Для сельских училищ. Я. Флоренсова. С эпиграфом: "Всех почитайте, братство возлюбите, бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым. Сие бо есть угодно пред богом". СПб., 1859
Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в девяти томах
Том пятый. Статьи и рецензии (июль-декабрь 1859)
М.-Л., ГИХЛ, 1962
Небольшая книжка, изданная г. Флоренсовым, составляет род краткого катехизиса, примененного собственно к крестьянскому быту. Книжка эта, изложенная в вопросах и ответах, состоит из пяти глав, заключающих в себе определение обязанностей крестьян: 1) к богу, 2) к государю, 3) к начальникам и помещикам, 4) к равным себе, 5) в семейном быту. О духе и направлении книжки свидетельствует эпиграф ее, повторенный и в самой книжке в следующем вопросе:
Вопрос. Какая обязанность крестьянина к начальникам и помещикам своим?
Крестьянин должен оказывать всякое уважение начальникам и своим помещикам, не из страха наказания, а по доброй воле; иметь к ним полную доверенность, повиноваться не только добрым и кротким, но и строптивым, и исполнять в точности все их распоряжения и приказания, все равно, письменные или словесные: так велит бог и великий государь, да и собственная польза того требует.
Кроме внушения крестьянам их обязанностей, г. Флоренсов не забывает внушить им убеждение и в пользе образования. На вопрос: "Нужна ли грамота?" - он отвечает: нужна; а зачем, - на то представляет следующие главные резоны:
Учащийся грамоте у священника или в училище выучит многому и родных своих: он начнет дома читать разные молитвы, рассказывать о всех чудесах божиих, как мир начался, какие святые были, что значит каждый праздник, какие были цари православные на Руси, как в простом быту можно угодить богу и великому государю и быть счастливу (стр. 19).
Мы обращаем на эту книжку внимание всех читателей, сочувствующих делу народного образования, потому, во-первых, что в ней видим мы первый опыт систематической кодификации того, что доселе лишь отрывочным образом высказывалось в большей части нашего общества - относительно обязанностей крестьян. Во-вторых, книга г. Я. Флоренсова замечательна еще по своему внешнему значению. На первом листе ее напечатано: "Рассматривано ученым комитетом министерства государственных имуществ и награждено большою серебряною медалью". К заглавию же книжки прибавлено: "Для сельских училищ". Из этого можно заключить, что катехизис г. Я. Флоренсова одобрен ученым комитетом министерства государственных имуществ - для употребления в сельских училищах, и, таким образом, по книжке г. Я. Флоренсова новое поколение русских крестьян сознательно изучит свои обязанности.
Аничков - Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений под ред. Е. В. Аничкова, тт. I-IX, СПб., изд-во "Деятель", 1911-1912.
Герцен - А. И. Герцен. Собрание сочинений в тридцати томах, тт. I-XXVI, М., изд-во Академии наук СССР, 1954-1962 (издание продолжается).
ГИХЛ - Н. А. Добролюбов. Полное собрание сочинений в шести томах. Под ред. П. И. Лебедева-Полянского, М., ГИХЛ, 1934-1941.
ГПБ - Государственная публичная библиотека им. M. E. Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
Изд. 1862 г. - Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I-IV, СПб., 1862.
ИРЛИ - Институт русской литературы (Пушкинский дом) Академии наук СССР.
ЛH - "Литературное наследство".
Некрасов - Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем, тт. I-XII, М., Гослитиздат, 1948-1953.
Писарев - Д. И. Писарев. Сочинения в четырех томах, тт. 1-4, М., Гослитиздат, 1955-1956.
"Совр." - "Современник".
Указатель - В. Боград. Журнал "Современник" 1847-1866. Указатель содержания. М.-Л., Гослитиздат, 1959.
Чернышевский - Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, тт. I-XVI, М., ГИХЛ, 1939-1953.
Впервые - "Совр.", 1859, No 9, отд. III, стр. 134-135, без подписи. Авторство устанавливается гонорарной ведомостью "Современника" за 1859 год (ЛН, No 53-54, стр. 254).
Для типичной своею верноподданнической направленностью книжки Флоренсова характерны, в частности, следующие поучения: "Чтить его императорское величество, первого по боге, с благоговением произносить его имя, свято исполнять все его законы и повеления, не щадить для него ничего и служить ему верой и правдой... до последней капли крови... непременно нести все подати и повинности и обрабатывать землю или платить оброк за землю, если это земля помещика..." (стр. 12, 13).