Главная » Книги

Вяземский Петр Андреевич - Освящение церкви во имя Святыя Праведныя Елисаветы, в Висбадене

Вяземский Петр Андреевич - Освящение церкви во имя Святыя Праведныя Елисаветы, в Висбадене


  

П. А. Вяземск³й

  

Освящен³е церкви во имя Святыя Праведныя Елисаветы, въ Висбаденѣ.

1855.

  
   Вяземск³й П. А. Полное собран³е сочинен³й. Издан³е графа С. Д. Шереметева. T. 7.
   Спб., 1882.
  
   Хочу подѣлиться съ вами, любезнѣйш³е и отдаленнѣйш³е друзья, впечатлѣн³ями, которыя глубоко врѣзались въ душу мою и по многимъ отношен³ямъ найдутъ, безъ сомнѣн³я, теплое сочувств³е и въ вашей. Вамъ извѣстно, что, по приказан³ю и особенною заботливостью герцога Нассаускаго, производилось въ Висбаденѣ сооружен³е православнаго храма въ память супруги его, въ Бозѣ почившей Великой Княгини Елисаветы Михайловны. Нынѣшнею весною храмъ сей окончательно отстроенъ и освящен³е онаго назначено было 13 (25) мая текущаго года.
   Постройка новой церкви и освящен³е ея есть событ³е, вездѣ и всегда возбуждающее живое соучаст³е въ сердцѣ каждаго, любящаго благолѣп³е дома Господня. Церковь есть соборное, избранное мѣсто, куда стекаются общею любовью и въ одно семейство всѣ братья одного исповѣдан³я, куда стремятся всѣ молитвы, коими воскриляется душа наша, всѣ упован³я, всѣ чистыя радости, всѣ скорби, коими испытуется она во дни своего земнаго странствован³я. Всѣ друг³я человѣческ³я здан³я, какъ ни поражай они своимъ велич³емъ, своею роскошью, своимъ значен³емъ, какъ ни удовлетворяй они разумнымъ потребностямъ жизни нравственной и духовной, но все же они не что иное, какъ однодневныя палатки, разбитыя на временномъ пути нашего скоропреходящаго быт³я. Церковь одна есть здан³е, построенное на пути вѣчности. Не даромъ церковь именуется Бож³имъ домомъ: въ ней болѣе, нежели гдѣ-нибудь, сыны Бож³и чувствуютъ себя дома. И кто же въ часъ радости и въ часъ скорби не ощущаетъ въ себѣ иногда неодолимой потребности отдохнуть, освѣжиться духовно, духовно укрѣпиться подъ Отцовскимъ кровомъ, отложить всякое житейское попечен³е, или очистивъ и освятивъ его чувствомъ любви, благодарности и Вѣры. Если вездѣ и для всѣхъ Бож³й домъ имѣетъ подобное значен³е, то тѣмъ еще живѣе и полнѣе оно на чужбинѣ и особенно для Русскаго. Для насъ православный храмъ есть духовная и, вмѣстѣ съ тѣмъ, народная святыня. Русская церковь, гдѣ бы ни была она,- есть Росс³я. Въ ней мы окружены, проникнуты духовною жизнью родины; въ ней слышимъ мы языкъ ея въ высшихъ и благозвучнѣйшихъ выражен³яхъ роднаго слова. Сыны западныхъ церквей лишены этого чистаго, намъ свято принадлежащаго наслажден³я.
   Легко послѣ того понять, съ какимъ усерд³емъ воспользовался я предстоящимъ мнѣ случаемъ присутствовать при священномъ обрядѣ, который своею христ³анскою и народною торжественностью обѣщалъ душѣ моей такъ много отрадныхъ и душеспасительныхъ впечатлѣн³й. Готовясь на дняхъ къ отъѣзду въ Росс³ю, мнѣ пр³ятно было заключить свое долгое и болѣзненное странствован³е по чужимъ краямъ участ³емъ въ событ³и въ высшемъ смыслѣ Русскомъ. Еще другое побужден³е, равно всесильное и равно близкое сердцу моему, влекло меня нынѣ въ Висбаденъ. Въ Бозѣ почивш³й Его Императорское Высочество Велик³й Князь Михаилъ Павловичъ всегда удостоивалъ меня милостиваго своего доброжелательства: глубочайшая преданность моя къ живому обратилась въ признательное благоговѣн³е къ его незабвенной памяти. Тѣмъ-же чувствомъ благодарной и неизмѣнной преданности глубоко проникнута душа моя и къ Августѣйшей Особѣ Великой Княгини Елены Павловны. Предъ отъѣздомъ моимъ изъ Росс³и, на который я былъ вынужденъ тяжкою и упорною болѣзнью, Ея Императорское Высочество благоволила оказать мнѣ милостивое и сердобольное участ³е, которое неизгладимо запечатлѣно въ душѣ моей. Слабою данью признательности радъ я былъ ознаменовать конецъ путешеств³я, которое предпринято было подъ благодѣтельнымъ ея напутств³емъ. Могъ ли я отказаться отъ исполнен³я священной обязанности и отъ грустной отрады поклониться смертнымъ останкамъ ихъ возлюбленной дочери, которые, послѣ десятилѣтняго перепутья, могли, наконецъ, быть водворены на постоянное и родное жительство подъ материнскою сѣнью Православной церкви?
   Вслѣдств³е того, отложивъ на нѣсколько дней отъѣздъ мой въ Росс³ю, отправился я изъ Баденъ-Бадена 12 (24) мая и въ тотъ-же день вечеромъ, благодаря желѣзной дорогѣ, былъ я уже въ Висбаденѣ. Въ вагонахъ и предъ входомъ въ Висбаденск³я гостинницы замѣтно было особенно Русское движен³е: съ разныхъ сторонъ соотечественники наши съѣзжались на православное торжество и чаще обыкновеннаго раздавались здѣсь и тамъ Русск³я рѣчи {Здѣсь встрѣтилъ я: повѣреннаго въ дѣлахъ при Германскомъ союзѣ Д. Г. Глинку съ секретаремъ мисс³и барономъ Менгденомъ, повѣреннаго въ дѣлахъ при Баденскомъ дворѣ Н. А. Столыпина съ супругою, секретаря Стутгартской мисс³и князя Щербатова съ супругою, князя А. Н. Волконскаго, князя Гагарина - секретаря при Аѳинской мисс³и, Н. А. Свистунову, княгиню Гагарину съ невѣсткою ея, вдовою Мартыновою, графиню Шуазелъ, урожденную княжну Голицыну, баронессу Клинковстремъ и еще нѣсколько Русскихъ семействъ.}.
   13 (25) въ девять часовъ утра мы были собраны въ Русской церкви, еще издали привѣтствовавшей насъ съ одного изъ уступовъ Таунусскихъ горъ своими родными намъ пятью куполами и золотомъ блестящими пятью крестоносными главами. Какъ много ни наслышались мы прежде о благолѣп³и церковнаго здан³я, но оно превзошло всеобщее ожидан³е. Все тутъ соединено, чтобы изумить и порадовать самое взыскательное вниман³е. Величавость, красивость, соразмѣрность, роскошь и утонченная отдѣлка всѣхъ частностей и малѣйшихъ подробностей въ художественномъ исполнен³и зодчества и живописи, все слилось въ одну цѣлую и стройную громаду, исполненную изящности и велич³я и воодушевленную религ³озною мыслью и религ³ознымъ чувствомъ. И въ Росс³и подобный храмъ былъ бы особенно замѣчательнымъ и отраднымъ явлен³емъ. Здѣсь, на чужой сторонѣ и посреди чуждаго ему народонаселен³я, онъ поражаетъ еще живѣйшимъ и болѣе глубокимъ впечатлѣн³емъ. Благочестивый создатель Висбаденскаго храма Его Высочество герцогъ Нассауск³й сдѣлалъ доброе и прекрасное дѣло. Благодарность и достойная хвала ему! И въ храмѣ семъ, на мног³я и долг³я лѣта, доколѣ будетъ проповѣдано въ немъ слово Бож³е, жертва с³я не будетъ забыта, и прольется изъ души молитва о создателѣ святыя обители сея.
   Мѣстоположен³е храма къ сѣверо-западу отъ Висбадена, въ 45 минутахъ пути отъ средоточ³я города, отмѣнно красиво. Оно очень нравилось Ея Императорскому Высочеству, и было одною изъ любимыхъ ея прогулокъ по окрестности. Это предпочтен³е не было ли тайнымъ, безсознательнымъ предчувств³емъ, что изъ всей живописной и благами природы ущедренной Нассауской области, гдѣ любовь супруга, любовь народа и святыя радости семейной жизни обѣщали ей такъ много счаст³я; не было-ль это предчувств³емъ, что вскорѣ одинъ этотъ уголокъ останется за нею въ вѣчное и неотъемлемое владѣн³е? Кругомъ зеленѣетъ лѣсъ, а къ сѣверу возвышаются лѣсистыя Таунусск³я горы. Визант³йская архитектура храма съ куполами своими, смѣло и, такъ сказать, одушевленно поднимающимися къ небу, отличается рѣзкимъ и самобытнымъ рисункомъ своимъ отъ мрачнаго однообраз³я готическихъ здан³й, разбросанныхъ по берегамъ Рейна. Основан³е храма извнѣ представляется квадратнымъ; внутри же оно образуетъ правильно равноконечный крестъ: углы, образуемые оконечностями креста, застроены четырьмя башнями, которыя дверьми соединяются съ внутренностью храма. Онъ освѣщается посредствомъ четырехъ тройныхъ оконъ, прорѣзанныхъ подъ каждою изъ четырехъ арокъ, на которыхъ держится куполъ. Надъ тремя изъ этихъ оконъ извнѣ помѣщено по одному барельефному изображен³ю въ овальной формѣ и значительномъ размѣрѣ. С³и барельефы - художественно-замѣчательное произведен³е Берлинскаго скульптора Гопфгартена, который, впрочемъ, обезсмертилъ имя свое еще превосходнѣйшимъ творен³емъ, составляющимъ новую замѣчательность Висбаденскаго храма, о которой упомянемъ ниже. Въ барельефахъ изображены: на восточной сторонѣ - Св. Архистратигъ Михаилъ, на южной - Св. Праведная Елисавета, на западной - Св. Царица Елена, которой преимущественно быть здѣсь подобаетъ, какъ небесной представительницѣ за матерь усопшей Великой Княгини и вмѣстѣ съ тѣмъ усердной основательницѣ благолѣпныхъ храмовъ, достойно служившихъ Висбаденскому образцемъ. Къ сѣверной же стѣнѣ, непосредственно примыкающей къ горѣ, сдѣлана выдающаяся изъ цѣлаго пристройка, внутри отдѣленная отъ храма завѣсою, и въ которой помѣщенъ надгробный памятникъ Государыни Великой Княгини. Внутреннее расположен³е и украшен³е храма вполнѣ соотвѣтствуютъ велич³ю и изящности цѣлаго здан³я. Просторъ и вышина съ перваго взгляда пр³ятно поражаютъ соразмѣрностью своею. Ровное освѣщен³е представляетъ всѣ частности въ приличномъ и выгодномъ свѣтѣ. Стѣны покрыты частью темно-сѣрымъ, частью темно-голубымъ и темно-красноватымъ нассаускимъ мраморомъ; полъ въ видѣ мраморнаго паркета также изъ здѣшняго темнаго и бѣлаго мрамора. Но однимъ изъ важнѣйшихъ и въ высшей степени изящнымъ украшен³емъ здан³я служитъ его иконостасъ, раздѣленный на три яруса и сдѣланный изъ бѣлаго каррарскаго мрамора по плану, составленному Висбаденскимъ архитекторомъ Гофманомъ, строившимъ храмъ. Назначенный къ производству сей постройки, онъ ѣздилъ въ Росс³ю съ тѣмъ, чтобы изучить въ С.-Петербургѣ и Москвѣ Русское церковное зодчество. Природное дарован³е и прилежное и добросовѣстное изучен³е его увѣнчаны были полнымъ успѣхомъ, ознаменовавшимся въ блистательномъ исполнен³и великаго труда.
   Иконы, помѣщенныя въ трехъ ярусахъ иконостаса, писаны С.-Петербургскимъ художникомъ Нефомъ, и пожалованы храму Ея Императорскимъ Высочествомъ Государынею Великою Княгинею Еленою Павловною, такъ же какъ и богатая ризница, въ которую было облачено духовенство въ день освящен³я храма. За исключен³емъ образовъ Спасителя, Бож³ей Матери и Тайной Вечери, остальные 18 писаны на золотомъ грунтѣ и 12 изъ нихъ въ лолный ростъ человѣческ³й. Трудно найти даже и въ Росс³и такое собран³е иконъ, которое было бы во всѣхъ частяхъ своихъ такъ тщательно и изящно отдѣлано. Наибольшее вниман³е обращали на себя изображен³я: Бож³ей матери съ Божественнымъ Младенцемъ на рукахъ (у Царскихъ вратъ), Святой Мар³и Магдалины надъ южною боковою дверью алтаря (въ среднемъ ярусѣ), Святой Царицы Елены и Святой Великомученицы Екатерины (противъ лѣваго клироса въ нижнемъ ярусѣ).
   Въ верхней части храма,- тамъ, гдѣ оканчивается иконостасъ, начинается рядъ священныхъ стѣнныхъ изображен³й, писанныхъ также на золотомъ грунтѣ Берлинскимъ профессоромъ Гопфгартеномъ (родственникомъ скульптора того же имени). На углахъ подъ куполомъ изображены святые пророки; на аркахъ, поддерживающихъ куполъ, св. апостолы и ветхозавѣтные праведники: Моисей, Ааронъ, Ил³я и Елисей. Въ самомъ куполѣ представленъ ликъ ангеловъ, парящихъ къ небу. Подъ самою главою купола изображено всевидящее Око Бож³е. Въ алтарѣ, воскресш³й Спаситель представленъ на оконномъ стеклѣ Мюнхенской работы.
   Памятникъ въ Бозѣ почившей Ея Императорскаго Высочества Великой Княгини, воздвигнутый въ особой постройкѣ, отдѣленной завѣсою отъ внутренности храма, и слѣдовательно невидимый, хотя собственно и не принадлежитъ ему, но составляетъ одно изъ лучшихъ его украшен³й. Великая Княгиня представлена лежащею на одрѣ. Сонъ ли это отдыхающей жизни? Безсмертное ли успен³е странницы, уже совершившей свой путь земной? Трудно рѣшить! Такъ много жизни и теплоты въ этомъ неподвижномъ и холодномъ мраморѣ, такое ясное и уже безплотное спокойств³е въ выражен³и лица, во всемъ станѣ, въ членахъ. Нельзя хладнокровно и отчетливо входить во всѣ подробности превосходнаго исполнен³я труда, коимъ г. Гопфгартенъ запечатлѣлъ имя свое въ спискѣ изящнѣйшихъ и первостепенныхъ художниковъ нашего времени. Не только слова, но, по мнѣ, и сама живопись не въ силахъ замѣнить и передать впечатлѣн³я, которыя съ такою истиною и полнотою отражаются въ чувствахъ при созерцан³и мастерскаго произведен³я ваятельнаго искусства.
   Изъ всѣхъ церковныхъ обрядовъ, обрядъ освящен³я церкви есть одинъ изъ торжественнѣйшихъ и умилительнѣйшихъ. Оно такъ и должно быть. Царь славы нисходитъ на землю и благоволитъ водвориться въ обитель, устроенную Ему слабыми, но усердными руками Его поклонниковъ и молитвенниковъ. Святая церковь предписываетъ священнослужителямъ самимъ созидать Престолъ для Царя славы, омывая, отирая и наконецъ украшая престольную святыню священными одеждами. За тѣмъ слѣдуетъ торжественное шеств³е кругомъ освящаемаго храма съ хоругвями, зажженными свѣчами, иконами и наконецъ со святымъ антиминсомъ на главѣ настоятеля, предварительно уже освященнымъ рукою епископа и снабженнымъ частью святыхъ мощей. Весьма знаменательно возглашен³е настоятеля предъ храмомъ, когда поцесс³я останавливается у западныхъ затворенныхъ вратъ его: "Возьмите врата князи ваша, и внидетъ Царь славы". На что хоръ пѣвчихъ внутри храма отвѣчаетъ: "Кто есть сей Царь славы"? И отвѣтомъ настоятеля: "Господь силъ, той есть Царь славы", врата храма отворяются, и при общемъ пѣн³и: "Господь силъ, той есть Царь славы", всѣ вмѣстѣ съ невидимымъ Царемъ входятъ въ новое селен³е Бож³е. За тѣмъ слѣдуютъ молитвы и отпустъ. По отпустѣ, чтен³е часовъ и святая литург³я.
   Все богослужен³е исполнено было со всевозможною торжественностью, съ благоговѣн³емъ и пышностью. Три священника: Стутгартск³й, Берлинск³й и Висбаденск³й и Веймарск³й д³аконъ совершали богослужен³е. Было два хора превосходныхъ пѣвчихъ: одинъ прибывш³й изъ Стутгарта, другой составленный въ Висбаденѣ изъ Нѣмцевъ, которые не только пѣли отлично, но терпѣливою заботливостью Висбаденскаго священника обучены были совершенно правильному произношен³ю Русскихъ словъ. Священникъ Янышевъ сказлъ приличное обстоятельству и торжеству духовное слово, которое глубоко отозвалось въ душѣ слушателей. Жалѣю, что не могу сообщить вамъ выписокъ, не имѣя его подъ руками, такъ-же какъ и слова прото³ерея Базарова, который въ присутств³и сановниковъ Двора, чиновниковъ и многихъ иновѣрныхъ посѣтителей, прочелъ на Нѣмецкомъ языкѣ краткое надгробное слово въ память Августѣйшей Покойницы. Словомъ сказать, хотя и далеко отъ родины, духомъ, помышлен³емъ и всѣми чувствами своими могли мы вообразить себѣ, что мы не на чужбинѣ, а на святой Руси, посреди роднаго Православ³я. Здѣсь кстати замѣтить съ должною благодарностью, что вообще въ заграничныхъ Русскихъ церквахъ богослужен³е совершается съ отмѣннымъ благочест³емъ. Священники въ высшей степени образованные, благочестивые и усердные къ исполнен³ю своихъ священныхъ обязанностей. Не только услаждаютъ они духовною отрадою соотечественниковъ, имѣющихъ счаст³е сблизиться съ ними, но они умѣютъ заслуживать уважен³е и сочувств³е даже и иновѣрныхъ жителей въ мѣстахъ ихъ пребыван³я. Въ числѣ многихъ заслугъ, оказанныхъ пользамъ Русской Церкви нашимъ Святѣйшимъ Синодомъ, выборъ достойныхъ представителей Русской Церкви за границею не долженъ былъ пропущенъ безъ вниман³я и признательности.
   Эту заслугу могутъ особенно оцѣнить Русск³е, заброшенные въ чуж³е края недугами и желан³емъ возстановить здоровье свое вл³ян³емъ лучшаго климата и. благодѣян³ями щедрой и цѣлительной природы. Для насъ Русская церковь, Русская обѣдня, слышанная на чужбинѣ, имѣютъ невыразимую прелесть и для душт цѣлттельную и успокоительную силу. Нѣтъ сомнѣн³я, что въ каждомъ благонастроенномъ сердцѣ чувство родины, чувство родное не только не ослабѣваетъ за границею, не притупляется отъ различныхъ и многостороннихъ внѣшнихъ впечатлѣн³й, но напротивъ изощряется, крѣпнетъ и болѣе и глубже сосредоточивается въ себѣ. Каждый изъ насъ готовъ сказать съ Французскимъ поэтомъ: "Plue je ris l'étranger, pins j'aimai mon pays", или съ Русскимъ: "Мила намъ добра вѣсть о нашей сторонѣ". Не знаю, какъ объяснить, но оно положительно вѣрно. Въ Росс³и жадно прислушиваемся ко всему, что дѣлается въ Европѣ: посреди разнообраз³я, шума, тревоги, соблазновъ Европейскихъ, вниман³е наше преимущественно обращено на Росс³ю. Каждая вѣсть, каждый звукъ, долетающ³е до насъ изъ родины, западаютъ въ душу, сладостно или горестно ее волнуя. Мы какъ-то утѣшаемъ себя въ отсутств³и изъ Росс³и всеобъемлющимъ господствующимъ въ насъ чувствомъ и сознан³емъ, что мы Русск³е. Въ Росс³и мног³е хлопочутъ какъ бы прочесть листокъ Journal des Débats, за границею жадно кидаемся на листокъ Сѣверной Пчелы и Инвалида, и прочитываемъ его отъ строки до строки. Это родное чувство, эта Русская потребность всегда отыскивались въ душѣ Русскаго путешественника: въ нынѣшнихъ обстоятельствахъ они еще могущественнѣе и увлекательнѣе. И гдѣ же болѣе и отраднѣе, какъ не въ нашей церкви, можемъ утолить сей задушевный голодъ, с³ю жажду Русскихъ впечатлѣн³й, Русскихъ ощущен³й разумныхъ и нравственныхъ? Какъ выразить умилен³е, воодушевлен³е наше при слышан³и церковныхъ молитвъ: "о недугующихъ, страждущихъ, плѣненныхъ и о спасен³и ихъ"; "о Благочестивѣйшемъ, самодержавнѣйшемъ Великомъ Государѣ нашемъ Императорѣ всея Росс³и; о державѣ, побѣдѣ, пребыван³и, мирѣ, здрав³и, спасен³и его и наипаче поспѣшити и пособити ему во всѣхъ, и покорити подъ нозѣ его всякаго врага и супостата", и "о всемъ христолюбивомъ воинствѣ"; "облаженныхъ к приснопамятныхъ, святѣйшихъ патр³арсѣхъ православныхъ и благочестивыхъ царѣхъ и благовѣрныхъ царицахъ и о всѣхъ прежде почившихъ отцѣхъ и брат³яхъ"! Каждое слово изъ сихъ молитвъ глубоко отзывается въ душѣ; кажется, оно пр³емлетъ въ ней новое, дополнительное, усиленное значен³е. Церковное наше благозвучное пѣн³е умиляетъ и окриляетъ душу и, увлекая ее, переноситъ то въ земную отчизну, то въ небесную. Никогда не присутствовалъ я при Русскомъ богослужен³и за границею, чтобы слезами не отвѣчать на нѣкоторыя изъ нашихъ молитвъ. Признаюсь, въ самомъ ²ерусалимѣ, въ сей святынѣ, въ семъ живомъ храмѣ Бога живаго, умершаго и воскресшаго, я невольно тосковалъ о нашемъ богослужен³и, о нашемъ молитвенномъ языкѣ и пѣн³и.
   Въ полночь на 14 (26) мая, совершена была православнымъ священникомъ лит³я предъ выносомъ гроба блаженной памяти Великой Княгини; послѣ чего онъ взялъ образъ Спасителя, которымъ почившая была благословлена отъ своихъ высокихъ родителей, и вмѣстѣ съ тѣмъ открылась траурная процесс³я въ новую православную церковь, гдѣ была приготовлена встрѣча со стороны прочаго Русскаго духовенства. Процес³я с³я проходила чрезъ мног³я улицы, наполненныя народомъ, не смотря на позднюю пору, окна домовъ были открыты и изо всѣхъ выглядывали лица. Память Великой Княгини жива въ столицѣ, которую она такъ недолго украшала присутств³емъ своимъ; но и въ это недолгое время успѣла добродѣтелью своею и прозорливою, и дѣятельною благотворительностью оставить по себѣ незабвенные слѣды, которые Русск³й съ радостью и благодарностью встрѣчаетъ вездѣ, гдѣ жила, или гдѣ живетъ благословенная отрасль нашего Царскаго Дома. Картина была въ высшей степени поразительная и трогательная. Благоуханная, тихая, теплая, ярко освѣщенная мѣсяцемъ ночь таинственностью и торжественностью своею вполнѣ соотвѣтствовала умилительному дѣйств³ю, которое совершалось на землѣ. Съ возвышен³я, на которомъ стоитъ церковь, видно было, какъ погребальная процесс³я, при зажженныхъ факелахъ, медленно поднималась на гору и приближалась къ мѣсту своего назначен³я. Послѣдн³й земной переходъ Странницы, которая такъ недолго жила на землѣ и которой по смерти ея суждено было десять лѣтъ ожидать, пока заботливостью любви, ее оплакивающей, былъ устроенъ и освященъ для ея останковъ пр³ютъ, ея достойный. Звуки погребальной военной музыки заунывно раздавались въ ночной тишинѣ.
   Наконецъ почившая Странница дома! Церковь приняла ее на свое лоно и осѣнила кровомъ и крестомъ своимъ. Гробъ поставленъ посреди храма, ярко освѣщеннаго, и мраморныя стѣны блещутъ; отражая многочисленные огни. Заупокойная служба есть печальный, но вмѣстѣ съ тѣмъ и утѣшительный обрядъ. Началась паннихида: поистинѣ ночное бдѣн³е! Умилительность заупокойныхъ нашихъ церковныхъ молитвъ и пѣсней знакома каждому изъ насъ. Въ комъ не пробуждаютъ онѣ глубок³я и навсегда незабвенныя воспоминан³я и скорби? Кто не связываетъ съ ними памяти о дняхъ, о событ³яхъ, которые изъ всѣхъ дней, изъ всѣхъ событ³й жизни одни не подлежатъ уже ни течен³ю, ни измѣнен³ямъ времени, а остаются неотъемлемою собственностью души? Всѣ проч³я событ³я и воспоминан³я относятся въ жизни преходящей и конечной. Одна смерть, одна паннихида, торжественное, христ³анское славослов³е смерти, напоминаютъ намъ о жизни безконечной.
   "Со святыми упокой, Христе, душу рабы Твоея, идѣже нѣсть болѣзнь, ни печаль, ни воздыхан³е, но жизнь безконечная".
   Внимая симъ словамъ въ Висбаденской церкви, кто изъ насъ не повторялъ ихъ въ глубинѣ души въ память виновницѣ сего печальнаго торжества, и вмѣстѣ съ тѣмъ не переносился мыслью и чувствомъ въ Росс³ю, которая недавно и такъ неожиданно внимала симъ молитвеннымъ словамъ предъ другимъ гробомъ, предстоящему родственнымъ и вмѣстившимъ въ себѣ тридцать лѣтъ могущества, славы и любви Росс³и.
   По окончан³и паннихиды, гробъ перенесенъ былъ и опущенъ въ подземельный склепъ храма, находящ³йся подъ надгробнымъ памятникомъ. Цвѣты, которые въ свѣжей красотѣ своей были положены на гробъ въ день перваго отпѣванья, нынѣ уцѣлѣвш³е, но уже поблекш³е, опущены были въ землю вмѣстѣ съ останками той, которая также цвѣла на землѣ и, какъ они, скоро и преждевременно увяла.
   14 (26) мая совершена была торжественная заупокойная обѣдня и въ заключен³е опять паннихида.
   Слышно, что при церкви предназначается устроить Русское кладбище. Мысль прекрасная, и да благословитъ ее Господь Богъ и дастъ ей созрѣть и осуществиться! Отрадно каждому изъ насъ думать, что если суждено ему будетъ умереть на чужбинѣ, то есть въ ней гостепр³имный уголокъ, освященный Русскимъ богослужен³емъ, гдѣ можно будетъ отдыхать, какъ дома, вмѣстѣ съ родными земляками, и гдѣ на родномъ языкѣ будутъ молиться о здѣ лежащихъ и повсюду православныхъ.
  

Другие авторы
  • Замакойс Эдуардо
  • Лукомский Александр Сергеевич
  • Погодин Михаил Петрович
  • Толстая Софья Андреевна
  • Спейт Томас Уилкинсон
  • Метерлинк Морис
  • Модзалевский Лев Николаевич
  • Венский (Пяткин) Е. О.
  • Гофман Виктор Викторович
  • Чюмина Ольга Николаевна
  • Другие произведения
  • Шмелев Иван Сергеевич - Олег Михайлов. Иван Шмелев
  • Аксаков Иван Сергеевич - Н. Белевцева. Наука как религия, или Религия как философия
  • Толстой Лев Николаевич - Поликушка
  • Есенин Сергей Александрович - Возвращение на родину
  • Пушкин Василий Львович - Замечания о людях и обществе
  • Вяземский Петр Андреевич - О московских праздниках по поводу мануфактурной выставки, бывшей в Москве
  • Бунин Иван Алексеевич - Копье господне
  • Белый Андрей - Рец.: В. Розанов, "Когда начальство ушло...", 1905-1906 гг.
  • Бем Альфред Людвигович - Спор о Маяковском
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Д. И. Писарев
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 623 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа