Главная » Книги

Тургенев Иван Сергеевич - Смерть Ляпунова. Драма в пяти действиях в прозе. Соч. С. А. Гедеонова..., Страница 2

Тургенев Иван Сергеевич - Смерть Ляпунова. Драма в пяти действиях в прозе. Соч. С. А. Гедеонова...


1 2

1939-1953.
  

СМЕРТЬ ЛЯПУНОВА

Отличия текста первой публикации

Т, Соч, 1880

О Зап, 1846, No 8

   на страницах "Отечественных записок"
   на страницах нашего журнала
   произведения, которое можно
   произведения, которое достойно можно
   восприимчивая русская природа
   благословенная русская природа
   Гермогена
   Ермогена
   слышал ли когда
   слыхал ли когда
   что могу любить!
   что могу любить его!
   проста и ясна.
   проста и умна.
   да предчувствует беду.
   и предчувствует беду.
   хоть и к народной гордыне... Это всякому
   хоть и народной гордыни, - а это всякому
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Литературно-критическая деятельность Тургенева, продолжавшаяся до самых последних лет жизни писателя, была особенно интенсивной в 1840-х годах. На путь литературного критика Тургенев вступил под воздействием Белинского (см. Н. Л. Бродский. Белинский и Тургенев. В кн.: Белинский историк и теоретик литературы. Сборник статей. Издание Академии наук СССР, М.-Л., 1949, стр. 327). В феврале 1843 г. произошло их знакомство, а с конца этого года в "Отечественных записках" начали появляться статьи и рецензии Тургенева, в которых он защищал те же принципы реализма и народности в искусстве, что и Белинский.
   В период 1843-1846 гг. под воздействием Белинского сформировались философские, политические и литературно-эстетические взгляды Тургенева, человека и писателя сороковых годов. Он выступил как критик передового направления, как убежденный пропагандист идей "натуральной школы". В качестве ближайшего друга и идейного соратника Белинского и Некрасова, Тургенев с 1847 г. становится фактически одним из организаторов и главных участников обновленного "Современника". Белинский в своих письмах неоднократно упоминает о деятельном участии Тургенева в редакционных делах "Современника". П. В. Анненков впоследствии писал, что "многие из его (Тургенева) товарищей, видевшие возникновение "Современника" 1847 г., должны еще помнить, как хлопотал Тургенев об основании этого органа, сколько потратил он труда, помощи советом и делом на его распространение и укрепление" ("Литературные воспоминания", "Academia", Л., 1928, стр. 547-548).
   По своему философскому мировоззрению Тургенев не был, подобно Белинскому, материалистом, хотя в 1847 г. он высоки оценил Фейербаха. Но одну из основных эстетических проблем - взаимоотношение искусства и действительности - Тургенев решал в эти годы с материалистических позиций. Единственным источником искусства он считал объективную действительность, а ведущим направлением в русской литературе признавал "натуральную школу", или так называемое "гоголевское направление".
   В 1840-е годы Тургенев написал ряд статей и рецензий, которые были не только живыми откликами его па те или иные современные литературные явления, но и отражали подчас более общие его взгляды на роль и задачи искусства (статьи о "Фаусте" Гёте в переводе М. П. Вронченко, о трагедиях С. А. Гедеонова "Смерть Ляпунова" и Н. В. Кукольника "Генерал-поручик Паткуль", о "Повестях, сказках и рассказах казака Луганского"). Эти его статьи принадлежат к числу лучших произведений русской критики того времени. По свидетельству самого Тургенева был период, когда Белинский считал его "способным на одну лишь критическую и этнографическую деятельность" (Тургенев. Встреча моя с Белинским. Письма к Н. А. Ооновскому). Высоко оценивались статьи и рецензии Тургенева 1840-х - начала 1850-х годов и московскими представителями прогрессивного западничества (Т. И. Грановским, П. Н. Кудрявцевым, А, Д. Галаховым и др.), которые, особенно после смерти Белинского, возлагали на Тургенева большие надежды как на литературного критика.
   Своеобразие литературно-критической деятельности Тургенева заключалось в том, что она всегда непосредственно была связана с выполнением им творческих задач. Так, например, занимаясь переводами из Шекспира, Байрона и Гёте, Тургенев выступал со статьями, посвященными разбору переводов на русский язык таких произведений мировой классической литературы, как "Вильгельм Телль" Шиллера и "Фауст" Гёте. В них Тургенев не только критиковал тот или иной из конкретных переводов (Ф. Б. Миллера, М. П. Вронченко), но и высказывал теоретические соображения о принципах художественного перевода вообще.
   Наиболее значительные из своих литературно-критических статей 1840-х годов (о переводе "Фауста" Гёте, о трагедиях "Смерть Ляпунова" Гедеонова и "Генерал-поручик Паткуль") Тургенев включил впоследствии в том I сочинений, вышедший в Москве в 1880 г. Занятый подготовкой этого издания, и, в частности, составляя раздел "Критические статьи" для первого тома, Тургенев в ряде писем к А. В. Топорову 1879 г.- от 13(25) июня, 20 июня (2 июля), 5(17) августа, 18(30) августа, 25 августа (6 сентября) - (см. Лит Арх, 4, стр. 287-293), просил разыскать ту или иную из своих статей и рецензий, опубликованных некогда в "Отечественных записках" и "Современнике".
   О том, что Тургенев в молодые годы придавал большое значение своей деятельности в качестве литературного критика, свидетельствуют и те его замыслы, которые по разным причинам не были им осуществлены. О них известно преимущественно из писем Тургенева и его современников. Так, например, 28 марта (9 апреля) 1845 г. Тургенев сообщал Белинскому, что пишет статью для "Отечественных записок" "по поводу двух статей Киреевского в "Москвитянине" (наст, изд., Письма, т. I, No 52). О задуманной им статье под названием "Славянофильство и реализм" Тургенев писал Белинскому 14(26) ноября 1847 г. (наст, изд., Письма, т. I, No 68). Однако обе эти статьи не были написаны Тургеневым, как и статья его о немецкой литературе, обещанная в "Современник". О ней упоминает Некрасов в письмах к Тургеневу от 15 февраля и 24 июня 1847 г. (Некрасов, ПСС и II, т. X, стр. 61, 70).
   В настоящий том не включается рецензия на сборник "Новоселье" (т. III, СПб., 1846), входившая во все последние издания сочинений Тургенева (за исключением издания: Т, СС, т. XI), так как она написана не Тургеневым, а Некрасовым (см. Белинский, ПСС, т. X, стр. 423).
   Статьи, включенные Тургеневым в первый том сочинений 1880 г., печатаются по текстам этого издания с проверкой по первым публикациям. Остальные - по первопечатным текстам и рукописям.
   Литературно-критическая деятельность Тургенева освещена в следующих работах: А. Лаврецкий. Литературно-эстетические взгляды Тургенева - Литературный критик, 1938, No 11, стр. 66-100; Л. В. Павлов. Литературно-эстетические взгляды Тургенева 40-х годов - Ученые записки Карело-Финского гос. университета, т. III, вып. I, 1948, Петрозаводск, 1949, стр. 62-84; Н. Л. Бродский. Белинский и Тургенев. В сборнике: Белинский - историк и теоретик литературы. Изд. Академии наук СССР, М.-Л., 1949, стр. 323-330; К. Г. Чмшкян. И. С. Тургенев - литературный критик. Изд. Ереванского университета, Ереван, 1957, 145 стр.; Л. H. Назарова. Тургенев-критик.- История русской критики, т. 1, изд. Академии наук СССР, М.-Л., 1958, стр. 509-530; В. А. Бочкарев. И. С. Тургенев об исторической драме - Ученые записки Куйбышевского гос. педагогического института им. В. В. Куйбышева, выпуск 19, Куйбышев, 1958, стр. 19-225; Л. Н. Назарова. К вопросу об оценке литературно-критической деятельности И. С. Тургенева его современниками (1851-1853 годы) - сб. Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков, изд. АН СССР, М.-Л., 1958, стр. 162-167. Кроме того, см. обстоятельные комментарии Ю. О. <Ю. Г. Оксмана> (стр. 502-503, 507-508, 688-690, 692-697), М. К. <М. К. Клемана> (стр. 503-505, 509-510) и М. А. <М. К. Азадовского> (стр. 616-617) в издании: Т, Сочинения, т. XII, а также Ю. Г. Оксмана в издании: Т. СС, т. XI, стр. 476-484, 516-519, 550-552.
  
   СМЕРТЬ ЛЯПУНОВА. Драма в пяти действиях в прозе. Соч. С. А. Гедеонова...
  
   Печатается по тексту - Т, Соч, 1880, т. 1, стр. 234-251.
   Впервые опубликовано: О Зап, 1846, т. XLVII, No 8, отд. VI, стр. 88-96 (без подписи).
   В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, Соч, 1880.
   Автограф неизвестен.
   Датируется 1846 г., не позднее июля.
  
   Автор пьесы Степан Александрович Гедеонов (1816-1878) - драматург, историк и археолог, в 1867-1877 гг.- директор Эрмитажа, в 1867-1875 гг.- директор императорских театров.
   К театральному миру он был близок благодаря своему отцу - А. М. Гедеонову, который в годы 1833-1858 являлся директором императорских театров. В доме Гедеоновых "близкими, своими людьми" были Н. В. Кукольник, М. И. Глинка, К. П. Брюллов (см. "Всемирная иллюстрация", 1881, т. XXVI, No 651).
   При содействии А. М. Гедеонова, человека влиятельного и самовластного, пьеса его сына, вышедшая в свет в начале 1846 г. (цензурное разрешение от 20 февраля), быстро попала и на театральные подмостки. "Смерть Ляпунова" впервые с большой пышностью была поставлена на сцене Александрийского театра в конце 1846 г. и даже имела сначала большой успех, объяснявшийся тем, что в этой драме играли такие выдающиеся актеры, как В. А. Каратыгин (Ляпунов), И. И. Сосницкий (Заруцкий), В. В. Самойлов (Юродивый), Дюр (М. Мнишек) и др. Тем не менее пьеса Гедеонова, по словам историка театра, "не очень долго продержалась на сцене", так как в ней "не было главного - поэзии и жизни" (Вольф, Хроника, ч. I, стр. 114). Характерно, что свой рассказ о постановке на сцене "Смерти Ляпунова" Вольф заканчивает, цитируя (почти дословно, но не называя фамилии автора) последнюю фразу из статьи Тургенева о том, что "это не драма, а оперное либретто..." (там же, стр. 114).
   В драме Гедеонова "Смерть Ляпунова" Тургенев усматривал все особенности "ложно-величавых" исторических пьес, заполнявших русскую сцену в 30-40-х годах и имевших успех в правительственных кругах, а также у реакционной критики. Как автор статей о драмах Гедеонова и Н. В. Кукольника, Тургенев выступал в качестве соратника Белинского, неоднократно подвергавшего уничтожающей критике драматические произведения "ложно-величавой" школы - реакционно-романтические, псевдо-патриотические пьесы Кукольника, Н. А. Полевого, П. Г. Ободовского и др. (см. Белинский, ПСС, т. VI, стр. 88; т. VIII, стр. 538).
   Рецензия Тургенева на "Смерть Ляпунова" написана в духе общественно-политических и эстетических взглядов Белинского, которые он высказал, в частности, в статье "Русская литература в 1844 году", где рассматривались трагедии А. С. Хомякова "Ермак" и "Димитрий Самозванец" (Белинский, ПСС, т. VIII, стр. 463, 465). Восставая против псевдопатриотизма автора "Смерти Ляпунова", Тургенев находил, что Гедеонов отличается от своих предшественников (Полевого, Кукольника, Ободовского) лишь совершенным отсутствием самобытности, а герои его пьесы лишены правдоподобия и говорят языком, присущим не русским людям, а героям современной французской мелодрамы.
   В своей статье Тургенев подсказывал реальный путь обновления русского театра. Для того, чтобы перестали существовать и ставиться на сцене "ложно-величавые" исторические драмы, подобные "Смерти Ляпунова", нужно создать реалистическую драматургию. Это полностью соответствовало и указаниям Белинского о необходимости создания массовой реалистической драматургии (см. Белинский, ПСС, т. IX, стр. 346-347).
   Характерно, что рецензент газеты "Иллюстрация" принял статью Тургенева о пьесе Гедеонова за произведение Белинского. Он с возмущением писал о том, что журналы "с каким-то непонятным ожесточением изо всех сил стараются унижать каждое русское драматическое произведение". Обращаясь к критику "Отечественных записок" (т. е. Белинскому), этот рецензент призывал его быть "осмотрительнее, критикуя такие пьесы, как, например, "Смерть Ляпунова"" ("Иллюстрация", 1847, No 2, стр. 24),
   Впоследствии, когда М. С. Щепкин пожелал поставить в свой бенефис пьесу Тургенева "Нахлебник", автор просил его в письме от 27 октября (8 ноября) 1848 г. "не говорить заранее, кто ее написал", так как, продолжал он, "на меня дирекция (императорских театров), я знаю, втайне гневается за критику гедеоновского "Ляпунова" в "От<ечественных> Записках" - и с большим удовольствием готова нагадить мне" (наст. изд., Письма, т. I, письмо 84).
   Стр. 257, строка 5. ...давали оперу г-на Николаи. "Il Templario".- Написанная немецким композитором Отто Николаи (Nicolai, 1810-1849) в 1840 г., эта опера имела успех и многократно ставилась на сценах разных стран.
   Стр. 257, строка 12. ...драма г-на Гедеонова, о которой мы обещали поговорить на досуге, разбирая третий том "Новоселья" ...- Имеется в виду не личное обязательство Тургенева, а редакционная информация, так как в "Отечественных записках" все рецензии печатались анонимно. Предположение об авторстве Тургенева вызвало ошибочное включение рецензии на альманах "Новоселье" (ч. III, СПб., 1846) в ряд собраний его сочинений. В действительности рецензия, как это установлено В. Э. Боградом, написана не Тургеневым, а Некрасовым елинский, ПСС, т. X, стр. 423).
   Стр. 257, строка 27. ...не станем повторять уже ~ мнения о Фонвизине, Грибоедове и Гоголе...- Тургенев имеет в виду статьи и рецензии Белинского, в которых постоянно упоминались рядом имена этих трех писателей. Белинский не раз писал о том, что в русской драматургии "не на что указать, кроме "Бригадира" и "Недоросля" Фонвизина, "Горе от ума" Грибоедова, "Ревизора" и "Женитьбы" Гоголя и его же "Сцен"" (Белинский, ПСС, т. VIII, стр. 65). О том, что комедии Фонвизина и "Горе от ума" были в свое время "исключительным явлением", а "драматические опыты Гоголя среди драматической русской поэзии с 1835 года до настоящей минуты" также представляют собой "зеленый и роскошный оазис среди песчаных степей Африки", Белинский писал и в статье по поводу "Игроков" Гоголя (Белинский, ПСС, т. VII, стр. 83). В отличие от Белинского, Тургенев в своей рецензии склонен был несколько преуменьшить значение предшественников Гоголя. Кроме того, называя имена Фонвизина и Грибоедова, Тургенев ничего не говорит о роли Пушкина в развитии русской драматургии, между тем как Белинский неоднократно писал об этом.
   Стр. 258, строка 28. Так, Сумарокова величали русским Вольтером!! - Об этом же писал Белинский в статье "Мысли и заметки о русской литературе", указывая на то, что Сумароков, "по убеждению его современников, далеко оставил за собою и баснописца Лафонтена, и трагиков Корнеля и Расина и сравнялся с господином Волтером" (Белинский, ПСС, т. IX, стр. 449)
   Стр. 259, строка 12. ...забыть г-д Выжигиных и компанию...- Имеются в виду произведения Ф. В. Булгарина:"Иван Выжигин", нравственно-сатирический роман в 4-х частях, СПб.; 1829, и "Петр Иванович Выжигин", 4 ч., СПб., 1831,а также подражания им, например, "Новый Выжигин на Макарьевской ярмарке". Нравоописательный роман XIX века Ивана Гурьянова, М., 1831.
   Стр. 259, строка 22. Вспомните драматизированные хроники Шекспира, "Гёца фон Берлихинген" ~ наконец, даже хроники Вите и Мериме.- Речь идет об исторических драмах Шекспира, трагедии Гёте "Гёц фон Берлихинген" (1773), трилогии Л. Вите (1802-1873) "Лига" ("Ligue", 1826-1829) и "Жакерии" (1828) П. Мериме. Называя пьесы Шекспира "драматизированными хрониками", а произведения Вите и Мериме просто "хрониками", Тургенев, видимо, хотел подчеркнуть различие между ними. Благодаря тому, что Шекспир писал свои хроники, подчиняя исторический материал законам драматургии, они по существу были трагедиями или приближались к таковым. В противоположность Шекспиру, Вите и Мериме исходили из исторической последовательности событий. В предисловии к первой части "Лиги" ("Смерть Генриха III", 1826) Вите предупреждал, что его произведение не является театральной пьесой, что это лишь исторические факты, представленные в драматической форме, но без малейшей претензии сделать из них драму.
   Стр. 259, строка 35. Покойный Полевой, говорит в своих "Заметках русского книгопродавца".- Название статьи Н. А. Полевого: "Отрывок из заметок русского книгопродавца его сыну". Две фразы из нее Тургенев цитирует не совсем точно: в первой из них он выпустил слово "доныне", следующее за словом "появлялось"; во второй - изменен порядок слов,- у Полевого: "почти все..." (См. сб. "Новоселье", ч. 3, СПб., 1846, стр. 493).
   Стр. 260, строка 12. Ляпунов уже не раз удостоился двусмысленной чести быть героем русской исторической драмы.- См.: "Димитрий Самозванец" А. С. Хомякова (1833), "Князь М. В. Скопин-Шуйский" Н. В. Кукольника (1834-1835), "Прокопий Ляпунов" (1836) анонимного автора, драматическую поэму П. Г. Ободовского "Князья Шуйские" (1841, напечатана в сб. "Сто русских литераторов", изд. А. Смирдина, СПб., 1845). Написанный в 1834 г. "Прокофий Ляпунов" В. К. Кюхельбекера опубликован, впервые в "Литературном современнике", 1938, кн. 1.
   Стр. 260, строка 13. В изображении его характера ~ сделал из Ляпунова лицо фантастическое.- В своих суждениях о Грозном Карамзин не выходил за пределы этической оценки его личности. Тургенев разделял взгляд Белинского, который еще в 1836 г. в рецензии на третью часть "Русской истории для первоначального чтения" Н. А. Полевого писал: "Карамзин представил его (Грозного) каким-то двойником, в одной половина которого мы видим какого-то ангела, святого и безгрешного, а в другой чудовище, изрыгнутое природою в минуту раздора с самой собой, для пагубы и мучения бедного человечества, и эти две половины сшиты у него, как говорится, белыми нитками. Грозный был для Карамзина загадкою" (Белинский, ПСС, т. II, стр. 108). Оценка Карамзиным личности Ляпунова и его деятельности сводилась к тому, что это - "злодей царя", который "дерзнул на бунт и междоусобие", желая "избавить Россию от Лжедмитрия, от ляхов, и быть государем её" или же мечтая о "гибели Шуйских, имея тайные сношения с знатнейшим крамольником... Василием Голицыным в Москве, и даже с Самозванцем в Калуге" ("История государства российского", т. XII, СПб., 1831, стр. 249, 250). Тургенева, очевидно, не удовлетворяя такой слишком уж односторонний взгляд Карамзина на П. Ляпунова. Несколько идеализируя этого защитника интересов среднего дворянства, Тургенев считал, что Ляпунову было присуще чувство патриотизма - он хотел спасти Москву и "погиб за нее".
   Стр. 262, строка 3. "Тарас Бульба" замечательное произведение, не правда ли, читатель?..- Приведя отрывок из первого действия "Смерти Ляпунова", Тургенев указывает на "Тараса Бульбу", из которого Гедеонов взял имена запорожцев (Кукубенко, Вертихвист). Вся эта сцена написана Гедеоновым под воздействием повести Гоголя и даже с прямыми заимствованиями из нее (ср. с последним абзацем главы второй "Тараса Бульбы").
   Стр. 262, строка 12. Симеон Волынский, нечто среднее между Максом из "Валленштейна" и Францем из "Гёца фон Берлихинген".- Макс Пикколомини - один из главных героев трагедий Шиллера "Пикколомини" и "Смерть Валленштейна". Тургенев, по-видимому, имеет в виду сходство положений, в которых находятся герои Шиллера (Макс), Гёте (Франц) и Гедеонова (Симеон Волынский). Все они любят женщин, стоящих выше их по своему общественному положению (графиня Текла, дочь Валленштейна, баронесса Адельгейда в "Гёце фон Берлихингене", Марина Мнишек в "Смерти Ляпунова").
   Стр. 263, строка 27...появляются на сцене Porte St. Martin и Gaite...- Речь идет о театрах в Париже.
   Стр. 263, строка 28. Королева Маргарита в "Tour de Nesle" ~ Галльярде - родная сестра Марине г. Гедеонова.- Историческая драма "Нельская башня" была написана А. Дюма-отцом и французским драматургом Ф. Галльярде (1806-1882). То обстоятельство, что Тургенев называет в качестве автора только одного из них, вызвано, по-видимому, тем, что многочисленные помощники Дюма (в данном случае Галльярде) не раз публично оспаривали у него авторство в ряде пьес и романов.
   Стр. 264, строка 1 ...вспомните появление капуцина в "Лагере Валленштейна".- Тургенев имеет в виду явление 8 драмы Шиллера.
   Стр. 264, строка 2. Приходит Заруцкий ~ ("Тарас Бульба" - прекрасное произведение...) - Тургенев намекает на то, что здесь имеется буквальное заимствование из повести "Тарас Бульба" (см. в главе IV обращение кошевого к запорожцам).
   Стр. 266, строка 8. Является Ляпунов: узнает, a la Валленштейн ~ говорит Валленштейн о Максе.- В одной из сцен IV действия драмы Гедеонова Ляпунов "узнает" старого Пахомыча, с которым некогда ходил "на поляка", а затем, оставшись наедине с Симеоном, беседует с ним. В связи с этим Тургенев вспоминает приход к Валленштейну депутатов папенгеймских кирасиров, с которыми вместе он не раз бывал в сражениях ("Смерть Вадленштейна", д. III, явл. 14). Приведенные Тургеневым слова Валленштейна о Максе Пикколомини см. там же, д. V, явл. 3.
   Стр. 266, строка 35 ...но в знаменитых драмах г. Бушарди такие ли еще бывают несообразности! - Жозеф Бушарди (1810-1870) - французский драматург, автор ряда мелодрам ("Caspardo le pecheur, 1837; "Paris le bohemien", 1842; "Les enfants trouves", 1843; "La soeur du muletier", 1845 и др.), принадлежащих к типу так называемых "страшных" пьес, в которых после всех ужасных перипетий порок всегда бывает наказан.
   Стр. 269, строка 16. Адельгейда ~ zum Morgen lebeli!.." - Тургенев не совсем точно приводит две фразы из 4-го действия трагедии Гёте (сцена в замке Адельгейды).
   Стр. 269, строка 33. Это нам напоминает рассказ Пушкина ~ с ним по-восточному...- Тургенев имеет в виду то место из первой главы "Путешествия в Арзрум", в котором рассказывается о знакомстве автора с придворным персидским поэтом: "Я с помощью переводчика начал было высокопарное восточное приветствие, но как же мне стало совестно, когда Фазил-Хан отвечал на мою неуместную затейливость простою, умной учтивостью порядочного человека!"
   Стр. 270, строка 19. Но Моцарт не заставляет донью Анну ~ как это делают оперные сумасшедшие.- Речь идет об опере "Дон-Жуан" Моцарта, где (в отличие от "Каменного гостя" Пушкина) Командор является не мужем, а отцом доньи Анны.
   Стр. 270, строка 38. ...говорить языком новейшей французской мелодрамы... ma per che?- как спрашивал граф Альмавива.- Тургенев имеет в виду реплику графа Альмавивы из II акта, (явл. 10) оперы Моцарта "Женитьба Фигаро" (см. "Le nozzo Di Figaro". Opera buffa in due atti. La musicae del celebre Mozart. Parigi, 1838, стр. 58).
   Стр. 271, строка 10. Образцами такого рода драмы могут служить "Генрихи" и "Ричарды" Шекспира.- Т. е. "Генрих IV" (ч. I, 1597; ч. II, 1598); "Генрих VI" (ч. I, 1591; ч. II, 1592; ч. III, 1592); "Генрих V" (1599); "Генрих VIII" (1613); "Ричард II" (1596); "Ричард III" (1594).
   Стр. 271, строка 29. ...с нашим настоящим ~ опять-таки думают иные.- Речь идет о славянофилах.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 319 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа