Главная » Книги

Суриков Василий Иванович - Воспоминания о художнике, Страница 8

Суриков Василий Иванович - Воспоминания о художнике


1 2 3 4 5 6 7 8

ушинских; коллекционер. В собрании Рябушинского был академический этюд Сурикова "Мальчик натурщик" (1874, ГТГ).
   10 Богданов - глава табачной фирмы "Товарищество А. Н. Богданов и К0".
   11 Воспоминания Н. Б. Северовой см. на с 268-271.
   12 Ольга Ивановна Бялыницкая-Бируля (урожд. Суворова).
   13 Московское Общество любителей художеств - организация, возникшая в 1860 г. с целью "содействия распространению и процветанию художеств", а также оказания материальной помощи художникам. Членами общества являлись художники и любители искусства. Общество устраивало выставки, аукционы, лотереи, конкурсы с выдачей денежных премий, посылало на свои средства художников за границу. Общество существовало до 1918 г.
   14 Бахрушин Алексей Александрович (1865-1929) - московский купец. В 1894 г. основал первый в России, крупнейший в мире театральный музей, который в 1913 г. принес в дар Петербургской Академии наук. В 1918 г. музею было присвоено имя Бахрушина, остававшегося пожизненным директором музея.
   15 Боткин Дмитрий Петрович (1829-1889) - один из совладельцев крупной чаеторговой фирмы. Коллекционер, собиратель произведений иностранной и русской живописи. С 1877 по 1888 г. был председателем Московского Общества любителей художеств.
   16 Мазурины - московские купцы, владевшие реутовской мануфактурой, обувными предприятиями и т. п.
   17 О Солдатенкове см. коммент. 3 к письму 245.
   18 Пелецкий Федор Федорович (1853-1916) - известный московский гитарист. В 1899 и в 1900 гг. Суриков исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. На первом из них имеется авторская надпись: "Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. В. Суриков 1899 г."
   19 Мартэн Дмитрий Эмилъевич (1860-1918) - пейзажист. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1880-х гг., экспонент Товарищества Передвижных художественных выставок с 1900 г.
   20 Кувшинникова Софья Петровна, урожд. Сафонова (1847-1907) - пейзажистка. Участница выставок Московского Общества любителей художеств и Товарищества Передвижных художественных выставок.
   21 Мешков Василий Никитич (1867-1946) - живописец и рисовальщик. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1889) у Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова. Портретист, приобретший широкую известность как автор портретов, исполненных углем и сангиной; жанрист, работал также в области пейзажа. Руководил художественной студией в Москве. Экспонент Товарищества Передвижных художественных выставок (1891-1923), один из учредителей Московского Товарищества художников, с 1922 г. - член Ассоциации художников Революционной России.
   В 1912 г. Мешков исполнил углем портрет Сурикова (ГТГ).
   22 Памятник Н. В. Гоголю, установленный в 1909 г. на Гоголевском бульваре, ныне находится во дворе дома, где жил Гоголь, на Суворовском бульваре; бюст Л. Н. Толстого исполнен в 1905 г. Бронзовый экземпляр - в ГТГ; бюст писателя П. Д. Боборыкина исполнен в 1904 г. в бронзе (ГТГ).
   23 Чирков Александр Иннокентьевич (1876-1913) - пейзажист, экспонент Товарищества Передвижных художественных выставок (1901-1911).
   24 Калмыков Иван Леонидович (1866-?) - живописец и акварелист; пейзажист. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в 1880-х гг. Экспонент Товарищества Передвижных художественных выставок (1904-1907), участник выставок Московского Товарищества художников.
   25 Московское Товарищество художников - выставочная организация, в которую объединились представители молодого поколения художников начала 1890-х гг. Толчком к возникновению ее послужила определившаяся к этому времени конфликтная ситуация в Товариществе передвижников в результате ряда ограничительных мер, на которых настаивали наиболее консервативные представители передвижничества по отношению к молодым экспонентам своего объединения. Московское Товарищество художников существовало вплоть до начала 1920-х гг. На протяжении этого времени на выставках Товарищества эпизодически экспонировались художники, принимавшие также участие в выставках Союза русских художников, "Мира искусства", "Голубой розы" и др.
   26 Письмо от 1 декабря 1875 г. (см. Е. В. Сахарова. В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников. М., 1964, с. 195).
  

Н. Б. СЕВЕРОВА

  
   Печатается по тексту кн.: Н. Б. Северова. Интимные страницы. СПб., 1910 ("Письма к друзьям").
   Наталия Борисовна Нордман-Северова (1863-1914), вторая жена И. Е. Репина, владелица "Пенат" - усадьбы, расположенной на Карельском перешейке, которая после ее смерти, по завещанию, перешла в собственность художника. В настоящее время "Пенаты" - Музей-усадьба И. Е. Репина.
   Нордман-Северова - автор пьес, повестей, мемуарных записок, редактор книги "Воспоминания, статьи и письма из-за границы И. Е. Репина". СПб., 1901. Приобрела также известность как активная сторонница вегетарианства, пропаганде которого посвятила ряд брошюр.
  
   1 Вечер памяти П. М. Третьякова состоялся в Обществе любителей художеств 11 декабря 1908 г. в связи с 10-летием со дня смерти основателя галереи. С воспоминаниями выступили И. Е. Репин и В. Е. Маковский. На вечере был поднят вопрос о постановке в Москве памятника П. М. Третьякову. Средства для этой цели имелось в виду собрать путем пожертвования художниками своих картин.
   2 Бюст В. И. Сурикова, исполненный С. И. Мамонтовым в мраморе, находится в ГТГ. Гипсовая модель его экспонировалась на третьей выставке Московского Товарищества художников в 1895 г.
  

НАТАЛЬЯ КОНЧАЛОВСКАЯ

  
   Публикуется по тексту кн.: Наталья Кончаловская. Дар бесценный. Романическая быль. М., 1974 ("Я помню...").
   Автор книги Наталья Петровна Кончаловская (р. 1903), внучка Сурикова, заслуженный деятель искусств, писательница, поэтесса, переводчица.
  
   1 Елена Васильевна - младшая дочь Сурикова. Закончила исторический факультет Высших женских курсов, преподавала историю в средних учебных заведениях. Одновременно принимала деятельное участие как режиссер и исполнитель в театральных постановках на сценах клубных театров.
   2 Замысел картины "Княгиня Ольга встречает тело Игоря" возник у художника в 1909 г. во время поездки в Сибирь. Тогда же, живя близ озера Шира, он сделал несколько этюдов для картины. К работе над замыслом Суриков возвратился после окончания картины "Посещение царевной женского монастыря". В 1914-1915 гг. было исполнено несколько графических и акварельных эскизов.
   3 "Брак в Кане Галилейской" (1563) и "Христос в Эммаусе" (1560) Веронезе привлекли внимание Сурикова еще при первом посещении Лувра во время поездки во Францию в 1883-1884 гг. (см. об этом письма 57, 61, 64).
   4 Суждения Сурикова о картине Тициана "Положение во гроб" (1520-е гг.), находящейся в Лувре, см. в письме 61.
   5 Речь идет о произведении Делакруа, написанном в 1827 г. на сюжет трагедии Байрона "Сарданапал", и о произведении "Алжирские женщины", написанном в 1834 г., по возвращении из путешествия в Алжир.
   6 Д'Англада - испанский художник, обладатель частной художественной студии в Париже.
   7 Неточность. Семья Кончаловского во время его путешествия с Суриковым по Испании оставалась в Кальдетас, близ Барселоны.
   8 В тексте комментируемого очерка приводится следующая фраза из речи Цицерона: "Доколе ты будешь испытывать терпение наше, о Катилина!" Речь Цицерона была обращена к Катилине Луцию Сергию (I в. до н.э.), неоднократно претендовавшему на должность консула и в этих целях замышлявшему политический заговор.
   9 Суждения Сурикова о портретах Тинторетто см. также в письме 64.
   10 Говоря об эскизах Гойи "для ковров и гобеленов", автор имеет в виду серию картонов для шпалер королевской мануфактуры, исполненных художником на протяжении 1776-1791 гг. на сюжеты из народной жизни.
   11 Речь идет об известной испанской певице и танцовщице Каролине Отеро (1869-1965).
   12 Местонахождение акварели неизвестно.
   13 В Толедо, где главным образом жил и работал Эль Греко, произведения художника сохранились в ряде церквей и капелл, в соборе, а также в Доме-музее Эль Греко.
   14 "Пряхи" - произведение, исполненное Веласкесом в 1657 г. и знаменовавшее собою одну из вершин в его творчестве. П. П. Кончаловский сопоставляет это произведение с портретом папы Иннокентия X (1650), находящимся в галерее Дориа в Риме.
  

Г. А. ЧЕНЦОВА

  
   Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Искусство" (1961, No 6, "Годы знакомства с В. И. Суриковым"), дополненному автором в 1975 г. для данного издания.
   Галина Анатольевна Ченцова, урожд. Добринская (1892-1977), получила образование на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в Москве. В 1930-х гг. работала в Малом театре в качестве литературного работника газеты "Малый театр", в Московском академическом Художественном театре им. А. М. Горького также в качестве сотрудницы издававшейся в этом театре газеты "Горьковец", в Доме актера при Всероссийском театральном обществе, где заведовала лекторием.
  
   1 Добринский Анатолий Михайлович, его жена Валентина Антониновна, урожд. Залесова, их дочь Галина Анатольевна, автор публикуемых воспоминаний, ее сестра Анастасия Анатольевна (1895-1959) и брат Арсений Анатольевич (?-1923).
   2 См. коммент. к письму 203.
   3 Упоминаемые произведения Мережковского "Юлиан Отступник" и "Леонардо да Винчи" - 1. и 2-я части трилогии "Христос и Антихрист".
   4 Дата посещения Суриковым Л. Н. Толстого в Ясной Поляне неизвестна. Знакомство художника с писателем состоялось вскоре после переезда Сурикова в Москву, на рубеже 1879-1880 гг.
   5 Речь идет о постановке пьесы Андреева "Анатэма". Впечатления Сурикова от спектакля Художественного театра см. в письме 204, адресованном К. С. Станиславскому.
   6 Скиталец (настоящая фамилия Петров), Степан Гаврилович (1869-1941) - писатель, поэт. Был близок с М. Горьким.
   7 Произведение, созданное в 1907 г., в котором сказались ущербные черты творчества Андреева.
   8 Овчинников Борис Михайлович - известный московский адвокат; после Октябрьской революции работал некоторое время юрисконсультом Малого театра.
   9 О Шевелеве сведений не обнаружено.
   10 Пелецкие Федор Федорович (см. коммент. 18 к воспоминаниям В. Бялыницкого-Бирули) и Дмитрий Федорович (1852-1918).
   11 Ченцов Николай Степанович (1885-1965) - юрист; служил в Северном страховом обществе, а впоследствии - в Главном совете народного хозяйства, в Министерстве тяжелого машиностроения.
   12 Ныне ул. Кропоткина, д. No 13.
   13 Цитата из второй главы "Евгения Онегина".
   14 Страстной монастырь, сооруженный в XVII в., был разобран в 1937 г. в связи с реконструкцией площади Пушкина.
   15 При создании образа царевны в картине "Посещение царевной женского монастыря" натурой служили А. А. Добринская и внучка художника Н. П. Кончаловская.
   16 Головкина Екатерина Васильевна послужила натурой для фигуры склонившейся монашенки, крайней слева.
   17 Суриков приехал в Ставрополь в июле 1910 г.
   18 Некоторые из упоминаемых фотографий хранятся в Отделе рукописей ГТГ, ф. 36, ед. хр. 109.
   19 Упоминаемый альбом в настоящее время неизвестен. Известны лишь отдельные листы с карикатурами и юмористическими набросками, исполненными карандашом и акварелью: "Невский проспект утром" (1874), "Невский проспект вечером" (1874), "Влюбленная старуха" (1874), "Барская прогулка" (1870-е гг.), "Отставной генерал" (1900-е гг.), "Основы самодержавия" (1900-е гг.), "Генерал" (1906).
   В. А. Никольский в книге "В. И. Суриков" (М., 1923, с. 212-214) упоминает ряд юмористических рисунков и шаржей Сурикова, местонахождение которых также в настоящее время неизвестно.
   20 Местонахождение этих зарисовок в настоящее время неизвестно.
   21 Очевидно, автор имеет в виду приезд Сурикова в Крым в 1913 г. Суук-Су - имение близ Гурзуфа.
   22 То есть выставки Союза русских художников.
   23 Автор имеет в виду картину И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года", находящуюся в ГТГ. 16 января 1913 г. некий Абрам Балашов, иконописец по профессии, во время осмотра картины, нанес три удара ножом по холсту. Удары пришлись по лицу Грозного, по лицу и правой руке царевича. Картина была тогда же реставрирована опытнейшими реставраторами той поры Д. Ф. Богословским и И. И. Васильевым.
   24 В сентябре 1899 г. С. И. Мамонтов был обвинен в растрате, объявлен банкротом и заключен в тюрьму.
   Растрата, в которой обвинялся Мамонтов, отнюдь не была связана с какими-либо соображениями личной выгоды. Лишь в интересах дела он совершил формально незаконный перевод из капиталов Северной железной дороги на счет Невского завода. В июле 1900 г. суд оправдал обвиняемого.
   Автор воспоминаний ошибается утверждая, что со времени ареста друзья Мамонтова изменили ему. В действительности, они - и в первую очередь Поленов, Серов и многие другие художники, музыканты и актеры - приняли деятельное участие в судьбе Мамонтова. Их хлопоты в свое время увенчались переводом его из тюрьмы под домашний арест. Весной 1900 г. по инициативе Поленова Мамонтову было послано коллективное письмо, авторы которого провозглашали ему "честь и славу" за все сделанное им для русского искусства и выражали надежду на скорое возвращение его "к новой жизни, к новой деятельности". Среди множества подписей под этим письмом была и подпись Сурикова.
   25 О поездке Сурикова в Испанию в 1910 г. см. воспоминания Н. Кончаловской, с. 271- 276.
   26 Бласко Ибаньес Висенте (1867-1928) - испанский писатель. "Кровь и песок" - произведение из цикла философско-психологических романов, которые создавались им на протяжении 1906-1909 гг., в годы, непосредственно предшествовавшие поездке Сурикова в Испанию.
   27 Мордкин Михаил Михайлович (1881-1944) - артист балета, балетмейстер, исполнитель ведущих партий в классических балетах. С 1924 г. жил в Соединенных штатах Америки, основал там балетный театр, пропагандировавший традиции русской балетной школы.
   28 Петров Петр Георгиевич - впоследствии инженер.
   29 Торгово-промышленное товарищество братьев А. и Я. Альшванг, имевшее отделения во многих городах России.
   30 Касьянов Александр Васильевич - сибирский промышленник, известный в московских коммерческих кругах.
   31 "Дворец" С. А. Щербатова, о котором упоминает Г. Ченцова, - дом, построенный им на Новинском бульваре (ныне улица Чайковского, д. No 11) по проекту архитектора А. И. Таманова в стиле ампир. Во внутренней отделке дома были восстановлены некоторые интерьеры, демонстрировавшиеся на выставке 1903 г. "Современное искусство", одним из организаторов которой был С. А. Щербатов. Эта выставка имела своей задачей организовать работу художников в области художественной промышленности и прикладного искусства с тем, чтобы предметы этого искусства являли собою, как впоследствии писал в своих воспоминаниях Щербатов, "некий цельный замысел ряда художников, постепенно привлекаемых для устройства интерьеров комнат, как некоего органического и гармонического целого..." (С. Щербатов. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955, с. 159). Авторами интерьеров, экспонированных на выставке, были К. А. Коровин, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, И. Э. Грабарь, С. А. Щербатов и В. В. фон-Мекк.
   32 Местонахождение рисунка неизвестно.
   33 Андреев Федор Андреевич (1879-1952) - доктор медицины, заслуженный деятель науки, дважды лауреат Государственной премии.
   34 Кончаловский Максим Петрович (1875-1942) - врач-терапевт, профессор, заслуженный деятель науки; брат П. П. Кончаловского.
  

Ю. В. РАЗУМОВСКАЯ

  
   Воспоминания написаны автором для данного издания.
   Юлия Васильевна Разумовская (р. 1896), живописец и рисовальщик; портретист, пейзажист, автор жанровых произведений. Училась в Саратовской художественной школе, в студии В. Н. Мешкова в Москве, в Академии художеств у Д. Н. Кардовского, а затем у него же, в Москве, закончив в 1924 г. Высшие художественно-технические мастерские. Участник выставок "Жар-цвет" (1920-е гг.), Московских живописцев (1930-е гг.), женщин-художниц (1930-е гг.), художников Ставропольского края (1940-е гг.) и др.; персональные выставки, начиная с 1948 года, многократно состоялись в Москве, Саратове, Ставрополе и др. городах.
   Ю. В. Разумовская - автор воспоминаний о Д. Н. Кардовском и других художниках.
  
   1 См. коммент. 1 к воспоминаниям Г. Ченцовой.
   2 О студии, руководимой В. Н. Мешковым, мы читаем в воспоминаниях И. Н. Павлова: "Мешковская школа пользовалась среди художников громаднейшим успехом... Школа эта привлекала общедоступностью, демократизмом обстановки. Мешков вел преподавание с энтузиазмом, отлично ставил рисунок. Под его руководством художники получали твердые основы изобразительного искусства и выходили с серьезными профессиональными навыками. Он детально указывал ученикам на недостатки и давал ясные советы" (И. Н. Павлов. Моя жизнь и встречи. М., 1949, с. 256).
  

П. И. НЕРАДОВСКИЙ

  
   Публикуется по тексту кн.: П. И. Нерадовский. Из жизни художника. Л., 1965. ("П. П. Кончаловский и его рассказы о В. И. Сурикове").
   Петр Иванович Нерадовский (1875-1962), живописец и рисовальщик, работавший преимущественно в области графического портрета; знаток искусства и музейного дела, специалист по вопросам реставрации, общественный деятель. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у С. А. Коровина и Л. О. Пастернака, а затем в Академии художеств, которую закончил в 1903 г. по классу И. Е. Репина, В 1903-1904 гг. - один из организаторов "Нового общества художников", на выставках которого экспонировал свои произведения. С 1909 г. - хранитель, а затем заведующий художественным отделом Русского музея. В 1914 г. избран действительным членом Академии художеств. С 1917 г. - активный деятель Комиссии по охране памятников искусства, председатель комитета Общества поощрения художеств (1921-1928), член правления Третьяковской галереи (1925-1928) и совета Центральных реставрационных мастерских в Москве; с 1943 г. возглавил Загорский филиал этих мастерских, с 1950 г. - сотрудник Академии архитектуры СССР по вопросам методики реставрации художественных памятников.
  
   1 Речь идет об акварели "У Троицы", исполненной Суриковым в 1893 г.
   2 Сведения о работе А. С. Голубкиной над бюстом Сурикова не обнаружены.
   3 См. коммент. к письму 72 и воспоминания М. Рутченко, с. 245.
   4 Сведения о портрете "дамы-немки" не обнаружены.
   5 Речь идет о двух этюдах, в которых Суриков запечатлел картину затмения 1887 г. Об этих произведениях см. воспоминания A. И. Сурикова и коммент. 4 к ним, воспоминания Я. Минченкова, с. 261.
  

B. В. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

  
   Печатается по тексту кн.: В. В. Рождественский. Записки художника. М., 1963. ("Василий Иванович Суриков. 1911-1916 годы").
   Василий Васильевич Рождественский (1884-1963), пейзажист, запечатлевший в своих произведениях природу севера и юга России, Средней Азии, Алтая и Подмосковья, природу индустриального Урала. Много работал в области натюрморта, автор живописных и графических портретов; работал также в области театральной декорации. Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества в течение 1900-1910 гг. у А. Е. Архипова, К. А. Коровина, Н. А. Касаткина и В. А. Серова. Член-учредитель объединения "Бубновый валет", участник выставок "Мира искусства", Общества московских художников, Ассоциации художников революционной России, юбилейных выставок, посвященных Красной Армии, выставки "Индустрия социализма", крупнейших выставок периода Великой Отечественной войны, множества зарубежных выставок. Неоднократные персональные выставки широко демонстрировали многообразие пейзажных работ художника. С 1919 г. Рождественский вел педагогическую работу в качестве руководителя класса живописи в Государственных свободных художественных мастерских, в 1920-х гг. - был одним из создателей деревенской художественной школы при этих мастерских в бывшей Тверской губернии (ныне Калининская область).
  
   1 Михаил Петрович Кончаловский - см. о нем коммент. 1 к письму 188.
   2 Журнал "Sol y Sombra" ("Солнце и тень"), который П. П. Кончаловский получал из Испании.
   3 На выставке "Мир искусства" в 1911 г. в Москве экспонировались следующие произведения В. А. Серова: эскиз занавеса для балета "Шехеразада", портреты К. С. Станиславского, А. А. Стаховича, кн. Львовой.
   4 О галерее С. И. Щукина см. коммент. 149 к очерку М. Волошина.
   5 В гостинице "Княжий двор" (см. коммент. к письму 203).
   6 В церкви Косьмы и Дамиана - ныне д. No 2 в Столешниковом (ранее Космодамианском) переулке.
  

Другие авторы
  • Измайлов Александр Ефимович
  • Даль Владимир Иванович
  • Басаргин Николай Васильевич
  • Диль Шарль Мишель
  • Беляев Тимофей Савельевич
  • Минченков Яков Данилович
  • Герсон И. И.
  • Кущевский Иван Афанасьевич
  • Страхов Николай Иванович
  • Сно Евгений Эдуардович
  • Другие произведения
  • Туган-Барановский Михаил Иванович - Джон Стюарт Милль. Его жизнь и научно-литературная деятельность
  • Богданович Ангел Иванович - Московский художественный театр
  • Мошин Алексей Николаевич - Неразлучники
  • Быков Петр Васильевич - И. Р. Ховен
  • Крыжановская Вера Ивановна - Месть еврея
  • Глинка Федор Николаевич - Глинка Ф. Н. биобиблиографическая справка
  • Шекспир Вильям - Укрощение строптивой
  • Дживелегов Алексей Карпович - Фортунатов, Степан Федорович
  • Морозов Николай Александрович - Стихотворения
  • Ломоносов Михаил Васильевич - М. В. Ломоносов: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа