Главная » Книги

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"


1 2 3 4 5 6 7 8 9


ВѢСТНИКЪ

ЕВРОПЫ

издаваемый

Николаемъ Карамзинымъ.

МОСКВА, 1802-1803

Въ Университетской Типограф³и,

у Люби, Гар³я и Попова.

Содержан³е

   Историческ³я воспоминан³я и замѣчан³я на пути къ Троицѣ
   Странность
   О почетномъ лег³онѣ
   Анекдотъ
   Извѣст³е о бывшемъ въ Москвѣ землетрясен³и 14 Октября, 1802 года
   Швейцар³я
   О любви къ отечеству и народной гордости
   О легкой одеждѣ модныхъ красавицъ девятаго-надесять вѣка
   О новыхъ благородныхъ училищахъ, заводимыхъ въ Росс³и
   О книжной торговлѣ и любви ко чтен³ю въ Росс³и
   О новомъ образован³и народнаго просвѣщен³я въ Росс³и
   О Тайной Канцеляр³и
   Взоръ на прошедш³й годъ
   Путешеств³е вокругъ Москвы
   Велик³й мужъ Руской Грамматики
   О вѣрномъ способѣ имѣть въ Росс³и довольно учителей
   О Росс³йскомъ Посольствѣ въ Япон³ю
   О щастливѣйшемъ времени жизни
   О Руской Грамматикѣ Француза Модрю
   Записки стараго московскаго жителя
   О Московскомъ мятежѣ въ царствован³е Алексѣя Михайловича
   О Французской высадкѣ
   <О прекращен³и издан³я "Вѣстника Европы">
   Руская старина
   Къ Читателямъ Вѣстника
   Къ благотворительной незнакомкѣ отъ Издателя
   Объ извѣстности Литтературы нашей въ чужихъ земляхъ
   О публичномъ преподаван³и Наукъ въ Московскомъ Университетѣ.
  
  

Историческ³я воспоминан³я и замѣчан³я на пути къ Троицѣ.

  
   Троицкой монастырь святъ не только для сердецъ набожныхъ, но и для ревностныхъ любителей отечественной славы; не только Росс³яне, но и самые просвѣщенные иностранцы, знающ³е нашу Истор³ю, любопытствуютъ видѣть мѣсто великихъ происшеств³й.
   Возобновивъ въ памяти своей дѣла нашей древности, въ прекраснѣйшее время года я выѣхалъ изъ Москвы на ту дорогу, по которой столь часто Цари Руск³е ѣзжали и ходили на богомолье, испрашивать побѣды или благодарить за нее Всевышняго, въ обители основанной святымъ мужемъ и Патр³отомъ: сердце его, забывъ для себя все земное, желало еще благоденств³я отечеству. Черезъ нѣсколько минутъ открылось село Алексѣевское, напоминающее именемъ своимъ Царя Алексѣя Михайловича, который приготовилъ Росс³ю къ велич³ю и славѣ. Но тамъ представляется глазамъ еще другой ближайш³й его памятникъ: старый дворецъ, гдѣ онъ всегда останавливался на возвратномъ пути изъ монастыря Троицкаго и располагалъ торжественный въѣздъ свой въ Москву. Я спѣшилъ видѣть с³е почтенное здан³е, едва ли не старѣйшее изъ всѣхъ деревянныхъ домовъ въ Росс³и. Оно очень не высоко, но занимаетъ въ длину саженъ тридцать. На лѣвой сторонѣ отъ Москвы были комнаты Царя, на правой жили Царевны, а въ серединѣ Царица; въ первыхъ окна довольно велики, а въ другихъ гораздо менѣе и выше отъ земли, вѣроятно для того, чтобы нескромное любопытство не могло въ нихъ со двора заглядывать - тогда думали болѣе о скромности, нежели о симметр³и. Стѣны разрушаются; но я осмѣлился войти въ домъ, и прошелъ во всю длину его, естьли не съ благоговѣн³емъ, то по крайней мѣрѣ съ живѣйшимъ любопытствомъ. Печи вездѣ больш³я, съ разными, отчасти аллегорическими фигурами на изразцахъ. Внутренн³я украшен³я не могли истощить казны Царской: потолки и стѣны обиты выбѣленнымъ холстомъ, а двери (и то въ однѣхъ Царскихъ комнатахъ) краснымъ сукномъ съ широкими жестяными петлями; окна выкрашены зеленою краскою. Я воображалъ нашего добраго Рускаго Царя, сидящаго тутъ среди вельможъ своихъ, или, лучше сказать, передъ ними: тогда и самые важные бояре, приходя къ Государю, останавливались у дверей; а сиживали съ нимъ единственно за обѣдомъ, и то за другимъ столомъ. Къ сожалѣн³ю, мы худо знаемъ старинные обычаи; а что и знаемъ, то по большой части отъ иностранцевъ, которые, бывъ въ Росс³и, описывали ихъ: на примѣръ Герберштеинъ, Олеар³й, Маржеретъ и друг³е. Лѣтописцы наши и не подозрѣвали, что должно изображать характеръ времени въ его обыкновен³яхъ; не думали, что с³и обыкновен³я мѣняются, исчезаютъ и дѣлаются любопытнымъ предметомъ для слѣдующихъ вѣковъ. Не все то любопытно, что хорошо; за то многое достопамятно, чего и не льзя назвать хорошимъ. Пусть мы умнѣе своихъ предковъ, пусть намъ нечего занять отъ нихъ; но самое просвѣщен³е дѣлаетъ умъ любопытнымъ: хочется знать старину, какова ни была она, даже и чужую, а своя еще милѣ. Мнѣ случилось видать памятники иностранной древности; но дворецъ Государя Алексѣя Михайловича гораздо болѣе занималъ мое воображен³е, даже и сердце. Я съ какою-то любов³ю смотрѣлъ на тѣ вещи, которыя принадлежали еще къ характеру старой Руси; съ какимъ-то неизъяснимымъ удовольств³емъ брался рукою за дверь, думая, что нѣкогда отворялъ ее Родитель Петра Великаго, или Канцлеръ Матвѣевъ, или собственный предокъ мой, служивш³й Царю. Я чувствовалъ, что во мнѣ не простыла Руская кровь!
   Москва не много видна изъ оконъ дворца; но вѣроятно, что бывш³й съ этой стороны заборъ (ямы столбовъ не заросли еще въ нѣкоторыхъ мѣстахъ) не дозволялъ и того видѣть: въ старину любили жить открытымъ сердцемъ, а не въ открытомъ домѣ. Передъ окнами растутъ двѣ березы, изъ которыхъ одна запустила корень свой подъ самый домъ; можетъ быть Царица Натал³я Кириловна посадила ихъ! - Другая стѣна безъ оконъ, но съ дверьми въ садъ или въ огородъ, который безъ сомнѣн³я украшался всего болѣе подсолнечниками (этотъ вкусъ видимъ еще и нынѣ въ провинц³альныхъ купеческихъ огородахъ); теперь густѣютъ въ немъ однѣ рябины, малиновые и смородинные кусты, так³е старые, что Царевны могли еще брать съ нихъ ягоды. Тутъ видны развалины двухъ бань, въ которыя онѣ ѣзжали не рѣдко изъ самой Москвы, даже зимою, какъ я слыхалъ отъ стариковъ, свѣдущихъ въ Рускихъ предан³яхъ. - Вокругъ дворца не осталось никакихъ другихъ здан³й, кромѣ погреба, гдѣ не только ледъ, но даже и снѣгъ не таетъ до глубокой осени; слѣдственно Царь могъ всегда пить здѣсь самой холодной медъ! - Онъ любилъ Алексѣевское, хотя впрочемъ мѣстоположен³е очень обыкновенно: ровное и гладкое, на лѣвой сторонѣ видна сосновая роща. Большая каменная церковь Алексѣевская сооружена также Царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ. Дворецъ подлѣ нее. Пусть одно время разрушитъ его до основан³я, а не рука человѣческая! У насъ мало памятниковъ прошедшаго: тѣмъ болѣе должны мы беречь, что есть!
   Сѣвъ въ коляску, я могъ на досугѣ мыслить о быстрыхъ и медленныхъ успѣхахъ гражданскаго искусства. Воображая, какъ въ седьмомъ-надесять вѣкѣ жили еще Цари наши, и сравнивая тогдашн³й образъ жизни съ нашимъ, мы готовы назвать своихъ предковъ варварами, но должно заглянуть мысленно въ друг³я части свѣта, чтобы судить справедливо о степеняхъ гражданскаго просвѣщен³я. Въ Аз³и, въ Африкѣ есть народы, которые десять, пятнадцать вѣковъ учатся въ школѣ общежит³я, и еще далеки отъ того состоян³я, въ которомъ были
   Руск³е во время Царей. Этотъ низенькой домикъ Алексѣя Михайловича удивилъ бы своею огромност³ю Министровъ Сеннарскаго Царя.
   Но я увидѣлъ не далеко отъ дороги прекрасный водоводъ, оставилъ сравнен³я и пошелъ смотрѣть его. Вотъ одинъ изъ монументовъ ЕКАТЕРИНИНОЙ благодѣтельности! ОНА любила во многомъ слѣдовать примѣру Римлянъ, которые не жалѣли ничего для пользы имѣть въ городахъ хорошую воду, столь необходимую для здоровья людей, необходимѣе самыхъ Аптекъ. Издержки для общественнаго блага составляютъ роскошь, достойную великихъ Монарховъ, - роскошь, которая питаетъ самую любовь къ отечеству, нераздѣльному съ Правлен³емъ. Народъ видитъ, что объ немъ пекутся, и любитъ своихъ благотворителей. Москва вообще не имѣетъ хорошей воды; едва ли сотая часть жителей пользуется Трехгорною и Преображенскою, за которою надобно посылать далеко. ЕКАТЕРИНА хотѣла, чтобы всякой бѣдной человѣкъ находилъ близь своего дому колодезь свѣжей, здоровой воды, и поручила Генералу Бауеру привести ее трубами изъ ключей Мытищскихъ; теперь она уже въ городѣ: остается сдѣлать каналы внутри его. Работа долговременна и трудна, но благодѣян³е еще превосходитъ труды; и время открыт³я народныхъ колодезей будетъ важною эпохою для Московскихъ жителей, то есть небогатыхъ, слѣдственно большаго числа. - Водоводъ идетъ мостомъ черезъ низкую долину, на каменныхъ аркахъ, и длиною будетъ саженъ въ 60. Я увѣренъ, что всякой иностранной путешественникъ съ удовольств³емъ взглянетъ на с³е дѣло общественной пользы.
   Коляска дожидалась меня въ деревнѣ Ростокинѣ, которая достойна примѣчан³я для любителей Истор³и. Тутъ народъ Московск³й, всегда усердный къ добрымъ Государямъ своимъ, встрѣтилъ Царя ²оанна Васильевича, когда онъ, взявъ Казань, съ торжествомъ возвращался въ столицу, еще не обагренный кров³ю подданныхъ, истинныхъ Бояръ Рускихъ - еще не грозный истребитель невинныхъ Новогородцевъ, славнѣйшихъ дѣтей древней Росс³и, но юный Герой, украшенный лаврами славы, и нѣжный супругъ прелестной Анастас³и, столь любезной для Историка, вопервыхъ по ея кроткимъ добродѣтелямъ, вовторыхъ и по тому, что брачному союзу ²оанна съ нею обязаны мы царствован³емъ Фамил³и Романовыхъ, которая успокоила и возвеличила Росс³ю. Извѣстно, что главною причиною избран³я въ Цари Михаила Ѳеодоровича было свойство его съ ²оанномъ черезъ Анастас³ю. Лѣтописи говорятъ, что все пространство отъ города до Ростокинскаго моста (то есть, семь верстъ) было занято радостными Московскими жителями, которые, слѣдуя собственному побужден³ю, спѣшили скорѣе преклонить колѣна передъ своимъ Государемъ; спѣшили изъявить ему благодарность за то, что онъ сокрушилъ грозное Татарское царство. Не многихъ побѣдителей народы благодарили столь искренно! Въ семъ случаѣ польза была явная для Росс³и, и Государь не имѣлъ нужды доказывать ее подданнымъ. Осада и приступъ стоили крови; но вдовы и сироты жаловались только на скдьбк, а не на Царя своего. Принявъ народную благодарность, онъ снялъ съ себя воинскую одежду, надѣлъ корону Мономахову и въ величественномъ смирен³и пошелъ за крестами въ городъ. - Историкъ Росс³и признаетъ с³е время щастливѣйшимъ и славнѣйшимъ временемъ ²оаннова царствован³я. -
   Я своротилъ влѣво съ большой дороги, чтобы видѣть село Тайнинское, гдѣ Царь Алексѣй Михайловичь любилъ забавляться соколиною охотою. Мѣсто уединенное и пр³ятное! Тутъ запруженная Яуза кажется большою рѣкою, и со всѣхъ сторонъ обтекаетъ дворецъ Елисаветы Петровны, Которая, любя слѣды великаго Ея Дѣда, построила его близь развалинъ дворца Алексѣя Михайловича. Онъ также разрушается и, какъ мнѣ сказывали, продается на свозъ. Я осмотрѣлъ его: есть больш³я комнаты, и видно, что нѣкоторыя были хорошо отдѣланы. Госпожа Радклифъ могла бы воспользоваться симъ дворцомъ и сочинить на него ужасной романъ; тутъ есть все нужное для ея мастерства: пустыя залы, коридоры, высок³я лѣстницы, остатки богатыхъ украшен³й, и ( то всего важнѣе) вѣтеръ воетъ въ трубахъ, свиститъ въ разбитыя окончины и хлопаетъ дверми, съ которыхъ валится позолота. Я же ходилъ по гнилымъ его лѣстницамъ при страшномъ громѣ и блескѣ молн³и: это въ самомъ дѣлѣ могло сильно дѣйствовать на воображен³е Жаль, что такое пр³ятное мѣсто, окруженное водою и густо осѣненное старыми деревами, которыя могли бы закрыть и самое огромное здан³е, теперь остается дикою пустынею. Вездѣ трава въ поясъ; кропива и полынь растутъ на свободѣ. Сонныя воды Яузы одѣлись тиною. Мосты сгнили, такъ, что я съ великимъ трудомъ могъ черезъ одинъ изъ нихъ перебраться. Эта неприступность напомнила мнѣ Эрменонвильск³и островъ, гдѣ нѣкогда покоились Руссовы кости. - - Прибавлю, что въ Тайнинскомъ ночевалъ Царь ²оаннъ Васильевичь, возвращаясь въ Москву по взят³и Казани. Тамъ встрѣтили его главные Бояре и Князь Юр³й Васильевичь, братъ его. По обычаю тогдашняго времени Царица Анастас³я должна была ожидать супруга въ Московскомъ дворцѣ и преодолѣть желан³е сердца, которое стремилось на встрѣчу къ нему, чтобы представить ²оанну новорожденнаго сына ихъ Димитр³я. Казалось, что Провидѣн³е хотѣло тогда со всѣхъ сторонъ осыпать сладкими чувствами сердце сего Государя.
   Выѣхавъ опять на большую Троицкую дорогу въ Мытищахъ, я ходилъ пѣшкомъ, сквозь длинную насаженную алею, къ тамошнимъ славнымъ колодцамъ, откуда проведена вода въ Москву. Ихъ числомъ 42; каждый представляетъ издали видъ маленькаго домика, и всѣ вмѣстѣ кажутся небольшимъ, прекраснымъ селен³емъ. Тутъ я отвѣдывалъ воду: она чиста и не имѣетъ никакого вкуса, слѣдственно очень хороша.
   Колодцы деревянные, кромѣ одного, каменнаго, называемаго громовымъ, для того, какъ увѣряютъ, что тутъ ударилъ нѣкогда громъ въ землю, и что изъ отверст³я, имъ сдѣланнаго, потекла сама собою чистая вода.
   Село Пушкино (въ 2б верстахъ отъ Москвы) извѣстно въ нашей Истор³и тѣмъ, что въ немъ Бояринъ Иванъ Андреевичь Хванск³й, оклеветанный Милославскимъ, взятъ былъ подъ стражу. Въ другомъ мѣстѣ упомянемъ о нѣкоторыхъ подробностяхъ сего случая. - Здѣсь замѣчу толь-ко, что мног³е крестьяне села Пушкина живутъ не въ избахъ, а въ красивыхъ домикахъ, не хуже самыхъ богатыхъ поселянъ въ Англ³и и въ другихъ Европейскихъ земляхъ. Вотъ дѣйств³е усерд³я Московскихъ жителей къ Святому Серг³ю! Троицкая дорога ни въ какое время года не бываетъ пуста, и живущ³е на ней крестьяне всякой день угощаютъ проѣзжихъ съ большою для себя выгодою. Они всѣ могли бы разбогатѣть, естьли бы гибельная страсть къ вину не разоряла многихъ - страсть, которая въ Росс³и, особливо вокругъ Москвы, дѣлаетъ по крайней мѣрѣ столько же зла, какъ въ сѣверной Америкѣ между дикими народами. Я всегда радуюсь успѣхамъ промышленности, встрѣчая на улицахъ, въ торговые дни, миловидныхъ крестьянокъ съ ягодами, цвѣтами, травами для Аптекъ; но какъ отцы и мужья ихъ употребляютъ деньги? Не только нищета и болѣзни, но и самыя злодѣйства бываютъ слѣдств³емъ сего ужаснаго порока. Руской человѣкъ добродушенъ: ему надобно впасть въ нѣкоторое безпамятство, чтобы поднять руку на ближняго... Но что говорить о такомъ злѣ, которое всѣмъ извѣстно!
   Тамъ, гдѣ Цари наши всегда отдыхали на пути къ Троицѣ, въ селѣ Братовщинѣ, я также остановился, не столько для отдыха, сколько для того, чтобы видѣть тамъ на досугѣ нѣкоторые монументы старины. Они состоятъ въ деревянной церкви, построенной, думаю, еще прежде Царя Алексѣя Михайловича, и въ ветхомъ здан³и, похожемъ на анбаръ и называемомъ Царскою вышкою. Это имя было для меня не ново я слыхалъ, что въ старину назывались такъ высок³е терема, въ которыхъ Руск³е Бояре прохлаждались иногда лѣтомъ. Цари наши не требовали ничего великолѣпнѣе для своего дорожнаго отдыха. Тутъ вѣрно клали имъ перину или устилали полъ травою для свѣжести, отворяя со всѣхъ сторонъ задвижныя окна: тогда не боялись еще сквознаго вѣтра. Приставъ сказывалъ мнѣ, что другая вышка, которая уже разрушилась, была гораздо пространнѣе. Близь ветхой церкви (гдѣ давно нѣтъ ни службы, ни образовъ) построенъ дворецъ при Елисаветѣ Петровнѣ: Г. Миллеръ ошибся, назвавъ его древнимъ здан³емъ Царей. Къ нему идетъ отъ села прекрасная березовая алея. Рѣчка Скауба на лѣвой сторонѣ, поля и луга составляютъ очень хорош³й сельск³й видъ. Онъ полюбился ЕКАТЕРИНѢ Великой, Которая, бывъ тутъ въ 1775 году, приказала строить новый дворецъ и каменную церковь. Сдѣланъ фундаментъ, изготовлены матер³алы - и все такъ оставлено. Отъ мѣста, гдѣ надлежало быть
   новому здан³ю, насажена въ правую сторону еще другая березовая алея до самой большой дороги. Во всякомъ дѣлѣ, которое начато и несовершено, есть для меня что-то печальное. Развалины древности говорятъ по крайней мѣрѣ о прошедшемъ; тутъ здан³е отслужило время свое: это почтенный старецъ, лѣтами склоненный къ землѣ и гробу - а гдѣ разрушается недостроенное, тамъ можно только жалѣть о трудахъ потерянныхъ.
   Сѣвъ на гнилой церковной паперти, я съ удовольств³емъ смотрѣлъ вокругъ себя и на сельск³е ландшафты вдали, думая, что не только люди, образъ ихъ жизни и творен³и, но и самый видъ Натуры перемѣняется со временемъ. Теперешн³е веселые луга и поля были нѣкогда или болотомъ или густымъ лѣсомъ. Г. Миллеръ удивляется, отъ чего Переславль названъ Залѣсскимъ, когда вокругъ его нѣтъ даже и рощи! Видно, что онъ безъ вниман³я смотрѣлъ на окрестности Троицкой дороги, частый кустарникъ и самый грунтъ земли (на правой и на лѣвой сторонѣ) доказываютъ, что тутъ прежде были сплошные лѣса, которые, вѣроятно, простирались и далѣе къ сѣверу, то есть, къ Переславлю. Росс³я въ сравнен³и съ другими Европейскими землями есть конечно новая страна въ разсужден³и обитаемости; въ первые вѣки Христ³янскаго лѣтосчислен³я она состояла изъ обширныхъ пустынь, гдѣ являлись иногда кочующ³е народы, подобно караванамъ въ степяхъ Африканскихъ, и гдѣ въ десятомъ, одиннадцатомъ вѣкѣ рѣдк³я селен³я уподоблялись рѣдкимъ островамъ на Океанѣ; но присутств³е людей въ два или три столѣт³я чудеснымъ образомъ измѣняетъ Натуру. Гдѣ размножаются люди, тамъ (особливо въ сѣверныхъ земляхъ) исчезаютъ лѣса; нѣкоторые боятся того, думая, что потомкамъ нашимъ со временемъ нечѣмъ будетъ согрѣвать домовъ своихъ: страхъ напрасной! Вопервыхъ, по мѣрѣ истреблен³я лѣсовъ, изсушен³я болотъ и другихъ успѣховъ гражданской дѣятельности, климатъ становится теплѣе; вовторыхъ, дерева растутъ у насъ скоро, наконецъ, въ случаѣ нужды, неистощимые слои земляныхъ угольевъ ожидаютъ въ Росс³и только заступа, чтобы пылать въ нашихъ печахъ и каминахъ. -
   Маленькая деревня Талица, въ 9 верстахъ Отъ Братовщины, замѣчена мною по любопытной встрѣчѣ. Я шелъ пѣшкомъ, Увидѣлъ старика съ сумою, и проговорилъ съ нимъ долѣе часу. Ему около ста лѣтъ; но онъ едва начинаетъ сѣдѣть, и твердъ на ногахъ какъ человѣкъ лѣтъ въ 50; только худо видитъ. Жена у него еще старѣе (двумя или тремя годами ) и живетъ съ нимъ въ хижинѣ какъ Бавкида съ Филемономъ. У нихъ было 12 дѣтей, которыя всѣ померли во младенчествѣ. Я зашелъ къ нимъ въ гости. Они питаются милостынею и дома не пекутъ хлѣба, однакожь варятъ щи. Мужъ приноситъ воду и дрова, а жена затопляетъ печь; онъ имѣетъ болѣе силъ, а она лучше видитъ. Какая рѣдкая судьба! жить вмѣстѣ 80 лѣтъ! Можетъ быть на всемъ земномъ шарѣ нѣтъ другова супружества столь долговременнаго! Я хотѣлъ знать, любятъ ли они другъ друга?- "Какъ нелюбить! мужъ да жена больше, чѣмъ братъ да сестра {Думаю, что это старинная пословица.}." - Боитесьли вы смерти? - "Чего бояться? Мы, слава Богу! пожили. Смерть не бѣда." - Тебѣ не жаль будетъ старушки? - "Чего жалѣть! Кому нибудь надобно умереть прежде." - А естьли она переживетъ тебя? - "Что же? въ свѣтѣ не безъ добрыхъ людей; дадутъ ей уголокъ." - Такимъ образомъ лѣта служатъ самымъ лучшимъ приготовлен³емъ ко смерти, и Натура себя оправдываетъ! По ея закону мы должны любить жизнь, когда она еще сильно дѣйствуетъ въ крови и въ нервахъ; силы изнуряются, и благодѣтельное равнодуш³е заступаетъ мѣсто сей, нѣкогда пламенной любви; утружденный старецъ видитъ для себя въ могилѣ мѣсто отдохновен³я. - Къ удовольств³ю всѣхъ страстныхъ охотниковъ до здѣшняго свѣта замѣтимъ, что едва ли въ какой нибудь землѣ люди живутъ такъ долго, какъ у насъ: не въ городахъ, разумѣется, а въ деревняхъ. Всякой годъ (какъ извѣстно по вѣдомостямъ разныхъ Губерн³й, вносимымъ въ газеты) умираетъ въ Росс³и множество стариковъ за сто лѣтъ. Вотъ благословен³е сѣверныхъ земель и трудолюбивой жизни! а мы не рѣдко бранимъ климатъ свой и боимся работы; хотимъ богатства, чтобы имѣть все безъ труда - то есть, хотимъ преждевременной смерти!
   Въ селѣ Воздвиженскомъ, въ 12 верстахъ отъ Троицы, юные Цари, ²оаннъ и Петръ, съ Царевною Соф³ею жили нѣсколько времени, боясь въ Москвѣ мнимаго злоумышлен³я Хованскихъ. Князь сей фамил³и Андрей Ивановичь и Милославск³й были тогда начальниками грозныхъ Стрѣльцовъ и поссорились другъ съ другомъ. Стрѣльцы взяли сторону перваго, и Милославск³и, страшась ихъ обыкновеннаго неистовства, уѣхалъ въ деревню; но оттуда написалъ къ Государямъ и Царевнѣ, что Хванск³й имѣетъ злодѣйск³й умыселъ обагрить руки свои въ крови Царской, Умертвить Патр³арха, всѣхъ Главныхъ Бояръ; что сынъ его всенародно хвалился свойствомъ съ Королями Польскими и говорилъ, что онъ рожденъ царствовать, а не повиноваться; что отецъ хочетъ возвести его на тронъ Росс³и, и проч. Испуганный Дворъ немедленно Уѣхалъ въ Савинъ монастырь, а оттуда въ Воздвиженское. Между тѣмъ отъ имени Царей написали къ Князю Андрею Ивановичу, что по извѣстнымъ его заслугамъ и вѣрности къ трону Государи желаютъ совѣтоваться съ нимъ въ нѣкоторомъ важномъ дѣлѣ и требуютъ его къ себѣ вмѣстѣ съ сыномъ. Сей Бояринъ, ничего не подозрѣвая (убѣдительное доказательство его невинности!), спѣшилъ къ Монархамъ; но Царевна Соф³я велѣла еще на дорогѣ взять подъ стражу отца и сына, оковать и привести въ Воздвиженское. Тамъ ожидалъ нещастныхъ эшафотъ безъ всякаго изслѣдован³я и суда. Старецъ Хованск³й со слезами просилъ Бояръ, чтобы они только выслушали его; но Соф³я не велѣла
   принимать никакихъ оправдан³й - ему отрубили голову. Войско, собравшееся тогда вокругъ монастыря Троицкаго, единодушно требовало дозволен³я итти въ Москву, истребить опасный корпусъ Стрѣльцовъ, и навсегда успокоить Дворъ; но Государи, или, лучше сказать, правительствующая Царевна не хотѣла того: дерзк³е мятежники были нужны для тайныхъ плановъ ея властолюб³я. - Въ селѣ Воздвиженскомъ между поселянами сохранилось предан³е, что ПЕТРЪ Велик³й въ юности своей искалъ у нихъ безопасности. Мудрено понять, для чего Дворъ въ то время не прямо отправился къ Троицѣ, а остановился въ селѣ, укрѣпленномъ только своими оврагами.
   Верстъ за семь отъ Троицы открываются, среди зелени лѣсовъ, златыя главы церквей ея, вокругъ огромной колокольни, подобной величественному столбу. - Я взъѣхалъ на гору Волкушу.... Руск³е Патр³оты! это мѣсто должно быть вамъ извѣстно. Здѣсь Архимандритъ монастыря Троицкаго благословлялъ крестомъ и кропилъ святою водою достойныхъ сыновъ Росс³и, которые съ Вождемъ Пожарскимъ и съ Гражданиномъ Мининымъ шли освободить Москву отъ чужестранныхъ тирановъ!... Я сталъ на вершинѣ горы - и воображен³е представило глазамъ моимъ ряды многочисленнаго войска подъ сѣн³ю распущенныхъ знаменъ, украшенныхъ именемъ городовъ, которыхъ добрые жители шли подъ ними: Нижняго Новагорода, Дорогобужа, Вязьмы, Ярославля, Владимира, и проч. Мнѣ казалось, что я вижу сановитаго Пожарскаго среди мужественныхъ воеводъ его, и слышу громъ оруж³я, которому черезъ нѣсколько дней надлежало грянуть во имя отечества!... Руск³е были тогда сиротами: не имѣли Государя, и сражались за одну Росс³ю.
  

(Окончан³е въ слѣдующемъ нумерѣ.)

  

В. Ф.

  
   Историческ³я воспоминан³я, вмѣстѣ съ другими замѣчан³ями, на пути къ Троицѣ и въ семъ монастырѣ.

(Продолжен³е.)

  
   Лавра со всѣхъ сторонъ окружена горами, покрытыми нѣкогда дремучимъ лѣсомъ. Святый Серг³й, рожденный въ нещастныя времена нашего отечества, когда внѣшн³е непр³ятели и внутренн³е раздоры обращали Росс³ю въ истинную юдоль плача, въ самой цвѣтущей юности удалился отъ свѣта, который представлялъ ему горестное зрѣлище злодѣйствъ и бѣдств³й. Здѣсь мракъ лѣсовъ и дикое уединен³е, оградивъ его своею тишиною, не мѣшали святому юношѣ мирно бесѣдовать съ Творцемъ Натуры; здѣсь, отвращаясь сердцемъ и взоромъ отъ мятежной земли, въ безмолв³и пустынь гласилъ онъ съ Пророкомъ древности:
   Небеса повѣдаютъ славу Бож³ю!.... Но святый угодникъ, какъ говоритъ почтенный Историкъ Лавры, сокрывъ себя въ пустынѣ, не могъ сокрыть имени своего. М³рск³я добродѣтели ищутъ славы: она сама находитъ небесную святость, и не щадитъ ея скромности. Скоро уединен³е благочестиваго Серг³я сдѣлалось извѣстнымъ, и мног³е старцы захотѣли молиться вмѣстѣ съ юношею. Вотъ происхожден³е сей обители, смиренной въ своемъ началѣ, славной и великолѣпной въ послѣдств³и! то есть, судьбу ея можно нѣкоторымъ образомъ уподобить жреб³ю самой Христ³янской Религ³и
   Я обошелъ сперва вокругъ стѣны монастырской и готическихъ башенъ ея. Глубокой ровъ, высок³я стѣны и самое положен³е монастыря дѣлали его нѣкогда лучшею крѣпост³ю нашего государства. Въ пятомъ - и шестомъ - надесять вѣкѣ монахи ограждали себя каменными стѣнами не столько отъ м³рскихъ соблазновъ, сколько отъ грозныхъ непр³ятелей, которые искали у нихъ сокровищъ. Всѣ старинные монастыри вокругъ Москвы построены на высокихъ мѣстахъ, безъ сомнѣн³я не для хорошихъ видовъ, о которыхъ не думали святые отшельники, но для удобнѣйшей защиты. - Я видѣлъ слѣды батарей, которыми Поляки громили Троицк³я стѣны; но и развалины бываютъ тамъ могилою непр³ятеля, гдѣ два сильныя чувства: любовь къ отечеству и вѣра, вооружаютъ защитниковъ.
   Входя во внутренность ограды, вы видите передъ собою монументы четырехъ вѣковъ, которые, по словамъ Стихотворца, привѣтствуютъ васъ
  
         &nbsp;     Одинъ съ угрюмостью своей,
             Другой съ улыбкою веселой!
  
   Соборъ Троицк³й основанъ еще при Князѣ Васильѣ Дмитр³евичѣ, слѣдственно въ началѣ 15 вѣка; онъ въ свое время казался безъ сомнѣн³я великолѣпнымъ, а теперь малѣйшая изъ приходскихъ церквей въ Москвѣ болѣе его. Итал³янск³й Архитекторъ, именемъ Аристотель, родомъ изъ Болоньи, привезъ къ намъ вкусъ щастливаго вѣка Медицисовъ въ Княжен³е ²оанна Васильевича и построилъ въ Москвѣ Соборъ Успенск³й, служивш³й образцомъ для Успенскаго Собора лавры, храма величественнаго; прежде того въ Росс³и не имѣли идеи о хорошей архитектурѣ. - Изъявивъ Xрист³янское усерд³е къ святынѣ Троицкаго монастыря, я съ любопытствомъ осматривалъ достопамятности церквей и ризницы. Два образа, даръ Царей ²оанна и Годунова Троицкому Собору, осыпаны рѣдкой величины драгоцѣнными камнями. Тутъ же Руск³е Патр³оты съ особенною вѣрою прикладываются къ образу Серг³я, написанному на отломкѣ гробовой доски его и бывшему во всѣхъ походахъ съ Государемъ ПЕТРОМЪ Великимъ, и еще съ Царемъ Алексѣемъ Михайловичемъ: вотъ славное знамя Росс³и! - Между
   многими любопытными вещами я замѣтилъ Евангел³е Царевны Соф³и и мног³я церковныя утвари, вышитыя самою Императрицею Анною, Которая отмѣнно любила женск³я рукодѣлья. Елисавета Петровна подарила монастырю богатую служебную шапку и панаг³ю, а Великая ЕКАТЕРИНА больш³е золотые сосуды. Однимъ словомъ, здѣсь Всякой Руской Государь ознаменовалъ Свое царствован³е какимъ нибудь даромъ, кромѣ, естьли не ошибаюсь, ПЕТРА Великаго. Иностранцы, которые видали богатство Итал³янскихъ и Гишпанскихъ монастырей, могутъ еще подивиться богатству Троицкой ризницы, большимъ серебрянымъ паникадиламъ, подсвѣчникамъ и другимъ украшен³ямъ здѣшнихъ церквей. Серебряная рака Чудотворца Серг³я есть конечно самая драгоцѣннѣйшая гробница въ свѣтѣ. Кромѣ щедрости Государей, кромѣ 100.000 душъ, бывшихъ во владѣн³и у сего монастыря, вклады частныхъ людей также не мало способствовали его велелѣп³ю. С³е отмѣнное усерд³е къ лаврѣ не прохлаждается въ сердцахъ Росс³янъ. Не только жители Москвы и въ радостяхъ и въ горестяхъ своихъ посѣщаютъ ее, но и друг³е, изъ самыхъ отдаленныхъ мѣстъ отъ столицы, ѣздятъ сюда на богомолье. Святость Лавры торжествовала и въ наши времена: когда Москва и окрестности ея представляли ужасъ язвы - когда всѣ деревни на Троицкой дорогѣ, и даже здѣшн³я слободы были опустошены ею - ни одинъ человѣкъ не заразился въ монастырѣ, отворенномъ для всѣхъ молельщиковъ, которые толпами приходили въ него.
   Между колокольнею и Троицкимъ Соборомъ стоитъ каменный обелискъ, сооруженный Митрополитомъ Платономъ. Тамъ, на бѣлыхъ мраморныхъ доскахъ, изображены четыре эпохи славы его и незабвенныя услуги, оказанныя имъ Росс³и.
   1. Когда Димитр³й, вдохновенный любов³ю къ отечеству, осмѣлился наконецъ, черезъ 200 лѣтъ удивительной робости Славянскаго потомства, сразиться съ Татарами, онъ спѣшилъ принять совѣтъ и благословен³е Серг³я, который не только утвердилъ его въ семъ великомъ предпр³ят³и, но далъ ему и двухъ иноковъ, Пересвѣта и Ослябя, явившихъ себя Героями на полѣ сражен³я. Хотя радость народа и торжество Димитр³я были кратковременны: хотя злобный Тахтамышъ скоро послѣ опустошилъ Росс³ю, взялъ и выжегъ Москву: однакожь на полѣ Куликовскомъ исчезло гибельное суевѣр³е Рускихъ, главная вина ихъ постыднаго рабства: они считали грозныхъ Татаръ бичемъ Небеснымъ, Которому ничто не могло противиться. Такимъ образомъ великодушный Князь Александръ, Герой на берегахъ Невы, ужасъ Шведовъ и храбрыхъ Нѣмецкихъ Рыцарей, унижался передъ Батыемъ и Сартакомъ - не стыдился смиренно молить ихъ о помилован³и Росс³и. Богатыри его: Полоченинъ Хабрый, Миша Новогородецъ, Сава Сильный, Ратмиръ Смѣлый, не дерзали поднять руки на Татарина! Но Димитр³й далъ примѣръ, и велик³й Князь ²оаннъ имъ воспользовался; свергнулъ иго - и Москва въ стѣнахъ своихъ увидѣла плѣнныхъ Князей Татарскихъ.
   2. Въ мятежное царствован³е Шуйскаго Троицк³й монастырь былъ осажденъ Поляками, которые требовали, чтобы онъ сдался Лжедимитр³ю, извѣстному подъ именемъ Тушинскаго . Архимандритъ ²осафъ съ Воеводами Долгорукимъ и Голохвастовымъ изъявили непр³ятелю одно презрѣн³е. Начались приступы, кровопролитныя сражен³я, и монахи вмѣстѣ съ малочисленными стрѣльцами умирали на стѣнахъ; святые гимны христ³янск³е, которые день и ночь не умолкали въ храмахъ Троицы, были для Рускихъ гимнами битвы. Дѣло невѣроятное! цѣлая арм³я болѣе года осаждала монастырь, истощила всѣ усил³я, и наконецъ отступила. - Троицкая обитель увѣнчала подвигъ свой тѣмъ, что отправила къ Царю всѣ церковныя сокровища: ибо ему нужны были деньги для содержан³я войска.
   3. Когда недостойные бояре и гнусные измѣнники свели съ престола нещастнаго Шуйскаго и впустили Поляковъ въ Москву злодѣйствовать, тогда Троицк³е Патр³оты, Архимандритъ Д³онис³й и Келарь Авраамъ Палицынъ писали грамоты во всѣ города и молили гражданъ вспомнить отечество. Трубецк³й, ими убѣжденный, собралъ войско и приступилъ къ Москвѣ, но не могъ или не хотѣлъ усмирить мятежниковъ въ своей арм³и. Пожарск³й остановился въ Ярославлѣ: Келарь Палицынъ спѣшилъ къ нему, заклиналъ его не медлить, самъ отправился съ войскомъ къ столицѣ, былъ въ сражен³яхъ и способствовалъ побѣдамъ. Козаки, требуя жалованья, взбунтовались: начальники Троицкаго монастыря, не имѣя денегъ, прислали имъ ризы, стихари, жемчужныя эпитрахили; мятежники были тронуты, ничего не взяли, и клялись быть вѣрными. - - Столица освободилась отъ ига; юный Михаилъ царствовалъ, но Польск³й Королевичь Владиславъ называлъ себя Царемъ Рускимъ и и скоро осадилъ Москву, не могъ взять ее, и Приступилъ къ Троицкому монастырю - но тамъ были еще живы побѣдители Сапѣги и Пана Лисовскаго: храбрые иноки снова явились на стѣнахъ съ Келаремъ Авраамомъ, и такъ славно отразили Владислава, что онъ потерялъ надежду завоевать престолъ Росс³йск³й - заключилъ перемир³е съ монастыремъ и требовалъ мира съ Росс³ею.
   5. Наконецъ юный ПЕТРЪ два раза находилъ въ стѣнахъ Троицкихъ убѣжище отъ злобы Стрѣльцовъ. Здѣсь вооружился онъ мечемъ правосуд³я для наказан³я заговорщиковъ и твердост³ю прекратить умыслы Соф³ина властолюб³я.
   Однимъ словомъ, Троицкая лавра съ самаго основан³я своего была истиннымъ Рускимъ Паллад³умомъ, и благочестивые старцы ея не только молитвами, но и дѣломъ ревностно служили отечеству. Вообще должно отдать справедливость Росс³йскому Духовенству: оно во всѣхъ народныхъ бѣдств³яхъ изъявляло героическ³й патр³отизмъ - и для того свирѣпство Поляковъ, желавшихъ спокойно тиранствовать въ Росс³и, болѣе всего устремлено было противъ нашего Духовенства. Такъ добродѣтельный Патр³архъ Эрмогенъ сдѣлался жертвою ихъ лютости и своей любви къ отечеству. Гетманъ Желковск³й требовалъ отъ него, чтобы онъ запретилъ Пожарскому собирать войско, но сей велик³й мужъ отвѣчалъ ему: а кто же спасетъ Росс³ю? и плавая въ крови своей, еще грозилъ Гетману правосуд³емъ Неба и храброст³ю вѣрныхъ сыновъ отечества. Патр³оты! вамъ надобно знать, что прахъ Эрмогена покоится въ Чудовѣ монастырѣ. Отъ того, что мы не имѣемъ порядочной Истор³и, славныя и велик³я дѣла предковъ намъ мало извѣстны; но ихъ довольно для пера краснорѣчиваго. Съ нѣкотораго времени намъ натвердили о Мининѣ и Пожарскомъ: ихъ любовь къ отечеству безъ сомнѣн³я трогательна, но еще трогательнѣе для меня тогдашнее братское соглас³е Рускихъ Воиновъ, изображенное сею милою, простою чертою въ нашихъ лѣтописяхъ: никакой ссоры между людьми Пожарскаго не бывало, но всѣ совѣстно и единомышленно другъ съ другомъ поступали. Вотъ что должно быть въ памяти всѣхъ Рускихъ! Мы со слезами читаемъ въ Греческой Истор³и, съ какимъ усерд³емъ маленьк³я Республики высылали гражданъ своихъ противъ Царя Персидскаго: у насъ была такая же эпоха. Руск³е съ радост³ю отдавали имѣн³е и жизнь отечеству. На примѣръ: Смоленскъ осажденъ Сигизмундомъ, жители окрестныхъ мѣстъ оставляютъ и домы и семейства свои въ жертву Полякамъ, чтобы спѣшить къ Пожарскому подъ знамя отечества!
   Я съ любопытствомъ взглянулъ на Троицк³я пушки, бросавш³я громъ на Поляковъ, и разсматривалъ остатки оруж³я, которымъ ихъ разили храбрые иноки. Здѣсь была особенная палата, наполненная бердышами, мечами и пищалями; но Генералъ-Фельдцейрмейстеръ Шуваловъ по указу Императрицы Елисаветы Петровны взялъ с³е древнее оруж³е въ Петербургъ; осталась только нѣкоторая часть его на память монастырю
   Въ Лаврѣ двѣ библ³отеки: одна принадлежитъ Семинар³и, а другая монастырю; первая состоитъ изъ 6000 книгъ, иностранныхъ и Рускихъ, историческихъ, нравоучительныхъ, богословскихъ, и проч; а во второй однѣ церковныя книги и рукописи. Въ Росс³и, подобно Какъ и во всѣхъ другихъ земляхъ, монахи во время общаго невѣжества были почти единственными хранителями любопытныхъ манускриптовъ. Всѣ историческ³я рукописи были изъ Троицкой библ³отеки посыланы къ ЕКАТЕРИНѢ Великой, Которая столь ревностно занималась нашею Истор³ею; но мнѣ сказывали, что въ нихъ нѣтъ никакихъ важныхъ отмѣнъ противъ напечатанныхъ лѣтописей.
   Къ любопытнымъ вещамъ въ лаврѣ принадлежитъ и большой колоколъ, въ 4000 пудъ вѣсомъ, первой въ Росс³и и въ цѣломъ свѣтѣ, такъ, что и славный Китайск³й не можетъ съ нимъ равняться. Вѣроятно, что онъ и навсегда останется первымъ: вкусъ къ огромнымъ колоколамъ проходитъ. Троицк³е всѣ называются особенными именами: Годуновъ, Лебедь, Переспоръ, и проч. - Видъ съ колокольни (превышающей двумя или тремя саженями Ивана Великаго) отмѣнно хорошъ; монастырск³я окрестности живописны.
   Еще недавно сломанъ Троицк³й каменный дворецъ Царя ²оанна Васильевича. Архитектура нынѣшняго дворца не показываетъ древности. Странно, что въ архивѣ монастырской не нашлось никакихъ записокъ о его построен³и. Знаютъ только, что онъ назывался Писаревскимъ, и что Тихонъ Писаревъ былъ Троицкимъ Архимандритомъ около 1720 году; слѣдственно можно заключить, что онъ и построенъ въ это время; внутри же украшенъ лѣпною работою при Елисаветѣ Петровнѣ. Зала, расписанная бирюзовою краскою, представляетъ въ барельефахъ всѣ побѣды ПЕТРА Великаго, съ девизами не дурно вымышленными. Я съ большимъ удовольств³емъ смотрѣлъ на барельефы и читалъ надписи. Въ двухъ комнатахъ стоятъ алебастровыя изображен³я всѣхъ нашихъ Князей и Государей съ самаго Рюрика, сдѣланныя съ медалей, которыя не весьма удачно изобрѣтены художникомъ. На примѣръ, Святославъ, чудесный Герой своего времени, столь прекрасно и живо описанный Несторомъ, изображенъ какимъ-то смиреннымъ Игумномъ: ни одной черты геройской! лицо Годунова характернѣе другихъ; оно безъ сомнѣн³я есть также вымыселъ; въ его время у насъ не писали портретовъ, воображая, что это грѣхъ, и что одни лица Святыхъ достойны живописи. Любопытно знать, когда и съ кого былъ написанъ первый портретъ въ Росс³и ? - ПЕТРЪ Велик³й могъ еще жить въ этомъ дворцѣ, онъ часто бывалъ въ Троицкомъ монастырѣ и часто бралъ деньги изъ монастырской казны, давая собственноручныя росписки, которыя и теперь хранятся въ лаврѣ. Онъ посылалъ Архимандрита въ церковь, оставался съ Келаремъ, и дружески спрашивалъ: есть ли у нихъ деньги? Келарь отвѣчалъ: ,,какъ не быть для Вашего Величества?" и приносилъ мѣшки. Надобно знать, что Троицк³е Архимандриты не вмѣшивались въ эконом³ю монастыря: ею занимались всегда Келари. Я слышалъ с³и подробности отъ такого человѣка, которому онѣ извѣстны по вѣрному предан³ю. - Садъ подлѣ дворца, состоящ³й изъ алей сѣнистыхъ, вокругъ немалаго пруда, и большое здан³е, гдѣ живутъ семинаристы, называются также Писаревскими.
   Троицкая Семинар³я, заведенная при Государынѣ Елисаветѣ Петровнѣ, есть одно изъ главныхъ духовныхъ училищъ въ Росс³и. Въ ней всѣхъ учениковъ около 400, изъ которыхъ 150 на полномъ казенномъ содержан³и. Кромѣ древнихъ языковъ, здѣсь учатъ Французскому и Нѣмецкому. Это похвально: кому надобно проповѣдывать, тотъ долженъ знать Боссюэта и Массильйона. Нѣкоторые изъ здѣшнихъ монаховъ говорили со мною по-Французски, а важные учители вмѣшивали въ свой разговоръ латинск³я фразы. Они доказывали мнѣ, что ученость привѣтлива: ходили со мною и все показывали съ видомъ искренней услужливости. Наука даетъ человѣку какое-то благородство во всякомъ состоян³и.
   Въ лаврѣ погребены мног³е знаменитые люди; и читая списокъ ихъ, я нашелъ множество именъ, которыхъ уже нѣтъ въ нашихъ дворянскихъ книгахъ: на примѣръ, Князей Пожарскихъ, Горбатыхъ, Гагиныхъ, Ряполоскихъ, Воротынскихъ. Князья Долгорук³е имѣли бы право возобновить фамил³ю Пожарскихъ, которой послѣдняя отрасль, внука (естьли не ошибаюсь) Князя Дмитр³я Михайловича, вышла за Долгорукаго; съ нею исчезло с³е имя, столь любезное для Рускихъ! - Мнѣ показывали гробъ славнаго Архимандрита Д³онис³я. Я спросилъ, гдѣ лежатъ кости добродѣтельнаго Келаря Авраама? и къ сожалѣн³ю услышалъ, что Преосвященный Платонъ, любя великихъ мужей Росс³и, напрасно искалъ его могилы; время сокрыло ее завѣсою тайны. Извѣстно только по запискамъ монастырскимъ, что Авраамъ оставилъ по кончинѣ своей: мало богатства, но много славы. - Въ Успенскомъ Соборѣ погребена единственная Лифляндская Королева въ свѣтѣ, Марѳа Владим³ровна, двоюродная Племянница Царя ²оанна Васильевича и супруга Магнуса, столь извѣстнаго въ нашей Истор³и. Iоаннъ игралъ судьбою сего Датскаго Принца; давалъ ему города, чтобы снова отнимать ихъ, велѣлъ лифляндцамъ быть ему вѣрными, и жестоко наказывалъ ихъ за с³ю вѣрность; пожаловалъ его въ Короли, и взялъ въ плѣнъ. Нѣжная супруга раздѣляла съ Магнусомъ непостоянную судьбу его; она по любви къ нему отказалась отъ Росс³и, когда онъ прибѣгнулъ наконецъ къ защитѣ Польши, и горести сократили жизнь ее. - Въ часовнѣ, при церкви Сошеств³я Св. Духа, стоитъ гробъ ученаго Грека Максима, еще болѣе добродѣтельнаго, нежели ученаго. Онъ противился браку Великаго Князя Васил³я ²оанновича съ Княжною Глинскою, находя его незаконнымъ - былъ сосланъ въ заточен³е, возвращенъ при ²оаннѣ и жилъ въ Троицкомъ монастырѣ, когда Царь, послѣ своей тяжкой болѣзни, съ Царицею и съ сыномъ пр³ѣхалъ въ с³ю обитель. Узнавъ о намѣрен³и его отправиться въ Кириловск³й монастырь, Философъ Максимъ всячески уговаривалъ Государя остаться въ Москвѣ, доказывая, что Богъ во всѣхъ мѣстахъ равно присутствуетъ, и что гораздо лучше царствовать добродѣтельно, нежели скитаться по отдаленнымъ монастырямъ. Видя же, что ²оаннъ не принимаетъ его совѣта, онъ предсказалъ ему кончину Царевича. Такъ повѣствуетъ Курбск³й, говоря, что благочестивый Максимъ призывалъ къ себѣ Князя Мстиславскаго, Адашева и его самого, заклиная ихъ удержать Царя. Но ²оаннъ не послушался, и предсказан³е сбылось. Сей анекдотъ дѣлается еще любопытнѣе своимъ послѣдств³емъ. Въ монастырѣ Св. Николая, на берегу рѣки Яхромы, путешествующ³й Царь желалъ увидѣться съ однимъ старымъ монахомъ, который прежде былъ Епископомъ, и котораго любилъ отецъ его. Князь Щербатовъ говоритъ, что лѣтописцы наши не сказываютъ имени сего монаха, а сохранили только его прозван³е Топорковъ. Почтенный Историкъ ошибся: Князь Курбск³й именуетъ его Севаст³аномъ, прибавляя, что онъ былъ родомъ изъ Лифлянд³и, и за его злыя дѣла лишенъ Епископскаго сана по смерти Васил³я ²оанновича. Сей чернецъ совѣтовалъ Царю быть истинно самодержавнымъ, отнять всю власть у Бояръ и царствовать Ужасомъ. ²оаннъ, по словамъ Курбскаго, такъ плѣнился коварнымъ совѣтомъ монаха, что поцѣловалъ руку его съ восторгомъ, сказавъ: самъ отецъ мой не могъ бы присовѣтовать мнѣ лучше!.. Царевичь Димитр³й скончался дорогою; скоро умерла добродѣтельная Царица Анастас³я; ²оаннъ началъ свирѣпствовать, и къ семейственнымъ утратамъ своимъ прибавилъ еще важнѣйшую: потерю любви народной. - Умный Историкъ долженъ разсказывать так³е анекдоты: ибо они любопытны и показываютъ образъ мыслей времени; но онъ имѣетъ еще и другую обязанность: разсуждать, и сказки отличать отъ истины. Подлѣ Успенскаго Собора вростаетъ въ землю маленькая, желѣзомъ крытая палатка, гдѣ погребена фамил³я Годуновыхъ: Царь Борисъ, супруга его, сынъ Ѳеодоръ и нещастная Ксен³я. Кто не остановится тутъ подумать о чудныхъ дѣйств³яхъ властолюб³я, которое дѣлаетъ людей великими благодѣтелями и великими преступниками? Естьли бы Годуновъ не уб³йствомъ очистилъ себѣ путь къ престолу, то Истор³я назвала бы его славным

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа