взгляды ("Сельский священник"). Однако перед лицом добытых им самим фактов и обобщений он вынужден был искать другое решение социальных вопросов. "Я считаю одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака, - писал Ф. Энгельс, - то, что он принужден был итти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, то, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и то, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 406). Офиц. легитимистские взгляды Б. находились в глубоком противоречии со всем его творчеством. Это было подмечено многими великими соотечественниками писателя. В. Гюго в своей речи на могиле Б. отнес его к "могучей породе писателей-революционеров" (Собр. соч., т. 15, М., 1956, с. 219); Э. Золя говорил, что Б. "нашел восторженных поклонников только среди молодого поколения, влюбленного в свободу". Взгляды Б. на общество претерпевали изменения и отнюдь не сводятся к одному легитимизму. В 20-х гг. Б. видит гл. противника в старом режиме. В 1-й пол. 30-х гг. Б. становится непримиримым врагом буржуазии. В 1836-47 его критика распространяется и на крупных землевладельцев. Он возлагает надежды на технич. пром. прогресс, бурно протекавший во Франции. После революции 1848-49 Б. полностью порывает с легитимизмом, выдвигая на первый план людей из народа, к-рых он противопоставляет представителям правящих классов ("Исповедание политической веры", 1848). С большой худож. силой Б. показал в своих произв., как законы бурж. общества развращают людей, уродуют человеч. отношения, впервые сделал он основой сюжетов махинации финансистов, соперничество торговцев, борьбу за землю, бурж. конкуренцию.
В процессе эволюции творчества Б. изменяется отношение его к современности как материалу иск-ва, все более деградируют отд. буржуа в его изображении (от Гобсека к Бовине, от Нусингена к Оскару Юссону). Вместе с тем усиливается тяготение Б. к монументальным картинам, что соответствовало сложной взаимосвязи явлений историч. действительности. Человек, усвоивший бурж. мораль, показывает Б., одержим стремлением к личному обогащению. Во мн. романах ("Отец Горио", "Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок" и др.) Б. обращается к образу каторжника Вотрена, хорошо усвоившего механику успеха в бурж. обществе. Б. не видит существ. разницы между закоренелым преступником и представителями высшего света. Банкир Нусинген, финансист Тийе, ростовщик Гобсек, скряга Гранде, фабриканты Куэнте - все они погрязли в преступлениях, потеряли совесть. Нечиста история барона Нусингена. Пользуясь покровительством закона, он трижды прибегал к финансовым аферам, к-рые пустили по миру тысячи людей ("Банкирский дом Нусингена"). Кража и предательство послужили основой карьеры финансиста Тийе ("Величие и падение Цезаря Биротто"). Ростовщик Гобсек, эксплуатируя человеч. слабости, добывает колоссальное состояние ("Гобсек"). Погоня за богатством вытравила в душе бывшего бочара Феликса Гранде все человеч. чувства. Он жесток не только по отношению к жертвам своих спекуляций, но и к собств. семье ("Евгения Гранде"). Жертвой хищничества фабрикантов Куэнте становится талантливый изобретатель Сешар ("Утраченные иллюзии"). И все же власть богачей - самодержцев совр. общества - ограничена. На деньги нельзя купить настоящую любовь, заставить истинное иск-во служить своим интересам, завоевать настоящую дружбу и преданность. В конце концов эти люди сами оказываются рабами золота.
В галерее типов, изображенных в "Человеческой комедии", видное место отводится молодым честолюбцам, стремящимся продвинуться по обществ. лестнице. Трагичен путь таких молодых людей, как Рафаэль ("Шагреневая кожа"), Люсьен ("Утраченные иллюзии", "Блеск и нищета куртизанок").
Судьба талантливого человека, неспособного проявить свое дарование, - одна из волнующих тем "Человеческой комедии". Погиб для науки Рафаэль, бесславно окончилась поэтич. карьера Люсьена, великие мучения выпали на долю изобретателя Сешара ("Утраченные иллюзии"), полуголодное существование влачит талантливый политич. деятель Маркас ("З. Маркас").
Сильнее всех оказывается тот, кто лучше других усвоил волчью мораль бурж. общества. Таков юноша Эжен Растиньяк - значит. персонаж романа "Отец Горио" и др. произв. Сделка с совестью, моральное падение открывают юноше путь к успеху.
В "Утраченных иллюзиях" Б. удалось с большой реалистич. силой изобразить тлетворное влияние бурж. отношений на иск-во, лит-ру, политику, на всю духовную жизнь общества. Тип бездарного, но преуспевающего художника замечательно изображен в рассказе "Пьер Грассу". Б. показывает, как корысть и расчет подрывают устои бурж. семьи. Дочери отрекаются от разоренных ими отцов ("Отец Горио"), жены отказываются от мужей ("Полковник Шабер"); ради скорейшего приобретения наследства почтенные буржуа убивают своих родственников ("Кузен Понс"). Эгоистич. стремления человека и частная собственность неразрывно связаны между собой. Эта мысль выражена и в романе "Крестьяне" (не закончен). Б. удалось показать тяжелейшие жизненные условия, в к-рых оказалась послереволюц. франц. деревня, подпавшая под двойной гнет - помещика и деревенского буржуа.
Подлинную человечность Б. находит в среде простого народа. Внимательный наблюдатель жизни, он изучает парижские предместья, пытается постигнуть нужды и стремления рабочего люда. Стихийный протест широких нар. масс против капитализма, первое вооруж. выступление еще слабо организованных рабочих оправданы в глазах Б. Оценивая восстание лионских ткачей, он след. образом объясняет его причины: "Лионская промышленность - бездушна... Когда заказы прекращаются, рабочий умирает с голода, да и работая, он еле сводит концы с концами. Любой каторжник счастливее его. После Июльской революции нищета дошла до таких пределов, что рабочие шелковых фабрик написали на своем знамени: "Хлеб или смерть!"" ("Банкирский дом Нусингена", см. Собр. соч., т. 12, 1960, с. 353). В повести "Дело об опеке", в рассказах "Фачино Кане", "Златоокая девушка" (1835) Б. дал правдивое описание нищеты простого народа. На эту черту творчества Б. одним из первых указал В. Г. Белинский (см. Собр. соч., т. 1, 1948, с. 119). Именно в среде рабочих, ремесленников, крестьян Б. находит людей, способных на бескорыстную помощь и самоотверж. поступки. Водонос Буржа помог выбиться в люди бедному талантливому студенту ("Обедня безбожника"), отставной солдат Верньо оказался единств. человеком, пришедшим на помощь полковнику Шаберу. С большим сочувствием рисует Б. республиканца Мишеля Кретьена ("Утраченные иллюзии"), бывшего якобинца Низрона ("Крестьяне"). В трагич. образе Низрона раскрыто несоответствие политич. целей партии якобинцев в 1793 и объективных результатов бурж. революции.
Творчество Б. явилось важной вехой в истории мирового реалистич. иск-ва. В худож. методе Б. содержится сплав самых различных традиций: гуманизма эпохи Возрождения, идей Просвещения, готич. романа и романтич. школы, историч. романа В. Скотта. Идейное основание этого метода - беспощадное раскрытие внутр. антагонизма бурж. порядка вещей. Смелость и новизна обобщений Б. нашли выражение в гиперболич. и метафорич. образах. Иногда Б. прибегает и к фантастике, символизирующей иррациональные стороны капиталистич. действительности, напоминая в этом романтиков, но всегда стремясь к познанию реальных человеч. отношений. Один из существ. моментов бальзаковского реализма - стремление воссоздать целостную картину эпохи. Широта изображенной у Б. действительности беспримерна: жизнь Парижа, франц. провинции, деревни. Б. создает галерею типич. образов, в к-рых находят свое воплощение представители различных классов, сословий и профессий. Такую же важную роль играют для Б. и типич. обстоятельства ["...не только люди, но и главнейшие события отливаются в типические образы" (Собр. соч., т. 1, 1960, с. 35-36)]. Поступки персонажей Б. мотивированы занимаемым ими в обществе положением, целями, к-рые они преследуют. Писатель точен в деталях предметного мира, материального окружения своих героев.
Худож. новаторством Б. является необычайная историч. конкретность в воспроизведении картин обществ. жизни любого периода, социально-бытовая конкретность биографий и ситуаций. Этому соответствует и композиция романа: обстоят. подготовка ситуации, смена больших статичных описаний стремительным бурным развитием действия, особые финалы, чреватые новым действием. Указывая в своих статьях на развитие в романе 19 в. драматич. формы, Б. придает композиции любого произв. характер напряженной драмы, поднимаясь иногда до высокого трагизма. Исполнен драматизма также язык Б.
Крупным произв. Б. является сб. "Озорные рассказы" ("Contes drolatiques", 1832-37). Проникнутые духом Возрождения, "Озорные рассказы" восходят к нар. франц. лит-ре и своим жизнелюбивым содержанием противостоят измельчавшей действительности бурж. Франции. Перу Б. принадлежит также неск. пьес: "Вотрен" (1840), "Надежды Кинолы" (1842), "Делец" (1845), "Мачеха" (1848) и др. Б. горячо отстаивал принципы реалистич. иск-ва на сцене. Писатель систематически печатал в газетах очерки; самые ранние - 1829-1830 ("Бакалейщик", "Министр", "Мадам Всеотбога", "Несчастный"). Часто очерки Б. являются как бы этюдами для будущей работы над большим полотном ("Монография парижской прессы", 1843, в альманахе "Великий город", т. 2, "История и физиология парижских бульваров", 1844, "Уходящий Париж", 1844, и др.).
Рус. писатели высоко ценили прозу Б. Тепло отозвался о повести "Отец Горио" поэт П. А. Вяземский. С уважением говорили о Бальзаке А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин. Первый пер. на рус. яз. романа "Евгения Гранде" (1843) был осуществлен Ф. М. Достоевским, в творчестве к-рого сказалось усвоение нек-рых проблем и образов Бальзака. М. Горький писал: ""Человеческая комедия" была прочитана мною уже лет в двадцать; эта книга нанесла сильнейший удар моему неоформленному романтизму, и я почувствовал в ней гений Бальзака и полюбил его горячей любовью, как, вероятно, любят учителя и друга... Книги Бальзака наиболее дороги мне той любовью к людям, тем чудесным знанием жизни, которые с великой силою и радостью я всегда ощущал в его творчестве" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 139-40). Книги Б. пользуются большой популярностью у сов. читателей, они издаются в СССР огромными тиражами.
Изучение наследия Б. прошло длительный и сложный путь. В 30-40-х гг. 19 в. бурж. критика (Ш. О. Сент-Бёв, Ж. Жанен и др.) в сущности развенчивала писателя. Во 2-й пол. 19 в., начиная с работ о Бальзаке И. Тэна, Ф. Брюнетьера, бурж. критика ввела Б. в круг "высокой" литературы, но при этом пыталась не замечать реализм и антибурж. направленность его творчества. Прогрессивные тенденции в оценке Б. нашли свое выражение у республиканца Ф. Жиро, у В. Гюго, Ж. Санд. Начало марксистской науке о Б. положило письмо Ф. Энгельса к М. Гаркнесс (1888, опубл. 1931), где глубоко вскрыты противоречия творчества и мировоззрения Б. Сов. исследователи (В. Р. Гриб, Б. Г. Реизов, Д. Д. Обломиевский, Р. А. Резник, А. Ф. Иващенко и др.) выдвигают на первый план мировоззрение Б., разрабатывают проблемы его худож. метода, идейно-философской концепции, демократич. основы его творчества. В противовес бурж. бальзаковедению (М. Бардеш, Д. Эванс, Ж. Пуле и др.), навязывающему Б. идеалистич. теории самого разного толка, сов. наука ставит как центр. проблему могучий реализм писателя. В том же направлении при изучении Б. идут литературоведы прогрессивного лагеря на Западе (А. Вюрмсер, П. Декс и др.).
Oeuvres complètes, v. 1-24, P., 1869-76; Oeuvres complètes, v. 1-40, P., 1912-40; Lettres à l'étrangère, t. 1-4, P., 1899-1950; La comédie humaine..., v. 1-30, [P.], 1946-51; L'oeuvre de B., v. 1-17, [P.], 1951-56; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-20, СПБ, 1896-99; Собр. соч., т. 1-20, М., 1933-47; Собр. соч., т. 1-15, М., 1951-55 (вступ. статья А. Иващенко); Собр. соч., т. 1-24, М., 1960; Б. об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М. - Л., 1941.
К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957;
Белинский В., Собр. соч., т. 1-3, М., 1948;
Чернышевский Н., Полное собр. соч., т. 3, М., 1947;
Щедрин Н. (
Салтыков М. Е.), За рубежом, Собр. соч., т. 14, Л., 1936;
Горький М., Собр. соч. в 30 томах, М., 1949-55 (см. Указатель имен и названий..., т. 30, с. 643);
Гербстман А., Театр Б., Л. - М., 1938;
Гриб В. Р., [статьи о Б.], в его кн.: Избр. работы, М., 1956;
Грифцов Б. А., Как работал Б., М., 1958;
Гроссман Л., Б. в России, в кн.: Лит. наследие, М., 1937, N 31-32;
Елизарова М. Е., Бальзак. Очерк творчества, [М.], 1951;
Засимова А. И., К проблеме народности творчества Б., Воронеж, 1953 (дисс.);
Лилеева И., Краткая летопись жизни и творчества Оноре Б., в кн.: Б., Собр. соч., т. 15, М., 1955;
Ловцова О. В., Очерки Б., М., 1951 (дисс.);
Муравьева Н. И., О. Бальзак. Очерк творчества, 2 изд., М., 1958;
Обломиевский Д. Д.,
Самарин Р. М., Бальзак, в кн.: История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956;
Обломиевский Д. Д., Осн. этапы творч. пути Б., М., 1957 (докторская дисс.);
Пузиков А. И., Оноре Бальзак, 2 изд., М., 1955;
Резник Р., Новые франц. работы о Б., "Вопр. лит-ры", 1960, N 1;
ее же, Философские взгляды Б., там же, 1961, N 7;
Реизов Б. Г., Творчество Б., Л., 1939;
его же, Бальзак, Л., 1960;
Самарин Р. М., Б. и франц. рабочее движение 30-40-х гг. 19 в., в сб.: Уч. зап. Ин-та мировой лит-ры, т. 1, М., 1952;
Золя Э., Бальзак, Полн. собр. соч., т. 46-47, К., 1904;
Тэн И., Бальзак, пер. [с франц.], СПБ, 1894;
Цвейг С., Бальзак, Избр. произв., т. 2, М., 1956; Bardèche M., B. romancier, P., [1947]; его же, Une interprétation de B., éd. A. Martel, P., 1951; Beilesort A., B. et son oeuvre, P., 1925; Bernier R., B. socialiste, P., 1892; Bertault Ph., B. L'homme et l'oeuvre, P., [1946]; Billy A., Vie de B., P., [1944]; Brun Ch., Le roman social en France au 19 siècle, P., 1910; Curtius E. R., Balzac, Bonn, 1923; Ferry G., B. et ses amis, P., 1888; Guyon B., La création littéraire chez B., P., 1951; его же, La pensée politique et sociale de B., P., 1947; Korwin-Piotrowska S., B. et le monde slave, P., 1933; Milatchich D. Z., Le théâtre inédit de H. de B., P., 1930; Preston E., Recherches sur la technique de B., P., 1926; Prioult A., B. avant la Comédie humaine, P., 1936.
Библиографические издания:
Blanchard M., TИmoignages et jugements sur B., Essai bibliographique, P., 1931;
Cerfberr A.,
Christophe I., Répertoire de la Comédie humaine de H. de B., P., 1887;
Lotte F., Dictionnaire biographique de personnages fictifs de la ComИdie humaine, P., 1952;
его же, Dictionnaire biographique des personnages fictifs de la Comédie humaine. Anonymes, P., 1956;
Royce W. H., B. bibliography, Chi., 1929;
его же, Indexes to a B. bibliography, Chi., 1930;
Spoelberch de Lovenjoul Ch., Histoire des oeuvres de H. de B., P., 1886.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 1: Аарне - Гаврилов. - 1962. - Стб. 427-435.