Главная » Книги

Тредиаковский Василий Кириллович - О древнем, среднем и новом стихотворении Российском, Страница 2

Тредиаковский Василий Кириллович - О древнем, среднем и новом стихотворении Российском


1 2

нет речения, кое можно б было выговорить, не ударив его где-нибудь у нас однажды, полагаются в нем, по вольности, общими, то есть и долгими и короткими, как того нужда требует: без вольности сея претрудно, или и невозможно, стих сочинить.
   Из двусложных стоп приняты в ней господствующими стопами хорей и иамб; за обе сии кладется, по вольности, стопа пиррихий всюду, кроме токмо что в иамбическом стихе не может она быть пресечением; а из трисложных дактиль и анапест.
   Роды стихов ее суть: гексаметры, пентаметры, тетраметры, триметры и диметры. Как хореический гексаметр и пентаметр, так и иамбический на два полстишия разделяются.
   В гексаметре хореическом первое полстишие имеет три стопы с половиною (половина сей стопы, кончащей речение, делает пресечение долгое, для того что во втором его полстишии рифмическая последняя половина стопы есть краткая), буде он есть женский стих по рифме, о коей после; а пентаметр две стопы с половиною, если он такой же; но ежели гексаметр и пентаметр {Пентаметру хореическому можно быть и без деления на полстишия, но катахрестически.} есть мужеский по рифме ж, то первый и второй имеет в первом полстишии по три стопы ровно (конец третией стопы, окончавающей речение, делает сечение краткое, для того что рифма во втором полстишии есть односложная долгая).
   В гексаметре иамбическом, мужеском и женском, первое полстишие всегда и непременно имеет три стопы ровно, так что третия стопа всегда долженствует быть иамб (конец сего иамба и речения составляет пресечение; а что всегда сему пресечению должно быть долгому, то иамбический гексаметр, состоящий из двух триметров мужеских, требует сего природно: ибо полная мера в сем роде стихов есть мужеский стих); а в пентаметре иамбическом, мужеском же и женском, первое полстишие имеет две стопы {Можно быть или трем стопам ровно, как в гексаметре.} ровно, так чтоб вторая была всеконечно ж иамб для пресечения.
   В гексаметре хореическом женском второе полстишие имеет три стопы ровно, из которых третия целая стопа есть рифма; а в мужеском три стопы с половиною, коя половина и есть рифма; но в пентаметре хореическом женском имеет оно три ж стопы ровно, а в мужеском две стопы с половиною.
   Как в гексаметре иамбическом женском, так и в пентаметре второе полстишие имеет три стопы {Должно уже полагать в пентаметре иамбическом во втором полстишии две стопы для мужескаго стиха, а для женского две стопы с половиною, ежели в первом полстишии положится по три стопы. Впрочем, есть и иамбическим пентаметрам пример без полстишии; но своевольно.} с половиною, а из конца третиея стопы и сея половины составляет хореическую женскую рифму; и как в гексаметре ж иамбическом мужеском, так и в пентаметре второе полстишие имеет три стопы ровно, так что конец третиея стопы есть иамбическая односложная рифма.
   Гексаметр дактилический сочиняет сия система точно латинским образом, полагая токмо вместо спондеев хореи, а вместо хореев иногда, по вольности, пиррихии. Сие ж самое должно разуметь и о подражателе дактилохореическом, анапестоиамбическом гексаметре, мною вновь вымышленном, и о героэлегиаческих обоих равным образом.
   В сих греческих и римских стихах гексаметров, одних собою состоящих, не соглашает рифмами: обидна б была сия шумиха древнему благородному сих народов драгоценному безрифмическому золоту в окончаниях стихов;а героэлегиаческие вольно,по сей системе,соглашать смешенною рифмою, для того что не без подлинного услаждения слуху происходит от сочетания двусложного и односложного, и полагать их, по изволению, без рифм подо'бясь древним.
   Тетраметры, триметры и диметры сочиняет система двусложными токмо стопами, не употребляя в них пресечения и не разделяя их на два полстишия.
   Переносу 'быть из стиха в начало другого стиха, когда стихи с рифмами, накрепко запрещает; однако переносит разум из первого в другой стих, в гексаметрах и пентаметрах, до пресечения и посему свободнее уже до самого конца.
   Рифму употребляет двусложную, называя ее женскою, и односложную, именуя мужескою.
   Полагает рифму иногда непрерывную, то есть или по двух женских две мужеских, или по двух мужеских две женских; а сие называет сочетанием. Такое непрерывное сочетание особливо бывает в гексаметрах и пентаметрах; редко в строфах, тетраметрами по большей части, а не часто триметрами состоящих: ибо в строфах употребляется рифма смешенная, то есть чрез стих, чрез два и чрез три подобно кончающаяся.
   Система сия ввела строфы четырестишные, и от них числом идет до десятистишных включительно. Строфы, имеющие четку стихов, называются правильными, а нечетку - неправильными; равными - из равных стихов состоящие, неравными - из неравных стихов по числу стоп.
   Всем сим узаконениям причины, также и некоторые наблюдения, необходимые при составе стиха, да видит читатель, ежели ему угодно, в самом "Способе к сложению стихов" по сей системе, положенном в первом томике "Сочинений и переводов".
   Для лучшей ясности предлагаю здесь краткие примеры всех гексаметров только и пентаметров, также и героэлегиаческих: по сим и все прочие составлять способно есть каждому охотнику.
  
   ГЕКСАМЕТР ХОРЕИЧЕСКИЙ
  
   Есть всеведый, всеблагий, // есть бог всемогущий,
   Без начала, без конца, // есть везде присущий;
   Есть бог, о! Евсевий: // всяка проявляет тварь,
   Что он есть создатель, // и верьховный миру царь.
  
   ГЕКСАМЕТР ИАМБИЧЕСКИЙ
  
   Кто велий толь иный, // коль велий есть наш бог!
   О! боже, чудеса // творишь един в предлог;
   Нет слова, нет речей // в языке земнородных,
   Ни мыслей нет у нас // пристойно благородных,
   К понятию всему // пречудных дел твоих,
   Дабы изобразить // довольно силу их.
  
   ГЕКСАМЕТР ДАКТИЛОХОРЕИЧЕСКИЙ
  
   О! беззаконных сердц_а_, // раздражаете кои-делами
   Долго небесную власть, // божества терпеливого бойтесь,
   Также и грозно постичь // готовых в пре / множестве {*} / казней.
   {* В пятом месте всегда есть дактиль; но буде стих объявляет какую великость, то в пятом месте можно быть хорею или, вместо его, пиррихию.}
  
   ГЕКСАМЕТР АНАПЕСТОИАМБИЧЕСКИИ
  
   Но знай, не обманешь творца, // и тебя страх бурь не очистит;
   Загл_у_шит молитву волна, // презельным шумом яряся,
   И мстящий ветр разнесет, // как пыль по странам возметая:
   Благочестивый глас мольбы // один небеса / проница {*} / ет.
   {* В шестом месте всегда анапест; но в важность стиха быть может иамб, а отнюдь ни хорей, ни пиррихий.}
  
   ПЕНТАМЕТР ХОРЕИЧЕСКИЙ
  
   Всюду вой! страна // близ лежаща, дальна,
   Всякая рыдает // в горести слезя!
   Но Россия коль // по Петре печальна,
   Описать толь живо // никому нельзя.
  
   ПЕНТАМЕТР ИАМБИЧЕСКИЙ
  
   О! боже, твой // предел да сотворит,
   Да о Петре // России всей в отраду,
   Светило дня // впредь равного не зрит,
   Из всех градов, // везде Петрову граду.
  
   ГЕРОЭЛЕГИАЧЕСКИЙ ДАКТИЛОХОРЕИЧЕСКИЙ
  
   Гроб, посетитель, зришь, // и лютых раскаяний виды!
   Дважды мрет, кто себе // смерть по достоинству мнит.
   Ты ж однак удержи // в уме заклинаний обиды;
   Также и речь, душам // коя спокойство чинит.
  
   ГЕРОЭЛЕГИАЧЕСКИЙ АНАПЕСТОИАМБИЧЕСКИЙ
  
   Беззаконники! прочь от сего // удаляйтесь храма священна,
   У коих сердца // преисполненны сквернейших зол;
   Или утробу грызет // чью зависть всегда омраченна,
   Ненасытно ль кто // разграбляет бессильнейших дол.
  
   О составе наших строф да зрится в способе моем сей системы, в коих впрочем нет ничего чрезвычайного, кроме числа стихов, смешания рифм в сочетании и трех одинаких рифм же, когда строфа состоит из н_е_чета стихов. Сие только здесь напоминается, что в хореических, имеющих больше четырех и пяти стихов, можно быть преизрядно рифме трисложной дактилической, названной обоюдною, наблюдая притом правила сочетания; чего однако в иамбических строфах позволить не возможно, для того что всегда в стихе целая стопа пиррихическая, по числу стоп, будет лишняя. Должно упомянуть притом, что стихи в сей системе (хотя и соглашаются друг с другом рифмами) все о себе, каждый есть стихом, для стоп во всяком. Что ж до греческой строфы сафической и латинской горацианской, то им сообщаю здесь примеры, ибо они особливы в своем составе, описанном в моем "Способе".
  
   САФИЧЕСКАЯ
  
   Совесть кто в себе // непорочну весть,
   Нравов / чисто {*} / та // завсегда в ком есть:
   Не бо {**} / ится тот // охужден пропасти:
   Бодр и в напасти.
   {* Пиррихий вместо хорея, по вольности.
   ** То ж.}
  
   ГОРАЦИАНСКАЯ
  
   Кедры не всегда // вихрем ломаются;
   Л_и_ста не в весь год // рощи лишаются:
        И в_е_дро после туч бывает,
        В весну и дерево / процве {*} / тает.
   {* Пиррихий вместо хорея, по вольности.}
  
   Ясно, что в двух последних стихах горацианския строфы нет пресечения.
   Се уже описано новое стихосложение, начавшееся с 1735 года, а утвердившееся и к совершенству между тем приведшееся многих наших стихотворцев сочинениями эпистоларными, одическими, трагическими, апологетическими, эпиграмматическими и другими поэзии родами; хотя прежде нынешнего времени и было во многих, не знаю почему, предпочтение иамбическому роду стиха пред хореическим, однако и то единственно и всеконечно на основании тонического ж моего количества, а ныне и хореический уже род, как свойственнейший нам, восприемлется нашими стихотворцами, и тем бывший наш спор разрешается, по-видимому, в мою пользу. Праведно доношу, что сверьх естественныя и всеудобныя простоты, сверьх повсюдныя и неизменныя одноличности и потребности, а везде равныя действительности количества сего, в стихах всякого рода, наконец, сверьх гладкого падения его и приятного приражения к слуху, следующий еще от него преполезный и самый важный плод происходит, именно ж, есть оно надежным руководством к познанию ударяемых слогов просодиею в речениях наших: ибо мы на сие самое нужное дело не имеем известных правил поныне, но токмо с употребления тому научаемся. Могло б оно быть и достоверным к такому знанию способом, если б в стихах, на нем основанных, не позволен был пиррихий вместо хорея и иамба; но пиррихия иногда самая необходимость требует: едва б без того можно было и один стих составить, для премногих в нашем языке многосложных речений. Напоследок, сличающему сию новую систему с самым древним нашим стихотворением, ясно всякому есть, что сия во всем подобна оному первобытному нашему, кроме рифмы. Следовательно, сия система справедливее называться долженствует возобновленною, а не новою.
   Что ж до новейшия системы нашему стихосложению, явившейся у нас 1744 года, а составленные некоторым ученым человеком, то хотя автор благопохвальным мудрствованием своим показал ученому российскому свету великую остроту вымысла, однако, если кто выкинет из его системы все ненужные обходы, крюки и кривизны, тогда всяк выдет по ней прямо токмо к среднему нашему стихосложению, то есть к прозаическим строчкам. О твердости ее оснований автор сам нам объявляет на конце 63 параграфа, говоря: "Буде кто спросит у меня всему тому причину (причины), я иную (иные) показать не могу, разве что ухо мое (слух мой) мне те осторожности советует". Видно и по немногому сему, что система сия сочинена конечно чужестранным человеком. Но что и по сей день ни един из наших стихотворцев не употребил ее в дело, то вероятно, что пребудет она у нас только для наполнения исторических росписей разным составам нашего стихосложения.
  
   <1755>
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
  
   Впервые - "Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие", 1755, июнь, стр. 467. Предложили мы уже наше мнение. Речь идет о статье Тредиаковского "Мнение о начале поэзии и стихов вообще". Гагакание - растягивание на "а" мелодии (см.: Т. Ливанова. Русская музыкальная культура XVIII века. Том 1. М., 1952, стр. 54). Сырная неделя - масленица. Суббота Ваий - вербная суббота. Одни пишут и т. д. Крещение Руси произошло около - 988-989 г. Григорий Назианзин (328-390) - христианский богослов, оратор, поэт. С готических времен - со средневековья. Медическия салернитанския школы. Речь идет о медицинском факультете Салернского университета. Исократ (436-338 до н. э.) - древнегреческий публицист. В "Эвагоре" - в панегирике Евагору, саламинскому царю на Кипре. Гален (ок. 130 - ок. 200) - римский врач и естествоиспытатель, автор многих сочинений по философии и логике. Аристофан, Эвполид и Кратин - древнегреческие комедиографы (V-IV вв. до н. э.). Скалигер (1540-1609) - французский филолог и историк. Фабриций - Иоганн-Альберт Фабрициус (1668-1736), немецкий филолог, автор многотомных книг "Греческая библиотека", "Латинская библиотека" и др. Палатина - Бартоломео де Сакки (ок. 1421-1481) - итальянский гуманист, автор биографий римских пап. Его прозвище Платина, под которым он главным образом и известен, происходит от латинского названия Пьядены, или Планины, родины писателя. Бенедиктинский чин - монашеский орден бенедиктинцев. Мелетий Смотрицкий (ок. 1578-1633) - выдающийся филолог и общественный деятель Юго-Западной Руси. В грамматике Смотрицкого давались сведения о стихосложении. Стриковский - Матвей Стрыйковский (р. 1547), польский историк, автор "Кроники польской, литовской, жмудской и др." (1580), исследования о сарматах и других трудов. Его "Кроника" широко использовалась в киевской хронике Феодосия Софоновича и в "Синопсисе". По-гетически и По-сарматски. На берегах Черного моря, куда был сослан Овидий, жили геты (предки западных славян) Я сарматы - кочевые персоязычные племена. Обоящ_а_ющая - согласная буква в начале слога (перед гласной). Т_а_емая - согласная буква в конце слога (после гласной). Спондей, пиррихий, трохей, или хорей, иамб (ямб), анапест, амфибрахий. В античной, метрической, системе стихосложения все эти размеры (названия которых были перенесены в силлабо-тоническую систему) основаны на чередовании долгих и кратких слогов (в силлабо-тонической системе - соответственно ударных и безударных). Тредиаковский, видимо случайно, пропустил в этом перечне дактиль. Схема амф_и_макра: - U -; б_а_кхия: U - -; палимб_а_кхия: - - U; трибр_а_хия: U U U; тр_и_макра: Гексаметры, - - - или героические. Мелетий Смотрицкий насчитывает одиннадцать родов стихов, из них семь "изряднейших" характеризует в своей "Грамматике": 1) гекзаметр, или героический, 2) пентаметр, или элегический, 3) ямбический, 4) сафический, 5) фалевтический, 6) гликонический, 7) хориамбический, или асклепиадический. О первом говорится: "Иройский стих состоит шестми степенми, их же пятый, дактил есть, шестый спондий; прочий дактили или спондии". В качестве примера приводятся стихи, цитируемые Тредиаковским: "Сарматски новорастныя мусы..." и т. д. О дактило-хореическом гекзаметре см. также примечания на стр. 523. Пентаметры, или элегические. Пентаметр - пятистопный дактило-хореический стих. М. Смотрицкий называет его элегическим и приводит пример: "Истинны даждь ми присну Иисусе любовь...". Двустишие из строки гекзаметра ("иройского") и строки пентаметра ("елегийского") М. Смотрицкий называет "ироелегийским" (Тредиаковский - героэлегиаческим) и приводит пример, цитируемый Тредиаковским: "Христе, елико просят..." и т. д. Точнее говоря, это и есть элегический дистих в античном стихосложении, в котором пентаметр не считался самостоятельным, а употреблялся только в сочетании с гекзаметром (первая строка - гекзаметр, вторая - пентаметр). Ямбические. Из 13 видов ямбических стихов М. Смотрицкий считает 12 малоупотребительными и предлагает лишь ямбический гекзаметр, которым Иоанн Дамаскин составил многие каноны (церковные песнопения). "Состоит же екзаметр иамбийский шестма степенми, оттуду и шестомерен наречен, иже чист сый и совершен во всех степенех самый приемлет иамб". Если же в шестой стопе оказывается спондей, то такой стих называют холиямбом, или хромым ямбом. Сафические. "Стих сапфийский пятма степенми состоит, первым трохеем, вторым спондием, третиим дактилем, четвертым и пятым трохеем. Ему же стихов родови по коемждо третием стисе прилагается стих адонский, двома степенми состоящ, первым дактилем, вторым спондием" (М. Смотрицкий). О сафическом и адонийском (адонском) стихе см. также примечания на стр. 530. Фалевтические. Стих фалевский, или одиннадцатисложный, по М. Смотрицкому, "состоит степенми пятма, первым спондием и изряднее: или трохеем, либо иамбом; вторым дактилем; третиим, четвертым и пятым трохеем". Гликонические. Гликонский стих, по М. Смотрицкому, "состоит степенми трема: во первом приемля спондиа, во втором и третием дактила". Название стиха происходит от имени древнегреческого поэта Гликонея. Хориамбические, или асклепиадические. "Асклепиадский стих четыри содержит степени, во первом приемля спондиа, во втором и третием хориамба, в четвертом пиррихиа, или, еже тожде есть: первым состоя спондием, вторым дактилем, и слогом долгим, пресечение латински coesura рекомым, третий степень заемлющим; четвертым и пятым дактилем" (М. Смотрицкий). Хориямбом в античном стихосложении называлась шестидольная стопа из четырех слогов: долгого, двух кратких и долгого. Термин "асклепиадовы" стихи происходит от имени древнегреческого поэта Асклепиада Самосского (III в. до н. э.). Меры - здесь: размерами. Христе царю. Здесь звательный падеж. Изменяемых... обоящающих, таемых, сугубых, сугубствующих и странных - классификация согласных в грамматике Смотрицкого. Петр Могила (1596-1647) - митрополит киевский и галицкий, организатор Киевской коллегии, впоследствии названной Киево-Могилянской академией. Смешенная рифма - см. стр. 531; непрерывная - смежная. Симеон Полоцкий (1629-1680) - русский писатель, зачинатель русской силлабической поэзии и драматургии. Гомеотелевтон - т. е. подобнооканчивающийся; ритмическая фигура, состоящая из нескольких слов, одинаково оканчивающихся. Кириил Транквиллион - проповедник, автор церковных книг. Иоанн Максимович (1651-1715) - архиепископ черниговский, автор ряда церковных книг, написанных силлабическими стихами. Медведев Сильвестр (1641-1691) - настоятель Заиконоспасского монастыря, придворный стихотворец. Истомин Карион (середина XVII в.- 1717) - переводчик и стихотворец, автор педагогических сочинений. Справщик - здесь: корректор. Поликарпов Феодор (ум. 1731) - директор московской типографии, автор учебных книг. Магницкий Леонтий (1669-1739) - автор знаменитой "Арифметики", представлявшей собою учебную энциклопедию математических наук. Иоанн Илинский - Ильинский Иван Иванович (ум. 1737), писатель и переводчик, воспитатель А. Д. Кантемира, автор своего рода путеводителя по священному писанию "Симфония, или Согласие на священное Четвероевангелие и деяния святых апостол". Письменные только обносятся - т. е. распространяются в рукописях. Петр Буслаев -- московский дьякон, автор поэмы "Умозрительство душевное описанное стихами о преселении в вечную жизнь превосходительной баронессы Марии Яковлевны Строгановой" (1734).
   Из "Лексикона". Не бых труд подъял, аще б в деле бысте - я не предпринял бы (этого) труда, если бы (вы) в деле были. Дел в корысть бе строитель - устраивал дела с пользою. Аще же ни сих - т. е. если же не из тех, кто знает лучше.
   Из "Симфонии". Прочтохом елика - прочитали сколько-нибудь. По главам бо и стихам всяку речь являет. В "Симфонии" указывается глава и стих, где можно найти то или иное изречение из священного писания. Мом (греч. миф.) - бог насмешки.
   Из поэмы Буслаевы. Красн, человеков паче - более прекрасный, чем люди. Нань зрети - смотреть на него. Небесные силы - ангелы. Страстей инструменты - т. е. орудия мучений Христа. Света элементы - земля, вода, воздух, огонь.
   Аббат Тваско - Октавиан де Гуаско (1712-1781), итальянский аббат, друг А. Д. Кантемира (в бытность его русским послом в Париже), переводчик сатир Кантемира на французский язык. Иллирических народов - здесь: южных славян. В древнем Риме Иллирией называлась область северо-восточнее Адриатического моря. Хореические тетраметры - четырехстопный хорей. Пользуются... целою жизнью - здравствуют. Далматскую книжку - драматическую поэму о блудном сыне, сочиненную поэтом Иваном Гундуличем (1588-1638). Но к предлежащему - т. е. вернемся к находящемуся перед нами (вопросу). Гексаметры, пентаметры, тетраметры, триметры и диметры - стихи шестистопные, пятистопные, четырехстопные, трехстопные и двухстопные. Катахрестически - здесь: неправильно, незакономерно (от греческого "катахрезис" - злоупотребление). Новейшей системы нашему стихосложению. Речь идет о "Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских" (1744). Харитон Макентин - это неточная анаграмма (перестановка букв подлинного имени) Антиоха Кантемира. В этом "Письме" Кантемира, приложенном к его стихотворному переводу десяти посланий Горация ("Квинта Горация Флакка десять писем первой книги переведены с латинских стихов на русские и примечаниями изъяснены от знатного некоторого охотника до стихотворства с приобщенным при том письмом о сложении русских стихов". СПб., 1744), делалась попытка примирить старую силлабическую систему с новой, тонической системой стихосложения. Вступительная часть показывает, что "Письмо" было вызвано книгой "Новый и краткий способ" Тредиаковского, которой Кантемир дает следующую оценку: "Приложенный от остроумного ее сочинителя труд столь больше хвален, что в самом деле народ наш до сих пор лишаяся некаким образом предводителя в стихотворном течении, многие часто с прямой дороги сбивалися. Наипаче же хвален, что с необыкновенною стихотворцам умеренностию представляет опыт свой к испытанию и исправлению тех, кои из нас имеют какое-либо искусство в стихотворстве. Тем данным от него позволением пользуяся, больше же еще ревности его споспешествуя, отважился я некакие примечанийцы составить, которые к тому ж концу, то есть к установлению правил стихосложения русского, служить могут, и притом меня окажут послушным к приказам вашим". Чужестранным человеком. Намек на молдавское происхождение А. Кантемира и его жизнь за границей (с 22 лет и до смерти в 1744 г. Кантемир был русским послом в Лондоне и Париже).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа