Главная » Книги

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Поиски клипера "Изумруд" за H. H. Миклухой-Маклаем, Страница 4

Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Поиски клипера "Изумруд" за H. H. Миклухой-Маклаем


1 2 3 4

вернуться домой, онъ спокойно остался. По всему было видно, что они не рѣшались на энергическ³я мѣры и побаивались своего сосѣда. Послѣ этого можно было дѣлать посѣщен³я во всякое время и безъ предупредительныхъ сигналовъ.
   Спустя 4 мѣсяца по уходѣ "Витязя" случилось обстоятельство, способствовавшее не только сближен³ю между Маклаемъ и дикарями, но и тому, что онъ заслужилъ y нихъ полное довѣр³е и любовь. Между астролябцами и горными жителями возникла война. Астролябцы, зная, что y ихъ бѣлаго сосѣда есть страшное огнестрѣльное оруж³е, которое они называли "пумъ-пумъ", просили его оберегать ихъ женщинъ и дѣтей. Онъ, конечно, принялъ предложен³е, и въ тотъ же день весь прекрасный полъ съ дѣтьми расположился таборомъ вокругъ его дома, ожидая нападен³я. Война началась изъ-за пустяковъ; горцы, охотясь на ихъ землѣ, испортили засѣянныя поля и не хотѣли дать удовлетворен³я. Вскорѣ война кончилась. Дамы, никѣмъ не оскорбленныя, вернулись въ свои хижины. Такимъ образомъ, хотя помощь Маклая имъ не понадобилась, тѣмъ не менѣе онъ своимъ благоразумнымъ поведен³енъ заслужилъ довѣр³е и благодарность дикарей. Кромѣ войны, усилен³ю его вл³ян³я на туземцевъ и популярности между ними способствовала медицинская помощь, которую онъ оказывалъ, давая лекарства не только противъ нѣкоторыхъ накожныхъ болѣзней, но и противъ болѣзней болѣе серьёзнаго характера. Скоро слава о этомъ искусствѣ распространилась по окрестностямъ, и жители другихъ деревень стали не только принимать его, но сами на пирогахъ пр³ѣзжали посмотрѣть на этого чудотворца и попользоваться его совѣтомъ.
   Сильнымъ тормазомъ при сношен³яхъ было незнан³е языка, безъ котораго, конечно, нельзя было успѣшно вести свои изслѣдован³я. На его изучен³е потребовалось много времени. Маклай могъ узнать только назван³я видимыхъ предметовъ, дѣйств³й и явлен³й, да и при этомъ встрѣчались так³я же недоразумѣн³я, какъ и y дорейскихъ мисс³онеровъ; что же касается назван³й отвлеченныхъ понят³й, то онъ, при всемъ старан³и, мало имѣлъ успѣха. Вотъ почему онъ почти ничего не узналъ объ ихъ вѣрован³яхъ.
   Онъ понялъ только, что нѣкоторыя вещи имѣютъ священное значен³е, какъ напримѣръ нижняя челюсть, музыкальные инструменты и идолы. Языкъ астролябцевъ довольно богатъ, относительно нужныхъ вещей и полезныхъ растен³й онъ даже очень полонъ и опредѣлителенъ. Для примѣра возьмемъ кокосовый орѣхъ, для различныхъ частей котораго имѣется 8 назван³й, и вѣроятно потому, что всѣ части его имѣютъ какое-нибудь примѣнен³е. Разныя деревья и ихъ части опредѣлены также весьма точно, причемъ различаютъ въ какомъ состоян³и онѣ находятся, т. е. сыромъ, сухомъ или гниломъ, - тонкость, которой нѣтъ въ другомъ языкѣ. Почти каждая деревня имѣетъ свой языкъ, отличающ³йся иногда очень рѣзко отъ языка сосѣдней деревни, и чѣмъ дальше, тѣмъ различ³е становится рѣзче. Жители острова "Витязь" почти не понимають жителей Горенда. Языкъ же обитателей Желтой деревни хорошо понятенъ какъ витязянамъ, такъ и горендцамъ. Подобное явлен³е, какъ 12 нарѣч³й въ двѣнадцатимильной бухтѣ, показываетъ, что жители долго были изолированы другъ отъ друга.
   Въ словахъ преобладаютъ гласныя буквы. Ударен³я играютъ большую роль при произношен³и. Цѣлое выражен³е перемѣняетъ свой смыслъ съ перемѣной ударен³я. Имена собственвыя людей замѣнены y нихъ назван³ями животныхъ, растен³й и другихъ предметовъ, какъ, напр.: пальма, бамбукъ, ручеекъ. Бухту "Астроляб³ю" называютъ вообще море, портъ "Велик³й Князь Константинъ" - Габина (Gabina). Маклай составилъ лексиконъ деревни Горенда въ 500 словъ; приведемъ нѣкоторыя изъ нихъ, сравнительно съ словами дорейской деревни:
  
   человѣкъ - snun - tamo.
   женщина - binn (bien) - nangli (nangeli).
   голова - revuri - mamangabar.
   ребенокъ - rumava - malaci.
   мальчикъ - rumgum - remur.
   дѣвушка - nai - dàgue.
   носъ - snori - mana.
   волоса - snumburam - gate-bagri.
   ротъ - sbavi - mubo.
   нога - vesi - samba.
   собака - naff - sa.
   свинья - bejegem - bul.
   курица - maukuko - ton, kukreku.
   птица - maan - as.
   райская птица - burumatti - omul.
   какадy - mamam - vigi.
   барабанъ - tifa - roberok - okam.
   стрѣла - iko - aralge.
   лукъ - maria - aral.
   шлюпка - vaei (bau) - kobum.
   домъ - rum - tal.
   кокосъ - sra - mùnki.
   вода прѣсная - vàer - ³³.
   вода соленая - mussen - val (море).
   гребенка - asis - gasin.
   я - aja, ja - adi.
   ты - au, dei - ni.
   да - jo - iesi.
   стрѣльба изъ ружья - kun.
   стрѣлять изъ лука - kfo.
   умереть - moar - muen.
   ѣсть - aan, kaanam - ujar.
   пить - inam-koinen - ujar.
   спать - enaf, kenef - niavar.
   говорить - avis - mara.
   смѣяться - embrif.
   печалиться, плакать - besusa.
   хорошо - bie - bilen.
   худо - barbor - barle.
  
   Научившись нѣсколько говорить, Маклай для болѣе полнаго знакомства съ папуасами расширилъ кругъ своихъ изслѣдован³й, посѣщая болѣе отдаленныя деревни, какъ на островѣ Витязь и на мысѣ Дюперре, около котораго расположена группа острововъ {Жители ихъ апатичны, ничѣмъ не занимаются и довольствуются тѣмъ, что даетъ имъ природа, Маклай назвалъ ихъ "Архипелагомъ довольныхъ людей"}. Вездѣ его ласково принимали. Туземцевъ поражала особенно бѣлизна кожи Маклая, костюмъ и вещи. Поэтому они часто просили Маклая раздѣться, тщательно раасматривали всѣ части тѣла и очень удивлялись, находя y него то же, что и y себя. О происхожден³и и мѣстожительствѣ Маклая составилось y нихъ оригинальное понят³е, - не извѣстно на чемъ основанное, - что онъ съ луны, и какъ онъ ни старался разувѣрить ихъ, они остались при своемъ убѣжден³и. Въ разговорахъ, касающихся другихъ предметовъ, они выказывали всегда большую любознательность и по возможности получали удобопонятныя объяснен³я. Узнавъ о машинахъ, которыя такъ облегчаютъ работу человѣка, папуасы вообразили себѣ, что это особенныя существа, - весьма удивлялись и качали головами, видя ихъ на "Изумрудѣ". Маклай сообщилъ имъ мног³я свѣдѣн³я по географ³и, о Росс³и, ея обитателяхъ и природѣ, о томъ, что свѣтъ не кончается за Дамшерровымъ проливомъ, далѣе котораго они никогда не бывали и гдѣ, по ихъ мнѣн³ю, находится конецъ свѣта. Объяснен³я велись по большей части на папуасскомъ языкѣ съ примѣсью русскихъ словъ, которыя они очень быстро усвоивали.
   Нужныя вещи и съѣстные продукты онъ вымѣнивалъ за куски матер³и, ножи и друг³я мелочи, замѣнявш³я ему деньги. Онъ всегда носилъ ихъ въ сумкѣ черезъ плечо. Кусокъ матер³и изображалъ мелочь (15-20 коп.), на которую онъ могъ добыть таро, бананы, кокосы и пр.; ножи представляли кредитныя бумажки, даваемыя за болѣе цѣнныя вещи, какъ свинью или утварь. Однакожъ, несмотря на обил³е денегъ, не всегда можно было добывать мясную пищу и приходилось большею частью питаться туземными растительными яствами.
   Кромѣ полудикихъ свиней, возбуждавшихъ сильную жажду, онъ часто употреблялъ въ пищу красивыхъ, но не совсѣмъ вкусныхъ какаду; убивъ ихъ, онъ перья отдавалъ туземцамъ на украшен³я.
   Иногда жители цѣлыми толпами дѣлали облавы на дикихъ кабановъ. Маклай принималъ дѣятельное участ³е въ подобныхъ облавахъ. Охота эта происходила на извѣстныхъ полянахъ, поросшихъ высокою, колючею травою. Узнавъ, что на такой полянѣ находится цѣлое стадо свиней, вооруженные жители окружаютъ кольцомъ поляну и зажигаютъ траву со всѣхъ сторонъ. Кругъ охотниковъ по мѣрѣ движен³я огня стягивается и уменьшается къ центру; a кабаны, чувствуя приближен³е огня, бросаются въ стороны, стараясь прорваться чрезъ цѣпь охотниковъ, которые въ этотъ моментъ поражаютъ ихъ готовыми на такой случай копьями. Понятно, что такимъ оруж³емъ не скоро можно свалить здоровеннаго кабана, развѣ только копье или стрѣла попадетъ въ самое опасное мѣсто. Когда Маклай убилъ пулей одного изъ кабановъ, то удивлен³ю дикарей не было конца. Оказалось, что до сихъ поръ смерть отъ огнестрѣльнаго оруж³я они приписывали только звуку, столь страшному для всѣхъ ихъ, a не пулѣ или дроби. По окончан³и охоты дѣлался пиръ вокругъ разложенныхъ костровъ. Женщины жарили убитыхъ звѣрей и приготовляли душистый ужинъ, между тѣмъ какъ мужчины устраивали въ это время игры и военныя упражнен³я. Всяк³й при этомъ старался показать свое искусство и ловкость, дѣлая больш³е прыжки и принимая воинственныя и грац³озныя позы.
   Ночью, среди густого дѣвственнаго лѣса, при свѣтѣ луны и костровъ, эти оригинальныя пляски и игры должны были представлять изумительную картину. Особенно эффектно y дикарей примѣрное сражен³е. Раздѣлившись на двѣ парт³и и употребляя въ дѣйств³е легк³я тупыя стрѣлы и копья, каждый старался прыжками и ловкими движен³ями избѣгнуть ударовъ противника, и въ то же время вмѣстѣ съ другими окружить или отрѣзать часть непр³ятельскаго войска. Все это сопровождалосъ гиканьемъ и криками.
   Когда Маклай сдружился со своими ближайшими сосѣдями, то онъ сталъ посѣщать не только сосѣдн³я деревни, расположенныя y бухты "Астроляб³я", но проникъ даже въ горы довольно далеко отъ берега. Сперва, конечно, онъ посѣтилъ ближайш³я деревни, какъ, напримѣръ, на островѣ Витязь. Главное богатство острова - больш³я пироги и множество деревянной и глиняной посуды, выдѣлываемой самими жителями Витязя. На эту посуду они вымѣнивають овощи, сами же огородовъ не имѣютъ. Вообще они славятся выдѣлкою всякаго рода деревянныхъ вещей (барабановъ, посуды и проч.); y нихъ для этого есть подходящее дерево. Витязяне могутъ вполнѣ быть названы финик³анами астролябскаго м³ра; на своихъ пирогахъ они ѣздятъ мѣнять свои произведен³я по всей бухтѣ и доходятъ до Даншеррова пролива.
   Ознакомившись хорошо съ прибрежными жителями, Маклай рѣшился посѣтить интересныхъ черныхъ папуасовъ, живущихъ въ горахъ. Къ нимъ ведутъ едва проходимыя тропинки, почему пуститься въ такую экскурс³ю одному и даже безъ проводника было трудно и даже опасно. Объ этомъ онъ заявилъ своимъ пр³ятелямъ-сосѣдямъ, горендцамъ, но, по мнѣн³ю ихъ, это путешеств³е было не легко; долго они не рѣшались, но, видя упорное намѣрен³е Маклая идти даже одному, мног³е изъ нихъ присоединились къ нему. Путь хотя былъ не длиненъ, но чрезвычайно утомителенъ по тропинкамъ, проходящимъ по густому, дѣвственному лѣсу; встрѣчались часто крутые подъемы и преграды, черезъ которыя приходилось или перелѣзать, или обходить ихъ стороною, едва пробираясь черезъ густыя дебри. Открытыя мѣста, кажущ³яся изъ залива желтыми пятнами, поросли колючею травой въ ростъ человѣка, раздирающею платье и тѣло до крови, при палящихъ вертикальныхъ солнечныхъ лучахъ; жажда и голодъ также дали себя знать. Папуасы, отправляясь въ подобный путь, не берутъ съ собой ничего съѣстного, a стараются ко времени ѣды, то-есть къ вечеру, достигнуть мѣста назначен³я. Вслѣдств³е этого, привыкш³е въ мѣстности и къ климату, папуасы шли форсированнымъ маршемъ, что заставляло Маклая часто выбиваться изъ сидъ и присѣдать хоть на время. Въ деревнѣ, черные дикари, отличающ³еся отъ береговыхъ жителей болѣе темнымъ цвѣтомъ кожи, приняли его очень дружелюбно и даже проводили въ друг³я деревни, изъ которыхъ самая отдаленная отъ берега лежить на высоте 1600 футъ по барометру; далѣе ея нѣтъ ни жилья, ни тропинокъ, по которымъ бы можно ходить человѣку. Всего онъ насчиталъ 83 деревни, изъ которыхъ 28 посѣтилъ лично самъ.
   Вотъ что разсказывалъ намъ Маклай изъ своихъ наблюден³й о жизни этихъ дикарей.
   Юноши, достигнувъ 13-15-тилѣтняго возраста, подвергаются обрѣзан³ю, прежде заостреннымъ концомъ раковины, теперь ножомъ, и отдѣляются отъ своихъ родителей, причемъ получаютъ въ надѣлъ часть обработанныхъ полей, кое-какихъ запасовъ и строятъ себѣ собственную хижину. Постройка совершается всѣмъ обществомъ вмѣстѣ. Молодой человѣкъ, съ помощью друзей и родственниковъ, становить два больш³е средн³е кола, называемые обыкновенно кольями мужчинъ, a четыре боковыхъ, называемыхъ кольями женщинъ, ставятъ женщины. Когда при помощи болѣе близкихъ людей основан³е хижины закончено, приглашается вся деревня, при содѣйств³и которой въ одинъ день кроется крыша. Поэтому случаю заготовляютъ съѣстные припасы, и по окончан³и работь устроиваютъ пиръ, сопровождаемый разными играми и плясками. Детали постройки оканчвваетъ уже самъ новый владѣлецъ.
   Когда постройуа хижины окончена и обрядъ обрѣзан³я совершенъ, молодой папуасъ считается взрослымъ и имѣетъ право взять жену.
   Въ Астроляб³и родители никогда не сговариваютъ дѣтей еще въ младенчествѣ.. Юноша или чаще его родители выбираютъ невѣсту и условливаются съ ея родителями въ цѣнѣ. Обыкновенно можно купить себѣ жену за 5-6 деревянныхъ мисокъ, при этомъ дѣвушка не имѣетъ права голоса. Обряда обручен³я y нихъ нѣтъ, a когда обѣ стороны пришли во взаимному соглашен³ю, то женихъ при помощи родителей устроиваетъ свадьбу съ большимъ пиромъ, для чего рѣжетъ свинью или собаку, заготовляетъ въ достаточномъ количествѣ саго и кокосовое вино для угощен³я родственниковъ. Невѣсту безъ всякихъ церемон³й онъ переводитъ въ свою хижину, чѣмъ собственно бракъ считается заключеннымъ. Съ женами хотя обращаются хорошо и не бьютъ ихъ, но смотрятъ какъ на животныхъ; если она не понравится черезъ нѣсколько времени послѣ свадьбы или будетъ безплодна, то мужъ можетъ прогнать ее и взять другую - исправную; словомъ, мужчины распоряжаются женщинами совершенно произвольно. На женщинахъ лежатъ работы по хозяйству, собиран³е плодовъ, сухихъ дровъ для поддержки неугасаемаго огня. Онѣ поддерживаютъ неугасаемый огонь для того, чтобы не приходилось часто добывать себѣ его весьма труднымъ способомъ - посредствомъ трен³я. Иначе добывать огонь онѣ не умѣютъ. Когда имъ приходится уходить изъ дому и, слѣдовательно, поддерживать огонь будетъ некому, то онѣ берутъ съ собой уголья въ бамбуковыхъ трубкахъ. Дѣтей носятъ привязанными за спиною и съ ними отправляются на работы. Можно себѣ представить какъ тяжелъ трудъ папуаски, если припомнить, что, пробывъ весь день на тяжелой полевой работѣ, ей приходится возвращаться вечеромъ тяжело навьючившись плодами, связками дровъ, дѣтьми, чтобы снова усталыми руками приняться за приготовлен³е пищи. Весьма понятно, что подобный образъ жизни нисколько не способствуетъ сохранен³ю здоровья и свѣжести женщинъ; поэтому онѣ скоро худѣютъ, увядаютъ, покрываются морщинами и становятся безобразны. Время рожден³я дѣтей всегда около декабря; слѣдовательно, зачат³е происходитъ, какъ y и животныхъ, весною (мартъ, апрѣль). Въ остальное время папуасы не живутъ съ своими женами.
   Дѣти, какъ вообще y дикарей, очень тихи, рѣдко капризничаютъ и кричатъ; ихъ никогда не бьютъ, рѣдко даже бранять. Они очень скоро становятся самостоятельными. У нихъ есть игрушки, какъ и y нашихъ дѣтей - въ родѣ волчка, дудки и проч.
   Астролябцы очень цѣломудренны; развратъ и соблазнъ не встрѣчается. Дракъ, ссоръ и ругательства между ними никогда не бываетъ.
   Пищу готовятъ вмѣстѣ мужчины и женщины, но ѣдять отдѣльно по вечерамъ. Женщины считаются недостойными ѣсть вмѣстѣ съ мужчинами.
   Управлен³я и начальниковъ нѣтъ, хоть нѣкоторые изъ жителей и пользуются популярностью, но власти не имѣютъ. Всяк³й семьянинъ совершенно самостоятеленъ и есть глава, управляющ³й другими, меньшими членами семьи. Его власть, впрочемъ, не простирается слишкомъ далеко.
   Поля всегда располагаются въ значительномъ отдален³и отъ деревень, на горныхъ склонахъ, и притомъ въ самыхъ скрытыхъ и уединенныхъ мѣстахъ, куда ведутъ тропинки, проложенныя такъ искусно, что человѣку, незнакомому съ этимъ секретомъ, трудно достигнуть этого злачнаго мѣста. Выбранная для этой цѣли часть лѣса выжигается; что возможно вырубить каменнымъ топоромъ - вырубается, и остаются только одни обгорѣлые пни. Очищенное мѣсто обносится со всѣхъ сторонъ высокою бамбуковою изгородью. Всѣ работы по устройству и обработкѣ производятся сообща всѣми жителями и потомъ все дѣлится по семьямъ на участки, раздѣленные свободными проходами. Въ дѣлежѣ участвуютъ и юноши, имѣющ³е право жениться, т. е. пятнадцати и болѣе лѣтъ. Разрыхлен³е почвы производится посредствомъ заостренныхъ кольевъ изъ желѣзнаго дерева, имѣющихъ видъ лома, и деревянныхъ лопатокъ. Самая работа производится слѣдующимъ образомъ: мужчины, выстроившись въ одну шеренгу, кольями поднимаютъ больш³я глыбы земли. По мѣрѣ того, какъ они идутъ впередъ, за ними двигается рядъ женщинъ и разбиваеть землю на меньш³е комки; за ними трет³й рядъ дѣтей, окончательно разрыхляетъ ее. На подобныхъ поляхъ или скорѣе огородахъ засѣвается восемь видовъ овощей: таро - до трехъ видовъ, бананы, сахарный тростникъ и др. Сборъ овощей производится исключительно женщинами, приблизительно около декабря, и сносится ими же для зимнихъ запасовъ въ хижины. Окончан³е сборовъ и заготовлен³е запасовъ сопровождаются разными увеселительными празднествами. Для каждой деревни есть особый участокъ лѣса. Кокосовые деревья, какъ очень нужныя и цѣнныя, распредѣлены между семьями. Даже молодыя, еще не приносящ³е плодовъ, имѣютъ своихъ владѣльцевъ.
   Важныя событ³я, торжественные и радостные случаи своей жизни папуасы всегда ознаменовываютъ празднествами. При этомъ музыка, танцы, игры и пляски играютъ главную роль. Въ этихъ общественныхъ торжествахъ принимаютъ участ³е не только жители одной деревни, но и нѣсколькихъ близлежащихъ, и затѣмъ то же повторяется въ другихъ деревняхъ. Празднества бываютъ только разъ въ годъ около декабря, и продолжаются до двухъ недѣлъ, почти каждый день подрядъ. Время это выбрано потому, что жатва и сборъ овощей кончены, запасы снесены по домамъ и y всякаго провиз³и вдоволь. Празднества происходятъ только ночью, до разсвѣта. Въ назначенное мѣсто собираются цѣлыя толпы (500-600 чел.), принося съ собой необходимое по части ѣды и питья. Приготовлен³я къ празднествамъ бываютъ больш³я, и какъ мужчины, такъ и женщины раскрашиваютъ свое тѣло и надѣвають какъ можно больше украшен³й, перьевъ и зелени. Выбирается площадка, на которой можетъ помѣститься свободно вся публика; посреди площадки раскладывается большой костеръ, вокругъ котораго становится кругъ мужчинъ, снаружи другой такой же вооруженный, потомъ кругъ женщинъ и дѣтей. Всѣ эти круги двигаются въ одну и въ друтую сторону подъ звуки барабановъ и собственнаго пѣн³я. Мотивы папуасовъ довольно пр³ятны; всѣ по большей части протяжны и сопровождаются припѣвомъ, иногда однословнымъ. Танецъ каждаго участвующаго состоить изъ быстрыхъ, трудно уловимыхъ для глаза движен³й тѣла, рукъ и ногъ и особенно зада y женщинъ. По временамъ музыка ускоряетъ тактъ, танецъ оживляется и движен³я становятся быстрѣе. Танецъ продолжается безъ отдыха нѣсколько часовъ, пока всѣ танцующ³е не придутъ въ окончательное изнеможен³е. Послѣ этого рѣжутъ живность, жарятъ и ѣдятъ, потомъ снова танцують. Около разсвѣта часть мужчинъ отдѣляется и отправляется за музыкальными инструментами, которые спрятаны гдѣ-нибудь по близости. Съ приближен³емъ ея одинъ изъ музыкантовъ трубить въ рогъ, сдѣланный изъ древеснаго корня, что служитъ сигналомъ о близости музыки. Услыхавъ эти звуки, женщины съ крикомъ: ои! ои! (музыка, музыка!) убѣгаютъ въ лѣсъ. Причину подобной странности Маклай не могъ узнать.
   Частныя лица не устраиваютъ пировъ ни при посѣщен³яхъ гостей, ни при похоронахъ, вообще ни при какихъ важныхъ случаяхъ частной и общественной жизни за исключен³емъ свадьбы, о которой было говорено выше. Приходящ³й въ гости приноситъ хозяину хижины въ подарокъ что-нибудь съѣстное; хозяинъ въ свою очередь обязанъ угостить посѣтившаго его пищей, свареной въ горшкѣ, дать ему остатки на дорогу и проводить его до конца деревни. Желая распроститься, гость говоритъ "я ухожу", на что хозяинъ отвѣчаетъ: "отправляйся" (ememe или aba, что значитъ также "здравствуй"). При этомъ подаютъ другъ другу руки, но не пожимаютъ ихъ, a только прикасаются концами пальцевъ.
   Похороны также обходятся безъ пира. Покойника обмываютъ и натираютъ масломъ, настоянномъ на пахучихъ травахъ; затѣмъ, свернувъ руки и ноги въ положен³е спелепованнаго младенца, завертываютъ его въ широк³я листья и туго завязываютъ крѣпкими льянами. Приготовленное такимъ образомъ тѣло подвѣшиваютъ подъ крышей хижины на нѣсколько дней; послѣ чего снимаютъ и хоронятъ тутъ же въ хижинѣ. Когда трупъ сгн³етъ и останется одинъ скелетъ, то кости выбрасываютъ, исключая нижней челюсти, почитаемой священною и остающеюся y потомства на память о покойникѣ...
  

---

  
   Вотъ то немногое, что сохранилось y насъ въ памяти отъ разсказовъ Н. Н. Миклухи-Маклая во время нашего обратнаго плаван³я отъ береговъ Новой-Гвинеи. Заключимъ нащи воспоминан³я выражен³емъ надежды, что нашъ отважный путешественникъ довершить со временемъ свой подвигъ трудомъ, который, безъ сомнѣн³я, составить богатый вкладъ въ сокровищницу науки. Миръ такъ называемыхъ дикарей, этихъ дѣтей природы, долго еще будетъ служить намъ живою книгою истор³и древняго человѣка; но нужно много героизма, самопожертвован³я, чтобы рѣшиться самому подойти къ этой живой книгѣ и взять на себя смѣлость развернуть ея таинственныя страницы, слагавш³яся въ течен³и цѣлыхъ вѣковъ.

А. Р.

  

Другие авторы
  • Крючков Димитрий Александрович
  • Пруст Марсель
  • Чернов Виктор Михайлович
  • Буссе Николай Васильевич
  • Каменский Андрей Васильевич
  • Жиркевич Александр Владимирович
  • Адикаевский Василий Васильевич
  • Горянский Валентин
  • Станюкович Константин Михайлович
  • Грильпарцер Франц
  • Другие произведения
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Карло Гольдони. Самодуры
  • Розанов Василий Васильевич - Вчера и завтра
  • Брюсов Валерий Яковлевич - Священная жертва
  • Лукашевич Клавдия Владимировна - Заветное окно
  • Карнович Евгений Петрович - Панна Эльжбета
  • Шулятиков Владимир Михайлович - Памяти Д. В. Веневитинова
  • Кржижановский Сигизмунд Доминикович - Смерть эльфа
  • Муратов Павел Павлович - Образы Италии
  • Кушнер Борис Анисимович - Столицы Запада
  • Добролюбов Николай Александрович - Приключения маленького барабанщика или гибель французов в России в 1812 году
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 158 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа