Нѣмецк³е поэты въ б³ограф³яхъ и образцахъ. Подъ редакц³ей Н. В. Гербеля. Санктпетербургъ. 1877.
Мартинъ Опицъ фонъ-Ваберфельдъ родился 23-го декабря 1597 года въ Вундлау въ Силез³и. Одаренный самыми счастливыми способностями, онъ въ самой ранней молодости обнаружилъ то умѣнье и тактъ въ умственныхъ трудахъ всякаго рода, которые служатъ лучшимъ обличен³емъ для людей, роднвшихся съ талантливой натурой. Окончивъ курсъ сначала въ бейтенской гимназ³и, а потомъ во Франкфуртскомъ университетѣ, гдѣ обстоятельно познакомился съ литературами греческой и латинской, Опицъ рѣшился посвятить всѣ силы на развит³е своего поэтическаго таланта. Поселившись въ Гейдельбергѣ, онъ скоро сошолся тамъ съ болѣе выдававшимися современными представителями литературы. Послѣдовавшее затѣмъ довольно долгое пребыван³е въ Нидерландахъ познакомило его съ литературой этой страны и значительно повл³яло на характеръ и духъ позднѣйшихъ его трудовъ. Получивъ впослѣдств³и профессорскую каѳедру въ Вейсенбургѣ, Опицъ ревностно занялся изучен³емъ дак³йскихъ древностей, о которыхъ издалъ большое, надѣлавшее въ своё время много шуму въ учономъ м³рѣ, сочинен³е. Съ характеромъ безпокойнымъ и ищущимъ вѣчно новой дѣятельности, Опицъ не могъ долго ужиться на одномъ мѣстѣ. Посѣтивъ мног³е города, между-прочимъ Вѣну, гдѣ императоръ Фердинандъ увѣнчалъ его зван³емъ придворнаго поэта, а впослѣдств³и возвёлъ въ дворянское достоинство, онъ успѣлъ побывать въ Парижѣ, гдѣ свёлъ дружбу съ знаменитымъ Гуго Гроц³усомъ. Послѣдн³е годы жизни Опицъ провёлъ въ Данцигѣ, въ зван³и секретаря и истор³ографа польскаго короля, гдѣ и умеръ 20-го августа 1639 года отъ чумы.
Опицъ болѣе двухъ столѣт³й носилъ имя "Отца нѣмецкой поэз³и"- и это благодаря не столько содержан³ю и поэтической красотѣ своихъ произведен³й, сколько тому рѣдкому такту и здравому смыслу, съ которыми онъ постоянно вооружался противъ ложнаго схоластическаго направлен³я, господствовавшаго тогда въ литературѣ.Собственные труды Опица были оруж³емъ противъ этого направлен³я. Ихъ простота и искренность заставляли современниковъ невольно сравнивать эти понятныя сердцу и уму мысли съ высокопарной риторикой присяжныхъ поэтовъ, и если духъ времени не допускалъ ещё прямо возстать противъ ложнаго направлен³я, то всё-таки истинно поэтическ³я стороны произведен³й Опица, западая въ сердце читателю, подготовляли почву къ позднѣйшей реформѣ. Не менѣе значительной заслугою Опица въ литературѣ слѣдуетъ считать также его ревностное убереган³е чистоты и правилъности нѣмецкаго литературнаго языка противъ вторжев³я множества иностранныхъ словъ и варварскихъ оборотовъ, которыми усыпали свои произведен³я современные ему писатели. На этомъ полѣ дѣятельность поэта Опица была прямымъ продолжен³енъ трудовъ Лютера. Уже во время своей молодости въ Бентенѣ онъ издалъ сочинен³е: "Аристархъ или о презрѣн³и къ нѣмецкому языку", содержан³е котораго явствустъ изъ заглав³я. Сочинен³е, правда, написано на латинскомъ языкѣ, но это сдѣлано авторомъ съ намѣрен³емъ болѣе распространить его въ кругу учоныхъ читателей, которые можетъ-быть погнушались бы даже вступать въ разборъ труда, написаннаго на варварскомъ родномъ д³алектѣ. Но если произведен³я Опица остаются вполнѣ нац³ональными съ точки зрѣн³я языка и истинно-поэтическими по выбору и обработкѣ содержан³я, то, къ сожа³ѣн³ю, нельзя назвать ихъ нац³ональными съ точки зрѣн³я этого содержан³я. Опицъ не обладалъ самобытнымъ поэтическимъ талантомъ: онъ могъ только горячо прочувствовать и развить чужую мысль, а потону ему по необходимости приходилось, относительно выбора внутренняго содержан³я своихъ сочинен³й, вращаться въ сферѣ понят³й и мыслей, господствовавшихъ въ современной ему литературѣ. А какъ тогдашняя литература была сильно заражена страстью подражать, то эта черта закралась и въ сочинен³я Опица. Тѣмъ не менѣе отечество охотно простило ему этотъ недостатокъ, благогодаря прочимъ заслугамъ. Въ сочинен³яхъ своихъ Опицъ подражалъ преимущественно французамъ и голландцамъ, что становится понятнымъ, если вспомнить, что литература этихъ народовъ была въ то время наиболѣе выработана. Въ подражан³и онъ иногда нисходитъ до простого перевода, но въ большинствѣ случаевъ старался обработать и переиначить сюжетъ самостоятельно. Сочинен³я дидактическаго характера удавались ему лучше прочихъ. Что же касается его произведен³й въ лирическомъ родѣ, то они рѣзко распададаются на два отдѣла по времени, въ которое были написаны, причёмъ произведен³я молодыхъ лѣтъ обличаютъ въ себѣ гораздо болѣе горячности и чувства, чѣмъ позднѣйш³я. Лучшимм изъ нихъ считаются "Оды и пѣсни". Сочинен³я съ опредѣлённой формой, какъ, напримѣръ, сонеты, удавались ему менѣе, равно какъ и религ³озные гимны и перекладка псалмовъ. Хотя Опицъ пробовалъ свои силы въ эпическомъ, а также и въ драматическомъ родѣ, но здѣсь отсутств³е самобытнаго таланта въ ихъ авторѣ чувствуется сщё сильнѣе, почему онъ почти исключителыю ограничивался въ этомъ родѣ одними переводами. Впроченъ и здѣсь съ яркостью выступаетъ его умѣнье описывать красоты природы. Изъ дидактическихъ поэмъ Опица особеннаго вниман³я заслуживаетъ "Златна", въ которой онъ проводитъ мысль, что счаст³е не зависитъ отъ нашего мѣстопребыван³я, лишь бы мы пользовались спокойств³емъ и ясностью духа. Въ этой поэмѣ, какъ и во всѣхъ остальныхъ произведен³яхъ Опица, замѣчается здравый умъ, горячее отношен³е къ избранному сюжету, удачные обороты и образы, но, вмѣстѣ съ тѣмъ, явствуетъ и высказанная уже нами выше мысль, что авторъ былъ способенъ увлечься чужимъ сюжетомъ до полнаго усвоен³я и истинно-мастерской его передачи, обнаруживая при этонъ полный недостатокъ самобытности и собственнаго воображен³я.
ПѢСНЯ.
Пойдёмъ-ка на гулянье
Въ зелёный, тёмный боръ!
Тамъ птичекъ щебетанье
Несётся съ ближнихъ горъ.
Какъ имъ не веселиться?
Свобода имъ дана;
Ихъ пѣсенка домчится
Къ тѣмъ, для кого она.
Меня же не услышатъ.
Хотъ началъ бы кричать:
Та, кѣмъ всѣ чувства дышатъ,
Не хочетъ пѣсень знать.
Счастливъ, кто, пѣть умѣя
Какъ птицъ летуч³й хоръ,
Живётъ тоской не млѣя
И чувствуетъ просторъ.
Хотъ и для васъ порою
Есть клѣтка при окнѣ;
Но я... я пойманъ тою,
Что не добра ко мнѣ.
Изъ клѣтки, изъ неволи
Вамъ можно улетѣть;
А мнѣ изъ тяжкой доли
Не выйти - умереть!
К. Случевск³й.