Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938), Страница 21

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

родолжать упорно работать, совершенствоваться и двигаться вперед" (Б. Захава, Вахтангов и его студия, Л., 1927, стр. 150).
   "Принцесса Турандот" была последней режиссерской работой Вахтангова, умершего 29 мая 1922 г.
  

1. ТЕЛЕФОНОГРАММА Е. Б. ВАХТАНГОВУ 27 ФЕВРАЛЯ 1922 г.

  
   Записана артистом Третьей студии МХАТ Л. П. Руслановым. Опубликована впервые в газете "Вахтанговец" (1936, 29 мая). Печатается по тексту газеты.
  

2. ЗАПИСЬ В КНИГЕ ПОЧЕТНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ТРЕТЬЕЙ СТУДИИ МХАТ

  
   Впервые опубликована в газете "Вахтанговец" (1936, 22 ноября). Печатается по тексту газеты, с устранением опечаток, допущенных в этой публикации.
  

ТЕАТР - ГОЛОДАЮЩЕМУ

  
   В 1921-1922 гг. Советское государство испытало большие трудности, вызванные засухой и неурожаем 1921 года, поразившими значительную часть страны. Были мобилизованы все имевшиеся тогда возможности для оказания помощи голодающим. Известную роль в этом деле призваны были сыграть и театры. Был создан специальный Комитет академических театров, проводивший в Москве спектакли и концерты, сборы с которых поступали в пользу голодающих. 20 марта 1922 г. в МХАТ с этой целью был показан спектакль "На дне" с участием Станиславского. В Музее Художественного театра хранится блюдо с эмблемой МХАТ и надписью "Театр голодающим", с которым актеры, участники спектаклей (в том числе и студийных), выходили в антрактах в зрительный зал для сбора пожертвований. 28 и 29 мая 1922 г. были объявлены артистами Москвы днями сбора средств для пострадавших от голода.
   Статья Станиславского была опубликована в "Однодневной газете Комитета академических театров помощи голодающим", 28-29 мая 1922 г.
   Печатается по тексту газеты.
  

[О ГАСТРОЛЬНОЙ ПОЕЗДКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

В ЕВРОПУ И АМЕРИКУ В 1922-1923 гг.]

  
   МХАТ во главе со Станиславским выехал на сезон 1922/23 г. в заграничную гастрольную поездку в Западную Европу и Америку по командировке Особого Комитета заграничных артистических поездок и художественных выставок. (Часть средств, получаемых Художественным театром от спектаклей, отчислялась в распоряжение ЦК Помгола и поступала в пользу голодающих.) Ввиду громадного успеха гастроли были пролонгированы правительством на сезон 1923/24 г.
   Заграничные гастроли МХАТ имели большое общественное и художественное значение. Театр посетил следующие страны: Германию (Берлин), Чехословакию (Прага), Югославию (Загреб), Францию (Париж), США (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Бостон, Нью-Хевен, Хартфорд, Нью-Арк, Бруклин, Вашингтон, Питтсбург, Кливленд, Детройт). Во время гастролей МХАТ дал 561 спектакль, имея в своем репертуаре следующие пьесы: "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, "На дне" М. Горького, "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад" и "Иванов" А. П. Чехова, "Провинциалка" И. С. Тургенева, "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Смерть Пазухина" M. E. Салтыкова-Щедрина, "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому, "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони, "Доктор Штокман" Г. Ибсена и "У жизни в лапах" К. Гамсуна.
   В воспоминаниях о гастролях МХАТ в Европе и Америке Станиславский предполагал осветить период своей творческой биографии, непосредственно следующий за событиями, изложенными в книге "Моя жизнь в искусстве".
   Перед началом сезона 1924/25 г. Станиславский сообщал в письме к В. В. Лужскому, что он намерен написать две книги; "Путешествие" и "Педагогический роман" ("История одной постановки"). Необходимость подробно изложить историю гастролей МХАТ в Европе и Америке для Станиславского была вызвана и тем обстоятельством, что в печати по окончании гастролей появились заметки, в которых тенденциозно освещались мысли Станиславского об Америке и американском театре. "...Я решил описать нашу поездку и послать в Америку моему издателю для напечатания",- писал он М. Гесту 6 ноября 1924 г., предполагая одновременно издать свои воспоминания в России. Над этими "записками", оставшимися незавершенными, Станиславский работал в 1924-1925 гг., а также и в последующие годы. В письме к Л. Я. Гуревич от 14 июня 1925 г, он писал, что "американские записки - не пишутся" и что "с ними произошла заминка", так как к этому времени его мысли были всецело захвачены работой над книгой о "системе".
   Публикуются впервые две рукописи. В первой, не имеющей заглавия (No 1059), описаны события с 18 сентября 1922 г. по 4 января 1923 г., то есть с момента приезда Станиславского в Берлин и до прибытия труппы в Нью-Йорк. Непосредственным ее продолжением является вторая рукопись (No 1058), не законченная Станиславским и названная им "Американские гастроли". Она знакомит с впечатлениями Станиславского о первых днях пребывания в Нью-Йорке.
   Описание американских гастролей МХАТ имеется и в письмах Станиславского, публикуемых в восьмом томе Собрания сочинений, и в беседе "Художественный театр за границей", напечатанной в журнале "Новая рампа" (1924, No11, стр. 3-6).
   В начале гастролей Станиславский вел краткие записи в форме дневника. В его архиве сохранились заметки, описывающие события с 13 по 22 сентября 1922 г. (No 807). На первых страницах этого дневника Станиславский фиксирует события, предшествующие началу "Воспоминаний".
   Первые гастрольные спектакли должны были состояться в Берлине. Труппа МХАТ 14 сентября выехала из Москвы в Петроград, а оттуда морем в Штеттин. Станиславский вместе с семьей - М. П. Лилиной, сыном И. К. Алексеевым, дочерью К. К. Алексеевой-Фальк и внучкой Кириллой, со старейшей артисткой МХАТ Е. М. Раевской и секретарем театра О. С. Бокшанской отправился поездом через Себеж - Ригу.
   Приводим, с небольшими сокращениями, начало дневника Станиславского:

"13 сентября 1922 г.

   Канун отъезда. Большие багажи отправлены морем, остались малые. Укладки немного. Был в театре, говорил с учениками, вновь принятыми во вновь учреждаемую школу 1-й группы МХАТ. Передал их Демидову и 2-й студии.
   Прощальный визит к Федотовой. Неузнаваема, страдает. По-прежнему угощает любимым кофе, но орехов уже нет. Не хватает средств. Перекрестили друг друга. Она очень плакала.
   Приехал домой. Там студия оперная вся в сборе. Снимались группой... А в душе нет радости. Долгое наставление - речь студийцам. Главный завет: 1) _п_е_р_е_д_ _т_е_м, _ч_т_о_ _с_к_а_з_а_т_ь_ _и_л_и_ _с_д_е_л_а_т_ь - _п_о_д_у_м_а_й_т_е, _п_о_л_е_з_н_о_ _л_и_ _э_т_о_ _д_л_я_ _с_т_у_д_и_и; 2) _о_т_р_я_х_а_й_т_е_ _н_о_г_и_ _п_е_р_е_д_ _д_в_е_р_я_м_и_ _с_т_у_д_и_и. _П_л_о_х_о_е_ - [о_с_т_а_в_л_я_й_т_е] _н_а_р_у_ж_е, _х_о_р_о_ш_е_е - _в_н_у_т_р_и...
  

14 сентября

   В 3 часа в театре обед. Снимали фотографию. Ослепили прожекторами. Обед давал Ал. Ал. [Прокофьев]- буфетчик. Моя речь... Поехали на Павелецкий вокзал (?). Студии провожали (3-я, 4-я, оперная). Завалили конфетами, цветами. Снимали (3-я студия) - я, как балерина, с цветами. При отходе оперная студия пела _с_л_а_в_у, и бежали за поездом.
   Выехал в 7.20 вечера (четверг).
  

15 сентября

   В пятницу в 6 часов граница, Себеж. Представитель кинематографической фирмы "Русь" нашел меня и сказал, что Немирович и [его] жена - в поезде, который едет в Москву. Встретились. Рассказ Немировича о том, как нас ждут. Предсказания крупного успеха. Рассказ о том, как Гест производит в Берлине американские рекламы. Он остановил поезд, его оштрафовали. Потом - корреспонденция в газеты, что поезд остановлен из-за поручения МХТ. Немирович сказал, что мы будем играть в "Одеоне" в Париже и в Бургтеатре в Вене. Только одна Дузе заслужила эту честь...
  

16 сентября

   Суббота, в 9 часов утра - Рига. Встречал представитель пароходного общества Михаил Львович Цейтлин, Гриш[ин], какой-то актер из Александринского театра. Остановились рядом в гостинице. Днем завтракали. Закуска не удивила, как и вся европейская обстановка. Кириллочка - жар. Доктор. Остаются в Риге. Я, Раевская, Игорь, Бокшанская уезжаем в субботу, 11 часов ночи.
  

18 сентября

   Понедельник. Приезжаем в 9 часов утра в Берлин".
  
   Дальнейшие записи дневника послужили материалом для текста воспоминаний о гастрольной поездке МХАТ. Наиболее интересные фрагменты из дневника, не использованные Станиславским, приводятся в комментариях.
  
   1 В дневнике Станиславского в числе встречающих указаны: Н. О. Массалитинов, И. Н. Берсенев, В. В. Соловьева, П. Ф. Шаров и другие (см. прим. 9).
   2 Гест Моррис (1881-1942) - американский менеджер (антрепренер-предприниматель), организатор гастролей в Америке: МХАТ в 1923/24 г. и Музыкальной студии МХАТ в 1925/26 г. "Гест - человек очень порядочный, до сумасшествия любящий Россию, и привезти вас - это для него гордость",- писал Н. Ф. Балиев Станиславскому из Нью-Йорка 17 мая 1922 г.
   В течение ряда лет Гест состоял в переписке со Станиславским и предлагал организовать гастроли Оперного театра в Америке. Узнав о предстоящих в 1937 г. гастролях МХАТ в Париже, Гест 6 апреля обратился к Художественному театру с предложением выехать на следующий, 1938 год на гастроли в Америку на длительный срок, считая, что эта поездка могла бы иметь большое значение "для взаимоотношений и дружбы между русским и американским народом".
   3 Мисс Ребекка Друккер - американская корреспондентка, сопровождавшая МХАТ в Европе и Америке.
   4 В день приезда в Берлин Станиславский записал в дневнике: "Интервью с Данией. Провожу идею о международной студии". И далее: "Блюменталь Ф. М. предлагает писать воспоминания по одному доллару за строчку. Диктую свои воспоминания о Толстом Бокшанской. Целый день сижу дома..." (No 807).
   5 В гастрольной поездке МХАТ 1922-1924 гг. артист Н. А. Подгорный был членом дирекции, заведующим труппой и финансовой частью; С. Л. Бертенсон - управляющим делами дирекции и представителем театра в сношениях с прессой; И. Я. Гремиславский - заведующим постановочной частью; Р. К. Таманцова - заведующей репертуарной конторой; О. С. Бокшанская - казначеем и секретарем дирекции.
   6 Леонидов Леонид Давидович - театральный администратор, привлеченный к работе в МХАТ на период гастролей 1922-1924 гг. В своей книге "Рампа и жизнь. Воспоминания и встречи", изданной на русском языке в Париже в 1955 г., Л. Д. Леонидов искажает факты из истории Художественного театра и преувеличивает свою роль в организации гастролей МХАТ за границей.
   7 О гастролях Мейнингенской труппы см. Собр. соч., т. 1, стр. 129-132, 459.
   8 Станиславский имеет в виду И. М. Москвина, Л. М. Леонидова, В. В. Лужского, А. Л. Вишневского, В. Ф. Грибунина, Г. С. Бурджалова, Н. А. Подгорного, М. П. Лилину, Л. М. Кореневу, Е. М. Раевскую и других.
   9 В 1919 г. группа актеров МХТ, получившая в дальнейшем наименование "качаловской группы МХТ", гастролировала в Харькове и была отрезана от Советской России наступлением Деникина. Эта группа гастролировала на юге России, затем за рубежом (Болгария, Югославия, Чехословакия, Германия, Австрия, Дания, Швеция), выступая в пьесах репертуара Художественного театра. В ее состав входили: В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, H. H. Литовцева, А. К. Тарасова, M. H. Германова, Н. Г. Александров, Н. О. Массалитинов, П. А. Бакшеев, И. Н. Берсенев, Р. В. Болеславский, В. В. Соловьева, художник И. Я. Гремиславский и другие, а также известный в провинции актер M. M. Тарханов и Е. Ф. Скульская. Основная часть "качаловской группы" вернулась в Москву в 1922 г., незадолго до отъезда МХАТ на гастроли за границу.
   10 Ввиду того что сцена Лессинг-театра была предоставлена МХАТ лишь накануне первого спектакля, репетиции народных сцен "Царя Федора" с набранными в Берлине сотрудниками происходили в декорационных мастерских Немецкого театра, руководимого Рейнгардтом. "Там делалась очень приблизительная выгородка, стесненная расставленными в мастерской рабочими станками,- вспоминает О. С. Бокшанская.- Легко можно себе представить самочувствие актеров и Константина Сергеевича при таких условиях подготовки к открытию гастрольной поездки, да такой еще ответственной" ("Ежегодник МХТ" за 1943 г., М., 1945, стр. 493-494).
   11 Поделка - изготовление и подгонка декораций.
   12 В Берлине с 26 сентября по 10 октября Художественный театр показал "Царя Федора Иоанновича", "На дне", "Три сестры" и "Вишневый сад". Всего было дано 15 спектаклей.
   13 Барновский Виктор (1875-1952) - немецкий актер и театральный деятель. Станиславский познакомился с Барновским во время заграничных гастролей МХТ в 1906 г.
   14 Имеется в виду сын Станиславского И. К. Алексеев.
   15 Труппа МХАТ, ехавшая морем через Штеттин, прибыла в Берлин 20 сентября 1922 г.
   16 Сведения об этой нервной и спешной репетиционной работе имеются в дневнике Станиславского. "Вечером ужасная репетиция 2-й картины "Федора". Статисты ужасные. Ничего не идет", - записал Станиславский 21 сентября. "С утра ужасная репетиция... Лужский репетировал "Сад" [то есть картину "Сад у князя И. П. Шуйского" в "Царе Федоре". - Ред.] и все испортил. Опять просматривал "Сад". Взяло отчаяние. Наконец кое-что схватили... Вечером репетиция в мастерской Рейнгардта - 2-я картина "Федора"; пошло немного лучше" (22 сентября).
   17 Далее в рукописи написано: "В_ы_п_и_с_к_а" - и оставлена чистая страница. По-видимому, Станиславский предполагал привести здесь цитату из статьи Э. Вульфа в газете "Berliner Tageblatt" от 23 сентября 1922 г., озаглавленную "У Станиславского":
   "...Незабываемое зрелище! Он дирижирует своими актерами при помощи рук, подобно тому, как капельмейстер своей дирижерской палочкой ведет оркестр. Он тихонько поднимает руку, и сцена начинается в тоне нежнейшего pianissimo. Сначала актеры говорят только движениями головы и игрой лица, затем Станиславский добавляет несколько жестов рукой, и к мимике присоединяется легкий шопот, шопот усиливается до разговора, темпы нарастают. Теперь Станиславский дает жестом знак вступления находящемуся налево актеру, и тот произносит фразу, звучащую, как короткий удар в литавры. Затем Станиславский кивает актеру направо и обращается к нему с манящими жестами, и тот вступает, подобно игроку на тромбоне, так энергично, что на лбу вздувается жила. Теперь все вместе бушуют голоса, неистовствуют страсти. Станиславский срывается со своего стула и, потрясая кулаками, требует от своего оркестра fortissimo, так что дрожат стены фойе Лессинг-театра... Но Станиславский не удовлетворен еще динамичностью игры. Посреди fortissimo он подает знак молчания, буря умолкает, и Станиславский дает объяснения. Он говорит о pianissimo, acceierando и о fortissimo, подходит к одному из актеров, становится на его место и играет его роль, причем его лицо, обладающее способностью удивительно перевоплощаться, преображается, исполняясь отцовской добротой и мягкостью, затем становится на место другого актера и мимирует его роль, сотрясая головой, подобно гневному Юпитеру, а голос его звучит так мощно и с таким металлом, как колокол, который раскачивают.
   Час за часом проходит репетиция без отдыха или перерыва. Эти люди как одержимые в своей работе, они не чувствуют ни усталости, ни голода, ни жажды. Наконец наступает перерыв, и Станиславский здоровается со мной...".
   18 Приведем запись из протоколов спектаклей МХАТ от 26 сентября 1922 г.: "Первый спектакль в поездке - начало заграничного сезона. Громадное волнение и напряжение, особенно острое, потому что все подготовительные работы и репетиции велись в ужасающей обстановке и торопливости... В зале чувствовался большой подъем. Настроение большого театрального дня... По окончании - грандиозная овация по адресу К. С. [Станиславского] и множество цветов. Вся публика аплодировала стоя". На следующий день в протоколе записано: "Пресса блестящая, и успех единодушно признается громадным" (Музей МХАТ, РЧ, No 224).
   19 Наибольший успех выпал на долю спектакля "На дне". 8 октября в протоколе записано: "Такого переполнения театра, как сегодня, не было еще ни разу! Пришлось закрыть контору и скрыться от публики. Стояли в проходах, в ложах, в каждом углу... В антракте явилась полиция, требуя водворения порядка. Осаждают корреспонденты: французы, норвежцы, голландцы, американские евреи и т. п. Один голландец очень недурно зарисовывал углем гримы актеров". Первоначально "Три сестры" пользовались в Берлине меньшим успехом, чем другие спектакли. Однако на последнем представлении, 10 октября, как свидетельствует запись в протоколе спектакля, зал был переполнен и "если б можно было вместить вдвое больше народу - все билеты были бы проданы".
   20 Во время заграничных гастролей 1906 г. МХТ показал в Вене "Царя Федора Иоанновича", "На дне" и "Дядю Ваню". Восторженные отзывы венской прессы о гастролях МХТ приведены в мемуарах Вл. И. Немировича-Данченко "Из прошлого" (М., 1938, стр. 253-254).
   21 Квапил Ярослав (1868-1950) - деятель чешского театра, режиссер и драматург, пропагандировавший творческий опыт Станиславского и МХТ. Во время гастролей Художественного театра в Праге в 1906 г. Станиславский неоднократно встречался с Квапилом, бывшим в те годы режиссером и руководителем репертуара Национального театра в Праге. Письма Станиславского к Я. Квапилу публикуются в седьмом томе Собрания сочинений.
   22 Фамилии чешских актеров, пропущенные Станиславским в рукописи и данные нами в квадратных скобках, установлены по рецензии ("Zvon", 1921, 13 октября, No 4, стр. 55).
   23 Яначек Леош (1854-1928) - чешский композитор, автор опер, симфонических и камерных произведений. В своем творчестве испытал большое воздействие русской музыки и литературы. Им написаны оперы "Катя Кабанова" (1919-1921) на сюжет "Грозы" А. Н. Островского, "Из мертвого дома" по Ф. М. Достоевскому (1927-1928), симфоническая рапсодия "Тарас Бульба" (1918), трио и струнный квартет "Крейцерова соната", написанные под впечатлением одноименного произведения Л. Н. Толстого, и др. Большим успехом пользуется в чешском театре опера Яначека "Ее падчерица". В 1958 г. эта опера поставлена в филиале Большого театра в Москве.
   34 Здание чешского Национального театра ("Národni divadlo") было сооружено в Праге в 1881 г. на средства, собранные по всенародной подписке. После пожара здание было восстановлено в 1883 г.
   25 В Праге с 20 по 31 октября МХАТ показал 12 спектаклей; 2 ноября в зале "Люцерн" был дан большой концерт с участием К. С. Станиславского, О. Л. Книппер-Чеховой, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Л. М. Леонидова, Л. М. Кореневой и других.
   26 Раич-Лоньский Иво (1881-1932) - актер, режиссер и директор загребской драматической труппы, один из крупнейших деятелей югославского театра 20-х гг.
   27 Гавелла Бранко (р. 1885) - режиссер, выдающийся деятель хорватского театра. В 1928 г. Гавелла был в СССР. В докладе, сделанном им в ВОКСе, Гавелла подчеркнул огромное влияние советского театра на театры Югославии (см. "Современный театр", 1928, No 48, стр. 779). Станиславский советовал привлечь Гавеллу к работе в Большом театре. "Я видел одну или две его постановки и нахожу их талантливыми... У него хорошая и смелая фантазия. Он что-то вроде революционера считается в своем отечестве", - писал Станиславский Е. К. Малиновской 28 марта 1930 г. Одна из наиболее значительных работ Гавеллы последних лет - постановка под открытым небом трагедии Гёте "Ифигения в Тавриде" в городе Дубровнике, на театральном фестивале Югославии летом 1956 г.
   28 Фроман Маргарита Петровна - артистка балета Большого театра с 1909 по 1918 г. Исполняла ряд ведущих партий классического репертуара. Ее брат Максимилиан Петрович был в балетной труппе Большого театра с 1907 г.
   29 Станиславский имеет в виду постановку пьесы "Голгофа", написанной известным хорватским писателем Мирославом Крлежа (р. 1893), в которой изображается борьба рабочего класса в годы послевоенного кризиса. Премьера "Голгофы" состоялась в загребском театре 3 ноября 1922 г.
   30 "Саломея" - опера Рихарда Штрауса.
   31 Фокин Михаил Михайлович (1880-1942) - выдающийся русский балетмейстер и танцовщик. Окончив в 1898 г. Петербургское театральное училище, был солистом и балетмейстером Мариинского театра, в 1909-1914 гг. принимал участие в "русских сезонах" в Париже и Лондоне, организованных С. П. Дягилевым. С 1918 г. жил за границей.
   Балет "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова был впервые поставлен M. M. Фокиным в 1910 г. в Париже в антрепризе С. П. Дягилева. Балет "Бабочки" ("Papillons") на музыку Р. Шумана был сочинен и поставлен M. M. Фокиным в 1912 г.
   32 В Загребе МХАТ гастролировал с 8 по 19 ноября 1922 г., дав 12 спектаклей и концерт.
   33 Фрагмент текста, помещенный ниже в прямых скобках, написан Станиславским на отдельном листе, вложенном в рукопись. Место вставки Станиславским точно не определено.
   34 Первое выступление новых исполнителей "Царя Федора Иоанновича" - В. И. Качалова (царь Федор), К. С. Станиславского (князь Иван Петрович Шуйский) и В. Н. Пашенной (царица Ирина) - состоялось 17 ноября 1922 г. в Загребе ("Царь Федор" шел в 342-й раз). До этого Станиславский в "Федоре" играл роль гусляра на 50-м и 100-м представлениях в 1899 и 1901 гг., а также, заменяя заболевших артистов, исполнял роли митрополита Дионисия и архиепископа Варлаама во время заграничных гастролей 1906 г. Позднее, во время гастролей в Америке, Станиславский экспромтом выступил в роли митрополита 7 января 1924 г.
   Обновление ведущего состава "Царя Федора" не было очередным "вводом" новых исполнителей, вызванным только условиями предстоящих американских гастролей (где каждая пьеса должна была идти подряд не менее восьми раз). Это был частичный идейно-художественный пересмотр спектакля и традиций исполнения центральных образов. Образ И. П. Шуйского, созданный Станиславским, отличался романтическим характером, новизной трактовки. И. П. Шуйский - последняя роль Станиславского. (См. об этом в книге: Б. Ростоцкий, Н. Чушкин, "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ, М.-Л., 1940, стр. 143-150.)
   Начиная с Загреба, в дальнейших заграничных гастролях оба состава "Царя Федора" чередовались.
   35 19 ноября 1922 г., на закрытии гастролей в Загребе, был показан "Вишневый сад".
   36 В протоколе спектакля от 19 ноября имеется следующая запись: "Незабываемый, ни с чем не сравнимый вечер. Море цветов, слезы, поцелуи, стон и крики восторга публики... Речи Гавеллы, представителей Союза актеров и адрес от русского кружка. Ответ К. С. [Станиславского], сказавшего, что скоро стремление трех сестер в Москву сменится стремлением в Загреб. Наш адрес, прочитанный Качаловым. И бесконечные овации, продолжавшиеся даже на улице". В адресе Национальному театру в Загребе, подписанном Станиславским и ведущими актерами МХАТ, говорилось, что "судьба счастливо привела весь Московский Художественный театр в прекрасную столицу хорватов... Вы все так чутко и тонко поняли наше искусство, проявили по отношению к нам столько безграничного внимания, столько самой искренней ласки, что память о нашей встрече навсегда останется в наших сердцах самой дорогой и радостней".
   37 "Литературно-художественный вечер" артистов МХАТ состоялся в Берлине 28 ноября 1922 г. с участием К. С. Станиславского, О. Л. Книппер-Чеховой, И. М. Москвина, В. И. Качалова, В. Ф. Грибунина, Л. М. Кореневой, А. К. Тарасовой, Б. Г. Добронравова и других. В сцене на Форуме в трагедии В. Шекспира "Юлий Цезарь" выступили Станиславский (Брут) и Качалов (Антоний).
   38 Эберто Жак (Hébertot Jacques) - французский театральный деятель, в то время директор Театра Елисейских полей (Théâtre des Champs Elysées), в котором в 1922 г. гастролировал МХАТ. "Директор Эберто, бывший журналист, мечтает показать парижанам Художественный театр, хотя бы и с большим для себя риском",- писал Немирович-Данченко Станиславскому 7 августа 1922 г. Эберто специально приехал из Парижа в Берлин к началу гастролей Художественного театра, был в восторге от "Царя Федора", познакомился со Станиславским и подписал с театром контракт на гастроли в Париже.
   39 Копо Жак (Copeau Jacques, 1879-1949) - французский режиссер, основатель парижского Театра Старой голубятни (Théâtre du Vieux Colombier), существовавшего с 1913 по 1924 г. О Копо см. прим. 47 и 49.
   40 Люнье-По А.-Ф. (Lugné-Poe A.-F., 1869-1940) - французский режиссер и театральный деятель. Был актером в Свободном театре Антуана, в 1893 г. основал в Париже театр "Творчество" (Théâtre "L'OEuvre"), где ставил пьесы М. Метерлинка, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, применяя приемы условного театра и стилизации. Был антрепренером, организатором гастролей Э. Дузе, А. Дункан, Д. Грассо и других выдающихся актеров. Во время заграничной поездки МХТ в 1906 г. Люнье-По через Дузе предлагал Станиславскому свои услуги по организации гастролей в Париже ("За честь показать Парижу такой дивный театр По предлагает Вам свой труд безвозмездно", - писала Дузе 26 марта 1906 г.). С аналогичными предложениями Люнье-По обращался к Станиславскому и в последующие годы. Во время пребывания в России в 1915 г. Люнье-По вместе со своей женой Сюзанной Депре (см. прим. 61) выступал 22 февраля на вечере в МХТ в пользу безработных артистов Франции и Бельгии.
   41 Имеется в виду Шверубович Вадим Васильевич (р. 1901), сын В. И. Качалова. В настоящее время - заслуженный деятель искусств РСФСР, заведующий художественно-постановочной частью МХАТ.
   42 Цаккони Эрмете (1857-1948) - итальянский трагический актер, один из выдающихся представителей театрального натурализма. В его репертуаре были Освальд в "Привидениях" Ибсена, Коррадо в мелодраме "Гражданская смерть" Джакометти, Никита во "Власти тьмы" Л. Толстого, Кузовкин в "Нахлебнике" Тургенева, шекспировские роли (Гамлет, Отелло, Лир, Петруччио).
   43 "Гражданская смерть" ("Семья преступника") П. Джакометти, "Ингомарро" ("Сын лесов") Ф. Гальма, "Кин, или Гений и беспутство" А. Дюма-отца - мелодрамы, бывшие в репертуаре многих актеров-гастролеров.
   44 О значении "гастрольных пауз", помогающих актерам расширить и углубить трагическое содержание роли, Станиславский писал в 1929 г. в режиссерском плане "Отелло": "Это расширение сцены сделается с помощью пауз и тех добавочных, так называемых гастрольных приемов, которыми так широко пользуются все знаменитости, так сказать, схемой молчания, мимики, жестов, звуков, которые у трагиков заготовлены на все главные моменты роли (со слов Росси)". Станиславский указывал, что актеры-гастролеры стремятся "сделать, вылепить сцену", что паузы, наполненные активным внутренним действием, "помогают превращать отдельные фразы короткого монолога в целые полосы или периоды человеческой жизни" ("Режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945. стр. 229-230).
   45 Эти мысли были развиты Станиславским в книге "Работа над собой в творческом процессе воплощения", в главе "Выдержка и законченность" (см. Собр. соч., т. 3, стр. 228-233).
   46 Антуан Андре (1858-1943) - французский режиссер, актер и критик, организатор и руководитель Свободного театра в Париже (1887-1895). Театральные реформы Антуана сыграли большую роль в развитии режиссуры французского театра и оказали воздействие на развитие театра других западноевропейских стран. В своей практике Антуан опирался на идеи Золя в области театра, боролся с ремесленной драматургией, рассчитанной на кассовый успех, добивался создания художественного ансамбля, естественности актерской игры, конкретно-реалистического воспроизведения эпохи, быта, социальной среды. На сцене Свободного театра Антуан пропагандировал произведения Л. Толстого ("Власть тьмы"), Тургенева ("Нахлебник"), Ибсена, Гауптмана, инсценировки произведений Золя, Мопассана, братьев Гонкур. С 1896 по 1906 г. Антуан был руководителем Театра Антуана, с 1906 по 1914 г. возглавлял театр Одеон. В последующие годы Антуан отошел от практической работы в театре и посвятил себя театральной критике.
   47 В своей статье, написанной в 1913 г. перед открытием Театра Старой голубятни, Ж. Копо выступил с резкой критикой состояния французского театра. Он писал о "захвате большинства театров кучкой развлекателей, состоящих на жаловании у потерявших честь торгашей", о том, что в театре, как и в других областях, царит "все тот же дух каботинажа и спекуляции, все та же подлость; повсюду блеф, всякого рода вздувание цен и выставление напоказ пошлости, паразитирующей при умирающем искусстве, о котором уже нельзя даже говорить всерьез".
   В Театре Старой голубятни Копо отказался от зрелищной пышности и парадности постановок, ставил пьесы в сукнах, упрощенных декорациях, на фоне занавесей, широко используя игру света. В этом камерном плане были поставлены "Женщина, убитая добротой" Т. Гейвуда, "Обмен" П. Клоделя, "Братья Карамазовы" Достоевского и др. "Любовь Жака Копо к театру носит характер веры и подвижничества. Копо мечтает перевоспитать публику, создать нового зрителя... Он хотел создать актера, который был бы одновременно поэтом, музыкантом, танцором, мимом. Он увозил учеников в свое небольшое имение, и там, на лоне природы, он заставлял их вести отшельническую, трудовую, дисциплинированную жизнь", - пишет Эльза Триоле ("Театр", 1955, No 9, стр. 125).
   48 В газетном отзыве о чествовании Художественного театра 4 декабря 1922 г. приводились слова Антуана, который сказал, что "...он, отец современного французского театра, должен учиться у москвичей, так как он не смог довести своей реформы до конца, а они во главе со Станиславским добились своего...".
   В одной из своих статей ("Information", 1922, 11 декабря) Антуан писал: "...Через несколько дней после начала гастролей Художественного театра стало ясно, как много наш театр должен у него учиться. Совершенство режиссуры (мизансцен), законченность декораций и костюмов, где все продумано до мельчайших деталей, высокий уровень мастерства у актеров, их самоотверженная дисциплина, их любовь к театру заставляют нас особенно остро почувствовать, как много мы должны сделать, чтобы наш театр вновь занял утерянное им место" (цит. "Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 594).
   49 Противоречивый в своих художественных взглядах, испытавший воздействие эстетизма и модернизма, Копо принял реализм Станиславского и считал себя его последователем во французском театре. Восторженная оценка деятельности Станиславского была дана им в предисловии к французскому изданию книги "Моя жизнь в искусстве" в 1934 г.
   50 Имеется в виду Левинсон Андрей Яковлевич (1890-1935), театральный критик и историк балета, автор книг "Мастера балета", "Старый и новый балет", "Тальони".
   51 Бабушка Станиславского по матери Варле Мария Ивановна (Varlet Marie) - французская артистка, одно время выступала в Михайловском театре. В "Хронике петербургских театров" Вольфа, в записи, относящейся к сезону 1846/47 г., читаем: "Появилась еще г-жа Варле, ангажированная на амплуа субреток, артистка второстепенная, но хорошей школы..." (см. сб. "О Станиславском", М., 1948, стр. 60).
   52 На премьере в Париже 5 декабря 1922 г. и на втором спектакле "Царь Федор" шел в несколько сокращенной редакции. Картина "Сад у князя Ивана Петровича Шуйского" была выпущена из-за трудности установки этой декорации без специальной монтировочной репетиции.
   53 Руше Жак (Rouché Jacques) - французский театральный деятель, в 1910-1913 гг. стоял во главе созданного им парижского Театра искусств (Théâtre des Arts), автор книги "L'art théâtrale moderne", Paris, 1910. С 1913 г. - директор парижской Большой Оперы (Grand Opéra).
   В феврале 1914 г. Руше встречался в Москве со Станиславским и смотрел спектакли "Вишневый сад", "Синяя птица" и "Гамлет" в МХТ.
   54 Пикассо Пабло (р. 1881) - французский художник и общественный деятель. Был женат на русской балерине Ольге Хохловой. В 1920-1921 гг. делал эскизы декораций и костюмов к нескольким балетным спектаклям труппы С. П. Дягилева, в том числе к балету "Пульчинелла" И. Стравинского.
   55 Стравинский Игорь Федорович (р. 1882) - русский композитор. С 1910 г. живет за границей. Автор балетов "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", шедших в Париже во время "русских сезонов" С. П. Дягилева.
   Прокофьев Сергей Сергеевич (1891-1953) - русский композитор, пианист и дирижер, народный артист РСФСР (с 1947 г.), в 1957 г. ему была посмертно присуждена Ленинская премия. В период с 1918 по 1932 г. жил за рубежом.
   56 Сорин Савелий Абрамович - русский художник, живет за границей. Автор портретов Анны Павловой (Люксембургский музей в Париже), Ф. Шаляпина и др.
   Судьбинин Серафим Николаевич - артист МХТ с 1898 по 1904 г., скульптор. В Музее МХАТ имеется бронзовая статуэтка Станиславского в роли Штокмана (1901) и скульптурный портрет Станиславского (1902) работы Судьбинина.
   Кусевицкий Сергей Александрович (1874-1951) - русский дирижер, контрабасист и музыкальный деятель. С 1920 г. жил за границей. Давал концерты и дирижировал русскими операми в Париже, с 1924 г. возглавлял Бостонский симфонический оркестр (США). В годы второй мировой войны был президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы.
   57 В 1904 г. Айседора Дункан организовала в Берлине собственную школу танца, стремясь воспитать в своих ученицах красоту "естественных движений человеческого тела" и достичь возрождения свободного античного танца. Ученицы школы в дальнейшем принимали участие в гастрольных выступлениях Дункан.
   58 В Париже МХАТ играл с 5 по 20 декабря 1922 г. и дал 17 спектаклей, в том числе бесплатный утренник для парижских актеров ("На дне", 15 декабря).
   В октябре 1923 г. МХАТ вторично гастролировал в Париже и дал также 17 спектаклей. Из новых для Парижа постановок Художественного театра были показаны "Три сестры", "Иванов", "Братья Карамазовы", "На всякого мудреца довольно простоты" и "Хозяйка гостиницы".
   59 Центральный парижский рынок был описан Э. Золя в романе "Чрево Парижа" ("Ventre de Paris", 1873), входящем в серию романов "Ругон-Маккары".
   60 Станиславский в письме от 1 января 1917 г. предлагал Ж. Копо вступить в международную студию, которую он проектировал. "Мне не нужно говорить о том, что при всех обстоятельствах Вы найдете во мне готовность оказать Вам помощь в меру моих сил",- писал Копо Станиславскому 4 апреля 1917 г. ,
   Жемье Фирмен (1869-1933) - режиссер, актер, один из прогрессивных деятелей французского театра. В 1922-1930 гг. возглавлял театр Одеон. После первой мировой войны Жемье выступил с идеей создания Всемирного театрального общества. Стремился к укреплению культурных связей между странами и международному сотрудничеству в борьбе за мир. Во время пребывания в Москве в 1928 г. встречался со Станиславским. Баркер Грэнвиль (1877-1946) - английский режиссер и драматург, боровшийся за создание "репертуарного театра" с разнообразными художественными исканиями. Был пропагандистом драматургии Б. Шоу. В феврале 1914 г. Баркер приезжал в Москву для ознакомления со спектаклями Художественного театра и встречался со Станиславским и артистами МХТ. Вел переговоры о гастролях Художественного театра в Лондоне, которые не состоялись ввиду начала первой мировой войны.
   61 Депре Сюзанна - французская артистка, начала свою деятельность в 1897 г. в парижском театре "Творчество"; играла в Театре Антуана, в "Комеди Франсэз" и др. В 1913 г. выступала в роли Гамлета.
   62 Вечером 24 декабря 1922 г. в помещении Театра Елисейских полей состоялось "прощальное представление" МХАТ. В программу вошли три сцены из "Братьев Карамазовых" по Ф. М. Достоевскому ("Бесенок", "На чистом воздухе" и "Кошмар") и "Провинциалка" И. С. Тургенева, в которой Станиславский играл роль графа Любина.
   В наброске конспекта-плана (No 1057/1), после упоминания об ужине с Жемье, Копо и Баркером ("Всенародная студия") и о выступлении артистов МХАТ в Париже в отрывках из Достоевского, имеется следующая запись Станиславского: "Прием фр. клубом лит. (Анатоль Франс - председатель])".
   63 В сезоне 1922/23 г. в помещении Художественного театра работала Музыкальная студия МХАТ, руководимая Вл. И. Немировичем-Данченко, давшая 99 спектаклей ("Дочь Анго", "Перикола", "Лизистрата"). Кроме того, на сцене Художественного театра играли Первая студия (63 спектакля), Третья студия (46 спектаклей) и группа артистов МХАТ ("Синяя птица").
   64 "Титаник" - британский трансатлантический пароход, погибший 14 апреля 1912 г. от столкновения с айсбергом южнее Новой Земли. Во время кораблекрушения утонуло более 1500 человек.
   65 Аш Шолом (р. 1880) - еврейский писатель, драматург. Был в переписке со Станиславским и Немировичем-Данченко. Предлагал Художественному театру пьесы "Бог мести", "С волною", "Грех" и др., постановка которых на сцене МХТ не была осуществлена.
   66 Куэ Эмиль (1857-1926) - французский психотерапевт, автор книги "Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения" (переведена на русский язык в 1928 г.). В своем письме к М. П. Лилиной Станиславский описывает свою встречу на пароходе с "известным психологом из Нанси - Куэ. Это большая знаменитость. Он приходил ко мне с визитом, интересуясь моей теорией... То, что важно для меня и что подтверждает мои методы, - это то, что нельзя насиловать волю, а надо действовать на воображение. У него на этом основан метод лечения, а у меня - актерского творчества" ("Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 514). Учение Куэ было популярным в Англии и США в 20-х гг.
   67 Английский пассажирский пароход "Лузитания" был потоплен немецкой подводной лодкой 7 мая 1915 г. недалеко от берегов Ирландии после объявления Германией блокады британских островов.
   Дальнейший текст, заключенный в квадратные скобки, написан Станиславским на отдельных листках, без точного указания, где они должны быть помещены в рукописи.
   68 В программу концерта 1 января 1923 г. на пароходе "Мажестик" входили: сцена из "Бориса Годунова" Пушкина (Годунов-А. Л. Вишневский, Василий Шуйский - Г. С. Бурджалов), речи Брута и Антония на Форуме из трагедии Шекспира "Юлий Цезарь" (Брут - К. С. Станиславский, Антоний - В. И. Качалов), "Хирургия" Чехова (И. М. Москвин и В. Ф. Грибунин). Во втором отделении концерта были импровизации О. Л. Книппер-Чеховой под аккомпанемент Якобсона и выступление гармониста Рамша.
   69 Балиев Никита Федорович в 1906-1911 гг. был актером МХТ на эпизодические роли; в 1908 г. основал в Москве театр-кабаре "Летучая мышь", в котором выступал как режиссер и конферансье. О Балиеве см. в книге "Моя жизнь в искусстве" в главе "Капустники и "Летучая мышь" (Собр. соч., т. 1, стр. 360-365). После Октябрьской революции Балиев, вместе с театром "Летучая мышь", выступал за границей.
   70 Болеславский Ричард Валентинович (1889-1937) - актер, режиссер и театральный педагог. Был актером МХТ (с 1908 по 1918 г.), актером и режиссером Первой студии МХТ, где им поставлены "Гибель "Надежды", "Калики перехожие", "Балладина". Участвовал в заграничных гастролях так называемой "качаловской группы МХТ" (см. прим. 9). Оставшись за рубежом, осуществил в Нью-Йорке серию театральных постановок, в 1928 г. вместе с бывш. артисткой МХТ и Первой студии М. А. Успенской основал Американский лабораторный театр. С 1930 г. работал в американской кинематографии.
   71 Дальнейший текст печатается по рукописи, озаглавленной Станиславским "Американские гастроли" (No 1058). В комментариях приводятся наиболее интересные фрагменты текста из другого рукописного варианта (No 1057/3), в котором описываются те же события.
   72 В варианте рукописи (No 1057/3) Станиславский сообщает следующие подробности: "Вместе с Гестом приехал известный в Америке писатель Оливер Сейлор и С. Л. Бертенсон вместе с Лужским, опередившие нас. Мистер Сейлор сыграл очень важную роль в нашей поездке, и потому о нем следует сказать несколько теплых слов.
   Я думаю, что одним из главных инициаторов нашей американской поездки был он. За много лет до описываемого времени, еще до начала войны, Сейлор был в Москве, увлекся, изучал и много писал в американских газетах о нашем театре. Благодаря ему МХТ стал, до известной степени, известным и популярным в интеллигентных кругах Нового Света.
   Мистер Сейлор вместе с Балиевым был инициатором приглашения нашего театра в Америку. Он писал много книг, чтоб познакомить общество с нашей деятельностью и историей возникновения МХТ. Он заботился о том, чтобы рекламы и объявления не переходили границ, допустимых для серьезного учреждения и хорошего вкуса и тона. Он перед нашим приездом читал по радио лекции одновременно для пяти миллионов слушателей во всех частях Соединенных Штатов. Мистер Сейлор во все время нашего пребывания в Америке составлял репертуар, заботливо входя в наше положение и стараясь, по возможности, не переутомлять работой артистов".
   О. Сейлором написаны книги "The Russian Théâtre under the Revolution" (Бостон, 1920), "Inside the Moscow Art Théâtre" (Нью-Йорк. 1925) и др.
   73 На страницах "Моей жизни в искусстве" Станиславский рассказывает, что с начала заграничных гастролей МХАТ, по приезде в Берлин, он начал упорно заниматься постановкой голоса, но жизнь в гостиницах мешала этим занятиям. "То нервный сосед постучит в дверь, то самому становится стыдно и кажется, что ко всем дверям приставлены уши, чтобы слушать мое плохое пение". Тем не менее Станиславский не прекратил этих занятий. "Ежедневно в течение двух лет я систематически работал над голосом и добился того, что он окреп для речи: сипота прошла, и я благополучно провел два американских и европейских сезона..." (Собр. соч., т. 1, стр. 396-397).
   74 Пашенная Вера Николаевна (р. 1887) - артистка Малого театра с 1905 г., народная артистка СССР. Взяв отпуск в Малом театре. Пашенная вместе со своим мужем, артистом МХАТ В. Ф. Грибуниным, участвовала в сезоне 1922/23 г. в гастролях МХАТ в Европе и Америке.
   75 В Берлине, до открытия гастролей, Станиславский провел несколько занятий с артистками М. А. Крыжановской и А. К. Тарасовой, вводя их в спектакли МХАТ и знакомя с новыми приемами работы по "системе". Об этом имеются записи в дневнике Станиславского от 19 и 20 сентября 1922 г.
   Крыжановская Мария Алексеевна - артистка МХТ с 1915 по 1919 г. Участвовала в гастролях "качаловской группы МХТ" и в спектаклях МХАТ в Берлине в сентябре - октябре 1922 г. (Ирина в "Трех сестрах" и Варя в "Вишне

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 436 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа