Главная » Книги

Шелгунов Николай Васильевич - Талантливая бесталанность, Страница 3

Шелгунов Николай Васильевич - Талантливая бесталанность


1 2 3

торые без меры бросались в него литературой. Какой честный человек не знает, что никаких Волоховых нет на Волге, ни на всякой другой реке и во всякой другой местности? Г. Гончаров нашел Волохова в идеальной "Малиновке", - или как она там зовется, - лежащей в идеальной степи; может быть, в идеальном Брынском лесу он найдет что-нибудь и похуже, а в идеальном Нерчинском руднике - и еще того хуже; но только что из этого? Неужели рассудительно тратить свой талант на идеализацию вымышленных и несуществующих явлений, усиливающих рознь поколений, возбуждающих в обществе тревожное состояние, разжигающих недоверчивость ко всему молодому, честно борющемуся со всеми трудностями и препятствиями жизни? Г. Гончаров, пребывая в Петербурге, направил телескоп на какую-то отдаленную Малиновку, тогда как у него под глазами совершаются иные сцены, просятся под перо иные явления глубоко назидательного смысла. У него пред глазами учащаяся молодежь, силы, пропадающие в борьбе с нуждой, железная энергия, разбивающаяся о несокрушимые единолично препятствия. У него перед глазами девушки, не кисейные идеалистки, а честные труженицы, тоже губящие молодость и силы в борьбе с невыгодно сложившейся жизнью. У него перед глазами крупные социальные явления, ожидающие талантливого пера и обобщения, а он тратит свои силы на десятилетнее измышление клубничных сцен и поет нам, голодным людям, про обманутую любовь, поучает нас в теории срочной и бессрочной любви, точно это для нас вопрос первой важности.
  
   Август 1869 г.
  
  
  

Примечания

Н. В. ШЕЛГУНОВ

  
   Николай Васильевич Шелгунов (1824-1891) - один из крупнейших русских публицистов, видный критик и общественный деятель революционно-демократического направления, продолжавший традиции Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, верным и последовательным учеником которых он был. Н. В. Шелгунов вместе с М. И. Михайловым был автором знаменитой революционной прокламации "К молодому поколению". Он неоднократно подвергался репрессиям со стороны царского правительства.
   Как литературный критик и публицист Н. В. Шелгунов выступал в основном в журналах "Русское слово" и "Дело", отличавшихся прогрессивным, демократическим направлением.
   Статья "Талантливая бесталанность", посвященная критическому анализу романа И. А. Гончарова "Обрыв", была впервые напечатана в No 8 журнала "Дело" за 1869 год. Это одна из наиболее ярких литературно-критических работ Шелгунова. Многих читателей привлекали и привлекают в статье революционно-демократический пафос и боевой темперамент критика, его горячее стремление отстоять чистоту нравственно-интеллектуального облика прогрессивной, передовой молодежи. Основное внимание критика сосредоточено на анализе образа Марка Волохова, в котором Шелгунов убедительно раскрывает грубую и ядовитую консервативную тенденциозность автора. Однако в пылу полемики Шелгунов несомненно преувеличил значение образа Марка Волохова в художественно-образной структуре романа, что повлекло за собой явную прямолинейность и односторонность суждений по некоторым другим сторонам творчества Гончарова. Уже в самом заглавии статьи видно стремление Шелгунова диалектически подойти к произведениям Гончарова. Однако именно этой диалектичности и не хватает в анализе Шелгунова, что приводит не столько к объективному отражению противоречий в творчестве Гончарова, сколько к противоречиям в самом анализе. Шелгунов признает значение объективного содержания художественных произведений, которое может сказываться помимо субъективных намерений писателя, но останавливается он в своем анализе "Обрыва" лишь на субъективном, предвзятом, ошибочном. В этом прежде всего и сказалась односторонность критического анализа Шелгунова. Нельзя признать вполне правильным и толкование Шелгуновым отзыва В. Г. Белинского о Гончарове в том плане, что якобы Белинский отрицал в нем способность к художественному оформлению сознательной мысли, что составляет сущность таланта, и отмечал его как художника "чистого искусства". На самом деле Белинский вовсе не отрицал наличия субъективного элемента и сознательной мысли в творчестве Гончарова, а лишь указывал на неорганичность для таланта этого писателя публицистической манеры повествования и публицистических форм мышления, в которых себя прекрасно чувствовал талант Герцена. Нельзя признать правильным и то, что Шелгунов по существу игнорирует крупнейшее произведение Гончарова - его роман "Обломов", так ничего не говорит о нем в своих рассуждениях об эволюции творчества Гончарова. Однако, несмотря на некоторую односторонность, прямолинейность в суждениях или противоречивость, статья Шелгунова является драгоценным свидетельством литературной борьбы, содержит немало правильных мыслей о содержании романа "Обрыв" и интересных суждений по общим вопросам теории литературы, например, о сущности и природе художественного таланта, об идейности и о воспитательном значении литературы, о прекрасном и т. д.
  
   1 Статья Н. В. Шелгунова "Талантливая бесталанность" была впервые напечатана в No 8 журнала "Дело" за 1869 год и вошла во второй том его Собрания сочинений. Здесь воспроизводится по тексту этого издания.
   2 См. отрывок из статьи В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года" в настоящем сборнике.
   3 Страхов Николай Николаевич (1828-1896) - философ-идеалист, реакционный публицист и критик, представитель "почвеннического направления", сотрудник "Времени" и "Эпохи".
   4 Цитата из конца второй части "Обрыва" (гл. XXII).
   5 Здесь Шелгунов глубоко ошибается. Его мнение опровергается в частности воспоминаниями современников первого появления романа "Обыкновенная история". См., например, высказывание Скабичевского, приведенное нами в примечаниях к его статье "Старая правда" в настоящем сборнике.
   6 Ср. со статьей Скабичевского, где высказывается прямо противоположное мнение.
   7 Шелгунов произвольно толкует высказывание Белинского.
   8 Такое понимание таланта в корне противоречит тому, которое Шелгунов развивал в начале статьи.
   9 Милль Джон-Стюарт (1806-1873) - английский буржуазный экономист, философ-позитивист.
   10 Ляйель Чарльз (1797-1875) - английский естествоиспытатель; один из создателей современной геологии.
   11 Бокль Генри-Томас (1821-1862) - английский либерально-буржуазный историк и социолог-позитивист, автор "Истории цивилизации в Англии", пользовавшейся большой популярностью в России 60-х годов XIX века.
   12 Конт Огюст (1798-1857) - французский философ и социолог, позитивист.
   13 Марлинский - литературный псевдоним А. А. Бестужева (1797-1837), популярного в 20-х годах XIX века писателя и декабриста.
   14 Флогистон - в XVIII в. ненаучная теория "огненной материи", якобы находящейся во всех горючих веществах.
   15 Сюлли Максимильен (1559-1641) - крупный французский политический деятель и экономист XVII века.
   16 Вобан Себастиан (1633-1707) - французский полководец.
   17 Валленштейн Альбрехт (1583-1634) - знаменитый германский полководец.
   18 Монтекулли (1609-1681) - австрийский полководец.
   19 Сильвестр - один из виднейших деятелей эпохи Ивана Грозного, которому приписывалось составление "Домостроя".
   20 Эразм Роттердамский (1466-1536) - известный немецкий писатель-гуманист. Автор крупнейшего сатирического произведения эпохи Возрождения "Письма темных людей".
   21 Линней Карл (1707-1778) - шведский естествоиспытатель, создатель систематики растительного и животного мира.
   22 Шатриан Александр (1826-1890) - известный французский писатель, автор (совместно с Эмилем Эркманом) ряда социальных и исторических романов.
   23 Луве-де-Кувре Жан-Батист (1760-1797) - французский писатель, автор ряда бульварных романов.

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа