Главная » Книги

Лессинг Готхольд Эфраим - Готхольд Эфраим Лессинг: биографическая справка, Страница 2

Лессинг Готхольд Эфраим - Готхольд Эфраим Лессинг: биографическая справка


1 2

рм. В 17-м из "Писем о новейшей немецкой литературе" ("Briefe die neueste Literatur betreffend", 1759-65) драматургии франц. классицизма с его аристократич. тенденциями, на к-рую ориентировался Готшед, Л. противопоставил реалистич. и демократич. образцы - Шекспира, нем. нар. драму о Фаусте (включенный в это письмо отрывок из незаконч. пьесы Л. "Фауст" явился одним из стимулов к созданию "Фауста" И. В. Гёте). В критич. соч. "Лаокоон..." ("Laokoon, oder эber die Grenzen der Malerei und Poesie", 1766) Л. в противовес принципу идеализации, характерному для поклонника античности И. Винкельмана, обосновал реалистич. учение о поэзии. Предметом изображения в пространственных искусствах - скульптуре и живописи - являются тела, в поэзии же - действия, развивающиеся во времени. Поэзии доступна более широкая сфера изображения, чем живописи и скульптуре, она способна охватить жизнь во всем ее богатстве, передать ее динамику. Борьбу с эстетикой классицизма Л. продолжил в "Гамбургской драматургии" ("Hamburgische Dramaturgie", Bd 1-2, 1767-69), где заложены теоретич. основы нем. нац. реалистич. театра и драмы. Л. рассматривает здесь театр как трибуну, как "добавление к законам" (см. Избр. произв., М., 1953, с. 519), служащее орудием обществ. воспитания. Задача драматургии и театра - правдивое воспроизведение всей полноты жизни. Требуя от театра естественности, правдивости, простоты формы, Л. подвергает суровой критике франц. трагедию 17 в. за холодность, аффектированность - результат мертвящего влияния придворного "общества". По убеждению Л., трагедия должна изображать возвышенные и трагич. переживания не только одних королей, но и простых людей. Как и др. просветители-рационалисты, Л. не вполне преодолел внеисторич. отношение своих предшественников к "Поэтике" Аристотеля, хотя дал новое творческое ее истолкование. Осн. законом драмы, по Л., является единство действия, единства же времени и места, на соблюдении к-рых настаивали теоретики классицизма, необязательны, они ведут к безжизненной "правильности". Типичность в иск-ве может иметь многообразный характер. Цель трагедии - возбуждать в зрителе не только ужас, но и сострадание, воспитывая в нем силу и мужество, соединенные с отзывчивостью. Величайшей заслугой Л. является высокая оценка Шекспира, драмы к-рого он сблизил с антич. драматургией и противопоставил трагедиям 17 в.
   Важное значение для развития передовой нем. лит-ры и публицистики имели полемич. соч. Л.: "Письма антикварного содержания" ("Briefe antiquarischen Inhalts", 1768-1769) - против влиятельного псевдоученого-антиквара Клотца, и особенно памфлет "Анти-Гёце" ("Anti-Goeze", 1778) - против реакционера-доносчика пастора Гёце. В первом Л. выступил с осуждением мертвой, оторванной от жизни схоластич. науки, а во втором защищал права свободного научного исследования от посягательств церк. реакции. В философ. соч. Л. опирался на идеи Б. Спинозы и Г. В. Лейбница, истолковав их материалистически (см. запись его разговора с Ф. Г. Якоби, 1780, сделанную последним в кн.: "Об учении Спинозы", 1785), защищал независимость науки и нравственности от религии. В соч. "Воспитание человеческого рода" ("Erziehung des Menschengeschlechts", 1780) Л. доказывал, что различные религии являются ступенями на пути "воспитания" человечества, зрелость к-рого приведет к полному освобождению от религии, торжеству разума и справедливости. В соч. "Эрнст и Фальк" (1778-80), посвященном критике религии, феод. общества и гос-ва, получили выражение диалектич. догадки о противоречиях обществ. развития, но вместе с тем проявилась характерная для нем. Просвещения созерцательность, надежды на медленный, стихийный прогресс культуры, что составляет слабую сторону взглядов Л.
   "...Отец новой немецкой литературы", по определению Н. Г. Чернышевского (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 9), Л. нашел продолжателей своего дела в лице И. В. Гёте, Ф. Шиллера и др. деятелей Германии. Высокую оценку Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, рус. революц. демократы. В России драматургия Л. стала известна еще в 18 в. В 1788 Н. М. Карамзин напечатал перевод "Эмилии Галотти". О Л.-драматурге и теоретике драмы сочувственно отзывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев. Чернышевский посвятил Л. монографию (1857), где осветил его историч. роль и борьбу за преобразование нем. лит-ры. Марксистскую оценку деятельности Л., разоблачающую реакц. фальсификацию его наследия бурж. наукой, дал Ф. Меринг в "Легенде о Лессинге" (1893).
   Соч.: Sämthche Schriften, 3 Aufl., Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924 (Bd 22, Tl 2, 1919, содержит перечень лит-ры о Лессинге с 1749 по 1919); Werke, Tl 1-25, В., 1925-35; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., 1954-58; Auswahl, Bd 1-3, Lpz., 1952; Briefe von und an G. E. Lessing, Bd 1-5, Lpz., 1904-07; Gespräche, В., 1924; в рус. пер. - Соч., т. 1-5, СПБ, 1882-83; Собр. соч., т. 1-10, СПБ, 1904; Избр. произв., М., 1953; Драмы, М. - Л., 1937; Гамбургская драматургия, М. - Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957.
   Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Добролюбов Н. А., Лаокоон... Соч. Лессинга. [Рец.], Собр. соч., т. 4, М. - Л., 1962; Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956; Альтман И., Теория драмы Лессинга, в его кн.: Избр. статьи, М., 1957; Фридлендер Г., Лессинг. Очерк творчества, М., 1957; Меринг Ф., Легенда о Лессинге, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 1, М. - Л., 1934, с. 91-470; Манн Т., Памяти Лессинга, Собр. соч., т. 10, М., 1961; Манн Г., Лессинг, Соч., т. 8, М., 1958; Kommerell M., Lessing und Aristoteles, 2 Aufl., Fr./M., [1957]; Mann O., Lessing, 2 Aufl.. Hamb., 1961; Schneider H., Das Buch-Lessing, Bern - Münch., [1961]; Szarota E. M., Lessings "Laokoon", Weimar, 1959; Rilla P., Lessing und sein Zeitalter, B., 1960; Braun J. W., Lessing im Urteil seiner Zeitgenossen, Bd 1-3, B., 1884-97; Korff H. A., Lessing, Kleist, Schiller, Lpz., 1961; Seidel S., G. E. Lessing, 1729-1781. Eine EinfЭhrung in sein Leben und Werk, B., 1963.

Г. М. Фридлендер

  
   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 4: Лакшин - Мураново. - 1967. - С. 163-167.
  
  
  
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа