Главная » Книги

Белинский Виссарион Григорьевич - Ал. Осповат. От "примирения" - к "действию", Страница 2

Белинский Виссарион Григорьевич - Ал. Осповат. От "примирения" - к "действию"


1 2

ностью в мрачное последекабрьское время он заслужил авторитет у мыслящей части общества, и "Московский телеграф" действительно воспитывал новое поколение. Ум и талант Полевого не вызывали сомнения. Поэтому, когда Полевой, не выдержав ударов судьбы, пошел в друзья к Булгарину и Гречу, он предоставил в распоряжение официозной печати то, чего ей крайне недоставало,- литературное имя, не запятнанное ни доносами в III Отделение, ни бессовестными плагиатами, ни журнальными плутнями. Полевой стал отступником: "...что он делает теперь? - пишет навыворот по-телеграфски, проповедует ту расейскую действительность, которую так энергически некогда преследовал, которой нанес первые сильные удары"; и его предательство вызывало бешеный гнев Белинского еще и потому, что критик в это время вытравлял из собственного сознания остатки примирительного отношения к "гнусной расейской действительности".
  

IV

  
   Статью "Русская литература в 1840 году" (первую из аналогичных работ критика, в которых давалась характеристика литературному развитию за определенный год) Белинский начал с рассуждения о распространенном в прошлом жанре "обозрений". Замечая, что теперь снова появилась нужда в обозрениях, критик указал, что "их цель не похвалы людям своего прихода и брань на других прихожан... но приведение в ясность существенного вопроса, сознание факта".
   Слово "сознание" принадлежит к числу ключевых в лексике Белинского того времени; самая общая и апробированная истина требует своего сознания, и, каков бы ни был итог этого процесса, мыслящая личность остается в выигрыше: "самое горькое сознание в бедности лучше смешного хвастовства воображаемым богатством". И твердое сознание того, что "у нас нет литературы", утверждал критик, полезнее обществу, нежели утешительные заблуждения. Но Белинский не ограничился одним лишь выводом; весь пространный зачин посвящен доказательству того, что до сих пор литературы и быть не могло. Надо сказать, что любому критику куда приятнее аргументировать противоположный тезис, и Белинский вряд ли составлял исключение, но он твердо знал: уяснение исторических причин, обусловивших сравнительно более позднее становление русской литературы, является необходимым условием для того, чтобы быть уверенным: "За будущее нам нисколько не должно отчаиваться".
   И критик предпринимает экскурс в историю русской литературы буквально ab ovo (в его представлении) - с Ломоносова. (Может показаться, что этот экскурс утяжеляет конструкцию статьи в целом, что он мог быть более компактным. Но даже помимо желания растолковать свою основную мысль, Белинский не упустил случая раздвинуть горизонты читателей - у них была короткая историческая память.) Как "ломоносовский", так и "карамзинский" периоды, согласно воззрениям Белинского, относятся не к сфере собственно литературы, но - словесности. Разграничение этих двух понятий критик проводит, используя два взаимосвязанных критерия. Существование словесности определяется единственно наличием "слова, языка", а "в литературе совершается развитие духа народа", она есть "сознание народа" (снова Белинский употребляет излюбленное слово!). Словесность составляют изолированные друг от друга произведения, которые поэтому в совокупности своей не могут быть осмыслены как единство, а могут лишь систематизироваться, как в "каталоге". "История" же как понятие приложима лишь к литературе, знающей свое начало, свой вчерашний день, свои перспективы.
   Только с Пушкина, полагал критик, началась русская литература: "в его поэзии бьется пульс русской жизни". Однако тут же выдвинута существенная оговорка. В лирике и драматургии Пушкин предстает "явлением мировым и великим по своей творческой силе", но, с одной стороны, его стихотворения и трагедии безразличны к субстанции русской жизни ("все это создания... чисто европейские..."), а с другой стороны, они не выражают исторический момент во всемирной истории ("Не менее Байрона и Шиллера великий, он тем не менее мог не быть, как и был,- и в истории человечества от этого не сделалось бы ни малейшего пробела"). Первого из перечисленных недостатков лишен "Евгений Онегин", автор которого "исчерпал до дна современную русскую жизнь", то есть Пушкина все же можно назвать "поэтом русским по преимуществу", но его творчество так и не стало "страницей из истории человечества". (Этот конечный вывод опущен в статье 1840 г., но он прямо вытекает из ее смысла.)
   И здесь снова для Белинского очень важно убедиться - и убедить читателей - в том, что это вполне закономерно. Ибо у Пушкина еще не могло быть "исторического права" представлять человечество на том или ином этапе его развития. Россия, "приобщившись жизни европейской", в основном усваивала только "формы" этой жизни и оставалась чуждой ее "содержанию". А литература - "сознание народа", и возвышаться над народным миросозерцанием ей не дано.
   "Русская литература в 1840 году" - статья не итоговая, а рабочая; эта статья - один из опытов самоосмысления русской литературы, и уже поэтому критик не мог быть беспристрастным. Да, конечно, оценки Пушкина, содержащиеся в этой статье, проигрывают в глубине и точности более поздним суждениям Белинского. Но, с другой стороны, каким оптимизмом нужно было обладать критику, чтобы всерьез беспокоиться, как бы первая вершина русской литературы не заслонила собой вершины, только еще угадываемые в дали времен.
  

* * *

  
   В статье, о которой только что шла речь, Белинский писал, что для настоящей публики "занятие литературой" есть res publica {Общественное дело (лат.).}, дело общественное, великое, важное, источник высокого нравственного наслаждения, живых восторгов". Еще с большим основанием он мог бы сказать так о самом себе. Занятие литературой - общественное делание - составляло смысл его существования: и на протяжении года - с февраля 1840 по февраль 1841 года, и на протяжении тех шести с небольшим лет, которые осталось ему прожить.
  
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа