Главная » Книги

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - Человек, который смеется, Страница 2

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - Человек, который смеется


1 2

кументом дворянского либерализма пореформенной поры ["История русской экономической мысли", т. II, ч. 1, М. 1959, стр. 97, 98].
   Поэтому и ответное выступление Салтыкова в "Отечественных записках" - отнюдь не рядовой эпизод в текущей журнальной полемике. Предавая своей статье серьезное значение, Салтыков возвращался к ней не только в написанной почти по свежим следам - в 1870 г. - второй главе "Итогов" (см. т. 7 наст. изд.), но и в произведениях, созданных десятилетие спустя: "Убежище Монрепо" и "Круглый год" (см. "Тревоги и радости в Монрепо" и "Первое августа" в т. 13 наст. изд.). В "Круглом годе" писатель прямо указывает, что спор с В. Безобразовым шел не о частностях, а о "знаменах", о принципах отношения к самым основам пореформенных порядков.
   Основной тезис статьи Салтыкова - превращение дворянских либералов в "охранителей современности", считающих "современное дело делом окончательным". Такая характеристика либералов вызвала резкие нападки народнической "Недели": она-де "никуда не годится и только обличает редакцию почтенного журнала в смутности и неясности ее понятий о таком важном вопросе, как вопрос о направлениях и партиях" ["Неделя", 1870, N 5, стр. 170-171]. Симпатии "Недели" оказались на стороне В. Безобразова не случайно: настаивая на "практической деятельности" в рамках самодержавного строя, газета неизбежно склонялась к либеральному реформизму.
   В. Безобразов нападал на прогрессивную литературу за то, что, "заявляя свое недовольство существующим порядком, она не делает даже и намеков не только на какую-нибудь совокупность государственных мер, но даже на какое-нибудь направление их, которое могло бы удовлетворить ее желаниям и целям" ["Русский вестник", 1869, N 10, стр. 483-484]. Подобная критика "Отечественных записок" за "воздержанность от указаний практического либерализма" ["Неделя", 1870, N 13, стр. 438] появлялась на страницах "Недели" неоднократно. Она повторяется и в отзыве о салтыковской статье. Намекая на так называемое нечаевское дело (см. прим. на стр. 519 наст. тома), "Неделя" заявляет, что "Отечественные записки" одним только "настраиванием" на демократический лад без указания возможных действий толкают молодежь на путь "напрасных увлечений, часто гибельных для... личной нравственности" ["Неделя", 1870, N 5, стр. 172, 173. Это неблаговидное обвинение было подхвачено в славянофильской "Заре" (N 1 за J871 г.) Н. Страховым ("Взгляд на нынешнюю литературу"). Салтыков впоследствии помянул бестактный выпад "Недели" в очерке "Первое октября" (цикл "Круглый год" - см. т. 13 наст. изд.)].
   В "Человеке, который смеется" позиция "Отечественных записок" определена Салтыковым совершенно четко: пока в стране нет политических свобод ("покуда у нас возможен не спор, а травля") радикальная демократия не может рассчитывать не только на претворение в жизнь своих устремлений через каналы государственной власти, но и на открытое их изложение.
   В. Безобразов обвинял революционно-демократическое направление в фактическом единении с крепостниками: "Реакционные партии и прогрессивные (или, лучше, радикальные), не имея ничего общего в своих политических идеалах, как нельзя лучше могут сойтись в своем образе действий и потому в своих практических взглядах на окружающую действительность. Даже ближайшие политические программы у них могут быть одинаковы" ["Русский вестник", 1869, N 10, стр. 480]. Эта, как отмечал Салтыков, "далеко не новая идея" (ее пропагандировали, в частности, "Московские ведомости". См., напр., передовую "Московских ведомостей" от 3 сент. 1868 г.]) заслужила Безобразову лестные отзывы "Зари" [См. "Заря", 1869, N 12, стр. 144]. Опровергая подобные инвективы, писатель показывает, что в пореформенной России естественными союзниками крепостников являются дворянские либералы, ибо и те и другие стоят на позициях охранения основ самодержавно-помещичьего строя.
   Особый интерес представляют в статье "Человек, который смеется" сравнительно редкие в творчестве Салтыкова высказывания о рабочем классе и методах его борьбы. Подробно изложив приведенную В. Безобразовым историю волнений на строительстве железной дороги, писатель, по существу, защищает право рабочих на стачку. Насильственное принуждение к труду, указывает Салтыков, свойственно рабству и крепостничеству, по отношению же к лично свободному работнику закон не может требовать продолжения труда во что бы то ни стало. С этой позиции Салтыков обвиняет В. Безобразова, признающего "законное принуждение к труду" ["Русский вестник", 1809, N 10, стр. 407], в непозволительной обмолвке, от которой веет духом крепостного права.
   С точки зрения формально-юридической, В. Безобразов, конечно, не допустил никакого промаха, ибо законодательство пореформенной России признавало насильственное принуждение к труду. Сенатский указ от 22 апреля 1863 г. предусматривал, что "рабочие могут приносить словесные или письменные жалобы, но до разрешения оной ни под каким предлогом не должны уклоняться от работ" ["Собрание узаконений и распоряжений правительства", СПб. 1863 г., первое полугодие, стр. 456]. Решение коллективно оставить работу, даже неосуществленное, рассматривалось согласно ст. 1358 "Уложения о наказаниях" как стачка и каралось арестом до трех месяцев. Салтыков не мог не знать этого. Его высказывания о незаконности принуждения к труду были формой критики крепостнического характера законодательства. Не случайно в статье подчеркивалось, что история с рабочими "доказывает, что реформы... подлежат развитию" [Противоположную позицию занял консервативный лагерь, выступив в лице А. Фета с требованием усилить полицейское принуждение к труду (см. А. Фет. По поводу статьи г. Безобразова "Наши охранители и наши прогрессисты". - "Современная летопись", 1870, N2)].
   По жанровым особенностям "Человек, который смеется" приближается к памфлету. Сатирически переосмысливая название известного романа В. Гюго, Салтыков изображает В. Безобразова публицистом, говорящим о серьезных и даже трагических вещах "просто на смех".
   В этом отношении салтыковские оценки Безобразова весьма близки высказываниям Д. И. Писарева по поводу самого Салтыкова в "Цветах невинного юмора" (1864 г.). Писаревское обвинение, что для Щедрина "главное дело - ракету пустить и смех произвести; эта цель оправдывает все средства, узаконяет собою всякие натяжки..." [Д. И. Писарев, Сочинения, т. 2, ГИХЛ, М. 1955, стр. 340] - почти дословно переадресовано Салтыковым Безобразову. Можно предположить, что сатирик использовал этот прием для того, чтобы показать обвинявшим его в отсутствии программы последователям Писарева, что их критика "смеха ради смеха", будучи правильной в принципе, била по мнимым, а не действительным противникам. Характерно, что в гл. VIII "Круглого года", где писатель вновь поднял вопрос о "знаменах", он возвратился к полемике как с Безобразовым, так и с "Цветами невинного юмора".
   Впоследствии Салтыков использовал фигуру академика В. Безобразова, выделявшегося из рядов вульгарной экономической школы особой литературной плодовитостью, как прототип сатирического образа ученого-экономиста (Велентьев - в "Господах ташкентцах", Полосатов - в "Недоконченных беседах", Грызунов - в "Письмах к тетеньке").
   Стр. 129. Скажи, кто ты? - слова Фарлафа, обращенные к злой волшебнице Наине (сцена и рондо Фарлафа из 2 действия оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила", текст М. Глинки).
   Стр. 130. ...обратились с жалобой к мировому судье - Судебная реформа 1864 г. создала институт мировых судей для разбора несложных уголовных и небольших по цене иска гражданских дел. Крестьяне были подсудны мировым судьям только за пределами своей волости. В отсутствие участкового мирового судьи его заменял так называемый почетный мировой судья. Апелляционной инстанцией по решениям мировых судей был мировой съезд - периодическое собрание всех мировых судей уезда.
   ...потребовали выдачи паспортов. - Крестьяне не могли отлучаться от места постоянного жительства, не выправив специальный паспорт. Наем рабочих без письменного договора осуществлялся только под залог паспортов (см. "Свод законов Российской империи", т. X, стр. 2226, изд. 1887 г.).
   Стр. 131. ... в тех убежищах, где изготовляются бесплодносвистопляшущие статьи о китайских ассигнациях, о мерах к распространению пролетариата... - Имеется в виду "Русский вестник". Статья В. К. Ржевского (о нем см. т. 5 наст. изд., стр. 551-552) "О мерах, содействующих развитию пролетариата" помещена в январской и майской книгах этого журнала за 1857 г. Что касается другой упомянутой Салтыковым статьи - "Ассигнации в Китае" Е. И. Ламанского, то здесь очевидная ошибка памяти: она опубликована не в "Русском вестнике", где видный финансист Ламанский действительно часто печатался в предреформенные годы, а в "Экономическом указателе", 1857, N 4. Эта же ошибка повторена, уже с прямой ссылкой на "Русский вестник", в гл. IV "Недоконченных бесед" (см. т. 15 наст. изд.). В другом месте Салтыков характеризует указанную статью Ламанского, замаскированно критиковавшую русское министерство финансов за чрезмерный выпуск бумажных денег, как "не имевшую другой цели, кроме дразнения" (см. стр. 433 и 604 наст. тома).
   Стр. 134. ...органом которых он считает газету "Весть"... - См. прим. к статье "Литература на обеде" - в наст. томе, стр. 479-482.
   Г. Безобразов уверяет, что автор употребил это слово... в смысле, угрожающем России бедствиями. - В статье Безобразова говорится: "Наши новые люди повествуют о знамениях, признаках времени, в которых видят как бы предвестников еще жесточайших бедствий, угрожающих со дня на день нашему отечеству" ("Русский вестник", 1869, N 10, стр. 425). Далее он приводит ряд цитат из салтыковского очерка "Хищники", входящего в цикл "Признаки времени".
   Стр. 137. ...перестает быть медью звенящею... - приобретший крылатость оборот из первого послания апостола Павла коринфянам (гл. 13, ст. 1).
   ...как смеялся некоторый гоголевский лейтенант. - Имеются в виду слова Жевакина из гоголевской "Женитьбы" (действие 2, явл. VIII): "У нас... был мичман Петухов, Антон Иванович; тоже эдак был веселого нрава. Бывало, ему, ничего больше, покажешь эдак один палец - вдруг засмеется, ей-богу, и до самого вечера смеется".
   Мы желали бы, чтобы здесь слово "неблагонадежность" было заменено словами: "неправильность" или "неверность". - Статья "Наши охранители и наши прогрессисты" заканчивается призывом "зорко следить за неблагонадежными понятиями, распространяемыми в общественной атмосфере". К числу наиболее вредоносных выступлений "Отечественных записок" - этого "органа прогрессистов" - Безобразов отнес салтыковские "Признаки времени" и "Письма из провинции". - В царской России "неблагонадежность" была официальным термином политической полиции. Безобразовское обвинение прогрессивной журналистики в неблагонадежности придавало его статье доносительский оттенок и могло, как отмечал Салтыков, "иметь довольно серьезные и даже им самим не предугадываемые последствия".
   Стр. 139. ...в этом, взбаламученном море круглописания... - Салтыков обыгрывает название опубликованного в 1863 г. в "Русском вестнике" антинигилистического романа А. Ф. Писемского "Взбаламученное море".
   ...повсюду встречать самый грубый fin de non recevoir... - Салтыков неоднократно употребляет юридическую формулу "отказа в признании" для характеристики положения людей, несущих передовые общественные идеалы (см., напр., октябрьскую хронику "Наша общественная жизнь" за 1864 г. в т. 6 наст. изд., стр. 362).
   Стр. 140. ...подкрепить мудростью тургеневскою. - Имеется в виду роман И. С. Тургенева "Отцы и дети", где, в частности, говорится о препарировании лягушек как занятии Базарова в поместье Кирсановых. Об отношении Салтыкова к изображению "новых людей" в этом романе см. т. 5 наст. изд., стр. 581-582.
   Стр. 141. Нащипав несколько литературной корпии из сочинений современных "охранителей", к которым впоследствии, ради шикарности, приурочиваемся и мы... - В. Безобразов, приведя оценку положения России авторами "Вести" (сельское хозяйство гибнет; никто, в том числе и крестьяне, не желает быть собственником земли; в деревне царит анархия и развивается ненависть к дворянству и т. д.), считает, что такой же безотрадностью и пессимизмом пронизаны очерки Салтыкова "Признаки времени".
   ...разве безмолвие во многих случаях не знаменательнее насилия? - О "знаменательности безмолвия" как предвестника "будущей трагедии", то есть революционного взрыва, Салтыков писал неоднократно. В "Тихом пристанище" наблюдающему за трудом бурлаков слышится "вздох, вылетающий из груди человека, которого смертельно и глубоко оскорбили и который между тем не находит в ту минуту средств отомстить за оскорбление, а только вздыхает... но в этом вздохе уже чуется будущая трагедия" (см. т. 4 наст. изд., стр. 265). В "Итогах" дается следующая характеристика пролетариата после поражения Парижской коммуны: "...Неправда, что в этом отсутствии протеста, в этой безгласности имеется какое-нибудь действительное удовлетворение. Обделенный все-таки не перестает быть обделенным, и ежели он не протестует, то или потому, что находится в оцепенении, или потому, что приберегает свой протест до более благоприятного случая" (см. т. 7 наст. изд., стр. 485).
   Стр. 143. ...нам могут указать на сравнительно смелый и откровенный образ действий "Московских ведомостей"... - Еще в программной передовой статье от 19 июня 1866 г. "Московские ведомости" заявили, что в своем радении "о нераздельных пользах престола и государства" берут на себя "право публичного обсуждения государственных вопросов". На страницах катковского издания систематически выдвигались проекты преобразований в самых различных областях. Так, только в первой половине ноября 1869 г. газета выступала с требованиями отменить круговую поруку в общине, сократить сроки воинской службы для грамотных, отменить паспортную систему, возложить на общины обязанность содержать школы и т. д. При этом "Московские ведомости" не останавливались и перед критикой отдельных министерств. О такой "независимости" катковского издания "Неделя" писала: "Если московская газета вступает в пререкания с каким-либо министерством, то, будьте уверены, эти пререкания имеют себе причину в других закулисных пререканиях между тем же министерством и благоприятелями редакторов "Московских ведомостей" в высших правительственных сферах" ("Неделя", 1870, N 11, стр. 370).
   ...переименовывают уже в "лжепрогрессивную". - Сообщая в N 245, 9 ноября 1869 г., то есть в самый день выхода октябрьской книги "Русского вестника", о "замечательной статье" "Наши охранители и наши прогрессисты", "Московские ведомости" разъясняли: "Под этими ироническими названиями автор разумеет нашу лжеконсервативную партию <...> и наших лжепрогрессистов, новых людей..."
   Одни походы русской журналистики против нее в 1862 г. стоили ей так много... - Развернувшаяся летом 1862 г. под предводительством "Русского вестника" клеветническая кампания реакционной прессы сыграла немалую роль в приостановке по правительственному распоряжению на восемь месяцев "Современника" и "Русского слова" и в аресте и ссылке Н. Г. Чернышевского.
   Стр. 144. ...министрам, сенату и государственному совету. - В России того времени вопрос о законодательных функциях высших государственных учреждений был чрезвычайно запутан. Право первоначальной подготовки текста законов для представления на утверждение царя было дано Сенату, основанному Петром I. Фактически Сенат принимат в законодательстве лишь косвенное участие, поручая министрам разработать тот или иной законопроект и передать его в Государственный совет. Государственный совет был создан Александром I специально для обсуждения законопроектов. Полномочия на издание распоряжений, обязательных не только для подведомственных учреждений, но и для всех частных лиц, были предоставлены и некоторым министрам.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа