Главная » Книги

Андреевский Николай Аркадьевич - О значении древней истории

Андреевский Николай Аркадьевич - О значении древней истории


  
   Андреевский H. A. О значении древней истории // Богословский вестник 1899. Т. 2. No 6. С. 181-193 (2-я пагин.).
  

О ЗНАЧЕН²И ДРЕВНЕЙ ИСТОР²И.

  
   М³ръ ученый и образованный рѣшилъ уже, что нѣтъ картины величественнѣе и наставительнѣе - картины исторической вообще. Жизнь многихъ десятковъ вѣковъ, съ первой минуты рожден³я человѣческаго общества, до настоящаго его развит³я, раскрывается въ ней передъ нами во всемъ поразительномъ ея разнообраз³и. - При общемъ взглядѣ на эту чудную картину - дивишься ей, и невольно погружаешься въ глубочайш³я размышлен³я; при взглядѣ на части - знакомишься съ картиною ближе, a при разсмотрѣн³и частностей изучаешь ее.- Но и этотъ общ³й взглядъ, и ближайшее знакомство, и изучен³е въ подробностяхъ картипы,- все взаимно обусловливается одно другимъ. При разсматриван³и частей нельзя не увлекаться въ подробности, и въ тоже время, чтобы понять эти подробности, нельзя не смотрѣтъ на всю картину. Какъ въ цѣпи каждое звѣно связано съ другими, такъ и въ жизни м³ра каждый возрастъ есть пояснен³е другаго,- a всѣ вмѣстѣ составляютъ сущность, жизнь этой картины.
   Этотъ взглядъ даетъ намъ возможность, не нарушая цѣлости исторической картины, ограничиться въ настоящемъ нашемъ разсужден³и разсмотрѣн³емъ только одной части ея, именно м³ра древняго - дѣтства человѣчества, какъ называютъ его обыкновенно,- и опредѣлить его характеръ и значен³е въ отношен³и ко всей исторической картинѣ.
   Что прежде всего бросается намъ въ глаза при взглядѣ на эту картину?- То, что каждая нац³я м³ра, живя и дѣйствуя для цѣлаго человѣчества, имѣетъ еще и свою собственную физ³оном³ю. - Это какъ бы члены одного семейства, или лучше сказать одного тѣла, каждый съ своеобразною свободною дѣятельност³ю: но всѣ вмѣстѣ выражающ³е одну какую-либо идею, по волѣ Бога, общаго Промыслителя человѣчества.
   Всѣ первоначальныя нац³и древняго м³ра мы находимъ около Средиземнаго моря, какъ бы около одной общей колыбели младенчествующихь племенъ. Тамъ, на востокѣ, мы видимъ сначала племя Халдейское - съ характеромъ воинствующимъ по преимуществу: это былъ мечъ Бож³й для наказан³я народовъ, по выражен³ю св. Писан³я.- Передъ ними, ближе къ морю, живутъ Евреи - исключительные служители Бога истиннаго, среди разнообразнаго многобож³я древняго м³ра. - Подлѣ нихъ - Финик³яне, купцы и оруд³е знакомства древнихъ, чуждыхъ другъ другу народовъ.- На южной сторонѣ Средиземнаго моря - отрасль ихъ. Карѳагеняне - купцы и воины вмѣстѣ. - Между ними и Евреями, на юго-восточномъ краю Средиземнаго моря Египтяне - земледѣльцы и мудрецы древняго м³ра. И наконецъ, дальше всѣхъ, за племенемъ Халдейскимъ, Персы, главнымъ народъ племени Иранскаго, соединивш³е въ себѣ всѣ элементы востока, по покорен³и его.
   На западѣ древняго историческаго м³ра, на противоположной сторонѣ Средиземнаго моря, мы находимъ сначала Грековъ, народъ по преимуществу поэтическ³й, изящный. Справедливо сказано, что древняя Еллада вся лежала въ предѣлахъ лин³и красоты, и что этою-то лин³ею она отдѣлялась отъ варваровъ, т. е. не Грековъ. Греки были первымъ народомъ историческаго запада, и первые стали безъ сравнен³я выше всѣхъ другихъ древнихъ народовъ по своему врожденному, глубокому сочувств³ю ко всему гармоническому, истинному, прекрасному и по своему отвращен³ю отъ всего неестественнаго и преувеличеннаго. Молодому Пиндару, показывавшему расположен³е къ восточной колоссальности, сказала однажды Коринна, что нужно сѣять изъ руки, a не изъ полнаго мѣшка: эти слова были основнымъ греческимъ народнымъ вкусомъ. Во вкусѣ греческомъ было столько красоты идеи, формы и взаимной ихъ гармон³и, что самыя фур³и представлялись y нихъ не съ ужасающимъ и отвратительнымъ лицомъ, но такъ, что чувство ужаса невольно навѣвалось на зрителя, выступая незамѣтно изъ всей постановки прекрасной статуи. Наконецъ филолог³я открыла намъ, что только на одномъ греческомъ языкѣ есть слово χαλοχἀγαϑία, которое выражаетъ всегдашнее гармоническое сродство двухъ понят³й: прекраснаго и добраго, т. е. Греки полагали, что въ прекрасномъ тѣлѣ должна быть непремѣнно и прекрасная душа.- На сѣверъ отъ Грец³и лежала Македон³я. Это была та же Грец³я, только съ примѣсью варварства; потому что народонаселен³е Македон³и составили Греки и туземцы. Греки принесли къ нимъ свое позднѣйшее образован³е, смѣшались съ ними, и изъ этого смѣшен³я образовалась та чудная жизнь Македонянъ, которой полнымъ выражен³емъ былъ Александръ. Это былъ и необыкновенный полководецъ, и поэтъ, и велик³й государь, но только въ отношен³и Македонянъ и Грековъ, но и въ отношен³и всѣхъ побѣжденныхъ имъ народовъ: его политическ³й умъ впервые соединилъ востокъ и западъ такими узами политическими и нравственными, что невольно признаешь въ Александрѣ Македонскомъ человѣка великаго, и въ то же время въ этомъ человѣкѣ было слишкомъ много недостатковъ, свойственныхъ еще народамъ необразованнымъ, каковы были туземные Македоняне, до поселен³я между ними Грековъ.- Наконецъ, еще западнѣе м³ра греко-македонскаго жили Римляне,- народъ, y котораго развилось такое сильное преобладан³е ума и воли, какъ y Грековъ чувства и вкуса. Римск³й умъ весь обращенъ былъ къ практической пользѣ, т. е. къ пр³обрѣтен³ямъ и къ устройству пр³обрѣтеннаго. Поэтому-то Римляне были отличными воинами и строителями. Они завоевали себѣ весь древн³й м³ръ и устроили свою импер³ю такъ, что формы этого устройства сохранились до нынѣ. Въ Римскомъ м³рѣ соединились всѣ элементы древняго м³ра. Таковъ былъ отличительный характеръ каждаго народа въ великой семьѣ древняго историческаго м³ра.
   Всѣ они, развиваясь свободно и сообразно личному своему характеру, выражали въ тоже время одну великую идею. Эта идея состояла въ естественномъ развит³и человѣчества падшаго и предоставленнаго собственнымъ силамъ, чтобы съ помощ³ю ихъ приблизиться къ тѣмъ великимъ истинамъ, которыя снова принесъ на землю, для обновлен³я человѣчества, Христосъ, Сынъ Бож³й. - Вотъ та идея, которою проникнута вся картина жизни древняго м³ра: эта идея не лишаетъ нац³и свободы развит³я, и не исключаетъ въ то же время изъ исторической картины м³роправлен³я Бож³я.
   Зная характеръ каждаго народа и ту идею, которая дана была въ основан³е дѣятельности его, посмотримъ теперь ближе, въ чемъ же выразили древн³е народы свою дѣятельность для осуществлен³я этой идеи.
   Мнѣн³е, что въ древней истор³и, особенно, чѣмъ далѣе къ началу, т. е. въ истор³и востока, не возможны ни хронолог³я, ни разумное изложен³е фактовъ, существуетъ почти съ тѣхъ самыхъ поръ, какъ только началось настоящ³я историческ³я занят³я, именно съ половины XVIII вѣка; и оно справедливо только въ одномъ случаѣ, именно, что мы до сихъ норъ не имѣемъ еще полной прагматической истор³и востока въ томъ видѣ, въ какомъ мы привыкли видѣть истор³ю временъ новѣйшихъ. Истор³я востока до сихъ поръ еще мало извѣстна, какъ по недостатку источниковъ и худому знакомству съ тѣми, которые существуютъ, такъ въ особенности потому, что сказан³я восточныя суть чистая поэз³я. Поэтическ³е миѳы восточные, изъ которыхъ состоитъ вся истор³я востока, дѣйствительно слишкомъ колоссальны, фантастичны, какъ и всѣ памятники востока,- тѣмъ не менѣе всѣ они имѣютъ какое-нибудь основан³е, чисто историческое. Это доказываютъ всѣ новѣйш³е изслѣдователи древностей восточныхъ, занимавш³еся этимъ предметомъ исключительно.
   Ученая критика нашла въ поэтическихъ миѳахъ Востока разрѣшен³е основныхъ историческихъ вопросовъ, именно: о первоначальномъ развит³и общества человѣческаго, съ первыхъ ступеней его - съ кастъ и отдѣльныхъ семействъ, до государствъ монархическихъ. Инд³йск³е миѳы говорятъ, что касты учреждены были богомъ Брамою еще при сотворен³и человѣка, и что брамины или жрецы произошли изъ головы Брамы, кшетр³я или воины - изъ груди, вайш³я или ремесленники - изъ живота и лядвей, a судра или рабы - изъ ногъ. Въ этомъ здѣсь видно во 1-хъ, вѣрован³е востока въ происхожден³е всего отъ одного начала, именно отъ Бога, и проникновен³е религ³ею всѣхъ проявлен³й жизни; во 2-хь, то, что на востокѣ первоначально имѣла значен³е только каста, или масса людей, a не человѣкъ въ отдѣльности, такъ что внѣшняя природа совершенно подавляла тамъ духовную природу человѣка. Поэтому-то мы и называемъ касты низшею ступенью обществъ политическихъ.- Взаимнымъ отчужден³емъ кастъ объясняется и та уединенность, которая составляетъ отличительную черту политической жизни государствъ восточныхъ; такъ что тѣ государства, y которыхъ касты долѣе существовали - долѣе другихъ сохранили и свой уединенный характеръ; таковы были, Инд³я, Мероэ и Египетъ.
   Уединенность и своеобраз³е государствъ восточныхъ были причиною и тѣхъ своеобразныхъ религ³й, которыя мы находимъ въ каждомъ изъ нихъ: законъ религ³озный по самому развит³ю обществъ былъ тамъ соединенъ съ закономъ государственнымъ. Идеи и предан³я о Богѣ и божественныхъ предметахъ, уклоняясь съ течен³емъ времени отъ первоначальной чистоты и истины, принимали y каждаго народа неисчислимые оттѣнки, искажались, терялись и наконецъ нац³ональныя божества съ самыми разнообразными аттрибутами населяли м³ръ. Эти аттрибуты тѣмъ фантастичнѣе и колоссальнѣе, чѣмъ далѣе къ востоку, и тѣмъ утонченнѣе, чѣмъ ближе къ западу: такова религ³я Зороастрова у Иранскаго племени. Въ Грец³и и Римѣ божоства принимаютъ уже человѣческую форму.
   Одинъ только въ древнемъ м³рѣ народъ Еврейск³й сохранилъ, при особенной помощи Промысла, первоначальную чистоту религ³и, хотя и онъ развивался точно такимъ же образомъ, какъ и друг³е народы востока. - И эта-то религ³я была собственно тою цѣлебною, жизненною силою, которая время отъ времени освѣжала жизнь народовъ древнихъ, терявшихъ въ грубомъ многобож³и высок³я идеи о Богѣ и объ отношен³и къ нему человѣка.
   Здѣсь лежитъ основан³е всѣхъ политическихъ переворотовъ древняго м³ра; и въ этомъ отношен³и истор³я Еврейскаго народа сколько отдѣльна отъ истор³и другихъ древнихъ государствъ, столько же и обща имъ. Всяк³й разъ, когда искажались y Евреевъ истины религ³озныя, они впадали въ тяжкое чужеземное иго. Это иго вразумляло ихъ, и они снова обращались къ своимъ завѣтнымъ идеямъ, къ своему завѣту Бож³ю.- Между тѣмъ это самое иго и переселен³я Евреевъ были столько же полезны и ихъ побѣдителямъ. Они сближали обоихъ народовъ, и побѣдители многое заимствовали отъ своихъ побѣжденныхъ изъ ихъ священныхъ истинъ и предан³й.
   Такъ, по выходѣ изъ Египта, послѣ продолжительнаго пер³ода несчаст³й и славы, подъ управлен³емъ судей, пророковъ и царей Евреи подпали подъ иго Навуходоносора, царя Вавилонскаго, который вмѣстѣ съ ними покорилъ и другихъ народовъ Симитическаго племени, и основалъ изъ нихъ огромную Вавилонскую монарх³ю. Средоточ³емъ этой монарх³и, составленной исключительно силою оруж³я, былъ воздвигнутый побѣдителемъ чудный Вавилонъ.- Какъ лице самого Навуходоносора, такъ и его столица въ высшей степени полны интереса. Куда бы ни простеръ Навуходоносоръ свое оруж³е, въ немъ видно оруд³е Промысла: народы па-дали къ стопамъ его; a его столица, богатая и многолюдная, съ своими обширными и великолѣпными чертогами и крѣпкими стѣнами, съ своими садами, набережными и мостомъ, долго считались чудомъ свѣта. Сюда-то, въ средоточ³е тогдашняго м³ра, приведены были плѣнные Евреи, и здѣсь-то, на рѣкахъ Вавилонскихъ, оплакивали они свои грѣхи и падшую родину. Очищаясь сами, они въ то же время просвѣщали и своихъ побѣдителей и знакомили ихъ съ Богомъ Высшимъ, владѣющимъ царствами человѣческими.
   Въ такомъ же отношен³и находились Евреи и къ побѣдителямъ Вавилонянъ - Персамъ. Киръ, помазанникъ Бож³й, какъ назвалъ его пророкъ Иса³я (гл. XLV), слишкомъ за 200 лѣтъ до него, соединилъ подъ своею крѣпкою рукою все Иранское и Симитическое племя, кромѣ Египта, который покоренъ былъ сыномъ его Камбизомъ, и Аравитянъ, никогда никѣмъ не покоренныхъ. Киръ отпустилъ раскаявшихся Евреевъ на родину.- Но ни Персы не прекратили на нихъ своего вл³ян³я въ политическомъ отношен³и, ни Евреи на Персовъ въ отношен³и нравственномъ. Свидѣтельствъ, подтверждающихъ эти тѣсныя сношен³я, много въ Библ³и, особенно въ книгахъ Ездры, y пророка Дан³ила, игравшаго такую важную роль при дворахъ Вавилонскомъ, Мид³йскомъ и Персидскомъ, и въ книгѣ Есѳирь, которая была даже супругою Артаксеркса 1-го. Уже и въ это время Евреи имѣли слишкомъ большое вл³ян³е на всѣхъ народовъ востока, входившихъ въ составъ Персидской монарх³и, въ возстановлен³и y нихъ священныхъ истинъ, что доказывается многими ихъ предан³ями, сходными съ еврейскими. Но гораздо большее вл³ян³е они возъимѣли на нихъ потомъ, по смерти Александра Македонскаго.- Безъ сомнѣн³я и Финик³яне, находивш³еся всегда въ хорошихъ отношен³яхъ къ Евреямъ, не мало содѣйствовали къ распространен³ю этихъ священныхъ истинъ между отдаленнѣйшими народами древности посредствомъ своихъ торговыхъ связей; но мы не можемъ подтвердить этого источниками.
   Между тѣмъ какъ Персидская монарх³я болѣе и болѣе сплочивалась учрежден³ями Дар³я Истаспа и развивалась по своему,- въ Европѣ, въ это самое время, также развивались два народа, будущ³е, одинъ послѣ другаго, владыки Аз³и: съ одной стороны Греки и Македоняне, a съ другой Римляне.
   Какъ востокъ, подъ владычествомъ Персовъ, стремился къ единству, такъ точно и западъ древняго м³ра. Единство Грец³и въ политическомъ отношен³и имѣло четыре главныхъ вида: 1) единство метропольное, когда вся Грец³я состояла только изъ метропол³й и колон³й и метропол³й начальствовали надъ своими многочисленными колон³ями, давая имъ свое собственное устройство, свои законы, жрецовъ, часто даже правительственныхъ лицъ и предводительствуя ихъ войсками.- Такое единство было въ Грец³и во время Персидскихъ войнъ, когда впервые Персы, представители востока, столкнулись съ Греками, тогдашними представителями запада. Это столкновен³е произошло со времени покорен³я Персами греческихъ Мало-Аз³йскихъ колон³й, и дружественнаго сближен³я Персовъ съ Греческою аристократическою парт³ею, для того, чтобы она могла содѣйствовать имъ въ покорен³и и Грековъ Европейскихъ. 2) Единство было гегемоническое, когда всѣ греческ³я государства, на основан³и уже не родственныхъ отношен³й, a сходства политики, раздѣлились на двѣ половины и сосредоточились около двухъ главныхъ государствъ: Аѳинъ и Спарты.- Спарта была гегемономъ государствъ аристократическихъ, a Аѳины - демократическихъ. Слѣдовательно обѣ гегемон³и выразили тогда, только въ большомъ объемѣ, тѣ самыя парт³и, которыя прежде были въ каждомъ греческомъ государствѣ въ небольшомъ объемѣ. Какъ прежде обѣ эти парт³и боролись другъ съ другомъ, такъ и теперь та же борьба началась между обѣими гегемон³ями. Эта борьба извѣстна въ истор³и подъ именемъ Пелопонезской войны. Персы и въ ней также принимали участ³е, помогая то той, то другой парт³и, съ намѣрен³емъ ослабить обѣ, и потомъ покорить Грековъ своей власти. Вотъ почему Пелопонезская война и почитается также продолжен³емъ Персидскихъ войнъ.- Въ ²Ѵ-мъ вѣкѣ Грец³я покорена была Македонскими царями и вступила въ трет³й видъ единен³я,- монарх³ю. Тогда-то Грец³я и Македон³я, сильныя какъ своимъ монархическимъ единствомъ, такъ и ген³емъ Александра Македонскаго, совершили то великое дѣло, къ которому постоянно стремились Персы. т. е. соединен³е Перс³и и Грец³и, - востока и запада: только теперь Персы были побѣжденными.
   Уже самъ Александръ, среди своихъ побѣдъ, положилъ начало будущему сл³ян³ю востока и запада распространен³емъ на востокѣ греческой образованности и языка: но онъ думалъ сдѣлать еще болѣе.
   Не довольствуясь тѣмъ, чѣмъ онъ владѣлъ, онъ хотѣлъ владѣть всѣмъ извѣстнымъ тогда свѣтомъ, и не только силою оруж³я, но и нравственно. Д³одоръ Сицл³йск³й (XVIJI, 4) сохранилъ для насъ его предположен³я, найденныя послѣ его смерти въ бумагахъ. Онъ хотѣлъ имѣть кругомъ всего Средиземнаго моря только своихъ подданныхъ, которые ни чѣмъ не разнились бы между собою, ни языкомъ, ни нравами, ни образованност³ю, ни даже религ³ею. Для этой цѣли онъ намѣревался переселить жителей Европы въ Аз³ю, a жителей Аз³и въ Европу, такъ чтобы они перемѣшались и сроднились между собою во всѣхъ отношен³яхъ. Средиземное море долженствовало быть внутреннимъ моремъ, центромъ этой огромнѣйшей монарх³и. Кругомъ его онъ предполагалъ настроить новыхъ городовъ, новыхъ гаваней и шесть великолѣпнѣйшихъ храмовъ, которые служили бы для его подданныхъ точками соединен³я; чтобы на этомъ морѣ кипѣла дѣятельность торговая и народы болѣе и болѣе взаимно сближались. Вавилонъ назначался столицею этой великой монарх³и, a Александр³я - складочнымъ мѣстомъ товаровъ востока и запада, центромъ всей торговли.
   Но не сбылись эти обширныя и несвоевременныя предположен³я. Александръ умеръ слишкомъ рано, и его монарх³я раздробилась на свои составныя части. Тѣмъ не менѣе онъ былъ также однимъ изъ избраннѣйшихъ оруд³й Бож³ихъ. Еще пророкъ Дан³илъ (гл. XI) предсказывалъ о немъ ясно и положительно Персидскимъ царямъ. Самъ Александръ, бывши въ ²ерусалимѣ, видѣлъ это пророчество, и найдя въ немъ себя обозначеннымъ, почтилъ дарами первосвященника ²удейскаго и поклонился Богу Израилеву. Развит³емъ повсюду греческой образованности и языка, вслѣдств³е побѣдъ Александра, Промыслъ видимо приготовлялъ м³ръ къ будущему, легчайшему принят³ю и усвоен³ю священныхъ истинъ еврейскихъ и христ³анскихъ; a въ слѣдъ затѣмъ переводомъ, въ Александр³и, на греческ³й языкъ Библ³и, трудами 70 толковниковъ, при одномъ изъ наслѣдниковъ Александра, Египетскомъ царѣ Птоломеѣ II Филадельфѣ, Промысль далъ языческимъ народамъ востока и запада возможность узнать изъ еврейскихъ сокровищницъ многое, что прежде того знали они только по предан³ю, самому искаженному. Изъ библ³отеки Александр³йскаго музея списки съ перевода 70 толковниковъ распространились повсюду. Еврейск³я пророчества наполнили тогда м³ру о томъ вѣчномъ и прекрасномъ царствѣ, долженствующемъ пр³йти съ востока, о которомъ они смутно и безнадежно до сихъ поръ мечтали, представляя что себѣ подъ образомъ золотаго вѣка. И образованный м³ръ съ надеждою и трепетомъ началъ съ тѣхъ поръ снова ожидать его. Свидѣтельства объ этомъ ожидан³и y христ³анскихъ и языческихъ писателей безчисленны {Virg bucol Ecl IV: Tacit Hist I, 5; Suet in Vespas, c 4$ Josephi De bello Iud III. 28; IV, 41.}.
   Такимъ образомъ дѣло Александра Македонскаго было только началомъ соединен³я всего древняго историческаго м³ра. Послѣ смерти Александра, когда раздробилась его монарх³я, единство Грец³и приняло послѣдн³й свой видъ: она раздѣлилась тогда на два больш³е союза: Ахайск³й и Этольск³й, которыхъ государственнымъ устройствомъ было устройство штатовъ. Но соперничество между этими союзами и вмѣшательство въ дѣла Грец³и сначала Македон³и, a потомъ Рима, слишкомъ ясно убѣдили Грековъ въ непрочности такого единства. Римъ покорилъ своей власти какъ Грец³ю, такъ и ослабленную Македон³ю; но въ тоже время и самъ подчинился умственному и нравственному вл³ян³ю Грец³и.
   Риму Провидѣн³е судило рѣшительнымъ и всестороннимъ образомъ соединить весь древн³й историческ³й м³ръ, и въ этомъ соединен³и всего языческаго, сначала стать въ прямую противоположность и борьбу съ христ³анствомъ, пришедшимъ обновить человѣчество; a потомъ, послѣ упорной борьбы, уступить свое мѣсто новымъ, свѣжимъ государствамъ христ³анскимъ. Въ этомъ-то послѣднемъ соединен³и, борьбѣ и паден³й язычества, и заключается весь интересъ Римской истор³и.
   Въ основан³и Рима стоятъ патриц³и и плебеи. Патриц³и вовсе не означаютъ знати, a плебеи - черни. Это были два совершенно чуждые другъ другу народа, изъ которыхъ первый былъ только побѣдителемъ другаго, и какъ побѣдитель, онъ поселилъ его подлѣ себя, безъ всякихъ правъ государственныхъ, не лишая его впрочемъ личной свободы. Какъ всѣ младенчествующ³я племена древняго м³ра жили въ совершенной отдѣльности другъ отъ друга, такъ и патриц³и считали себя совершенно отдѣльнымъ отъ плебеянъ народомъ, и не допускали ихъ до пользован³я собственными своими правами. Такимъ образомъ: 1) только одни патриц³и могли пользоваться государственными имуществами (ager publiais); 2) только имъ однимъ принадлежали въ Римѣ законы и управлен³е, и 3) запрещались даже браки между ними.
   Пока плебеи, переселяемые въ Римъ изъ разныхъ покоренныхъ патриц³ями городовъ, не имѣли еще между собою ничего общаго, они не могли и подумать о своемъ политическомъ соединен³и съ патриц³ями, и дали имъ довольно времени заняться собственнымъ своимъ устройствомъ. Это былъ тотъ пер³одъ, который извѣстенъ въ Римской истор³и подъ именемъ пер³ода царей.- Когда же и плебей составили свою корпорац³ю, съ тѣхъ поръ все ихъ стремлен³е обращено было на то, чтобы слиться съ патриц³ями въ одинъ народъ Римск³й (populus Romanus).- Продолжительная борьба между ними и составляетъ главный характеръ большей половины того пер³ода, который называется временемъ Римской республики. Уже въ течен³е этой самой борьбы положено было начало римскихъ завоеван³й въ Итал³и; и по окончан³и борьбы, когда патриц³и и плебеи слились въ одинъ народъ, Римляне, оруж³емъ и политикою, завоевали себѣ весь извѣстный тогда свѣтъ.
   Теперь, въ свою очередь, Римъ (т. е. патриц³и и плебеи вмѣстѣ) представлялъ тоже самое, что прежде были патриц³и, a всѣ покоренные ими народы - плебеевъ. Болѣе 150 такихъ плебеевъ управлялись только однимъ городомъ, который представлялъ въ нравственномъ отношен³и лице патриц³я, и управлялись самымъ жестокимъ образомъ. Наконецъ и эти новые плебеи начали также стремиться къ тому, что составляло прежде предметъ домогательства старыхъ плебеевъ, т. е. права римскаго гражданина, и между ними началась борьба, медленная и упорная; но провинц³алы побѣдили. Эта-то самая борьба и занимаетъ вторую половину пер³ода Римской республики, и она-то собственно была причиною превращен³я Римской республики въ монарх³ю; потому что только предъ лицомъ монарха покоренные народы получили возможность достигнуть полнаго уравнен³я правъ своихъ съ римскими гражданами. При императорахъ провинц³алы быстро, одни за другими, получили давно желаемое право, и наконецъ императоръ Каракалла къ 214 г. по Р. X даровалъ окончательно всѣмъ провинц³ямъ право римскаго гражданства, и тогда-то произошло послѣднее и всестороннее соединен³е древняго м³ра.
   Въ отношен³и политическомъ это соединен³е выразилось сначала тѣмъ, что не было почти ни одной провинц³и, которая не выставила бы на императорск³й Римск³й престолъ своего представителя; a потомъ,- что всѣ отрасли верховной власти: законодательная, судебная и исполнительная сосредоточились исключительно въ рукахъ монарха, и отъ него, какъ отъ центра, расходящимися рад³усами, переходило управлен³е во всѣ провинц³и.
   Въ отношен³и территор³альномъ всѣ провинц³и Римск³я потеряли всѣ свои особенности: всѣ онѣ управлялись однимъ и тѣмъ же Римскимъ правомъ; всѣ говорили однимъ языкомъ: или Римскимъ (на западѣ), или Греческимъ (на востокѣ), что и было потомъ одною изъ главныхъ причинъ раздѣлен³я Римской импер³и на 2 половины; и наконецъ повсюду проникло одинаковое римское образован³е,- смѣсь прежнихъ греческихъ и римскихъ элементовъ съ провинц³альными.
   Въ отношен³и религ³озномъ - божества всѣхъ покоренныхъ Римомъ народовъ перешли въ Римъ. Сначала перешла религ³я греческая, и вотъ причина, почему y Римлянъ всѣ божества имѣли по два и болѣе назван³я: одно изъ нихъ было римское, a другое - греческое: Юпитеръ и Зевсъ, Сатурнъ и Хроносъ, Меркур³й и Гермесъ, Венера и Афродита. За греческою религ³ею перешли и друг³я, и для всѣхъ ихъ построенъ былъ въ Римѣ общ³й храмъ - Пантеонъ. Императоръ Гел³огабалъ, по свидѣтельству Герод³ана (121), Д³она Касс³я (LXXIX, 11.) и Ламприд³я (Не³ 102), торжественно соединилъ, посредствомъ бракосочетан³я, божества западныя съ восточными. Наслѣдникъ его, Александръ Северъ, построилъ въ своемъ дворцѣ великолѣпный храмъ, и постановилъ тамъ изображен³я всѣхъ божествъ древняго м³ра. Такимъ образомъ христ³ане съ изумлен³емъ и негодован³емъ увидѣли тогда въ этомъ храмѣ изображен³я Авраама, Моисея и другихъ ветхозавѣтныхъ лицъ, и наконецъ даже самого ²исуса Христа, рядомъ съ языческими статуями Юпитера, Астарты, Аполлона и другихъ.
   До сихъ поръ, со времени Августа, средоточ³емъ для всѣхъ божествъ былъ императоръ, какъ лице священное, какъ само божество: отсюда - то и происходило его боготворен³е при жизни и ἀποϑέωσις - по смерти. Но это было только первою степенью олицетвореннаго соединен³я языческихъ религ³й; за нею слѣдовало уже соединен³е идеальное. Такъ какъ каждая языческая религ³я имѣла свое собственное толкован³е, то теперь соединен³е ихъ произвело и одно общее толкован³е, одну философ³ю, которая проникала всѣ языческ³я религ³и и давала имъ смыслъ. Эта философ³я была Неоплатоническая. Неоплатонизмъ, облагородивш³й себя нѣкоторымъ образомъ тѣми истинами, которыя онъ похитилъ y христ³анства и передѣлалъ по своему, былъ послѣднимъ усил³емъ язычества - явиться въ сосредоточенномъ велич³и противъ угрожавшаго ему христ³анства.- Дѣйствительно, онъ былъ столь соблазнителенъ, что оказалъ воздѣйств³е между прочими и на умнѣйшаго учителя христ³анскаго Оригена, и увлекъ изъ христ³анства въ язычество императора Юл³ана.
   Такимъ образомъ древн³й м³ръ совершилъ свое дѣло. Съ одной стороны, этимъ изумительнымъ распространен³емъ и соединен³емъ Римской монарх³и Промыслъ образовалъ изъ м³ра какъ бы одно семейство подъ верховною власт³ю императора. Съ другой стороны, въ этомъ сл³ян³и религ³й языческихъ человѣчество высказало все, до чего оно могло достигнуть, будучи предоставлено само себѣ. Философ³я Неоплатониковъ была лучшимъ произведен³емъ язычества, и все-таки она не могла удовлетворитъ духу человѣческому: она была слишкомъ холодна, потому что основывалась только на однѣхъ формахъ ума, и слишкомъ матер³альна, потому что относила все духовное къ землѣ. Уже давно лучш³е изъ языческихъ философовъ и писателей глубоко сознавали нужду въ высшей помощи для просвѣщен³я немощнаго человѣчества. Въ то же время сознан³ю философовъ соотвѣтствовало и безсознательное народное ожидан³е того золотаго вѣка, который по предан³ямъ и по пророчествомъ еврейскимъ долженствовалъ пр³йти съ востока.
   И вотъ наконецъ явилась съ востока эта, ожидаемая такъ давно сознательно и безсознательно, небесная религ³я Христова, религ³я Креста, т. е. совершеннѣйшей любви и правды Бож³ей и полнаго самоотвержен³я и смирен³я человѣческаго. Сначала она показалась для народа, избраннаго Промысломъ,- соблазнительною, a для язычниковъ - безумною, но потомъ, мало по малу, Крестъ водрузился во всемъ м³рѣ, обнялъ все человѣчество и указалъ ему уже прямую и ясную цѣль его земнаго быт³я.
   Съ язычествомъ пала и Римская импер³я, котораго она была представительницею. Юные славянск³е и германск³е народы, принявш³е христ³анство, вступили, по праву завоевателей, во все, что осталось по наслѣдству отъ древняго м³ра, и обновленное человѣчество начало новый пер³одъ своего историческаго быт³я.

Н. Андреевск³й.

  

Другие авторы
  • Огарев Николай Платонович
  • Достоевский Михаил Михайлович
  • Пумпянский Лев Васильевич
  • Полнер Тихон Иванович
  • Терещенко Александр Власьевич
  • Клушин Александр Иванович
  • Кречетов Федор Васильевич
  • Тургенев Николай Иванович
  • Уэдсли Оливия
  • Хин Рашель Мироновна
  • Другие произведения
  • Салиас Евгений Андреевич - Кокорев А. Салиас-де-Турнемир
  • Ушинский Константин Дмитриевич - Внутреннее устройство североамериканских школ
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Чехов
  • Страхов Николай Николаевич - Пушкин
  • Волконская Зинаида Александровна - Волконская З. А.: биографическая справка
  • Соловьев Всеволод Сергеевич - Юный император
  • Григорьев Аполлон Александрович - По поводу одной драмы
  • Лажечников Иван Иванович - Гримаса моего доктора
  • Гончаров Иван Александрович - Два случая из морской жизни
  • Добролюбов Николай Александрович - Роберт Овэн и его попытки общественных реформ
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 572 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа