Главная » Книги

Тихомиров Павел Васильевич - Почетный член Московской Духовной Академии заслуженный профессор Павел Иванович Горский

Тихомиров Павел Васильевич - Почетный член Московской Духовной Академии заслуженный профессор Павел Иванович Горский


1 2

  
   Тихомиров П. В. Почетный член Московской Духовной Академии заслуженный профессор Павел Иванович Горский (ум. 21 октября 1904 г.) // Богословский вестник 1905. Т. 1. No 1. С. 157-178. (2-я пагин.).
  

ИЗЪ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Почетный членъ Московской Духовной Академ³и заслуженный профессоръ Павелъ Ивановичъ Горск³й-Платоновъ (ум. 21 октября 1904 г).

  
   21 октября сего 1904 года въ 10 часовъ вечера въ своемъ домѣ въ Серг³евскомъ посадѣ скончался, послѣ продолжительной и тяжкой болѣзни, на 70-мъ году своей жизни заслуженный профессоръ Московской Духовной Академ³и и ея почетный членъ Павелъ Ивановичъ Горск³й Платоновъ {П. И. Горск³й родился 2 января 1835 года. Среднее образован³е онъ получилъ въ Виѳанской Духовной Семинар³и, a высшее - въ Московской Духовной Академ³и, гдѣ окончилъ курсъ въ 1858 году первымъ магистромъ. Съ 19 августа того же 1858 года онъ былъ оставленъ при Академ³и баккалавромъ. Въ 1859 году 10 февраля утвержденъ въ ученомъ зван³и магистра богослов³я. Съ 13 октября 1867 года состоялъ экстраординарнымъ профессоромъ по каѳедрѣ Еврейскаго языка и Библейской археолог³и. Съ 28 апрѣля 1878 года по 17 октября 1886 года былъ инспекторомъ Академ³и. Съ 7 ноября 1883 года - заслуженный экстраординарный профессоръ. Съ 1 января 1892 года по 5 апрѣля 1893 года - редакторъ академическаго журнала "Богословск³й Вѣстникъ". Въ 1895 г. П. И. оставилъ академическую службу. Съ 1899 года онъ былъ Почетнымъ Членомъ Академ³и.}. Покойный принадлежалъ къ числу даровитѣйшихъ питомцевъ старой Академ³и, т. н. "платоновцевъ" и, какъ таковой, немедленно-же по окончан³и курса (1858 г.) 5ылъ оставленъ при Академ³и баккалавромъ. Съ самаго начала своей профессорской дѣятельности и до конца службы онъ принадлежалъ къ числу блестящихъ преподавателей и энергичнѣйшихъ дѣятелей Академ³и. Помнящ³й традиц³и Филаретовской эпохи и лично большой почитатель учебныхъ и педагогическихъ идей знаменитаго Московскаго святителя, онъ не оставался чуждъ и всему новому, что нарождалось съ измѣнявшимися временами и открывавшимися новыми горизонтами, потребностями и запросами. Онъ оставилъ академическую службу, пробывъ на ней 37 лѣтъ, и однако онъ уходилъ совершенно свѣжимъ человѣкомъ, сохранившимъ всѣ научные, общественные, литературные и политическ³е интересы столь-же живо, какъ немног³е изъ его сравнительно гораздо младшихъ сослуживцевъ. Глубок³й спец³алистъ своего предмета (Еврейск³й языкъ и Библейская археолог³я). онъ имѣлъ громадный успѣхъ въ аудитор³и и производилъ большое впечатлѣн³е въ широкихъ кругахъ читающей Росс³и своими, правда, довольно не многочисленными, но составленными съ замѣчательнымъ знан³емъ дѣла, большимъ одушевлен³емъ и всегда съ элементомъ острой и даже ядовитой критики, литературными трудами. Перу покойнаго принадлежатъ слѣдующ³я сочинен³я.
   1. "²ерусалимъ въ настоящую минуту". (Статья {Г. Берга.} СПБ. Вѣдом. 1863 г. No 9). Прибавлен³я къ издан³ю творен³й святыхъ отцевъ, въ русскомъ переводѣ за 1863 годъ, ч. XXII. 60-78.
   2. Разборъ учен³я Дарвина о происхожден³и видовъ въ царствахъ животномъ и растительномъ. Статья Фрошаммера {Переводъ статьи.} въ Athenäum 1862 г. 1 В. З. Hegt, Ibid. за 1864 годъ, ч. XXIII, 245-354.
   3. Описан³е святой земли: Назван³я святой земли. Величина святой земли. Общ³й видъ страны. Горы (Ливанск³я). Душеполезное Чтен³е 1866 г., ч. III, No 12, 319-332; Горы на западъ отъ ²ордана. 1867 г., ч. I, No 1, 43-69: 1869 г., ч. II, No 6, 97-112.
   4. Псалмы въ русскомъ переводѣ {75 Псалмовъ въ руccкомъ переводѣ. изданномъ въ 1822 г. Библейскимъ Обществомъ и исправленномъ особымъ Комитетомъ при Московской Духовной Академ³и въ 1865 г. подъ наблюден³емъ Московскаго митрополита Филарета. О степени участ³я П. И. Горскаго въ этой работѣ и методахъ ея см. въ статьѣ И. Н. Корсунскаго; Труды Москов. Дух. Академ³и по переводу Св. Писан³я и творен³й св. Отцевъ на русск³й Ч. I, No 1, 1-16: No 2, 17-32: No 4, 33-48: ч. II; No 5? 49-64 (въ приложен³и). языкъ за 75 лѣтъ (1814-1889) ея существован³я въ Прибавлен³яхъ къ Твор. св. отцевъ за 1889 г. ч. XLVI. стр. 564-587. и за 1890 г. ч. XLV. стр. 306-405.} (76-150). Ibid. 1868 г.
   5. Истор³я Тридентскаго собора. Чтен³я въ Московскомъ Обществѣ Любителей Духовнаго Просвѣщен³я 1868 г. кн. 5. 1-104: 1869 г. кн. 6, 105-215 (въ приложен³и).
   6. О трудахъ архимандрита Михаила {Лузина, ум. еп. Курскимъ 20 Марта 1887 г.}. (Библейская письменность каноническая, неканоническая и апокрифическая (Чтен³я въ Обществѣ Любителей Духовнаго Просвѣщен³я 1872 г. кн. 1 и 2). Библейск³й канонъ священныхъ книгъ ветхозавѣтныхъ и новозавѣтныхъ (тамъ же, кн. 3 и 4). Толковое Евангел³е. кн. 1, изд. 1870. Толковое Евангел³е. кн. 2, изд. 1871 г.). Православное Обозрѣн³е 1873 г. Полугод³е I. No 2, 289-310: No 4, 658-693.
   7. Нѣсколько словъ о статьѣ Преосвященнаго Епископа Неофана {Говорова, ум. 6 Января 1894 г.}; "По поводу издан³я священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта въ русскомъ переводѣ" (Душеп. Чтен³е 1875 г. ч. III, No 11). Ibid. 1875 г. т. III, No 11, 505-540.
   8. О недоумѣн³яхъ, вызываемыхъ русскимъ переводомъ св. книгъ Ветхаго Завѣта. Ibid. 1877 г. т. I. No 1, 69-104 (статья 1-я); No 2, 260-284 (статья 2-я): No 4, 681-702 (статья 3-я).
   9. Псалтирь въ новомъ славянскомъ переводѣ Амврос³я {Зертисъ-Каменскаго. ум. 16 Сентября 1771 г.} Арх³епископа Московскаго {Съ введен³емъ и примѣчан³ями П. И. Горскаго.}. Ibid. 1878 г. т. I, No 1, 1-16: No 2. 17-32: No 3, 33-64: т. II, NoNo 5-6, 65-128: No 7. 129-160: No 8, 161-192 (въ приложен³и). Отдѣльно - "Издан³е редакц³и Православнаго Обозрѣн³я". Москва. Въ Унив. тип. 1878. Стр. 192.
   10. О еврейской рукописи Пятокниж³я изъ XII вѣка {Библ³отеки Москов. Духов. Академ³и.}.- Славянская Псалтирь XVIII вѣка, переведенная съ еврейскаго {Амврос³емъ Зертисъ-Каменскимъ, см. No 9.}. Двѣ замѣтки {Замѣтки представляютъ два доклада на съѣздѣ, на которомъ П. И. Горск³й былъ делегатомъ отъ Москов. Дух. Академ³и.}. Труды 3-го международнаго съѣзда орьенталистовъ въ С.-Петербургѣ 1876 г. Томъ 1-й подъ редакц³ею В. В. Григорьева. Спб. 1879-1880, стр. 591-594.
   11. Народная библ³я во времена Христа Спасителя. Рѣчь, произнесенная на публичномъ актѣ Московской Духовной Академ³и, 1-го Октября 1880 г. Прибавлен³я къ издан³ю творен³й святыхъ отцевъ, въ русскомъ переводѣ за 1880 г., ч. XXVI, 1070-1085: перепечатана а) въ книгѣ: Годичный актъ въ Московской Духовной Академ³и 1-го Октября 1880 г. Москва, 1880, стр. 7-22, и б) въ Православномъ Обозрѣн³и 1880 г., т. III, No 10, 563-375.
   12. Рѣчь на могилѣ И. С. Аксакова. Православное Обозрѣн³е 1886 г., т. I, No 3, 619-620.
   13. Вторая книга Моисея "Исходъ" въ переводѣ и съ объяснен³ями {Трудъ не былъ оконченъ; послѣдней переведена и объяснена глава 32-я.}. Вѣра и Разумъ 1890 г. церковный отдѣлъ - т. I, ч. I, No 1, 16-34; No 3, 115-133; No 5, 253-273, No 7, 873-397; No 9, 513-531; No 11, 625-651; ч. II, No 14, 57- 72; No 17, 269-282; No 18, 337-357; No 21, 534-554; No 22, 579-597; No 24, 707-721; 1891 г., ч. I, No 2. 73-94; No 6. 327-344; No 10, 563-576; No 11, 617-636: ч. II, No 13, 1-21.
   14. Объ употреблен³и печатнаго слова. Богословск³й Вѣстникъ 1892 г. т. I, No 1, 115-120; No 3, 532-544.
   15. По поводу неурожая. Ibid. 1892 г. т. I, No 1, 121-126.
   16. Непротивлен³е злу. Ibid. 1893 г. т. 1, No 1, 165-168.
   17. Систематическ³й указатель литературы о евреяхъ на русскомъ языкѣ со времени введен³я гражданскаго шрифта (1708 г.) по Декабрь 1889 г. Спб. 1892. Реценз³я. Ibid. 1893 г. т. I, No 3, 612-614.
   18. Уважен³е къ закону. Ibid. 1893 г. т. I, No 1, 129-138.
   19. Антука. Очеркъ изъ быта духовенства. Серг³евъ Посадъ. 2-я тип. А. П. Снегиревой. 1894. Стр. 50. 50 коп.
   20. Отрывки изъ "Скорбной Лѣтописи" городскаго головы. Выпускъ 1-й {Разсказъ 1-й. Достовѣрная повѣсть о томъ, какъ городской голова въ походы ходилъ на выручку четвертаго ариѳметическаго дѣйств³я именуемаго дѣлен³емъ, и какъ онъ возвратился "тощъ".}. Серг³евъ Посадъ. 2-я тип. А. П. Снегиревой. 1894. Стр. 31. 30 к.
   21. Голосъ стараго профессора по дѣлу профессора А. П. Лебедева съ покойнымъ профессоромъ о. прото³ереемъ A. M. Иванцовымъ-Платоновымъ съ приложен³емъ статьи "Изъ наблюден³й стараго профессора". Москва. Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°. 1900. Стр. 173. 1 р. 25 к.
   Съ 1884 г. по 1891 г. И. И. Горск³й принималъ участ³е въ редактирован³и академическаго журнала: "Прибавлен³я къ издан³ю творен³й св. отцевъ въ русскомъ переводѣ"; a съ 1 Января 1892 г. по 5 Апрѣля 1893 г. состоялъ редакторомъ "Богословскаго Вѣстника".
   Принимая также участ³е въ редактирован³и русскихъ переводовъ святоотеческихъ творен³й, издаваемыхъ Московской Духовной Академ³ей, П. й. Горск³й и самъ занимался этими переводами {См. его Антука, стр. 36.}; работы его въ этой области не поддаются учету, равно какъ не поддаются учету а) разсѣянные по Журналамъ Совѣта Московской Духовной Академ³и данные имъ въ разное время по поручен³ю Совѣта отзывы о сочинен³яхъ, представленныхъ въ Совѣтъ или на соискан³е ученыхъ степеней, или, по поручен³ю Высшаго Начальства, для отзывовъ; и б) статьи, печатанныя имъ въ газетахъ.
   Не можемъ мы еще вполнѣ разъяснить найденнаго нами въ Отчетѣ Московской Духов. Академ³и за 1871-1872 г. {См. Приб. къ твор. св. отцевъ за 1872 г., ч. XXV, стр. 482.} такого свѣдѣн³я: "П. Горск³й занимался составлен³емъ еврейскаго лексикона, нѣсколько листовъ котораго уже напечатано". Начатый печатан³емъ лексиконъ П. И. Горскаго въ свѣтъ не вышелъ, но почему, это остается неизвѣстнымъ {Изъ матер³аловъ для Библ³ографическаго Словаря Трудовъ воспитанниковъ Московской Духовной Академ³и. Перечень этихъ трудовъ составленъ библ³отекаремъ Академ³и К. М. Поповымъ.}.
   Въ воспитательной дѣятельности Академ³и Павелъ Ивановичъ оставилъ крупный слѣдъ 8 1/2 лѣтнимъ инспекторствомъ. Много и въ эту дѣятельность было внесено имъ особенностей, обусловливавшихся чертами, присущими его крупной, оригинальной и кипучей индивидуальности. Воспоминан³я питомцевъ Академ³и за время его инспекторства (1878 - 1886 гг.) полны всевозможныхъ, всегда живыхъ и иногда окрашенныхъ субъективной страстностью, разсказовъ о немъ и его разныхъ отношен³яхъ къ студентамъ и столкновен³яхъ съ ними.
   Свой темпераментъ, умъ и энерг³ю покойный вносилъ во всѣ жизненныя и общественныя отношен³я, въ которыхъ такъ или иначе выступалъ. Особенно памятной для жителей Серг³евскаго посада и всѣхъ знавшихъ Павла Ивановича должна остаться его дѣятельность въ качествѣ уполномоченнаго и головы Серг³ево-посадской думы. Маленьк³й масштабъ общественныхъ интересовъ и дѣлъ довольно захолустнаго и мѣщанскаго посада онъ какъ то сумѣлъ для себя такъ осмыслить и взять въ такомъ общемъ и принцип³альномъ освѣщен³и, что отсюда какъ-то сами собой рождались проекты реформъ, имѣвшихъ уже всеросс³йское значен³е. Критика мѣстныхъ посадскихъ дѣлъ, отношен³й и порядковъ всегда приводила его къ оцѣнкѣ общихъ государственныхъ и соц³альныхъ услов³й, на почвѣ которыхъ возможно то, что y насъ вообще возможно. Этой сторонѣ своей дѣятельности П. И. посвятилъ нѣсколько небольшихъ, но замѣчательныхъ по тону и литературнымъ пр³емамъ печатныхъ работъ, представляющихъ весьма своеобразную смѣсь ѣдкой сатиры во вкусѣ Щедрина съ искренней и столь чуждой Щедрину, чисто идеалистической вѣрой въ возможность уврачеван³я общественныхъ золъ путемъ дружной и согласной работы (напомнимъ здѣсь хотя-бы его проекты всеросс³йскаго взаимнаго страхован³я и организац³и финансоваго контроля)... По своимъ политическимъ убѣжден³ямъ онъ былъ врагомъ бюрократ³и, горячимъ поклонникомъ общественной иниц³ативы въ государственныхъ дѣлахъ и, въ связи съ этимъ, свободы печатнаго слова, борцомъ за принципъ законности, столь часто приносимый въ жертву чиновничьему произволу. Все это какъ-то особенно сближало его съ молодежью изъ среды его академическихъ сослуживцевъ. До послѣднихъ годовъ своей жизни онъ оставался молодъ и свѣжъ душой. Только за два года до смерти тяжкая и неизлѣчимая болѣзнь сломяла этого неутомимаго человѣка.
   Для нашего академическаго журнала, "Богословскаго Вѣстника", имя П. И-ча навсегда останется памятно, какъ его основателя и перваго редактора. Мысль о замѣнѣ трехмѣсячнаго издан³я "Прибавлен³й къ творен³ямъ святыхъ Отцовъ" ежемѣсячнымъ журналомъ лелѣялась П. И-чемъ давно, но не могла осуществиться по разнымъ причинамъ. Только въ 1892 году, благодаря энергичной поддержкѣ бывшаго ректора нашей Академ³и, архимандрита (нынѣ епископа Волынскаго) Антон³я Храповицкаго, П. И-чу удалось увидѣть рожден³е академическаго ежемѣсячника и стать его руководителемъ. Недолго онъ пробылъ редакторомъ и оставилъ это дѣло по обстоятельствамъ,- надо правду сказать,- отчасти и отъ него зависѣвшимъ, хотя и почти неизбѣжнымъ по свойствамъ его темперамента и характера. Но онъ всегда оставался искреннимъ благожелателемъ своего дѣтища. Припоминается намъ, какъ въ бытность Московскимъ митрополитомъ Серг³я (Ляпидевскаго), вообще очень мало расположеннаго къ академическому журналу, П. И. былъ сильно озабоченъ судьбою журнала и настойчиво совѣтовалъ возможную умѣренность и сдержанность, лишь-бы не дать повода посягнуть на самое существован³е академическаго органа.
   Разностороння и всегда кипуча была дѣятельность покойнаго Павла Ивановича. Не розами былъ усѣянъ его жизненный путь; и проходилъ онъ его, не всегда воздерживаясь отъ уколовъ самолюб³ю окружавшихъ и соприкасавшихся съ нимъ людей;- не удивительно поэтому, если личныя впечатлѣн³я отъ него y разныхъ людей окажутся разными до противоположности. Но вотъ что, мы полагаемъ, уже никто и ни въ какомъ случаѣ не рѣшится оспаривать, - что это былъ вполнѣ достойный своего высокаго ученаго зван³я профессоръ, большого и оригинальнаго ума человѣкъ и замѣчательный энерг³и дѣятель, независимо отъ того, на что и какъ направлялась эта энерг³я. A если сюда еще прибавить, - и это будетъ также безусловно справедливо, - что онъ горячо любилъ духовное сослов³е и нашу духовную школу и искренно гордился послѣднею, то его право на благодарную и сочувственную память въ "своемъ" (духовномъ) кругу перестаетъ нуждаться въ какомъ-либо доказательствѣ {Мы не касались личной и семейной жизни покойнаго Павла Ивановича, потому что мало ее знали, но насколько можемъ судить и какъ открывается изъ нѣкоторыхъ помѣщаемыхъ ниже рѣчей, онъ былъ образцовый семьянинъ и воспитатель своихъ дѣтей.}.
   Погребен³е покойнаго профессора было совершено 25 октября, согласно его завѣщан³ю, на академическомъ кладбищѣ. Утромъ 25-го тѣло почившаго было вынесено въ академическ³й храмъ. Божественную литург³ю и отпѣван³е совершилъ Ректоръ Академ³и Преосвященный Епископъ Евдокимъ въ сослужен³и академическаго духовенства и нѣкоторыхъ священниковъ, пр³ѣхавшихъ изъ Москвы почтить память умершаго. Во время заупокойной литург³и и отпѣван³я были произнесены слѣдующ³я рѣчи.
  

Рѣчь и. д. доцента Московской Духовной Академ³и Е. А. Воронцова.

  
   Ты войдешь въ гробъ въ зрѣлости, какъ укладываются снопы пшеницы въ свое время (²ов. 5, 26).
   Вотъ слова Елифаза къ ²ову о кончинѣ человѣка, вразумляемаго Богомъ и не отвергающаго наказан³я Вседержителя (²ов. 5, 17). Почивш³й, хотя бы наша преданность къ нему и желала для него еще долгой и долгой жизни, вс& же отошелъ въ день свой не такъ, какъ иногда виноградная доза сбрасываетъ недозрѣлую ягоду, или какъ маслина порою стряхаетъ цвѣтъ свой (²ов. 15, 32 и 33). Надъ нимъ исполнилось то, чего желалъ ²овъ себѣ: въ гнѣздѣ моемъ скончаюсь (²ов. 29, 18),- къ нему, уповаемъ, будетъ относиться и изречен³е ветхозавѣтнаго мудреца о посвящающемъ душу свою размышлен³ю о законѣ Всевышняго: когда поч³етъ, увеличитъ славу свою (Сирах. 39, 14). Я не буду говорить о долголѣтней общественной дѣятельности почившаго, объ его достоинствахъ семьянина,- коснусь только его наставничества въ Академ³и. Въ мое кратковременное знакомство съ почившимъ я могъ узнать его главнымъ образомъ съ этой стороны, какъ его ученикъ, и всѣ мои послѣдующ³я бесѣды съ Павломъ Ивановичемъ касались почти исключительно научныхъ вопросовъ изъ области его спец³альныхъ знан³й. Это время нашего знакомства было уже хмурымъ вечеромъ въ трудовомъ днѣ почившаго,- нашъ курсъ слушалъ его лекц³и въ послѣдн³й годъ его Академической службы. Немногочисленны были его слушатели, студенты не истирали порога его аудитор³и, но за то сюда шли только желающ³е энергично работать. Почивш³й любилъ задавать вопросы слушателямъ, спрашивалъ студентовъ, какъ учениковъ въ средней школѣ, по списку, отмѣчалъ y себя въ спискѣ достоинство отвѣтовъ, намѣчалъ урокъ для слѣдующаго лекц³оннаго часа, однимъ словомъ онъ принуждалъ дѣлать первые шаги неофитовъ семитологической науки и тѣмъ давалъ своимъ слушателямъ широкую возможность достижен³я дальнѣйшихъ знан³й путемъ самостоятельныхъ занят³й за предѣлами года, въ который читаются лекц³и по еврейскому языку. Почивш³й былъ хорошимъ учителемъ: весь богатый запасъ своихъ знан³й онъ открывалъ передъ нами, знан³й далеко незаурядныхъ, ибо Павелъ Ивановичъ былъ изъ числа тѣхъ, которые уже до сѣдины нашли мудрость (Сирах. 6, 18). Въ области своей спец³альности почивш³й былъ эмпирикъ: онъ болѣе знакомилъ съ текстомъ Библ³и, чѣмъ съ отвлеченными положен³ями семитологической науки, но давая огромный фактическ³й матер³алъ, его лекц³и облегчали самостоятельные экскурсы его слушателей въ область сравнительнаго языкознан³я. Почивш³й преподавалъ грамматику еврейскаго языка, но не слѣдуетъ думать, что это былъ классъ сухой, безжизненный, что это была лаборатор³я, гдѣ анатомировали мум³ю мертваго языка,- почивш³й былъ и глубокимъ эстетомъ: онъ живо чувствовалъ и отмѣчалъ намъ на лекц³яхъ красоты стиля ветхозавѣтныхъ книгъ, ихъ неподражаемый тропологическ³й языкъ, и мертвыя формы древнееврейскаго языка оживали для насъ едва-ли не въ своей прежней свѣжести и силѣ, могуч³я, какъ Фисонъ и Тигръ въ дни новинъ (Сирах. 24, 27). Но и открывая намъ образность библейскаго языка, почивш³й былъ сторонникомъ точнаго вербальнаго перевода,- онъ помнилъ слова мудреца: Не прибавляй къ словамъ Бож³имъ, чтобы Онъ не обличилъ тебя (Сирах. 30, 6). Почивш³й любилъ свой предметъ,- объ этомъ свидѣтельствовали не только его длительныя лекц³и, но и его сугубый интересъ къ успѣхамъ слушателей, каждому изъ насъ было ясно, что Павелъ Ивановичъ обращаетъ вниман³е на ростъ нашихъ филологическихъ познан³й; одинъ изъ насъ, бывш³й вольнослушатель Академ³и, старецъ въ преклонныхъ годахъ, особенно умилялъ Павла Ивановича своимъ соревнован³емъ съ юношами. Я не дерзну сказать, чтобы знан³я слушателей Павла Ивановича умножались, подобно нисходящей съ горъ лавинѣ, но не скажу, чтобы онъ сѣялъ въ песокъ и терн³е. Онъ питалъ насъ хлѣбомъ разума и поилъ водою мудрости, приступалъ къ намъ, какъ пашущ³й и неутомимо сѣющ³й, и всходы были очевидны. Почивш³й былъ настойчивъ въ преподаван³и; онъ утромъ сѣялъ сѣмя свое и вечеромъ не давалъ отдыха рукѣ своей. Я далекъ отъ того, чтобы y гроба своего наставника, уже отошедшаго къ вѣчному Суд³и, представлять его Академическую дѣятельность. какъ всесовершенную,- нужно помнить, что только къ дѣламъ Бога нечего прибавить и отъ нихъ нечего убавить (Екклез. 3, 14), но я вѣрю, что всѣ слушатели Павла Ивановича всегда подтвердятъ, что онъ стремился преподать намъ учен³е обдуманное и знан³е точное (Сирах. 15, 25), что его душевная нива, поскольку она открывалась намъ, не походила на поле человѣка лѣниваго, гдѣ все заросло терномъ и покрылось крапивою, гдѣ и самая ограда обрушилась. Рѣчь покойнаго была проста и дышала дѣловитостью, его слова были золотыми яблоками въ прозрачныхъ сосудахъ,- поистинѣ онъ старался наполнить нашъ душевный домъ драгоцѣннымъ и прекраснымъ имуществомъ, и это было уже въ томъ возрастѣ почившаго, когда онъ вступалъ въ дни, о которыхъ говоритъ человѣкъ: нѣтъ мнѣ удовольств³я въ нихъ (Екклез. 12, 1).
   Что же было въ лучшую пору расцвѣта физическихъ и духовныхъ силъ почившаго!- Мы, его послѣдн³е ученики, уже видѣли потъ на его челѣ послѣ полдня его ученой работы. И на своемъ покоѣ по оставлен³и Академической службы Павелъ Ивановичъ не былъ спящимъ среди житейскаго моря (Притч. 23, 3³): онъ искалъ общественной дѣятельности, хотѣлъ поддерживать бытъ житейск³й, но много замысловъ въ сердцѣ человѣка, a состоится только опредѣлен³е Господа (Притч. 19, 21). Человѣкъ обдумываетъ свой путь, но Богъ управляетъ шеств³емъ его (Притч. 16, 4).
   - Теперь почивш³й во истину успокоился, вошелъ въ свою субботу, предъ нами только земная храмина изъ брен³я, гдѣ обиталъ его духъ, многопросвѣщенный и трудолюбивый, нынѣ отошедш³й къ Отцу всѣхъ и Господу. Писан³е увѣщаетъ насъ пролить слезы по покинувшемъ землю: Плачъ надъ умершимъ, ибо свѣтъ исчезъ для него (Сирах. 22, 9), но въ наше утѣшен³е, уповаю, почивш³й могъ бы вѣщать, какъ и ветхозавѣтный мудрецъ: Я бодрственно потрудился въ собиран³и винограда и по благословен³ю Господа успѣлъ и наполнилъ точило. Поймите, что я трудился не для себя одного, но и для всѣхъ ищущихъ наставлен³я... (Сирах. 33, 15-17). Онъ оставилъ наслѣдство - не только домъ въ этой веси для родныхъ, но и для всѣхъ насъ - наслѣдство духовное, примѣры своей учено-учебной работы. Это - знаменательный слѣдъ его обильной днями жизни. Въ дни давно минувш³е одинъ еврейск³й наставникъ сказалъ: Блаженны дѣти ²афета, если они придутъ въ шатры Сима (Megilla Jerus). Предъ нами славянинъ русск³й, вошедш³й въ шатры Сима, сдѣлавш³й себѣ изъ нихъ не временный этапъ на своемъ ученомъ поприщѣ, но пребывш³й въ нихъ до конца своей учено-учебной дѣятельности. О если бы этотъ примѣръ Павла Ивановича вдохновилъ молодыхъ богослововъ дарить свое вниман³е древнееврейскому языку! На деревѣ одни листья спадаютъ, друг³е вырастаютъ: - о если бы древо семитологической науки не оставалось никогда въ нашемъ отечествѣ безлистнымъ!
   - Почивш³й въ своемъ дѣлан³и имѣлъ, конечно, и скорби, хотя бы и отъ учениковъ своихъ, но по слову Псалмопѣвца, съ плачемъ несущ³й сѣмена возвратится съ радост³ю, неся снопы свои (пс. 125, 6). Всѣмъ своимъ видомъ почивш³й являлъ человѣка, пути котораго не обливаются молокомъ, и для котораго скалы не источаютъ ручьевъ елея (²ов. 29, 61). но, вѣримъ, что и проходя узкою стезею, Павелъ Ивановичъ открывалъ въ своихъ ученыхъ трудахъ и педагогической работѣ цѣльбоносные источники въ пустынѣ людской (пс. 83, 7). Теперь все это мимоиде, онъ въ домѣ собран³я всѣхъ живущихъ (²ов. 30, 23), онъ приложился къ народу своему (Быт. 49, 33). Въ этотъ домъ молитвы онъ уже не войдетъ со всесожжен³емъ (пс. 65, 13),- принесемъ за него и о немъ молитвы къ Тому, предъ Кѣмъ благоговѣютъ всѣ люди и трепешутъ мудрые сердцемъ (²ов. 37, 24), помолимся, дабы Онъ, отпечатлѣвающ³й на лицѣ книжника славу Свою (Сирах. 10, 5), даровалъ почившему причаст³е благъ Своихъ среди сыновъ свѣта.
  

Рѣчь ординарнаго профессора Московской Духовной Академ³и H. В. Заозерскаго.

  

Благъ законъ Твой (Господи),

Поучуся во оправдан³яхъ Твоихъ.

Жива будетъ душа моя

И восхвалитъ Тя (Господи).

  
   Безмятежнымъ сномъ покоится среди насъ, брат³е, любитель и ревнитель закона божественнаго и человѣческаго; отдалъ онъ послѣдн³й долгъ служен³я закону, ко гробу тщится, чтобы отдать тѣло свое родной землѣ, отъ нея же взятъ бысть, и неотразимо побуждаетъ и насъ отдать ему послѣдн³й долгъ словомъ любви и признательности ученика къ своему учителю и воспитателю.
   Не пространно будетъ слово мое, не будетъ украшаться оно пышными цвѣтами выражен³й и яркими образами и картинами хотя бы и грустнаго тона. Слишкомъ важны, слишкомъ строги минуты, переживаемыя нами. A при этомъ еще слишкомъ живо памяти нашей строгое отношен³е почившаго къ слову человѣческому, своему - и другихъ.
   Не чуждый любви къ художественному слову, блаженнопочивш³й братъ нашъ,- по преимуществу любилъ простое слово правды, опирающейся на законъ божественный и человѣческ³й.
   Да, въ лицѣ почившаго мы лишились ревниваго любителя права божественнаго и человѣческаго и непобѣдимаго борца за право и законность.
   Воспитанникъ старой строгой богословской школы, онъ еще на школьной скамьѣ обнаружилъ влечен³е и талантъ къ изучен³ю Закона Бож³я и сдѣлавшись потомъ учителемъ его, не ослаблялъ этого влечен³я, a только усиливалъ и усиливалъ не мало благопр³ятствовавшимъ этому обстоятельствомъ служило то, что непосредственнымъ руководителемъ его въ этомъ дѣлѣ явился святитель Филаретъ, знаменитый ²ерархъ, глубокими знан³ями своими права божественнаго и человѣческаго удивлявш³й современниковъ. Воспитываясь въ Законѣ Бож³емъ при ногу его, блаженно почивш³й навсегда уже стяжалъ для себя даръ любви къ закону и праву. И въ послѣдн³й пер³одъ жизни своей, посвященной общественной службѣ городу, который любилъ онъ какъ свой родной городъ, онъ удивлялъ насъ любов³ю къ изучен³ю закона гражданскаго, погружен³емъ во всѣ тонкости его: мы были свидѣтелями этой любви, въ бесѣдахъ съ нимъ то соглашаясь съ нимъ, то препираясь до горячности.
   Эта любовь къ изучен³ю закона божественнаго и человѣческаго не была, однако же, только келейнымъ или кабинетнымъ занят³емъ ученаго, доставлявшимъ ему духовное наслажден³е и радость. Онъ былъ не только любителемъ закона, но и борцемъ за право и законъ.
   И эта борьба за законъ была подвигомъ его жизни, несравненно болѣе тяжкимъ, нежели его ученое дѣлан³е. Это былъ крестъ его, подъятый имъ, который онъ несъ на себѣ до конца, до послѣдняго истощан³я.
   Недостаетъ намъ ни силы, ни искусства не только взвѣсить тяжесть этого креста, но даже и описать ее, изобразить мужество, которое обнаруживалъ онъ, неся крестъ свой.
   Чего,- чего не принесъ онъ въ жертву этому кресту?! Необычайное напряжен³е силъ, личныя выгоды, интересы семейные, удобства жизни, внѣшн³я почести. Да, не широкимъ путемъ роскошной и бездѣятельной жизни шелъ онъ и несъ тяжелый крестъ свой, a путемъ узкимъ, труднымъ и скорбнымъ, то взбираясь съ крестомъ своимъ на крутизны, то опускаясь въ низины, на дно жизни, спотыкаясь, изнемогая отъ усталости, въ потѣ лица вкушая хлѣбъ свой, сталкиваясь съ людьми, терпя оскорблен³я, нарекан³я, вмѣсто любви и признательности встрѣчая вражду и злорѣч³е...
   Что же стяжалъ ты, блаженно почивш³й братъ, своимъ тяжелымъ крестомъ? Чѣмъ отдарила тебя жизнь за твой подвигъ, за твою ревность о законѣ? Она увѣнчала тебя терновымъ вѣнцомъ.
   Но этотъ вѣнецъ - величайшее изъ стяжан³й твоихъ. Вѣруемъ мы, что онъ - залогь дивнаго вѣнца правды, который воздастъ тебѣ Господь, Единый Суд³я праведный, Которому вѣдомы не дѣла только, но и помышлен³я, отъ Котораго не таятся ни капли слезъ, ни капли пота, незримыя людьми.
   Отъ насъ же теперь, въ настоящ³я минуты, да будетъ напутств³емъ тебѣ въ новую жизнь усердная молитва наша: да жива будетъ душа твоя и восхвалитъ Господа.
   Отъ меня же прими, учитель мой, какъ даръ признательности не краткое слово мое, наоборотъ прости за него, прости за то, что моя скудость сдѣлала его слишкомъ краткимъ и слабымъ. Прими въ немъ то, что единственно тебя достойно - мысль его, что благъ законъ Твой, Господи, поучуся во оправдан³ихъ Твоихъ. Эта мысль всегда близка была сердцу твоему. И я люблю эту мысль. Не обинуяся скажу, что и я стяжалъ любовь не борца за законъ, какую ты стяжалъ, a любовь изучен³я закона: и этимъ стяжан³емъ обязанъ я съ иными и тебѣ, какъ учителю и воспитателю, и, быть можетъ, болѣе, чѣмъ инымъ.
  

Рѣчь преподавателя Заиконоспасскаго духовнаго училища С. Д. Левитскаго.

  
   Этотъ гробъ заключаетъ въ себѣ бренные останки моего дорогого наставника. Чувства любви и глубокаго уважен³я, как³я я всегда питалъ къ нему, невольно заставляютъ меня почтить его память благодарными воспоминан³ями.
   Личность П. И-ча переноситъ мою мысль къ золотымъ днямъ моей юности, къ годамъ мысли образован³я въ академ³и. Да, это были поистинѣ золотые дни моей жизни, совпадающ³е вмѣстѣ съ тѣмъ и съ знаменательнымъ моментомъ въ жизни самой академ³и. Въ ней еще живъ былъ духъ митрополита Филарета, еще жива была стая свитаго имъ орлинаго гнѣзда профессоровъ, хотя уже и утратившая первыхъ своихъ представителей въ лицѣ И. С. Делицына и Н. А. Голубинскаго; еще не порвана была преемственная связь съ временами ея первобытной истор³и, и научная мысль еще не утратила прежняго характера строгаго аскетизма. Она все еще какъ бы углублялась, сосредоточивалась и воспитывалась въ строгомъ уединен³и, чтобы затѣмъ уже, достаточно укрѣпившись въ самой себѣ, набравшись силами, выступить на арену болѣе открытой и широкой дѣятельности.
   П. И-чъ былъ однимъ изъ представителей этой знаменательной академической семьи, главою которой и наиболѣе типичнымъ выразителемъ ея традиц³й былъ приснопамятный о. ректоръ академ³и, A. B. Горск³й.
   Я не имѣю ни возможности, ни даже смѣлости входить въ какую-либо оцѣнку научной дѣятельности покойнаго. Я могу только сказать о немъ, какъ профессорѣ, котораго я имѣлъ честь слушать, и который былъ моимъ наставникомъ по предметамъ еврейскаго языка и библейской археолог³и. Я не скажу, чтобы живая, чрезвычайно подвижная мысль П. И-ча могла находить полное умственное удовлетворен³е въ той наукѣ, которую ему пришлось преподавать. Еврейск³й языкъ и Библейская Археолог³я - не так³е предметы, которые бы могли давать пищу, соотвѣтствующую складу мышлен³я П. И-ча. Чувствовалось, что его живой умъ не укладывался въ неподвижныя рамки сухихъ формъ еврейскаго языка. Но тѣмъ не менѣе и въ этой, крайне для него сухой научной области, въ которой по необходимости вращалась преподавательская дѣятельность П. И-ча, онъ заявилъ себя такимъ умѣлымъ, талантливымъ, многосвѣдущимъ и интереснымъ профессоромъ, что мы съ удовольств³емъ посѣщали его лекц³и и стыдились пропускать ихъ. Разнаго рода остроумными и находчивыми сопоставлен³ями и сближен³ями онъ умѣлъ заинтересовывать насъ и внести живой духъ въ сух³я мертвыя кости. И при этомъ между профессоромъ и его слушателями установились так³я добрыя, искренн³я отношен³я, что мы не чувствовали никакого профессорскаго гнета и относились къ нему не какъ къ недоступному жрецу науки, a скорѣе какъ къ опытному, разумному и доброму руководителю, къ которому мы смѣло обращались за разрѣшен³емъ всякихъ вопросовъ и недоумѣн³й.
   Но я имѣю возможность помянуть словомъ П. И-ча не только какъ профессора, но и какъ вообще человѣка. Онъ не принадлежалъ къ разряду людей, которые, по выражен³ю св. писан³я, ни горячи, ни холодны, которые держатся низменной человѣческой, практической мудрости, выражающейся въ принципѣ: "Моя хата съ краю....", которые съ легкимъ сердцемъ мирятся и съ добродѣтелью и порокомъ и доходятъ до безразлич³я между добромъ и зломъ, которые въ словѣ являются краснорѣчивыми и усердными проповѣдниками правды и добра, a на дѣлѣ ярыми ихъ гонителями и врагами. Нѣтъ, П. И-чъ былъ не таковъ. Достойный представитель духа и направлен³я Филаретовскихъ временъ, онъ являлся яркимъ выразителемъ такихъ нравственныхъ устоевъ, которые прежде всего опредѣляются принципами честности и внутренней чистоплотности. И эти принципы онъ проводилъ со всѣмъ жаромъ своего горячаго темперамента, иногда, быть можетъ, увлекавшаго его и до нѣкоторыхъ крайностей. Съ стремительност³ю орла налеталъ онъ на всякую нечисть и неправду и казнилъ ихъ и своимъ рѣзкимъ, подчасъ, ѣдкимъ словомъ, и прямымъ энергичнымъ противодѣйств³емъ, безбоязненно иногда защищая правоту дѣла и предъ лицами, власть имѣющими. Понятно, личность съ такою нравственною физ³оном³ей и съ такимъ направлен³емъ въ своей практической дѣятельности не могла нравиться многимъ, и П. И-чъ не могъ имѣть много друзей и поклонниковъ: правда всегда и всѣмъ глаза колетъ, и нужно имѣть большой запасъ мужества, чтобы спокойно выслушивать ее; a П. И-чъ кололъ ею постоянно, и притомъ въ формѣ рѣзкой и часто ѣдкой. За это часто ему приходилось слышать много укоровъ отъ друзей и недруговъ; но я не стану говорить, насколько справедливы эти укоры, я отмѣчу только то, что въ данномъ случаѣ весьма цѣнная, a для нынѣшняго времени особенно поучительная черта въ личности П. И-ча заключается въ слѣдующемъ: если бы въ нашемъ обществѣ было побольше людей типа П. И-ча, стойко и крѣпко держащихъ въ своихъ рукахъ знамя правды и добра и энергически проводящихъ въ самую жизнь эти начала, то y насъ не было бы той духовной нищеты и лѣности, той нравственной дряблости и затхлости, того постояннаго попиран³я чувствъ законности и порядка, того отсутств³я дѣятельной любви и гражданской доблести, чѣмъ тамъ рѣзко характеризуется наше время, о чемъ слышится громк³й вопль изъ всѣхъ угловъ нашего дорогого отечества.
   Говорятъ, что только лучш³я общественныя формы могутъ создавать лучшихъ людей. Не имѣя возможности въ настоящ³я минуты входить въ болѣе или менѣе обстоятельныя обсужден³я этого сложнаго вопроса, я ограничусь здѣсь краткимъ замѣчан³емъ, что съ другой стороны и сами лучш³е, энергичные люди въ свою очередь способствуютъ устранен³ю отжившихъ общественныхъ формъ и замѣнѣ ихъ лучшими, что безъ нихъ и эти послѣдн³я были бы мертвымъ капиталомъ, или получили бы ложное направлен³е. Нужно, слѣдоват., желать, чтобы y насъ было побольше честныхъ и энергичныхъ дѣятелей, подобныхъ П. И-чу Горскому, которые имѣли бы мужество вскрывать наши общественныя язвы и быть дѣятельными, честными и нелицемѣрными слугами церкви, престола и отечества. И такихъ людей нужно щадить и беречь, снисходить и самымъ ихъ недостаткамъ ради того свѣта, какой они вносятъ въ общественный мракъ, a не травить ихъ противохрист³анской, злобной, клеветнической политикой, какъ это y насъ бываетъ въ большинствѣ случаевъ.
   Дорогой мой наставникъ! Ни твои умственные таланты, ни твои нравственныя доблести не были оцѣнены въ должной мѣрѣ неправеднымъ судомъ человѣческимъ, - надъ немногимъ ты былъ поставленъ; но я вѣрю и надѣюсь, что ты будешь поставленъ тамъ, куда ты въ настоящее время перешолъ, получивши должную оцѣнку y нелицепр³ятнаго Суд³и за то, что ти былъ вмалѣ вѣренъ здѣсь. Алчущ³й и жаждущ³й правды, ты не достигъ блаженства въ этой жизни, но нужно вѣрить, что ты будешь пр³общенъ и насыщенъ за трапезой всещедраго Домовладыки, общаго нашего Отца небеснаго.
   Вѣчная память тебѣ и миръ праху твоему, дорогой мой наставникъ!
  

Рѣчь преподавателя Перервинскаго духовнаго училища С. П. Шумова.

  
   Прими мое послѣднее прости, дорогой Павелъ Ивановичъ! Съ прощальнымъ привѣтомъ обращается къ тебѣ бывш³й своекоштный студентъ тѣхъ дней, когда ты состоялъ инспекторомъ Академ³и. Какое это было славное время! Двери академ³и были широко открыты для всѣхъ любителей высшаго богословскаго знан³я, и духовная молодежь густыми толпами со всѣхъ сторонъ стремилась сюда. Не забуду той высокой чести, какой удостоился нашъ, только что сформировавш³йся, 40-й курсъ. Сравнительно съ другими - онъ былъ особенно многолюденъ - насъ было до ста студентовъ - и это было поставлено ему въ заслугу: его пожелалъ видѣть и благословить самъ митрополитъ Макар³й, да будетъ благословенно его великое имя! Мы представлялись ему въ актовомъ залѣ академ³и. Выразивъ свое удовольств³е при видѣ такого множества юныхъ слушателей, Владыка обратился къ намъ съ призывомъ посвящать себя послѣ. окончан³я образован³я на служен³е Церкви, нуждающейся въ образованныхъ пастыряхъ.
   Съ такимъ Архипастырскимъ привѣтомъ мы начали свою студенческую жизнь. И тотъ духъ, котораго былъ исполненъ Архипастырь, почивалъ и на тебѣ, дорогой Павелъ Ивановичъ: и ты глубоко сочувственно смотрѣлъ на стремлен³е духовнаго юношества въ Академ³ю. II ты, подобно Архипастырю,- оставилъ въ насъ свѣтлую о себѣ память.
   Ты былъ призванъ не только вводить юныхъ слушателей въ область высшаго знан³я, но и въ извѣстномъ смыслѣ руководить ихъ жизнью. Ты былъ нашимъ инспекторомъ. Ты импонировалъ намъ своимъ удивительнымъ знан³емъ всѣхъ событ³й нашей жизни. Ты помнилъ ихъ лучше, чѣмъ мы сами. Сколько разъ случалось, что ты въ бесѣдѣ съ студентомъ напоминалъ ему то, о чемъ онъ давно забылъ. или то, что онъ тщательно скрывалъ отъ постороннихъ глазъ и былъ увѣренъ, что достигъ своей цѣли. Ты производилъ на насъ впечатлѣн³е и своимъ сильнымъ словомъ, предъ которымъ часто въ прахъ разлетались всѣ наши доводы, вся наша защита. И при всемъ томъ ты не любилъ входить съ нами въ недѣловые разговоры и не потакалъ нашимъ слабостямъ. Ты былъ и на видъ строг³й и даже нѣсколько суровый инспекторъ, котораго, повидимому, можно было бояться, въ лучшемъ случаѣ уважать, но не любить. И все-таки мног³е будутъ вспоминать тебя съ чувствами благодарности и расположен³я. Не помню я, чтобы въ течен³е тѣхъ четырехъ лѣтъ, которыя я провелъ въ Академ³и, кто-нибудь изъ студентовъ подвергся строгой карѣ или былъ вовсе удаленъ изъ академ³и, за исключен³емъ развѣ тѣхъ, кто самъ усиленно добивался взыскан³я или увольнен³я. Вскорѣ по окончан³и Академ³и мнѣ пришлось выслушать изъ устъ одного высокопоставленнаго лица даже упрекъ по адресу студентовъ Моск. академ³и за ихъ будто бы распущенность и своевол³е. Да, въ наши дни студентъ былъ живой личностью и могъ въ разныхъ формахъ проявлять свою самодѣятельность. У насъ былъ прекрасный оркестръ, прекрасный свѣтск³й хоръ. Мы часто устраивали лично для себя вокально-музыкальные концерты. Въ течен³е многихъ мѣсяцевъ по субботамъ кружкомъ студентовъ 39-го курса читались рефераты по разнымъ отраслямъ научнаго знан³я. На этихъ чтен³яхъ, заключавшихся всегда оживленными прен³ями, могли свободно присутствовать всѣ проч³е студенты. Въ наши же дни были открыты такъ называемая читательная комната и, съ цѣл³ю оказан³я помощи бѣднымъ студентамъ, складъ разныхъ вещей студенческаго обихода. Зналъ и вѣдалъ обо всемъ этомъ нашъ строг³й инспекторъ и никогда не заносилъ своей руки на эти студенческ³я мѣропр³ят³я. Онъ былъ благожелательный и мудрый человѣкъ, хорошо понимавш³й, что съ лишен³емъ простора и самодѣятельности молодыя силы скорѣе вступятъ на путь недовольства и протеста. И что онъ былъ другомъ студентовъ, это сказалось еще въ другое, болѣе позднее время, когда онъ пересталъ быть инспекторомъ Академ³и. Со введен³емъ въ 1884-5 г.г. новаго академическаго устава той многочисленности студентовъ, которая радовала и утѣшала митр. Макар³я, пришелъ конецъ. Студентамъ было запрещено жить внѣ академ³и и своекоштныхъ студентовъ не стало. Не ты ли, дорогой Павелъ Ивановичъ, первый пожалѣлъ объ этомъ, не ты ли осмѣлился, не взирая ни на как³я препятств³я, печатно сказать сильное и горячее слово въ защиту своекоштныхъ студентовъ.
   Прими же нашу сердечную благодарность, нашъ другъ и защитникъ. Да чтитъ и помнитъ тебя наше студенчество, которое ты такъ сильно и такъ славно защищалъ!
  

Рѣчь о. законоучителя Александровскаго Военнаго Училища священника Н. П. Добронравова.

  

Дорогой наставникъ!

Незабвенный Павелъ Ивановичъ!

   Прежде чѣмъ дать тебѣ послѣднее цѣлован³е, позволь и мнѣ, твоему ученику, еще разъ отмѣтить хотя нѣкоторыя черты твоего духовнаго облика, напомнить хотя немногое изъ того хорошаго, что ты вѣщалъ своимъ словомъ и жизн³ю. И я скажу, что выше всего ты ставилъ честность и правдивость. Ничто такъ не возмущало твоей благородной души, какъ ложь во всякихъ ея проявлен³яхъ. Но за то и умѣлъ ты разоблачать ложь, какъ искусно она ни скрывалась, какой бы благовидный образъ лицемѣрно ни принимала! Ты былъ здѣсь неустрашимъ. Твое смѣлое, мѣткое, острое слово жгло насквозь, и неудивительно, что всякая человѣческая низость ооялась подпасть подъ твой безпощадный для нея бичъ, таясь въ темныхъ щеляхъ... Честный самъ, какъ ты глубоко страдалъ, когда видѣлъ, что неправда беретъ перевѣсъ передъ правдой! Искренно желающ³й блага всѣмъ, какъ ты мучился, когда тѣмъ или инымъ благимъ начинан³ямъ ставились преграды! Отзывчивый ко всему свѣтлому, ты всегда былъ готовъ послужить всякому доброму дѣлу, какъ только могъ,- печатнымъ ли то словомъ или личнымъ трудомъ. Общественные интересы ты ставилъ выше корыстныхъ, эгоистическихъ разсчетовъ, и потрудиться на общее благо считалъ высшимъ для себя наслажден³емъ. Тогда ты весь уходилъ въ работу,- ею только и жилъ, объ ней только и думалъ, лично себѣ не ожидая никакой пользы, a нерѣдко навлекая на себя крупныя непр³ятности. Въ своей честности ты оставался непоколебимъ, и никакими внѣшними давлен³ями нельзя было заставить тебя отказаться отъ твоихъ убѣжден³й.
   Говорить ли о тебѣ, какъ о профессорѣ? Кому не извѣстна твоя ученость, не замкнутая въ предѣлы узкой спец³альности. a поражающая своею разносторонност³ю? Но и въ наукѣ ты также удивлялъ своимъ мастерствомъ добираться до истины и какимъ то особымъ умѣньемъ разоблачать ложную ученость, выставляя ее во всей ея неприглядности. Всѣ знаютъ, какимъ опаснымъ ты былъ критикомъ.- A твой преподавательск³й талантъ! Твои ученики до сихъ поръ вспоминаютъ, съ какою живост³ю и ясност³ю ты умѣлъ говорить о сухихъ и запутанныхъ предметахъ.
   Говорить ли о тебѣ, какъ объ инспекторѣ студентовъ? Теперь уже настало время, когда твои бывш³е питомцы оцѣниваютъ по достоинству твое справедливое и тактичное обращен³е съ учащеюся молодежью.
   И вотъ тебя не стало!... Грустно, тяжело на душѣ!.. Смолкло правдивое слово! Рѣдѣютъ ряды честныхъ, полезныхъ дѣятелей... Дай Богъ, чтобы на смѣну имъ появлялись новые. столь же сильные духомъ.
   Прощай же незабвенный наставникъ! Вниди въ радость Господа твоего!
  

Во время поминальнаго обѣда сыномъ покойнаго О. П. Горскимъ была произнесена слѣдующая рѣчь.

  

Ваше Преосвященство!

   Позвольте мнѣ отъ лица всей нашей семьи принести Вамъ и всѣмъ здѣсь присутствующимъ глубочайшую благодарность за то вниман³е, которымъ Вы почтили память моего отца.
   Вмѣстѣ съ этимъ я чувствую неодолимую нравственную потребность сказать о немъ еще нѣсколько словъ, именно отмѣтить то обстоятельство, что покойный отецъ мой, будучи работникомъ н

Другие авторы
  • Мартынов Иван Иванович
  • Джонсон И.
  • Сейфуллина Лидия Николаевна
  • Жулев Гавриил Николаевич
  • Магницкий Михаил Леонтьевич
  • Ермолова Екатерина Петровна
  • Кокорев Иван Тимофеевич
  • Веселовский Алексей Николаевич
  • Башкирцева Мария Константиновна
  • Баратынский Евгений Абрамович
  • Другие произведения
  • Попугаев Василий Васильевич - Речь на день чрезвычайного собрания
  • Княжнин Яков Борисович - Траур, или Утешенная вдова
  • Толстой Лев Николаевич - Бессмысленные мечтания
  • Лондон Джек - Непреклонный белый человек
  • Розен Егор Федорович - Ютурна
  • Лесков Николай Семенович - Райский змей
  • Чернов Виктор Михайлович - Перед бурей
  • Катков Михаил Никифорович - Из полемики с Герценом "Свободный артист воображает себя представителем русского народа"
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Тип Дон Жуана в мировой литературе
  • Скабичевский Александр Михайлович - Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа