Главная » Книги

Лелевич Г. - Александр Безыменский, Страница 2

Лелевич Г. - Александр Безыменский


1 2

bsp;  Ключа бы подобрать не смог.
   Слова, что не взбредут на ум нам,
   Он так и жарит, так и прет...
   (Пока он быть стремится умным,
   Позевки раздерут нам рот)...
  
   Но вместе с этой светлой улыбкой над слабыми нашими местами у Безыменского встречается и дышащая пламенной ненавистью суровая сатира. Его большая поэма "Городок" это - огромный плевок в лицо обывательщине, это - беспощадное вскрытие ее гнилого нутра. Чего стоят, например, такие строки?
  
   Священнодействие обеденного часа -
   Молитва человеков и вещей!
   И город молится над чашкой жирных щей,
   Крестясь куском поджаренного мяса
  
   Не менее беспощадна и небольшая поэма "Баррикада смеха", бичующая отвратительную накипь Нэпа.
   Характерны для Безыменского, как сатирика, многочисленные острые словечки, многие из которых без сомнения станут разменной монетой языка. Таковы: "Он умер в уездном масштабе"; только лишь из "Наркомпроса" не создашь "Нарком-пшена"; если этот Лир икал, все говорили: "Лирика"; и мн. др.
   Часто у Безыменского встречается такой сатирический прием: в один ряд ставятся понятия совершенно различных типов так, что одно из них принижает другое и создает нужное презрительное настроение:
  
   1) Сон спокойный ему купить бы!
   Сон спокойный. И письменный стол.
   2) ... Вечно снится
   Листок охранный для замков:
   "Освобожден от реквизиций,
   От постояльцев и мозгов"...
  
   Последней отличительной чертой творчества нашего поэта является его способность "одемьяниться". Тов. Якубовский как-то на страницах "Красной Нови" недоумевал, что значит "одемьяниться". Безыменский на деле об'яснил это. Он не только показывает в своих стихах людей и дела революции, - он откликается на злобу дня. Дать частушки о партийной дискуссии - для него не менее важное дело, чем написать поэму. Недаром ему принадлежит текст целого ряда комсомольских песен, в том числе популярнейших "Молодой Гвардии" и "Комсофлотского марша".
  

7. Форма.

  
   Художественная форма Безыменского богата и разнообразна. Он далек от сектантской узости доктринеров и "стародумского", и лефовского типов. Он сам прекрасно сформулировал принципы формального построения своих произведений:
  
   Карябать ямбами не нам бы
   В наш городской, динамный век.
   Но что поделать, если в ямбы
   Подчас и жизнь "стремит свой бег?"
   ..................................
   ...И жизнь ведь не всегда волненье...
   (А в ритмике художник строг)
   Порою нам нужно теченье
   И мужественность ямбных строк.
   У жизни ритм - тысячезвучен.
   Канонов не установить.
   Умей же - не веленьем щучьим -
   Десятки ритмов уловить.
  
   Действительно, Безыменский с одинаковым умением применяет и классические метры, и перебойные метро-ритмы, и текучие ритмы "свободного стиха", все в зависимости от содержания. Стих его часто достигает изумительной чеканности и звонкости:
  
   Перепалки, перебранки,
   Смех и снег летит в глаза.
   Эх, тальянки д'медны планки
   Тонки, звонки голоса!
   Где вам, тонким, в перегонки
   С гулким гонгом крикунов?
   Миру рвем мы перепонки
   Громким боем буйных слов!
  
   Лучшим образцом мастерства Безыменского в области ритма и инструментовки может послужить положенная на музыку "Песня машинок":
  
   Стукай, стукай,
   Многорукий,
   Стукай, гукай,
   Стукай, тки.
   Любый кто-то
   С лютой мукой
   Послан в роты
   И полки...
  
   А на ряду с такими виртуозными ритмическими построениями мы видим у Безыменского прекрасные образцы простого народного сказа ("Дело было, знаешь где" - в "Профессоре").
   Не менее разнообразна и совершенна рифма Безыменского.
   Говоря о форме стихов Безыменского, нельзя не остановиться на так называемых "формальных влияниях". Как известно, ни один молодой поэт (и особенно поэт молодого класса) не может сразу избежать влияния того или иного более старого мастера, той или иной предшествующей школы. На Безыменского особенно сильное действие произвело без сомнения творчество Владимира Маяковского. Ритм, разбивка строк, композиция очень часто у нашего поэта весьма и весьма напоминают приемы вождя футуристов. Местами это доходит до полной аналогии:
  
   Только тот наших дней не мельче,
   Только тот на нашем пути
   (Безыменский)
  
   Только тот коммунист - истый,
   Кто мосты к отступленью сжег
   (Маяковский).
  
   Но новое содержание, а содержание поэзии Безыменского даже в отдельной степени не напоминает содержания Маяковского, диктует новую форму. И, знакомясь со стихами Безыменского в их хронологической последовательности, убеждаешься в том, что наш поэт через приемы Маяковского идет к своей организованной и твердой форме. Наиболее ярко, быть может, это проявляется в том, что у Безыменского уже встречается порою пародийное использование строк Маяковского (сравни "Левый марш"):
  
   Взгляд их померк орлий.
   В прошлое начали пялиться.
   Крепи, мол, у пива на горле
   Рты, а не пальцы??
  
   А ведь пародия - один из первых признаков освобождения от формального влияния!
   Другим значительным влиянием, которое претерпел Безыменский, следует признать влияние имажинистов. Основная черта имажинизма это - фетишизирование изобразительного образа, возведение его в самоцель, совершенствование его за счет единого творческого образа всего произведения. Изобразительные образы у Безыменского ярки и незабываемы. Вот наудачу несколько примеров:
  
   1) Кирпичные мальчишки-трубы
   Дымят махоркой в небеса
   2) Речь моя - как часы без пружин.
   3) Вышла злая бездельница-ночь,
   В небесах сторожей посадила,
   И погнала работника {*} прочь
   {* Солнце.}
   Черной лапой - в затылок.
   4) Тебе {*} мы в артерии брызнем
   {* Деревне.}
   Волной электрической крови
   5) Мой мозг - невидимый наборщик -
   Становится за кассу книг
   6) Я весенним соком,
   Соком мускулов и мозга
   Теку
   По асфальтовым стволам городов
   К заводам.
  
   Однако, это богатство изобразительных образов давно уже перестало препятствовать у Безыменского созданию единого творческого образа. Достаточно прочесть "Петра Смородина", "Шапку", "Комсомолию", чтобы убедиться, что яркие изобразительные образы в стихах нашего поэта только способствуют выявлению основного образа произведения. И если в первой части "Городка" иногда еще из-за деревьев образов не было видно леса художественной цельности, то в последних произведениях этот недостаток исчез или почти исчез. И поэтому вполне прав тов. Троцкий, когда он пишет:
  
   Безыменский - поэт, подлинный, настоящий. Можно было бы без труда указать те или другие формальные влияния, под которыми находился или находится Безыменский. Да как же иначе? Поэт не рождается голым человеком на голой земле. Формальная полузависимость Безыменского, при его глубокой внутренней, органической независимости, есть только накопление технического мастерства.
  
   Необходимо отметить еще достижения Безыменского в области словаря. Он впервые ввел в поэзию целый ряд выражений, терминов, словечек, распространенных в нашем быту, - особенно комсомольском, но не употреблявшихся до него.
  

8. Дальнейшие пути.

  
   Каковы-же творческие перспективы, открывающиеся перед Безыменским? Помимо дальнейшего варьирования прежних творческих приемов, перед Безыменским встают три основных задачи.
   Одна из них - художественный показ реального рабочего от станка. Безыменский дал нам богатейшую галлерею типов. Среди них есть не мало пролетариев, но они показаны не в процессе производства, не в заводском быту. Присоединить к этой галлерее пролетариев, одетых не в красноармейскую шинель, а в рабочую блузу, работающих не в Губкомах и на фронтах, а у станка - вот дальнейшая задача Безыменского.
   Безыменский - один из первых пролетарских писателей, перешедших от абстрактной "космической" лирики и дидактики к конкретному эпосу. Мы находим у него и эпические фрагменты и большое эпическое полотно. Но в этом полотне у него отсутствует фабула, отсутствует единый развернутый сюжет. Дать сюжетный эпос - вторая важнейшая задача Безыменского.
   Наконец, в области формы Безыменскому придется развить и углубить овладение художественной простотой, являющейся не следствием примитивности и ученичества, а результатом большого мастерства. Последние вещи Безыменского уже достигли очень значительных успехов в этом направлении.
   Целостность пролетарского мироощущения, великолепное чутье жизни, формальное мастерство, ясное сознание своих поэтических задач, - все эти черты Безыменского внушают нам уверенность, что этот поэт, давший так много пролетарской литературе, справится и с дальнейшими задачами.
  

Другие авторы
  • Бестужев Михаил Александрович
  • Бахтурин Константин Александрович
  • Козачинский Александр Владимирович
  • Замакойс Эдуардо
  • Жиркевич Александр Владимирович
  • Островский Александр Николаевич
  • Крюковской Аркадий Федорович
  • Теляковский Владимир Аркадьевич
  • Аристов Николай Яковлевич
  • Фукс Георг
  • Другие произведения
  • Щеголев Павел Елисеевич - Из семейных воспоминаний о кишиневской жизни Пушкина
  • Мультатули - Хрезос
  • Стивенсон Роберт Льюис - Похищенный
  • Житков Борис Степанович - Мангуста
  • Михайловский Николай Константинович - О Всеволоде Гаршине
  • Булгаков Федор Ильич - Любовь при господстве гильотины
  • Толстой Лев Николаевич - Том 39, Статьи 1893-1898
  • Алданов Марк Александрович - Сент-Эмилионская трагедия
  • Энгельгардт Михаил Александрович - Уильям Гарвей. Его жизнь и научная деятельность
  • Перцов Петр Петрович - Воспоминания о В. В. Розанове
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа