Главная » Книги

Лукомский Георгий Крескентьевич - Художественная жизнь Москвы

Лукомский Георгий Крескентьевич - Художественная жизнь Москвы


  

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ МОСКВЫ

  
   "Аполлонъ", No 5, 1909
  
   Выставки, театральныя постановки, балы, кабарэ, лекц³и, посвященныя пластическимъ искусствамъ, богатѣйш³я издан³я и уличные листки, гранд³озные новые доходные дома, выдержанные, стильные особняки, панно и фрески въ ресторанныхъ залахъ, огромные плакаты кинематографовъ и стилизованныя рекламы магазиновъ...
   А все вмѣстѣ совсѣмъ не убѣждаетъ въ томъ, что мы возвращаемся къ забытому культу красоты, что намъ "н_у_ж_н_о" искусство, не показываетъ интереса и уважен³я у публики къ художнику, къ его работѣ, его жизни! Развит³е искусства идетъ помимо общественнаго, тѣмъ болѣе государственнаго попечен³я. Творчество большинства художниковъ - внѣ приложен³я, внѣ спокойной увѣренности въ томъ, что труды ихъ "понадобятся". Даже болѣе изысканный спросъ на издѣл³я мастерскихъ Строгановскаго училища, "Муравы", "Талашкина", "Абрамцева", Московскаго кустарнаго склада - капля въ морѣ по сравнен³ю съ равнодушнымъ потреблен³емъ фабрикуемаго уродства.
   Какъ мало людей (имѣющихъ всѣ данныя, обладающихъ всѣми средствами) заботятся о дѣйствительно красивомъ въ жизни. Въ лучшемъ случаѣ, внѣшняя красивость - и сойдетъ.
   Много анализа, но нѣтъ стремлен³я къ "созидан³ю", нѣтъ стиля, нѣтъ "картиности" жизни. И особенно мало реагируютъ на искусства пластическ³я высш³е классы общества. "Выставочная публика" на половину состоитъ изъ учащихся, на половину изъ спец³алистовъ. И сколько дворцовъ, особняковъ, богатыхъ квартиръ, населенныхъ претендующими на обладан³е изысканнымъ вкусомъ и наполняющими комнаты самымъ вульгарнымъ "художествомъ"!
   Старина мало имъ извѣстна, современное искусство - чуждо.
   И эта пропасть между публикой и художниками, главнымъ образомъ, велика какъ разъ въ той области, гдѣ было еще не такъ давно стремлен³е къ любовному сближен³ю съ творцами, было проявлено къ нимъ столько уважен³я и довѣр³я.
   За границей культурная психолог³я людей спасаетъ до нѣкоторой степени искусство отъ полнаго упадка; самоутвержден³е, самомнѣн³е, вмѣстѣ съ нац³ональнымъ тщеслав³емъ, поддерживаютъ любовь къ старинѣ, помогаютъ развит³ю новыхъ течен³й.
   Изучен³е больше всего самихъ себя - замкнутость, противоположная нашему космополитическому умѣн³ю проникнуться духомъ всѣхъ стилей и всѣхъ эпохъ,- это бодрое отвоевыван³е правъ на преобладан³е своего искусства (посмотрѣть только, какая борьба идетъ сейчасъ у нѣмцевъ съ французами, споры о присвоен³и себѣ началъ готики, закончивш³еся только изслѣдован³ями Шуази, доказавшими, что первоисточники этого стиля занесены изъ Сир³и и Перс³и крестоносцами) такъ противоположно нашему постоянному самобичеван³ю, нашей неудовлетворенности, требовательности выше всякихъ мѣръ. Въ Росс³и нѣтъ терпимости къ новому слову, начинан³ю; нѣтъ поддержки - ни въ матер³альномъ, ни въ нравственномъ отношен³яхъ; выискиван³е мелочей, бездарныя придирки создаютъ отрицательное отношен³е даже къ признаннымъ за границею русскимъ достижен³ямъ. А къ этому еще присоединяется поголовная вздорность какого-то традиц³оннаго понят³я "бомонда", что иностранное искусство и въ наше время неизмѣримо выше русскаго. Тутъ нужна какая-то всеобщая перестройка жизни, нуженъ какой-то очень сильный толчокъ, чтобы сбить сразу всю эту закоснѣлость предразсудковъ; нужна и долгая работа по воспитан³ю массы, и особенно въ ея аристократической части.
   Однако, въ московской художественной жизни дѣло обстоитъ, пожалуй, благопр³ятнѣе, нежели въ другихъ городахъ.
   Выдѣляются имена крупныхъ меценатовъ, создававшихъ и создающихъ вокругъ себя небольш³е кружки, и выходитъ изъ нихъ не мало очень даровитыхъ художниковъ. Но искусство неизбѣжно отражаетъ общую заброшенность культа красоты. Быть можетъ, здѣсь нуженъ совсѣмъ иной подходъ? Совсѣмъ иной - чтобы указать людямъ тѣ переживан³я, на которыя они не способны по своей слабости, чтобы увлечь ихъ въ "чудесный садъ", заглянувъ въ который они поняли бы, какою уродливою жизнью живутъ?
   И не нужно убѣжден³я "отъ противнаго". Методъ Т. Heine - укоръ, насмѣшка, сатира - не тронетъ самоувѣренную толпу (No "Сатирикона" "О пошлости"). Чтобы люди смогли усвоить открываемое имъ красивое, нужно воспитан³е вкуса,- а это даетъ традиц³я, и только на основѣ завѣщаннаго намъ вѣками достоян³я надо строить новое искусство. Да будетъ этотъ антиреволюц³онный - "аполлоническ³й" принципъ нашимъ лозунгомъ. Стремлен³е къ ретроспективности давно уже замѣтно въ кругу наиболѣе талантливыхъ и "спокойно" передовыхъ художниковъ. И этотъ поворотъ къ изучен³ю и совсѣмъ особому перевоплощен³ю старины привлекаетъ многихъ приверженцевъ.
   Все больше и больше на нашихъ выставкахъ опытовъ, въ которыхъ за отправную точку избраны - искусства предыдущихъ эпохъ, отъ архаической (Бакстъ, Коненковъ) до недавно-минувшихъ (романтическ³й пейзажъ на выставкѣ Московскаго Т-ва Художниковъ въ этомъ году).
   Въ центрѣ новыхъ течен³й остаются все тѣ же бодро и увѣренно идущ³е впередъ въ своемъ развит³и художники "Союза" (о, конечно, не всѣ!), опирающ³еся на завѣты прошлаго, признающ³е логику преемствениости Бакстъ, Бенуа, Лансере, Добужинск³й, Сомовъ, Рерихъ, Судейкинъ, Стеллецк³й и др.- и постепенно увеличивается успѣхъ этой части художниковъ. Въ нынѣшнемъ году наибольшее количество публики посѣтило именно "Союзъ". Только самые молодые все еще не вѣрятъ въ необходимость для существован³я искусства общен³я публики съ художникомъ и отрицаютъ всю историческую важность этой зависимости. И поэтому они не только не помогаютъ своимъ старшимъ собрат³ямъ въ дѣлѣ развит³я и постепеннаго приручен³я "дикой" публики, но даже отпугиваютъ - бѣдную, испорченную, не знающую, чему вѣрить, толпу - пр³емами, ничего общаго не имѣющими съ искусствомъ, какъ его понимали до сихъ поръ тысячелѣт³я.
   Сезонъ московской художественной жизни, опредѣляющ³йся небольшимъ пер³одомъ - отъ Рождества до конца января - въ этомъ году заключалъ тринадцать выставокъ. Изъ нихъ три - "Союзъ", "Товарищество" и "Передвижная" - очень больш³я по количеству выставленныхъ работъ.
   "Союзъ" расположился въ помѣщен³и Литературно-Художественнаго кружка. Привѣтливо, уютно, но, къ сожалѣн³ю, совершенно не приспособлено для выставки. Популярность этого помѣщен³я, однако, содѣйствовала успѣху "Союза". Залы кружка помнятъ историческ³е рефераты и еще болѣе "историческ³я" прен³я. Здѣсь же перебывало столько разныхъ юбилеевъ и торжественныхъ чествован³й. И - публика толпой шла на выставку, размѣстившуюся, какъ довелось, въ ей знакомомъ и дорогомъ "кружкѣ".
   Петербургу, да и вообще художественной публикѣ, большая часть картинъ знакома по выставкамъ "Салона" и "Союза" 1909 г. Изъ новаго матер³ала - только работы петербуржцевъ (за исключен³емъ очень немногихъ) представляютъ выдающ³йся интересъ.
   Нѣкоторые художники представлены очень полно (Бенуа, Добужинск³й, Юонъ, Сѣровъ) или даже выдѣлены въ отдѣльныя комнаты (Рерихъ, Суриковъ).
   Но если радуешься основному содержан³ю выставки - въ ея центрѣ (Рерихъ - 64 NoNo, Бенуа, и др. петербуржцы "ретроспективисты" и так³е москвичи, какъ - Сѣровъ, Юонъ),- то невольно удивляешься, къ чему столько балласту въ видѣ работъ ("правой" стороны) москвичей-пейзажистовъ (кромѣ Крымова), изображающихъ все тѣ же холмы да лѣсочки, почему такъ случайны работы "лѣвой" стороны (Ѳеоѳилактовъ) и почти вовсе нѣтъ отражен³я окружающаго художниковъ пейзажа города, "быта" мѣщанства и м³ра аристократизма, который можно и пора представлять, но, конечно, въ такомъ же благородномъ художественномъ преображен³и, въ какомъ изображаетъ крестьянство - Б. Кустод³евъ. Историческ³й жанръ: работы А. Бенуа, Сурикова, Иванова и А. Васнецова. Но Суриковъ далъ только подготовительные наброски, Ивановъ - слишкомъ близокъ во всѣхъ оттѣнкахъ творчества своего къ "передвижническому" пониман³ю, А. Васнецовъ - въ этомъ году окончательно плохъ. Такимъ образомъ "Выходъ Императрицы Екатерины въ Царскомъ Селѣ" Александра Бенуа - единственная большая историческая "картина" на выставкѣ.
   Залы знаменитаго растрелл³евскаго дворца, увѣшанные картинами. Богатые карнизы, пилястры, наличники. Разукрашенная толпа притихла, и торжественно-величаво выступаетъ Екатерина. Вдали - анфилада комнатъ... и столько блеска, столько красоты эпохи! Другая картина А. Бенуа - "Помѣщикъ въ деревнѣ". Лѣтн³й день, облачное небо, зеленыя купы деревьевъ, трельяжныя бесѣдки, макушки церквей; въ саду на пескѣ дѣтск³я колясочки, бабы работаютъ въ огородѣ. Сельская идилл³я конца XVIII вѣка: на террасѣ - прохладныя тѣни; изнѣженный, отдыхающ³й помѣщикъ забавляется съ челядью. Тихая, лучистая поэз³я барскаго быт³я - и правдивость "художнически" переданнаго быта, и въ этомъ отлич³е отъ неумѣлыхъ въ рисункѣ и безвкусныхъ въ выборѣ красокъ картинъ ,семидесятниковъ'. Выставлены еще эскизы декорац³й А. Бенуа къ "Павильону Армиды", изъ которыхъ особенно хороша купольная ротонда,- пейзажи "Лугано", на которыхъ зеленыя горы отражаются въ зеркальныхъ водахъ озера; "общ³е виды" приближаются по мастерству къ Тёрнеровскимъ. Еще - "Сорренто", церковный "intérieur" въ Бретани и чудесный архитектурный набросокъ церкви въ Комп³оне, выполненный съ большимъ чувствомъ красокъ и формы.
   Театральныя декорац³и: у Н. Рериха нѣтъ большихъ холстовъ, какъ въ прошломъ году на "Салонѣ", но художникъ представленъ очень разносторонне. Здѣсь и декорац³онныя постановки ("Князь Игорь", "Псковитянка", "Валкир³я"), и архитектурные этюды, н пейзажи, и эскизы для мозаичныхъ фресокъ и панно. Особенно красивы эскизы декорац³й: къ "Князю Игорю" - струящ³яся къ небу испарен³я, внутренность палатъ; къ "Псковитянкѣ" - "Шатеръ ²оанна Грознаго" - малиновая завѣса, за приподнятымъ краемъ которой виденъ чудесный блѣдно-зеленый холмистый пейзажъ; къ "Снѣгурочкѣ" - морозная, звѣздная ночь, и въ котловинѣ - занесенная снѣгомъ, мерцающая огоньками сказочная деревушка. М. Добужинск³й представленъ, главнымъ образомъ, рисунками постановки "Мѣсяца въ деревнѣ". Декорац³я 2-го дѣйств³я - "Пруды" - осуществлена на сценѣ иначе, "Диванная" одинаково великолѣпна и на рисункѣ, и въ декорац³яхъ. Костюмы очень продуманы, строго документальны и тонко-красочны. Выставлены еще рисунки Добужинскаго къ повѣсти С. А. Ауслендера "Ночной принцъ", для 1-го номера "Аполлона", и нѣсколько работъ съ прошлогоднихъ выставокъ "Союза" и "Салона" ("Мостъ Tower", "Провинц³я", "У Чернышева моста" и др.).
   И. Я. Билибинъ далъ только работы для постановки "Золотого Пѣтушка" на сценѣ театра Зимина въ Москвѣ.
   Въ небольшомъ размѣрѣ рисунки декорац³й плѣняютъ строгою графичностью пр³ема, фантастикой, яркоцвѣтною сказочностью. Костюмы, разнообразные по замыслу, радуютъ глазъ красочными сочетан³ями (Звѣздочетъ, Шемаханская царица).
   Чтобы закончить о театральныхъ постановкахъ - нѣсколько словъ о Стеллецкомъ, выставившемъ эскизы декорац³й къ "Царю Ѳеодору" (бывш³е въ "Салонѣ" 1909 г.), до сихъ поръ не осуществленныхъ. Райская красочность въ сочетан³яхъ блѣдно-голубого, матово-розоваго съ остро-зеленымъ. Перспективныя условности старинныхъ иконъ и рисунковъ-лубковъ, крутыя шашчатыя крыши, площади широк³я, пѣтушки раззолоченные, деревья перисть³я - все вмѣстѣ говоритъ объ очень благородномъ пониман³и русскаго архитектурнаго пейзажа XVI-XVII вѣковъ.
   А. Головинъ, С. Судейкинъ отсутствуютъ въ этомъ году совсѣмъ; Бакстъ далъ только "Античный ужасъ", Врубеля - на выставкѣ: "Ангелъ" и "Портретъ". Портреты: у К. Сомова портретъ М. Кузмина - рѣдкой нѣжности рисунка; автопортретъ совсѣмъ строг³й, но можетъ быть нѣсколько субъективно по сходству понятый, и - молодой дѣвушки.
   У В. Сѣрова изумительный портретъ Г-жи Оливъ - очень характерно понятый женск³й типъ русскаго аристократизма; А. П. Павловой - интересный, какъ рисунокъ для плаката: на большомъ синемъ листѣ - силуэтъ стройной, нѣсколько застывшей въ позѣ и безъ легкости въ полетѣ, фигуры артистки; портреты Г-жи Цейтлинъ и св. кн. Ливенъ - выработанныя съ обычнымъ для Сѣрова мастерствомъ и серьезностью работы. Б. Кустод³евъ выставилъ немного: "Портретъ жены художника", очень красивый по сочетан³ю бѣлыхъ березовыхъ стволовъ съ яркими цвѣтами платка, "Модель" - показывающую въ авторѣ опытнаго мастера обнаженнаго тѣла, и - интересно задуманныхъ "Дѣтей".
   Жаль, что нѣтъ работъ того характера, который ставитъ Б. Кустод³ева на первое мѣсто, какъ изобразителя крестьянскаго быта. Вѣдь до него только Рябушкинъ подходилъ такъ же художественно къ этой опасной темѣ, но Кустод³евъ болѣе современный мастеръ, и яркая румяная цвѣтистость ярмарокъ, ларчиковъ,ситцевъ, хороводовъ, рябинокъ, острое умѣн³е передать наиболѣе типичный складъ великорусскаго лица съ блѣдными матовыми глазами, растеряннымъ или ласковымъ взоромъ, "топорность" фигуръ, жестовъ, плечъ, рубахъ, подлинная типичность, - повторяю, - заставляетъ на него возлагать больш³я надежды, какъ на изобразителя простонароднаго быта. Много работъ Л. О. Пастернака, нѣсколько однообразныхъ по пр³ему. Нѣтъ его лучшихъ женскихъ или дѣтскихъ портретовъ. А так³я больш³я вещи, какъ портретъ Ключевскаго, ему плохо удаются.
   К. Коровинъ - рваный, бурый въ этомъ году. Портретъ гр. Комаровской значительно проигрываетъ отъ подозрительной красочности. Я. Ц³онглинск³й со своими портретами - какое-то недоразумѣн³е на "Союзѣ"! "Инд³я", "Сахара" даже не занятны по пятнамъ красокъ.
   Портреты Дурнова - очень горяч³е, смѣлые. "Мальчикъ" и "Букетъ розъ" - написаны съ большимъ умѣн³емъ. Юр³й Рѣпинъ - еще очень не ровенъ.
   Жанръ бытовой на выставкѣ - въ работахъ Юона. У него большое умѣн³е отмѣчать интересность и нац³ональность въ чертахъ жизни - уличной, кабацкой, балаганной, ярмарочной или фешенебельной ("Дворянское Собран³е" въ прошломъ году), съ другой стороны - нѣтъ остроты и чуткаго умѣн³я въ передачѣ отдѣльныхъ лицъ: фигуры у него только какъ части толпы, какъ отдѣльныя пятна на полотнѣ, но въ этомъ обобщен³и пейзажа съ людьми - его особенность.
   Очень интересна въ нынѣшнемъ году "Ночь" Юона въ желтыхъ тонахъ газоваго освѣщен³я - черные силуэты людей. И если Кустод³евъ - пѣвецъ красоты быта крестьянскаго, то Юонъ - изобразитель уѣздной мѣщанской жизни, пригородныхъ кварталовъ, трактировъ съ рѣзными пѣтушками, вывѣсками. Суриковъ,- какъ я уже упоминалъ,- далъ рядъ непр³ятныхъ подготовительныхъ портретовъ къ картинамъ. Незамѣтно пока, чтобы это было большимъ пр³обрѣтен³емъ для "Союза".
   Малютинъ въ нынѣшнемъ году - разбросанный; нѣтъ и "сказки" въ его работахъ.
   Intérieur'ы Средина слабѣе, чѣмъ въ предыдущ³е годы, Линдеманъ - еще болѣе подъ вл³ян³емъ Cari Larson'а, а работы Луговской-Дягилевой - похожи на "intimités" Vuillard'а; перспективно очень невыработанныя - онѣ заключаютъ, однако, нѣкоторую интересность въ умѣн³и передать пошловатость буржуазной обстановки.
   Пейзажъ - очень обиленъ на "Союзѣ", но, къ сожалѣн³ю, только немногое побуждаетъ къ тому, чтобы сказать о немъ подробнѣе. Остроумова-Лебедева дала нѣсколько чудесныхъ "деревянныхъ гравюръ" и большой пейзажъ гвашью: "Паркъ". Рыловъ, на этотъ разъ нѣсколько ѣдк³й, острый, и въ своей ,свинцовости' случайный, какъ и Анисфельдъ, давш³й пейзажи очень нѣжные, но, какъ будто, изъ числа его давнишнихъ работъ.
   Крымовъ возбуждаетъ много толковъ. Отъ пр³ема нѣжно-дымчатаго, анемичнаго, въ своихъ крымскихъ пейзажахъ - когда только роза горѣла на фонѣ бѣлесоватыхъ равнинныхъ далей перейдя черезъ старыхъ голландцевъ, онъ идетъ прямо къ Питеру Брёгелю. Въ жесткой силуэтности деревьевъ, въ смуглой румяности красочныхъ пятенъ начинаютъ проглядывать элементы живописи знаменитаго "мужицкаго" художника.
   Но Крымову удается создать и настроен³е (да простится мнѣ это слово) атмосферы - "трескуч³й" морозъ, скрипъ полозьевъ, сгущенные клубы дыма (его прошлогодней "Зимы") и теплый лѣтн³й день въ глинистыхъ рыжихъ обрывахъ - все это передано очень талантливо и совсѣмъ особенными средствами. Пейзажъ историческ³й - у Петровичева, видящаго въ сизой дымкѣ "старинку" иконостасовъ, куполовъ, монастырскихъ стѣнъ.
   Многое - отъ "Рёриха". Есть иногда ненужность въ синевѣ построекъ, а иконостасы мерцаютъ не тѣмъ свѣтомъ.
   А. Васнецовъ далъ очень плохой рисунокъ "реставрац³онной" деревянной Москвы и удивилъ "всю Москву" двумя большими пейзажами лѣтняго дня съ листвой покраснѣвшей кленовой вѣтки на первомъ планѣ.
   Ю. Жуковск³й въ своихъ пейзажахъ иногда бываетъ пр³ятенъ ("Окно"), но есть все же какая то академическая "построенность" въ его работахъ. И видно, художникъ не рѣшается освободиться отъ нея. Однако, много знан³я, техники въ передачѣ воздуха, отражен³й въ вод и т. п.
   Архиповъ передалъ чудесныя малиново-дымчатые тона церквей, занесенныхъ снѣгомъ. Переплетчиковъ по-прежнему безнадежно воспѣваетъ сѣверъ, рѣки многоводныя, "травы полевыя".
   Переплетчиковъ, Мамонтовъ, Аладжаловъ, Бар. Клодтъ, Виноградовъ, Степановъ - всѣ почти одного склада живописцы, лишь съ разными отклонен³ями въ сторону свѣта, солнца или сумрака. Почему они должны быть въ "Союзѣ"? Работы ихъ очень легко могли бы быть перенесены и на передвижную выставку.
   Досѣкинъ изображаетъ intérieur готической церкви, сюжетъ новый для нашей живописи. У Сапунова - цвѣты, все въ той же "пушистой" манерѣ. Впрочемъ, въ его "театрѣ" есть много интереснаго - занавѣсъ, тѣни...
   Ѳеофилактовъ случаенъ и, въ концѣ концовъ, не характеренъ даже въ изображен³и женщины "современности".
   Скульптуры больше, чѣмъ обыкновенно полагается на выставкахъ. Коненковъ, очень глубокомысленный и совсѣмъ непритязательный въ своемъ архаизированномъ пр³емѣ, выставилъ рядъ интересныхъ работъ. "Стареньк³й старичекъ" (деревянная скульптура) - образецъ новаго пр³ема, въ который вѣритъ художникъ, что онъ единственный, р_у_с_с_к_³_й до конца.
   Въ мастерской у художника - громадные, навѣвающ³е сказки, кряжи березъ, липъ, дуба... Матер³алъ уже живетъ своею жизнью. Въ рукахъ художника онъ преображается въ божество. "Юноша", покрытый налетомъ окисей и изрытостей, какъ раскопки древнѣйшаго пер³ода,- портретъ мальчика Рязанской губерн³и. Коненковъ умѣетъ почувствовать сквозь всѣ реальныя видимости глубинныя первоосновы. "Голова дѣвочки" Голубкиной: тонк³й рисунокъ, нервная, чуткая техника лѣпки, особый поворотъ, обрѣзъ - вся совершенна и запечатлѣвается надолго.
   Судьбининъ - очень умѣлый, знающ³й, но не совсѣмъ "тонк³й" художникъ; Собиновъ почему-то изображенъ атлетомъ, изъ другихъ работъ лучшая "Юность".
   Кустод³евъ - очень интересенъ въ бюстѣ женщины съ острымъ, непр³ятнымъ лицомъ.
   Московское Товарищество Художниковъ соединилось въ этомъ году съ Петербургскимъ "Новымъ обществомъ". Въ нѣкоторыхъ частяхъ - выставка вполнѣ сравнивается съ "Союзомъ" и направлен³емъ, и талантливостью работъ. Я имѣю въ виду - фантастически-суровые пейзажи Богаевскаго, архитектурные проекты А. В. Шусева, В. А. Покровскаго, портреты Бобровскаго, романтическ³е пейзажи Токарева и Иванова. Но имѣются еще мног³я друг³я хорош³я работы.
   Пять большихъ холстовъ Богаевскаго, изъ которыхъ нѣкоторые извѣстны по "Салону", и воспроизведены въ "Аполлонѣ", безусловно самое завлекательное изъ всего созданнаго въ пейзажѣ послѣ Левитана.
   Построен³емъ и распредѣлен³емъ зеленыхъ массъ деревьевъ, свѣтлыхъ облаковъ, нагроможден³й скалъ, упругихъ холмистостей или каменистыхъ обрывовъ, и рѣдкой "музыкальностью" содержан³я выражающейся въ сдержанной "гобелэнной" красочной гаммѣ, иногда почти однотонной, но очень звучной, картины Богаевскаго самые чарующ³е пейзажи въ современной русской живописи. Ихъ мало цѣнятъ пока (какъ и работы покойнаго Мусатова), пр³обрѣтаютъ лишь очень немног³е частные покупатели.
   Но холстамъ Богаевскаго давно уже мѣсто въ музеяхъ.
   Пейзажи романтическаго направлен³я Тока рева и А. Иванова не очень своеобразны, но тѣмъ не менѣе они открываютъ пути къ новымъ колоритнымъ увлечен³ямъ, къ новымъ построен³ямъ картины.
   Въ работахъ этихъ художниковъ коричневая дымка застилаетъ громоздящ³яся облака, вечерняя туманность ложится на берега и озера. А. Ясинск³й даетъ городской пейзажъ - площади, запруженныя подводами, улицы съ мерцающими сквозь синюю мглу окнами. Л. Браиловск³й - историкъ сказочникъ. Архитекторъ ушелъ - отъ пошлостей жизни, отъ напрасныхъ недостижимыхъ стремлен³й къ осуществлен³ю замысловъ новаго строительства - въ фантастику и грезитъ замками, жизнью храмовъ, процесс³й, обрядовъ. Нѣсколько нарочиты фигуры. Архитектурный пейзажъ удается ему лучше.
   Портреты Бобровскаго отличаются отъ многихъ изображен³й современной женщины - деликатною нѣжностью и какой то ароматностью въ тонахъ атмосферы, окружающей его дамъ, дѣвочекъ, хрупкихъ, тонкихъ съ большими грустными глазами.
   "Intérieur" (портретъ дамы въ бѣломъ) ему удается меньше. Но зато пейзажъ ("Берегъ") полонъ влажнаго осенняго воздуха, грустной элегичности быт³я; чудесно небо, отраженное въ спокойныхъ, глубокихъ водахъ озера, далек³е склоны, покрытые лѣсомъ, тихая фигура мальчика.
   Работы В. Владим³рова (совсѣмъ неожиданно-талантливыя) построены на историческихъ переживан³яхъ и показываютъ все чаще проявляющ³йся у художниковъ интересъ къ новому "быту", взятому подъ особымъ угломъ зрѣн³я. "А. Дюреръ" слишкомъ компилятивенъ, въ "Маскарадѣ" много острой характеристики, красивы красочныя сочетан³я.
   Запечатлѣны истор³ей суховато-точные, но благородные рисунки Д.. Кардовскаго, извѣстные по петербургскимъ выставкамъ и воспроизведен³ямъ у Кнебеля; также - итальянск³я, архитектурныя впечатлѣн³я Ноаковскаго синтезирующ³я фантастику и реальныя впечатлѣн³я разныхъ городовъ и эпохъ.
   Рисунки Ноаковскаго, выполненные быстрой энергичной манерой blanc et noir, импресс³онистически-самобытны и точны; этого нельзя сказать объ итальянскихъ наброскахъ Орлова, мало самостоятельныхъ и не точныхъ. Интересенъ рисунокъ Замирайло "Ночь" - женщина съ тянущимся къ ней зм³емъ. Хорош³е пейзажи у Зарѣцкаго. Петровъ далъ как³е-то слишкомъ засушенные и выписанные этюды, а Лентуловъ, въ противуположность ему, безумно-горячъ и хуже - разнузданъ. Вызываетъ вполнѣ незаслуженные восторги - вульгарный Татевосянцъ; изрѣдка занятны работы ("Портретъ", "Апельсины") Екатерины Гольдингеръ и прискучила посмертная выставка Фокина. "Intérieur" Средина, рисунки постановки "Ню" О. Дымова Евсеева, чудесные наброски Шарлемань, иллюстрац³и и цвѣты Чемберсъ Билибиной, мастерски-выработанныя графическ³я работы Нарбута, пр³ятные "vernis-mou" и монотип³и Е. Кругликовой, проэкты вышивокъ-гобелэновъ и иллюстрац³и къ сказкѣ о "Мертвой царевнѣ" Р. Браиловской - украшаютъ выставку и придаютъ ей необходимую полноту работъ разнаго рода пр³емовъ. Архитекурный проектъ академика В. А. Покровскаго - "Военно-историческ³й музей", извѣстенъ по "Салону" и многимъ воспроизведен³ямъ.
   Очень полно представленъ архитекторъ А. В. Щусевъ. Здѣсь и новый вар³антъ церкви на Куликовомъ полѣ, и Почаевск³й Соборъ, и церковь, что построена теперь на Ордынкѣ. Скульптура Голубкиной - еще болѣе интересная, чѣмъ на "Союзѣ". Въ провалившихся глубокихъ глазахъ, въ неправильностяхъ лин³й носа, бровей, въ этихъ блѣдныхъ тѣняхъ, скользящихъ по лицамъ крестьянскихъ дѣвочекъ, столько поэз³и, характера, быта, расы, столько непревзойденнаго горя, мучительнаго долгаго горя...
   Деревянный бюстъ непр³ятенъ жесткостью. Чудесный взглядъ въ глазахъ "Головы" (серебро) В. Поповой; ея "племяши" болѣе обыденны, но - совсѣмъ особенная "paline" керамики. Крахтъ сталъ совсѣмъ банальнымъ по пр³ему - въ своемъ устремлен³и къ синтетичности.
   Очень нехорошо изданъ каталогъ. Такъ печатаютъ прейсъ-куранты гастрономическихъ магазиновъ.
   Выставка въ общемъ оставляетъ впечатлѣн³е молодыхъ, вдумчивыхъ искан³й, не установившихся еще до каноновъ, но и не выходящихъ "за предѣлы", какъ аберрац³и участниковъ "Золотого Руна".
   Домъ Хлудова на углу Рождественки, близъ Театральной площади,- весь изъ громадныхъ зеркальныхъ оконъ, залѣпленъ аляповатыми вывѣсками, увѣшанъ флагами, желтыми, зелеными; въ немъ много конторъ, распродажа "остатковъ", два кинематографа, заѣзж³й австрал³ецъ, выставка "райскихъ" птицъ, и двѣ выставки картинъ: "осенняя" петербургская (Ауэра) и "Золотого Руна". Помѣщен³е выставки "3олотого Руна" убрано со вкусомъ: пр³ятные коричневые ковры, цвѣты, буфетъ, и доносятся звуки пр³ятной музыки (здѣсь же - "птицъ показываютъ").
   Публика - растерянная и робко перешептывающаяся, или слишкомъ развязная - смѣющаяся. Разглядываютъ другъ друга, думая увидѣть частниковъ выставки...
   Изъ общаго состава прежде всего надо выдѣлить Н. Ульянова - очень серьезнаго, вдумчиваго портретиста и искателя новыхъ разрѣшен³й красочности ("Качели", "Портретъ Бальмонта" - должны бы были висѣть на "Союзѣ"), и Н. Гончарову, самобытную художницу. Почти все остальное очень поверхностно, случайно или шаблонно; почти все остальное придумано, скопировано или подлажено подъ крикливые иностранные образцы.
   Неизбѣжна преемственность для развит³я искусства. Пр³емлемо и вл³ян³е. Но обидно становится за этихъ "молодыхъ" москвичей: какъ неумѣло "богамъ" своимъ поклоняются, и какъ не зорко, не быстро за ними слѣдятъ!
   Если Van-Dongen, Matisse, Manguin и др.- "послѣдн³я" искан³я для Москвы, то, вѣдь, въ Парижѣ они уже не послѣдн³я. Сами мэтры въ этомъ году въ "Salon d'Automne" вдругъ сдѣлались скромнѣе, и если бы видѣли участники "Золотого Руна", какими стали глубокими и выдержанными эти самые Kees van Dongen (напр., портретъ "Femme en noir" No 430), Manzana-Pissarro, Manguin (въ рисункахъ отъ No 1089-1095), Guérin и др., и тутъ же рядомъ - какими смѣшными, попавшими "въ тупичекъ" кажутся всѣ "подмангэнцы" и "подматиссики" (нѣсть имъ числа, и все больше изъ Росс³и)! Тѣмъ болѣе "грустна" эта отсталость моды у москвичей.
   П. Кузнецова - уродцы его выросли и "балуются" съ лохматыми, грязными собаками. Не оправдалъ Кузнецовъ надеждъ! Теперь это ясно. Нельзя сказать этого о Сапуновѣ, Анисфельдѣ и Лар³оновѣ, но и въ ихъ работахъ на выставкѣ "3олотого Руна" не чувствуется поступательнаго движен³я. Фалькъ тоже былъ гораздо интереснѣе въ прошломъ году на "Салонѣ". Тарховъ на выставкѣ - обыкновененъ. Кончаловск³й представленъ худшими холстами.
   Отъ стѣнъ, увѣшанныхъ такими большею частью "несовременными" полотнами, тянетъ подойти къ окну и смотрѣть на башни и церковки кремлевск³я, на жизнь улицы, на огни, толпу, снующ³е вагоны; и больно-больно становится за даромъ гибнувш³я силы, за нашу русскую отсталость, за игнорирован³е всѣхъ неизвѣданныхъ нац³ональныхъ источниковъ.
   "Передвижная" выставка по обыкновен³ю - въ историческомъ музеѣ. Въ общемъ - очень замѣтно отступлен³е отъ прежнихъ идеаловъ... Значительно меньше тулуповъ и лаптей. На ихъ мѣсто вводятся попытки новыхъ толкован³й, новыя живописныя задачи. Но, Боже, как³е результаты! Сколько пережила истор³я живописи за послѣдн³е 20-30 лѣтъ. И все это оставалось въ сторонѣ отъ передвижниковъ. А теперь смѣшатъ запоздалые, по отношен³ю къ "послѣднимъ словамъ", попытки "пустить краску", "настроен³е". И вотъ у Богданова-Бѣльскаго голая натура на фонѣ природы, у А. Маковскаго претенз³и на графическую стилизац³ю. Сколько воп³ющаго безвкус³я въ передачѣ ботинки дѣвочки, ленточекъ, шарфа... Вольничаетъ Шемякинъ. Банальничаетъ Нилусъ.
   А. Поповъ работаетъ подъ прежняго "Кустод³ева" - какимъ этотъ художникъ былъ еще въ Академ³и.
   Есть приличныя работы Туржанскаго, Петровичева, Жуковскаго, Никифорова.
   Рѣпинск³е портреты Рубинштейна - интересно задуманный, но тусклый въ фонѣ (газовое освѣщен³е) и Менделѣева - все же подтверждаютъ большое мастерство нашего мэтра, упорно не желающаго покинуть передвижническую богадѣльню.
   Но въ "Дуэли" только мелькаетъ кое-гдѣ дарован³е Рѣпина. Костюмы, сочетан³е пейзажа съ фигурами, жесты - неудачны. Все это теперь мног³е умѣютъ "сдѣлать" гораздо лучше.
   Выставка "Группы художниковъ" на Кузнецкомъ Мосту, надъ магазиномъ Дац³аро, имѣетъ видъ отдѣлен³я этого магазина и состоитъ изъ работъ нѣкоторыхъ недавно кончившихъ, кончающихъ или еще только посланныхъ за границу "академистовъ" С.-Петербургской Академ³и Художествъ. Такова уже "счастливая" судьба этихъ художниковъ - попадать сразу въ лавочку. Въ окнѣ одного магазина кофе (какъ 1-й призъ) выставлена картина С. Колесникова, а въ Москвѣ отведены подъ выставку какъ бы запасныя, темныя комнаты магазина. Куликовъ, Фешинъ, Бродск³й, Грабовск³й, Горѣловъ, Шлуглейтъ - достаточно извѣстныя по весенней "академической" имена, чтобы о нихъ распространяться. Чувствуется вл³ян³е новыхъ вѣян³й; выбираются новыя "точки", пр³емы стилизац³и... Но все это при недостаточно развитой интеллектуальности не даетъ никакихъ утѣшительныхъ результатовъ.
   Другая выставка уже совершенно "магазиннаго" характера, устроенная Лемерсье - и состоявшая изъ такихъ противуположностей, какъ Голубкина и Крыжицк³й,- получила надлежащее освѣщен³е на страницахъ "Аполлона", почему я и воздержусь отъ болѣе подробнаго разбора этого базара.
   Если экспоненты "Группы" по крайней мѣрѣ грамотны и благоразумно скромны, то участники выставки "Независимыхъ" и безграмотны, и самонадѣянны.
   "Вступлен³е" каталога полно мечтан³й о проведен³и "философски-нац³ональныхъ" течен³й въ искусствѣ. О пониман³и этихъ идей можно судить по назван³ямъ картинъ главнаго инструктора выставки Горѣлова: "Москва и Ген³й", "Beaumonde забавляется", "Rendez-vous" (сохраняю правописан³е оригинала), "Политика, капиталъ, наука и религ³я". А. Кравченко началъ, повидимому, "творить" подъ вл³ян³емъ Александра Бенуа; Поманск³й, удостоивш³йся такихъ похвалъ со стороны Брешко-Брешковскаго, нашелъ себѣ у "независимыхъ" любезный пр³емъ.
   Любопытно, что выставка "Группы" по отзывамъ прессы не заслуживаетъ и десятой доли вниман³я, выпавшаго на долю ученической выставки на Мясницкой - а, вѣдь, "Группа" состоитъ на добрую треть, какъ я уже упоминалъ, изъ "лауреатовъ" Академ³и - панс³онеровъ. Это поучительно. Выставка учениковъ Московскаго "училища Живописи и Ваян³я", давшаго цѣлую плеяду истинныхъ художниковъ, выгодно отличается общею тенденц³ею отрѣшен³я отъ какихъ бы то ни было условностей и трафаретовъ; вмѣстѣ ст, тѣмъ, въ этомъ проявлен³и свободы участники выставки не идутъ за извѣстныя грани, по крайней мѣрѣ - за грани самаго понят³я объ искусствѣ. Впрочемъ, уровень работъ - средн³й: здѣсь все юныя силы, нѣтъ и особенныхъ талантовъ, нѣтъ и "школы". Пожалуй, слишкомъ предоставлены сами себѣ ученики. Мало видно "знан³й", мало культуры, интеллекта.
   Портреты Захарова (съ "Салона"), Шевченки (нѣсколько банальные), пейзажи Исупова (очень музыкальные и достойные лучшей выставки), работы умершаго Шагина - вотъ и все немногое хорошее...
   Индивидуальность свободна. На Мясницкой есть даже работы внѣ жюри. И нѣтъ "выучки", нѣтъ стремлен³я любовно изучать "мастеровъ", сосредоточиться. Но это придетъ. Должно придти. Работы художественно-архитектурнаго характера очень слабы и немногочисленны.
   Но если такъ мало изучен³я первоисточниковъ въ "Училищѣ живописи", то напротивъ въ Строгановскомъ училищѣ, какъ показываетъ о томъ отчетная выставка,- есть и пониман³е традиц³й, и хорош³я, по преимуществу нац³ональныя, вѣрныя основы, на которыхъ и строится все новое прикладное художество. Эта выставка очень популярна; ее посѣщаютъ тысячи народу, и много хорошихъ сѣмянъ сѣетъ школа... И все таки за послѣдн³е годы замѣчается какая-то заминка. Приглашаются не совсѣмъ удачные руководители (напр., по новому классу декорац³онной живописи)... Хороши работы по витражу - Бурно-Лейдтъ, интересны работы по классу композиц³и Ягужинскаго. Слабъ классъ графическихъ работъ. Серьезны работы класса Курдюкова и Ноаковскаго по архитектурно-декоративной композиц³и.
   Изъ сепаратныхъ выставокъ упомянуть приходится, конечно, не безъ отвращен³я, выставки Булатова и Салтанова. Обѣ - одинаково вредны для публики, но, повидимому, "нужны" для художниковъ, продавшихъ много совершенно невѣроятныхъ холстовъ. Это уже за предѣлами искусства. Особенно слабь и дѣйствуетъ развращающе на вкусы толпы Салтановъ, въ одномъ и томъ же пр³емѣ написавш³й нѣсколько десятковъ этюдовъ въ самыхъ разнообразныхъ мѣстахъ Росс³и.
   Ретроспективныя выставки въ историческомъ музеѣ (кромѣ выставки въ память двухсотлѣт³я Полтавской побѣды) были слѣдующ³я: "Аксаковская", "Кольцовская" и, представлявшая спец³альный литературный интересъ, художника иллюстратора Боклевскаго. Послѣдняя заставляетъ сказать о себѣ нѣсколько словъ, тѣмъ болѣе, что въ честь этого "художника" выпущена была довольно богато изданная книга.
   Какъ поучительно посмотрѣть рисунки художника-современника Гоголя, Гончарова, Тургенева, Островскаго! Сколько матер³алу могутъ, казалось бы, дать эти рисунки для всѣхъ современныхъ постановокъ, картинъ, иллюстрац³й, исполненныхъ возрожден³емъ "быта" того времени. Казалось бы! Между тѣмъ, это единственно цѣнное, объективное (спѣшу оговориться - индивидуальное пониман³е "типовъ", "героевъ" иллюстрированныхъ художникомъ писателей - въ данномъ случаѣ очень примитивное, исполненное нарочитости, близорукаго подчеркиван³я), документальное - совершенно отсутствуетъ въ работахъ Боклевскаго и, такимъ образомъ, дѣлаетъ его выставку безусловно ненужной и неинтересной. А сколько шуму подняли устроители ея, сколько средствъ затрачено на издан³е книжки, положительно вредной, какъ заключающей ложные и нарочитые "образцы типовъ". Въ наше время глубокомысленнаго изучен³я старины есть художники, гораздо проникновеннѣе и отчетливѣе передающ³е всѣ особенности, черты, детали людей минувшихъ эпохъ, и постановка "Мѣсяца въ деревнѣ" это доказала.
   Первый опытъ со стороны дирекц³и Московскаго-Художественнаго Театра пригласить подлиннаго художника - и петербуржца - увѣнчался необыкновеннымъ успѣхомъ.
   Театральныя постановки "Мѣсяцъ въ деревнѣ" и, "Золотой пѣтушекъ" на сценѣ театра Зимина и "Большой оперы" - эти побѣды художниковъ въ общемъ дѣлѣ театральнаго искусства - намѣчаютъ новые пути режиссуры. Несмотря, однако, на всѣ заслуженные похвалы, переживая всѣ тонкости осуществлен³я и выработки красочныхъ сочетан³й, по окончан³и пьесы Тургенева остается какое-то неполное чувство: кажется, что это былъ не совсѣмъ "Тургеневъ", что дѣйств³е происходило не въ черноземной полосѣ Росс³и.
   Да. Въ дѣйств³и - мало тургеневской "лирики", А бывавшему бъ имѣн³и "Спасское-Лутовиново", знакомому съ помѣст³ями Калужской и Орловской губерн³й - не покажется близкимъ, роднымъ этотъ пейзажъ, что близъ пруда, съ дубами на склонѣ холма.
   Правда же, насколько удаченъ чудесный задн³й фонъ декорац³и (2-го дѣйств³я), изображающ³й холмистость пашней, син³й куполокъ церковки, небо, рой облаковъ,- настолько не типиченъ для помѣщичьяго парка тургеневскаго склада рисунокъ листвы, рисунокъ древесныхъ стволовъ.
   Здѣсь сказалась любовь М. Добужинскаго къ садамъ въ окрестностяхъ Петербурга. Отсутств³е "черноземной" сочности, однако, не отражается столь существенно на постановкѣ этой пьесы, суховатой въ самой структурѣ и сдержанной по типамъ дѣйствующихъ лицъ; обаян³е эпохи - необыкновенно сильное. Такъ же, какъ постановка Добужинскаго, и "Золотой Пѣтушекъ" И. Билибина въ театрѣ Зимина - отличается обдуманной, изысканной подлинностью.
   Каждый костюмъ, деталь, кронштейнъ - прорисованы любовно, старательно. Но обил³е именно такихъ, всѣхъ безъ исключен³я богатыхъ обработкой, интересностью, костюмовъ, создавая гармоничную толпу - утомляетъ нѣсколько глаза своей пышностью; хотѣлось бы въ иныхъ случаяхъ больше простоты, чтобы подчеркнутые на фонѣ ея избранные, лучш³е костюмы зас³яли, какъ самоцвѣтные камни.
   Въ декорац³онной техникѣ чудесные графическ³е пр³емы показались мнѣ ненужными. Тѣ лин³и и тѣневые штрихи, что на маленькой деревянной гравюрѣ такъ красивы и вытекаютъ изъ самой условности рисунка - увеличенные въ 1.000 разъ теряютъ и свое значен³е, и свою прелесть; повидимому нужна выработка какихъ-то особенныхъ пр³емовъ для заполнен³я громадныхъ холстовъ. Пора подумать объ этомъ. Приближается возрожден³е фрески, и тяготѣн³е художниковъ къ воплощен³ю своихъ замысловъ въ огромныхъ размѣрахъ наглядно подтверждается тою ролью, какую за послѣдн³е 3-4 года художникъ занялъ въ декорац³онныхъ постановкахъ.
   Инсценировка "3олотого Пѣтушка" въ Большомъ театрѣ - болѣе пышная, болѣе сложная, фантастичная и потому, въ шеств³и, напримѣръ,- болѣе сказочная. Но рисунки костюмовъ продуманы несравненно образнѣе, характернѣе у Билибина (напр., "Циклопъ", "Арапченокъ"); постановка К. Коровина выигрываетъ отъ большаго размаха, простора и захватываетъ сильнѣе въ массовыхъ эффектахъ.
   Въ драматическомъ театрѣ Незлобина - пьеса О. Дымова - "Ню" заслуживаетъ быть отмѣченной благодаря своему совсѣмъ особенному темпу, отличающемуся какою-то кинематографическою скоростью. Картины одна за другой чередуются почти безъ перерыва, звонитъ телефонъ, масса нагроможден³й: "кукушка", "вѣнки похоронные" и т. п. И въ общемъ, дѣйствительно, получается остросовременный бытовой нервозъ жизни.
   Столь популярная московская "Летучая мышь" кабарэ - совсѣмъ обыкновеннаго полета. Много, много такихъ кабарэ бывало въ Парижѣ за послѣдн³я десятилѣт³я. Потомъ - отошло, надоѣло. Лишь эксплоататоры да спекулянты на B-da "Clychy", "Rochechiore" продолжаютъ надувать иностранцевъ. У насъ, какъ во всемъ,- запоздали! Петербургское "Кривое зеркало" "издало" уже классическую "Вампуку". Ну, а въ "Летучей мыши" ставятъ парод³ю на "Кривое зеркало": квартетъ - шаржъ романса, куплеты и танцы пародированы:- все дрябло, скучно, и лишь вздутая цѣна за входъ, да искусственно приподнятая затаенность и замкнутость, да участ³е "художественниковъ" сдѣлали столь знаменитымъ этотъ заурядный кабачекъ. Балъ въ "Охотничьемъ клубѣ", поставленный Якуловымъ - залѣпившимъ стѣны неплохого стариннаго зала плакатами съ аляповатыми карикатурами - изобличалъ бѣдность декоративнаго замысла.
   Новое архитектурное строительство Москвы можетъ гордиться чудеснымъ, почти законченнымъ во внѣшней отдѣлкѣ, Палаццо (за основу взяты строг³я формы Palazzo "Tiene" въ Виченцѣ) Тарасовыхъ на Спиридоновкѣ, строящемся арх. Жолтовскимъ, и новой церковью на Ордынкѣ - построенной по проекту и подъ наблюден³емъ арх. А. Щусева.
   Въ общемъ замѣтно измѣнен³е вкусовъ къ строительству - какъ основа выдвигается изысканная простота и преемственность формъ. Царятъ Паллад³о и ампиръ. Много особняковъ и доходныхъ домовъ строится уже не въ "modern'ѣ"; къ сожалѣн³ю, часто появляются плох³я поддѣлки подъ гордую простоту empire, и тогда так³я постройки похожи на тѣ ампирныя рамки "подъ малахитъ", что продаются въ "лучшихъ" магазинахъ.
   Нѣтъ тонкаго, выслѣженнаго рисунка колоннъ, нѣтъ тщательности въ лѣпкѣ орнаментовъ фриза, и - исчезаетъ все обаян³е этого стиля. Въ этомъ смыслѣ исключительной тщательностью и художественностью отличаются постройки двухъ вышеупомянутыхъ архитекторовъ.
   Изъ книжныхъ издан³й надо отмѣтить первый выпускъ давно ожидаемаго - и судя по проспекту, обѣщан³ямъ въ немъ и тремъ лекц³ямъ, прочитаннымъ Иг. Грабаремъ въ "Обществѣ свободной эстетики" - великолѣпнаго издан³я Кнебеля: "Истор³я русскаго искусства". Обѣщаны многочисленные иллюстрац³и автотип³ей по русскому искусству XVIII и XVII вѣковъ. Этимъ же издательствомъ будетъ выпущенъ рядъ монограф³й, посвященныхъ знаменитымъ зодчимъ и живописцамъ.
   Изъ журналовъ, вновь возникшихъ, надо упомянуть о становящимся все интереснѣе и даже приличнѣе въ художественномъ отношен³и "Кривомъ зеркалѣ", посвящающемъ отдѣльные номера Юону, Замирайло и др. Журналъ можетъ пр³обрѣсти у насъ значен³е "Jugend"; это было бы очень желательно: потребность въ такомъ еженедѣльникѣ ощущается давно.

Георг³й Лукомск³й.

  

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа