Главная » Книги

Белинский Виссарион Григорьевич - (Россия до Петра Великого), Страница 5

Белинский Виссарион Григорьевич - (Россия до Петра Великого)


1 2 3 4 5

ие еще А. И. Герцен - см.: Герцен, т. IX, с. 137). Характерно, что указанная статья Шевырева вызвала недовольство К. С. Аксакова (см.: ЛН, т. 56, с. 151).
   15 Из стихотворения С. С. Боброва "Столетняя песнь, иль Торжество осьмогонадесять века России" (1801); перефразированные строки этого произведения:
  
   Но твердь иное предвещала;
   Тогда Россия в мрачный век
   В своей полнощи исчезала.
   "Да будет Петр!" - Бог свыше рек;
   И бысть в России Солнца свет, -
  
   взяты в эпиграф ко второй части статьи. См.: "Поэты 1790-1810-х годов". Л., "Советский писатель", 1971, с. 94.
   16 Сравнение Ивана Грозного с Людовиком XI принадлежит Н. М. Карамзину (см. его "Историю государства Российского", т. IX. СПб., 1821, с. 438-439).
   17 Критик в полемических целях контаминирует тезисы двух статей, опубликованных в "Москвитянине", No 1 за 1841 г. В статье М. П. Погодина "Петр Великий" говорилось о необходимости петровских преобразований в его эпоху, а в статье С. П. Шевырева "Взгляд русского на современное образование Европы" содержалось утверждение о глубоком кризисе европейской цивилизации.
   18 Фраза, заключенная в кавычки, не является цитатой из Корана; но, по мнению критика, в ней выражена суть фаталистического мировоззрения восточных народов.
   19 Критик цитирует - в несколько измененном виде - формулу из Корана: см. сура 9, ст. 130 (129); сура 27, ст. 26 (26); намаз - мусульманская молитва, совершаемая пять раз в сутки.
   20 Фалака - деревянный столб с отверстиями, сквозь которые продевалась веревка, крепящая ноги человека к этому столбу; в таком положении преступник получал удары палками.
   21 Цитата из "Деяний Святых Апостолов", гл. 17, ст. 23: "...Я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому богу"".
   22 По легенде, Горации и Куриации - знатные роды, соперничавшие друг с другом в древнейший, так называемый царский период истории Рима (VI в. до н. э.). Юстиниан I - византийский император, при котором был создан наиболее полный свод правовых норм - "Кодекс Юстиниана".
   23 Речь идет о профессоре Александровского университета в Гельсингфорсе С. В. Соловьеве.
   24 О судьбе и странствиях Г. К. Котошихина см.: А. И. Маркевич. Г. К. Котошихин и его сочинение о московском государстве в половине XVII века. Одесса, 1895.
   25 См.: И. А. Желябужский. Записки с 1682 по 2 июля 1709. СПб., 1840.
   26 Об эпиграфе см. примеч. 15. В автографе вторым эпиграфом к статье были "Стансы" Пушкина ("Начало славных дел Петра <...> На троне вечный был работник), зачеркнутые Белинским.
   Апологетическое отношение к деятельности Петра I у Белинского сложилось в конце 30-х гг. Собираясь в столицу (осенью 1839 г.), он уже "глубоко благоговел перед реформою Петра I и оправдывал ее во всех ее крайностях. Петербург поэтому еще особенно привлекал его..." (Панаев, с. 192). Стремление же осмыслить петровские преобразования в исторической перспективе непосредственно связано со спором о Москве и Петербурге как выразителях противоположных тенденций в русском общественном развитии, который состоялся около 20 января 1841 г. во время приезда в столицу Герцена и членов его московского кружка (см.: Ю. Оксман. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского. М., Гослитиздат, 1958, с. 279).
   27 В статье "Русская литература в 1840 году" критик, в частности, писал: "...должно радоваться даже самым ложным, но только независимым мыслям о великом поэте: они показывают потребность разумного сознания, которое всегда начинается отрицанием непосредственного знания, то есть знания по привычке или по преданию" (наст. изд., т. 3, с. 183).
   28 Крылатое выражение, восходящее к словам, приписываемым Аристотелю.
   29 Усеченная цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Родина" (1840):
  
   . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Ни слава, купленная кровью,
   Ни полный гордого доверия покой...
  
   30 Имеется в виду неоконченная эпическая поэма М. В. Ломоносова "Петр Великий" (1756-1761).
   31 Имеются в виду "Петриада" (1812) А. Н. Грузинцева и "Петр Великий" (1810) С. А. Ширинского-Шихматова.
   32 Критик имеет в виду некоторые суждения ранних славянофилов, еще не обнародованные в печати, но известные ему по личным беседам и пересказам знакомых. Так, осенью 1839 г., накануне отъезда критика в столицу, К. С. Аксаков, его друг и сподвижник по кружку Н. В. Станкевича и "Московскому наблюдателю", решительно оспаривал высокое мнение Белинского о Петре I и Петербурге. "Хотя еще он, - писал о К. С. Аксакове И. И. Панаев, - не питал той непримиримой ненависти к Петру I, которая развилась в нем впоследствии, - но он и в это время уже не чувствовал к нему расположения..." (Панаев, с. 193). Можно предположить, что критик полемизирует именно с взглядами К. С. Аксакова, так как выход "Отечественных записок", No 6, с этой статьей (ц. р. 30 мая) почти совпал с разрывом их отношений, происшедшим в июне 1841 г. (см.: "Литературная мысль", вып. II. Пг., "Мысль", 1923, с. 180; Ю. Оксман. Летопись жизни и творчества В. Г. Белинского, с. 300).
   33 Имеется в виду прежде всего статья М. П. Погодина "Петр Великий" (см. примеч. 17), в которой автор излагает обвинения Петру I со стороны "новых судей", замечая, что "наука не может и не должна оставлять их без внимания" ("Москвитянин", 1841, No 1, с. 11).
   34 Сопоставление "всякого образованного человека" и неграмотного мужика, иллюстрирующее тезис критика о "национальном" и "народном", часто проводили и ранние славянофилы, - но, в отличие от Белинского, не в пользу первого. Исходя из того, что сельская община является единственным хранителем самобытных религиозных, нравственных и культурных начал русского народа, славянофилы были убеждены в безусловном превосходстве любого крестьянина, носителя коллективной идеологии "мiра", над личностью, утерявшей общинный дух (см.: К. С. Аксаков. Полн. собр. соч., т. 1, изд. 2-е. М., 1889, с. 26, 595-596 и др.).
   35 Представление о "субстанции" каждого народа (то есть некоей первосущности, управляющей и предусматривающей все его дальнейшее развитие) отражает тот же телеологический подход к истории, как и представлений об "абсолютной идее", выполняющей аналогичную функцию по отношению ко всему человечеству (см. преамбулу).
   36 Ср. относящееся к 1842 г. суждение Герцена: "...Петр увидел, что для России одно спасение - перестать быть русской..." (Герцен, т. II, с. 35; статья "Москва и Петербург").
   37 Имеется в виду стихотворение "Зимняя дорога" (1826),
   38 Критик цитирует "Домик в Коломне" (1830).
   39 Цитата из былины "Соловей Будимирович".
   40 Перефразированные слова Н. В. Гоголя из статьи "Несколько слов о Пушкине" (1832): "Он (Пушкин. - Ред.) при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа" (Н. В. Гоголь. Полн. собр. соч., т. VIII. М., Изд-во АН СССР, 1952, с. 51).
   41 Вторым подвигом Геракла, согласно мифу, явилось умерщвление Лернейской гидры.
   42 Выражение "квасной патриотизм" впервые употребил П. А. Вяземский (см.: "Московский телеграф", 1827, ч. 15, отд. I, с. 232). Здесь под "квасными патриотами" критик подразумевает как авторов "Москвитянина", так и славянофилов, не проводя между ними различия (см. примеч. 14). Ценителем британского общественно-политического устройства был А. С. Хомяков, который, по воспоминанию Ап. Григорьева, "говорил часто, что Англия лучшее из существующих государств, а Россия лучшее из возможных..." (А. Григорьев. Соч., т. I. СПб., 1876, с. 486).
   43 Неточная цитата из монолога Фамусова ("Горе от ума", д. II, явл. 2):
  
   Вот то-то, все мы гордецы!
   Спросили бы, как делали отцы?
   Учились бы на старших глядя...
  
   44 В 1841 г. концепция русской литературы XVIII в. у критика еще не приобрела законченности. В статье же "Взгляд на русскую литературу 1846 года" оба направления в русской литературе XVIII в. - и тяготевшее "к действительности, к жизни, как она есть" (Сумароков), и стремившееся "к идеалу" (Ломоносов) - были признаны равноправными. О взглядах критика по этому вопросу см.: П. Н. Берков. Введение в изучение русской литературы XVIII века. Ч. I. Очерк литературной историографии XVIII века. Л., Изд-во ЛГУ, 1964, с. 55-67.
   45 Неточная цитата из монолога Фамусова ("Горе от ума", д. II, явл. 4):
  
   Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
   Ну как не порадеть родному человечку!..
  
   46 Имеются в виду: первое сражение русской армии со шведской под Нарвой (1700 г.), закончившееся поражением русских, битва со шведами под Полтавой (1709 г.), в которой армия Карла XII была разгромлена, сражение с войсками Наполеона у Бородина (1812 г.), а также многочисленные победоносные войны России с Оттоманской Портой (Турцией) в течение XVIII - начала XIX века.
   47 Почти дословный пересказ строк из стихотворения А. С. Пушкина "Клеветникам России" (1831), в которых имеется в виду освобождение Европы от владычества Наполеона в результате войны 1812-1815 гг.:
  
   . . . . . . . . . . . . . . . . .
   За то ль, что в бездну повалили
   Мы тяготеющий над царствами кумир
   И нашей кровью искупили
   Европы вольность, честь и мир?..
  
   48 Неточная цитата из Евангелия от Матфея (гл. 12, ст. 30): "Кто не со мною, тот против меня; и кто не собирает со мною, тот расточает".
   49 Местное управление в феодальной России (примерно до середины XVI в.) строилось по принципу "кормления", который предусматривал взимание налогов с данной местности в пользу наместника.
   50 Эта точка зрения критика получила свое окончательное выражение в его зальцбруннском письме к Гоголю (1847 г.), в котором русский народ характеризовался как "глубоко атеистический". Противоположный взгляд исповедовали славянофилы, которые связывали великое предназначение России именно с непоколебимым православным сознанием народа (см., например: И. В. Киреевский. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1911, с. 115-120).
   51 С принятием христианства языческие традиции на Руси не исчезли вовсе.
   52 Критик имеет в виду летописное сообщение, приводимое Н. М. Карамзиным: когда накануне крещения идол Перуна скинули в воду, суеверные язычники кричали: "видибай" (выплывай) (Н. М. Карамзин. История государства Российского, т. I. СПб., 1818, примеч., с. 179).
   53 На Земском соборе 1613 г. русским царем был избран шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов; Петр I являлся его внуком.
   54 Цитата из третьей песни "Полтавы" (1828).
   55 Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 17).
   56 Белинский имеет в виду славянофилов, однако в данном случае он заблуждался; славянофилы не сокрушались по поводу уничтожения боярской аристократии, так как сами ее решительно осуждали (см., например: К. С. Аксаков. Записка о внутреннем состоянии России. - В сб.: Ранние славянофилы. М., 1910, с. 70). Другое дело, что славянофилы одним из пагубных следствий петровских преобразований считали отказ от созыва Земских соборов, которые олицетворяли для них "общественное мнение" русского народа.
   57 Слова из начальной формулы указов в допетровской России.
   58 См.: "Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великого, собранные Иваном Голиковым", изд. 3-е. М., 1807, с. 215-237.
   59 Санкюлоты - наиболее радикально настроенные участники Великой французской революции (выходцы из беднейших слоев населения).
   60 М. В. Скопин-Шуйский - в возрасте немногим более двадцати лет - возглавлял русское войско, сражавшееся против отрядов Лжедмитрия I и поляков. В апреле 1609 г. произошло соединение его рати с союзным шведским отрядом, которым предводительствовал - тоже юный - Я. Делагарди. Оба военачальника очень сдружились, и когда в 1610 г. Скопин-Шуйский скончался, Делагарди оплакал его как родного. Через некоторое время после этого союз России и Швеции сменился их военным конфликтом.
   61 В соответствии со своим представлением о безусловной необходимости укрепления единой центральной власти в России критик видел в средневековом Новгороде одно из серьезных препятствий этому процессу. Отказываясь рассматривать общественный строй Новгорода как республиканский и характеризуя его как "дерзкую вольность холопей", Белинский полемизирует с воззрениями таких историков, как Н. А. Полевой и Н. С. Арцыбашев. (До них очень идеализированный взгляд на новгородскую республику был присущ декабристам; по выражению К. Ф. Рылеева, подчинением Новгорода Москве были "задушены последние вспышки русской свободы".) В современной исторической науке Новгород определяется как аристократическая боярская республика.
   62 Самсон - библейский герой, знаменитый своей силой.
   63 Победа русской армии над шведской у деревни Лесной (28 сентября 1708 г.) получила название "мать Полтавской баталии" (см. об этом: Н. Павленко. Петр Первый. М., "Молодая гвардия", 1975, с. 147).
   64 Иисус Навин - вождь кочевых еврейских племен в XIII в. до н. э.; по преданию, во время одного из сражений остановил на небе солнце и луну.
   65 См. в статье А. А. Бестужева-Марлинского "О романе Н. Полевого "Клятва при гробе господнем": "...за бороду, правда, он (русский барин. - Ред.) спорил долго, будто б она приросла у него к сердцу..." (А. А. Бестужев-Марлинский. Соч. в 2-х томах, т. 2. М., Гослитиздат, 1958, с. 586).
   66 Здесь: фанатики (первоначально: потомки Магомета).
   67 Неточная цитата из первой песни "Полтавы" (1828) А. С. Пушкина. 3-я строка: "Мужала с гением Петра"; 8-я строка: "Но в искушеньях долгой кары".
   68 Цитата из "Сказаний русского народа" И. П. Сахарова (изд. 3-е, т. I. СПб, 1841). Здесь и далее цитируется с мелкими неточностями.
   69 Неточная цитата из приведенной речи Ф. Л. Морошкина (см. с. 59).
   70 Цитата из "Сказаний русского народа" И. П. Сахарова, с. 232.

А. Л. Осиповат и Л. С. Пустильник


Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 388 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа