Главная » Книги

Тихомиров Павел Васильевич - К истолкованию Исх. 20, 14

Тихомиров Павел Васильевич - К истолкованию Исх. 20, 14


1 2

  
   Тихомиров П. В. К истолкованию Исх. 20, 14: (Против В. В. Розанова) // Богословский вестник 1904. Т. 3. No 12. С. 759-780 (3-я пагин.).
  

Къ истолкован³ю Исх. 20, 14.

(Противъ г. В. В. Розанова).

  
   Довольно извѣстный въ послѣднее время по своимъ статьямъ въ "Новомъ Времени" и "Новомъ Пути" писатель, г. В. В. Розановъ, въ лѣтнихъ книжкахъ послѣдняго изъ названныхъ издан³й напечаталъ весьма интересную и содержащую много горькой правды и весьма удачныхъ наблюден³й надъ нашимъ консервативнымъ (охранительнымъ и апологетическимъ) писательствомъ статью подъ заглав³емъ: "Среди обманутыхъ и обманувшихся". Хорош³я и сердечныя слова, трогательныя и возвышенныя теор³и, служащ³я къ оправдан³ю жестокой дѣйствительности, грубыхъ насил³й и несправедливыхъ преслѣдован³и или, въ лучшемъ случаѣ, гипнотизирующ³я читателей и самихъ писателей до состоян³я полное невоспр³имчивости и слѣпоты къ живому людскому горю и настоящимъ нуждамъ дѣйствительности, - все это мастерски и краснорѣчиво изображено г. Розановымъ. Съ этой точки зрѣн³я мы готовы искренно привѣтствовать появлен³е этой статьи, какъ правдивое слово, пытающееся разрушить зловредное обаян³е фарисейски-кв³етистическаго сладкоглаголан³я и напомнить о правахъ живыхъ и чувствующихъ людей, безжалостно приносимыхъ въ жертву теор³и (да, при томъ, еще и непослѣдовательной). Такимъ заявлен³емъ мы желали бы заранѣе предотвратить всякое подозрѣн³е со стороны г. Розанова, будто мы въ дѣлаемыхъ ниже противъ него замѣчан³яхъ беремъ подъ свою защиту всѣхъ тѣхъ "обманутыхъ и обманувшихся", которыхъ онъ такъ картинно изобразилъ въ своей статьѣ. Нѣкоторыя ошибки въ деталяхъ, преувеличен³я въ оцѣнкахъ и т. п. могутъ больно задѣвать самихъ цитируемыхъ г. Розановымъ авторовъ и даже вызвать ихъ на полемику; на безпристрастнаго же читателя онѣ не могутъ однако произвести большого впечатлѣн³я и заставить его изъ-за этого забыть главную правду статьи. Но мы считаемъ необходимымъ по чисто научнымъ мотивамъ протестовать противъ одного чрезвычайно важнаго для теор³й г. Розанова опредѣлен³я.
   Г. Розановъ уже сравнительно давно съ особенною любовью занимается сущностью брака, разными формами половыхъ отношен³й, аномал³ями семейной жизни и т. п. Эти сюжеты онъ охотнѣе всего разрабатываетъ и въ своихъ фельетонахъ и въ серьезныхъ статьяхъ; изъ этой же области любитъ онъ приводить примѣры и аналог³я даже и при обсужден³я другихъ темъ и совершенно иныхъ вопросовъ. На почвѣ такихъ занят³й и выработалась у него довольно своеобразная теор³я брака. Сущность ея состоитъ въ томъ, что бракъ есть просто-напросто половое сожительство мужчины и женщины, имѣющее ближайшею цѣлью взаимное удовольств³е сожительствующихъ, а дальнѣйшею - произведен³е потомства, размножен³е рода. Какъ религ³озное учрежден³е (таинство) и юридическ³й институтъ, создающ³й извѣстныя права и налагающ³й извѣстныя (нравственныя и юридическ³я) обязательства, - независимо отъ продолжающагося желан³я взаимнаго полового сожительства, - бракъ г. Розановымъ, собственно говоря, отрицается. Мы не будемъ здѣсь останавливаться на томъ, какъ съ этой точки зрѣн³я разрѣшаются разные казуистическ³е вопросы и недоумѣн³я, порождаемые сложност³ю и запутанностью конкретныхъ жизненныхъ отношен³й. Замѣтимъ только, что самая теор³я г. Розанова, - даже при отрицательномъ отношен³и къ ней по существу {Мы лично къ проповѣдуемой г. Розановымъ теор³и брака большого сочувств³я не питаемъ: но это не мѣшаетъ намъ относиться къ ней вполнѣ объективно, признавая ея условную цѣнность и относительное значен³е.}, - въ своей основной мысли имѣетъ все-таки цѣнное зерно истины, а съ формальной стороны - немалое преимущество философской простоты, позволяющей всѣ частности дедуцировать изъ одного принципа. Но она, безспорно, во многихъ пунктахъ стоитъ въ противорѣч³и съ учен³емъ христ³анской религ³и вообще и православнаго каноническаго права въ частности. Послѣдняго рода противорѣч³я (съ правосл. кан. правомъ) признаетъ и самъ г. Розановъ и не особенно ими смущается. Но онъ настойчиво старается доказать полное соглас³е своихъ воззрѣн³й на бракъ съ учен³емъ Библ³и, при чемъ матер³алъ для своихъ доказательствъ черпаетъ по преимуществу изъ Ветхаго Завѣта. Вотъ это - то стремлен³е и образуетъ наиболѣе слабую и уязвимую сторону его разсужден³й. Антагонистами его ему не разъ бывало показываемо все различ³е его учен³я о бракѣ отъ библейскаго. Онъ иногда оспаривалъ эти указан³я, иногда отмалчивался отъ нихъ; но претенз³и согласовать свои идеи съ Библ³ей почему-то доселѣ не оставляетъ. Вытекаетъ ли это изъ собственнаго его убѣжден³я въ божественной и непогрѣшительной авторитетности Библ³и, или есть только argumentatio ad hominem, - для насъ въ настоящемъ случаѣ безразлично. Мы отмѣчаемъ только фактъ, который повторился и въ названной выше статьѣ г. Розанова: "Среди обманутыхъ и обманувшихся". И здѣсь авторъ пытается заставить Библ³ю говорить въ свою пользу, между прочимъ, по одному спорному между нимъ и профессоромъ Моск. Д. Академ³и Н. А. Заозерскимъ {Не можемъ не указать на небрежность г. Розанова въ цитирован³и несимпатичныхъ ему профессоровъ. Н. А. Заозерскаго онъ называетъ А. Заозерскимъ, М. Д. Муретова - Глаголевымъ (стр. 137, 141). Если это - намѣренно избранная форма для выражен³я пренебрежен³я къ нимъ. то едва ли такой полемическ³й пр³емъ (имитированное аристократичанье) дѣлаетъ честь г. Розанову.} вопросу, именно о томъ, что такое съ библейской точки зрѣн³я "прелюбодѣян³е" и "блудъ", запрещаемые 7 заповѣдью Закона Моисеева ("Новый Путь", 1904 г., кн. 8, стр. 134-139). Рѣшен³е этого вопроса для теор³и г. Розанова, допускающей самую широкую свободу развода - просто по нежелан³ю одного изъ супруговъ продолжать брачное сожит³е, - представляется весьма важнымъ, въ виду запрещен³я ²исуса Христа разводиться съ женами по какой - либо причинѣ, кромѣ вины прелюбодѣян³я. Къ своему удовольств³ю, онъ нашелъ основан³я утверждать, что "въ библейск³я времена" называлось "блудомъ", "прелюбодѣян³емъ" нѣчто "совершенно обратное тому, что этимъ именемъ называется у насъ", и, прибавимъ, нѣчто весьма благопр³ятствующее его теор³и брака и развода (стр. 134). Вотъ въ этомъ-то пунктѣ мы и считаемъ нужнымъ самымъ рѣшительнымъ образомъ выступить противъ г. Розанова. Приписываемое имъ Библ³и понят³е о блудѣ и прелюбодѣян³и не можетъ быть оправдано библейскими данными и есть продуктъ его незнакомства съ Библ³ей и его фантаз³и, вдохновленной чтен³емъ Талмуда въ русскомъ переводѣ и тенденц³озно-преувеличенной оцѣнкой находимыхъ тамъ данныхъ.
   Вотъ какъ г. Розановъ раскрываетъ основан³я своего взгляда {Въ приводимой ниже выпискѣ всѣ курсивы и кавычки принадлежатъ самому г. Розанову.}:
  
   Уже не очень внимательнаго читателя, говоритъ онъ, не могло не поразить вездѣ мелькающее у пророковъ слово: "блудницы - не имѣютъ потомства", "прелюбодѣян³е наказывается (отъ Бога) безплод³емъ". Ап. Павелъ, до обращен³я въ христ³анство ревностный еврей, противопоставляетъ блудъ чадород³ю, замужеству, женитьбѣ: конечно - не въ смыслѣ формъ заключен³я брака, а какъ образу браннаго жит³я: "во избѣжан³е блуда каждый имѣй свою жену и каждая имѣй своего мужа". Супружествовать = не блудить, блудить = не супружествовать, таковъ общ³й итогъ, къ которому мы подводимся. Такимъ образомъ, въ разрывѣ супружества или въ какихъ нибудь ему противодѣйств³яхъ заключается источникъ м³рового разврата: т.-е. въ вѣян³яхъ идеи оскоплен³я, его поэз³и, лирики, и позднѣе, уже фактически, законодательства. Въ трактатахъ Мишны мы находимъ дѣйствительно конкретное указан³е, что именно въ библейск³я времена нарекалось "блудомъ":
   "Простой священникъ не долженъ жениться на айлонитъ, развѣ что у него есть жена и дѣти. Равви ²уда говоритъ: хотя бы у него были жена и дѣти, онъ не долженъ жениться на айлонитъ, ибо она и есть та "блудница", о которой сказано въ Торѣ (Трактатъ ²евамотъ, гл. IV, Мшина)."
   Отыскивая, что такое "айлонитъ", находимъ (тамъ же. гл. VIII. Тосефта) разъяснен³е: это - уродецъ, врожденно оскопленная, или начало гермафродита, вообще страдающая аномал³ей въ анатом³и половыхъ органовъ, каковая аномал³я дѣлаетъ невозможною потовую функц³ю. Такъ какъ чувственность при этомъ можетъ сохраняться и даже вообще не исчезаетъ, ибо она въ corpus'ѣ, а не органахъ, то она о_т_ъ н_е_в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_и с_о_п_р_я_ж_е_н_³_я и о_п_л_о_д_о_т_в_о_р_е_н_³_я п_р_и_б_ѣ_г_а_е_т_ъ к_ъ д_р_у_г_и_м_ъ с_п_о_с_о_б_а_м_ъ п_о_л_о_в_о_г_о р_а_з_д_р_а_ж_е_н_³_я, и э_т_о с_о_б_с_т_в_е_н_н_о и е_с_т_ь б_л_у_д_ъ, п_р_е_л_ю_б_о_д_ѣ_я_н_³_е, з_а_п_р_е_щ_а_е_м_о_е в_ъ VII з_а_п_о_в_ѣ_д_и {Эти слова г. Розановъ печатаетъ жирнымъ, заголовочнымъ шрифтомъ.}. Поэтому и Спаситель, не расходясь съ Ветхимъ Завѣтомъ, повелѣлъ съ "блудницею" разводиться: ибо она вводитъ въ прелюбодѣян³е и мужа своего, принуждая съ нею къ таковымъ же раздражен³ямъ, и, далѣе, запретилъ жениться на "разведенной по винѣ прелюбодѣян³я", ибо и всяк³й, вступая съ нею въ отношен³я, женясь на ней, могъ бы только продолжать так³я же раздражен³я..... Никому не приходитъ теперь въ голову, что обычно теперь расторгаемые браки по "винѣ прелюбодѣян³я мужа" представляютъ только, даже когда нѣтъ лжесвидѣтелей, а есть истина, переходъ моногам³и въ дуо-гам³ю и поли-гам³ю, "прелюбодѣян³емъ" нигдѣ въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ не названную, и нигдѣ не запрещаемую. Вотъ подтвержден³е:
   "Скопецъ не даетъ халицы (женѣ умершаго брата, если не хочетъ на ней жениться) и не вступаетъ въ левиратный бракъ: также айлонитъ (мужской уродец, начало гермафродита) не не совершаетъ халицу и не вступаетъ въ левиратный бракъ. Если скопецъ далъ халицу своей невѣсткѣ, то онь ее не сдѣлалъ негодной для священниковъ, а если онъ сожительство-валъ съ нею, то сдѣлалъ ее негодною, потому что это сожительство блудъ. Также и айлонитъ, которой братья (мужнины) дали халицу, - не сдѣлали ее негодной, если же они сожительствовали съ нею, то они сдѣлали ее негодной, потому что сожительство съ нею блудъ" (та же глава Мишны).
   Этотъ стволъ прелюбодѣян³я (невозможность сопряжен³я) имѣетъ около себя свои листья: и всѣ муже женск³я отношен³я, ведущ³я къ безплод³ю или уменьшен³ю плодород³я, уже также называются "блудомъ", причемъ онъ равно можетъ быть совершаемъ по заключен³и законнаго брака, какъ и внѣ его. Напр., сношен³я съ женою въ дни ея "очищен³я" суть "прелюбодѣян³я"; а ребенокъ, если онъ былъ зачатъ въ это время, получаетъ имя "мамзэръ", "незаконнорожденный"., не ритуально зачатый". Еврейка должна была строжайше воздерживаться отъ сношен³я съ мужемъ въ это время, не уступая даже его требован³ю. Однако при храмѣ и были постоянныя "жертвы за грѣхъ", ежедневныя, какъ у насъ "молебны" и друг³я малыя служен³я. Мужъ и жена, соединившись не во время, совершали "прелюбодѣян³е" - и обязаны были очиститься отъ него "жертвою за грѣхъ". Послѣ чего - все кончалось. "Жертва за грѣхъ" есть наше покаян³е, только прямо къ Богу относимое. Отсюда уже само собою понятно правило, что рождаемыя какъ дѣвушками, такъ и вдовами дѣти "незаконнорожденными" не считались: ибо они рождены были хотя и не отъ мужей, однако въ "чистотѣ". Эти дѣти даже и въ нашемъ смыслѣ не могли получить никакого осужден³я: ибо дѣвушка, если она соединилась съ холостымъ, становилась его женою; если съ женатымъ, то только разлагала его бракъ въ дуогам³ю или полигам³ю, не оскорбляя его жену или женъ, и вообще отнюдь не "прелюбодѣйствуя". Только бы она соблюдала свое дѣвичье или вдовье "очищен³е": нарушивъ послѣднее, она рождала "мамзеръ". Это равно мясу "трефа": "негодное", "не ритуальное". Всѣ "мамзеры" считались "нечистыми" по крови, и бракъ съ ними былъ запрещенъ, съ исключен³емъ: "а если уже взялъ, годится" (кошеръ). Также, - и это самая послѣдняя тѣнь "прелюбодѣян³я", - имя его получали всѣ браки не весьма охотные, пассивные, не любящ³е, или заключающ³е въ себѣ поводъ къ будущимъ несоглас³ямъ. напр., два правила, мнѣ попавш³яся (на память не могу сдѣлать точной ссылки):
   "Кто невѣстѣ (отцу невѣсты) даетъ менѣе 200 зузъ, тотъ прелюбодѣйствуетъ".
   "Кто беретъ жену не по себѣ (напр., ради богатства ея родителей, въ надеждѣ выгоды), прелюбодѣйствуетъ".
   Обращаю эту часть своей статьи въ особенности въ сторону г. А. Заозерскаго, профессора каноническаго права въ Моск. Дух. Академ³и, который дважды меня спрашивалъ: "а что же такое VII заповѣдь?" "законъ чадород³я былъ ограниченъ VII заповѣдью и Х-ою". Между тѣмъ профессоръ долженъ бы знать, что Богъ - бесконеченъ, ограничен³й не знаетъ, противорѣч³й въ Себѣ не знаетъ же. И давъ заповѣдь "плодитесь. множитесь, наполните землю" (максимальное плодород³е), конечно, въ двухъ названныхъ заповѣдяхъ, Имъ же съ Синая данныхъ, Онъ могъ только продолжать благословен³е плодород³я, а не уменьшать его. Самое: "не пожелай жены ближняго твоего", относится (значитъ?): "не пожелай безъ развода". т.-е. "не сопрягайся съ женщиною въ бытность ея женою другого: при чемъ сѣмя, смѣшиваясь, парализовалось бы, и дѣти не рождались бы". Но разъ она ему нравилась и онъ ей нравится, онъ безъ всякаго труда бралъ ее по разводу: жена могла потребовать и получить его отъ прежняго мужа по одному изъ нѣсколькихъ поводовъ, на нашъ взглядъ самыхъ ничтожныхъ.
   (Новый Путь, цит. кн., стр. 134 - 138).
  
   Итакъ, прелюбодѣян³емъ въ Ветхомъ Завѣтѣ будто бы называлось противоестественное или не соотвѣтствующее ритуальнымъ требован³ямъ удовлетворен³е полового инстинкта. А какъ же, спросимъ, называлось нарушен³е супружеской вѣрности (то, что у насъ называется прелюбодѣян³емъ)? Г. Розановъ, повидимому, склоненъ думать, что такого нарушен³я не было въ В. З. или даже не могло быть, потому что каждый могъ получить понравившуюся ему женщину по разводу. Но, очевидно, онъ имѣетъ весьма преувеличенное представлен³е о легкости у древнихъ евреевъ развода вообще ("по одному изъ многихъ поводовъ, на нашъ взглядъ самыхъ ничтожныхъ") и, въ частности, для желающихъ получить его женщинъ; а затѣмъ, несомнѣнно, онъ слишкомъ мало читалъ Библ³ю и довольствуется взамѣнъ этого чтен³я смутными воспоминан³ями и апр³орными представлен³ями.
   Вотъ библейск³я данныя для опредѣлен³я понят³я "прелюбодѣян³е". Такъ называемая 7 заповѣдь Закона Моисеева: "не прелюбодѣйствуй" содержится въ 14 стихѣ 20 главы книги Исходъ и по еврейски гласитъ:  []. Здѣсь  [] есть отрицан³е и значитъ "не", а  [] есть 2 л. м. р. imperfectum по виду каль отъ глагола  []; въ настоящемъ случаѣ форма эта есть modus jussivus (требовательная ф., равносильная повелительному накл.). Итакъ, заповѣдь требуетъ не совершать поступка, обозначаемаго еврейскимъ глаголомъ  []. Но что же значитъ этотъ глаголъ и въ чемъ состоитъ обозначаемое имъ дѣйств³е? Для рѣшен³я этого вопроса могутъ служить, во-первыхъ, древн³е переводы Библ³и, - греческ³е (70-ти, Акилы, Симмаха, Ѳеодот³она), латинск³й (бл. ²еронима), т. н. халдейск³й (таргумы) {Замѣтимъ кстати, что г. Розанов, видимо. совсѣмъ не знакомъ съ этимъ филологическимъ средствомъ опредѣлен³я библейскихъ понят³й, не знакомы ему и служащ³я для этого пособ³я - даже по именамъ: - напр., таргумы онъ въ одномъ мѣстѣ называетъ "тергумами" (стр. 134). Но если нельзя отъ него требовать знан³я еврейскаго языка, то въ греческ³й-то и латинск³й переводы Библ³и онъ, какъ самъ (если не ошибаемся) бывш³й преподаватель классической гимназ³и, могъ-бы заглянуть не безъ пользы для себя.}, сирск³й и нѣк. др. (напр., въ цитатахъ древне-церковныхъ писателей); всѣ они въ большей или меньшей степени сохранили традиц³ю древне-еврейскаго пониман³я слова  [], опредѣлившаго, конечно, собою выборъ соотвѣтственнаго слова для перевода на греческ³й, латинск³й, сирск³й и др. языки; - значен³е же словъ μοιχεύειν, adulterare, adulter и. т. п., служащихъ для перевода  []: безспорно можетъ быть установлено простой справкой съ контекстомъ употреблен³я ихъ у разныхъ греческихъ, латинскихъ и т. п. писателей, а также и справкой съ законодательной греко-римской терминолог³ей. Вторымъ и самымъ надежнымъ средствомъ служитъ сопоставлен³е разныхъ случаевъ употреблен³я слова  [] въ самомъ текстѣ еврейской Библ³и. Къ этому послѣднему средству мы теперь и обратимся. Анализъ же древнихъ переводовъ слова  []з мы не отказываемся дать впослѣдств³и, если наша библейская справка почему либо не удовлетворитъ г. Розанова,
   Слово  [] встрѣчается въ Библ³и 27 разъ - и именно въ слѣдующихъ мѣстахъ и слѣдующихъ грамматическихъ формахъ:
   а) Въ формахъ вида каль:
   1) Исх. 20, 14: "Не прелюбодѣйствуй ( [])".
   2-5) Лев. 20. 10: "И тотъ, кто будетъ прелюбодѣйствовать съ женою замужнею; кто будетъ прелюбодѣйствовать съ женой ближняго своего ( []): должны быть преданы смерти прелюбодѣи и прелюбодѣйка ( [])".
   6) Вт. 5, 17: "Не прелюбодѣйствуй" (то же, что въ Исх. 20, 14).
   7) Ос. 4, 2: "Проклят³я и обманъ, уб³йство, грабежъ и прелюбодѣян³е ( []) крайнераспространились, и кровопролит³е слѣдуетъ за кровопролит³емъ".
   8) ²ер. 23, 14: "Ивъ пророкахъ ²ерусалимскихъ Я вижу ужасное: совершая прелюбодѣ;ян³я ( []), ходятъ во лжи и поддерживаютъ руки нечестивыхъ, чтобы никто изъ нихъ не обращался отъ своего нечест³я".
   9) ²ез. 16, 38: "И накажу тебя наказан³емъ женъ прелюбодѣйныхъ ( []) и проливающихъ кровь, и предамъ тебя кровопролит³ю, лютости и ревности".
   10) ²ез. 23, 45: "Мужи правдивые осудятъ ихъ судомъ прелюбодѣйцъ ( []) и судомъ тѣхъ, которые проливаютъ кровь, такъ какъ онѣ сущ³я прелюбодѣйки ( []), и кровь но рукахъ у нихъ".
   11) ²ов. 24, 15: "И око прелюбодѣя ( []) ждетъ сумерковъ, говоря: пусть не увидитъ меня ничей глазъ, и покрывало на лицо полагаетъ".
   12) Пр. 6, 32: "Кто прелюбодѣйствуетъ съ женою ( []), тотъ лишенъ ума, дѣлаетъ ее губительницею своей души, подвергается побоямъ и безчест³ю, и срамъ его неизгладимъ
   13) ²ер. 5, 7: "Сыновья твои оставили Меня и клянутся тѣми, которые не боги; Я взялъ клятву съ нихъ, а они прелюбод 23;йствуютъ ( []) и толпою ходятъ въ домъ блудницы".
   14) ²ер. 3, 9: "И произошло то, что явнымъ блудодѣйствомъ она осквернила землю и прелюбодѣйствовала ( []) съ камнемъ и деревомъ".
   б) В- формахъ вида п³ель:
   15) ²ер. 23, 10: "Земля наполнена прелюбодѣян³ями ( [])"...
   16) Ос. 3, 1: "И сказалъ мнѣ Господь еще: поди и полюби женщину, любимую мужемъ, но прелюбодѣйствующую ( []), подобно тому, какъ любитъ Господь сыновъ Израилевыхъ, а они обращаются къ другимъ богамъ и любятъ виноградныя лепешки ихъ".
   17) Ос. 4, 13: "... Любодѣйствуютъ дочери ваши, и невѣстки ваши прелюбодѣйствуютъ ( [])".
   18) Ос. 4, 14: "Могу ли Я не взыскивать съ дочерей вашихъ, когда онѣ блудодѣйствуютъ, и съ невѣстокъ вашихъ, когда онѣ прелюбодѣйствуютъ ( []), когда онѣ отдѣляются вмѣстѣ съ блудницами и со жрицами разврата приносятъ жертвы".
   19) Мал. 3, 5: "...и буду скорымъ свидѣтелемъ противъ чародѣевъ, прелюбодѣевъ ( []) и т. д."
   20) Пс. 49, 18: "Видя вора, соглашался съ нимъ и съ прелюбодѣями ( []) участвовалъ".
   21) Пр. 30, 20: "Таковъ путь жены прелюбодѣйной ( [] []): поѣла, обтерла ротъ свой и говорить: я ничего худого не сдѣлала".
   22) ²ер. 29, 23: "Они совершали гнусное у Израиля: прелюбодѣйствовали съ женами ближнихъ своихъ ( [])".
   23) ²ез. 16, 32: "...какъ прелюбодѣйная жена ( []), принимающая вмѣсто своего муока чужихъ".
   24) Ис. 57, 3: "... сынъ чародѣйки, отрод³е прелюбодѣя и блудницы ( [])".
   25) ²ер. 3, 8: "...за все, что напрелюбодѣйствовала ( [] []) распутная дочь Израиля".
   26) ²ер. 9, 1: "Всѣ они прелюбодѣи ( [])".
   27) ²ез. 23, 37: "Ибо они прелюбодѣйствовали ( []), и на рукахъ ихъ кровь".
   Не всѣ, конечно, изъ приведенныхъ случаевъ имѣютъ экзегетическое значен³е, т.-е. помогаютъ намъ выяснить, въ чемъ состояло дѣйств³е (или поступокъ), называвшееся по-еврейски  []; во многихъ изъ нихъ глаголъ этотъ употребленъ, какъ техническ³й и общеизвѣстный терминъ, не нуждающ³йся въ какихъ-либо разъяснен³яхъ (напр., въ случаяхъ NoNo 1, 6, 7, 8, 9, 15, 19, 20), въ иныхъ же въ переносномъ значен³и, - какъ образъ для обозначен³я отпаден³я Израиля отъ истиннаго богопочтен³я къ идолослужен³ю (NoNo 13, 14, 24-26). Въ остальныхъ же случаяхъ контекстъ болѣе пли менѣе ясно даетъ видѣть, въ чемъ состояло интересующее насъ дѣйств³е. Да и въ случаяхъ образнаго употреблен³я гл.  [] нѣкоторыя детали образа безъ труда позволяютъ понимать сущность первообраза. Изъ этихъ наблюден³й надъ контекстомъ со всею несомнѣнностью открывается, что въ Ветхомъ Завѣтѣ "прелюбодѣян³емъ ( [] и  [], - оба имени отъ корня  []; первое встрѣчается въ Библ³и 2 раза - въ ²ер. 13, 27 и ²ез. 23, 43, а второе 1 разъ - въ Ос. 2, 4)" называлась нормальная (въ физ³ологическомъ смыслѣ) половая связь замужней женщины съ мужчиной. Гермафродитизмъ и друг³я анатомическ³я аномал³и въ половой сферѣ, противоестественныя половыя раздражен³я и удовлетворен³я полового инстинкта ни въ какомъ отношен³и не составляютъ характерныхъ принадлежностей прелюбодѣян³я. Вотъ подтвержден³е сказанному.
   Слова Лев. 20, 10 (см. выше, NoNo 2-5) совершенно ясно и сами по себѣ показываютъ, что рѣчь идетъ не о какомъ-либо противоестественномъ половомъ удовлетворен³и, а с" простомъ нормальномъ совокуплен³и - только ни съ собственною женою, ни съ дѣвицею, ни со вдовою, а съ замужнею женщиною. Весь этотъ отдѣлъ закона (ст. 10-12) трактуетъ не о противоестественномъ съ физ³ологической точки зрѣн³я, а лишь о морально и законодательно запрещаемомъ (но физ³ологически совершенно нормальномъ) удовлетворен³и мужчиною и женщиною своего полового влечен³я. Вотъ дальнѣйш³я слова этого закона: "и тотъ, кто ляжетъ съ женою отца своего..... - оба они должны быть преданы смерти" (ст. 11). Неужели и здѣсь разумѣется какой-либо необычный способъ совокуплен³я или полового раздражен³я? Далѣе: "и тотъ, кто ляжетъ съ женою сына своего, - оба они должны быть преданы смерти" (ст. 12). Неужели и здѣсь тоже? Въ обоихъ этихъ случаяхъ простое и всѣмъ понятное "ляжетъ ( [])" показываетъ, что вниман³е законодателя сосредоточено не на формѣ полового акта, а на лицахъ, между которыми онъ происходитъ. Построен³е рѣчи вполнѣ одинаковое съ ст. 10. Почему же тамъ мы должны разумѣть противоестественный актъ? Да если бы было такъ, то незачѣмъ бы и прибавлять, съ кѣмъ совершается  []. Еще яснѣе это изъ дальнѣйшихъ словъ (ст. 13): "и тотъ, кто ляжетъ съ мужчиною, какъ съ женщиною"... Очевидно, что сравнен³е дѣлается съ нормальнымъ половымъ актомъ между лицами разнаго пола, каковой нормальный актъ мы, слѣдовательно, и должны разумѣть въ трехъ выше приведенныхъ запрещен³яхъ. Къ подобному же выводу приводитъ и слѣд. ст. 14: "и тотъ, кто возьметъ себѣ жену и мать ея - это развратъ"... Ст. 17-21 содержатъ запрещен³е половыхъ сношен³й съ сестрою, съ менструирующею женщиной, съ разными тетками и съ невѣсткою. Все это даетъ такой контекстъ, что о пониман³и прелюбодѣян³я въ Розановскомъ смыслѣ не можетъ быть и рѣчи.
   Образы ²езек³иля не оставляютъ сомнѣн³я, что прелюбодѣян³е понималось въ Ветхомъ Завѣтѣ въ самомъ обыкновенномъ, въ нашемъ смыслѣ, а не въ смыслѣ какого то раффинированнаго противоестественнаго разврата: "И сказалъ Я объ одряхлѣвшей въ прелюбодѣйствѣ: теперь она предается крайнему распутству, и горе ей. И приступили къ ней, какъ приступаютъ къ блудной женщинѣ; точно такъ приходили къ Аголѣ и Аголивѣ, распутнымъ женамъ (NB.). Но мужи правдивые осудятъ ихъ судомъ прелюбодѣйцъ". Поведен³е Аголы и Аголивы (Самар³и и ²ерусалима) называется прелюбодѣян³емъ, а не простымъ блудомъ или распутствомъ только потому, что онѣ - не свободныя женщины, а какъ бы жены ²еговы (ср. ст. 4: "и были онѣ Моими, и рождали сыновей и дочерей").
   Въ ²ез. 16, 32 дается даже формальное, логически безукоризненное опредѣлен³е прелюбодѣян³я: "какъ прелюбодѣйная женщина, которая вмѣсто своего мужа принимаетъ чужихъ". Кажется, проще, яснѣе и безспорнѣе этого опредѣлен³я и требовать нельзя: вся суть не въ формѣ и не въ способѣ полового удовлетворен³я (это предполагается совершенно обычнымъ и нормальнымъ), а лишь въ томъ, съ кѣмъ оно совершается; - если съ собственнымъ мужемъ, то тутъ ничего нѣтъ предосудительнаго, а если съ чужими, то это будетъ прелюбодѣян³е.
   Самое сравнен³е прелюбодѣйствующей дочери ²ерусалима (по смыслу - образа жены ²еговы) по ея поведен³ю съ обыкновенными блудницами показываетъ, что существеннымъ признакомъ грѣха прелюбодѣян³я является именно нарушен³е супружеской вѣрности, а не форма совершен³я грѣха: "Устроила ты себѣ блудилшце и возвышен³я для распутства на всякой улицѣ. На всѣхъ перекрестныхъ дорогахъ ты устроила себѣ притоны разврата я позорила красоту свою, подходя ко всякому прохожему, и умножала блудодѣян³я свои. Ты непотребствовала съ сынами Египта... и блудила ты съ сынами Ассура... и умножила блудодѣян³я свои на землѣ Ханаанской до самой Халдеи, но и этимъ не удовольствовалась... Когда ты устраивала блудилища свои на всѣхъ перекрестныхъ путяхъ и дѣлала притоны разврата на всѣхъ улицахъ, то ты поступала даже не такъ, какъ блудница, цѣнящая подарки, но какъ прелюбодѣйная жена, которая вмѣсто своего мужа принимаетъ чужихъ. Всѣмъ блудницамъ даютъ подарки, а ты сама даешь подарки всѣмъ любовникамъ твоимъ и подкупаешь ихъ, чтобы они со всѣхъ сторонъ приходили блудить съ тобою. При блудодѣян³яхъ твоихъ происходитъ противное тому, что бываетъ съ женщинами: не за тобою гоняются для блудодѣян³я, ты сама даешь подарки, а тебѣ подарковъ не даютъ; и такимъ образомъ, ты поступаешь совершенно наоборотъ противъ другихъ" (ст. 24-34). Любопытно, что здѣсь даже указывается и отлич³е обличаемой прелюбодѣйной жены отъ другихъ блудныхъ женщинъ, но только не въ томъ, въ чемъ полагаетъ г. Розанов, т.-е. не въ способѣ полового удовлетворен³я, а лишь въ томъ, что она даетъ подарки мужчинамъ вмѣсто того, чтобы брать ихъ.
   Въ обоихъ ²езек³илевыхъ образахъ слѣдуетъ отмѣтить еще одну подробность, безусловно говорящую противъ г. Розанова: прелюбодѣйныя жены въ обоихъ случаяхъ имѣли дѣтей, - слѣдовательно отнюдь не страдали, вопреки Розановской теор³и "н_е_в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_ь_ю с_о_п_р_я_ж_е_н_³_я и о_п_л_о_д_о_т_в_о_р_е_н_и_я": "сыновей своихъ и дочерей, которыхъ ты родила Мнѣ" (16, 20)... "рождали сыновей и дочерей" (23, 4)...
   Слова пророка Ос³и (приведенныя подъ No 16) превосходно комментируются дальнѣйшими: "и пр³обрѣлъ я ее себѣ за пятнадцать сребренниковъ и за полтора хомера ячменя; и сказалъ ей: долгое время оставайся у меня; не блуди и не выходи замужъ; такъ же поступлю и я для тебя" (3, 2-3). Женщина, прелюбодѣйствовавшая отъ мужа, берется въ сожительство пророкомъ Ос³ей на долгое время съ обязательствомъ не блудить за это время ни съ кѣмъ постороннимъ и не выходить замужъ. Повидимому, "пр³обрѣтен³е" ея пророкомъ сопровождалось получен³емъ развода отъ мужа и вступлен³емъ въ подобранный (какъ бы бракъ на срокъ) союзъ съ нимъ Ос³ей. Въ течен³е этого срока она обязана была оставаться ему вѣрна. Это библейское мѣсто можетъ давать матер³алъ для теор³и бракозаключен³я, развода и т. п.; но вѣдь не эти вопросы насъ интересуютъ въ настоящую минуту. Для сужден³я же о томъ, что такое прелюбодѣян³е, мы находимъ здѣсь непререкаемое свидѣтельство, что это - не противоестественный какой-либо порокъ и яе удовлетворен³е похоти, обусловленное какимъ-либо половымъ уродствомъ, а лишь половое сношен³е замужней женщины съ постороннимъ мужчиной. Прелюбодѣйка оказывается способной къ вступлен³ю въ новое подобобрачное сожительство и къ новому выходу замужъ, чего не могло бы быть, если бы она была, согласно съ мнѣн³емъ г. Розанова, гермафродитомъ или чѣмъ-либо подобнымъ. Да и самое сравнен³е прелюбодѣйства съ отступлен³емъ сыновъ Израилевыхъ отъ ²еговы показываетъ, что прелюбодѣян³е есть лишь простое нарушен³е супружеской вѣрности и ничего болѣе: будь иначе, было бы незачѣмъ вводить въ понят³е прелюбодѣян³я элементъ невѣрности. Прирожденное уродство и неспособность къ половому совокуплен³ю есть перманентное состоян³е женщины, не могущее по произволу измѣняться, прекращаться и снова начинаться. Между тѣмъ супружество ²еговы съ Израилемъ могло же состояться и долго существовать, прежде чѣмъ оно было нарушено служен³емъ другимъ богамъ, да и послѣ оно опять возобновится: "потомъ обратятся сыны Израилевы и взыщутъ Господа Бога своего" и т. д. (3, 5). Так³е выводы изъ символическаго дѣйств³я Ос³и подтверждаются снесен³емъ съ данными 1 и 2 главъ его книги: "Сказалъ Господь Ос³и: поди, возьми себѣ жену изъ блудницъ и роди дѣтей блуда... И пошелъ онъ, и взялъ Гомеру, дочь Давлаима; и она зачала и родила ему сына... И зачала еще и родила дочь... Судитесь съ матерью своею, судитесь о томъ, что она не жена Мнѣ, и Я не мужъ ей, и чтобы она удалила блудъ отъ лица своего и прелюбодѣян³е ( []) отъ груди своей... И дѣтей ея не помилую, потому что они дѣти блуда" (1, 2, 3, 6; 2, 4, 6). Никакой невозможности сопряжен³я, оплодотворен³я и даже дѣторожден³я у прелюбодѣ;йцъ и блудницъ, вопреки фантаз³ямъ г. Розанова, не оказывается.
   То же подтверждаетъ и приведенная нами подъ No 24 цитата изъ Иса³и: "сыны чародѣйки, отрод³е прелюбодѣя и блудницы".
   Мѣсто Ос. 4, 13-14 весьма важно для пониман³я различ³я прелюбодѣян³я отъ блуда. Разница лишь въ томъ, что блудитъ незамужняя женщина или дѣвица, а прелюбодѣйствуетъ замужняя. Совершаемое же ими по своей физ³ологической сторонѣ вполнѣ тожественно.
   Самое назван³е прелюбодѣя и прелюбодѣйки  [] и  [], т.-е. "чужой" и "чужая", указываетъ, какъ на существенный и главный признакъ этого понят³я, на законную (брачную) принадлежность другому мужу или другой женѣ, - не тому или не той, съ кѣмъ сходятся. Самый способъ при этомъ совершенно безразличенъ; онъ, конечно, вполнѣ одинаковъ - какъ у законныхъ супруговъ, такъ и у прелюбодѣевъ. Вотъ относящ³яся сюда мѣста:
   Пр. 2, 16: "...чтобы спасти тебя отъ жены чужой ( [] []), отъ не принадлежащей тебѣ, рѣчи которой льстивы, которая оставила друга юности своей (т.-е. законнаго мужа) и забыла Бога своего". Ср. 7, 5.
   Пр. 5, 3: "Уста чужой жены ( []) изливаютъ сладк³й сокъ, и рѣчи ея мягче масла".
   5, 18-20: "Пусть будетъ благословенъ источникъ твой, и имѣй радости отъ жены юности твоей, любезной лани и серны, полной красоты; лоно ея пусть доставляетъ тебѣ отраду во всякое время; въ ея любви постоянно ищи себѣ радостей. И для чего, сынъ мой, хочешь искать себѣ радостей отъ чужой ( []) и хочешь имѣть въ своихъ объят³яхъ не принадлежащую тебѣ?"
   22, 14: "Глубокая пропасть - уста прелюбодѣйцъ ( []), кого прогнѣвается Господь, тотъ упадетъ туда".
   ²ер. 2, 25: "Кто можетъ удержать дикую ослицу, привыкшую къ пустынѣ, когда она задыхается отъ похотливаго стремлен³я своего? Всѣ ищущ³е ее неутомимо найдутъ ее въ мѣсяцѣ ея. Не обнажай ногъ твоихъ и не томи жаждою гортань свою. А ты отвѣчаешь: нѣтъ, не хочу: потому что я люблю чужихъ ( []) и пойду за ними".
   3, 13: "Только сознайся въ своемъ беззакон³я, что ты согрѣшила противъ Господа, Бога твоего, и распутствовала съ чужими ( []) подъ всякимъ зеленѣющимъ деревомъ".
   Ср. ²ез. 16, 32.
   Противъ мнѣн³я г. Розанова о безплод³и прелюбодѣйцъ и блудницъ, кромѣ приведенныхъ ранѣе данныхъ, свидѣтельствуетъ и словоупотреблен³е ( []) въ такихъ выражен³яхъ Библ³и, какъ  [] (Ос. 5, 7) и под.
   Представлен³е г. Розанова, будто прелюбодѣян³я въ нашемъ смыслѣ, какъ нарушен³я супружеской вѣрности, въ В. З. не бывало, или оно бывало очень рѣдко, вслѣдств³е полной возможности открыто сойтись (выйти замужъ) съ любимымъ человѣкомъ послѣ развода съ нелюбимымъ мужемъ, обнаруживаетъ его незнакомство съ однимъ любопытнымъ древнееврейскимъ закономъ о "горькой водѣ" или водѣ "ревности", примѣнявшейся тогда, когда мужъ только подозрѣвалъ свою жену въ половой связи съ постороннимъ, но не имѣлъ полной увѣренности въ этомъ (Ч. 5, 11-29). Существован³е такого закона показываетъ, что въ дѣйствительности древнееврейская семейная жизнь слагалась не такъ идиллически просто и откровенно, какъ хотѣлось бы г. Розанову, а тоже съ нѣкоторыми препонами къ соединен³ю любящихъ сердецъ, съ примѣсью подозрительности и ревности, супружескими обманами и т. п. {Вотъ текстъ упомянутаго закона: "Сказалъ Господь Моисею: объяви cынамъ Израилевымъ и скажи имъ: если измѣнитъ кому жена и нарушитъ вѣрность къ нему, и преспитъ кто съ нею и изл³етъ сѣмя, и это будетъ скрыто отъ глазъ мужа ея, и она осквернится тайно, и не будетъ на нее свидѣтеля, и не будетъ она уличена, и найдетъ на него духъ ревности, и будетъ ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдетъ на него духъ ревности, и онъ будетъ ревновать жену свою, когда она не осквернена, - пусть приведетъ мужъ жену свою къ священнику и принесетъ за нее въ жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не изливаетъ на нее елея и не кладетъ ливана, потому что это приношен³е ревнован³я, приношен³е воспоминан³я, напоминающее о беззакон³я; а священникъ пусть приведетъ и поставитъ ее предъ лицо Господне: и возьметъ священникъ святой воды въ глиняный сосудъ, и возьметъ священникъ земли съ полу скин³и и положитъ въ воду: и поставитъ священникъ жену предъ лице Господне, и обнажитъ голову жены, и дастъ ей въ руки приношен³е воспоминан³я, - это приношен³е ревнован³я, въ рукѣ же у священника будетъ горькая вода, наводящая проклят³е. И заклянетъ ее священникъ и скажетъ женѣ: если никто не преспалъ съ тобою, и ты не осквернилась и не измѣнила мужу своему, то невредима будешь отъ сей горькой воды, наводящей проклят³е: но если ты измѣнила мужу твоему и осквернилась, и если кто преспаль съ тобою кромѣ мужа твоего, - тогда священникъ пусть заклянетъ жену клятвою проклят³я и скажетъ священникъ женѣ: да предастъ тебя Господь проклят³ю и клятвѣ въ народѣ твоемъ, и да содѣлаетъ Господь лоно твое опавшимъ и животъ твой опухшимъ: и да пройдетъ вода с³я, наводящая проклят³е, во внутренность твою, чтобы опухъ животъ твой и опало лоно твое. И скажетъ жена: аминь, аминь. И напишетъ священникъ заклинан³я с³и на свиткѣ и смоетъ ихъ въ горькую воду. и дастъ женѣ выпить горькую воду, наводящую проклят³е, и войдетъ въ нее вода, наводящая проклят³е, ко вреду ея. И возьметъ священникъ изъ рукъ жены хлѣбное приношен³е ревнован³я, и вознесетъ с³е приношен³е предъ Господомъ, и отнесетъ его къ жертвеннику; и возьметъ священникъ горстью изъ хлѣбнаго приношен³я часть въ память, и сожжетъ на жертвенникѣ, и потомъ дастъ женѣ выпить воды; и когда напоитъ ее водою, тогда, если она нечиста и сдѣлала преступлен³е противъ мужа своего, горькая вода, наводящая проклят³е, войдетъ въ нее, ко вреду ея, и опухнетъ чрево ея и опадетъ лоно ея, и будетъ эта жена проклятою въ народѣ своемъ: если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будетъ оплодотворяема сѣменемъ. Вотъ законъ о ревности" (Числ. 5, 11-29).}
   Послѣ приведенныхъ справокъ и сопоставлен³и едва ли можетъ быть какое-либо сомнѣн³е насчетъ того, что именно запрещается 7 заповѣдью Моисеева закона. Торжество г. Розанова надъ проф. Заозерскимъ безусловно преждевременно. П_р_е_л_ю_б_о_д_ѣ_я_н_³_е_м_ъ в_ъ б_и_б_л_е_й_с_к_³_я в_р_е_м_е_н_а н_а_з_ы_в_а_л_о_с_ь т_о_ж_е с_а_м_о_е, ч_т_о н_а_з_ы_в_а_е_т_с_я э_т_и_м_ъ и_м_е_н_е_м_ъ у н_а_съ. С_в_е_д_е_н_³_е пр_е_л_ю_б_о_д_ѣ_я_н_³_я к_ъ п_р_и_р_о_д_н_о_й о_с_к_о_п_л_е_н_н_о_с_т_и и н_е_в_о_з_м_о_ж_н_о_с_т_и с_о_в_о_к_у_п_л_е_н_³_я и о_п_л_о_д_о_т_в_о_р_е_н_³_я е_с_т_ь с_о_в_е_р_ш_е_н_н_о ф_а_н_т_а_с_т_и_ч_е_с_к_а_я з_а_т_ѣ_я г. Р_о_з_а_н_о_в_а, н_е и_м_ѣ_ю_щ_а_я д_л_я с_е_б_я н_и м_а_л_ѣ_й_ш_а_г_о п_о_д_т_в_е_р_ж_д_е_н_³_я в_ъ Б_и_б_л_³_и.
   Г. Розановъ не видитъ большой и сколько нибудь существенной разницы между "блудомъ" и "прелюбодѣян³емъ". Онъ обыкновенно употребляетъ эти термины наряду другъ съ другомъ и часто даже, - какъ синонимы. Въ православномъ Катихизисѣ такое различ³е дѣлается, но съ религ³озно-нравственной точки зрѣн³я оно, повидимому, считается тоже не существеннымъ, потому что оба проступка подводятся подъ одну и ту же категор³ю грѣховъ противъ 7 заповѣди. Здѣсь мы встрѣчаемся съ обычной въ Катихизисѣ манерой распространительнаго толкован³я. Оцѣнивать это послѣднее, а также и входить, въ принцип³альное обсужден³е самаго вопроса о различен³и блуда отъ прелюбодѣян³я, значило бы далеко выйти за рамки чисто ветхозавѣтнаго экзегезиса, что въ нашу задачу не входило и не входитъ. Съ точки же зрѣн³я ветхозавѣтныхъ библейскихъ данныхъ мы считаемъ нужнымъ сказать, что въ 7 заповѣди Моисеева закона запрещен³я блуда не содержится; понят³е это въ В. З. отличалось отъ прелюбодѣян³я, обозначалось другими терминами и наказывалось, какъ преступлен³е другого рода; сущность же самаго грѣха отнюдь не состояла въ томъ, въ чемъ полагаетъ г. Розановъ.
   Въ отлич³е отъ прелюбодѣян³я, блудъ, судя по даннымъ въ разныхъ мѣстахъ Пятокниж³я предписан³ямъ, не наказывался такъ строго и вообще разсматривался, какъ проступокъ несравненно менѣе тяжк³й. Это было преступлен³е противъ личности, за которое виновная сторона обязана была извѣстнымъ образомъ удовлетворить потерпѣвшую, и дѣло этимъ могло быть совершенно окончено. Прелюбодѣян³е же можно назвать уголовнымъ преступлен³емъ, за которое по-терпѣвшая сторона ничѣмъ вознаграждена быть не могла, и наказан³е должно было состояться независимо отъ желан³й и требован³й заинтересованныхъ лицъ. Вотъ нѣкоторыя изъ относящихся сюда мѣстъ:
   Лев. 19, 29: "Не оскверняй дочери своей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодѣйствовала земля, и не наполнилась земля развратомъ".
   Исх. 22, 15-16: "Если кто обольститъ дѣвицу необрученную, и преспитъ съ нею; то пусть, давъ вѣно, возьметъ ее себѣ въ жену. А если отецъ не сог

Другие авторы
  • Адрианов Сергей Александрович
  • Савинов Феодосий Петрович
  • Салов Илья Александрович
  • Волкова Мария Александровна
  • Левит Теодор Маркович
  • Флобер Гюстав
  • Тредиаковский Василий Кириллович
  • Веттер Иван Иванович
  • Бестужев Михаил Александрович
  • Кузмин Михаил Алексеевич
  • Другие произведения
  • Гольдберг Исаак Григорьевич - Закон тайги
  • Маколей Томас Бабингтон - Речь, произнесенная в комиссии Палаты Общин 6-го апреля 1842 г.
  • Пушкин Александр Сергеевич - К. В. Родзаевский. Пушкин
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич - Сюлли Прюдом. Horа prima
  • Попов Иван Васильевич - Гимн Богу
  • Богданов Александр Алексеевич - Богданов А. А.: биобиблиографическая справка
  • Еврипид - Гераклиды
  • Иванов Вячеслав Иванович - Сапфо. Эпиграммы
  • Антонович Максим Алексеевич - К какой литературе принадлежат стрижи, к петербургской или московской?
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Мировое значение аскетического христианства
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа