Главная » Книги

Волошин Максимилиан Александрович - Первая выставка в редакции "Аполлона"

Волошин Максимилиан Александрович - Первая выставка в редакции "Аполлона"


  

Первая выставка въ редакц³и "Аполлона"

  
   "Аполлонъ", No 2, 1909
  
   "Аполлонъ" предполагаетъ устраивать въ помѣщен³и своей редакц³и небольш³я выставки отдѣльныхъ художниковъ, русскихъ и иностранныхъ.
   Приступая къ выполнен³ю намѣченной программы, "Аполлонъ" имѣетъ въ виду осуществлен³е того типа интимныхъ выставокъ, который уже давно утвердился въ Парижѣ, Вѣнѣ, Мюнхенѣ и т. д. и сталъ насущной потребностью западноевропейской художественной жизни. Так³я маленьк³я выставки, дающ³я четк³й рисунокъ лица одного художника или одной струи въ большомъ течен³и искусства, или одной ноты въ большомъ "Oeuvre'ѣ" мастера, представляютъ необходимую поправку къ тѣмъ органическимъ свойствамъ, отчасти обезцѣнивающимъ больш³е и торжественные парады искусства, на которыхъ тонетъ все интимное, тонкое, еще не возвысившее голосъ надъ толпой и потому особенно цѣнное.
   Первая выставка (отъ 25 октября - 2 ноября) была посвящена работамъ Георг³я Лукомскаго - акварели, рисунки, гваши: "Древлянск³е навѣвы", "Изъ средневѣковья", "Старый Парижъ", "По Итал³и", "Дворцы, виллы, сады", "Жилиша и храмы". Выставку посѣтило около 600 человѣкъ.
  
   Г. К. Лукомск³й видитъ пейзажъ въ потухшихъ, немного пыльныхъ, но глубокихъ тонахъ. Точно сквозь дымъ.
   Виды Волыни и Фоитенеблосск³й замокъ, Вилла д'Эсте и отели Парижа подернуты для его глаза легкимъ траурнымъ флеромъ.
   Сѣверные древлянск³е пейзажи пр³обрѣтаютъ подъ сто рукой грустную элегантность, a сладчайш³я лин³и итальянскихъ виллъ - сумеречную строгость.
   Онъ обладаетъ цѣннымъ для акварелиста искусствомъ: скромво отступать на задн³й планъ со своими красками и предоставлять тону бумаги говорить за себя. Голосъ матер³ала внушительнѣе голоса человѣка. Лукомскому часто удается создать ту тишину, въ которой этотъ голосъ можетъ быть слышенъ. Сѣрая бумага, на которой написаны его пейзажи, "звучитъ" изъ-подъ каждаго пятна. Когда же онъ рисуетъ иа бѣлой бумагѣ очерки итальянскихъ церквей, то кладетъ лишь столько красочныхъ тѣней, сколько нужно для того, чтобы создать бѣлый тонъ стѣнъ. Эта сдержанность даетъ чувство достоинства его акварелямъ. Ему даны отъ природы талантливость и легкость. Но талантливость и легкость - опасныя свойства для художника. Делакруа утверждалъ, что самый критическ³й въ жизни живописца моментъ тотъ, когда онъ почувствуетъ кисть совершенно легко въ своей рукѣ. Мастеръ хотѣлъ сказать, что цѣнность искусству даетъ преодолѣн³е. Чѣмъ значительнѣе талантъ, тѣмъ труднѣе должно быть преодолѣн³е. Ген³я же безъ всякихъ разговоровъ слѣдуетъ сковывать по рукамъ и по ногамъ желѣзными цѣпями - пусть вывертывается. Гейне недаромъ цѣнилъ въ Рубенсѣ то, что тотъ сумѣлъ взлетѣть къ небу на лебединыхъ крыльяхъ, несмотря на то, что къ его ногамъ были привязаны тысячи пудовъ голландскаго сыра. Г. К. Лукомск³й не ищетъ тяжести преодолѣн³й, но его спасаетъ то, что онъ архитекторъ. Живописная легкость могла бы совершенно погубить его, если бы ее не умѣряли свойственная архитекторамъ сухость и та линейная строгость, которая таится въ этой сухости. Когда же онъ даетъ чистоархитектурные рисунки здан³й, то непреклонную точность ихъ лин³й онъ смягчаетъ илшресс³онистическойвиртуозностью.
   Сер³я "Храмы и Жилища" служитъ образцомъ того, какъ онъ умѣетъ передавать архитектурное лицо здаи³я, совершенно опуская всѣ детальныя подробности. Эти рисунки, исполненные съ такой красивой эконом³ей лин³й и красокъ, такъ удачно срѣзанные въ своихъ тѣсныхъ рамкахъ, хотѣлось бы видѣть украшен³емъ книги. Быть можетъ, въ этомъ и есть истинное призван³е Г. К. Лукомскаго.

Максимил³анъ Волошинъ.

  

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа