Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений, Страница 4

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8

t;Заира" - трагедия Вольтера (1732). Сведения о русских переводах ее были впервые собраны в обзоре С. Д. Полторацкого "Материалы для словаря русских писателей" (СП, 1860, 19 ноября, N 259).
   Дудышкин, Чернышевский, Какой-то Бов, Громека! - С. С. Дудышкин (1820-1866) - один из редакторов-издателей (1860- 1866) "Отечественных записок", ведущий критик журнала. "Бов" (точнее "-бов") - псевдоним Н. А. Добролюбова. Громека - см. о нем на с. 365 наст, тома комментарий к стихотворению "Что поделывает наша внутренняя гласность?".
   Ужель, по их понятью, Я Гербеля не стою?.. - Н. В. Гербель (1827-1883) - поэт, переводчик, библиограф. Выход в свет томов изданного им собрания сочинений Шиллера (1857-1861) сопровождался единодушными похвальными отзывами (подробнее об этом, а также об отношениях Некрасова и Н. В. Гербеля см.: Тарасенко И. Н., Хохлачев В. В. Издательская деятельность Н. В. Гербеля (Из истории идейного книжного дела 50-70-х годов XIX в.). - В кн.: Книга. Исследования и материалы, сб. 28. М., 1974, с. 100, 102-105).
   Де-Жеребцов, Мещерский, Де-Кокорев... - Н. А. Жеребцов (1807-1868) - экономист, публицист; его книга "Опыт истории цивилизации в России" (Essai sur l'histoire de la civilisation en Russie. Par Nikolas de Gerebtzoff. Paris, 1858) была подвергнута H. А. Добролюбовым резкой критике (С, 1858, N 10-11; Добролюбов, т. III, с. 255-335; 512-519; см. также именной указатель). Э. П. Мещерский (1808-1844) - французский поэт русского происхождения. О Кокореве см. на с. 357 наст, тома комментарий к стихотворению "Дружеская переписка Москвы с Петербургом".
   С Булгариным Фаддеем И с Николаем Гречем Истории такие Не так кончались прежде. - Н. И. Греч (1787-1867) - журналист, филолог, мемуарист. В 1831-1859 гг. совместно с Ф. В. Булгариным издавал газету "Северная пчела", которой покровительствовало III Отделение. Осведомительская деятельность обоих была общеизвестна.
   "Словарь собачьих кличек" - Начиная с 1840-х гг. русские библиографы уделяли значительное внимание работе над словарями псевдонимов. Об этом писали В. М. Ундольский (1845), Н. Д. Бенардаки и Ю. М. Богушевич (1859) и др. Одной из первых опубликованных работ подобного рода был указатель С. Д. Полторацкого "Anonymes et pseudonymes frangais" (1848), содержавший сведения о французских публикациях русских писателей. В то же время анонимность и псевдонимность были характерными чертами журналистики. Раскрытие псевдонима или угроза приведения в известность фамилии автора были излюбленными приемами оппонентов "Современника". Так, в "Литературе скандалов" сочувственно говорилось о том, что во Франции возможна личная расправа, "которая весьма действительна для лиц, скрывающихся под псевдонимами" (ОЗ, 1860, N 10, с. 38 2-й паг.). Следовательно, "Словарь собачьих кличек" - не просто шутливое переименование однога из направлений библиографической деятельност, а понятный современникам политический намек (в мечтах Саввы Намордникова его "обязательный доклад" будет и щедро оплачен, и приведет к искоренению врагов).
   Я знаю, будут ради Дудышкин и Галахов, Гаевский и Геннади! - "Ради" - старинная форма слова "рады". О С. С. Дудышкине см. выше. В данном случае он назван как автор обзоров. Об А. Д. Галахове (1807-1892) см. на с. 359 наст, тома в комментарии к стихотворению "Дружеская переписка...". В. П. Гаевский (1826-1888) - пушкинист, библиограф. Г. Н. Геннади (1826- 1880) - библиограф, редактор изданий сочинений Пушкина, выпущенных Я. А. Исаковым (первое - 1859-1860 гг.).
  

1861

РАЗГОВОР В ЖУРНАЛЬНОЙ КОНТОРЕ

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: С, 1861, N 1, "Свисток" N 7, с. 2. В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
   Автограф не найден. Авторство Некрасова обосновано А. Я. Максимовичем (ЛН, т. 49-50, с. 299 и сл.).
  
   А. М. Гаркави установлено, что Некрасов написал стихотворение не в 1860 г., как считалось, а в период между 6 и 21 января 1861 г. (см.: Учен. зап. Новгород, пед. ин-та, 1966, т. 8, с. 37-38).
  
   "Одна-то книжка - за две книжки?" - Журнал М. Н. Каткова "Русский вестник", выходивший обычно два раза в месяц, в январе 1861 г. вышел двойной книжкой.
   "Гармония в природе" - название статьи ботаника А. Н. Бекетова, посвященной явлениям приспособляемости, толкуемым с точки зрения "уразумения мировой гармонии" (РВ, 1860, N 11, 12).
   И битва с Утиным в "Смеси", - В редакционной статье "Еще несколько слов о мировой юстиции" "Русский вестник" в разделе "Современная летопись" (ее Некрасов называет "Смесью") полемизировал со статьей Б. И. Утина "По поводу английской юстиции мира" (С, 1860, N 11).
   ..."москвитянин" По полугоду пропадал... - Этот славянофильский журнал, издававшийся в Москве в 1841-1856 гг., выходил крайне неаккуратно.
  

ГИМН "ВРЕМЕНИ..."

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: С, 1861, N 1, "Свисток" N 7, с. 9-10, без подписи.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт, т. II.
   Автограф не найден.
  
   Авторство Некрасова обосновано А. Я. Максимовичем (ЛН, т. 49-50, с. 299 и ел.).
   Написано между 8 и 21 января 1861 г. Дата уточнена А. М. Гаркави (см.: Учен. зап. Новгород, пед. ин-та, 1966, т. 8, с. 38).
   С января 1861 и до мая 1863 г. в Петербурге выходил журнал М. М. Достоевского "Время". Стихотворение Некрасова представляет собою шуточное приветствие новому журналу от имени "Свистка".
  
   Меж тем как Гарибальди дремлет... - 7 ноября 1860 г. Д. Гарибальди сложил с себя звание диктатора и удалился на о. Кипреру.
   Колеблется пекинский трон... - Осенью 1860 г. французские войска разгромили столицу Китая Пекин.
   Гаэта реву пушек внемлет... - Порт в итальянской провинции Латина, где неаполитанский король Франческо II был осажден пьемонтскими войсками; город был сдан 13 февраля 1861 г.
   Дает права Наполеон... - Наполеон III активно участвовал в итальянских событиях. 13 мая 1859 г. он заявил о стремлении "освободить всю Италию до берегов Адриатического моря"; в битве при Мадженте разгромил австрийскую армию и въехал в Милан как спаситель Италии. Но вскоре, предав Италию, он заключил мир с Австрией,, чтобы победить "гидру итальянской революции" (см.: Добролюбов, т. VIII, с. 484).
   Ювенал (60 - после 127) - римский поэт-сатирик.
   Чтобы ни "Век", ни "Наше время"... - Имеются в виду либеральный "политический и литературный" журнал "Век" (выходил с 1861 г.) П. И. Вейнберга и "политическая и литературная" газета "Наше время", выходившая с 1860 г. под редакцией Н. Ф. Павлова.
   Редактор-дама "Русской речи"... - графиня Е. В. Салиас, урожд. Сухово-Кобылина (1815-1892), писавшая под псевдонимом "Евгения Тур". Начала издавать либеральный журнал "Русская речь" в 1861 г.
   Чтоб фельетон "Ведомостей"... - Имеется в виду газета "Московские ведомости" М. Н. Каткова, похвала которой рассматривалась Некрасовым как бесчестие.
   Воскобойников Н. Н. (1838-1882) - мелкий публицист, выступавший с нападками на демократическую литературу и журналистику.
   С девонской, с силурийской почвы... - Девонская система - третий период палеозойской эры земной коры (от 310 - до 275 миллионов лет до н. э.); силурийская система - второй период той же эры (от 430 до 310 миллионов лет до н. э.).
   Не называй "Свистка" трусливым... - В первом номере журнала "Время" А. Ф. Писемский, выступив под псевдонимом "Посторонний сатирик", заявил, что "Свисток" напомнил о себе читателям "робко, мелким шрифтом" (с. 60).
   Припомни ямбы Хомякова, Что гордость - грешная мечта... - Имеется в виду стихотворение А. С. Хомякова, посвященное России: ""Гордись!" - тебе льстецы сказали..." (1839).
   ...афоризм Пруткова, Что всё на свете - суета! - На самом деле это выражение из Библии (кн. Екклесиаст, гл. I, ст. 2 и гл. XII, ст. 8).
   Штенбоковский пассаж - крытая галерея о рядом магазинов по обеим сторонам, соединявшая Невский проспект и Итальянскую улицу (ныне ул. Ракова). Огромный дом первоначально принадлежал графу Я. Н. Стенбок-Фермору.
   Пинто Микеланджело (1818 - после 1887) - радикальный политический деятель Италии. После поражения революции 1848 г. - политический эмигрант. С 1859 и до 1887 г. жил в России; одно время по рекомендации И. С. Тургенева преподавал итальянский язык в С.-Петербургском университете.
   Со треском небо развалится... - цитата из стихотворения И. И. Дмитриева "Ермак" (1794):
  
   И славы луч твоей затмится,
   Когда померкнет солнца свет,
   Со треском небо развалится,
   И время на косу падет.
  

НА СМЕРТЬ ШЕВЧЕНКО

  
   Печатается по записи А. А. Буткевич (от 25 декабря 1876 г.) ИРЛИ, с восстановлением ст. 15 по другой ее записи (от 26 декабря 1876 г.).
   Впервые опубликовано: Зоря, Львов, 1886, N 6, с. 87 (перепечатано: Свободная Россия, Женева, 1889, февр., N 1, с. 38; Литературный вестник, 1904, N 8, с. 102, без заглавия, с датой: "27 февраля 1861 года").
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.
   Черновой автограф конца стихотворения, о котором сообщил опубликовавший его К. И. Чуковский (ПССт 1934-1937, т. II, с. 771), ныне не известен. Запись А. А. Буткевич с пропуском ст. 15 и припиской: "Писала со слов брата 25 декабря 1876 года" - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 45, л. 1. Имеются еще два списка Буткевич - ИРЛИ, 21134, л. 1-2. Один, на листе с копией стихотворения "Зине", без ст. 15. В другом, с подписью: "Н. Некрасов" рукой Буткевич и припиской: "Н. Некрасов. Писала со слов брата вечером 26 декабря 1876 сестра поэта А. А. Буткевич", ст. 15 записан так: "Мог умереть он конечно... (под палками)".
  
   Датируется 27 февраля 1861 г.
   При жизни Некрасова не печаталось по цензурным причинам. В. Е. Якушкин рассказывает об истории создания стихотворения и о судьбе автографа: "В толпе литераторов, собравшихся ко гробу Шевченка, находился и Некрасов. Когда он шел за гробом многострадального Кобзаря, у него сложились стихи в его память. Вернувшись домой, Некрасов записал эти стихи, но из осторожности, - время тогда было такое, - он разорвал листок сверху вниз, так что стихи были разделены пополам. Поэт уничтожил правую половину листка с началом стихов, а сохранил у себя левую с рифмами. Уже незадолго до своей кончины Некрасов вспомнил об этом стихотворении и восстановил текст его, причем рассказал историю стихотворения П. А. Ефремову, от которого ее и слышал пишущий эти строки" (Веденеев В. (Якушкин В. Е.). Т. Г. Шевченко. - Рус. ведомости, 1901, 10 марта, N 68).
   Т. Г. Шевченко умер 26 февраля 1861 г. Арестованный в 1847 г. за революционные произведения (поэма "Сон" и др.), поэт был сослан в Отдельный Оренбургский корпус рядовым с запрещением писать и рисовать. Более десяти лет Шевченко провел в неволе. В 1858 г. он вернулся в столицу. "Современник" печатал его стихи и помещал сочувственные статьи о его жизни и творчестве. Вскоре установились связи Шевченко с революционными демократами. Особенно тесной стала дружба с Н. Г. Чернышевским. Свидетельство В. Е. Якушкина, что Некрасов участвовал в похоронах Шевченко (ср.: Чалый Д. В. Шевченко и Некрасов. - Збiрник праць третьоi науковоi шевченкiвськоi конференцii. Киiв, 1955, с. 42-63), подтверждается и другими: Терпигорев С. И. (Агава С). Собр. соч., т. VI. СПб., 1899, с. 526; СП, 1861, 2 марта, N 50. Сопоставление стихов Некрасова с речами, произнесенными на похоронах поэта, см.: Гаркави А. М. Из творческой истории стихотворения "На смерть Шевченко". - О Некр., вып. II, с. 282-287.
  

ПОХОРОНЫ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 202-205.
   Впервые опубликовано: С, 1861, N 9, с. 128.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, т. I, ч. 1. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Беловой автограф правленный - ГБЛ, ф. 195, папка 5761, л, 41-43. Над текстом дата: "Грешнево, 1861, июнь 22-25".
  
   Датируется 1861 г. на основании автографа.
   Стихотворение стало популярной народной песней: в вариантах "Похорон" общественный облик героя как народолюбца рисовался более отчетливо. О соотнесении в стихотворении народно-песенного начала с литературным см.: Альми И. Л. О своеобразии лирического сюжета и жанровой формы стихотворения Н. А. Некрасова "Похороны". - Некрасовский сборник. Калининград, 1972, с. 141-145.
   Положено на музыку под названием "Меж высоких хлебов" (Н. А. Александров, 1911).
  

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 2, с. 171-185.
   Впервые опубликовано: Время, 1861, N 10, с. 356-363, с посвящением: "О. С. <Черныше>вской", с цензурным искажением ст. 201-202.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 2, без посвящения, с датой: "1861". Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". Цензурное искажение исправлено впервые в Ст 1864, ч. 2, где стихотворение датировано: "1856".
   Беловой автограф с первоначальным заглавием: "Детская комедия" и датой: "1861. Грешнево, 14 июля" - ГБЛ, ф. 195, папка 5761, л. 29-36.
  
   Датируется 1861 г. на основании автографа.
   Между л. 33-34 альбома О. С. Чернышевской (ЦГАЛИ, ф. 1, он. 2, ед. хр. 117) имеется карандашный автограф Некрасова на отдельном листке: "Обязуюсь написать Ольге Сократовне Чернышевской стихотворение ко дню ее ангела И июля, коего содержанием будут красоты природы в пределах Ярославской губернии. Ник. Некрасов. 14 мая 1861. СПб". Результатом этого обещания стало стихотворение "Крестьянские дети". Возможно, замысел стихотворения относится к 1856 г., если дата в Ст 1864 не является опечаткой.
   Ст. 169-188 под заглавием "Мужичок с ноготок" по традиции нередко выделяются в отдельное стихотворение и включаются в хрестоматии для детского чтения.
   Отмечая положительные начала народной жизни, особенно в 1860-е гг., Некрасов не случайно часто обращается к образам крестьянских детей. В статье "Черты для характеристики русского простонародья" Добролюбов, сравнивая крестьянских детей с детьми образованных сословий, писал: "...крестьянские дети, говоря вообще, свободнее воспитываются, отношения между младшими и старшими там проще и ближе, ребенок раньше делается деятельным членом семьи и участником общих трудов ее. А с другой стороны, и то много значит, что естественный, здравый смысл ребенка там меньше искажается искусственными, по-видимому удовлетворительными, ответами, какие находит мальчик или девочка образованного сословия" (Добролюбов, т. VI, с. 238).
  
   Гаврила - Г. Я. Захаров, которому посвящены "Коробейники".
   У нас же дорога большая была... - Имеется в виду тракт из Костромы в Ярославль, проходивший неподалеку от села Грешнево.
   Лава - здесь: помост, плот.
  

ДУМА

  
   Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 186-187.
   Впервые опубликовано: С, 1861, N 9, с. 255-256, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Беловой автограф с правкой - ГБЛ, ф. 195, папка 5761, л. 44. Вместо заголовка над текстом дата: "16 августа. Грешнево. 1861".
  
   Датируется на основании автографа.
   Стихотворение напечатано вскоре после крестьянской реформы, когда для "освобожденных" крестьян "воля" обернулась голодом, нищетой, безработицей.
   Положено на музыку (Р. С. Бунин, 1961).
  

20 НОЯБРЯ 1861

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 123.
   Впервые опубликовано: С, 1862, N 1 (ценз. разр. - 2 янв. и 2 февр. 1862 г.), с. 348, в составе статьи Некрасова "Посмертные стихотворения Н. А. Добролюбова", без заглавия, ст. 1-4 и подписи (в оглавлении: "С примечаниями Н. Н."), с датой: "2 янв. 1862".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1863, ч. 1, с опечаткой в заглавии: "25 ноября 1861". Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   С. И. Пономарев приводит слова Некрасова, относящиеся к этому стихотворению: "Вспоминал Добролюбова, писал в день его рождения" (Ст 1879, т. IV, с. LXI).
   Добролюбов (р. 24 янв. 1836 г.) умер 17 ноября 1861 г., а 20 ноября состоялись похороны. Впечатления этого дня и выражены в написанном тогда же стихотворении. Некрасова сблизила с Добролюбовым совместная работа в "Современнике". В последние годы отношения между ними перешли в тесную дружбу. Добролюбов восхищался Некрасовым как поэтом и человеком. Воздействие некрасовской поэзии заметно во многих стихотворениях Добролюбова-поэта - как гражданских, так и интимных. В свою очередь, Некрасов горячо любил Добролюбова и испытывал на себе его могучее идейное и нравственное влияние. На публичном чтении в пользу бедных студентов, устроенном в зале 1-й Петербургской гимназии 2 января 1862 г., Некрасов выступил с речью о нем: "...мы во всю нашу жизнь не встречали русского юноши, столь чистого, бесстрашного духом, самоотверженного! - сказал поэт. - Наше сожаление о нем не имеет границ и едва ли когда изгладится. Еще не было дня с его смерти, чтоб он не являлся нашему воображению, то умирающий, то уже мертвый, опускаемый в могилу нашими собственными руками. Мы ушли с этой могилы, но мысль наша осталась там и поминутно зовет нас туда и поминутно рисует нам один я тот же неотразимый образ..." (С, 1862, N 1, с. 348). Затем Некрасов прочитал свое стихотворение.
  

"ЧТО НИ ГОД - УМЕНЬШАЮТСЯ СИЛЫ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 127.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1864, ч. 3, с. 128, с датой: "1861". Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   Датируется 1861 г.
   Первоначально называлось, по-видимому, "Последнее желание" (см.: Гаркави А. М. Н. А. Некрасов в борьбе с царской цензурой. - Учен. зап. Калининград, пед. ин-та, 1966, вып. 13, с. 111).
   Положено на музыку (А. В. Мосолов, 1928).
  

СВОБОДА

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, Приложение 2: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 242- 243.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1869, ч. 4, Приложение: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 237-238 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4). В Ст 1879, по указанию автора, помещено в основном тексте (см.: Ст 1879, т. IV, с. LXIII).
   Автограф - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 1, л. 3.
  
   Стихотворение является непосредственным откликом на реформу 1861 г., что и дает основание датировать его 1861 г. Поэт не мог не порадоваться факту освобождения миллионов людей из рабства, не выразить надежд на лучшее будущее, пусть в далекой перспективе, хотя и трезво оценивал даже в этом лирическом стихотворении характер освобождения и возможные результаты его. В целом же отношение Некрасова к крестьянской реформе было отрицательным, что выражалось и в материалах "Современника", и в лирических стихах поэта, и в эпических его произведениях, рисующих пореформенную Россию. По словам Чернышевского, Некрасов говорил: "Да разве это настоящая воля!.. Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами" (Пантелеев Л. Ф. Из воспоминаний прошлого. М.-Л., 1934, с. 552). Не случайно М. М. Филиппов писал: "...Некрасов внушал любовь к народу, к мужику, он призывал на борьбу не только вообще с неправдой, но специально с той неправдой, которая не исчезла бесследно и после законодательного акта 19 февраля <...> Совершенно напрасно критика 60-х и начала 70-х годов упрекала Некрасова в анахронизмах, ставила ему в упрек, что он все еще продолжает задним числом проливать слезы над крепостным мужиком, несмотря на уничтожение крепостничества. Медовый месяц либерализма, наступивший в начале 60-х годов, успел уже пройти, а критики Некрасова, не замечая этого, все еще находились в ликующем настроении и никак не хотели верить, что в нравах, понятиях, поступках еще много такого, что постоянно напоминало и напоминает о дореформенной эпохе" (Филиппов М. М. Мысли о русской литературе. М., 1965, с. 229).
  

"ПРИЯТНО ВСТРЕТИТЬСЯ В СТОЛИЦЕ ШУМНОЙ С ДРУГОМ..."

  
   Печатается по автографу ИРЛИ.
   Впервые опубликовано: Некр. по мат. ПД, с. 91.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1927.
   Автограф - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 1, л. 3. Справа на автографе приписка: "Кругом зелено, поля, природа - и доброе лицо, с печатью благородной честного труда".
  
   Автограф на одном листе со стихотворением "Свобода", на этом основании стихотворение датируется 1861 г.
  

СЛЕЗЫ И НЕРВЫ

  
   Печатается по тексту первой публикации.
   Впервые опубликовано: Новое время, 1876, 25 апр., N 55, без подписи, первым номером раздела "Из записной книжки", с примечанием: "Нам передана "Записная книжка" одного из современных наших поэтов, наполненная стихотворными заметками и отрывками. Время от времени мы будем делиться с читателями этими отрывками и заметками". "Записная книжка" - условное наименование передававшихся Некрасовым А. С. Суворину стихотворений.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. IV, где ошибочно датировано: "1876". В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило (скорее всего по интимным причинам).
   Беловой автограф находится в тетради стихотворений, относящейся к 1861 г., - ГБЛ, ф. 195, папка 5761, л. 67-69. Автограф с заглавием (зачеркнутым) "Отрывок" разбит на две части. Ст. 1-12 первой части, озаглавленной "Слезы", соответствуют тем же стихам газетного текста, вторая часть, соответствующая ст. 33 - 60 газетного текста, озаглавлена "Кто?". Остальные стихи обеих частей зачеркнуты, кроме восьмистишия, вошедшего без изменений в качестве ст. 1-8 в состав первой из "Трех элегий" (см.: наст. изд., т. III). Беловой автограф ст. 25-32 - ИРЛИ, ф. 134, оп. 11, ед. хр. 1 (на одном листе с записью "Слезы, нервический хохот, припадок...").
   Датируется 1861 г. * Стихотворение занимает существенное место в поэтической разработке Некрасовым "прозы любви". В нем отразились некоторые стороны сложных и мучительных отношений Некрасова с А. Я. Панаевой. С. И. Пономарев в примечаниях к Ст 1879 намекнул на это: "По яркости изображения невольно подумаешь, что стихи полны автобиографического значения" (т. IV, с. CXXXIII).
  

1862

ДЕШЕВАЯ ПОКУПКА

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 103-107.
   Впервые опубликовано: С, 1862, N 2 (ценз. разр. - 21 дек. 1861 г. и 9 марта 1862 г.), с. 683-686, с подписью: "Н. Некрасов" и другим эпиграфом.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". Подзаголовок: "Петербургская драма" впервые -в Ст 1879, т. II, с. 55, очевидно, на основании указания Некрасова.
   Автограф не найден.
  
   Датируется по времени первой публикации.
   Эпиграф в "Современнике": "За скорым отъездом распродаются: мебель, зеркала, фарфоровая и фаянсовая посуда, ножи, вилки и все, принадлежащее хозяйству. В такой-то улице, дом Воронина, N такой-то, по парадной лестнице ("Полицейские ведомости")". Современница Некрасова со слов А. Я. Панаевой передает "историю" стихотворения "Дешевая покупка" следующим образом: "Так как, покупая вещи, Некрасов проклинал свое "торгашество пошлое" и заглядывался на милое личико владетельницы этих вещей, которое было "точно рукой гениальной отточено", то, конечно, дешевая покупка обошлась очень дорого, и в конце концов оказалось, что семейной драмы тут никакой не было, а служила она только ловко придуманной декорацией самой обыкновенной коммерческой сделки. Некрасов не любил вспоминать этой своей "Дешевой покупки", а А<вдотья> Як<овлевна> решалась лишь изредка и то слегка напоминать о ней Николаю Алексеевичу в том случае, когда его кошельку, да и сердцу грозила какая-нибудь новая опасность" (Л<итвинова> Е. Воспоминания о Н. А. Некрасове. - Научн. обозрение, 1903, N 4, с. 139). Разумеется, случай, описанный в этих мемуарах, в совсем ином освещении предстает в стихотворении Некрасова.
  

РЫЦАРЬ НА ЧАС

   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 79-91.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 1-2, с. 209-214.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф основного текста не найден. Автограф фрагмента ранней редакции - ГБЛ, ф. 195, М 10784 - известен как автограф из альбома Л. П. Шелгуновой. Запись сделана на отдельном листе с обеих сторон черными чернилами. В верхней части листа обозначено: "Из стихотворения "Рыцарь на час"". На обороте внизу листа приписка рукою Некрасова: "[Счастливы] Редки те, к кому нельзя применить этих слов, чьи порывы способны переходить в дело... Честь и слава им. Честь и слава тебе, брат!". Далее следуют подпись и дата: "24 мая, 6 час. утра". Автограф впервые был опубликован в "Литературном архиве, издаваемом П. А. Картавовым" (СПб., 1902, октябрь, с. 99-100) с подзаголовком: "Михайлову" и опечаткой в ст. 221 ("тела" вместо "дела"); факсимильное воспроизведение - Некрасовский альбом. СПб., 1921, с. 29-30. В рукописи подзаголовок отсутствует.
   Советские исследователи (В. Е. Евгеньев-Максимов, К. И. Чуковский, А. М. Гаркави), дополняя друг друга, доказали, что приписка имела весьма определенный адресат - М. Л. Михайлова, арестованного 14 сентября 1861 г. К М. Л. Михайлову, сосланному в Сибирь, летом 1862 г. отправлялись Н. В. и Л. П. Шелгуновы, которым, по всей вероятности, Некрасов и вручил свой автограф для. передачи Михайлову. Судя по проставленной под текстом дате, этот ранний вариант создавался во время пребывания Некрасова в Петербурге в мае 1862 г.
   Корректура из собрания А. Н. Пыпина (ГПБ, ф. 777, он. 3, N 1314) представляет собой гранки "Современника" с правкой Некрасова карандашом. В правом верхнем углу листа помета: "Г. ценсору, янв. 16"; внизу справа разрешение цензора В. Н. Бекетова: "Одобрено цензурою. СПбург, 17 января 1863 года". Текст корректуры существенно отличается от журнального; корректурный - полный, журнальный - сокращенный; отсутствует концовка стихотворения, его название в корректуре "Рыцарь на час", в журнале - "Бессонница" и др. (см.: Другие редакции и варианты, с. 294-295). Р. Б. Заборова предположила, что изменения были сделаны Некрасовым в следующей корректуре или в чистых листах, откуда они и перешли в журнальный текст (см.: Некр. сб., IV, с. 237).
  
   Время работы Некрасова над "Рыцарем на час" устанавливается по дате фрагмента ранней редакции (май 1862 г.) и отдельным деталям поздней редакции, указывающим на непосредственные впечатления от пребывания поэта в Грешневе и Абакумцеве (осень 1862 г.).
   Вероятно, теми же сомнениями и раздумьями, что и взволнованная исповедь поэта в "Рыцаре на час", было наполнено не дошедшее до нас письмо Некрасова к Добролюбову, который в ответном письме от 24 августа (4 сентября) 1860 г. призывал поэта преодолеть его временную депрессию, "...принесли мне письмо Ваше, - пишет критик, - я, разумеется, газету бросил и стал его читать. И подумал я: вот человек - темперамент у него горячий, храбрости довольно, воля твердая, умом не обижен, здоровье от природы богатырское, и всю жизнь томится желанием какого-то дела, честного, хорошего дела... Только бы и быть ему Гарибальди в своем месте". Далее, как бы предвещая появление "Рыцаря на час", Добролюбов полемизирует с его будущим героем и его "внутренним голосом": "...никто не в состоянии помешать делу таланта и мысли. А мысль у нас должна же прийти и к делу, и нет ни малейшего сомнения, что, несмотря ни на что, мы увидим, как она придет <...> Я только напираю на то, что еще в сорок лет не имеет права считать себя отжившим и неспособным тот, кто еще в эти годы умеет влюбляться и мечтать о сердечном обновлении" (Добролюбов, т. IX, с. 439-441).
   "Рыцарь на час" получил чрезвычайно широкую популярность среди современников. В этом произведении нашли выражение душевные переживания целого поколения, жаждущего деятельности, но не находящего в себе сил и мужества полностью отдать себя народному делу. Исповедь Некрасова перед тенью \ своей матери воспринималась как исповедь перед родиной, к ней обращается поэт со страстным призывом дать ему силы выйти на широкую дорогу самоотверженной борьбы за счастье народа. Как свидетельствуют современники, сам Некрасов читал свое стихотворение, всегда волнуясь и "со слезами в голосе" (Ковалевский П. М. Стихи и воспоминания. Пг., 1912, с. 279). М. П. Краснов вспоминает, какое впечатление производило на Н. Г. Чернышевского это произведение: "...Николай Гаврилович предложил прослушать "Рыцаря на час". Его слегка растянутое, ритмическое чтение, с логическими ударениями, произвело на меня громадное впечатление, и, заслушавшись, я не заметил, что чем далее, тем звончее становился голос Николая Гавриловича. Он уже как бы пережил "восхождение на колокольню" и оборвавшимся, надтреснутым голосом начал заключительный стих принесения повинной перед памятью матери. Вдруг Николай Гаврилович не выдержал и разрыдался, продолжая, однако, читать стихотворение. Я не в силах был остановить его, ибо и сам сидел потрясенный" (Н. Г. Чернышевский в воспоминаниях современников, т. 2. Саратов, 1959, с. 287).
   Н. К. Михайловский называл "Рыцаря на час" "блещущей беспощадной искренностью поэтической жемчужиной", "изумительным стихотворением" Некрасова, "которое, если бы он даже ни одной строки больше не написал, обеспечивало ему "вечную намять", которое едва ли кто-нибудь, по крайней мере в молодости, мог читать без предсказанных поэтом "внезапно хлынувших слез с огорченного лица"". "Мне вспоминается один вечер или ночь зимой 1884 или 1885 года, - пишет Н. К. Михайловский. - Я жил в Любани, ко мне приехали из Петербурга гости, большею частью уже немолодые люди, в том числе Г. И. Успенский. Поговорили о петербургских новостях, о том, о сем; потом кто-то предложил по очереди читать. Г. И. Успенский выбрал для себя "Рыцаря на час". И вот: комната в маленьком деревянном доме; на улице, занесенной снегом, мертвая тишина и непроглядная тьма; в комнате около стола, освещенного лампой, сидит несколько человек <...> Глеб Иванович читает, мы все слушаем с напряженным вниманием, хотя наизусть знаем стихотворение. Но вот голос чтеца слабеет, слабеет и обрывается: слезы не дали кончить... По всей России ведь рассыпаны эти маленькие деревянные домики на безмолвных и темных улицах; по всей России есть эти комнаты, где читают (или читали?) "Рыцаря на час" и льются (или лились?) эти слезы" (Михайловский Н. К. Литература и жизнь. - Рус. богатство, 1897, N 2, с. 133-134).
   Ф. М. Достоевский считал это произведение шедевром творчества Некрасова (Достоевский Ф. М. Полн. собр. художественных произведений, т. XII. М., 1929, с. 355).
   Влияние "Рыцаря на час" отразилось на некоторых литературных произведениях той эпохи. В. А. Слепцов называет свою повесть "Трудное время" (1865). В виде эпиграфа к оставшемуся незавершенным произведению "Сны и факты" А. И. Левитов предполагал взять строки: "От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!" (ЛН. т. 51-52, с. 373). Н. Г. Чернышевский в своем неоконченном романе "Отблески сияния" (1882?), писавшемся во время вилюйской ссылки, обращается к некрасовской поэме. Прямые цитаты из "Рыцаря на час" автор использует для выражения сомнений героя: может ли он стать борцом за народ, он, находящийся в среде "благоразумных ученых", предающих интересы народа.
   Образ "рыцаря на час" неоднократно использовал В. И. Ленин в своих работах, отмечая существование аналогичного социального типа в среде интеллигенции и в годы первой русской революции, и в годы наступившей после нее реакции. "Революция, - писал В. И. Ленин, - подняла к политической жизни такие глубокие слои народа, она вынесла сплошь да рядом на поверхность столько случайных людей, столько "рыцарей на час", столько новичков, что совершенно неизбежно отсутствие у многих и многих из них всякого цельного миросозерцания" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 17, с. 293-294). В 1907 г., разоблачая П. Струве за отступничество, половинчатость взглядов и оппортунизм, В. И. Ленин указывает, что его "место" - "место ликующих и праздно-болтающих в моменты торжества контрреволюции" (там же, т. 14, с. 240).
  
   Церковь старая чудится мне... - Имеется в виду церковь Петра и Павла в с. Абакумцеве, расположенном неподалеку от Грешнева, в ограде которой находится могила Е. А. Некрасовой, матери поэта.
   И апостола Павла с мечом... - По канонам иконографии апостол Павел изображался обычно с Евангелием в руках. Вероятно, Некрасов не мог вспомнить точных деталей этой иконы, отсюда и разночтения (ср.: Другие редакции и варианты, с. 295).
  

"ЛИТЕРАТУРА С ТРЕСКУЧИМИ ФРАЗАМИ..."

  
   Печатается по Ст 1879, т. II, с. 59, где впервые восстановлен цензурный пропуск ст. 3 и 4.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1864, ч, 3, с. 18. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф - ГБЛ, ф. 195, папка 5761, л. 60 об. Вместо заглавия: ***. Записан чернилами со ст. 5. Сверху дописаны карандашом ст. 1-4.
  
   В Ст 1879 датировано: "1862". Эта дата и принимается в настоящем издании.
   В. И. Ленин, характеризуя обстановку, отразившуюся в этом стихотворении, ссылается на статью Л. Ф. Пантелеева "Из воспоминаний о 60-х годах", где, по словам В. И. Ленина, "сгруппированы некоторые очень интересные факты о революционном возбуждении 1861-1862 гг. и полицейской реакции... "К началу 1862 г. общественная атмосфера была до крайности напряжена; малейшее обстоятельство могло резко толкнуть ход жизни в ту или другую сторону. Эту роль и сыграли майские пожары 1862 года в Петербурге" <...> В народе стали обвинять в пoджoгах студентов, и эти слухи повторялись газетами <...> "<...> в Петербурге было объявлено нечто вроде военного положения". Учрежденному особому комитету было поручено принятие чрезвычайных мер к охране столицы. Город был разделен на три участка с военными губернаторами во главе. По делам о поджоге введен военно-полевой суд. Приостановлены на 8 месяцев "Современник" и "Русское слово", прекращен "День" Аксакова, объявлены суровые временные правила о печати <...> последовали многочисленные аресты политического характера (Чернышевского, Н. Серно-Соловьевича, Рымаренко и др.), закрыты воскресные школы и народные читальни, затруднено разрешение публичных лекций в С.-Петербурге, закрыто 2-ое отделение при Литературном фонде, закрыт даже Шахматный клуб <...> Гнуснейшее эксплуатирование народной темноты для клеветы на революционеров и протестантов было, значит, в ходу и в самый разгар "эпохи великих реформ"" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 5, с. 29).
  

1862-1863

"В ПОЛНОМ РАЗГАРЕ СТРАДА ДЕРЕВЕНСКАЯ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 115-116.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 4, с. 557-558, под заглавием: "Страда", с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   В Р. б-ке датировано: "1861"; но так как Некрасов читал это стихотворение вместе со стихотворениями "Зеленый шум" и "Что думает старуха, когда ей не спится" в зале Бенардаки в январе 1863 г. (СПбВ, 1863, 10 и 20 янв.), очевидно, оно написано в конце 1862 или в начале 1863 г.
   Для стихотворения, как и для многих других произведений Некрасова, характерна особенно полно проявившаяся в 1860-е гг. способность поэта слить свой голос с голосом другого лица, преимущественно с голосом человека из народа, в органическое единство.
   Положено на музыку (И. И. Корнилов, 1887; А. И. Ермолов, 1899; А. В. Михайлов, 1966).
  

ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 119-122.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 3, с. 143-144, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   Датируется концом 1862 или началом 1863 г. (см. комментарий к предыдущему стихотворению).
   Образ "зеленого шума" заимствован поэтом из игровой песни украинских девушек, напечатанной в "Русской беседе" (1856, Л"" 1, с. 77). Образная структура стихотворения в некоторых существенных элементах восходит, как установлено, к прозаическому комментарию, которым сопроводил песню проф. М. А. Максимович. В комментарии говорилось: "...в этом зеленом шуме девчат отозвался Днепр, убирающийся в зелень своих лугов и островов, шумящий в весеннем разливе своем и дающий тогда полное приволье рыболовству. В одно весеннее утро я видел здесь, что и воды Днепра, и его песчаная Белая коса за Шумиловкою, и самый воздух над ними - все было зелено... В то утро дул порывистый горишний, т. е. верховой, ветер; набегая на прибрежные ольховые кусты, бывшие тогда в цвету, он поднимал с них целые облака зеленоватой цветочной пыли и развевал ее по всему полуденному небосклону" (Максимович М. А. Собр. соч., т. 2. Киев, 1877, с. 479). В цитате выделены слова, использованные Некрасовым (см.: Абрамов И. С. Происхождение стихотворения Некрасова "Зеленый шум". - В кн.: Звенья, V. М.-Л., 1935, с. 467-477).
   В этом стихотворении Некрасовым найдена та строфическая и ритмическая структура, которая вскоре была использована в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
   &nb

Другие авторы
  • Чернышевский Николай Гаврилович
  • Самарин Юрий Федорович
  • Красов Василий Иванович
  • Диковский Сергей Владимирович
  • Кьеркегор Сёрен
  • Дроздов Николай Георгиевич
  • Савин Михаил Ксенофонтович
  • Григорьев Василий Никифорович
  • Сизова Александра Константиновна
  • Якубовский Георгий Васильевич
  • Другие произведения
  • Раевский Владимир Федосеевич - Стихотворения
  • Розанов Василий Васильевич - Женщина-пылесос и ее лекция в зале Тенишевского училища
  • Плеханов Георгий Валентинович - В. Г. Белинский
  • Киплинг Джозеф Редьярд - Самая удивительная повесть в мире и другие рассказы
  • Авсеенко Василий Григорьевич - Петербургские очерки
  • Гончаров Иван Александрович - Фрегат "Паллада". Том 1
  • Ткачев Петр Никитич - Очерки из истории рационализма
  • Толстой Лев Николаевич - Бирюков П.И. Биография Л.Н.Толстого (том 4, 2-я часть)
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Мёртвый собор
  • Лажечников Иван Иванович - Заметки для биографии Белинского
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа