Главная » Книги

Аблесимов Александр Онисимович - Аблесимов А. О.: Биографическая справка

Аблесимов Александр Онисимович - Аблесимов А. О.: Биографическая справка


iv align="justify">  Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010023.htm
  
  Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале "Трудолюбивая Пчела" элегией: "Сокрылися мои дражайшие утехи". Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их "Сказками" и посвятив гр. А.П. Шувалову . В "Сказках" в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 - 70 годах А. сотрудничал в "Трутне" Новикова , где поместил несколько сатирических произведений - "Былей", без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: "Подьяческая пирушка". Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера - "Мельник, колдун, обманщик и сват", поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. "Мельник" имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, "Мельник" появился в 1783 году в "Росс. Феатре" и выдержал много изданий (последнее - М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом "Мельника", А. вслед за ним написал еще две комические оперы: "Счастье по жребию" (М., 1780) и "Поход с непременных квартир". Первая несоизмеримо слабее "Мельника", второй рукопись утрачена. "Счастье по жребию" не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. "Поход с непременных квартир" был поставлен на сцене, и, по свидетельству "Драматического Словаря" 1787 года, пьеса "была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части". В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом "Странники", написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал - "Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего". А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. "Рассказчик" успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. - по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только "Мельник", где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. - "Сказки" и "Были" - по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в "Мельнике": здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В "Мельнике", однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на "Мельника" на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле "Мельника" с "Le Devin du village" Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления "Мельника". Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и "Мельника". Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл "Мельник", вместе с "Деревенским праздником" В. Майкова , "Несчастьем от кареты" и "Сбитеньщиком" Княжнина , "Анютой" Попова , "Розальтом и Любимой" Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его "Русской Поэзии" (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его "Источников словаря русских писателей" (СПб., 1900). - Ср. А. Богумил, "Начальный период народничества в русской художественной литературе" (Киев, 1907). А.Г. Фомин.
  
  
  Оригинал здесь - http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=461
  
  АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович [27 VIII (7 IX) 1742, Галичский у. Костромской губ. - 1783, Москва]. Сын мелкопоместного служилого дворянина. Получил домашнее образование. В 1751 был записан в военную службу, где числился при Герольдмейстерской конторе. В 1756 по просьбе А. П. Сумарокова был переведен копиистом в только что организованный Рос. театр. В 1758 начал действительную военную службу солдатом в артиллерии. В 1759 был произведен в подпрапорщики. В 1760-1762 в звании сержанта участвовал в Семилетней войне. В 1765 состоял фурмейстером. В 1766 был уволен в чине прапорщика. В 1767 определен на службу в Комиссию нового Уложения. Общение с М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, исполнявшими различные обязанности в комиссии, во многом определило литературный путь А.
  Свои первые стихотворные опыты - элегию "Сокрылися мои дражайшие утехи", эпитафию "Подьячий здесь зарыт" и шесть эпиграмм - А. напечатал в журнале А. П. Сумарокова "Трудолюбивая пчела" (1759, июнь, сент.); эпиграммы ошибочно были перепечатаны Новиковым в числе произведений Сумарокова (см.: Сумароков А. П. Полн. собр. всех соч. М., 1787, ч. 9). В 1769 вышел сборник стихотворных басен А. под загл. "Сказки Александра Аблесимова" (2-е изд. 1787). Историю его появления в печати А. в иронической форме изложил в письме к Новикову (см.: Трутень, 1769, л. 17). В др. письме к нему (л. 29) А. выступил с защитой и обоснованием принципов сатиры "налицо". В том же журнале А. под псевд. "Азазез Азазезов" и анонимно поместил несколько своих сатирических стихотворений и статеек, в которых, подражая сатирам и басням Сумарокова, высмеивал щеголей, мотов, хвастунов, взяточников-подьячих; высмеял и своего литературного противника В. И. Лунина ("Игрок, сделавшийся писцом", л. 11; "Стыд хулителю", л. 13).
  В 1770 А. снова поступил на военную службу. В качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина А. участвовал в походах против турок в Грузии, в осаде тур. Крепости Поти. В 1772 А. вышел в отставку в чине капитана и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния.
  К кон. 1771 А. сочинил три комедии и одну комическую оперу в стихах: "...первая комедия "Подьяческая пирушка" в пяти действиях, а другие в одном действии, все они довольно хороши, а некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток" (Новиков. Опыт словаря (1772)). "Подьяческая пирушка" не сохранилась. А. прославился комической оперой (в 3-х д.) "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779; 4-е изд. 1792; муз. М. М. Соколовского, с 1792 исполнялась с муз. Е. И. Фомина), сочувственно изображавшей быт и нравы крестьянства. Представленная впервые 20 янв. 1779 на Моск. театре, эта пьеса шла в нем 22 раза подряд; в "...Вольном театре у содержателя г. Книппера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания" (Драм. словарь (1787)). В Петербурге и Москве "Мельник..." периодически ставился до сер. XIX в. В роли мельника Анкудина прославились актеры А. Г. Ожогин (в Москве) и А. М. Крутицкий (в Петербурге).
  "Мельник..." вызвал к жизни многочисленные подражания. Анонимные оперы "Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная" (1788), "Невеста под фатою, или Мещанская свадьба" (1791), "Колдун, ворожея и сваха" (1789) И. Юкина, повторяя сюжетную схему оперы А., уступали ей в художественном отношении.
  Против "Мельника..." выступили поэты из кружков Д. П. Горчакова и Н. П. Николева (см.: Николев Н. П. Творении. М., 1796, ч. 3, с. 383; Рус. эпиграмма (1975), с. 142). В. В. Капнист в "Сатире I" (1780), назвав А. "Обвесимовым", включил его в "ослиный собор" плохих поэтов - авторов бессмысленных стихов. "Ода похвальная автору "Мельника"" (см.: Рус. стих. Пародия (1960), с. 112-114; автором ее, по-видимому, был Д. П. Горчаков) высмеивала "грубости" языка в пьесе А., осуждала изображение на сцене народных обрядов, исполнение народных песен.
  В 1779 была поставлена комическая опера А. "Счастие по жеребью" (в 1-м д.) (1780), но успеха не имела. Написанная тогда же комическая опера (в 3-х д.) "Поход с непременных квартир", впервые исполненная в Москве (с муз. Эккеля) 7 июня 1787, напечатана не была. Она была "довольно хорошо принята публикою. Г-н сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так как искусившийся в сей части" (Драм. Словарь (1787)). Список пьесы сохранился в неполном виде (нет 3-го д.) (см.: Берков П. Н. Комическая опера А. О. Аблесимова "Поход с непременных квартир". В кн.: Театр. насл. М., 1956, с. 189-224).
  К открытию нового Петровского театра в Москве А., по поручению театральной дирекции, сочинил аллегорический диалог "Странники" (Рос. театр, 1780, ч. 28), в котором провозглашалось, что сатира должна быть изгнана из комического театра.
  В 1781 при материальном содействии Новикова А. анонимно печатал в его типографии журнал "Разкащик забавных басень, служащих к чтению в скучное время...", в котором публиковал гл. о. свои сочинения, частично вошедшие в книгу "Сказки Александра Аблесимова", а также стихи И. Коростовцева и В. И. Майкова. В No 38, 40, 41, 45, 46 и 51 А. поместил переписку Б. Фонтенеля с Э. Юнгом (1741), извлеченную из т. 3 анонимно изданной книги Ж.-Б.-К. Делиля де ла Саля "De la philosophie de la nature". В No 49 А. поместил ответ на "Оду похвальную автору "Мельника"".
  В. Г. Белинский, называя "Мельника..." "прекрасным народным водевилем", считал, что это произведение А. "и комедии Фонвизина убили <...> все комические знаменитости, включая сюда и Сумарокова". Будучи гимназистом, Белинский сам участвовал в постановке этой оперы, исполняя роль мельника (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 1, с. 53, 551; т. 3, с. 288). Факты из биографии А. легли в основу комедии Н. А. Полевого "Первое представление "Мельника - колдуна, обманщика и свата"". Реминисценции из "Мельника..." служат характерологическим целям в рассказе А. П. Чехова "По делам службы".
  А. умер в бедности. Собрание сочинений (неполное) А. издано А. Ф. Смирдиным (СПб., 1849).
  
  Лит.: Мерзляков А. Ф. Разбор оперы "Мельник". - Вестн. Европы, 1817, No 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889); Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. - Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894. Прил., кн. 2; Майков Л. Аблесимов А. О. - В кн.: Рус. биогр. словарь, т. "Аарон - имп. Александр II" (1896); Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII-XIX вв. Кострома, 1958; Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958; Стих. Сказка (1969); Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2; Берков. История комедии (1977); История драм. театра, т. 1 (1977).
  
  Е. Д. Кукушкина
  
  Оригинал здесь - http://www.oval.ru/enc/175.html
  
  Аблесимов Александр Онисимович (27.8(7.9).1742, Галичский уезд Костромской губернии, - 1783, Москва), русский писатель. Род. в мелкопоместной семье. Лучшее произведение А. - комическая опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" (поставлена и издана 1779), в которой изображен крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). А. писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал "Разкащик забавных басень..." (ч. 1-2, 1781).
  
  Соч., СПБ. 1849; (Соч.), в кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.
   Лит.: История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 249 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа