nbsp; ОА - Остафьевский архив князей Вяземских, Издание графа С. Д. Шереметева. Под редакцией и с примечаниями В. И. Саитова и П. Н. Шеффера. Т. 1-5. Спб., 1899-1913.
ПСС - Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. Издание графа С. Д. Шереметева. T. 1-12. Спб., 1878-1896.
РА - "Русский архив".
СО - "Сын отечества".
ЦГАЛИ - Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (Москва).
ПД - Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук СССР (Ленинград).
РА, 1875, кн. 1, No. 1, с. 57-72; ПСС, т. 8, с. 273-292; ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, No 1029 (верстка с авторской правкой).
Эта и следующая статья взяты из "Старой записной книжки" - под этим названием Вяземский анонимно публиковал в "Русском архиве" и в сборнике "Девятнадцатый век" (т. 2, 1872) "заметки биографические, характеристические, литературные и житейские", различные по объему (от краткого афоризма или миниатюры в две-три фразы до обширной статьи мемуарного характера), жанру и содержанию, но имеющие единую цель - сохранить для будущего черты той эпохи, едва ли не единственным представителем, свидетелем и хранителем которой ощущал себя Вяземский в 70-е гг. О "Старой записной книжке" см.: Гинзбург Л. Я. Вяземский.- В кн.: Вяземский П. А. Старая записная книжка. Л., 1929, с. 9-50; Нечаева В. С. Записные книжки Вяземского.- В кн.: Вяземский П. А. Записные книжки, с. 341-375.
1 То есть мастер поспать (фраза отсылает к предыдущему фрагменту в публикации).
2 См.: Дмитриев, "Путешествие NN в Париж и Лондон, писанное за три дни до путешествия" (1803), часть I.
3 Блудов был делопроизводителем Верховной следственной комиссии по делу декабристов; Н. И. Тургенев, с 1824 г. находившийся за границей, по докладу Комиссии, составленному Блудовым, был приговорен к смертной казни и сделался политическим эмигрантом.
4 Возмутившийся трус (франц.).
5 Он внес бы смятение в мою жизнь. Возьмите его обратно, возьмите его (франц.).
6 Быт., 2, 18.
7 Тургенев был директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий; смещение в 1824 г. министра народного просвещения и обер-прокурора Синода А. Н. Голицына повлекло за собой и отставку Тургенева.
8 Дмитриев, "Модная жена" (1791); у Дмитриева: "Ах, сколько я".
9 Арзамасские прозвища Тургенева взяты из баллад Жуковского "Эолова арфа" (1814) и "Адельстан" (1813).
10 Исправлено по списку опечаток. Тургенев и Вяземский выехали из Булони в Лондон 5 сентября 1838 г. (Вяземский находился за границей для лечения).
11 Гоголь, "Ревизор", д. 1, явл. 1 (слова Городничего).
12 Пророком минувшего (Prophète du passé) назвал Баланш Жозефа де Местра; до него это выражение встречается у г-жи де Сталь в книге "О Германии".
13 См.: Пушкин, "К портрету Чаадаева".
14 См.: Грибоедов, "Горе от ума", д. 2, явл. 5. В статье "Грибоедовская Москва" (1874-1875) Вяземский писал: "Да и пора, наконец, перестать искать Москву в комедии Грибоедова. Это разве часть, закоулок Москвы. Рядом или над этою выставленною Москвою была другая, светлая, образованная Москва. Вольно же было Чацкому закабалить себя в темной Москве. Впрочем, в каждом городе, не только у нас, но и за границею, найдутся Фамусовы своего рода; найдутся и другие лица, сбивающиеся на лица, возникшие под кистью нашего комика. Суетность, низкопоклонство, сплетни и все тому подобное не одной Москве прирожденные свойства: найдешь их и в других европейских городах" (ПСС, т. 7, с. 578). О том же говорит он и в "Письме к князю Д. А. Оболенскому..." (1875): "Я родился в старой Москве, воспитан в ней, в ней возмужал; по наследственному счастию рождения своего, по среде, в которой мне пришлось вращаться, я не знал той Москвы, которая так охотно и словоохотно рисуется под пером наших повествователей и комиков. Может быть, в некоторых углах Москвы и была, и вероятно была, фамусовская Москва. Но не она господствовала: при этой Москве была и другая, образованная, умственною и нравственною жизнью жившая Москва, Москва Нелединского, князя Андрея Ивановича Вяземского, Карамзина, Дмитриева и многих других единомысленных и сочувственных им личностей. Своего рода Фамусовы найдутся и в Париже, и в Лондоне, и каждый из них будет носить свой отпечаток. Грибоедов очень хорошо сделал, что забавно, а иногда и остроумно посмеялся над Фамусовым и обществом его, если пришла ему охота над ними посмеяться. Не на автора обращаю свои соображения, свою критику: он в стороне, он посмеялся, пошутил, и дело свое сделал прекрасно. Но виноваты и подлежат такому же осмеянию те, которые в карикатуре, мастерскою и бойкою рукою написанной, ищут и будто находят исторически верную, так сказать, буквальную истину" (ПСС, т. 7, с. 384-385).
15 Журнал "Европеец", издававшийся И. Киреевским в 1832 г., был запрещен после второго номера.
16 Вяземский явно выделяет Баратынского среди своих друзей; в отзывах о нем почти всегда подчеркивается ум: "Чем больше вижусь с Баратынским, тем более люблю его за чувства, за ум, удивительно тонкий и глубокий, раздробительный. Возьми его врасплох, как хочешь: везде и всегда найдешь его с новою своею мыслью, с собственным воззрением на предмет" (Письмо Вяземского А. И. Тургеневу, первая половина октября 1828 - ОА, т. 3, с. 179). Но замечательно и другое: личность Баратынского неизменно вызывает у Вяземского артистическое, поэтическое отношение, его отзывы о нем - это всегда тщательно отделанные словесные миниатюры; так, Вяземский пишет Пушкину 10 мая 1826 г.: "Я сердечно полюбил и уважил Баратынского. Чем более растираешь его, тем он лучше и сильнее пахнет. В нем, кроме дарования, и основа плотная и прекрасная" (Пушкин А. С. Полн. собр. соч., т. 13, с. 276).
17 Грибоедов, "Горе от ума", д. 2, явл. 2.