b>то есть о внутренних (изменениях?). Я не отвергаю тогдашних дорог своих, не отвергаю ихнего направления, каждая дорога, близкая к тем путям, для меня драгоценность и сейчас; конечно, в старых дорогах я откинул то, что признал за слишком наружное или обрядное. Веками люди были связаны обрядами, и нас, отвергших все обряды, обряды снова побеждали с самой незаметной стороны.
Я признаю братство и сейчас, но не так строго наружно: всякий подходящий ко всему доброму - уже в братстве.
Но одну вещь, бывшую тогда моей ценностью, я откинул окончательно, можно сказать и не откинул, но стал видеть ее иначе.
Я откинул всякое признание высшего существа свыше личности человека. Даже духовнейшее из таких познаний кажется мне одним из видов духовного или духовнейшего рабства, даже малейшее прикосновение к этой мысли для меня тяжело и кажется заблудившим нас всех заблуждением. Свет, который я ощутил ясно внутренним взором своим, который я принимал за свет какого-то особого существа, - это был свет моей личности.
Я пережил до глубины эти вопросы, взвесил их, и этот вопрос оказался слишком легким или детским, то есть бога я признаю только как добро. Всякое другое понятие для меня рабство.
Не хочу скрыть от вас, объявляю вам решение своей мысли.
Конечно, всякие насмешки или издевательства над недостигшим для меня чужды или кажутся даже позорными. Вот сообщенное мною одно из главных слов моих оснований сейчас. (...) Конечно, я слышу - многие скажут: "Это измена". Но это не измена. Это окончательная расчистка дорог. И страшно и позорно суеверие, и древнейший обман всегда возрождается под тысячами новейших маскировок... Жму ваши руки - всех знавших нас и знающих нас и сейчас. Известный вам друг и брат по всемирному братству всех познаний.
Письмо датировано 24 августа 1940 года.
Таков был итог жизненного пути этого незаурядного человека. "Внутренний голос", который на протяжении всей его жизни диктовал попеременно то произведения какого-то не слыханного, неведомого миру искусства, то внушал богоборческие идеи, то заставлял с горсткой праведников искать путей к истинному служению богу, он сам осознал в конце жизни как голос собственной личности.
Итогом его исканий оказалась старая как мир истина - "Бог есть добро", - правда, добытая ценой тяжелых и долгих скитаний. Он не оправдал тех надежд, которые возлагали на него символисты, но зато полностью подтвердил пророчество Толстого высказанное в письме к Сутковому: всю жизнь он выдумывал и неясно, нескладно высказывал то, что за тысячи лет до него было сказано просто и ясно.
1 Л. Н. Т о л с т о й. Полн собр. соч. т. 66, с. 47.
2 Н. М и н (Н. М. М и в с к и й). Новообращенный эстет. - Газета "Рассвет", N 82. 1905.
3 Русская литература XX века. Т. 1. М., "Мир", 1916, с. 266.
4 Там же, с. 288.
8 А. К р а й н и й (3. Н. Г и п п и у с). Литературный дневник. СПб., 1906, с. 55.
6 Русская литература XX века, с. 288.
7 Теорию эту Добролюбов проповедовал устно. Брюсов изложил ее в интервью Арсения Г. "Московские декаденты" ("Новости дня", N 4024, 1894). В данном случае приводится ее резюме, в газете же теория излагается в форме диалога.
8 А. Добролюбов. Natura naturans. Natura naturata. с. 10.
9 РОГБЛ, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 33.
10 Письма В. Я. Брюсова к П. П. Перцову. М., ГАХН, 1927, с. 13.
11 В. Б р ю с о в. Дневники. М., 1927, с. 43.
12 РОГБЛ, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 48 об.
13 Там же, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 78.
14 Там же, л. 78.
15 Там же, к. 128, ед. хр. 23, л. 9 об.
16 Русская литература XX века, с. 285.
17 РОГБЛ, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 36 об. - 37.
18 Н. Мин. Новообращенный эстет.
19 РОГБЛ, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 33 об.
20 Там же, л. 63.
21 Там же, л. 66 об.
22 Там же, ф. 386, к. 128, ед. хр. 23, л. 31.
23 Н. Я. Брюсова. Воспоминания о Валерии Брюсове. РОГБЛ, ф. 386, к. 120, ед. хр. 47.
24 Рукописный отдел Пушкинского дома, ф. 77.
25 Обаяние Добролюбова было так велико, что покорило и Софью Андреевну Толстую, не любившую, как известно, "темных" визитеров. Она записывает в "Еженедельнике": "Пришел ко Льву Николаевиву интересный по религиозности молодой человек".- Цит. по Полн. собр. соч. Л. Н. Толстого, т. 54, с. 388.
26 Здесь и далее будут цитироваться материалы работы И. П. Яркова "Какими я их знаю. Рассказы о брате Александре Добролюбове, его друзьях и последователях", хранящейся в личном архиве И. П. Яркова.
27 Там же.
28 Рукописный отдел ГМТ.
29 А. Добролюбов. Из книги невидимой. М., "Скорпион", 1905, с. 20.
30 Там же, с. 140.
31 Письма Суткового к Толстому хранятся в ГМТ. В дальнейшем ссылка дается только на дату письма.
32 Письмо от 2. V. 1907.
33 Письмо от 5.V.1907.
34 Письмо от 11.V.1907.
35 Письмо от 1.V.1907.
36 Письмо от 1.VI.1907.
37 Письмо от 16.VI.1907.
38 Полн. собр. соч., т. 77, с. 131 - 132.
39 И. П. Я р к о в. Какими я их знаю...
40 Там же.
41 Там же.