Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938), Страница 22

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

вом саде").
   Тарасова Алла Константиновна - артистка МХАТ с 1916 г., народная артистка СССР. Участвовала в гастролях "качаловской группы МХТ". Станиславский в Берлине репетировал с Тарасовой роль Ани в "Вишневом саде".
   76 Германова (Красовская) Мария Николаевна (1884-1940) - артистка МХТ с 1902 по 1919 г. Участвовала в гастролях "качаловской группы МХТ". В дальнейшем осталась в эмиграции и в течение ряда лет возглавляла так называемую "пражскую группу МХТ". В 1922 г. в Берлине вела переговоры со Станиславским о возвращении в Художественный театр.
   После того как Германова не была принята в труппу МХАТ, в белогвардейской прессе началась травля театра за то, как писал Станиславский Немировичу-Данченко из Берлина 6 октября 1922 г., что "мы не приняли, изгнанников по политическим причинам и что M. H. [Германова] является наиболее смелой оппоненткой... Ох, как много здесь эмигрантской гнили!"
   77 В варианте рукописи (No 1057/3) Станиславский так описывает свои впечатления о Нью-Йорке:
   "Я не скажу, чтоб американские громады меня поразили. Автомобильное, трамвайное, железнодорожное движение, о котором так много говорили и которым пугали нас в Европе, также не поразило меня. Это произошло, быть может, по моему режиссерскому свойству. Жизнь моего воображения, создаваемая мною по рассказам других, и собственные предположения - всегда больше, интереснее, необыкновеннее, чем потом кажется мне сама действительность.
   Улицы Нью-Йорка, которые я мысленно строил в своем воображении до приезда в Америку, были устроены вопреки всем законам инженерного и строительного искусства. Мною создаваемые в воображении поезда подземных железных дорог, которые я мысленно видел внутренним взглядом через какие-то фантастические плиты стеклянного пола тротуара, скользили и неслись во всех направлениях. По домам, крышам неслись воздушные поезда. Одни из них уходили в туннели в стенах домов и пропадали в их внутренности, другие над ними неслись, повиснув в воздухе, по крышам небоскребов, перелетая по рельсам, висящим на воздухе над улицами, по которым, в свою очередь, в несколько рядов мчались электрические поезда, трамваи, автобусы гигантских размеров. Выше всех, по воздуху, на невидимой проволоке катились куда-то вниз один за другим вагоны воздушного фуникулера, а над ним парили аэропланы. Мы же среди тысяч автомобилей бешено мчались, не имея возможности свернуть в переулки из бешеного автомобильного потока большой улицы.
   Когда я строил эту жизнь в своем воображении, сердце замирало, и. все тело напрягалось при виде воображаемой картины моего Нью-Йорка. В действительности Нью-Йорк для меня оказался не таким страшным, как мой Нью-Йорк - немыслимый в действительности. Разочарования не было, так как действительность оказалась в достаточной мере величавой и громадной, но не было и той неожиданности, которую испытывают другие путешественники и которую я сам себе отравил своим собственным воображением".
   78 Дейкарханова Тамара Христофоровна - с 1907 по 1911 г. ученица школы и сотрудница МХТ. В театре "Летучая мышь" была ведущей актрисой, позднее - основательница и директор театральной школы в Нью-Йорке.
   79 Вавич Михаил Иванович - опереточный артист, обладавший звучным, красивого тембра баритоном. После Октябрьской революции эмигрировал за границу и был в труппе "Летучей мыши".
   Театр "Летучая мышь" функционировал до начала 30-х гг., гастролируя по Европе и Америке.
   80 Имеются в виду декорации и костюмы художника С. Ю. Судейкина, принимавшего участие в оформлении спектаклей театра "Летучая мышь".
   81 Е. Б. Вахтангов умер 29 мая 1922 г. Постановка "Оловянных солдатиков" была осуществлена им в "Летучей мыши" в 1911 г.
   82 Гувер Герберт Кларк - американский политический деятель, один из лидеров республиканской партии, в 1921-1928 гг. - министр торговли, в 1929-1933 гг. - президент США.
   83 АРА - сокращенное название организации "Американская администрация помощи" (American Relief Administration), во главе которой стоял Гувер. Официальная задача организации - оказание помощи продовольствием, одеждой, медикаментами европейским странам, пострадавшим во время первой мировой войны. Советское правительство разрешило деятельность АРА в РСФСР во время голода, охватившего в 1921 г. важнейшие хлебные районы страны. Однако представители АРА занимались одновременно разведывательной работой и вели антисоветскую агитацию. В июне 1923 г. советское правительство запретило деятельность АРА в РСФСР. (См. книгу "История СССР. Эпоха социализма", Госполитиздат, М., 1957, стр. 264.)
   84 Назимова (Левентон) Алла Александровна (1879-1945) - с 1898 по 1900 была сотрудницей МХТ. Начав свою карьеру в провинции, Назимова играла затем с П. Н. Орленевым и вместе с ним выехала в 1905 г. на гастроли в Европу и Америку. Оставшись в США, она с 1906 г. стала играть на английском языке в драматических театрах (Гедда Габлер, Нора и ряд других ибсеновских ролей). С 1916 по 1923 г. Назимова получает широкую известность как актриса американского кино. В 1923 г. вернулась на нью-йоркскую сцену, где играла в пьесах Чехова, Л. Андреева, Шоу, О Нейля и др. Особый успех Назимова имела в роли фру Альвинг в "Привидениях" Ибсена, в которой она выступала во многих городах США.
   85 Кан Отто Герман - американский банкир, был президентом "Метрополитен Опера Компани" и вице-президентом Общества филармонического симфонического оркестра. Финансировал гастроли в Америке русского балета, МХАТ, оркестра Парижской консерватории и др.
   86 Имеется в виду Алексеев Николай Владимирович, сын В. С. Алексеева (старшего брата Станиславского).
   87 Далее в рукописи следует опущенный нами недописанный фрагмент текста, из которого видно, что Станиславский предполагал дать описание географического положения Нью-Йорка и острова Манхеттен, который является центральной частью города.
   88 Зилоти Александр Ильич (1863-1945) - пианист и дирижер, двоюродный брат С. В. Рахманинова, профессор Московской консерватории, концертировал в крупнейших городах Европы и Америки. С 1919 г. жил за границей.
   89 Гофман Иосиф Казимирович (р. 1876) - польский пианист, педагог и композитор, ученик М. Мошковского и А. Г. Рубинштейна. Неоднократно концертировал в России. Живет в США.
   90 Стоковский Леопольд (р. 1882) - американский дирижер. С 1912 по 1936 г. руководил Филадельфийским симфоническим оркестром. Гастролировал в СССР.
   91 Хейфец Яша (Иосиф Робертович, р. 1901) - скрипач, учился в Петербургской консерватории у Л. С. Ауэра. Начал концертировать с детских лет, благодаря своему виртуозному дарованию быстро завоевал мировую известность. С 1917 г. живет в США.
   Ауэр Лев (Леопольд Семенович, 1845-1930) - скрипач, педагог, дирижер. С 1868 по 1917 г. руководил классом скрипки в Петербургской консерватории. С 1917 г. жил за границей.
   92 См. об этом Собр. соч., т. 2, стр. 341.
   93 На этом воспоминания Станиславского обрываются.
   Первый спектакль МХАТ в Нью-Йорке ("Царь Федор") состоялся 8 января 1923 г. "Такого успеха у нас не было еще ни разу ни в Москве, ни в других городах. Здесь говорят, что это не успех, а откровение. Никто не знал, что может делать театр и актеры. Все это пишу не для самопрославления, так как мы же не новое показываем, а самое что ни на есть старое. Говорю для того, чтобы показать, в каком зачаточном виде здесь искусство и с какой жадностью и любознательностью здесь хватают все хорошее, что привозят в Америку", - писал Станиславский из Нью-Йорка в январе 1923 г. ("Ежегодник МХТ" за 1943 г., стр. 521).
  

[ТЕАТР В БОРЬБЕ ЗА МИР]

  
   Отрывок из рукописи (No 66) без заглавия и даты, являющийся червовым наброском заключительной главы книги "Моя жизнь в искусстве". Впервые опубликован с сокращениями в "Ежегоднике МХТ" за 1949-1950 гг., М., 1952, стр. 9-10. Этот набросок предназначался, по-видимому, для американского издания 1924 г. Рукопись не имеет начала, на полях Станиславским проставлена нумерация, соответствующая нумерации конспекта-плана, в котором намечены основные положения заключительной главы книги.
   Печатается по рукописи.
   1 Нами опущена фраза, недописанная Станиславским: "Чтоб пояснить свою мысль...".
   2 В последующем, опущенном нами тексте Станиславский излагает мысли о силе воздействия театра по сравнению с другими искусствами, высказанные им в "Моей жизни в искусстве" и в рукописях, публикуемых в пятом и шестом томах Собрания сочинений в более совершенной и законченной редакции.
   3 Дальнейший текст о роли и значении традиций в искусстве носит отрывочный, черновой характер. Этот вопрос подробно разработан Станиславским в заключительных главах "Моей жизни в искусстве".
  

["ПОСЛЕ ЧЕТВЕРТЬВЕКОВОЙ РАБОТЫ..."]

  
   Рукопись, не датированная и не имеющая заглавия, написана, по-видимому, после возвращения МХАТ из гастрольной поездки 1922-1924 гг. 25-летие МХАТ, о котором упоминается в рукописи, отмечалось в октябре 1923 г. Статья, очевидно, предназначалась для заграницы, о чем можно судить по надписи секретаря Станиславского Р. К. Таманцовой на копии рукописи: "Кул. связь с заграницей".
   В архиве Станиславского имеются первоначальный машинописный текст с правкой Станиславского (No 1127/1) и окончательный машинописный "вариант текста, имеющий пометку Р. К. Таманцовой (No 1127/4), впервые опубликованный Е. Н. Семяновской под редакционным названием "О природе актера" (журн. "Театр", 1945, No 1, стр. 52).
   Печатается по машинописи (No 1127/4).
   1 Приводим отрывок из первоначальной черновой редакции текста:
   "Девиз наш - не увлекаться модным, а упорно служить вечному искусству, оберегая основы, завоеванные веками. ... Пусть мы остаемся менее заметными среди теперешнего бедлама внешних исканий, но зато внутренние наши завоевания сулят нам блестящие перспективы в будущем".
  

РЕЧЬ НА ВЕЧЕРЕ ПАМЯТИ H. E. ЭФРОСА 6 ОКТЯБРЯ 1924 г.

  
   Эфрос Николай Ефимович (1867-1923) - журналист, театральный критик и историк театра. После постановки "Чайки" в МХТ Эфрос становится горячим приверженцем Чехова и искусства Художественного театра. Он был первым биографом Станиславского, автором монографии с нем, изданной в 1918 г., а также монографий о В. И. Качалове (1919), о чеховских постановках и "На дне" М. Горького на сцене МХТ. Наиболее капитальной работой Эфроса является его труд по истории МХТ, охватывающий период с 1898 по 1923 г., не потерявший ценности и в настоящее время. Им написаны также книги о крупнейших актерах Малого театра (Щепкине, П. Садовском, Ермоловой, Южине).
   "Художественный театр обязан этому критику в величайшей степени, как обязан крупнейшим из своих деятелей, которые все 25 лет работают в театре... Театр обязан ему самыми большими радостями и, вероятно, утверждением любви к театру у публики в огромной степени", - говорил Вл. И. Немирович-Данченко об Эфросе 22 октября 1923 г. в Государственной Академии художественных наук.
   Вечер памяти H. E. Эфроса в первую годовщину его смерти состоялся, в Художественном театре 6 октября 1924 г. С воспоминаниями выступали Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, А. И. Южин и другие.
   Публикуется впервые, по стенограмме (Музей МХАТ, архив H. E. Эфроса).
   1 Комиссаржевский Федор Петрович (1838-1905) - известный оперный певец и педагог. В середине 80-х гг. Станиславский учился, пению у Комиссаржевского, мечтая об "оперной карьере".
   2 В первые годы деятельности МХТ Эфрос в своих статьях неоднократно критиковал театр и Станиславского, предостерегая от чрезмерного увлечения режиссерскими задачами, от излишних бытовых и натуралистических подробностей, имевших место в некоторых постановках МХТ. Станиславский остро реагировал на критику Эфроса, который, по его мнению, не всегда правильно понимал истинные цели искусства МХТ. В материалах литературного архива Станиславского 900-х гг. имеется ряд резких замечаний в адрес Эфроса. О взглядах Станиславского на роль и задачи театральной критики см. вступительную статью к пятому тому Собрания сочинений и публикации соответствующего раздела пятого тома.
   3 Сближение Станиславского с Эфросом произошло в 1911 г. вовремя летнего отдыха во Франции, в Сен-Люнере (Бретань). (См. об этом в книге: Н. А. Смирнова, Воспоминания, М., 1947, стр. 325-334)
   4 В Музей МХАТ в 1954 г. была передана рукопись H. E. Эфроса "К. С. Станиславский о Художественном театре" (No 1055/1), являющаяся записью бесед, происходивших в 1911 г. в Сен-Люнере. Эти записи воспоминаний Станиславского были использованы Эфросом в связи с 15-летием МХТ в статье "Детство Художественного театра" (см. "Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности", т. 1, изд. журн. "Рампа и жизнь", М., 1914).
   5 H. E. Эфрос умер 6 октября 1923 г. Станиславский и Художественный театр в это время находились на гастролях за границей.
   6 Имеется в виду книга: Н. Эфрос, Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П., 1924.
  

МАЛЫЙ ТЕАТР

  
   Текст речи или письма, написанного к столетнему юбилею Малого, театра, который отмечался 27 октября 1924 г.
   В этот день в 11 часов утра состоялась закладка памятника А. Н. Островскому перед зданием Малого театра. После речи А. В. Луначарского выступил Вл. И. Немирович-Данченко. Ответное слово от Малого театра произнес А. И. Южин. В час дня в помещении Малого театра состоялось торжественное заседание. Станиславский, возглавлявший делегацию МХАТ, передал адрес от Художественного театра, написанный Немировичем-Данченко.
   Была ли данная рукопись речи или письма использована Станиславским - не установлено. Впервые опубликована в сборнике: К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 264-265.
   Печатается по рукописи (No 1130/1).
   В литературном архиве Станиславского сохранился конспективный набросок плана рукописи: "1) Малый театр - начало всех начал русского искусства. 2) Малый театр - источник творч[еских] трад[иций1 рус[ского] акт[ера]. 3) Шлейф - прошлое. 4) Как хорошо, что чествуют в Малом театре. Каждое место - историческое. Тут [сидели] Тургенев, Достоевский, Островский. 5) Девятые валы в истории театра" (No 1130/2).
   1 Станиславский называет здесь М. Н. Ермолову, Г. Н. Федотову и Е. К. Лешковскую - выдающихся артисток Малого театра. Г. Н. Федотовой и Е. К. Лешковской в эти дни было присвоено почетное звание народных артисток республики. M. H. Ермоловой звание народной артистки было присвоено еще в 1920 г.
   2 Заключительные слова Фамусова в "Горе от ума".
   Самарин Иван Васильевич (1817-1885) был выдающимся исполнителем роли Фамусова, которую он играл после М. С. Щепкина с октября 1864 г.
   3 Реплики из второго акта пьесы Островского "Лес", в которой Шуйский Сергей Васильевич (1821-1878) с исключительным успехом играл роль Счастливцева. В тексте Островского на вопрос Несчастливцева: "Куда и откуда?" - Счастливцев отвечает: "Из Вологды в Керчь-с, Геннадий Демьяныч. А вы-с?" Последующая реплика: "Из Керчи в Вологду" - принадлежит Несчастливцеву.
   4 Здесь нами устранен повтор текста.
   5 Этот пример, так же как и оценка роли Малого театра, вошел в переработанном виде в книгу "Моя жизнь в искусстве" (см. Собр. соч., т. 1, главы "Итоги и будущее" и "Малый театр").
  

ПРИВЕТСТВИЕ МОИССИ НА ВЕЧЕРЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ

7 ЯНВАРЯ 1925 г.

  
   Моисси Александр (Сандро) (1880-1935) - немецкий актер, албанец по происхождению. С 1904 г. играл в труппе Макса Рейнгардта. Был выдающимся исполнителем Эдипа ("Царь Эдип" Софокла), Гамлета и Ромео, Освальда ("Привидения" Г. Ибсена), Протасова ("Живой труп" Л. Н. Толстого) и др. После захвата власти нацистами Моисси эмигрировал из Германии. Гастролировал в России в 1911-1912 и в 1924-1925 гг.
   Остро ощущая упадок буржуазной культуры, Моисси в своих статьях и высказываниях подвергал резкой критике современный ему западноевропейский театр. В статье "Кризис германского театра" ("Жизнь искусства", 1924, No 13, стр. 3) Моисси утверждал: "...идейному, серьезному, талантливому русскому театру принадлежит будущее, принадлежит мировое господство. И я заявляю смело и открыто, что если бы мне сегодня предоставили выбор: артистом какого театра в мире я бы хотел быть,- то я бы ответил без колебаний: _а_р_т_и_с_т_о_м_ _р_у_с_с_к_о_г_о_ _т_е_а_т_р_а".
   По признанию самого Моисси, влияние здорового реалистического искусства Художественного театра было для него благотворным и освежающим. Моисси преклонялся перед Станиславским, который в свою очередь чрезвычайно высоко оценивал игру Моисси за естественность, глубину переживаний и совершенство артистической техники.
   "Вечер в честь Сандро Моисси при его личном участии" состоялся в Художественном театре 7 января 1925 г. Моисси выступал в сценах из. "Гамлета" и "Живою трупа" вместе с актерами MXAT (в "Гамлете" Гертруду играла О. Л. Книппер-Чехова, Офелию - А. К. Тарасова, в "Живом трупе" - Артемьева - Н. Г. Александров, Петушкова - B. А. Орлов). Во втором отделении вечера в сценах из "Эгмонта" выступали В. И. Качалов и О. В. Бакланова.
   По окончании вечера при открытом занавесе происходило чествование Моисси. Первым выступил Вл. И. Немирович-Данченко, отметивший, что "в лице Моисси театр встречается с ярчайшей индивидуальностью, утвердившей себя в образах Ибсена, Толстого, Шекспира и Софокла". С речью к актерам и ученикам обратился Станиславский, набросавший "яркий портрет C. Моисси как носителя богатейшей театральной культуры". Станиславский обратился к Моисси с призывом приехать опять в Россию "для работы в русском театре, что было бы великим уроком для русских актеров" ("Известия", 1925, 10 января).
   Публикуется впервые, по машинописи, имеющей правку Станиславского (No 1077).
  

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА "УТРЕ ПАМЯТИ ДЕКАБРИСТОВ"

В MXAT 27 ДЕКАБРЯ 1925 г.

  
   В ознаменование столетия со дня восстания декабристов 27 декабря. (14 декабря по старому стилю) 1925 г. в Художественном театре состоялось "Утро памяти декабристов", начавшееся вступительным словом Станиславского. На "Утре" В. В. Лужским были прочитаны отрывки из сочинений декабристов Пестеля, Никиты Муравьева и Бестужева-Рюмина, Л. М. Леонидовым - описание казни декабристов по воспоминаниям современников, О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качаловым и другими - стихотворения, связанные с юбилейной датой. Кроме того, были показаны три сцены из пьесы А. Р. Кугеля "Николай I" (роль Николая I исполнял Качалов).
   19 мая 1926 г. в Художественном театре состоялась премьера спектакля "Николай I и декабристы" (режиссер - H. H. Литовцева, художественный руководитель - К. С. Станиславский).
   В архиве Станиславского хранится рукописный черновик речи и машинописная копия с его исправлениями (JNo 1136/1-2).
   Публикуется впервые, по машинописи.

[ОБ ОПЕРНОЙ СТУДИИ]

1. ОПЕРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО

   Беседа Станиславского была опубликована в газете "Известия" 20 ноября 1926 г. и в журнале "Программы государственных академических театров" (30 ноября.- 6 декабря 1926 г., No 62) под заглавием "Оперная студия имени К. С. Станиславского". Редакциями газеты и журнала были сделаны различные сокращения текста беседы. Так, в "Известиях" имеются сокращения во вступительной части, а в "Программах" сокращен конец.
   В архиве Станиславского хранится рукопись (No 1439), относящаяся, по-видимому, к 1926 г., близкая к тексту беседы.
   Печатается по тексту "Известий". В комментариях даются основные разночтения с рукописью и с текстом "Программ".
  
   1 Малиновская Елена Константиновна - театральный и общественный деятель, в начале 20-х гг. возглавляла Управление государственных академических театров, была директором Большого театра.
   2 В рукописи No 1439 говорится более подробно о задачах Студии:
   "Молодая студия поставила себе задачей:
   1) Искания в области вокально-драматического искусства.
   2) Обновление застаревших оперных традиций.
   3) Создание новых приемов игры, на основе так называемой системы Станиславского.
   4) Слияние музыки, пения, слова, ритма, движения, при подлинном творческом переживании".
   Приводим более полный текст начала беседы из журнала "Программы государственных академических театров":
   "Я, как сейчас, помню вечер встречи Большого театра и Художественного. Труппа Большого театра пригласила нас, художественников, и устроила незабываемый по радушию вечер. Я принял предложение работать с артистами Большого театра. Наши встречи происходили в конце 1918 г., а уже в январе 1919 г. в моей прежней квартире в Каретном ряду организовалась оперная студия, в которой стали работать многие артисты Большого театра; музыкальной частью руководил Н. С. Голованов. Но вскоре оказалось, что для артистов, занятых в репертуаре и вынужденных в то время прирабатывать для существования халтурой, невозможно сочетать студийные занятия с постоянной своей работой. И студия была реорганизована с привлечением в ее кадры молодых артистов, причем некоторые из артистов Большого театра продолжали свои занятия. Мы приготовили таким образом оперу "Евгений Онегин" и поставили ее в теперешнем помещении студии. Мне не хотелось портить старинный зал, особенно колонны, и потому пришлось приспособить постановку "Онегина" к имеющемуся помещению. Вот объяснение колонн, которые доминируют во всех декорациях".
   3 Премьера оперы "Евгений Онегин" состоялась 15 июня 1922 г. в студийном зале, примыкающем к квартире Станиславского в Леонтьевском пер., ныне ул. Станиславского.
   4 Новый театр - имеется в виду театральное помещение на площади Свердлова, принадлежащее в настоящее время Центральному детскому театру.
   5 Семашко Николай Александрович (1874-1949) - первый народный комиссар здравоохранения РСФСР и общественный деятель, оказавший Станиславскому большую поддержку в деле обновления оперного искусства и создания оперного театра. Н. А. Семашко был председателем. Совета Общества друзей Оперной студии им. К. С. Станиславского.
   6 Летом 1926 г. Оперной и Музыкальной студиям было предоставлено помещение Дмитровского театра (Б. Дмитровка, ныне Пушкинская ул., д. 17), где в настоящее время находится Государственный Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
   7 Лехт Фридрих Карлович (р. 1887) - начальник научно-художественных и музейных учреждений Главнауки Наркомпроса РСФСР; художник, скульптор. С 1926 по 1929 г., входя в состав правлений как Оперной, так и Музыкальной студий, Лехт возглавлял объединенную дирекцию театральных коллективов.
   8 Сук Вячеслав Иванович (1861-1933) - дирижер, чех по национальности, народный артист РСФСР. С 1880 г. жил в России. С 1906 г. и до конца жизни был дирижером Большого театра. Начиная с 1924 г. Сук руководил музыкальной частью Оперной студии им. К. С. Станиславского, а с 1927 по 1933 г. был главным дирижером Оперного театра им. К. С. Станиславского.
   9 Збруева Евгения Ивановна (1869-1936) - оперная артистка (контральто), пела в Большом театре (1894-1905) и в Мариинском театре (1905-1917). Профессор пения Петербургской, а затем Московской консерваторий. Заслуженная артистка РСФСР.
   Гукова Маргарита Георгиевна (р. 1887) - оперная артистка (сопрано), пела в Большом театре с 1906 по 1914 г. Преподаватель пения, руководитель вокальной части Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского и Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.
   Цветкова Елена Яковлевна (1872-1929) - оперная артистка (лирико-драматическое сопрано). В 1896-1904 гг. работала в Русской частной опере, в 1904-1911 гг.- в Оперном театре С. И. Зимина. Профессор пения Киевской консерватории.
   Петров Василий Родионович (1875-1937) - оперный артист (бас), солист Большого театра с 1902 по 1937 г., народный артист РСФСР.
   10 Поспехин Александр Александрович (1876-1943) - артист балета и балетмейстер-репетитор Большого театра. Был преподавателем пластики и танцев в Оперной студии.
   11 Соколова Зинаида Сергеевна (1865-1950) и Алексеев Владимир Сергеевич (1861-1939) - режиссеры и педагоги студии с момента ее основания (см. о них Собр. соч., т. 1, стр. 451).
   Залесская Варвара Владимировна (1889-1941) - режиссер студии.
   12 Симов Виктор Андреевич - театральный художник (см. прим. на стр. 445 настоящего тома).
   13 Премьера оперы "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова (постановка К. С. Станиславского, режиссер - В. С. Алексеев, дирижер - М. Н. Жуков, художник - В. А. Симов) состоялась 28 ноября 1926 г.
  

2. ["ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ОПЕРНАЯ СТУДИЯ?"]

  
   Публикуется впервые, по рукописи (No 1593), представляющей конспективную запись обращения или речи, относящейся к середине 20-х гг. Текст, заключенный в угловые скобки, зачеркнут в рукописи.
   1 С Ф. И. Шаляпиным Станиславского связывали долголетняя дружба и общность взглядов на искусство (см. об этом в книге Г. Кристи, Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952, стр. 59-66).
   Шаляпин, подводя итоги своей творческой карьере, с огорчением отмечал, что он с успехом исполнил множество ролей, но театра своего не создал. "Я искренно думал и думаю,- писал он в книге "Маска и душа",- что мой талант, так великодушно признанный современниками, я наполовину зарыл в землю, что бог отпустил мне многое, а сделал я мало. Я хорошо пел. Но где мой театр?" ("Федор Иванович Шаляпин", т. 1, М., 1957, стр. 349-350).
   Станиславский поставил себе задачу создать ту школу оперного искусства, о которой мечтал Шаляпин, где можно было бы воспитывать молодых певцов в лучших традициях русского театра. Станиславский положил шаляпинские традиции в основу своей педагогической и режиссерской деятельности в оперном театре. Он говорил молодым артистам студии: "Моя система - для вас средство, а Шаляпин - цель".
   2 Голованов Николай Семенович (1891-1953) - дирижер, народный артист СССР. Дирижер Большого театра в 1918-1928 и в 1948-1953 гг. Был музыкальным руководителем Оперной студии (1919-1922) и Оперно-драматического театра им. К. С. Станиславского (1935-1948).
   3 Богданович Александр Владимирович (1874-1950) - оперный артист (тенор), заслуженный артист РСФСР. С 1906 по 1936 г. пел в Большом театре. Принимал деятельное участие в организации, а затем и в руководстве Оперной студии, которую возглавлял в период отсутствия Станиславского (1922-1924), а позднее был его помощником по художественной части в Оперном театре имени К. С. Станиславского.
  

РЕЧЬ НА ЗАСЕДАНИИ, ПОСВЯЩЕННОМ ДЕСЯТИЛЕТИЮ

СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ВТОРОЙ СТУДИИ МХАТ

  
   Вторая студия Художественного театра открылась 7 декабря (24 ноября) 1916 г. спектаклем "Зеленое кольцо". В течение ряда лет студия существовала как самостоятельный учебно-производственный организм, в творческом отношении подчиненный Художественному театру. Помимо участия в спектаклях студии студийцы привлекались также для участия в спектаклях МХТ.
   В 1924 г. произошло слияние Второй студии с основной труппой МХАТ, причем многие из воспитанников студии стали впоследствии ведущими артистами Художественного театра. Из Второй студии вышли Н. П. Хмелев, М. Н. Кедров, А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, Н. П. Баталов, М. М. Яншин, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, А. П. Зуева, Е. С. Телешева, И. Я. Судаков, В. А. Вербицкий, Р. Н. Молчанова, М. А. Титова и другие.
   Речь Станиславского, произнесенная 27 декабря 1926 г. на торжественном заседании, председателем которого он являлся, была впервые опубликована с небольшими сокращениями в статье В. А. Вербицкого "Вторая студия. Из воспоминаний" в "Ежегоднике МХТ" за 1946 г. (М., 1948, стр. 554-555). Стенограмма речи хранится в архиве Музея МХАТ. Печатается полностью, по стенограмме.
   1 За годы своего самостоятельного существования (1916-1924) Вторая студия прошла сложный, противоречивый путь исканий. В репертуаре студии долгое время сохранялись неполноценные в идейно-художественном отношении пьесы: "Зеленое кольцо" З. Гиппиус, "Младость" Л. Андреева, "Узор из роз" Ф. Сологуба. Классические пьесы - "Гроза" Островского, "Разбойники" Шиллера - получили в спектаклях студии условное, формалистическое истолкование. Вместе с тем Вторая студия, никогда не порывавшая связь с Художественным театром, в своей творческой основе и приемах актерской игры не изменила реалистическому методу МХАТ и сумела воспитать достойную артистическую смену старшему поколению своих учителей.
   2 В. Л. Мчеделов (1884-1924) поступил в Художественный театр в 1904 г., работал в качестве помощника режиссера, а затем и режиссера. В 1916 г. Мчеделов, один из основателей Второй студии, поставил "Зеленое кольцо" - спектакль, которым открылась студия.
   А. А. Стахович принимал участие в организации Второй студии и исполнял роль дяди Мики в "Зеленом кольце".
   Е. П. Mуратова (1874-1921), артистка Художественного театра с 1901 г., помогала работе Второй студии как режиссер-педагог. До открытия этой студии она была педагогом театральной школы, руководимой Н. Г. Александровым, Н. О. Массалитиновым и Н. А. Подгорным, из которой образовалось основное ядро Второй студии.
  

[К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ"]

  
   Опубликовано в юбилейном номере газеты "Известия" 13 марта 1927 г. (Первый номер газеты "Известия" вышел 13 марта (28 февраля) 1917 г.)
   Текст Станиславского (в газете приводится факсимиле его подписи) помещен первым в ряду приветствий от "представителей театра и искусства".
   В архиве Станиславского хранится машинописная копия (No 1142), озаглавленная "К 10-летию газеты "Известия", имеющая дату 10 марта 1927 г.
   Печатается по тексту газеты.
  

В МОСКОВСКУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ КОНСЕРВАТОРИЮ

  
   15 марта 1927 г. праздновалось 60-летие со дня основания Московской консерватории.
   Приветствие Станиславского публикуется впервые, по машинописной копии, хранящейся в его архиве в Музее МХАТ. Было ли это приветствие послано юбилейному комитету или оглашено на торжественном заседании - установить не удалось. В архиве Музея им. Н. Г. Рубинштейна при Московской консерватории хранится приветствие от Оперной студии-театра, подписанное Станиславским совместно с четырьмя членами правления (No 107).
   1 Н. Г. Рубинштейн (1835-1881) - выдающийся музыкальный деятель, пианист, дирижер и педагог. Учредитель Московского отделения Русского музыкального общества (1860), основатель Московских музыкальных классов и возникшей из них Московской консерватории (1866).
   2 Станиславский вспоминает здесь о своей деятельности в качестве одного из членов дирекции Русского музыкального общества и Московской консерватории, о чем он рассказывает в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 52-61).

[О ПОСТАНОВКЕ "БОГЕМЫ"]

  
   Премьера оперы Д. Пуччини (1858-1924) "Богема", написанной на сюжет повести А. Мюрже, состоялась 12 апреля 1927 г. (постановка К. С. Станиславского, режиссер - В. С. Алексеев, дирижер - К. Ф. Брауэр, художник - В. А. Симов).
   Беседа Станиславского о предстоящей премьере была опубликована в "Программах государственных академических театров" 5-11 апреля 1927 г., No 14 (80).
   Печатается по тексту журнала.
   1 В. С. Алексеев был лично знаком с Д. Пуччини, перевел на русский язык несколько либретто его опер, в частности "Богему", и осуществил постановку "Чио-Чио-Сан" в оперном театре С. И. Зимина 25 января 1911 г.
   2 В. А. Симовым в Оперной студии были оформлены спектакли "Вертер", "Царская невеста" и "Богема".
  

[ОБ А. И. ЮЖИНЕ]

  
   Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857-1927) - выдающийся актер, драматург и общественный деятель, с 1909 г. руководитель Московского Малого театра, народный артист республики.
   Отношение Станиславского к Южину менялось на различных этапах их творческой жизни. В письмах, записных книжках и заметках Станиславского 1900-1910 гг. имеются резкие критические отзывы о Южине-актере. В свою очередь Южин в эти годы неоднократно выступал против МХТ, как режиссерского театра "единой воли", якобы подавляющего свободу творчества и инициативу актера. В дальнейшем, когда утихла острота полемики, обе стороны пересмотрели свое отношение друг к другу,
   В письме к Немировичу-Данченко от 19 сентября 1922 г. Южин чрезвычайно высоко оценил деятельность МХТ, давшего "русскому театру необычайное расширение горизонтов, почти небывалое углубление", "торжественную победу и всемирное признание".
   После прочтения "Моей жизни в искусстве" Южин писал Станиславскому: "... горячо благодарю тебя за огромное наслаждение, доставленное мне твоей книгой. Я подряд второй раз ее перечитываю с возрастающим интересом и упиваюсь простотой, искренностью и силой, с какими она написана, а с другой стороны - разъясняю себе многое, что до сих пор мне не было ясно и понятно в созданном тобою и Володей [Вл. И. Немировичем-Данченко.- Ред.] деле" (1926, 20 октября).
   Станиславский особенно сблизился с Южиным в послереволюционные годы, когда оба они выступали за сохранение реалистических традиций русского театра. Именно в это время Станиславский по-новому оценил роль и значение Южина, видя в нем "рыцаря и защитника искусства, талантливого, самоотверженного хранителя лучших театральных традиций".
  

1. РЕЧЬ НА ПОХОРОНАХ 25 ОКТЯБРЯ 1927 г.

  
   А. И. Южин скончался 17 сентября 1927 г. на юге Франции, где он лечился. Прах его был привезен на пароходе в Батуми и затем доставлен в Москву. Похороны Южина состоялись 25 октября 1927 г.
   После траурного митинга у Малого театра похоронная процессия по пути на Новодевичье кладбище остановилась у здания МХАТ, где с речью от Художественного театра выступил Станиславский.
   Публикуется впервые, по стенограмме (ЦГАЛИ, ф. No 878, оп. 1, ед. хр. 2481, л. д. 15).
   1 В 1922 г. А. И. Южин был избран почетным членом Художественного театра.
  

2. В ПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ГРУЗИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  
   30 ноября 1927 г. Правление Общества любителей грузинской культуры обратилось к Станиславскому с просьбой принять участие в утре памяти А. И. Южина 4 декабря в Московской консерватории. На утре с речами выступали П. Н. Сакулин, В. А. Филиппов, А. А. Яблочкина, В. Н. Аксенов.
   Было ли зачитано письмо, посланное Станиславским, который не мог присутствовать на утре по болезни, - не установлено.
   О связях Южина с грузинской общественностью, с грузинским театром и литературой см. в книге: Г. Бухникашвили, А. И. Сумбатов-Южин (Сумбаташвили), Тбилиси, 1958.
   Публикуется впервые, по машинописной копии, хранящейся в архиве Станиславского.
  

РЕЧЬ НА СОБРАНИИ ОБЩЕСТВА ДРУЗЕЙ ОПЕРНОЙ СТУДИИ

  
   В этой речи, произнесенной 19 ноября 1927 г., Станиславский подводит итоги первого сезона Оперной студии-театра и намечает пути ее дальнейшего развития.
   Общество друзей Оперной студии было организовано в 1925 г. с целью привлечения виднейших деятелей искусства к решению творческих и организационных вопросов жизни студии.
   Председателем Совета Общества был Н. А. Семашко. В состав учредителей входили А. В. Луначарский, М. Н. Ермолова, Е. К. Лешковская, А. В. Нежданова, Е. В. Гельцер, А. А. Яблочкина, Е. И. Збруева, В. Н. Давыдов, Л. В. Собинов, В. Р. Петров, В. И. Сук, Н. С. Голованов, А. В. Щусев и другие.
   Речь Станиславского была опубликована в журнале "Современный театр" (1927, No 13, стр. 207) под заголовком: "К. С. Станиславский о путях Оперной студии".
   Печатается по тексту журнала.
   1 "Майская ночь" была поставлена 19 января 1928 г., "Борис Годунов" - 5 марта 1929 г. При постановке "Бориса Годунова" была использована новая редакция оперы проф. П. А. Ламма (1882-1951), восстанавливающая первоначальный замысел Мусоргского. Как известно, опера не была завершена самим композитором. После его смерти она была дописана и отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и в этой редакции получила всеобщую известность.
   2 По ходу спектакля некоторые хоры звучали не со сцены, а из оркестра, как, например, хор "Слава" из первого акта.
   3 Эти репертуарные планы не были осуществлены. После смерти Станиславского, в 1940 г., Оперный театр его имени осуществил постановку оперы С. С. Прокофьева "Семен Котко".
   4 Спектакли Оперной студии-театра им. К. С. Станиславского чередовались на сцене бывш. Дмитровского театра со спектаклями Музыкальной студии им. Вл. И. Немировича-Данченко.
  

[К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. ИБСЕНА]

  
   Торжественное празднование столетнего юбилея со дня рождения крупнейшего норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) состоялось в Норвегии в г. Осло в марте 1928 г. Станиславский получил приглашение от правительства Норвегии принять участие в этом торжестве, но не имел возможности воспользоваться им ввиду своей большой занятости по выпуску новых спектаклей в Художественном театре и в Оперном театре его имени.
   Представители норвежской и датской прессы обратились к Станиславскому с просьбой откликнуться на страницах их газет на ибсеновский юбилей. Станиславским были написаны три заметки об Ибсене, датированные 20 марта 1928 г. Первая из них была направлена в Осло, в газету "Tidens Tegn", две другие - в Копенгаген, в газеты "København" и "Politiken".
   Печатается по машинописному тексту на русском языке, подписанному Станиславским (No 255/4-6).
   20 марта 1928 г. Художественным театром за подписью Немировича-Данченко и Станиславского была послана в Осло Комитету чествования памяти Ибсена следующая телеграмма: "Московский Художественный театр с первого года своего существования ввел произведения Ибсена в свой основной репертуар. По количеству игранных в Московском Художественном театре пьес Ибсен занимает первое место. Громадные поэтические образы давали актерам богатый творческий материал. Крепкая новая монументальная форма возбуждала режиссеров к созданию благородных сценических ритмов. Острое общественное содержание помогало театру стоять в первом ряду пропаганды свободной жизни и свободного творчества. Московский Художественный театр шлет стране великого поэта-драматурга выражения глубочайшей благодарности и присоединяет свой голос к его мировому прославлению" (Музей МХАТ, архив В.Ж.).
   1 В Московском Художественном театре было поставлено девять пьес Ибсена. Станиславский осуществил следующие постановки: "Гедда Габлер" (1899; исполнял роль Левборга), "Доктор Штокман" (1900; исполнял роль Штокмана), "Дикая утка" (1901) и совместно с Немировичем-Данченко "Привидения" (1905). Немирович-Данченко поставил "Когда мы, мертвые, пробуждаемся" (1900). "Столпы общества" (1903; Станиславский исполнял роль Берника), "Бранд" (1906), "Росмерсхольм" (1908) и "Пер Гюнт" (1912).
  

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

  
   Написано в ответ на статью "В Камергерском переулке", напечатанную в "Рабочей газете" 10 мая 1928 г., в которой были тенденциозно освещены творческие и организационные моменты жизни МХАТ.
   Письмо Станиславского было опубликовано в газетах "Известия" (15 мая), "Правда" (16 мая) и в журнале "Современный театр" (No 21, 22 мая, стр. 418).
   В Музее МХАТ хранится машинописный текст письма в редакцию, подписанный Станиславским, и рукопись предполагаемого интервью с Представителем прессы (No 1147).
   Печатается по тексту газеты "Правда".
   1 В сезоне 1928/29 г. в МХАТ были поставлены две пьесы советских драматургов - "Квадратура круга" В. Катаева и "Блокада" Вс. Иванова. В этот же период театр вел работу с К. Фединым, К. Треневым, Л. Леоновым, Ю. Оле

Другие авторы
  • Мельников-Печерский Павел Иванович
  • Айзман Давид Яковлевич
  • Беляев Александр Петрович
  • Рашильд
  • Уэллс Герберт Джордж
  • Осиповский Тимофей Федорович
  • Бестужев-Марлинский Александр Александрович
  • Языков Дмитрий Дмитриевич
  • Кирпичников Александр Иванович
  • Муравский Митрофан Данилович
  • Другие произведения
  • Савинков Борис Викторович - Ю. Давыдов. Савинков Борис Викторович, он же В. Ропшин.
  • Леонтьев-Щеглов Иван Леонтьевич - Гоголь и о. Матвей Константиновский
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Библиографические и журнальные известия
  • Богданович Ангел Иванович - Современные славянофилы.- Начало Русскаго собрания
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич - О, мама!..
  • Венгерова Зинаида Афанасьевна - Стриндберг
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - История одного пильщика
  • Григорович Дмитрий Васильевич - Переписка А. П. Чехова и Д. В. Григоровича
  • Скиталец - Избранные стихотворения
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Пушкин и Николай I
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 448 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа