Главная » Книги

Чернышевский Николай Гаврилович - Критика философских предубеждений против общинного владения, Страница 3

Чернышевский Николай Гаврилович - Критика философских предубеждений против общинного владения


1 2 3

шего развития того же содержания,- кто понял этот великий, вечный, повсеместный закон, кто приучился применять его ко всякому явлению, о, как спокойно призывает о" шансы, которыми смущаются другие! Повторяя за поэтом:
  
   Ich hab', mein Sach' auf Nichts gestellt,
   Und mir gehört die ganze Welt,-
  
   он не жалеет ни о чем, отживающем свое время, и говорит: "пусть будет, что будет, а будет в конце концов все-таки на нашей улице праздник!"
   А второй принцип - о, второй принцип чуть ли не интереснее даже первого. Как забавны для человека, постигшего этот принцип, все толки о [неизбежности того или другого зла, о необходимости нам тысячу лет пить горькую чашу, которую пили другие: да ведь она выпита другими, чего же нам-то пить? Их опыт научил нас, их содействие помогает нам приготовить новое питье, повкуснее и поздоровее.] Все, чего добились другие,- готовое наследие нам. Не мы трудились над изобретением железных дорог,- мы пользуемся ими.
   [Не мы боролись с средневековым устройством, но когда падает оно у других, не продержится оно и у нас: ведь мы же в Европе живем, этого довольно,- все хорошее, что сделано каким бы то ни было передовым народом для себя, на три четверти подготовлено уже тем самым и для нас: надобно только узнать, что и как сделано, надо понять пользу, и тогда все будет легко]
  
   Нас давит времени рука,
      Нас изнуряет, труд.
   Всесилен случай, жизнь хрупка,-
      Но то, что жизнью взято раз,
   Не в силах рок отнять у нас.
  

ПРИМЕЧАНИЯ

  
   Работы, составляющие настоящий том, дают представление о философских и эстетических взглядах Чернышевского. Эти работы - яркая страница в истории русской теоретической мысли.
   Как философ, и эстетик Чернышевский был последовательным материалистом. Ленин писал: "Чернышевский - единственный действительно великий русский писатель, который сумел с 50-х годов вплоть до 88-го года остаться на уровне цельного философского материализма и отбросить жалкий вздор неокантианцев, позитивистов, Махистов и прочих путаников" (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 384).
   Замечательной особенностью материалистических воззрений Чернышевского является их революционный характер. Мыслитель связывал философию и эстетику с задачами революционного преобразования общества, видел социально-политические, классовые источники борьбы между материализмом и идеализмом.
   В работах, включенных в данный том, поставлены и решены Чернышевским основные вопросы познания объективного мира, исследования форм духовной деятельности человека, прежде всего такой сложной формы, как искусство. Здесь прекрасно показана безграничность человеческого незнания, но вместе с тем выявлена историческая обусловленность знаний. Чернышевский демонстрирует диалектический взгляд на взаимосвязь между объективной действительностью, ощущениями и сознанием. Он выдвигает понятие практики как критерия истинности познания, отвергает попытки идеалистов приписать человеческому сознанию сверхъестественную, "божественную" силу.
   В области исторических идей Чернышевского видны сильные материалистические тенденции, хотя его учение о социализме и было утопическим: иным оно и не могло быть в условиях того времени.
   Особое значение имели труды Чернышевского по эстетике. Его диссертация стала революционным манифестом реалистического искусства, определила дальнейшее развитие науки о прекрасном и материалистического учения об искусстве и литературе.
   Работы Чернышевского по философии и эстетике не утратили своего значения и в наше время, они активно используются современными учеными и художниками, они формируют философское и эстетическое сознание современного человека.
  

КРИТИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРЕДУБЕЖДЕНИИ ПРОТИВ ОБЩИННОГО ВЛАДЕНИЯ

  
   Впервые опубликовано в "Современнике", 1858, No 12.
   Работа дает представление о философских воззрениях Чернышевского на историю, об отношении его к подготавливавшейся реформе 1861 года. Она свидетельствует об исторической зоркости Чернышевского, о его классовом подходе к общественным проблемам времени. Имея в виду, в частности, именно эту работу, В. И. Ленин говорил о том, что Чернышевский, несмотря на свой утопический социализм, глубоко раскрыл природу капитализма. Замечательной особенностью статьи является отчетливо выраженная идея общественного развития, мысль о формах изменения действительности. Эти мысли иллюстрируются убедительными примерами из экономических отношений в сельском хозяйстве. Чернышевский оказывался утопистом, полагая, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, через сельскую общину. Однако его нельзя отождествлять с народническими теоретиками общины, ибо он считал возможным учитывать технико-экономические достижения промышленного капитализма.
   Стр. 364. ...статьи мои и г. Вернадского... - Редактор журнала "Экономический указатель" И. В. Вернадский выступил в 1857 году с циклом статей "О поземельной собственности" против статей Чернышевского "Заметки о журналах. Февраль. 1857" и "Заметки о журналах. Апрель. 1857", печатавшихся в "Современнике" в 1857 году. Полемика между ними продолжалась и в других статьях, в ней принимали участие и многие другие журналы и газеты.
   Стр. 367. ...общих мест старинной экономической школы.- Чернышевский имеет в виду вульгарные экономические сочинения французских теоретиков, прежде всего Бастиа, которых любили цитировать авторы "Экономического указателя".
   Стр. 369. ...глупым образом начатое мною дело об общинном владении.- Неоднократно встречающаяся в работе скептическая оценка Чернышевского собственной теории связана, во-первых, с прямолинейным истолкованием ее сторонниками Чернышевского в данном вопросе, а во-вторых, его беспокойством относительно того, что существование общинного землевладения в России не обеспечено рядом необходимых экономических условий.
   Стр. 407. "Вот смысл философии всей..." - строки из стихотворения Г. Гейне "Доктрина" (1842).
   Стр. 408. "Ich hab', mein Sach' auf Nichts gestellt..." - строки из стихотворения Гёте "Vanitas" (1806).
   "Нас давит времени рука..." - строки из стихотворения Н. Некрасова "Новый год" (1851).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 356 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа