а, Случевского.
Высокую оценку книги Брюсова дал журнал "Аполлон" (1912, No 10) в статье своего постоянного литературного обозревателя П. Наумова "Современная русская критика". Разбором нескольких критических работ П. Наумов подтверждал основной тезис своей статьи: мысль об упадке современной критики. В этой связи рецензент "Аполлона" расценивал "Далекие и близкие" как "событие в русской критической литературе", быть может, знаменующее "поворот в этой области". "Брюсов всегда стремится проникнуть в самую глубь творческой работы разбираемого им автора, - писал П. Наумов. - Он старается проникнуться миросозерцанием поэта, его мироощущением, найти в художественных произведениях то, что в них было дорого автору".
С отрицательным отзывом о "Далеких и близких" выступил критик, постоянный сотрудник социал-демократических изданий Л. Войтоловский. "...каждая страница, - писал он,- здесь дышит школьной мудростью, уверенным и холодным спокойствием, английской чопорностью и немецкой скукой (газ. "Киевская мысль", 1911, 31 октября). Беря под защиту не только Бунина, но также Федорова и даже Ратгауза, Л. Войтоловский обвинял Брюсова в необъективности, - в расхваливании "своих". В модернистских кругах и связанных с ними изданиях, за исключением журнала "Аполлон", книга Брюсова была встречена молчанием (см. также отзыв о "Далеких и близких" в сб. "Жатва", кн. 3, M., 1912, подписанный К. Кова).
Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества (стр. 193). - Полное собрание сочинений Ф.И. Тютчева. Изд. А.Ф. Маркса. СПб., 1911. В этом издании текстам Тютчева была предпослана статья "Ф.И. Тютчев. Критико-биографический очерк В.Я. Брюсова" (ч. 1 - "Жизнь" - в ДБ не вошла; ч. 2 - "Творчество").
"Тютчев издавна мой драгоценнейший поэт", - писал Брюсов П. Перцову в 1895 г. (Письма Перцову, с. 33). Он любил Тютчева, испытал влияние его поэзии, в течение многих лет изучал его как историк литературы. Брюсов опубликовал большое число статей, заметок о Тютчеве, главным образом биографических, и рецензий на издания его сочинений. Широкое признание Тютчева, начало которому положил очерк Вл. Соловьева "Поэзия Ф.И. Тютчева" (ВЕ, 1895, No 4), является отчасти заслугой Брюсова.
C. 604
Комментируемая статья представляет собой наиболее полное высказывание Брюсова о поэзии Тютчева. Она получила противоречивую оценку в печати. А. Дерман назвал ее "содержательным и сжатым очерком" ("Заветы", 1912, No 9). С. Адрианов также отмечал, что статья Брюсова "сжата, но превосходна" (ВЕ, 1912, No10). В. Л. Р. (В. Л. Львов-Рогачевский), напротив, утверждал, что в статье Брюсова "нет... таких глубоких и вдохновенных мыслей, какими полна замечательная статья Владимира Соловьева о Ф. Тютчеве" (СМ, 1912, No 10). Разошлись мнения и об отдельных частях статьи. С. Адрианов полагал, что Брюсову удалось соединить биографический элемент с анализом взглядов и поэтики Тютчева. П.Ю. Бартенев нашел, что "вторая часть ("Творчество") несколько туманна" (РА, 1912, No 11), а С. фон Штейн (ИВ, 1912, No 11) писал: "Насколько бледен и вял очерк жизни Тютчева, настолько, наоборот, блестяща характеристика его творчества, столь близкого многими мотивами поэзии самого г. Брюсова". По его мнению, Брюсов определил основную антитезу мировосприятия Тютчева: пантеизм и тяготение к хаосу, верно писал о литературных влияниях, испытанных Тютчевым, о приемах его творчества. А. Дерман, напротив того, считал самую мысль о наличии основной антитезы Тютчева "натяжкой", а анонимный автор рецензии на статью Брюсова в ВЕ (1912, No 10) утверждал, что "загадка личности Тютчева, соединившего поэтический гений с плоским общественно-политическим мировоззрением, - даже не затронута". Очерк о Тютчеве разбирался в рецензиях на книгу "Далекие и близкие", в которую он был включен Брюсовым. Рецензенты "Нового журнала для всех" (1912, No 1) и "Русского богатства" (1912, No 2) называли этот очерк в ряду наиболее интересных и важных материалов книги "Далекие и близкие". "Представляя собой повторение точки зрения на Тютчева, уже высказанной Владимиром Соловьевым, - писал В.Е. Чешихин-Ветринский (ВЕ, 1912, No 2), - этюд г. Брюсова страдает отсутствием именно того, чем так сильна известная статья Соловьева: нет горячей веры в мистическое начало, лежащее в основе мира явлений". См. также: Н.К. Гудзий. Тютчев в поэтической культуре русского символизма. - " Изв. ОРЯС" АН СССР, т. 3, кн. 2, 1930, с. 465 - 549; Е.П. Тиханчева. Брюсов о русских поэтах XIX века. Ереван, 1973, с. 3-45.
Стр. 193. Муза, правду соблюдая... - Из стихотворения Фета "На книжке стихотворений Тютчева". Жить - значило мыслить. - И.С. Аксаков. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886, с. 310.Стр. 208. Учителем поэзии для поэтов. - А. Р. Горнфельд. Ф.И. Тютчев. - "История русской литературы XIX в.", т. 3.
C. 605
M., 1910, с. 460. Эфирная высота. - Из предисловия Фета к переводам Гафиза.