Главная » Книги

Чернышевский Николай Гаврилович - Эстетические отношения искусства к действительности, Страница 6

Чернышевский Николай Гаврилович - Эстетические отношения искусства к действительности


1 2 3 4 5 6

я надобно было исследовать понятия возвышенного и трагического, которые, по обыкновенному определению прекрасного, подходят под него, как моменты, и надобно было признать, что возвышенное и прекрасное - не подчиненные друг другу предметы искусства. Это уже было важным пособием для решения вопроса о содержании искусства. Но если прекрасное есть жизнь, то сам собою решается вопрос об эстетическом отношении прекрасного в искусстве к прекрасному в действительности. Пришедши к выводу, что искусство не может быть обязано своим происхождением недовольству человека прекрасным в действительности, мы должны были отыскивать, вследствие каких потребностей возникает искусство, и исследовать его истинное значение. Вот главнейшие из выводов, к которым привело это исследование:
   1) Определение прекрасного: "прекрасное есть полное проявление общей идеи в индивидуальном явлении" - не выдерживает критики; оно слишком широко, будучи определением формального стремления всякой человеческой деятельности.
   2) Истинное определение прекрасного таково: "прекрасное есть жизнь"; прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором си видит жизнь, как он ее понимает; прекрасный предмет - тот предмет, который напоминает ему о жизни.
   3) Это объективное прекрасное, или прекрасное по своей сущности, должно отличать от совершенства формы, которое состоит в единстве идеи и формы, или в том, что предмет вполне удовлетворяет своему назначению.
   4) Возвышенное действует на человека вовсе не тем, что пробуждает идею абсолютного; оно почти никогда не пробуждает ее.
   5) Возвышенным кажется человеку то, что гораздо больше предметов или гораздо сильнее явлений, с которыми сравнивается человеком.
   6) Трагическое не имеет существенной связи с идеею судьбы или необходимости. В действительной жизни трагическое большею частью случайно, не вытекает из сущности предшествующих моментов. Форма необходимости, в которую облекается оно искусством,- следствие обыкновенного принципа произведений искусства: "развязка должна вытекать из завязки", или неуместное подчинение поэта понятиям о судьбе.
   7) Трагическое по понятиям нового европейского образования есть "ужасное в жизни человека".
   8) Возвышенное (и момент его, трагическое) не есть видоизменение прекрасного; идеи возвышенного и прекрасного совершенно различны между собою; между ними нет ни внутренней связи, ни внутренней противоположности.
   9) Действительность не только живее, но и совершеннее фантазии. Образы фантазии - только бледная и почти всегда неудачная переделка действительности.
   10) Прекрасное в объективной действительности вполне прекрасно.
   11) Прекрасное в объективной действительности совершенно удовлетворяет человека.
   12) Искусство рождается вовсе не от потребности человека восполнить недостатки прекрасного в действительности.
   13) Создания искусства ниже прекрасного в действительности не только потому, что впечатление, производимое действительностью, живее впечатления, производимого созданиями искусства: создания искусства ниже прекрасного (точно так же, как ниже возвышенного, трагического, комического) в действительности и с эстетической точки зрения.
   14) Область искусства не ограничивается областью прекрасного в эстетическом смысле слова, прекрасного по живой сущности своей, а не только по совершенству формы: искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни.
   15) Совершенство формы (единство идеи и формы) не составляет характеристической черты искусства в эстетическом смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства в обширнейшем смысле слова или "уменья", цель всякой практической деятельности человека.
   16) Потребность, рождающая искусство в эстетическом смысле слова (изящные искусства), есть та же самая, которая очень ясно выказывается в портретной живописи. Портрет пишется не потому, чтобы черты живого человека не удовлетворяли нас, а для того, чтобы помочь нашему воспоминанию о живом человеке, когда его нет перед нашими глазами, и дать о нем некоторое понятие тем людям, которые не имели случая его видеть. Искусство только напоминает нам своими воспроизведениями о том, что интересно для нас в жизни, и старается до некоторой степени познакомить нас с теми интересными сторонами жизни, которых не имели мы случая испытать или наблюдать в действительности.
   17) Воспроизведение жизни - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Работы, составляющие настоящий том, дают представление о философских и эстетических взглядах Чернышевского. Эти работы - яркая страница в истории русской теоретической мысли.
   Как философ, и эстетик Чернышевский был последовательным материалистом. Ленин писал: "Чернышевский - единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма и отбросить жалкий вздор неокантианцев, позитивистов, Махистов и прочих путаников" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 384).
   Замечательной особенностью материалистических воззрений Чернышевского является их революционный характер. Мыслитель связывал философию и эстетику с задачами революционного преобразования общества, видел социально-политические, классовые источники борьбы между материализмом и идеализмом.
   В работах, включенных в данный том, поставлены и решены Чернышевским основные вопросы познания объективного мира, исследования форм духовной деятельности человека, прежде всего такой сложной формы, как искусство. Здесь прекрасно показана безграничность человеческого незнания, но вместе с тем выявлена историческая обусловленность знаний. Чернышевский демонстрирует диалектический взгляд на взаимосвязь между объективной действительностью, ощущениями и сознанием. Он выдвигает понятие практики как критерия истинности познания, отвергает попытки идеалистов приписать человеческому сознанию сверхъестественную, "божественную" силу.
   В области исторических идей Чернышевского видны сильные материалистические тенденции, хотя его учение о социализме и было утопическим: иным оно и не могло быть в условиях того времени.
   Особое значение имели труды Чернышевского по эстетике. Его диссертация стала революционным манифестом реалистического искусства, определила дальнейшее развитие науки о прекрасном и материалистического учения об искусстве и литературе.
   Работы Чернышевского по философии и эстетике не утратили своего значения и в наше время, они активно используются современными учеными и художниками, они формируют философское и эстетическое сознание современного человека.
  

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(Диссертация)

  
   Это - одно из самых популярных и значительных философско-эстетических сочинений Чернышевского. Работа создавалась как диссертация, необходимая для получения ученой степени магистра наук.
   3 мая 1855 года она была напечатана в типографии Петербургского университета, а 10 мая 1855 года состоялась ее защита. Представители официальной науки отнеслись сдержанно к диссертации, молодежь же, составлявшая основную аудиторию, была в восторге от эстетического трактата. Лишь три с половиной года спустя Чернышевский был утвержден министром просвещения в звании магистра, но это уже не имело никакого значения для автора диссертации, к тому времени полностью сосредоточившегося на литературно-редакторской деятельности в журнале "Современник".
   Отзывы в печати на диссертацию были отрицательными, поскольку они принадлежали критикам того лагеря, который в области социально-политической был либерально-дворянским, а в сфере теоретической активно защищал идеалистические принципы. Впрочем, этих отзывов в первое время было немного.
   К сожалению, и крупнейшие русские писатели, такие, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев, не приняли основных положений трактата Чернышевского.
   Но постепенно эстетические идеи великого мыслителя стали все глубже осознаваться литературной и художественной интеллигенцией. Поэтому после 1865 года, когда вышло второе издание диссертации, стали появляться статьи, оценивающие ее высоко. Особенно сильное воздействие трактата Чернышевского испытывали демократические писатели и художники-реалисты второй половины XIX века, о чем свидетельствуют, в частности, И. Репин и И. Крамской.
   Существенно и следующее обстоятельство. Выступая против философских основ диссертации Чернышевского, многие писатели и критики в своих конкретных характеристиках художественных произведений невольно учитывали те критерии оценок, которые заложены в методологии работы Чернышевского. Таков был своеобразный "диктат" материалистической эстетики.
   В своей диссертации Чернышевский рассматривает несколько проблем. Важнейшие среди них: сущность основной категории эстетики - прекрасного, источник и цель искусства. Материалистически трактуя указанную категорию ("прекрасное есть жизнь"), Чернышевский устанавливает диалектическую связь между объективным существованием прекрасного и "субъективным воззрением" на красоту. "Реабилитируя" действительность, он объявил ее источником прекрасного в искусстве. Что же касается последнего, то Чернышевский особо подчеркнул активную роль художественного познания, сказав о том, что произведения искусства часто произносят "приговор" над явлениями жизни.
   Стр. 7. Так развивается понятие прекрасного в господствующей эстетической системе. - Имеется в виду идеалистическая эстетика Гегеля, объявлявшая источником искусства идею, а не действительность. Конкретно же Чернышевский рассматривает работу одного из последователей Гегеля - Фридриха Фишера - "Эстетика, или наука о прекрасном", опубликованную в 1846-1858 годах. Многие определения прекрасного, приводимые и оспариваемые Чернышевским, принадлежат именно Фишеру.
   Стр. 13. "Мила живая свежесть цвета..." - из стихотворения-баллады В. Жуковского "Алина и Альсим" (1814).
   Стр. 24. О том, что "возвышенность" - следствие превосходства над окружающим, говорится у Канта. - Это положение содержится в главном эстетическом труде немецкого философа "Критика способности суждения" (1790).
   Стр. 65. ...Как и предлагает Гёте.- Эти мысли Гёте высказывает в романе "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1795-1796).
   Стр. 81. Образ в поэтическом произведении...- это не более как бледный и общий, неопределенный намек на действительность. Здесь сказывается теоретическая недооценка Чернышевским обобщающего характера художественного образа.
   Стр. 100, 101. "В определении искусства как подражания природе...", "При невозможности полного успеха в подражании природе..." - цитаты из "Введения" к "Лекциям по эстетике" Гегеля.
  

Другие авторы
  • Анненский Иннокентий Федорович
  • Шебуев Николай Георгиевич
  • Арцыбашев Михаил Петрович
  • Вейнберг Андрей Адрианович
  • Розен Андрей Евгеньевич
  • Бардина Софья Илларионовна
  • Лонгинов Михаил Николаевич
  • Верлен Поль
  • Политковский Патрикий Симонович
  • Аксакова Вера Сергеевна
  • Другие произведения
  • Каратыгин Петр Петрович - А. Толпыго. Предисловие к книге "Временщики и фаворитки 16, 17 и 18 столетий"
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Мысли вслух
  • Одоевский Владимир Федорович - Библиография педагогических сочинений
  • Сальгари Эмилио - Сокровище Голубых гор
  • Лейкин Николай Александрович - На хрен да на редьку, на кислую капусту
  • Байрон Джордж Гордон - Мрак
  • Федоров Николай Федорович - Письма В. А. Кожевникову
  • Шекспир Вильям - Роберт Бойль. Бэконовский шифр
  • Апухтин Алексей Николаевич - Дневник Павлика Дольского
  • Замятин Евгений Иванович - Письмо Сталину
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 270 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа