Главная » Книги

Вяземский Петр Андреевич - Крушение царскосельского поезда

Вяземский Петр Андреевич - Крушение царскосельского поезда


  

П. А. Вяземск³й

  

Крушен³е царскосельскаго поѣзда.

1840.

  
   Вяземск³й П. А. Полное собран³е сочинен³й. Издан³е графа С. Д. Шереметева. T. 2.
   Спб., 1879.
  
   Нечего и спрашивать: разумѣется и я былъ въ несчастномъ Царскосельскомъ поѣздѣ на желѣзной дорогѣ въ ночи съ 11-го на 12-е августа,- я непремѣнный членъ всѣхъ крушен³й на водѣ и на сушѣ. Горитъ-ли пароходъ? я на немъ. Сшибаются ли паровозы? я тутъ. Люди меня губятъ, но Богъ милуетъ. Благодарен³е Богу, съ этимъ жить еще можно. Должно только замѣтить одно: хотя то и другое несчаст³е были слѣдств³емъ оплошности человѣческой, но въ первомъ случаѣ несчаст³е сбыточное и предвидимое по разсчетамъ вѣроятности. Тамъ, гдѣ все дѣлается огнемъ, не мудрено, что огонь когда-нибудь и надѣлаетъ бѣды. Но послѣдн³й случай - изъят³е изъ общаго итога возможныхъ случайностей и сбыточныхъ вѣроятностей. На первый случай есть объяснен³е и оправдан³е; на второй нѣтъ ни малѣйшихъ. Лопнулъ бы котелъ, повредилось бы что въ рельсахъ, и будь жертвами этой бѣды еще большее число страдальцевъ, нежели въ настоящемъ случаѣ, то все-таки былъ бы поводъ къ снисхожден³ю и была бы возможность для оправдан³я. Всѣмъ извѣстно, что есть случаи, не подлежащ³е разсчетамъ человѣческой прозорливости и науки, ускользающ³е отъ всѣхъ мѣръ предосторожности и обдуманной заботливости. Но здѣсь это не просто случай, а преступлен³е, смертоуб³йство! Тутъ виновна не судьба: виновны люди! и, слѣдовательно, подлежатъ они строжайшей отвѣтственности предъ обществомъ, предъ человѣчествомъ. Виновенъ не одинъ человѣкъ, не отдѣльное лицо, виновны хозяева, распорядители предпр³ят³я, которое беретъ ежедневно на добровольную отвѣтственность свою и для своей пользы участь и жизнь нѣсколькихъ тысячъ людей. При такой отвѣтственности они должны быть глубоко, постоянно, исключительно проникнуты и озабочены святостью сей страшной обязанности. Въ полной-ли мѣрѣ чувствуютъ они с³ю обязанность? Оправдываютъ-ли они довѣренность, которою облечены? Нѣтъ! съ прискорб³емъ, но съ убѣжден³емъ повторимъ: нѣтъ! иначе несчаст³е, постигшее нынѣ мног³я семейства, не могло бы совершиться.
   Графъ Бобринск³й постоянствомъ, усил³ями своими, безпримѣрною дѣятельност³ю, достигнулъ важной цѣли, которая утверждаетъ за нимъ нынѣ и на будущее время признательность согражданъ. Онъ доказалъ физическую, матер³альную возможность устройства у насъ желѣзной дороги. Онъ открылъ этимъ богатое поприще будущимъ успѣхамъ промышленной и торговой Росс³и. Заслуга незабвенная! Не знаю, кто бы у насъ, кромѣ его, одержалъ с³ю побѣду съ такимъ благороднымъ упорствомъ, самоотвержен³емъ и пожертвован³ями, покоряя на каждомъ шагу затруднен³я и препятств³я всякаго рода. Такъ, матер³альная возможность Русской желѣзной дороги безпрекословно доказана. Это фактъ! Если и не мы имъ вполнѣ воспользуемся, такъ воспользуется другое поколѣн³е. Все равно! Но нравственная возможность Русской желѣзной дороги равно-ли доказана,, какъ вещественная? Нисколько! Она должна бы основана быть на гласной отвѣтственности общества, которое завѣдываетъ желѣзною дорогою, и не на одной общей отвѣтственности предъ правительствомъ, но и на частной - предъ частными лицами. На сей отвѣтственности опиралась бы общественная довѣренность, и взаимная сдѣлка имѣла бы нравственную законную силу, которой теперь нѣтъ и въ поминѣ.
   Обратимся въ послѣднему событ³ю, чтобы объяснить и подтвердить наше строгое сужден³е и примемъ въ руководство извѣщен³е, публиковавное Сѣверною Пчелою о случившемся несчаст³и.
   "Для успокоен³я публики касательно происшеств³я, случившагося въ ночи съ 11-го на 12-е августа на Царскосельской желѣзной дорогѣ, сообщаются объ ономъ слѣдующ³я, достовѣрныя извѣст³я".
   Если это не насмѣшка, что и допустить не можно, то естьли здравый смыслъ въ этой фразѣ? что можетъ быть успокоительнаго для публики въ извѣщен³и, что погибло нѣсколько людей отъ оплошности и нерадѣн³я, нигдѣ и никогда неслыханныхъ! При томъ же, какъ, объявляя о подобномъ несчаст³и, не выразить изъ сострадан³я, хотя бы изъ прилич³я, ни слова сожалѣн³я, прискорб³я о многихъ жертвахъ безпримѣрнаго происшеств³я. Напротивъ, сухо и какъ-будто ни съ чемъ не бывало разсказываютъ о немъ, какъ о ничтожномъ, ежедневномъ случаѣ, словно гдѣ-бы-нибудь выкинуло изъ трубы, или вода разлилась и затопила нѣсколько саженей земли. Публика, глубоко встревоженная и пораженная случившимся бѣдств³емъ, скорбитъ, негодуетъ, призываетъ бдительность правосуд³я на истинныхъ виновниковъ несчаст³я, а ей говорятъ: господа, вы напрасно безпокоитесь, вы слишкомъ легковѣрны!! Богъ знаетъ, съ чего вы вздумали, что случилось несчаст³е! это ничего: мы васъ сейчасъ успокоимъ. Вотъ въ чемъ дѣло: англичанинъ Масквель имѣлъ, правду сказать, минуту забывчивости, которая многимъ стоила жизни, но и только!
   И не говорите, что несообразность этого извѣщен³я заключается въ одной худой редакц³и, въ отсутств³и чувства прилич³я. Это бы еще не бѣда! но вижу тутъ другое: вижу покушен³е, умышленное усил³е устранить отвѣтственность общества, сбить съ толку встревоженное вниман³е публики и мнимымъ равнодуш³емъ заглушить общ³й ропотъ и сѣтован³я. Далѣе, въ изложен³и помянутаго извѣщен³я найдемъ друг³я доказательства, подкрѣпляющ³я наше обвинен³е.
   Тутъ же сказано, что поѣздъ изъ Царскаго Села двинулся въ путь въ 11-ть часовъ, равно какъ и С.-Петербургск³й! Не правда! мы пошли изъ Царскаго Села не ранѣе 11-ти часовъ съ половиною, а вѣроятно и нѣсколько позднѣе за разными остановками, отцѣплен³емъ одного вагона, высаживан³емъ изъ него уже сидѣвшихъ пассажировъ, и другими замедлен³ями. Слѣдовательно, и С.-Петербургск³й не тронулся съ мѣста въ означенный часъ. Иначе мы, отправившись позднѣе, нашли бы его уже на станц³и у Московскаго шоссе. Вмѣсто того, мы съѣхались, или, по несчаст³ю, ударились съ нимъ лбами на восьмой верстѣ отъ Петербурга, что неоспоримо доказываетъ, что онъ пошелъ въ путь еще позднѣе нашего. Обстоятельство поздняго отправлен³я нашего тѣмъ для меня памятнѣе, что, недолго спустя послѣ случившагося несчаст³я, я посмотрѣлъ на часы и было уже около половины перваго часа. Вышедши изъ вагоновъ и стоя на желѣзной дорогѣ, я и друг³е спутники подумали, судя по времени, что мѣсто наше не совершенно безопасно, ибо вскорѣ могъ подъѣхать другой поѣздъ, назначенный въ отправлен³ю изъ Царскаго Села въ 12-ть часовъ, и не дать намъ возможности, толпою собравшимся на дорогѣ, заблаговременно посторониться, особенно по темнотѣ туманной ночи. Конечно, обстоятельство позднѣйшаго, противъ назначеннаго часа, отправлен³я паровозовъ не было достаточною причиною послѣдовавшаго несчаст³я, ибо одинъ изъ двухъ поѣздовъ все-таки обязавъ былъ ожидать на станц³и прибыт³я другаго. Но не менѣе того оно важно, ибо доказываетъ безпорядокъ отправлен³й и недостатокъ распорядительности въ дѣлѣ, гдѣ нужна строжайшая точность. Не хорошо также и не кстати и неуважен³е къ публикѣ въ неосновательномъ отчетѣ предъ нею о подробностяхъ событ³я, въ коемъ была она, по несчаст³ю, слишкомъ очевидною и страдальческою участницею.
   По отчету вся вина сваливается на Англичанина Масквеля. Конечно, онъ непосредственный виновникъ, или вѣрнѣе непосредственное оруд³е случившагося несчаст³я, но въ самомъ дѣлѣ отвѣтственность падаетъ не на него одного, а восходитъ выше. По отзыву его, онъ забылъ о данномъ ему приказан³и остановиться на станц³и. Дѣло невозможное! Онъ или не зналъ порядочно, что долженъ встрѣтиться съ другимъ поѣздомъ, или былъ такъ пьянъ, что не зналъ, что дѣлалъ. Въ такомъ случаѣ забывчивость не вѣроподобна, тѣмъ болѣе, что онъ самъ шелъ на вѣрную гибель. Какъ бы то ни было, но виновно управлен³е. Если онъ былъ пьянъ, то чего же смотрѣли начальство и дежурные директоры? Не обязаны ли они при каждомъ отправлен³и освидѣтельствовать, въ какомъ состоян³и находится человѣкъ, въ руки коего ввѣряется жизнь нѣсколькихъ сотъ человѣкъ. Не обязаны ли директоры, особенно въ подобные экстренные случаи, когда стечен³е народа бываетъ необыкновенное и безпорядки сбыточнѣе, находиться тутъ и личност³ю своею отвѣчать на личность другихъ, или, по крайней-мѣрѣ, раздѣлять съ ними возможность опасности. Знакомымъ и друзьямъ директоровъ, конечно, должно быть очень пр³ятно встрѣчаться съ ними въ Павловскомъ воксалѣ, согласенъ, но не одною же этою прогулкою ограничивается обязанность ихъ? Если былъ на сей случай одинъ изъ директоровъ съ нами, то зналъ ли онъ, что мы должны съѣхаться съ другимъ паровозомъ? если не зналъ, какъ могъ не знать? Если зналъ, какъ могъ не дать приказан³я остановиться видя, что станц³ю миновали, не остановившись? Чего же смотрѣли коммиссары, сторожа, стоящ³е при маякахъ, кондукторы? Неужели все должно вертѣться на одномъ человѣкѣ! и если машинисту случится умереть скоропостижно, пасть въ обморокъ, или обезумѣть, то неужели не должно быть ни единаго средства въ спасен³ю? Быть не можетъ! Быть не должно.
   Далѣе сказано: по распоряжен³ю правлен³я желѣзной дороги, англичанинъ Робертъ Масквель отданъ въ полиц³ю, до окончан³я имѣющаго произвестись слѣдств³я.
   Опять та-же уловка, тоже покушен³е заслонить главную, высшую отвѣтственность отвѣтственностью второстепенною, ничтожною, одною изъ тѣхъ подставныхъ отвѣтственностей, которыя обыкновенно хранятся въ запасѣ на подобные случаи. Но уловка безуспѣшная! Она никого не увлечетъ. Всѣ голоса, сливш³еся въ одинъ общ³й голосъ на самомъ мѣстѣ несчаст³я, и сливающ³еся нынѣ въ сужден³яхъ о случившемся, обвиняли и обвиняютъ не машиниста. Публикѣ до машиниста нѣтъ дѣла. Не ему довѣряетъ она жизнь свою. Положисъ, что онъ и будетъ наказанъ, строго наказанъ, но это удовлетворен³е не дастъ нравственной силы обществу желѣзной дороги, никого не успокоитъ, ничего не обезпечитъ. Довѣренность публики, глубоко потрясенная, едва ли не до основан³я рушенная несчастнымъ событ³емъ, не ободрится снова. Если общество хочетъ оправдать себя предъ публикою, облечь себя довѣренност³ю, которая необходима въ подобныхъ предпр³ят³яхъ, гдѣ жизнь человѣческая, гдѣ благосостоян³е семействъ, какъ на карту, ставится на билетъ, выпадающ³й изъ кассы, то ему предстоитъ другая важнѣйшая обязанность. Оно должно дѣйствовать прямѣе, откровеннѣе. Пусть испроситъ оно у правительства, чтобы наряжено было полное, гласное слѣдств³е, а не слѣдств³е домашнее, келейное, гдѣ подсудимые одни разбираются между собою и гдѣ настоящ³е истцы, то есть мы, то есть публика, мы, страждущее лице, не допущены. Пусть вызваны будутъ къ сему слѣдств³ю для необходимыхъ показан³й и уликъ свидѣтели и участники того, что случилось. Пусть несчастныя жертвы, мужья, жены, дѣти, оплакивающ³е ближнихъ своихъ, семейства лишивш³яся домашняго счаст³я, а мног³я и вещественнаго благосостоян³я утратою тѣхъ, которые доставляли имъ хлѣбъ насущный, пусть они всѣ будутъ выслушаны. Пусть тѣ изъ нихъ, которые потребуютъ отъ общества законнаго удовлетворен³я за убытки, претерпѣнные ими, будутъ вполнѣ и справедливо вознаграждены, потому что въ этомъ случаѣ, если и есть утраты не оцѣненныя, то есть и так³я, которыя могутъ быть по крайней-мѣрѣ отчасти оцѣнены на деньги: иной отецъ семейства, иная рука, нога ремесленника, увѣчья, лишающ³я средства навсегда, или на время заработывать пропитан³е свое,- все это должно имѣть денежное вознагражден³е. Мы видимъ тому частые примѣры въ другихъ государствахъ. Между прочимъ укажемъ на штрафъ взыскан³я съ директоровъ желѣзной дороги въ Англ³и, послѣ недавняго несчастнаго случая, о которомъ упоминала и Сѣверная Пчела, въ слѣдъ за нашимъ происшеств³емъ. По приговору суда, директоры присуждены были заплатить около 14.000 рублей (смотри Journal des Débats, 19 августа). Отъ подобнаго гласнаго слѣдств³я и общество познаетъ лучше свои обязанности, и публика ободрится довѣренностью, которой теперь она не имѣетъ и имѣть не можетъ.
  

Другие авторы
  • Маслов-Бежецкий Алексей Николаевич
  • Вовчок Марко
  • Киплинг Джозеф Редьярд
  • Гашек Ярослав
  • Муравьев Никита Михайлович
  • Подкольский Вячеслав Викторович
  • Богданов Александр Алексеевич
  • Лялечкин Иван Осипович
  • Колычев Василий Петрович
  • Крыжановская Вера Ивановна
  • Другие произведения
  • Николев Николай Петрович - Стихотворения
  • Жихарев Степан Петрович - Б. М. Эйхенбаум. С. П. Жихарев и его дневники
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Между прочим
  • Немирович-Данченко Василий Иванович - Дербент в начале сороковых годов
  • Толстой Алексей Константинович - Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
  • Авилова Лидия Алексеевна - Творчество
  • Писарев Дмитрий Иванович - Московские мыслители
  • Пяст Владимир Алексеевич - Поэма о городах (Часть первая)
  • Левберг Мария Евгеньевна - Жюль Ромэн. Преступление Кинэта
  • Толстой Лев Николаевич - Против троицы
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 594 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа