлер,]
(5) [конца века.]
(6) Речь идет о докладе Д. С. Мережковского "О причинах упадка современной русской литературы", читанном им в Русском литературном обществе 26 октября 1892 года.
(7) Т. 84, стр. 166.
В апреле 1893 года Чертков прислал Толстому составленную вторично из черновиков Толстого об искусстве статью, прося просмотреть ее и дать согласие на ее напечатание. В письме от 31 марта, говоря, что составление этой компиляции "уже окончено", Чертков писал о ней: "Она вышла прекрасная и с вступлением от меня (1) о том, что это не ваше произведение, а моя компиляция из ваших черновых и проч.... Она нею, что произведет эпоху, а вызовет назревшую эпоху в искусстве и науке. Пришлю вам ее на одобрение. Сами увидите и, думаю, дадите свое согласие".
Получив список этой статьи, Толстой принялся исправлять его. Однако и от этой работы значительных результатов не получилось" В Дневнике он отметил, что статья "забирает" его и ему "будет жалко", если он не успеет выразить многое, "кажущееся интересным и новым об этом предмете".
В письме к художнику Н. Н. Ге от 10 июля Толстой писал: "Об искусстве я всё думаю и начинал писать. Главное то, что его нет. Когда я сумею это высказать, то будет очень ясно. Теперь же не имею права этого говорить... Теперь бросаюсь то на то, то на другое: статью об искусстве не кончил". (2)
К осени 1893 года Толстой вновь отослал В. Г. Черткову черновики своей последней статьи об искусстве, а 18 октября сообщал: "Статью об искусстве, если не послали вам, посылаю".(3)
В конце 1893 и начале 1894 года нет указаний на работу Толстого об искусстве. С сентября 1893 года по апрель 1894 года Толстой работал над предисловием к сочинениям Мопассана. Эта работа близко соприкасалась с вопросами искусства, и Толстой хотел воспользоваться случаем, чтобы высказать в этом предисловии свои мысли об искусстве.
В письме к Л. Л. и Т. Л. Толстым от 12 марта 1894 года он писал: "По случаю предисловия к Мопассану я достал книги по эстетике у Стороженки и много прочитал по