я некоторых томов - шесть изданий); последнее, наиболее полное и свободное от цензурных пропусков и искажений - в 1909-1912 годах, с дополнительным выпуском (первое его издание - 1907-й, третье - 1913 год), содержавшим статьи, ранее не публиковавшиеся или преследовавшиеся цензурой.
В советское время наиболее значительным по составу (хотя далеко не полным) было издание сочинений Д. И. Писарева в четырех томах (М., 1955-1956). Тексты в нем были сверены с наиболее авторитетными источниками, прежде всего с первым изданием, свободным от цензурных пропусков и искажений (оно выходило без предварительной цензуры) и от "поправок" стилистического характера, которые имели место в более поздних изданиях Павленкова. Отдельные пропуски и ошибки первого издания исправляются по первопечатным журнальным текстам (автографы статей, вошедших в настоящее издание, как и почти всех других произведений Писарева, до нас не дошли). Все другие наиболее существенные разночтения журнального текста приводятся в примечаниях.
Тексты воспроизводятся с сохранением тех особенностей орфографии и пунктуации, которые отражают нормы литературного языка 1860-х годов и индивидуальные особенности стиля Писарева.
Для данного издания тексты вновь сверены с первым изданием; исправлены отдельные корректурные ошибки и устранены непоследовательности в тексте предыдущих публикаций.
В примечаниях приняты следующие сокращения: 1) Белинский - Белинский В. Г. Собр. соч. в 9-ти т., т. 1-6. М 1976-1981 (изд. продолж.); 2) Герцен - Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1954-1965; 3) Добролюбов - Добролюбов Н. А. Собр. соч. в 9-ти т. М.-Л., 1961-1964; 4) 1-е изд. - Писарев Д. И. Изд. Ф. Павленкова в 10-ти ч. СПб., 1866-1869; 5) Писарев (Павл.) - Писарев Д. И. Соч. в 6-ти т. Изд. 5-е Ф. Павленкова. СПб., 1909-1912; 6) Писарев - Писарев Д. И. Соч. в 4-х т. М., 1955-1956; 7) Салтыков-Щедрин - Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч. в 20-ти т. М., 1965-1974; 8) ЦГАОР - Центральный гос. архив Октябрьской революции; 9) Чернышевский - Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. в 15-ти т. М., 1939-1953.
1. "САТИРЫ В ПРОЗЕ" Н. ЩЕДРИНА
2. "НЕВИННЫЕ РАССКАЗЫ" Н. ЩЕДРИНА
Впервые - "Русское слово", 1864, No 2, отд. II, с. 1-42. Затем - ч. I 1-го изд. (1866), с. 173-209. Дата под статьей - в 1-м изд.
Статья содержит резкую оценку двух книг М. Е. Салтыкова-Щедрина "Невинные рассказы" и "Сатиры в прозе", вышедших отдельными изданиями в 1863 г. (ранее произведения, составившие их, печатались в различных журналах 1857-1863 гг. "Запутанное дело" было опубликовано еще в "Отечественных записках" за 1848 г.). Она связана с началом длительной и ожесточенной полемики между двумя демократическими журналами - "Русским словом" и "Современником", которую представители реакционно-охранительного направления окрестили "расколом в нигилистах". Возникшая в обстановке временного спада демократического движения после наступления реакции весной 1862 г., когда были произведены аресты руководителей виднейших участников революционных выступлений и в период подавления Польского восстания 1863 г., эта полемика затронула важнейшие вопросы тактики демократических кругов в условиях изменившейся политической обстановки.
Отдельные расхождения между критикой двух демократических журналов наметились и обнаружились уже накануне этого периода - в конце 1861-начале 1862 гг., но характера открытой полемики они тогда еще не получили. Едва ли не первым проявлением этих расхождений были оценки Писаревым романа "Обломов" и образа Инсарова, противостоящие интерпретации Добролюбова, в статьях "Писемский, Тургенев и Гончаров" и "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова" (см. об этом во вступительной статье). Более очевидным явилось расхождение в трактовке романа "Отцы и дети" и образа Базарова на страницах того и другого журнала (см. преамбулу к статье "Базаров").
В 1863-1864 гг., после возобновления издания обоих журналов, приостановленных правительством в июне 1862 г. на восемь месяцев, открылась и прямая полемика между ними в более широких размерах, неоднократно доходившая до грубых личных выпадов в адрес ведущих сотрудников журналов.
В публицистических обзорах "Наша общественная жизнь", составлявших постоянный раздел "Современника" в 1863-1864 гг. (как и в некоторых других материалах), Салтыков-Щедрин, говоря о наступлении реакционной и либерально-охранительной печати против революционных сил, отмечал и "понижение тона" в демократических кругах, рисовал фигуры "кающихся нигилистов". Открытый полемический выпад против фельетониста "Современника" был впервые сделан в "Русском слове", принявшем упреки и на свой счет, молодым сотрудником журнала В. А. Зайцевым. В фельетоне "Перлы и адаманты нашей журналистики" (1863, No 4) он обвинял "Современник" в отходе от традиций Чернышевского и Добролюбова и при этом сделал прямые нападки на Щедрина. Резкий ответ на это последовал в декабрьской и особенно в январской хронике 1864 г. "Наша общественная жизнь" (см. примеч. 21). Обе стороны по существу выдвигали встречные обвинения в забвении революционно-демократических традиций и в отходе к либерализму. Так, в отношении Зайцева выдвигалось обвинение в оправдании неподготовленных, не опирающихся на народные массы действий разрозненных групп революционно настроенной интеллигенции. Действительно, он (см. рецензию на книгу Сориа "Общая история Италии с 1846 по 1850 г." в "Русском слове", 1863, No 7) развивал идеи об изолированных действиях революционной интеллигенции вопреки народу, если последний "не может по неразумию поступать сообразно с своими выгодами" (Зайцев В. А. Избр. соч., т. 1. М., 1934, с. 96). Характерно, что в январском фельетоне Щедрин в первую очередь воевал с "зайцевской хлыстовщиной". Но колебания в выборе новых тактических методов в сложных условиях революционного спада имели место и у Писарева. В статье "Наша университетская наука" (август 1863 г.) особо важную роль он отводил воспитательной роли естественнонаучного образования как условия формирования новых кадров демократической интеллигенции. Ведь и в "Цветах невинного юмора" Писарев дает сатирику полушутливый, полусерьезный совет "бросить Глупов" и переключить талант на составление популярных естественнонаучных брошюр.
Молодые авторы "Русского слова" с подозрительностью относились к незатронутым репрессиями руководителям "Современника" - Г. З. Елисееву, М. А. Антоновичу и др., чьи высказывания не всегда отличались отчетливостью и последовательностью. В отношении к Салтыкову играли также роль распространенные еще тогда сомнения, насколько он является своим в революционно-демократическом кругу: его "Губернские очерки" и некоторые из рассказов, подвергнутых здесь критике Писаревым, печатались в 1850-х гг. в либеральных журналах, в частности - в "Русском вестнике" Каткова. В неверном свете представлялась и его служебная карьера вице-губернатора. Отсюда и попытка в этой статье, используя отдельные ошибки и непоследовательности в рассказах Щедрина (ср., например, известную идеализацию действий правительства Александра II в рассказе "Миша и Ваня"), низвести его до уровня безыдейного юмориста.
Статья Писарева готовилась в январе 1864 г. и 27 января была представлена для просмотра в сенат (см. Лемке М. К. Политические процессы в России 1860-х гг. М.-Пг., 1923, с. 576). В журнал она была направлена лишь 15 февраля. Писарев к этому времени был уже знаком с январской хроникой "Нашей общественной жизни" (см. ссылку на нее в сноске к гл. III статьи).
В кн. 2 "Русского слова" был помещен также фельетон Зайцева "Глуповцы, попавшие в "Современник"", в котором Щедрин еще более резко обвинялся в расхождениях с Чернышевским и Добролюбовым, в насмешках над "Что делать?" и сценой романа (Сон Веры Павловны), посвященной социалистическому будущему. Щедрин был назван там "будирующим чиновником". Он ответил на это в мартовской хронике "Наша общественная жизнь", где "Русское слово" было характеризовано как "невинный, но разухабистый орган нигилистской ерунды", а его сотрудники названы "вислоухими" и "юродствующими" (см. Салтыков-Щедрин, т. 6, с. 322). Ответом на эту хронику был неподписанный фельетон (вероятно, Г. Е. Благосветлова) "Кающийся, но не раскаявшийся фельетонист "Современника"" ("Русское слово", 1864, No 4). В нем удар был сосредоточен на Щедрине; он рассматривался как "чужая овца" в редакции "Современника".
В дальнейшем Салтыков-Щедрин, державшийся более непримиримой позиции в отношении "Русского слова", чем другие члены редакции "Современника", должен был отойти от полемики с ним.
Писарев к критике Щедрина, если не считать беглых иронических упоминаний и небольших цитат из его рассказов и фельетонов в "Реалистах" и некоторых других статьях 1864-1865 гг., больше не обращался. Отрицательная оценка сатиры Щедрина нашла свое продолжение позднее, в 1870-х гг., в журнале Благосветлова "Дело" (статьи Н. В. Шелгунова "Горький смех - нелегкий смех", 1876, No 1, и П. Н. Ткачева "Безобидная сатира", 1878, No 1). Но влияния на отношение демократического, читателя к окрепшей и художественно зрелой сатире любимого писателя это уже не могло оказать.
Полемика "Русского слова" с "Современником" вновь обострилась к концу 1864 г., но уже по другому поводу, в связи с появлением статьи Писарева "Реалисты" (см. примеч. к ней в т. 2 наст. изд.).
1 Свистуны - см. примеч. 11 к статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова".
2 См. в "анакреонтическом" стихотворении А. Н. Майкова, посвященном скульптору Ф. П. Толстому:
То ж изнеженное тело
И спины волнистость белой...
Нет, ты видеть их не мог!
Иль художники, как боги,
Входят в Зевсовы чертоги
И, читая мысль его,
Видят в вечных идеалах
То, что смертным в долях малых
Открывает божество?
3 Намек на А. А. Фета. В "Русском вестнике" (1863, No 1 и 3) он публиковал очерки "Из деревни", в которых жаловался на ухудшение поместной жизни после реформы 1861 г., на грубость и нерадивость работников и крестьян и т. д. Эти жалобы, типичные для крепостников, служили постоянным объектом насмешек в демократической печати (см., например, апрельскую хронику "Наша общественная жизнь" Щедрина за 1863 г.).
4 В очерках "Из деревни" Фет рассказывал, между прочим, о крестьянских гусях, которых он поймал на своем поле, взыскав затем штраф с их хозяина (глава "Гуси с гусенятами"). См. насмешки над этим эпизодом и в других статьях "Русского слова", в частности в "Исторических эскизах" Писарева (Писарев Д.. И. Избр. произв. Л., 1968, с. 109).
5 Здесь и далее речь идет об изданных в двух томах купцом К. Т. Солдатенковым "Стихотворениях" Фета (М., 1863).
6 Ср. в оде XXX Горация ("Памятник"): "Exegi monumentum aere perennius (Я воздвиг памятник тверже меди)".
7 Речь идет о статье Н. Д. Ахшарумова "Порабощение искусства" ("Отечественные записки", 1857, No 7), которая была посвящена защите "чистого; искусства" и обвинению демократической критики начиная с Белинского, что в этой критике идея "поработила" искусство. См. разбор этой статьи в рецензии Добролюбова на сб. "Весна" (Добролюбов, т. 4, с. 377).
8 Темное суеверие. - Под этими словами, несомненно, имеется в виду религия (см. примеч. 6 к статье "Базаров").
9 Ср. в стихотворении А. А. Фета "Шепот, робкое дыханье..." (1850):
Серебро и колыханье сонного ручья;
встихотворении "Грезы" (1859):
И, на волне ликующего звука
Умчася вдаль, во мраке потонуть.
10 Немврод - легендарный основатель Вавилонского царства; его имя стало употребляться нарицательно для обозначения страстного охотника, ловца зверей. По библейскому сказанию (Даниил, 4) вавилонский царь Навуходоносор II, завоеватель Сирии, Палестины, Финикии, был наказан богом и на время лишен разума, отрешен от людей, ел траву как вол. В данной статье речь идет об издателе "Русского вестника" М. Н. Каткове. В фельетоне В. А. Зайцева "Перлы и адаманты нашей журналистики (очерк первый)" говорилось: ""Русский вестник" напоминает собой судьбу царя Навуходоносора, который, как известно, после славного существования вдруг очутился на пастбищах между четвероногими. Носятся слухи... что кредит г. Каткова значительно понизился даже в украшаемой им своей особой Москве" ("Русское слово", 1863, No 4, отд. II, с. 12-13). И ниже (с. 14) говорилось о "Русском вестнике" как о "пастбищах царя Навуходоносора в темном периоде его существования"; "М-му-ура! мычит г. Катков в виде пасущегося Навуходоносора" (с. 18). После наступления реакции весной 1862 г. и особенно во время Польского восстания Катков занял крайне реакционную, шовинистическую позицию.
11 Речь идет о "Заметке для издателя "Колокола"" Каткова ("Русский вестник", 1862, т. 39, июнь), грубом выпаде против Герцена и революционной молодежи. Те ничтожно малые цитаты, которые, по условиям цензуры, Писарев мог здесь дать из "Заметки", как раз указывают на это. В "Заметке" говорилось о сочинениях Герцена, писательской его манере: "Все эти капризы избалованной, изнеженной, изломанной мысли... все это брожение головок и хвостиков недоделанной мысли, все это мозгобесие было бы, пожалуй, хорошо в досужем фельетоне, без претензии на политическое влияние, без тех особенных обстоятельств, которые окружают нашего лондонского выходца" (курсив мой. - Ю. С.). Говоря о статье Герцена "Молодая и старая Россия" ("Колокол", 15 июля 1862 г., л. 139), где Герцен, считая появление прокламации "Молодая Россия" несвоевременным и неуместным, а ее программу отвлеченной, "вовсе не русской", все же защищал молодых революционеров (см. Герцен, т. 16, с. 199-205), Катков злобно писал: "Тут видите вы старую блудницу, которая вышла плясать перед публикой". Наконец, речь идет об ответе Каткова в этой же заметке на "Письмо гг. Каткову и Леонтьеву", опубликованное в том же листе "Колокола". Герцен, отзываясь в этом открытом письме на "подлые намеки" в "Современной летописи" Каткова, писал: "В нашей жизни... нет поступка, который бы заставил нас покраснеть перед кем бы то ни было, который мы бы хотели скрыть от кого бы то ни было.
Если вы то же можете сказать, поздравляю вас, г. Катков, поздравляю вас, г. Леонтьев... Хотя я не сомневаюсь, что вы можете.
Да, гг. ученые редакторы, мы, поднявши голову, смотрим в ваши ученые глаза... кто кого пересмотрит" (Герцен, т. 16, с. 213).
Катков на это отвечал: "Мы не только не уклоняемся, а, напротив, приглашаем г. Герцена прервать созерцание своих прелестей и заняться нашим безобразием; смеем уверить его, что мы не сморгнем, глядя в его ясные очи, и что для этого нам не нужно поднимать голову" ("Русский вестник", 1862, т. 39, с. 842).
12 Речь идет о славянофиле И. С. Аксакове и его газете "День".
13 Хроникер "Отечественных записок" - С. С. Громека, который вел в журнале отдел "Современная хроника России". Здесь имеется в виду хроника из No 3 за 1863 г., вызвавшая бурные отклики в печати. Говоря о "недостатке единодушия в обществе", о том, что "взаимное раздражение партий, личные дрязги и перебранки отвлекают журналы от главного их призвания, ослабляют уважение к ним публики и доставляют величайшее удовольствие одним реакционерам" (с. 8), либеральный журналист эти упреки обращал прежде всего к демократическим журналам (особенно к "Современнику"). См. об этом также примеч. 4 к статье "Мыслящий пролетариат" в т. 2 наст. изд. Резкая отповедь этим замечаниям хроникера "Отечественных записок" была дана и в майской хронике "Наша общественная жизнь" в "Современнике" (см. Салтыков-Щедрин, т. 6, с. 90-99). Там же иронически говорилось и о "любвеобильности" Громеки.
14 Имеется в виду популярный романс А. Н. Верстовского на слова Пушкина.
15 Об этом говорилось в "Списке экземплярам, разосланным по губерниям в 1862 году". - "Время", 1863, No 1, отд. II, с. 189-210.
16 Ср. в стихотворении Пушкина "Поэт и толпа" (1828), тогда печатавшемся под названием "Чернь", реплику Поэта:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
17 Ср. реплику Базарова в ответ на фразу Аркадия о том, что "самое печальное и мертвое сходно с самым веселым и живым": "- О друг мой, Аркадий Николаич!... об одном прошу тебя: не говори красиво" (гл. XXI).
18 Слова из оды Державина "Бог".
19 Ср. слова Расплюева о Кречинском в комедии А. В. Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского" (д. II, явл. XVI): "Вот вам скажу, был здесь в Москве... профессор натуральной магии и египетских таинств г. Боско: из шляпы вино лил красное и белое... канареек в пистолеты заряжал; из кулака букеты жертвовал, и всей публике; - ну этакой теперь штуки, закладываю вам мою многогрешную душу, исполнить он не мог; и выходит он, Боско, против Михаила Васильевича мальчишка и щенок".
20 Здесь и далее иронические намеки на лирическую драму А. Н. Майкова "Люций" ("Три смерти") (вторая часть ее была помещена в No 2 "Русского вестника" за 1863 г.) и на поэму Вс. Крестовского "Весенняя смерть" ("Русское слово", 1861, No 10).
21 В январской хронике "Наша общественная жизнь", воспроизведя разговор с "нигилистом", который считал, что наука "все даст "со временем"" и что все "жизненные трепетания" - "положительный вздор", Щедрин писал: "Я сказал вещь не менее резонную, когда утверждал, что нигилисты суть не что иное, как титулярные советники, а титулярные советники суть раскаявшиеся нигилисты". Это было первоначально сказано в декабрьской хронике за 1863 г. (см. Салтыков-Щедрин, т. 6, с. 233-234 и 220). В январской хронике вслед за этим шла картина обеда у некоего мецената, где содержались памфлетные намеки на сотрудников "Русского слова", в том числе на Писарева (выведенного под именем Бенескриптова).
22 Надимов. - См. примеч. 29 к статье "Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова". Говоря, что Щедрин "своим отрицанием сооружал фигуру идеального чиновника Надимова", Писарев иносказательно стремится подчеркнуть связь автора "Губернских очерков" с либерально-обличительным направлением в журналистике 1850-х гг.
23 Остатки кошихинской старины - этими словами, по имени Г. Кошихина, а точнее Котошихина, подьячего Посольского приказа, оставившего записки "О России в царствование Алексея Михайловича", где в отрицательных тонах описан тогдашний быт и нравы бояр и т. д., Писарев называет здесь пережитки крепостничества и патриархальщины.
24 Имеется в виду неподписанная статья о "Горькой судьбине" ("Современник", 1863, No 11, отдел "Петербургские театры"), принадлежавшая Салтыкову-Щедрину.
25 Имеется в виду антинигилистический роман Писемского "Взбаламученное море", печатавшийся в "Русском вестнике" в 1863 г.
26 "Наши глуповские дела" (1861) - последний очерк в сборнике "Сатиры в прозе".
27 В газете "Сын отечествах, выходившей с 1862 г. под редакцией А. В. Старчевского, помещались часто поверхностные статьи и заметки на литературные и научные темы.
28 Цитата из очерка "Наш губернский день" (1861; "Сатиры в прозе") с небольшими отступлениями от текста (см. Салтыков-Щедрин, т. 3, с. 422).
29 См. в сцене "Недавние комедии. II. Погоня за счастьем" (1862; "Сатиры в прозе"; там же, с. 336-340); у Писарева неточность: в тексте Щедрина острота приписана другому персонажу - Накатникову.
30 В очерке "Клевета" (1861, "Сатиры в прозе"). Там же, с. 466.
31 Из очерка "Наши глуповские дела" (1861, "Сатиры в прозе"); там же, с. 485.
32 Из того же очерка с одним изменением текста; там же, с. 486.
33 Источник цитаты не установлен.
34 Из очерка "Наши глуповские дела", там же, с. 490-491.
35 Из рассказа "Гегемониев" (1859, "Невинные рассказы"); там же, с. 11. В журнальном тексте и первом издании в фамилии персонажа ошибка: Потапчиков.
36 См. гл. II ч. I романа. Александр Адуев говорит это о кольце - подарке возлюбленной.
37 Из очерка "Скрежет зубовный" (1860; "Сатиры в прозе"); там же, с. 370.
38 Из рассказа "Деревенская тишь" (1863, "Невинные рассказы"); там же, с. 129.
39 См. "Наш губернский день" (1862-1863, "Сатиры в прозе"); там же, с. 412.
40 Из рассказа "Деревенская тишь"; там же, с. 119.
41 Из рассказа "Для детского возраста" (1863, "Невинные рассказы"); там же, с. 85.
42 См. "Наш дружеский хлам" (1860, "Невинные рассказы"); там же, с. 115; слова в скобках принадлежат Писареву.
43 Цитируемый здесь отрывок из рассказа "Миша и Ваня" (1863) был исключен Салтыковым во втором издании сборника "Невинные рассказы" (1881); там же, с. 573-574.
44 См. тот же рассказ.
45 Стихотворение "Слезы кукушки" ("Отечественные записки", 1861, No 4; подпись: Куку) пародийно сочетало сентиментальную элегичность с "гражданскими" мотивами.
46 Речь идет о романе "Князь Серебряный", печатавшемся первоначально в "Русском вестнике" за 1862 г.
47 Имеется в виду драматическая хроника "Козьма Захарьич Минин Сухорук", впервые опубликованная в No 1 "Современника" за 1862 г. О "видениях" Минина см. д. III, сц. I, явл. 7 и сц. II, явл. 3. Столь же отрицательные отзывы о пьесе - в статьях "Мотивы русской драмы" и "Прогулка по садам российской словесности" (см. последнюю статью в т. 2 наст. изд.).
48 Ср. в стихотворении Державина "Памятник" (1796):
Первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
49 Некоторые свирепствующие старцы...- Имеются в виду представители реакционной журналистики: Катков и др.
50 Евангельские изречения из текста "нагорней проповеди" (Матф., 6.34 и 8.22).
51 Цитата из стихотворения Д. В. Давыдова "Современная песня" (1836).
52 "Подводный камень", роман М. В. Авдеева (1860), имел шумный успех благодаря теме (уход жены, полюбившей другого, от мужа).