оренных государственными податями и повинностями и до конца придавленных начальственным произволом. Более чем когда-нибудь, разбой остался единственным выходом для лица, а для целого народа - всеобщий бунт, революция.
В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская, честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ, несомненно, потому что ныне везде, по преимуществу же в России, вне народа, вне многомиллионных чернорабочих масс нет более ни жизни, ни дела, ни будущности. Но как и зачем идти в народ?
В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предприятия*, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно более миролюбивого и подготовительного свойства; другое - бунтовское и стремящееся прямо к организации народной обороны.
Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ, для того чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером. Они пойдут в фабричные работники и, работая наравне вместе с ними, будут стараться распространять между ними дух общения...
Другие постараются основать сельские колонии, в которых, кроме общего пользования землею, столь известного нашим крестьянам, проведут и применят начало им еще совсем незнакомое, но экономически необходимое, начало коллективного обрабатывания общей земли и равного разделения продуктов или цены продуктов между собою на основании самой строгой справедливости, не юридической, а человеческой, т. е. требуя больше работы от способных и сильных, меньше от неспособных и слабых, и распределяя заработки не в меру работы, а в меру потребностей каждого.
Они надеются, что им удастся увлечь крестьян своим примером, а главное, теми выгодами, которые они надеются получить от организации труда коллективного; такую же надежду питал Кабе, когда после неудавшейся революции 1848 г. он отправился со своими икарийцами в Америку, где и основал свою Новую Икарию, которая просуществовала очень недолго**, а должно заметить, что для успеха такого опыта американская почва все-таки была благоприятнее русской. В Америке царит полнейшая свобода, а в нашей благословенной России царит - царь.
Но этим не ограничиваются надежды наших подготовителей и мирных вразумителей народа. Устройством своей домашней жизни на основании полной свободы лица они хотят противодействовать той гнусной патриархальности, которая лежит в основе всего нашего русского рабства. Значит, они хотят поразить наше общественное главное зло в самом корне и, следовательно, содействовать прямо к исправлению народного идеала и к распространению в народе понятий практических о справедливости, о свободе, о средствах к освобождению.
Все это прекрасно, чрезвычайно великодушно и благородно, но вряд ли исполнимо. А если кой-где и удастся, то это будет капля в море, и капля далеко не достаточная для того, чтобы подготовить, поднять и освободить наш народ; потребуется много средств, много живой силы, а результаты будут слишком ничтожны.
Те, которые рисуют себе такие планы и искренно намерены осуществить их, делают это, без сомнения, закрывши глаза, для того чтобы не видеть во всем ее безобразии нашей русской действительности. Можно наперед предсказать им все страшные, тяжкие разочарования, которые постигнут их при самом начале исполнения, потому что за исключением разве только немногих, весьма немногих счастливых случаев, большинство между ними дальше начала не пойдет, не будет в силах идти.
Пусть попробуют, если ничего другого не видят перед собою, но пусть же также знают, что этого мало, слишком мало для освобождения, для спасения нашего бедного мученика-народа.
Другой путь боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.
Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева. Эти движения доказывают нам, что в сознании нашего народа живет действительно идеал, к осуществлению которого он стремится, а из неудач их мы заключаем, что в этом идеале есть существенные недостатки, которые мешали и мешают успеху.
Эти недостатки мы назвали и высказали свое убеждение, что прямая обязанность нашей революционной молодежи противодействовать им и употребить все усилия, чтобы побороть их в самом народном сознании, а для того, чтобы доказать возможность такой борьбы, мы показали, что она уже давно началась в самом народе.
Война против патриархальности ведется ныне чуть ли не в каждой деревне и в каждом семействе, и община, мир до такой степени обратились теперь в орудие ненавистной народу государственной власти и чиновнического произвола, что бунт против последних становится вместе с тем и бунтом против общинного и мирского деспотизма.
Остается богопочитание царя; мы думаем, что оно чрезвычайно поприелось и ослабело в самом сознании народном за последние десять или двенадцать лет благодаря мудрой и народолюбивой политике императора Александра благодушного. Дворянина-помещика-крепостника более нет, а он был громоотводом, стягивающим главным образом на себя всю грозу народной ненависти. Остался дворянин или купец-землевладелец, крупный кулак, а главное, остался чиновник, ангел или архангел царский. Но чиновник исполняет волю царя. Как ни омрачен наш мужик безумною историческою верою в царя, он наконец это сам понимать начинает. Да как же и не понять! В продолжение десяти лет он со всех концов России посылает к царю своих просителей-депутатов, и все слышат из самых царских уст только один ответ: "Вам не будет другой свободы!"
Нет, воля ваша, русский мужик невежа, но не дурак. А он должен был бы быть круглейшим дураком, чтобы после стольких глаза колющих фактов и испытаний, вынесенных им на своей собственной шкуре, он <не> начал понимать наконец, что у него нет врага пуще царя. Втолковать, дать ему почувствовать это всеми возможными способами и пользуясь всеми плачевными и трагическими случаями, которыми переполнена ежедневная народная жизнь, показать ему, как все чиновничьи, помещичьи, поповские и кулацкие неистовства, разбои, грабежи, от которых ему нет житья, идут прямо от царской власти, опираются на нее и возможны только благодаря ей, доказать ему, одним словом, что столь ненавистное ему государство - это сам царь и не что иное, как царь,- вот прямая и теперь главная обязанность революционной пропаганды.
Но этого мало. Главный недостаток, парализирующий и делающий до сих пор невозможным всеобщее народное восстание в России,- это замкнутость общин, уединение и разъединение крестьянских местных миров. Надо во что бы то ни стало разбить эту замкнутость и провести между этими отдельными мирами живой ток революционерной мысли, воли и дела. Надо связать лучших крестьян всех деревень, волостей и по возможности областей, передовых людей, естественных революционеров из русского, крестьянского мира между собою и там, где оно возможно, провести такую же живую связь между фабричными работниками и крестьянством. Эта связь не может быть другою как личною. Нужно, соблюдая, разумеется, притом, самую педантическую осторожность, чтобы лучшие, или передовые крестьяне каждой деревни, каждой волости и каждой области знали таких же крестьян всех других деревень, волостей, областей.
Надо убедить прежде всего этих передовых людей из крестьянства, а через них если не весь народ, то по крайней мере значительную и наиболее энергичную часть его, что для целого народа, для всех деревень, волостей и областей в целой России, да также и вне России, существует одна общая беда, а потому и одно общее дело. Надо их убедить в том, что в народе живет несокрушимая сила, против которой ничто и никто устоять не может; и что если она до сих пор не освободила народа, так это только потому, что она могуча только, когда она собрана и действует одновременно, везде, сообща, заодно, и что до сих пор она не была собрана. Для того же, чтобы собрать ее, необходимо, чтобы села, волости, области связались и организовались по одному общему плану и с единою целью всенародного освобождения. Для того же чтобы создалось в нашем народе чувство и сознание действительного единства, надо устроить род народной печатной, литографированной, писаной или даже изустной, газеты, которая бы немедленно извещала повсюду, во всех концах, областях, волостях и селах России о всяком частном народном, крестьянском или фабричном бунте, вспыхивающем то в одном, то в другом месте, а также и о крупных революционных движениях, производимых пролетариатом
Западной Европы, для того чтобы наш крестьянин и наш фабричный работник не чувствовал себя одиноким, а знал бы, напротив, что за ним, под тем же гнетом, но зато и с тою же страстью и волею освободиться, стоит огромный, бесчисленный мир к всеобщему взрыву готовящихся чернорабочих масс.
Такова задача и, скажем прямо, таково единственное дело революционной пропаганды. Каким образом это дело должно быть совершено нашею молодежью, печатным образом рассказывать неудобно.
Скажем только одно: русский народ только тогда признает нашу образованную молодежь своею молодежью, когда он встретится с нею в своей жизни, в своей беде, в своем деле, в своем отчаянном бунте. Надо, чтобы она присутствовала отныне не как свидетельница, но как деятельная и передовая, себя на гибель обрекшая соучастница, повсюду и всегда, во всех народных волнениях и бунтах, как крупных, так и самых мелких. Надо, чтобы, действуя сама по строго обдуманному и положительному плану и подвергая в этом отношении все свои действия самой строгой дисциплине, для того чтобы создать то единодушие, без которого не может быть победы, она сама воспиталась и воспитала народ не только к отчаянному сопротивлению, но также и к смелому нападению.
В заключение прибавим еще одно слово. Класс, который мы называем нашим умственным пролетариатом и который у нас уже в положении социально-революционном, т. е. просто-напросто отчаянном и невозможном, должен теперь проникнуться сознательною страстью социально-революционного дела, если он не хочет погибнуть постыдно и втуне, этот класс призван ныне быть приуготовителем, т. е. организатором народной революции. Для него нет другого выхода. Он мог бы, правда, благодаря полученному им образованию, стремиться достать какое-нибудь более или менее выгодное местечко в рядах уже чересчур переполненных и чрезвычайно негостеприимных грабителей, эксплуататоров и притеснителей народа. Но, во-первых, таких мест все остается меньше и меньше, так что они достижимы только для самого малого количества. Большинство останется только со срамом измены и погибнет в нужде, в пошлости и подлости. Мы же обращаемся только к тем, для которых измена немыслима, невозможна.
Порвавши безвозвратно все связи с миром эксплуататоров, губителей и врагов русского народа, они должны смотреть на себя как на капитал драгоценный, принадлежащий исключительно делу народного освобождения, как на такой капитал, который должен тратить себя лишь на пропаганду народную, на постепенное возбуждение и на организацию всенародного бунта.
ПРОГРАММА СЛАВЯНСКОЙ СЕКЦИИ В ЦЮРИХЕ
1. Славянская секция, вполне признавая основные статуты Международного общества рабочих, принятые на Первом конгрессе (сент. 1866, Женева), задается специальной целью пропаганды принципов революционного социализма и организации народных сил в славянских землях.
2. Она будет бороться с одинаковой энергией против стремлений и проявлений как панславизма, т. е. освобождения славянских народов при помощи русской империи, так и пангерманизма, т. е. при помощи буржуазной цивилизации немцев, стремящихся теперь организироваться в огромное мнимо народное государство.
3. Принимая анархическую революционную программу, которая одна, по нашему мнению, представляет все условия действительного и полного освобождения народных масс, и убежденные, что существование государства в какой бы то ни было форме несовместимо с свободой пролетариата, что оно не допускает братского международного союза народов, мы хотим уничтожения всех государств. Для славянских народов в особенности это уничтожение есть вопрос жизни или смерти и в то же время единственный способ примирения с народами чуждых рас, напр., турецкой, мадьярской или немецкой.
4. С государством должно неминуемо погибнуть все, что называется юридическим правом, всякое устройство сверху вниз путем законодательства и правительства, устройства, никогда не имевшего другой цели, кроме установления и систематизирования народного труда в пользу управляющих классов.
5. Уничтожение государства и юридического права необходимо будет иметь следствием уничтожение личной наследственной собственности и юридической семьи, основанной на этой собственности, так как та и другая совершенно не допускают человеческой справедливости.
6. Уничтожение государства, права собственности и юридической семьи - одно сделает возможным организацию народной жизни снизу вверх, на основании коллективного труда и собственности, сделавшихся в силу самих вещей возможными и обязательными для всех путем совершенной, свободной федерации отдельных лиц в ассоциации, или в независимые общины, или помимо общин и всяких областных и национальных разграничений в великие однородные ассоциации, связанные тождественностью их интересов и социальных стремлений и общин в нации, наций в человечество.
7. Славянская секция*, исповедуя материализм и атеизм, будет бороться против всех родов богослужения, против всех официальных и неофициальных вероисповеданий, и оказывая как на словах, так и на деле самое полное уважение к свободе совести всех и к священному праву каждого проповедовать свои идеи, она будет стараться уничтожать идею божества во всех ее проявлениях, религиозных, метафизических, доктринерно-политических и юридических, убежденная, что эта вредная идея была и есть еще освящением всякого рода рабства.
8. Она имеет полнейшее уважение к положительным наукам; она требует для пролетариата научного образования, равного для всех, без различия полов, но, враг всякого правительства, она с негодованием отвергает правительство ученых, как самое надменное и вредное.
9. Славянская секция требует вместе с свободой равенство прав и обязанностей для мужчин и женщин.
10. Славянская секция, стремясь к освобождению славянских народов, вовсе не предполагает организовывать особый славянский мир, враждебный из чувства национального народам других рас. Напротив, она будет стремиться, чтобы славянские народы также вошли в общую семью человечества, которую Международное общество рабочих призвало осуществить на началах свободы, равенства и всеобщего братства.
11. Ввиду великой задачи - освобождения народных масс от всякой опеки и всякого правительства,- которую приняло на себя Международное общество, славянская секция не допускает возможности существования среди него какой-либо верховной власти или правительства, следовательно, не допускает иной организации, кроме свободной федерации самостоятельных секций.
12. Славянская секция не признает ни официальной истины, ни однообразной политической программы, предписанной главным советом или общим Конгрессом. Она признает только полную солидарность личностей, секций и федераций в экономической борьбе рабочих рук всех стран против эксплуататоров. Она в особенности будет стремиться привлечь славянских работников ко всем практическим последствиям этой борьбы.
13. Славянская секция за секциями всех стран признает: а) свободу философской и социальной пропаганды; б) свободу политики, лишь бы она не нарушала свободы и права других секций и федераций; свободу организации для народной революции; свободу связи с секциями и федерациями других стран.
14. Так как Юрская Федерация* громко провозгласила эти принципы и так как она искренне проводит их на практике, то славянская секция вступила в ее среду.
"Государственность и анархия" - самая крупная работа М. А. Бакунина, одна из немногих, написанных им на русском языке. В работе имеется подзаголовок: "Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих" - что, собственно, и определяет основную тему книги. Из истории Германии, Франции, славянских стран автор делает, с одной стороны, вывод о возобладании полнейшей реакции в Германии, обуреваемой, как он полагал, страстью завоевания, преобладания "государствования", а с другой - вывод о грядущей социальной революции, зарождающейся на юге Европы (Италия, Испания, Франция), к которой, по его мнению, присоединятся народы европейского северо-запада, а затем все славянские народы.
Под общим заголовком "Государственность и анархия" осенью 1873 г. вышла первая часть задуманной Бакуниным работы. Вторую часть он намеревался посвятить истории рабочих ассоциаций в Германии и других странах Европы, а также проблемам "всенародного бунта" и организации рабочих масс на принципах анархизма. Сборник "Историческое развитие Интернационала", вышедший в том же 1873 г., составил фактически вторую часть труда на тему "Государственность и анархия".
На русском языке "Государственность и анархия" публиковалась у нас в стране в последний раз в издании: M. A Бакунин. Избранные сочинения (Т. 1. Петербург, книгоиздательство "Голос труда", 1919). В конце 60-х гг. этот бакунинский труд был переиздан на языке оригинала и в переводе Марселя Боди на французский язык в качестве третьей части издания: Archives Bakounine (Leiden, 1967), а затем в издании: Bakounine M. Œuvres complètes (T. 4. Paris, 1976).
В настоящем издании "Государственность и анархия" печатается по ее первому цюрихскому изданию 1873 г.
Стр. 291-* Имеется в виду Международное товарищество рабочих, т. е. I Интернационал.
-** Речь идет о франко-прусской войне 1870-1871 гг.
Стр. 292-* См. прим. **** к стр. 188.
- ** М. А. Бакунин говорит о циркуляре от 6 июня 1871 г. члена французского правительства Жюля Фавра, в котором он, в частности, квалифицировал I Интернационал как общество войны и ненависти, общество атеистическое и коммунистическое.
Стр. 293-* Испанский министр внутренних дел Р. М. Сагаста разослал в провинции циркуляр, который фактически ставил членов I Интернационала вне закона.
-** В 1864 г. римский папа Пий IX издал "Syllabus" (лат. - список, перечень), осуждавший, в частности, пантеизм, натурализм, рационализм, социализм и коммунизм, а также тайные организации.
Стр. 294-* Далее в цюрихском издании 1873 г. шло слово "которое", по смыслу текста излишнее.
Стр. 295-* 11 февраля 1873 г. испанский король отрекся от престола и в Испании была провозглашена республика.
Стр. 297-* Бакунин имеет в виду то обстоятельство, что в 1859-1860 гг. объединение Италии произошло вокруг Сардинского королевства, а точнее вокруг ее основного региона - северо-западной части Италии - Пьемонта. В 1821 г. в этой наиболее развитой области Италии произошла революция; именно к Пьемонту (Сардинскому королевству) в дальнейшем присоединялись другие итальянские территории, освобождавшиеся от австрийского господства. По мысли Бакунина, создание объединенного итальянского государства, хотя и протекало на почве, подготовленной национально-освободительным движением во главе с Мадзини и Гарибальди, но осуществлялось оно на антинародной основе, что, как он считал, и делало социальную революцию в Италии очень близкой.
Стр. 298-* Фиоритура (ит. fioritura - букв.: цветение) - украшение мелодии трелями и т. п.
Стр. 306-* Бакунин ошибочно полагает, что в 1868 г. по вопросу о взаимоотношении германских социал-демократов с австрийскими К. Либкнехт действовал по указанию К. Маркса. В письмах Л. Кугельману от 6 апреля и 24 июня 1868 г. К. Маркс критически отзывался об этом направлении деятельности К. Либкнехта, считая, что в газете Либкнехта слишком много южногерманской ограниченности, что он "все больше и больше увязает в южногерманских глупостях" (Маркс К., Энгельс Ф, Соч., Т. 32. С. 453, 457).
Стр. 308-* Речь идет о франко-прусской войне 1870-1871 гг.
-** В марте 1871 г. в результате неудачной попытки разоружения парижских рабочих буржуазное правительство во главе с А. Тьером (образовано 17 февраля 1870 г. на заседании Национального собрания в Бордо) вынуждено было бежать в Версаль - городок в 17 км от Парижа, откуда оно руководило борьбой с Парижской коммуной. Отсюда его название - Версальское правительство.
Стр. 309-* Вандомская колонна со статуей Наполеона I наверху - сооружена на Вандомской площади в Париже в 1806-1810 гг. в ознаменование побед французской армии над австрийскими и русскими войсками. Парижские коммунары разрушили колонну в 1871 г., но в дальнейшем она была восстановлена.
Стр. 311-* Весной 1873 г. в Барселоне (Испания) французские социалисты создали "Комитет революционной социалистической пропаганды южной Франции".
-** Бакунин имеет в виду падение курса ценных бумаг, выпущенных государством, которое произошло вследствие политики правительства Тьера, пошедшего на заключение мирного договора с Германией.
Стр. 313 -* После падения Парижской коммуны были расстреляны от 20 до 25 тыс. коммунаров, 50 тыс.- арестованы, около 4 тыс.- депортированы в Новую Каледонию. (См.: Bourgin G. La Guerre de 1870 et la Commune. Paris, 1939. P. 384, 408.)
Стр. 317 -* Воспользовавшись франко-прусской войной 1870-1871 гг., Россия отказалась придерживаться тех ограничений, которые были наложены на нее после поражения в Крымской войне.
-** В 1873 г. русские войска под командованием генерала К. П. Кауфмана покорили Хивинское ханство.
Стр. 318-* Испанские Бурбоны - боковая линия французской королевской династии Бурбонов, начавшаяся с внука Людовика XIV Филиппа, ставшего в 1700 г. испанским королем Филиппом V.
Стр. 320-* Речь идет у Бакунина о том, что с начала XIX в. до 70-х гг. XIX в. в Испании произошло пять революций (1808-1814, 1820-1823, 1834-1843, 1854-1856, 1868-1874), в ходе которых неоднократно происходила смена политических режимов и к власти приходили то сторонники конституционной монархии, то феодально-аристократическая реакция, но в целом эти революции неизменно представляли собой компромисс испанской буржуазии с феодалами.
-** фуэросы (исп.- fuero, мн. ч.- fueros) - права, привилегии, которые предоставлялись испанскими королями городам и сельским общинам.
Стр. 321-* Союз Социальных Революционеров, или Альянс,- тайная международная организация, основанная М. А. Бакуниным в сентябре 1872 г. в Цюрихе.
Стр. 325-* Речь идет о соглашении (конкордате) между Ватиканом и Австрией по церковным вопросам, заключенном в 1855 г.
Стр. 326-* Цислейтания (букв.: по эту сторону реки Лейты) - "австрийская" часть Австро-Венгерской империи.
Стр. 327-* Транслейтания (букв.: по ту сторону реки Лейты) - "венгерская" часть Австро-Венгерской империи.
Стр. 330-* Сербский государь Стефан Душан - король с 1331, царь с 1345 г. создал сильное сербско-греческое царство, присоединив к Сербии некоторые греческие земли. В цюрихском издании 1873 г. Душан ошибочно назван Душманом.
Стр. 331-* Сторонники вождя реформационного и национально-освободительного движения в Чехии Яна Гуса.
Стр. 333-* Бакунин имеет в виду мысли из ветхозаветной книги Екклесиаст, которая, по преданию, написана царем Соломоном:
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
(Еккл. I: 9-10)
Стр. 340-* См. прим. ** к стр. 272.
Стр. 350-* Немецкий император Венцель, или Венцеслав, в 1364 г. был избран чешским королем, а в 1376 г.- императором Священной Римской империи.
-** См. прим. ** к стр. 283.
Стр. 352-* Бакунин имеет в виду те секции I Интернационала, которые, разделяя принципы анархизма, не признали решений V конгресса Интернационала в Гааге (сентябрь 1872 г.). Конгресс исключил Бакунина из Международного товарищества рабочих.
Стр. 357-* Александр II - сын Николая I и прусской принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины, которая была дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма и сестрой императора Вильгельма I, приходился таким образом последнему племянником.
Стр. 358-* Речь идет о восстании 1830-1831 гг. на польских землях, находившихся под властью России.
-** Имеется в виду Общество соединенных славян, созданное в 1823 г. русскими офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и польским политическим ссыльным Ю. К. Люблинским; в 1825 г. вошло в Южное общество декабристов.
Стр. 363-* Селестская Божья Матерь - икона по названию монашеского органа целестинцев, созданного в 1254 г. отшельником Петром (будущим папой Целестином V). Поскольку, существует много вариантов икон Божьей Матери, в том числе, например, мадонны, изображенные Рафаэлем в ренессансной манере, Бакунин берет пример иконы с мадонной традиционного католического монашеского ордена, чтобы подчеркнуть реакционный характер политики официальной Франции после подавления Парижской коммуны.
** Лавр, св. мученик; пострадал вместе с братом Флором от язычников во II в.; христианская церковь отмечает его память 18 августа.
-*** Ультрамонтантство (от лат. ultra montes - за горами, т. е. в Риме) - направление (с XV в.) в католицизме, отстаивающее идею неограниченной верховной власти римского папы, его право вмешиваться в светские дела любого государства.
-**** По имени австрийского государственного деятеля князя Феликса Шварценберга, вставшего в 1848 г. во главе правительства и создавшего единое австрийское государство.
Стр. 364-* В качестве наместника Польши с 1832 г. Паскевич вел продолжительную переписку с Николаем I и предлагал, в частности, ликвидировать Царство Польское как отдельную административную единицу и организовать в нем чисто русское управление.
Стр. 365-* Фригийская шапка - головной убор якобинцев, символизирующий свободу,- высокий колпак, подобный тому, что носили жители древней Фригии (в Малой Азии).
Стр. 366-* В цюрихском издании 1873 г. ошибочно значится: "Москва".
Стр. 370-* Строфа из стихотворения А. С. Пушкина "Клеветникам России" (См.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 3. Ч. I. M., 1948. С. 270).
Стр. 373-* Речь идет о войне Пруссии против Дании (датско-прусская война 1848-1850 гг.) и войне Пруссии и Австрии против Дании с целью захвата герцогства Шлезвиг и Гольштейн (датская война 1864 г.), а также о франко-прусской войне 1870-1871 гг.
Стр. 380-* Средневековое право немецкого города Магдебурга, оформившееся в XIII в. и предоставившее городам значительную автономию.
Стр. 382-* Первый частичный раздел Польши между Пруссией, Россией и Австрией произошел в 1772 г.
Стр. 386-* Лимбургский сыр, приготовлявшийся в г. Лимбурге бельгийской провинции Льеж, отличался специфическим запахом.
Стр. 388-* В издании 1873 г. ошибка: "возрождение".
Стр. 389-* Бакунин имеет в виду многолетний спор между Данией и Пруссией за обладание герцогством Шлезвиг и Гольштейн; в конечном счете Дания потерпела поражение и уступила эти земли Пруссии,
** По-видимому, Бакунин имеет в виду стихотворение немецкого революционного поэта Г. Гервега "Германия, в мягкой постели..." (1848), в котором есть строфы:
И в Кельне твердыня господня,
Собор все растет и растет.
И по подписке сегодня
Германский строится флот.
(См.: Гервег Г. Избранное. М., 1958. С. 141.)
-*** В издании 1873 г. далее следовало лишнее местоимение "что".
Стр. 390-* В издании 1873 г.- ошибка: "непрочных".
Стр. 403-* Имеется в виду Великая Крестьянская война в Германии 1524-1526 гг.
Стр. 405 - * Речь идет о поражении при Вальми прусского генерала герцога Карла Брауншвейгского после вторжения возглавляемой им австро-прусской армии в революционную Францию в 1792 г.
Стр. 406-* См.: прим. ** к стр. 233.
-** Директория - правительственная коллегия из пяти лиц, учрежденная по конституции 1795 г. Свергнута Наполеоном Бонапартом 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. Консульство - период верховного правления трех консулов с 18 брюмера (9 ноября) 1799 г. по 14 мая 1804 г. Империя - период правления Наполеона I Бонапарта после избрания его императором в 1804 г.
- *** Йенское сражение между войсками Наполеона и прусско-саксонской армией в районе г. Йена 14 октября 1806 г., которое привело к разгрому Пруссии.
- **** Шпандау - город-крепость под Берлином с цитаделью на острове.
Стр. 407-* Речи к немецкой нации И. Г. Фихте произнес в Берлинской академии наук в конце 1807 г. - начале 1808 г. (см.: Fichte J. G. Sämmtliche Werke. Bd. VI. Berlin, 1845).
Стр. 408-* Речь идет о профессоре Кенигсбергского университете, в дальнейшем ректоре Берлинского университета Т. Шмальце.
Стр. 409-* См.: Springer A. Geschichte Oesterreich seit dem Wiener Frieden, 1809. V. 1. Leipzig, 1863. S. 119-120.
Стр. 417-* См.: Müller W. Geschichte der neusten Zeit. 1816-1866. Stuttgart, 1867. S. 11.
Стр. 419-* Так называет Бакунин Священный союз, заключенный в 1815 г. русским императором Александром I, австрийским императором Францем I и прусским королем Фридрихом Вильгельмом III.
Стр. 421-* Бакунин имеет в виду вторую испанскую революцию 1820-1823 гг., неаполитанскую революцию 1820-1821 гг., пьемонтскую революцию 1821 г., бельгийскую революцию 1830 г.
-** "Где немецкое отечество?" (нем.). См. прим. * к стр. 268.
Стр. 423-* Мартин Лютер известен не только как реформатор, но также как поэт и композитор, автор многих духовных песен и хоралов, а также песен светского содержания (см.: Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984. С. 263). К числу духовных песен относится и упоминаемая Бакуниным песня "Сильная крепость наш бог".
Стр. 425-* См. прим. ** к стр. 269.
- ** Речь идет о работе немецкого либерального историка Вильгельма Мюллера "История нового времени, 1816-1866" (Geschichte der neusten Zeit, 1816-1866. Stuttgart, 1867).
-*** Речь идет не об июньских, а об июльских "трех славных" днях (29, 30 и 31 июля 1830 г.), когда был свергнут Карл X и на престол вступил Луи Филипп.
Стр. 426-* Сторонники Марии-Кристины из династии Бурбонов, ставшей в 1833 г. королевой-регентшей Испании после смерти короля Фердинанда VII.
-** Сторонники брата испанского короля Фердинанда VII - Дона Карлоса, претендовавшего на испанский престол.
Стр. 429-* Калька с фр. attentat - покушение, посягательство.
** В марте 1848 г. во Франкфурте собрался так наз. предварительный парламент (Фор-парламент), а 18 мая 1848 г. там же открылось общегерманское национальное собрание.
Стр. 430-* Гегель умер 14 ноября 1831 г.
Стр. 431* Фата-моргана (итал. fata morgana) - в некоторых странах Средиземноморья так называется форма миража, при которой на горизонте появляются сложные и быстро меняющиеся изображения предметов, находящихся за горизонтом.
Стр. 433-* Бакунин, по-видимому, не цитирует в данном случае Г. Гейне, а излагает своими словами его представления об отличиях будущей немецкой революции от революции французской.
Стр. 434-* Здесь и далее Бакунин имеет в виду последователей О. Конта и близких к нему мыслителей в отличие от философов типа Фихте-младшего, которых он в 40-х гг. также называл позитивистами.
Стр. 436-* В издании 1873 г. ошибка: "социалистическому закону".
Стр. 439-* Лига Юга объединяла так наз. федералистов, противников централизованного государства. Наиболее видным ее деятелем был Анри-Альфонс Эскирос.
Стр. 440-* Боа - змея семейства удавов; констриктор (от лат. constrictio) - стяжение, сужение.
Стр. 442-* Stein von h. Der Sozialismus und Kommunismus des heutigen Frankreich. Leipzig, 1842.
Стр. 443-* Имеется в виду "Рейнская газета" (Rheinische Zeitung für Politik, Handel und Gewerbe), выходившая с января 1842 г. по конец марта 1843 г.
- ** Речь идет о кружке левогегельянцев, носившем название "Freien" ("Свободные"), главной фигурой которого был Бруно Бауэр.
- *** Существует точка зрения, что именно левогегельянцы первыми пустили в оборот термин "нигилизм", который затем стал применять И. С. Тургенев, поддерживавший отношения с окружением Б. Бауэра.
-**** Маркс приехал в Париж в октябре 1843 г.
Стр. 445-* Католическое течение в Германии, адепты которого не согласились с решениями Собора 1870 г. о непогрешимости папы, не признали индульгенции и культ святых.
-** Иоганн Тецель - монах доминиканского ордена, в руках которого с XIII в. находились дела инквизиции. До основания ордена иезуитов (XVI в.) доминиканцы выступали главным орудием пап в борьбе с их противниками. И. Тецель - приверженец папы Льва X. Особенно известен Тецель своей торговлей индульгенциями, что вызвало, в частности, возмущение у Мартина Лютера, который выступил против такой практики с резким протестом.
Стр. 449-* "Манифест Коммунистической партии" вышел в Лондоне в феврале 1848 г.
Стр. 451-* Имеется в виду восстание лионских ткачей в апреле 1834 г.
-** Ислачиш - искаженное имя хорватского бана (наместника губернатора) Йосипа Елачича.
Стр. 455-* См.: Jacoby J. Gesammelte Schriften und Reden. Vor. 2. Hamburg, 1872. S. 98, 106.
Стр. 458-* См. прим. * к стр. 455; S. 22.
Стр. 459-* См. прим. * к стр. 455; S. 21.
Стр. 460-* См. прим. * к стр. 34.
Стр. 462-* Инсургент (от франц. insurgê - восставший, повстанец) - так в XIX в. называли участников восстаний, не принадлежавших к армии и ведших партизанскую войну.
Стр. 466-* Песня профессора лицея Б. Триерша, написанная в 1830 г.
Стр. 471-* Die Grundsätze der preussischen Demokratie. Zwei Reden des Dr. Johann Jacoby ... Berlin, 1859. S. 7.
** Jacoby J. Gesammelte Schriften und Reden. Vol. 2. Hamburg, 1872. S. 142-143.
Стр. 475-* Цит. по кн.: Fürst Bismarck als Redner. Vollständige Sa-mmlung der parlamentarischen Reden Bismarcks seit dem Jahre 1847. Hrsg. von W. Böhm. Berlin, Stuttgart. Vol. 2. S. 12.
Стр. 477-* См. прим. * к стр. 11.
Стр. 478-** В сентябре 1868 г. в Берне состоялся второй конгресс Лиги мира и свободы.
Стр. 480-* См. соответствующее место в "Учредительном манифесте Международного товарищества рабочих" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 16. М., 1960. С. 10).
-** См. соответствующее место в "Манифесте Коммунистической партии" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 4. М., 1955. С. 446).
Стр. 486-* Со слов Ф. Лассаля М. Бакунин пишет о работе К. Маркса "К критике политической экономии", вышедшей в 1859 г.
-** Так в издании 1873 г. Вероятно, в тексте пропуск.
-*** После того как Гаагский конгресс I Интернационала, состоявшийся 2-7 сентября 1872 г., исключил М. А. Бакунина из Интернационала, Бакунин решил созвать новый конгресс Международного товарищества рабочих, на который были приглашены делегаты от пробакунистской Юрской федерации и делегаты Гаагского конгресса, выступавшие против исключения Бакунина из Интернационала. На конгрессе анархистов, состоявшемся 15 сентября 1872 г., присутствовали представители Италии, Испании, Швейцарии, Франции и Америки. Этот факт Бакунин истолковывал как поражение Маркса. И действительно, у Маркса и его сторонников появились немалые трудности. После Гаагского конгресса Интернационала возникла угроза захвата руководства Генеральным Советом немарксистскими элементами. В этих условиях К. Маркс настоял на переводе Генерального Совета в Нью-Йорк. Вскоре, в 1876 г., Филадельфийский конгресс формально распустил I Интернационал. Но и анархистский Интернационал просуществовал недолго. В конце 1877 г. он распался.
Стр. 489-* Ф. Лассаль умер 31 августа 1864 г. в результате ранения на дуэли.
Стр. 490-* Социал-демократическая рабочая партия Германии образовалась в 1869 г. на конгрессе в Эйзенахе.
Стр. 491-* Речь идет об Альянсе социалистической демократии, который был создан в октябре 1868 г. В работе, писавшейся в 1873 г., Бакунин, говоря о событиях, относящихся к сентябрю 1868 г., задним числом называет аллиансистами своих сторонников, еще не бывших членами его Альянса.
-** Сборник "Историческое развитие Интернационала" вышел в Цюрихе. Он был объявлен как второй том "Издания социально-революционной партии" (первый том издания - это "Государственность и анархия" М. А. Бакунина). В этот сборник вошли статьи единомышленников Бакунина Д. Гийома, Сезар де Папа, Н. Жуковского, а также статья Бакунина "Интернациональный союз социальных революционеров" и его речи на Бернском конгрессе Интернационала (1868). Сборник "Историческое развитие Интернационала" вышел раньше, чем "Государственность и анархия".
Стр. 494-* Союз, или Альянс, Социальных Революционеров М. Бакунин создал в сентябре 1872 г. вместо формально распущенного Альянса социалистической демократии. В данном случае М. Бакунин отождествляет "аллиансистов" - членов Альянса 1868 г. с членами Альянса 1872 г.
Стр. 496-* Имеется в виду статья, опубликованная в "Volksstaat" 11 сентября 1870 г.
Стр. 508-* В конце 60-х - начале 70-х гг. в центре политической концепции П. Л. Лаврова находилась идея активно действующего революционного меньшинства разночинной интеллигенции и молодежи, опиравшейся на этико-социологический метод, который со временем не без оснований получил название субъективного метода. В глазах Бакунина, ориентированного на массовые, стихийные народные движения, идеалы которых научно, теоретически, по его мнению, обосновать невозможно и не нужно, лавризм представлялся как "доктринерство" и "ученая болтовня". Миртов и Кедров - псевдонимы Лаврова.
Стр. 510-* Бакунин говорит о первом из "Философических писем" П. Я. Чаадаева, опубликованном в 1836 г.
Стр. 514-* Речь идет об августовском номере журнала П. Л. Лаврова "Вперед" (Цюрих, 1873 г.).
Стр. 517-* Смутное время - период, начиная с вступления на престол Бориса Годунова (1548 г.) и кончая избранием на царство Михаила Романова (1613 г.). На эту эпоху приходится появление двух "самозванцев" - претендентов на русский престол - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, выдававших себя за убитого царевича Дмитрия Ивановича; польская интервенция; воцарение В. Шуйского; "семибоярщина"; крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова.
-** Имеется в виду восстание 1650 г. в Новгороде, вызванное ухудшением положения посадских людей в связи с принятием "Соборного Уложения" царя Алексея Михайловича (1649 г.).
-*** Речь идет о восстании декабристов.
-**** В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях ангелы - созданные богом бесплотные существа, призванные служить единому богу, воюя с его врагами, воздавая ему честь, неся его волю стихиям и людям. В христианстве иерархия ангельских чинов наиболее подробно разработана Псевдо-Дионисием Ареопагитом: 1 триада - серафимы, херувимы, престолы; 2 триада - господства, силы, власти; 3 триада - начала, архангелы, ангелы (см.: Мифы народов мира. Т. I. M., 1980. С. 76-78, 362).
Стр. 519-* В начале 1869 г. С. Г. Нечаев выехал из России за границу и, выдавая себя за представителя фактически не существовавшей революционной организации, вошел в доверие к М. А. Бакунину и Н. П. Огареву, получив из так наз. Бахметьевского фонда средства на революционную деятельность. Возвратившись осенью 1869 г. в Россию, он создал подпольную организацию "Народная расправа", изобразив ее в качестве русского отдела несуществовавшего "Всемирного революционного союза". В ноябре 1869 г. по подозрению в предательстве Нечаев и его единомышленники убили члена своей организации студента И. И. Иванова. В связи с начавшимися арестами Нечаев вновь уехал за границу. К середине 1870 г. М. А. Бакунин, опиравшийся на собственные наблюдения и сведения, идущие от Г. А. Лопатина, пришел к выводу, что Нечаев систематически обманывал его; Бакунин пришел также к выводу о несовместимости своей революционной программы и программы Нечаева, о чем свидетельствует, в частности, публикуемое в данном издании письмо Бакунина Нечаеву от 2 июня 1870 г. Летом 1870 г. Бакунин и Огарев порвали с Нечаевым все отношения. В августе 1872 г. швейцарские власти арестовали Нечаева, разыскивавшегося агентами русской полиции в связи с убийством И. И. Иванова, и вскоре выдали его правительству России. В январе 1873 г. Нечаев был приговорен за убийство к 20