же, вып. XXIII-XXIV, 1916, стр. 23-44, и рецензию Н. Лернера в газете "Речь" 1913 г., No от 23 декабря).
"Наказ" Екатерины II, данный Комиссии 1767 г. о сочинении проекта нового уложения, из которого Пнин взял эпиграф к "Воплю невинности" и на который неоднократно ссылается в тексте, в течение долгого времени служил основной "скрижалью" русского дворянского либерализма и при Павле I попал даже в число "запрещенных книг". Являясь по существу конспектом крупнейших памятников просветительной литературы XVIII века (заполненный более чем наполовину выписками из "Духа законов" Монтескье и трактата "О преступлениях и наказаниях" Беккария), "Наказ" сыграл известную роль в развитии дворянско-либеральных настроений, но никакого практического значения не имел, поскольку "Екатерина была не из тех", которые способны рискнуть ради теории своим личным практическим интересом" (Плеханов). Поучительную характеристику "Наказа", роли, которую ему приписывали, и его действительного значения см. у М. H. Покровского в "Русской истории с древнейших времен", т. IV (изд. "Мир" 1914, стр. 65-71).
На стр. 107 в примечании имеется в виду императрица Мария Федоровна (жена Павла I), в ведении которой находились женские институты и воспитательные дома.
На стр. 108 Пнин пишет: "Великая и по делам своим бессмертная Екатерина II, по законам и сердцу, которые ты следуешь", - имея ввиду известные слова манифеста о воцарении Александра I: "Мы, восприемля наследственно императорский всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей, государыни императрицы Екатерины Великие, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет, любезна" (манифест был написан Д. П. Трощинским).
В "Вопле невинности" Пнин воспользовался некоторыми положениями и формулировками анонимной статьи "К Наисе", напечатанной в "Санктпетербургском Журнале" 1798 г., (ч. II, май, стр. 123-134, и ч. IV, октябрь, стр. 43-46); принадлежность этой статьи Пнину вызывает, однако, сомнения.