Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений, Страница 5

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений


1 2 3 4 5 6 7 8

sp; Многократно положено на музыку (Г. А. Маренич, 1878; П. И. Бларамберг, 1886 (под названием "Весенняя песня"); И. И. Рачинский, 1896; С. В. Рахманинов, 1902; Э. К. Розенов, 1904; С. В. Панченко, 1909; П. Г. Чесноков, 1910; М. Д. Кетриц, 1912; Г. Э. Ланэ, 1915; Н. И. Яковлев, 1957).
  
   ...ветер верховой... - согласно пояснению В. И. Даля (Даль, т. I, с. 185), в районах Поволжья северо-западный ветер.
  

ЧТО ДУМАЕТ СТАРУХА, КОГДА ЕЙ НЕ СПИТСЯ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 117-118.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 3, с. 203-204, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   О дате написания см. на с. 387 наст. тома комментарий к стихотворению "В полном разгаре страда деревенская...".
  

1863

КУМУШКИ

  
   Печатается по Ст 1879, т. II, с. 123.
   Впервые опубликовано: Солдатская беседа, 1863, N 1, с. 31, с датой: "Январь 1863" и подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". Опечатка в ст. 9 впервые исправлена в Ст 1879 т. II.
   Первоначальный набросок - ИР ЛИ, ф. 203, ед. хр. 13, л. 1 и об. На лицевой стороне в верхнем левом углу помета: "Поп. Дождь. Засуха". После четырех двустиший оставлен интервал для одного двустишия.
  
   Датируется на основе указания в первой публикации.
  
   Кубарь - детская игрушка, наподобие волчка.
  

ПЕСНЯ ОБ "АРГУСЕ"

  
   Печатается по Ст 1874, т. III, ч. 6, Приложение 3: Юмористические стихотворения разных годов, с. 222-229.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 4 (ценз. разр. - 20 апр. 1863 г.), "Свисток" N 9, с. 67-71, под заглавием: "Песня об "Очерках" (Из лирической драмы "Видение на Неве")", в другой редакции, с подписью: "Савва Намордников".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1874.
   Черновой набросок - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 23, л. 1. По неизвестному ныне автографу в Ст 1879 (т. IV, с. СХХХ-CXXXI) напечатан набросок, относящийся, по предположению С. И. Пономарева, к "Песне об "Очерках"".
   Датируется 1863 г. по времени первой публикации.
  
   Поводом для написания стихотворения явился следующий эпизод. В 1863 г. бывший цензор Амплий Николаевич Очкин (1791-1865) приступил к изданию газеты "Очерки". Чтобы привлечь подписчиков, он решил на первых порах придать газете либеральную направленность. В качестве редактора был приглашен видный демократический публицист Г. З. Елисеев (1821-1891), который, в свою очередь, привлек к сотрудничеству П. Л. Лаврова, А. П. Щапова, А. И. Левитова, Н. Г. Помяловского, М. А. Антоновича. О газете "Очерки" см.: Брейтбург С. К истории газеты "Очерки". - В кн.: Русская журналистика. Шестидесятые годы. М.-Л., 1930, с. 53-71, а также справочник "Русская периодическая печать" (М., 1959, с. 443-444). Газета стала одним из самых радикальных органов. Напуганный Очкин уговаривал Елисеева переменить направление, но, не добившись успеха, прекратил издание газеты и предложил подписчикам или взять обратно деньги, или получать вместо "Очерков" либеральную газету "Современное слово", издававшуюся Н. Г. Писаревским. В тексте "Современника" вместо "Аргуса" газета имела подлинное название, под своими именами были выведены и действующие лица. Вместо "Гибель, несчастный, тебе" было "Гибель, о Амплий, тебе". Первоначально Некрасов хотел написать несколько сцен торга Очкина с Писаревским.
  
   Пренумерант - подписчик.
   ...пускается в свист. - Намек на сатиру "Свистка".
   ...по мосткам против крепости... - Подразумевается Петропавловская крепость.
   Плашкоут - плоскодонное, мелкосидящее судно, употреблявшееся для перевозки грузов и для настилки временных мостов.
   Меч дамоклесов висит?.. - Дамоклов меч - неотвратимая угроза; выражение восходит к древнегреческой легенде о сиракузском тиране Дионисии, который заставил сидеть своего придвовяого Дамокла под мечом, чтобы тот проникся чувством опасности, всегда угрожающей верховному правителю.
   ...из Конюшенной... - В Петербурге были Б. Конюшенная (ныне ул. Желябова), М. Конюшенная (ныне ул. С. Перовской) улицы и Конюшенная площадь.
   Охтинка - жительница Охты - предместья Петербурга.
   Регалия - сорт дорогих сигар.
  

Другие редакции и варианты

  
   "Современное слово" - ежедневная газета, выходившая вместо с "Русским инвалидом" в Петербурге под редакцией Н. Писаревского с 1 июня 1862 по 2 июня 1863 г.
   Корш В. Ф. (1828-1893) - журналист, редактор "Московских ведомостей"; в 1862 г. переехал из Москвы в Петербург, где получил в аренду "С.-Петербургские ведомости"; он был их редактором с 1863 по 1874 г.
   Данилевский Г. П. (1829-1890) - автор ряда исторических романов.
  

КАЛИСТРАТ

   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 102.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 9, с. 313, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Беловой автограф - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 8. Дата: "5 июня". Подпись карандашом: "Н. Некрасов".
   Датируется на основании Ст 1879 и автографа 5 июня 1863 г.
  
   В 1863 г. была запрещена перепечатка "Калистрата" в "Русской книжке", составленной известным революционером и фольклористом И. А. Худяковым и предназначенной для массового читателя (см.: Гаркави А. М. Некрасов и цензура. - Некр. сб., II, с. 456).
   В 1860-е гг. Некрасов после многолетнего перерыва обращается к песенному творчеству и создает целый цикл песен по типу народных. Однако песня Некрасова остается литературной песней не только по отсутствию прямых соответствий в народном творчестве, но и вследствие сложности характеров и настроений, в ней раскрывающихся. Так, в данной песне выражение горя и безысходности осложнено ироническим началом. Эта сложность аналитического взгляда на жизнь отличает некрасовские песни от собственно народных песен, характер которых гораздо более непосредствен.
   Неоднократно положено на музыку (Н. Я. Афанасьев, 1861; М. П. Мусоргский, 1883; В. И. Главач, 1899; Н. Н. Миронов, 1906; Н. О. Куплевский, 1907; Т. С. Сидоренко-Малюкова, 1956).
  
   Носит лапти с подковыркою!.. - В отличие от обычных лаптей, сплетенных в два ряда, лапти с подковыркою плелись в три ряда.
  

"НАДРЫВАЕТСЯ СЕРДЦЕ ОТ МУКИ..."

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 76-77.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 9 (ценз. разр. - 19 сент. и 13 окт. 1863 г.), с. 312, с цензурным пропуском ст. 4, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". Цензурный пропуск восстановлен в Ст 1869.
   Автограф не найден.
  
   В Ст 1879 озаглавлено: "Надрывается сердце от скуки..." и датировано: "1863". Эта дата и принимается в настоящем издании.
   В стихотворении отразились впечатления от учиненной правительством в 1862-1863 гг. расправы с передовой общественностью (процессы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Серно-Соловьевича, М. Л. Михайлова).
  

"БЛАГОДАРЕНИЕ ГОСПОДУ БОГУ..."

  
   Печатается по Ст 1879, т. II, с. 75-76.
   Впервые опубликовано: Ст 1869, ч. 4, Приложение: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 244- 246, под рубрикой "Отрывки", с цензурным пропуском ст. 29-32, под названием (в оглавлении): "Благодарение богу" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4. Приложение 2: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части; Ст 1879, с восстановлением цензурного пропуска, в основном отделе (как сообщает С. И. Пономарев, - по указанию автора - Ст 1879, т. IV, с. LXV)).
   Автограф не найден.
  
   Датируется 1863 г. по Ст 1879.
   Полное чтение ст. 30 неизвестно. Стихотворение, очевидно, написано в пору массовых ссылок революционеров, особенно поляков, после восстания 1863 г., так как в Ст 1873 отнесено к числу стихотворений 1860-1863 гг. "Дорога, изображаемая здесь, - писал К. И. Чуковский, - знаменитая Владимирка, по которой гнали арестантов в Сибирь" (ПСС, т. II, с. 674). Новейший исследователь, знаток Ярославского края А. Ф. Тарасов полагает, что здесь имеется в виду "другая дорога, менее известная, хотя играла она ту же печальную роль. Она проходила из Петербурга через Мологу, Рыбинск, Ярославль, Кострому и далее - в ту же Сибирь. По ней в 1826 году провозили декабристов. По ней в конце 1850 года проследовал Ф. М. Достоевский. По ней в декабре 1861 года прозвенел кандалами М. Л. Михайлов. Через два с половиной года его путь повторил Н. Г. Чернышевский. Дорога эта проходила мимо Грешнева" (Тарасов А. Ф. Некрасов в Карабихе. Ярославль, 1977, с. 57-58).
   В 1883 г. директор департамента полиции В. К. Плеве представил царю специальную "Записку о направлении периодической прессы в связи с общественным движением в России". В "Записке" говорилось: "Некрасов со злобной насмешкой встретил меры правительственного преследования, которое постигло пропагандистов, и призывал новые силы на смену выбывающим. Глубокое впечатление производят следующие места его стихотворений...". Далее приводятся последние строки стихотворения "Благодарение господу богу..." (Папковский Б., Макашин С. Некрасов и литературная политика самодержавия. -ЛН, т. 49-50, с. 524).
  
   Браг, удаляемый с поста опасного... - Незадолго до написания этих строк Некрасов называл братом арестованного и сосланного на каторгу поэта-революционера М. Л. Михайлова, которому он посвятил "Рыцаря на час" (см. выше, с. 383-384).
  

"ЯВНО РОДСТВЕННЫ С ЗЕМЛЕЙ..."

  
   Печатается по тексту первой публикации, с восстановлением ст. 7 по автографу ИРЛИ.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1874, т. III, ч. 6, Приложение 3: Юмористические стихотворения разных годов, с. 234, с цензурной купюрой в ст. 7 ("...ских орлов"), с датой: "1863".
   Автограф - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 12, л. 22 об. Другой автограф (дата: "1863") с купюрой в ст. 7-Черниговский исторический музей, N АВ 547/2.
  
   Датируется по Ст 1874 и автографу.
   Стихотворение направлено против крепостников, мечтавших о возвращении дореформенных порядков, и против готовившегося положения о земствах (обнародованного в 1864 г.), которое давало возможность бывшим помещикам переложить на плечи крестьян ряд повинностей. В. И. Ленин в статье "Гонители земства и Аннибалы либерализма" писал, что "земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска". Вместе с тем Ленин указывал, что "земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось..." (Полн. собр. соч., т. 5, с. 33, 35). Не исключена возможность, что стихотворение - отклик на адрес московских либеральных дворян, преподнесенный в январе 1865 г. Александру II.
  
   "Весть" - петербургская политическая и литературная газета, выходившая с августа 1863 г.; издавалась В. Д. Скарятиным и Н. Н. Юматовым. Выражала интересы крупного дворянства. Герцен называл ее "газетой неокрепостников".
  

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО "СВИСТКА" К ЧИТАТЕЛЯМ

  
   Печатается по тексту первой публикации, с исправлением цензурных искажений в ст. 4, 9, 40 по автографу.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 4, "Свисток" N 9, с. 8-12, без подписи.
   В собрание сочинений впервые включено: ПССт 1920.
   Автограф - ИРЛИ, ф. 203, ед. хр. 3, л. 1-8 об. - представляет собой черновые наброски и сводную редакцию. На л. 1-4 об. - сводная редакция. В левом верхнем углу л. 1 помета "Юркевич", ниже: "литер. <нрзб>". На л. 5-8 об. (л. 7, 7 об., 8 - чистые) - наброски; укажем последовательность сохранившихся записей. На лицевой стороне л. 5 наброски: один дает первоначальную редакцию ст. 13-20 и 33-36 (ст. 21-32 являются позднейшей вставкой в сводном тексте), другой - ст. 49 и 51, третий - ст. 110-113. На обороте л. 5 - зачеркнутое четверостишие "Он низко кланяется всем..." (не включенное в сводный текст) и запись ст. 57-60. В левом нижнем углу помета "Юркевич". На лицевой стороне л. 6 - черновой набросок ст. 100-107, непосредственно продолженный записью ст. 108-121. В левом верхнем углу л. 6 помета "Юркевич, Посредни<к>, Ковалев ск<ий>, Костомар<ов>". Чуть ниже дважды повторенная помета "Хорошо". На обороте л. 6 - запись ст. 25-27. На обороте л. 8 - черновой набросок ст. 81-99, дающий несколько иное, чем в окончательном тексте, развитие темы; между ст. 93-94 - не использованное впоследствии четверостишие "Куда ни обращаешь взор...", между ст. 97 и 98 - ст. 28-32, перенесенные впоследствии в начало.
  
   Датируется 1863 г. Дата написания обоснована А. М. Гаркави (см.: Учен. зап. Новгород. пед. ин-та, 1966, т. 8, с. 39).
   Основным автором "Свистка" был Добролюбов. После его смерти это сатирическое приложение к "Современнику" не выходило. В сложных условиях наступившей политической реакции после приостановки "Современника" в 1862 г., ареста Н. Г. Чернышевского, ссылки М. Л. Михайлова Некрасов сделал попытку возродить "Свисток". Во "Вступительном слове..." дан обзор событий за истекшее время. В обзоре указывалось на крайне сложные условия существования "Свистка": "Поле "Свистка" по-прежнему очень обширно и предметов для свиста очень много; но это поле тернисто, но эти предметы неподатливы" (С, 1863, N 4, "Свисток" N 9, с. 8).
   Новые порядки в общественной и литературной жизни - тема "Вступительного слова...". Литература поступила из ведения Министерства народного просвещения в ведение Министерства внутренних дел, где было создано особое управление по делам печати с большими полномочиями. Громадное влияние приобрели реакционные "Московские ведомости" М. Н. Каткова. В своей газете он писал о русских простолюдинах: "Они собраний не имеют, речей не говорят и адресов никаких не посылают. Они люди простые и темные. Они люди малые, люди бедные и нищие духом. Но они русские люди, и они издалека, в своей темной глубине, прежде чем люди на горах, люди просвещенные и умные, говорящие и пишущие и правоправящие, - они издалека заслышали голос отечества и отозвались на него, в простоте и смирении сердца, тихою молитвой" (MB, 1863, N 69). Против этого "гимна безмолвию" и направлены строки Некрасова. N 9 "Свистка" был последним - дальнейшее его существование оказалось невозможным.
   Когда с вопросом о цензуре Начальство село на мели... - С 1859 г. началось затянувшееся обсуждение вопроса о цензурной реформе, завершившееся принятием устава 1865 г.
  
   Какой-то спор о нигилистах... - В 1862 и следующих годах реакционные круги возглавили поход против "нигилистов" и "мальчишек"; об этом кроме Некрасова писали и другие сотрудники "Современника": М. Е. Салтыков-Щедрин в статье "Наша общественная жизнь", М. А. Антонович в статье "Краткий обзор журналов за истекшие восемь месяцев" (С, 1863, N 1-2).
   Когда при помощи Пановских... - М. Н. Пановский (1802-1872) - реакционный журналист, сотрудник изданий М. Н. Каткова.
   Катков М. Н. - см. о нем на с. 358 наст, тома комментарий к стихотворению "Дружеская переписка Москвы с Петербургом".
   Юркевич лист бумаги мял... - П. Д. Юркевич (1828-1874) - реакционный философ-идеалист. В феврале-марте 1863 г. читал в Петербурге публичные лекции, враждебные материалистической философии. Получив на кафедре задевшее его анонимное письмо, он скомкал бумагу и сказал, что вправе сделать из нее такое употребление, какое найдет нужным. В том же номере "Свистка" в заметке "Неблаговонный анекдот г. Юркевича, или Искание розы без шипов" Салтыков-Щедрин писал: "Для разъяснения этих таинственных слов необходимо было бы знать, на каком языке, на языке физиологов или психологов, произнес г. Юркевич эти слова, и потом сделал ли он, произнося их, какой-нибудь соответственный жест, т. е. приблизил ли руку к желудку (в- знак того, что страдает чревным недугом) или откинул ее как-нибудь назад" (С, 1863, N 4, "Свисток" N 9, с. 39-40).
   Когда мы видим избиенных Посредников... - В феврале 1862 г. 13 мировых посредников - тверских дворян - письменно заявили губернскому присутствию по крестьянским делам о несогласии с положением 19 февраля. Вскоре они были отданы под суд и заключены в Петропавловскую крепость.
   Нейдут Краевского изданья... - С начала 1860-х гг. популярность "Отечественных записок", которые издавал Краевский, резко упала.
   И над Громекиной главой Летает бомба отрицанья... - С. С. Громека, сильно поправевший после 1862 г., упрекал нигилистов в том, что они бросают "бомбы отрицанья" (ОЗ, 1863, N 3, с. 9).
   И всплакал Фет, что топчут гуси... - А. А. Фет в статье "Из деревни" жаловался;, что гуси крестьян потравили у него в имении покосы (РВ, 1863, N 1).
   Когда ругнул Иван Аксаков... - В письме "Из Парижа" (День, 1863, 23 марта) славянофил И. С. Аксаков, выступивший под псевдонимом "Касьянов", сетовал, что представители "российских образованных классов" и даже русское духовенство теряют за границей национальное обличье. Употребленное им восклицание - "275 000 русских!" - введено Некрасовым в стихотворное примечание к "Вступительному слову...".
   Внезапно Павлов замолчал... - Газета Н. Ф. Павлова "Наше время" прекратилась в 1863 г. на 126-м номере.
   И Амплий Очкин кунштик чудный С газетой "Очерки" удрал... -См. об этом на с. 389 наст. тома, в комментарии к стихотворению "Песня об "Аргусе"". Кунштик (кунштюк) - Kunststiick (нем.) - ловкая проделка.
   "Голос" - газета А. А. Краевского, выходившая с 1863 по 1884 г.
   И прекратилась "Ерунда"... - В 1861 г. Л. Л. Камбек, редактор журнала "Петербургский вестник", влачившего жалкое существование, решился на крайнюю меру и в целях привлечения подписчиков предложил за особый гонорар редактору всем желающим печататься на страницах приложения к журналу. Приложение это вскоре получило в журналистике название "Ерунда" (слово это только входило тогда в русский язык). Название было неофициально принято самим Камбеком. В 1862 г. журнал прекратился (см.: Рейсер С. А. Журналист и обличитель Лев Камбек. - В кн.: Звенья, VIII. М., 1950, с. 766-784).
   "Заноза" - умеренно-либеральный юмористический еженедельник, основанный в 1863 г. поэтом М. П. Розенгеймом.
   Узнай, по крайней мере, звуки... - из "Посвящения" (1828) к "Полтаве" Пушкина.
   И никого вокруг себя... - неточная цитата из стихотворения Пушкина "Кто знает край, где небо блещет..." (1828).
   Он жаждет славы и воины... - неточная цитата из стихотворения Лермонтова "Не плачь, не плачь, мое дитя...".
   И лезет мост на мост горой... - Смысл этого выражения не ясен. В "Ведомостях С. -Петербургской городской полиции", на которые ссылается поэт, нет ничего, что могло бы подать повод к этой ссылке. Возможно, Некрасов имеет в виду общее плохое состояние мостов в столице и постоянные их ремонты. Об этом (запрещение езды по тому или иному мосту, закрытие и пр.) неоднократно сообщалось в "Ведомостях С.-Петербургской полиции" и других газетах.
   И вновь начнут свой прежний спор Гиероглифов и Стелловский... - Газета "Русский мир", издававшаяся Ф. Т. Стелловским под редакцией А. С. Гиероглифова, прекратилась в январе 1863 г. из-за распрей между редактором и издателем на денежной почве.
   И гимны братьев Достоевских Самим себе не заглушай! - Речь идет об анонимной статье Ф. М. Достоевского "Опять молодое перо. Ответ на статью "Современника"", в которой дана панегирическая оценка журнала "Время", издаваемого братьями Достоевскими.
  

ПОЖАРИЩЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 125-126.
   Впервые опубликовано: С, 1863, N 9-10, с. 519-520, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден.
  
   В Ст 1879 датировано: "1863". Эта дата принимается и в настоящем издании.
  
   Блюхер Г. Л. (1742-1819) - прусский фельдмаршал, участник сражения при Ватерлоо (1815). Его лубочный портрет в течение долгого времени распространялся в России. Об этом портрете как обычном украшении крестьянской избы упоминает Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в главе "Сельская ярмонка".
   Забалканский - русский генерал-фельдмаршал И. И. Дибич (1785-1831), получивший имя Забалканский за переход через Балканы во время русско-турецкой войны 1829 г.
  

ОРИНА, МАТЬ СОЛДАТСКАЯ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 93-101.
   Впервые опубликовано: С, 1864, N 2, с. 573-576, с заглавием: "Горе старой Орины", без эпиграфа, с подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено (с заглавием: "Орина, мать солдатская"): Ст 1864, ч. 3. Перепечатывалось в 3-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
   Автограф не найден. Корректура под заглавием: "Орина", без эпиграфа - ИРЛИ, ф. 250, оп. 2, ед. хр. 69, 2 печ. л.
  
   Датируется 1863 г.: поэма предназначалась для N 11 "Современника" за 1863 г., но ввиду сопротивления цензуры была опубликована позднее. Сестра, поэта сообщает: "Орина, мать солдатская, сама ему рассказывала свою ужасную жизнь. Он говорил, что несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить" (Из дневников и воспоминаний А. А. Буткевич. - ЛН, т. 49-50, с. 178). Многолетняя солдатчина с ее палочной дисциплиной, жесточайшими наказаниями и абсолютным бесправием была одной из самых мрачных сторон жизни дореформенной России. Когда писалось это стихотворение, вопрос о солдатчине был особенно злободневным: под руководством либерального министра Д. А. Милютина (1816-1912) проводилась военная реформа, в частности были значительно сокращены сроки военной службы.
   Эпиграф - из народной песни, которая под N 2 как "Свадебная" помещена в кн.: Вильбоа К. П. Русские народные песни. Текст под ред. Ап. Григорьева при содействии А. Н. Островского, Т. И. Филиппова и П. И. Якушкина. СПб., 1860. Другие редакции есть в сборнике песен Самарского края, составленном В. Баренцевым,, Эту песню поют также в драме Островского "Бедность не порок".
   Бесталанная - народное: неудачливая, несчастливая.
   "Не белы снежки" - старинная народная песня "Не белые-то снежочки забелилися..." (см.: Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. I. СПб., 1895, с. 47).
  

1864

НАЧАЛО ПОЭМЫ

   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, Приложение 2: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 244-246.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1869, ч. 4, Приложение: Стихотворения 1860-63 годов, не вошедшие в предыдущие части, с. 239-240 (перепечатано: Ст 1873, т. И, ч. 4).
   Автограф не найден.
  
   Датируется по Ст 1879, где отнесено к 1864 г.
  
   В Италии - писал о русских ссыльных... - Речь идет о поэме "Несчастные", над которой Некрасов работал в Риме в 1856 г.
  

ВОЗВРАЩЕНИЕ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 171-172.
   Впервые опубликовано: С, 1865, N 9, с. 32, с датой: "1864" и подписью: "Н. Некрасов".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).
   Беловой автограф - ЦГАЛИ, ф. 338, оп. 1, ед. хр. 11, л. 1. Над текстом автографа приписка: "Здоров ли ты? Вот тебе стихи. Из них увидишь, что я не очень весел. Некрасов".
  
   Датируется 1864 г. по указанию в первой публикации.
   Листок был послан поэтом в середине августа 1864 г. его старому приятелю, видному инженеру, близкому к демократическим кругам, двоюродному брату И. И. Панаева - Валериану Александровичу Панаеву (1824-1899). Стихотворение написано по поводу возвращения Некрасова из-за границы после пребывания там в мае - августе 1864 г. и навеяно впечатлениями от приезда в Карабиху осенью.
  
   И проклял я то сердце... - Современники воспринимали заключительное двустишие как выражение тоски по революционному подвигу.
  

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 127-137, с исправлением эпиграфа по С.
   Впервые опубликовано: С, 1865, N 10, с. 547-552, с подзаголовком: ("Посвящается детям") и фиктивной датой: "1855".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4, с датой: "1864", с восстановлением цензурного пропуска ст. 25-28 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4). Подзаголовок в Ст 1879 снят, очевидно, по указанию поэта.
   Автограф не найден. Авторизованная копия, поданная Некрасовым в цензуру в 1864 г., с надписью "Назначается не для журнала, а в общее собрание стихотворений" - ЦГИА, ф. 777, оп. 2, ед. хр. 9, л. 29-31.
  
   К. И. Чуковский полагал, что замысел произведения относится к самому началу 1860-х гг. (ПСС, т. II, с. 681). В настоящем издании принимается дата: "1864" (по Ст 1869).
   Эпиграф в "Современнике" оканчивался словами: "Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!", в остальных прижизненных и посмертном изданиях было: "Инженеры, душенька!". Это изменение, очевидно, цензурное. Так, в донесении цензора Ф. П. Еленева от 24 ноября 1865 г. говорилось: "Хотя прямой смысл этого эпиграфа в связи со стихотворением не заключает в себе оскорбления для бывшего главноуправляющего путями сообщения, но некоторые могут видеть здесь другой, скрытый смысл; во всяком случае подобное выставление имен высших правительственных лиц крайне неуместно" (цит. по: Гин М. От факта к образу и сюжету. М., 1971, с. 191). О тексте эпиграфа см.: Гин М. М. О своеобразии реализма Некрасова. Петрозаводск, 1966, с. 160, 165 (в защиту варианта "Клейнмихель"); Бухштаб В. Я. Заметки о текстах стихотворений Некрасова. -В кн.: Издание классической литературы. Из опыта "Библиотеки поэта". М., 1963, с. 260-266 (в защиту варианта "Инженеры"), М. М. Гин полагает, что "за Клейнмихелем <...> стоят слишком мощные тени: с созданием первой большой железной дороги России, так или иначе, связаны оба царя российских - "почивший в бозе" Николай I и царствовавший Александр II" (Гин М. От факта к образу и сюжету, с. 201).
   Первая в России Николаевская (ныне Октябрьская) железная дорога между Москвой и Петербургом, строителем которой считался главноуправляющий путями сообщения граф П. А. Клейнмихель, была построена в 1842-1852 гг. Некрасов показывает, кто и как в действительности строил эту дорогу. В мае 1864 г. цензурный комитет запретил печатание "Железной дороги", поскольку здесь "объясняется генеральскому сыну картина мучений, испытываемых рабочим людом при постройке железных дорог; генерал - представитель другого быта, другого сословия, смеется над участью рабочих..." (Евгеньев-Максимов В. Некрасов как человек, журналист и поэт. Л., 1928, с. 237).
   В 1865 г. Некрасов воспользовался освобождением журнала от предварительной цензуры и напечатал стихотворение в "Современнике", выбросив, однако, некоторые острые места и отнеся его посредством даты "1855" к другой эпохе. Несмотря на это, член совета Главного управления по делам печати Мартынов так охарактеризовал "Железную дорогу": "Автор утверждает, что люди, употребленные на работах, "гроб обрели здесь себе", что рельсы дороги вместо подушек укрепляемы чуть ли не на "косточках русских", что начальство "секло народ", предоставляя ему право "мерзнуть и гибнуть от цинги в землянках" <...> Наконец, в эпиграфе упомянуто, вещь всем известная, что главным строителем дороги был граф Клейнмихель, очевидно с целью возбудить в читателях негодование против этого имени, рассчитывая на страшную эффектность стихотворения..." (Евгеньев-Максимов В. Последние годы "Современника". Л., 1939, с. 107). 4 декабря 1865 г. министр внутренних дел ГГ. А. Валуев приказал: "Принимая во внимание, что <...> в стихотворении "Железная дорога" сооружение Николаевской железной дороги изображено как результат притеснения народа и построение железных дорог вообще выставляется как бы сопровождаемым тяжкими для рабочих последствиями, министр внутренних дел определил: "объявить второе предостережение журналу "Современник" в лице издателя-редактора дворянина Николая Некрасова"" (там же, с. 110-111). Это ставило журнал под удар, так как после третьего предостережения он подлежал закрытию.
   Стихотворение тематически близко тому, что писали об условиях строительства железных дорог Н. А. Добролюбов ("Опыт отучения людей от пищи", 1860), В. А. Слепцов ("Владимирка и Клязьма", 1861) и др. Вообще поэт опирался на многочисленные и разнообразные материалы, связанные с железнодорожным строительством в России (см.: Гаркави А. М. Еще об источниках стихотворения "Железная дорога". - О Некр., II, с. 291-295). Но, конечно, смысл некрасовского произведения шире: раздумья о судьбах народа в прошлом, настоящем и будущем, изображение разных сторон жизни народа и взгляд с разных точек зрения на него. Это определяет очень сложную форму стихотворения, где в органическом единстве предстают пейзажная зарисовка, элементы баллады, песня, живой спор, сатирическая картина.
   "Железная дорога" оказывала на читателей, особенно на молодежь, громадное революционизирующее воздействие. "Я был тогда в последнем классе военной гимназии, - вспоминает Г. В. Плеханов. - Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы окончили "Железную дорогу", раздался сигнал, звавший нас на фронтовое учение <...> Когда мы стали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: "Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!"" (Плеханов Г. В. Литература и эстетика, т. 2. М., 1958, с. 199).
  
   Видел я в Вене святого Стефана... - Собор святого Стефана - архитектурная достопримечательность Вены, заложен в XII в., современный вид принял в XIV-XV вв.
   Или для вас Аполлон Белъведерский Хуже печного горшка? - Генерал перефразирует строки Пушкина из стихотворения "Поэт и толпа" (1828).
   Термы - древнеримские бани.
  

ПАМЯТИ ДОБРОЛЮБОВА

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 173.
   Впервые опубликовано: С, 1864, N 11-12, с. 276, без ст. 18- 25 и с цензурными искажениями в ст. 3 ("для отчизны" вместо "для свободы") и соответственно в ст. 1 ("ты на рассвете жизни" вместо "ты в молодые годы"), без заглавия, но с подзаголовком: "(Отрывок)" и эпиграфом из стихотворения Добролюбова, подписанным буквой Д:
  
   Милый друг, я умираю,
   Но спокоен я душою
   И тебя благословляю -
   Шествуй тою же стезею...
  
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4, полностью, с заглавием: "Памяти -ва" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4). В Ст 1879, т. II фамилия Добролюбова обозначена в заглавии.
   Автограф не найден.
  
   В Ст 1879 датировано: "1864". Эта дата и принимается в настоящем издании.
   Впоследствии Некрасов сопроводил стихотворение примечанием: "Надо заметить, что я хлопотал не о верности факта, а старался выразить тот идеал общественного деятеля, который одно время лелеял Добролюбов" (Ст 1879, т. IV, с. LXVII).
   Строки: "Какой светильник разума погас! Какое сердце биться перестало!" В. И. Ленин поставил эпиграфом к некрологу "Фридрих Энгельс" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 5). О характере использования В. И. Лениным некрасовских стихов см.: Скатов Н. Некрасовские эпиграфы у В. И. Ленина. - РЛ, 1976, N 1, с. 34-40.
  

ПРИТЧА О ЕРМОЛАЕ ТРУДЯЩЕМСЯ

  
   Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 173.
   Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1869, ч. 4, с. 169 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4)
   Автограф не найден.
  
   Датируется по Ст 1879, где отнесено к 1864 г.
  

1858-1865

О ПОГОДЕ

  
   Часть первая печатается по Ст 1873, т. I, ч. 2, с. 147-170, с восстановлением собственных имен в ст. 113 и 124-125 сатиры "До сумерек" (Николай Алексеевич <Некрасов>, Фрейганг и Краевский) по Ст 1879.
   Впервые опубликовано: первая сатира - С, 1859, N 1, с. 307-311, с посвящением: "(П. А<нненко>ву)>>, датой под текстом: "27 дек." и подписью: "Н. Некрасов"; вторая сатира -С, 1859, N 2, с. 507-512, с датой под текстом: "10 февр." и подписью: "Н. Некрасов"; третья сатира - С, 1859, N 3, с. 5-8, с подписью: "Н. Некрасов". Общее заглавие: "О погоде (вступление к сатирам)", эпиграф отсутствует.
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 2, с общим заглавием: "О погоде. Уличные впечатления" и общей датой в конце: "1858-1859". Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений". В Ст 1873, т. I, ч. 2 подзаголовок "Часть первая" отсутствует. Вторая главка сатиры "До сумерек" (ст. 21-58) перепечатана в издании для народного чтения: Красные книжки. Книжка вторая <...> Сочинил и издал Н. Некрасов. СПб., 1863, с. 21-22, под заглавием: "Городская кляча".
   Автографы первой части не найдены. Цензорская корректура (гранки) из архива А. Н. Пыпина с авторской правкой и пометами цензора - ИРЛИ, 21121, л. 1-2, 9-12. Корректура "Утренней прогулки" - без авторской правки, с общим заглавием цикла: "С утра до ночи (вступление к сатирам)", с печатной датой: "27 декабря" и подписью: "Цензор Д. Мацкевич". В корректуре "До сумерек" четыре цензурных вычерка красными чернилами и на полях соответственные варианты Некрасова (см.: Другие редакции и варианты, с. 305-306). Общее заглавие цикла -как в С. Дата: "10 февраля". Надпись: "Исключить зачеркнутые места. Цензор Мацкевич". Помета: "Г-ну цензору. Февр. 12". В корректуре "Сумерек" одна строка вычеркнута цензором. Общее заглавие цикла - как в С. Подпись: "Н. Некрасов". У заглавия помета Некрасова: "Поместить в начале книги". Копия А. Я. Панаевой с авторской правкой и дополнениями - Тетр. Панаевой, л. 34-44 об., 64-67.
   В процессе подготовки к печати менялось, очевидно, не только общее заглавие первой части, по также и заглавия отдельных сатир. Имеется свидетельство А. В. Никитенко о том, что 31 декабря 1858 г. Некрасов на обеде у И. А. Гончарова "прочел свое замечательное стихотворение "Кладбище"" (Никитенко, т. II, с. 53). Не исключена возможность, что это первое название "Утренней прогулки" (см.: ПССт 1967, т. II, с. 625).
   Часть вторая печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 9-26, куда вошла с заглавием: "О погоде. Часть вторая (1865)".
   Впервые опубликовано: первая сатира - С, 1865, N 2, с. 541- 545, с заглавием: "О погоде. V. Крещенские морозы", подписью: "Н. Некрасов", примечанием к цифре V в заглавии: "См. "Современник", 1861, NN 1, 2, 3. Глава IV, следующая за напечатанными, выпущена" и ремаркой после текста: "(Продолжение впредь)";, вторая сатира - С, 1865, N 3, с. 235-239, с заглавием: "О погоде. VI. Кому холодно, кому жарко!", подписью: "Н. Некрасов" и ремаркой после текста: "(Продолжение впредь)".
   В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4, с общим заглавием и датой на шмуцтитуле: "О погоде. Часть вторая (1865)" (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4, с таким же общим заглавием).
   Рукопись наборная, чернилами, с несколькими слоями правки, чернилами и карандашом - ГБЛ, ф. 195, М 5750, л. 1-6 и М 5754, л. 1. Общее заглавие "О погоде" и примечание к N 5 (как в С) вписаны позже. Подзаголовок "Часть вторая" отсутствует. В конце ремарка: "(Продолжение впредь)" и подпись: "Н. Некрасов". На полях пометы Некрасова: "Прошу эти листы мне возвратить", "Листы эти прошу не затерять".
  
   В "Современнике" цикл "О погоде", главным образом первая часть, печатался с рядом цензурных искажений. В "Утренней прогулке" ст. 83 читался: "Да на гроб, да на саван, на свечи" (вместо "Да попу, да на гроб, да на свечи"), ст. 131; "Да судьба, как захочет обидеть" (вместо "Да господь, как захочет обидеть"). А. М. Гаркави высказал предположение, что в обоих случаях имела место автоцензура (см.: Гаркави А. М. Некрасов в борьбе с царской цензурой. Калининград, 1966, с. 221 и 230-231). В корректуре "До сумерек" цензор вычеркнул ст. И

Другие авторы
  • Чернышевский Николай Гаврилович
  • Самарин Юрий Федорович
  • Красов Василий Иванович
  • Диковский Сергей Владимирович
  • Кьеркегор Сёрен
  • Дроздов Николай Георгиевич
  • Савин Михаил Ксенофонтович
  • Григорьев Василий Никифорович
  • Сизова Александра Константиновна
  • Якубовский Георгий Васильевич
  • Другие произведения
  • Раевский Владимир Федосеевич - Стихотворения
  • Розанов Василий Васильевич - Женщина-пылесос и ее лекция в зале Тенишевского училища
  • Плеханов Георгий Валентинович - В. Г. Белинский
  • Киплинг Джозеф Редьярд - Самая удивительная повесть в мире и другие рассказы
  • Авсеенко Василий Григорьевич - Петербургские очерки
  • Гончаров Иван Александрович - Фрегат "Паллада". Том 1
  • Ткачев Петр Никитич - Очерки из истории рационализма
  • Толстой Лев Николаевич - Бирюков П.И. Биография Л.Н.Толстого (том 4, 2-я часть)
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Мёртвый собор
  • Лажечников Иван Иванович - Заметки для биографии Белинского
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 203 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа