Главная » Книги

Ешевский Степан Васильеви - Русская колонизация Северо-восточного края, Страница 2

Ешевский Степан Васильеви - Русская колонизация Северо-восточного края


1 2 3

ли по-татарски, тогда какъ еще въ 1770 г. между ними была довольно шаманскихъ идолопоклонниковъ. Полтора милл³она вотяковъ еще живутъ въ предѣлахъ европейской Росс³и, говоря своимъ нарѣч³емъ, храня еще много въ своей памяти изъ древняго быта, а уже и теперь трудно прочесть что нибудь въ ихъ воспоминан³яхъ, сдѣлать изъ изслѣдован³я современнаго быта как³е нибудь положительные выводы объ историческихъ судьбахъ этого таинственнаго племени.
  

II.

  
   Густыми массами занимали племена финнск³я сѣверо-востокъ европейской Росс³и. Сколько кожно судить по отрывочнымъ извѣст³ямъ русскихъ лѣтописей, они никогда не могли составить прочнаго государственнаго организма. Множество князей финнскихъ мы знаемъ по именамъ; но это были, по всей вѣроятности, или племенные старѣйшины, или предводители отдѣльныхъ дружинъ, образовывавшихся вслѣдств³е особенныхъ обстоятельствъ. Единственное племя, которое положительно опередило другихъ въ политическомъ развит³и, въ которомъ замѣтны болѣе живые слѣды устройства гражданскаго - это волжск³е булгари и буртасы. Здѣсь были города съ болѣе или менѣе осѣдлымъ населен³емъ, здѣсь была центральная власть, по крайней мѣрѣ у булгаръ, торговля и т. д. Принят³е этими племенами исламизма еще болѣе сплотило эти начала гражданственности, приведя въ частыя сношен³я съ калифатомъ Багдадскимъ. Къ сожалѣн³ю, этнографическ³е элементы земли волжскихъ булгаръ и буртасовъ далеко еще не изслѣдованы. Развалины городовъ булгарскихъ большею част³ю уже исчезли съ лица земли. Сосѣдн³е помѣщики и крестьяне развезли камни для своихъ строен³й. Вещи изъ драгоцѣнныхъ металловъ пошли въ плавильный горшокъ, желѣзныя и мѣдныя пропали совершенно безъ всякого слѣда. Лѣтъ 80 тому назадъ, Рычковъ еще видѣлъ въ Билярскѣ каменный столбъ, полуразрушенный жителями, но еще имѣвш³й слишкомъ 5 аршинъ высоты, и остатки другихъ здан³й. Теперь не найдется ничего. Самые болгары, болѣе другихъ извѣстные, изслѣдованы поверхностно и археологическихъ раскопокъ еще не было произведено. Буртасы оставили память только въ мѣстныхъ назван³яхъ рѣкъ буртасъ и многихъ селен³й того же имени. Была ли это мордва племени мокши, какъ думаетъ Савельевъ, нужно ли искать въ новыхъ чувашахъ древнихъ буртасовъ, какъ хотѣлъ бы доказать покойный Сбоевъ, или это какое нибудь неизвѣстное племя, не рѣшено. Принят³ю исламизма и сравнительно высшей степени гражданскаго развит³я должно приписать большую крѣпость въ защитѣ своей самостоятельности, какую мы видимъ въ булгарахъ; и во всякомъ случаѣ ихъ нельзя сравнивать съ другими финнскими племенами, хотя безспорно, что большая часть финновъ-инородцевъ Казанской губерн³и утратила подъ чуждымъ владычествомъ многое изъ своихъ народныхъ особенностей. Въ нынѣшней мордвѣ и черемисахъ трудно узнать тѣхъ своевольныхъ, необузданныхъ язычниковъ, которые такими опустошительными набѣгами мстили князьямъ русскимъ за попытку покорить ихъ, которые безпрерывными возстан³ями принуждали государство Московское держать здѣсь въ сборѣ постоянное войско, долго спустя послѣ ихъ номинальнаго покорен³я. Только администрац³я конца XVII и XVIII столѣт³й придавила ихъ окончательно къ землѣ и заставила ихъ признать свою ничтожность. "Богъ не писарь - говорилъ чебоксарск³й чувашъ - чтобъ его бояться."
   Юго-восточная часть европейской Росс³и была занята кочевыми племенами монгольскаго и турецкаго происхожден³я. Съ тѣхъ поръ какъ запомнитъ истор³я, на обширномъ степномъ пространствѣ отъ Касп³йскаго до Чернаго морей, по нижнимъ частямъ Волги, Дона, Днѣпра и Днѣстра смѣнялась одна орда кочевниковъ другою. Уже изъ миѳическихъ предан³й грековъ о скиѳахъ можно заключить, что даже эти древнѣйш³я племена степей были пришлыми. Съ тѣхъ отдаленныхъ временъ Аз³я не переставала высылать скитальческихъ сыновъ своихъ. Слѣдить смѣну однихъ ордъ другими, также трудно, какъ и объяснить себѣ причины исчезновен³я однихъ племенъ и появлен³е другихъ. Новыя народныя имена безпрестанно встрѣчаются въ лѣтописяхъ; но не всегда появлен³е новаго имени служитъ признакомъ появлен³я и новаго племени. Очень часто, подъ вл³ян³емъ случайныхъ обстоятельствъ, племенами, издавна кочевавшими на необозримыхъ равнинахъ, овладѣвали порывъ, жажда дѣятельности, они соединялись, образовывали новую народность, или по крайней мѣрѣ подъ новымъ именемъ кровью и опустошен³ями оставляли надолго въ памяти осѣдлыхъ народовъ слѣды своего существован³я. Столь-же случайно исчезали, какъ и возникали, эти неимѣющ³я историческаго оправдан³я аз³ятск³я государства. Составившись изъ разнородныхъ племенъ, ничѣмъ не связанныхъ въ крѣпк³й политическ³й организмъ, они распадаются потомъ на свои составныя части, готовыя при новомъ возбужден³и образовать подъ инымъ уже именемъ новыя соединен³я. Видимъ постоянное движен³е въ м³рѣ аз³ятскихъ варваровъ; но это движен³е не влечетъ за собою возникновен³я новыхъ формъ быта, не есть движен³е поступательное: смѣняются имена, характеръ дѣятелей остается тотъ же. За гуннами слѣдовали авары, ихъ смѣнили хазары, печенѣги, половцы, и наконецъ татары. Одни изъ нихъ проходили черезъ юго-восточную равнину Росс³и, слѣдуя въ своемъ опустошительномъ шеств³и далѣе къ западу и пытаясь основать прочныя поселен³я среди народовъ германскаго происхожден³я; друг³е до конца своего историческаго существован³я оставались въ приволжскихъ степяхъ южной Росс³и, распространяя предѣлы степи на счетъ осѣдлаго славянскаго населен³я. Ни одинъ изъ этихъ народовъ не создалъ для себя сколько нибудь правильнаго государственнаго устройства, за исключен³емъ хазаръ, остающихся загадкою для истор³и. Всѣ до конца остались вѣрными основному характеру аз³ятскихъ кочевниковъ. Даже безсильные мелк³е остатки кочевыхъ племенъ, вдавш³еся слишкомъ среди осѣдлаго населен³я, и тѣ не отреклись отъ прежняго быта; таковы степные народцы, кочевавш³е въ южной части К³евской губерн³и, признававш³е надъ собою власть князей русскихъ. Въ памяти осѣдлаго европейскаго населен³я всѣ они являются съ одинаковыми чертами. Для осѣдлаго населен³я одинаково тяжело ихъ владычество. Воображен³е народное всѣмъ имъ приписывало одинакое происхожден³е, всѣхъ ихъ олицетворяло въ создан³и народной фантаз³и въ томъ же образѣ враждебной, темной и губительной силы. Назван³е новыхъ кочевниковъ, въ былинахъ, пѣсняхъ народа безразлично замѣняло всѣ имена прежнихъ ордъ. Зм³й, съ которымъ бьются богатыри Владимира, точно также сближался въ народной фантаз³и съ татарами, какъ и съ другими выходцами аз³ятскаго Востока. Даже въ лѣтописяхъ появлен³е татаръ описано тѣми же чертами, какъ и первое нашеств³и половцевъ. Борьба осѣдлаго славянскаго населен³я съ кочевниками подала поводъ къ образован³ю многихъ народныхъ предан³й; но нигдѣ, быть можетъ, смыслъ и ходъ борьбы не высказался въ такомъ поэтическомъ образѣ, какъ въ предан³яхъ польской Украины. Св. Борисъ и Глѣбъ, любимыя дѣти Владимира, рожденные уже отъ христ³анскаго брака к³евскаго князя съ болгарской царевной, спасаютъ осѣдлое населен³е отъ власти страшного зм³я. Мало того, покоряютъ эту страшную темную силу. Впрягши чудовище въ первый плугъ, скованный ими для земли русской, они проводятъ по степи ту исполинскую борозду, которая тянется отъ Прута до Акермана и слыветъ въ народѣ подъ именемъ то Траянова, то Змѣинаго Вала. Дѣйствительно, только христ³анск³е потомки любимѣйшаго вождя дружины могли спасти осѣдлое населен³е отъ вѣчной зависимости, отъ кочевыхъ варваровъ и покорить ихъ.
   Только съ появлен³емъ варяжской дружины и вслѣдъ на нею христ³анства начинается первое освобожден³е славянскаго населен³я, его распространен³е на сѣверъ и востокъ. До той поры разрозненныя племена славянск³я, живш³я подъ услов³ями патр³архальнаго быта, были легкою добычею для каждой новой орды, явившейся изъ средней Аз³и, или возникшей въ степяхъ южной Росс³и. Поставленныя рядомъ съ племенами финнскими, стоявшими съ ними на одинаковой степени развит³я, довольно близкими съ ними по формамъ быта, славянск³я племена могли подвигаться нѣсколько къ сѣверу, селясь на обширныхъ ненаселенныхъ пространствахъ, но имѣть рѣшительное вл³ян³е даже на племена финнск³я, они не были въ состоян³и; предъ воинственными же выходцами Аз³и не оставались совершенно беззащитны, покорно принимая налагаемыя на нихъ услов³я подчиненности. Съ племенами финнскими находимъ ихъ рядомъ на первыхъ же страницахъ лѣтописей и притомъ на правахъ совершенно равныхъ. Перевѣсъ данъ былъ славянскимъ племенахъ появлен³емъ среди нихъ дружины варяжской. Правда, въ призван³и этой дружины одинаково участвуютъ и племена финнск³я; не скоро видимъ ее уже среди племенъ чисто славянскихъ, въ К³евѣ. Дружина даетъ племенамъ славянскимъ первое услов³е преобладан³я, силу, происходящую изъ соединен³я. Смѣшно видѣть въ Рюрикѣ, Олегѣ, Игорѣ, Святославѣ государей, въ современномъ смыслѣ этого слова, видѣть въ ихъ дѣятельности - дѣятельность государственную. Самое понят³е о государствѣ было чуждо этимъ вождямъ сбродной дружины; тѣмъ болѣе чужды были ихъ понят³я объ администрац³и. Но нельзя не признать ихъ великой заслуги предъ будущимъ государствомъ. Своею безпокойною дѣятельностью они расплодили русскую землю, по лѣтописному выражен³ю, силою оруж³я впервые соединили племена, живш³я до сихъ поръ особою, каждый родомъ своимъ, сдержали степныхъ варваровъ и мечемъ намѣтили границы государственной территор³и. Скоро является и другое услов³е, давшее еще больш³й перевѣсъ племенамъ славянскимъ - христ³анство. Оно давно уже извѣстно было на черноморскомъ прибрежьѣ, но быстрое его распростран³е въ глубь сѣвера было слѣдств³емъ появлен³я этой же дружины. Первыя христ³анск³е мученики въ К³евѣ были варяги. Знаменитая Ольга была варяжскаго рода. И здѣсь, какъ въ великомъ дѣлѣ объединен³я племенъ славянскимъ, на первомъ планѣ дружина. И не мудрено: дружинникъ скорѣе другихъ могъ отрѣшиться отъ языческихъ заблужден³й. Оторванный отъ семьи, отъ племени, даже отъ извѣстной опредѣленной народности, онъ не могъ сохранить вѣрности языческаго вѣроучен³я, такъ тѣсно связаннаго съ патр³архальнымъ бытомъ. Въ сбродной дружинѣ точно также не могло быть опредѣленной религ³и, какъ не было опредѣленной нац³ональности. Оттого-то нѣтъ слѣдовъ скандинавской миѳолог³и на Руси, хотя варяжская дружина пришла безспорно съ скандинавскаго сѣвера, и господствующ³й элементъ въ ней, по крайней мѣрѣ, при ея первомъ появлен³и, былъ скандинаво-германск³й. Оттого-то Владим³ру такъ легко было понять несостоятельность языческаго вѣроучен³я и отречься отъ него. Въ сагѣ Олава святого находится любопытное доказательство утраты вѣры Владим³ромъ въ то еще время, когда онъ еще точно исполнялъ всѣ обряды языческаго богослужен³я, впрочемъ свойственное не одной только варяжской дружинѣ въ Росс³и. Всемъ извѣстно, съ какою легкост³ю принимали христ³анство германск³я дружины и съ какимъ трудомъ проникало оно въ племена, остававш³яся на мѣстахъ прежняго жительства, подъ услов³ями древняго быта. Недаромъ въ народѣ русскомъ еще въ XII вѣкѣ ходило убѣжден³е, что вѣнчаться по христ³анскимъ обрядамъ нужно только боярамъ, т. е. старшимъ членамъ дружины, а что простой народъ можетъ довольствоваться прежними языческими обрядами, обливан³емъ и т. п.
   Одновременное почти появлен³е на берегахъ Днѣпра варяжской дружины, пришедшей съ сѣвера, и христ³анства вывело племена славянъ восточныхъ на новый путь. Обладая двойною силою матер³альнаго и духовнаго соединен³я начали они наступательное движен³е въ глубь племенъ чуждыхъ, и чѣмъ крѣпче становилось это внутреннее единство, чѣмъ болѣе уступали формы древняго патр³архальнаго быта новымъ формамъ государственнымъ, чѣмъ глубже проникало христ³анство въ народное сознан³е, тѣмъ успѣшнѣе было это распространен³е славянскаго племени и тѣмъ многозначительнѣе становились его результаты. Послѣднее извержен³е аз³ятскихъ кочевниковъ изъ глубины востока, на время сдержавъ его, не могло однакоже остановить его навсегда. Внутреннее развит³е государственныхъ стремлен³й и христ³анство не были сокрушены монголами, а, одолѣвъ это послѣднее напряжен³е аз³ятскаго м³ра, Русь, представительница христ³анской Европы, тѣмъ быстрѣе пошла къ окончательной побѣдѣ. По самому свойству своему, дружина же могла оставаться въ бездѣйств³и. Уже первый ея предводитель Рюрикъ не остался въ Новгородѣ. По народнымъ предан³ямъ, онъ погибъ въ Карелѣ. При Владимрѣ, всѣ племена славянъ восточныхъ признали уже власть князя К³евскаго, служили одной волѣ, которая могла двинуть ихъ силы по извѣстному направлен³ю. Но въ какую же сторону могли бить они направлены, куда обратится наступательное движен³е соединенныхъ племенъ? Первое движен³е дружины варяжской, располагавшей судьбою славянъ восточныхъ, было къ той же завѣтной цѣли, которая такъ неодолимо влекла жъ себѣ всѣ дружины, къ Римской импер³и, т. е. къ восточной ея половинѣ, еще уцѣлѣвшей отъ варварскаго погрома. Олегъ, Игорь, Святославъ, Владимиръ рвутся жъ Визант³и. Но Визант³йская импер³я располагала еще огромными средствами. Примѣръ Святослава лучше всего доказалъ это. Отъ Визант³и, кромѣ того, отдѣляли Русь степныя низовья Днѣпра и береговъ Чернаго моря - вѣковой притокъ аз³ятскихъ кочевниковъ. Не было возможности ни покорить эти скитающ³яся орды и очистить свободное сообщен³е съ Грец³ею, ни сорвать съ почвы всѣ осѣдлыя земледѣльческ³я племена русскихъ славянъ, чтобы всею массою двинуть ихъ на Визант³ю. Переселен³е осѣдлыхъ племенъ цѣлыми массами совершается только подъ услов³емъ чрезвычайныхъ обстоятельствъ, а этихъ обстоятельствъ не было. Отдѣльнымъ же дружинамъ не сломить было восточной импер³и, хотя бы въ челѣ дружины стоялъ Святославъ. Дружины князей к³евскихъ изъ своихъ походовъ въ Грец³ю вынесли одно сокровище - христ³анство. На юго-западѣ также было сильное препятств³е наступательному движен³ю славянъ русскихъ. Тамъ были государства Польское и Венгерское, уже болѣе крѣпк³я въ своемъ политическомъ составѣ и притомъ опиравш³яся на католическую Герман³ю. Оставался просторъ и свобода дѣйств³я по направлен³ю къ сѣверу и сѣверо-востоку, потому что открытыя безлѣсныя степи юго-востока Росс³и не могли манить къ себѣ земледѣльческое населен³е: тамъ никогда не было полной безопасности отъ кочевниковъ. Области Черниговская, Переяславская, Курская всегда были подвержены частымъ набѣгамъ степныхъ варваровъ. Совсѣмъ иное было на сѣверо-востокѣ: въ области верхней Волги, въ области Ростова и Суздали, финнск³я племена, живш³я тутъ давно, были въ тѣсной связи съ славянами. По всей вѣроятности, ростовская меря, вмѣстѣ съ новгородскими славянами, призвала князей варяжскихъ, по крайней мѣрѣ тамъ мы находимъ уже посадника Рюрикова. При обширности области, при ея малонаселенности, здѣсь было мѣсто для русскихъ поселенцевъ. Сюда обратился первый притокъ русскаго населен³я. Заселен³е областей, строен³е городовъ было одною изъ первыхъ заботъ князей русскихъ. Всѣ они чувствовали, что это одно изъ первыхъ услов³й силы и безопасности. Всѣми силами поэтому старались князья русск³е привлекать населен³е въ свои волости. Василько Ростиславичъ мечталъ даже силою переселять съ свою область болгаръ дунайскихъ. Знаменитый Дан³илъ Романовичъ привилег³ями привлекалъ въ Галицкое княжество переселенцевъ изъ сосѣднихъ западныхъ государствъ даже евреевъ, армянъ и т. д. Тѣмъ болѣе должны были заботиться о привлечен³и переселенцевъ князья, которымъ доставалось владѣть землею Ростовскою. Юр³й Долгорук³й, Андрей Боголюбск³й преимущественно отличались этимъ старан³емъ. Извѣстна привязанность Андрея Боголюбскаго къ бѣдной области Ростовской. Для новаго Владимира Клязьменскаго онъ пренебрегъ старѣйшимъ городомъ, матерью городовъ русскихъ, К³евомъ. Охотно шли сюда жители другихъ княжествъ. Правда, природа верхняго Поволжья, средняго и нижняго течен³я Оки, бѣднѣе природы Малоросс³и; но друг³я выгоды уравнивали положен³е земли Ростовской: сюда не достигали набѣги половцевъ, или литовцевъ. Въ течен³и 173 лѣтъ, протекшихъ послѣ смерти Ярослава Владимировича, однихъ большихъ половецкихъ набѣговъ было 37, а они были часты на югѣ. За далекую волость шло мало усобицъ. Князья тѣснились быстро къ К³еву, бились за право владѣть Переяславлемъ, Туровомъ, Владимиромъ-Волынскимъ, и съ презрѣн³емъ смотрѣли на одинъ изъ младшихъ столовъ на Руси. Умная распорядительность князей суздальскихъ довершила остальное. Въ первой четверти XIII вѣка, въ княжествѣ Суздальскомъ считалось уже 20 городовъ. Здѣсь сбиралось русское населен³е, мѣшалось съ финнскими туземцами, подчинившимися съ принят³емъ христ³анства сильному вл³ян³ю русской народности. Когда К³евъ окончательно утратилъ свое значен³е послѣ татарскаго разгрома, княжество Владимирское сдѣлалось главнымъ среди другихъ княжен³й. Перенесен³е митропол³и еще болѣе придало значен³я, перенеся съ юго-запада на сѣверо-востокъ центръ духовнаго управлен³я; и когда около Москвы начали сосредоточиваться всѣ области сѣверо-восточной Руси, то отсюда началось дальнѣйшее распространен³е русской колонизац³и. Поселен³е русскаго населен³я въ Ростовской землѣ среди мери и другихъ финнскихъ племенъ шло путемъ мирнымъ. По крайней мѣрѣ въ лѣтописяхъ мы не находимъ извѣст³й о насильственномъ покорен³и туземцевъ. Оруж³емъ открывалась дорога русская колонизац³и внизъ по течен³ю Волги, и то впрочемъ, построен³е Костромы, Юрьевца-Поволжскаго и даже Нижняго, городовъ поставленныхъ на главныхъ изгибахъ рѣки и при впаден³и въ нее значительныхъ притоковъ, обошлось безъ особенныхъ усил³й. Здѣсь при дальнѣйшемъ распространен³и грозило сильное сопротивлен³е въ мусульманскомъ царствѣ волжскихъ булгаръ. По всей вѣроятности, это сопротивлен³е было бы сломлено, но татары, передъ которыми пали и булгары и Владимиръ-Клязьменск³й, остановили дальнѣйшее распространен³е русскихъ племенъ къ востоку внизъ во Волгѣ.
   Еще прежде чѣмъ путемъ мирнаго населен³я заняли русск³я колонисты землю Ростовскую, открывались оруж³емъ друг³е пути по сѣверо-востоку для русскихъ поселен³й. Въ землю Ростовскую шли поселенцы изъ южныхъ княжествъ, на Сѣверную Двину, на Вятку, на Каму и ихъ притоки, шли промышленники изъ Новгорода Великаго, и мы должны обратить вниман³е на разселен³е изъ этой мѣстности, потому что оно носитъ нѣсколько иной характеръ. Страна, простирающаяся по ту сторону уваловъ, въ Завилочьѣ, область Сѣверной Двины, Камы и ея притоковъ, очевидно, не могла представлять тѣхъ удобствъ для земледѣльческихъ поселен³й, как³я представляла область верхней Волги, Ростова В. Необозримыя лѣса тянутся и теперь еще отъ сѣверныхъ частей Костромской губерн³й къ Бѣлому морю, по тундрамъ береговъ Сѣвернаго океана съ одной стороны; на востокъ - къ Уралу съ другой. Въ земледѣл³и не могъ найдти поселенецъ обезпечен³я своихъ потребностей. Звѣроловныя финнск³я племена вели бродячую жизнь въ дремучихъ лѣсахъ или жили небольшими поселен³ями по берегамъ рѣкъ. Въ ихъ характерѣ было болѣе дикости, чѣмъ въ тѣхъ народцахъ, которые жили въ ближайшемъ сосѣдствѣ съ славянами. Пермяки, вогулы, югра не отличались уступчивост³ю. Безнаказанно они не допускали селиться между собою чужеродцамъ; мѣсто между ними должно было добыть съ оруж³емъ въ рукахъ. Сюда впрочемъ шли и русск³е изъ иной мѣстности и не съ тѣми цѣлями, съ какими стекалось русское населен³е въ области верхней Волги. Сюда манило богатство пушныхъ товаровъ, которые дорогой цѣной сбивались иностраннымъ торговцамъ, отсюда шло серебро закамское. Мѣха сѣверной Росс³и одинаково сложились и на западѣ и на востокѣ, за ними пр³ѣзжали арабск³е купцы въ Итжль и Булгары на Волгѣ. Ихъ требовали отъ новгородцевъ ганзейцы. Не мудрено, что рано уже установились сношен³я съ страною, доставлявшей такой цѣнный и сильно требующ³еся предметъ торговли. Съ X вѣка, вели мѣновую торговлю съ югрой булгары. Въ XI вѣкѣ имѣемъ разсказъ о югрѣ новгородца, посулившаго своего отрока на Уралъ для мѣновой торговли съ нею. Рано находишь мы Заволочье и заволчскую чудь подъ власт³ю Новгорода, рано находимъ и прочныя поселен³и новгородцевъ далеко по сѣверо-востоку. Въ характерѣ новгородцевъ были всѣ услов³я для отважныхъ, рисковыхъ предпр³ят³й мѣстное положен³е способствовало развит³ю духа предпр³имчивости въ новгородскомъ населен³и и указало на торговлю, какъ на главное занят³е. Въ слѣдств³е особыхъ историческихъ обстоятельствъ, которыя извѣстны каждому, въ Новгородѣ выработалось политическое устройство, развивавшее личную самостоятельность гражданъ. Подлѣ власти князя, безпрестанно смѣнявшагося и потому ничѣмъ особенно не привязаннаго къ Новугороду, кромѣ временныхъ и личныхъ выгодъ, подлѣ этой власти стояла другая власть, ея ограничивавшая, именно власть вѣча, и народнаго сановника - посадника. Неопредѣленное отношен³е двухъ властей, очевидно, враждебныхъ другъ другу, отсутств³я правильныхъ всѣми признанныхъ формъ правлен³я, полная возможность для вскрыт³я самыхъ противоположныхъ явлен³й, произволъ, которому давалось широкое мѣсто въ отправлен³и общественныхъ дѣлъ, все это подавало безпрестанные поводы къ столкновен³ямъ въ городѣ. Конецъ вооружался на другой, одна улица шла грабить другую. Противъ одного вѣча собиралось также законно другое. Въ этихъ смутахъ, если воспитывалось своевол³е, то воспитывалась также и энерг³я. Неробкое сердце долженъ былъ имѣть тотъ, кто осмѣливался противорѣчить большинству на вѣчѣ, потому что голосъ меньшинства часто смолкалъ на днѣ Волхова. Промышленныя и торговыя предпр³ят³я новгородцевъ должны были отличаться смѣлост³ю, если не правильност³ю и обдуманност³ю. Колонистъ новгородск³й шелъ съ оруж³емъ, а не съ плугомъ, готовъ былъ тотчасъ обратиться въ завоевателя, а подъ часъ - грабителя. Вѣче и исполнительная власть не могли руководить предпр³ят³ями. Толпы новгородской молодежи шли часто "безъ новгородскаго слова" искать приключен³й и встрѣтить на чужой сторонѣ избытокъ силъ. Каковы были эти искатели приключен³й, лучше всего видно изъ лѣтописныхъ разсказовъ объ "ушкуйникахъ" XIV столѣт³я. Ушкуями назывались лодки, на которыхъ разбойничали новгородцы по рѣкамъ. Ушкуйники отправлялись обыкновенно внизъ по Волгѣ грабить города болгарск³е, перехватывать купеческ³е караваны, шедш³е изъ Касп³йскаго моря къ Сараю или Булгарамъ. Мусульмане подвергались обыкновенно смерти, но при случаѣ мало щадили и купцовъ христ³анскихъ. Города русск³е также не всегда бывали безопасны отъ ихъ нападен³й. Такъ, въ 1371 году, ушкуйники разграбили Кострому и Ярославль. Въ 1375 году, они явились на 70 ушкуяхъ снова подъ Костромою подъ начальствомъ какого-то Прокопа. Воевода костромск³й вышелъ противъ разбойниковъ съ 6,000 человѣкъ, но 1,500 ушкуйниковъ разбили наголову воеводу, ворвались въ городъ и грабили его цѣлую недѣлю; потомъ поплыли въ Нижнему-Новгороду, ограбили и сожгли его; въ Булгарахъ продали мусульманскимъ купцамъ женщинъ, захваченныхъ въ Костромѣ и Нижнемъ, спустились къ Сараю и дошли до самой Астрахани, грабя все, что попадалось имъ на пути. Только владѣльцу Астрахани удалось обманомъ перебить ихъ. И все это дѣлалось безъ "новгородскаго слова".
   Понятно, какой характеръ должно было носить появлен³е такихъ поселенцевъ среди полудикихъ зырянъ, вотяковъ и вогуловъ. Какъ образовывались новгородск³я поселен³я, всего лучше даетъ понят³е разсказъ хлыновской лѣтописи объ основан³и Хлынова или Вятки. Въ 1170 году, новгородская вольница спустилась по Волгѣ и утвердилась городкомъ на устьѣ Камы. Отсюда высматривали они, куда отправиться. Услыхавъ о поселен³и чуди на Вяткѣ, они раздѣлились на двѣ парт³и. Одна половина нашла по Камѣ и доходила до Чусовскихъ мѣстъ; другая осталась въ городкѣ, перебралась потомъ въ Ченцу и до ней спустилась въ Вятку. Здѣсь на высокой горѣ завидѣла она чудск³й городокъ, окруженный глубокимъ рвомъ и валомъ; приготовившись постомъ и молитвою и давъ обѣтъ, въ случаѣ побѣды, выстроить церковь во имя Бориса и Глѣба, удальцы взяли приступомъ чудск³й городовъ, переименовали въ градъ Никулицынъ, поставили до обѣщан³ю церковь и поселились тамъ. Скоро объ ихъ удачѣ дошло и до товарищей ихъ, оставшихся на устьѣ Камы. Тѣ рѣшились, въ свою очередь, попробовать счаст³я. Поднявшись по Камѣ, они вошли въ устьѣ Вятки и плыли вверхъ до ней до черемисскихъ жилищъ и до городка Кокшарова, которымъ владѣли черемисы. Молитва Бориса и Глѣба помогла и имъ. На другой день приступа черемисы выбѣжали изъ городка и покорились. Новгородцы прочно утвердились среди вотяковъ и черемисовъ. Но постоянная опасность заставила обѣ части поселенцевъ подумать о выгодахъ общаго поселен³я. Посланцы изъ Никулицына и Кокшарова сошлись и обимъ совѣтомъ выбрали мѣсто на высокой горѣ, близъ впаден³я въ Вятку рѣки Хлыновицы. Здѣсь рѣшено было срубить городъ, но чудо указало другое мѣсто, ниже перваго, на самой Вяткѣ. Здѣсь и былъ основанъ Хлыновъ. Такъ образовалось первое поселен³е русскихъ на великой рѣкѣ вотяцкой. Буйство и своевол³е новгородской вольницы надолго осталось въ характерѣ вятчанъ. Не признавая зависимости отъ митропол³и, только по имени признавая власть и сильныхъ государей московскихъ, Вятка управлялась своимъ атаманомъ и выборнымъ, служила постояннымъ притономъ для бѣглецовъ со всей Руси: "serrorum fugitivorum velut asylum quoddam", какъ говоритъ Герберштейнъ. Чѣмъ была Тмутаракань для князей старой южной Руси, тѣмъ становилась Вятка для жителей сѣверной Руси. Вятская вольница отзывалась на призывъ каждаго, кто сулилъ ей добычу и деньги. Извѣстно участ³е вятчанъ въ борьбѣ Шемяки съ Васил³емъ Темнымъ. Какъ совершилось заселен³е Хлынова, такъ совершалось и поселен³е на другихъ мѣстахъ. Безпрестанно Новгородъ высылалъ свою молодежь къ Уральскому хребту для сбора дани съ инородцевъ, для приведен³я подъ руку Великаго Новгорода новыхъ данниковъ. Къ сѣверо-востоку же стремились водными путями, или пробираясь черезъ лѣса, промышленныя ватаги; сюда же шли ватаги вольницы. Тѣ и друг³я одинаково распространяли предѣлы русскаго племени и одинаково открывали новыя пути для болѣе мирнаго, осѣдлаго населен³я, для христ³анства и тѣсно связанныхъ съ христ³анствомъ высшихъ формъ быта. Одновременно съ появлен³емъ русскихъ на рѣкѣ вотяцкой или даже нѣсколько ранѣе, видимъ вооруженныя экспедиц³и новгородцевъ на самомъ Уралѣ. Въ 1193 году, оруж³емъ усмиряетъ Новгородъ своихъ пермскихъ и югорскихъ данниковъ. Шесть лѣтъ спустя, мы читаемъ въ лѣтописи новгородской извѣст³е о новомъ несчастномъ походѣ. Воевода Ядрей повелъ войско съ цѣл³ю овладѣть пермскими и югорскими городками. Измѣнникъ Савко подалъ мысль югорскимъ князькамъ обманомъ заманить къ себѣ лучшихъ мужей новгородскихъ и перебить ихъ. Только 6 недѣль были новгородцы въ Югрѣ, и два года продолжалась экспедиц³я. Большая часть ихъ была перебита югорцами, только 80 человѣкъ воротились въ Новгородъ, перенеся не даромъ неслыханныя бѣдств³я, "и не бяше вѣсти черезъ всю зиму въ Новѣгородѣ на не, ни на живы ни на мьртвы, и печаловахуся въ Новгородѣ князь и владыки и вьсь Новгородъ". Такой же характеръ имѣютъ и друг³я экспедиц³и; и изъ этого видно, что разсказы о покорен³и Перм³и Новгородомъ должно принимать съ большою осторожностью. Имена пермскихъ князей хорошо извѣстны. Они сохранили свою самостоятельность даже и по принят³и христ³анства. До самаго XV столѣт³я мы видимъ частые походы новгородцевъ для усмирен³я иноплеменниковъ. Рѣдк³я наши поселен³я не должны были въ своихъ острожкахъ безпрерывно отбиваться отъ набѣговъ полудикихъ звѣролововъ. Новгородъ дорожилъ своимъ моментальнымъ владѣн³емъ только для торговыхъ цѣлей, только какъ средствомъ получать оттуда закамское серебро и дорог³е мѣха. Въ послѣднее время самостоятельности Новгорода, князь Иванъ московск³й отправилъ въ 1472 году Ѳедора Пестраго съ войскомъ для приведен³я Перм³и подъ свою высокую руку. Рать московская пришла къ рѣкѣ Черной, спустилась на плотахъ до Айфаловскаго города; тамъ сѣли на коней и пошли къ Искору. Здѣсь встрѣтило ее пермское ополчен³е. Имена воеводъ пермскихъ достаточно показываютъ, изъ кого состояло это ополчен³е. Ихъ звали Качъ, Бурматъ, Мичкинъ и Зынаръ. Уросъ и Чердынъ были взяты московскимъ воеводою. Христ³анск³й князь Пермск³й Михайла былъ отосланъ въ Москву. Но потомъ мы все-таки находимъ въ лѣтописяхъ вотчича Велик³я Перм³и князя Матѳ³я Михайловича, къ которому сохранилось послан³е Симона митрополита. Только въ 1505 г. сведенъ былъ этотъ послѣдн³й туземный владѣлецъ Перм³и, и посланъ туда великокняжеск³й намѣстникъ князь Васил³й Андреевичъ Коверъ, "первый отъ русскихъ князей", по замѣчан³ю лѣтописи.
   Очевидно, заселен³ю Перм³и должно было предшествовать болѣе сплошное населен³е земель ближайшихъ по рѣкамъ Югу, верховьямъ Сѣверной Двины, Вычегдѣ и Вяткѣ. Татарское нашеств³е, остановивъ распространен³е русскаго племени на востокъ, внизъ по течен³ю Волги изъ области Ростовской, содѣйстовало заселен³ю сѣверо-восточныхъ лѣсовъ, куда недостягали татарск³е набѣги. Спасаясь отъ татарскихъ опустошен³й, отъ ханскихъ баскаковъ и численнниковъ, отъ поголовной переписи, земледѣльческое населен³е Средней Руси стремилось по путямъ, проложеннымъ промышленными и разбойничьими ватагами Новгородцевъ. Въ лѣсахъ сѣверо-восточной части европейской Росс³и искали убѣжища и люди благочестивые, глубоко пораженные унижен³емъ христ³анской Руси предъ языческими выходцами Аз³и. Замѣтимъ особенность русскихъ поселен³й: какимъ бы путемъ ни возникали поселен³я, первымъ дѣломъ было строен³е церквей и монастырей. Такъ было при взят³и Новгородскою вольницею Чудьболванскаго и Кокшарскаго городковъ, такъ было повсюду. Распространен³е христ³анства всегда шло рука-объ-руку съ распространен³емъ русскаго племени. Монастырь и острожекъ - вотъ два постоянные центра, около которыхъ начинаетъ собираться мирное, осѣдлое населен³е на сѣверо-востокѣ. Если въ большей части случаевъ оруж³е прокладывало христ³анству путь въ глубину неизвѣданнаго еще востока, то часто случалось и обратное явлен³е: проповѣдь Евангел³я приготовляла побѣду русскаго владычества, христ³анск³й подвижникъ являлся прежде самихъ первыхъ поселенцевъ. Значен³е монастырей въ великомъ дѣлѣ распространен³я русской народности и гражданственности должно быть оцѣнено по заслугамъ. Къ благочестивому пустыннику, поселившемуся гдѣ-нибудь въ пещерѣ или даже, какъ знаемъ о св. Павлѣ Комельскомъ, въ дуплѣ большого дерева, начинала сходиться брат³я; являлась потребность храма для отправлен³я богослужен³я, потребность обезпечить пустынножителей, и старцы стали въ великому князю просьбу о разрѣшен³и имъ строить монастырь на пустомъ мѣстѣ, въ дикомъ лѣсу, пашни пахать и созывать брат³ю. Монастырь становится центромъ небольшого земледѣльческаго поселен³я. Въ стѣнахъ его находили защиту и отдыхъ торговцы и промышленники; въ посадѣ, пр³ютившемся подъ его стѣнами, открывался торгъ. Вклады по душѣ увеличивали земельное владѣн³е иноковъ. Монастырь становился вотчинникамъ и сзывалъ со всей Руси охотниковъ селиться на его земляхъ. Какъ понимали и тогда естественныя слѣдств³я основан³я монастырей, видно изъ нихъ, какъ вооружались иногда буйные сосѣди противъ ихъ построен³я. Терпя между собой отдѣльныхъ христ³анскихъ подвижниковъ, они разрушали вновь возникавш³я обители. Въ жит³яхъ св. Димитр³я Прилуцкаго, св. Стефана Махрищскаго находимъ ясные примѣры этого. Если бы кто потрудился собрать изъ рукописныхъ сборниковъ жит³й и чудесъ русскихъ угодниковъ многочисленныя, разсѣянныя тамъ указан³я на это вл³ян³е монастырей русскихъ, на распространен³и первыхъ началъ гражданственности, тотъ оказалъ бы большую услугу русской истор³и, не говоря уже о томъ, что новое раскрыт³е этой стороны русскаго подвижничества необыкновенно важно для истор³и русской церкви. Въ жит³яхъ же русскихъ святыхъ можно найти и лучш³я указан³я на первыя трудности поселен³я среди чуждыхъ племенъ, на борьбу съ природой, на истор³ю первыхъ колонистовъ, на состоян³е страны въ эпоху ихъ поселен³й. Припомню разсказы о дѣятельности иноковъ Соловецкой обители, объ ихъ плаван³яхъ по Бѣлому морю, которые такъ часто встрѣчаются въ жит³яхъ и похвалахъ Зосимы и Савват³я. Проповѣдь св. Стефана Пермскаго, распространен³е имъ евангельскаго учен³я между зырянами и пермяками, былъ можетъ, не менѣе новгородскихъ походовъ, содѣйствовали легкому поселен³ю здѣсь русскаго племени. Мы внаемъ, что присоединен³е великой Перм³и къ м³ру христ³анскому совершилось за долго до окончательнаго ея присоединен³я къ областямъ русскимъ. Правительство мало имѣло участ³я въ населен³и столь далекихъ странъ. Своевольныя поселен³я новгородской вольницы, появлен³е христ³анскихъ обителей предшествовали заселен³ю правительства. Правительство часто било не въ силахъ дать защиту поселенцамъ, которые, по господствующимъ понят³ямъ, занимая пустопорожн³я земли, инородцевъ, тѣмъ не менѣе нуждались въ подтвержден³я правъ на владѣн³е, со стороны правительства, потому что ненаселенныя земли считались собственност³ю государства. Дѣйств³е правительства ограничивалось признан³емъ правъ поселенцевъ на владѣн³е занятыми ими землями, подъ услов³емъ отправлен³я извѣстныхъ повинностей, уступкою имъ земель въ пустѣ лежащихъ, и дачею нѣкоторыхъ льготъ поселенцамъ. Заботиться о населен³и, о защитѣ этихъ земель, было уже дѣломъ самихъ владѣльцевъ, самыя права на владѣн³е не были опредѣлены, потому что не выработались еще сословныя различ³я. Подъ 1371 г., читаемъ въ Нижегородскомъ лѣтописцѣ: "Въ тоже время въ Нижнемъ-Новгородѣ былъ гость Тарасъ Петровъ сынъ; больше сего изъ гостей не было; откупилъ онъ полону множество всякихъ чиновъ людей своею казною и купилъ онъ себѣ вотчины у великаго князя за Кульмою рѣкою, на рѣчкѣ Сундовакѣ, шесть селъ." Уступка земель, считавшихся государственными, производилась на неопредѣленныхъ показан³яхъ объ ея протяжен³и, сдѣланныхъ желавшимъ получить ее. Въ первой грамотѣ, данной Григор³ю Строганову, въ 1588 г., читаемъ: "сказывалъ (Григор³й), что-де въ нашей вотчинѣ, ниже велик³я Перми за 88 вер., по Камѣ рѣкѣ, по правую сторону Камы, съ устья Лысвы рѣчки, а по лѣвую-де сторону Камы, противъ Пускорск³е Курьи, по обѣ стороны Камы, до Чусовыя рѣчки мѣста пустыя, лѣса черныя, рѣчки и озера дик³я, острова и наволоки пустые, а всего-де того пустого мѣста 146 верстъ;" - и, на основан³и этого "сказывалъ", уступалось Строгановымъ, огромное пространство, съ правомъ суда и съ обязанност³ю самимъ заселять и защищать его. Домашними средствами сдерживали именитые люди возстан³е сосѣднихъ племенъ и прокладывали торговые пути въ глубину Сибири. Зная, въ какомъ невѣден³и находилось правительство, даже въ половинѣ XVIII вѣка, относительно положен³я отдаленныхъ мѣстностей, относительно числа и состава народонаселен³я, мы не будемъ удивляться этому безсил³ю центральной власти, ея малому участ³ю въ дѣлѣ заселен³я русскими выходками земель инородческихъ. Болѣе прямое вмѣшательство правительства началось съ уничтожен³я самостоятельности татарскихъ царствъ на берегахъ Волги. Здѣсь это вмѣшательство вынуждено было необходимост³ю обезопасить владычество новыми пр³обрѣтен³ями. Считаю излишнимъ припоминать вамъ главные моменты борьбы государей Московскихъ съ татарами. Они хорошо извѣстны жителямъ Казани. Укажу только на слѣдств³я покорен³я и на особый характеръ русскихъ поселен³й. По Сѣверной Двинѣ, Вяткѣ, верховьямъ Камы, по Чусовой и т. д., русское племя встрѣчалось съ бродячими, звѣроловными племенами финнскими, поклонниками грубаго язычества. Только немног³е герои останавливали наступательныя движен³я русскихъ поселенцевъ. Разрозненные роды легко уступали мѣсто новымъ пришельцамъ. Вотяки были отодвинуты хлыновцами далѣе къ востоку, къ самымъ верховьямъ Вятки. Пермяки, разрѣзанные поселен³ями по Камѣ, также удалились далѣе къ востоку, за Уралъ, или должны были признать зависимость отъ русскихъ. Вогулы постепенно шли къ востоку, уступая мѣсто русскимъ промышленникамъ, и главныя массы ихъ племени перебрались за Уралъ, куда еще прежде ихъ перешло племя югорское. Подвижность племенъ финскихъ значительно облегчало дѣло колонизац³и. Съ другой стороны, язычество этихъ племенъ не могло оказывать сильнаго сопротивлен³я христ³анству. Смутныя понят³я о божествѣ и природѣ, отсутств³е выработаннаго культа, условливали легкую побѣду христ³анской религ³и надъ дѣтскими вѣрован³ями туземцевъ. Зыряне и пермяки скоро узнаютъ евангельскую истину и тѣмъ самымъ дѣлаютъ огромный шагъ въ слит³ю съ племенемъ русскихъ. Область Вятки и верхней Камы покрывается сплошнымъ русскимъ и значительно обрусѣвшимъ христ³анскимъ населен³емъ. Болѣе густыя массы вотяковъ упорнѣе другихъ отстаиваютъ свою народность и вѣрован³я, потому что уже примыкаютъ къ областямъ Казанскаго царства. Съ инымъ характеромъ являются племена, признававш³я надъ собою верховную власть Казанскаго царя, племена по среднему течен³ю Волги, до ея крутого поворота на югъ у Самарской луки. Правда, Волга давала могущественное оруд³е для покорен³я всего Приволжья. Оттого быстрымъ и неминуемымъ слѣдств³емъ паден³я Казани было покорен³е Астрахани. Но трудность состояла преимущественно въ подчинен³и племенъ средней Волги вл³ян³ю русской народности и русской гражданственности. Вглядываясь въ этнографическую карту Росс³и, мы видимъ, что тамъ, гдѣ Волга поворачиваетъ въ степи, въ старыхъ кочевьяхъ Золотой Орды, русское населен³е лежитъ болѣе сплошными массами, оттѣснивъ подвижныя орды кочевниковъ, далеко къ востоку и юго-востоку. По среднему же ея течен³ю, въ губерн³яхъ: Казанской, южной части Вятской, Пензенской, Симбирской, и въ востоку - въ Оренбургской, живутъ въ большей или меньшей чистотѣ отъ русской примѣси племена финнскаго и монгольскаго происхожден³й: черемисы, чуваши, мордва, татары, башкиры, мещеряки. Причинъ этому должно искать въ особенномъ положен³и этихъ племенъ. Прежде всего, это уже племена или вполнѣ земледѣльческ³я, или по крайней мѣрѣ вполовину уже осѣдлыя. За исключен³емъ мещеряковъ, отодвинутыхъ къ востоку, въ Оренбургскую губерн³ю, отъ нижнихъ частей Оки, гдѣ жили они еще въ XV столѣт³и, между черемисою и мордвою,- всѣ финнск³я племена остаются на тѣхъ мѣстахъ, гдѣ запомнила ихъ впервые истор³я. Сохраняя ясные слѣды своего древняго быта и вѣрован³й, эти племена подчинялись однакоже верховной власти Казанскаго Хана. Зависимость отъ Казани тѣснѣе сплотила ихъ, дала имъ возможность дѣйствовать соединенными силами. Съ другой стороны, могущественно дѣйствовало вл³ян³е исламизма. Принимая учен³е Магомета, туземцы финнской расы подчинялись вл³ян³ю татарскаго племени, теряли свои народныя особенности, сливаясь съ нимъ въ одинъ народъ, или образовывали смѣшанныя племена подъ преобладан³емъ однакоже татарскаго типа, языка и нравовъ. Я имѣлъ случай замѣтить, что относительно чувашъ не рѣшенъ еще окончательно вопросъ: есть ли это турецкое племя, принявшее на себя черты финнскаго племени, вслѣдств³и смѣшен³я съ нимъ, или это финны, еще хранящ³е финнск³е обряды и часть общихъ вѣрован³й, но принявш³е языкъ турецкаго племени? Финнское происхожден³е отатарившихся башкировъ, кажется, не подвержено сомнѣн³ю. Эти двѣ причины, т. е. большая крѣпость въ соединен³и племенъ Казанскаго царства и могущественное вл³ян³е исламизма, условливаютъ упорное сопротивлен³е этихъ племенъ русской народности. И теперь еще русское населен³е идетъ только по берегу средняго течен³я Волги, мало проникая въ глубь земли, да и то больше въ Симбирской и Пензенской губерн³яхъ, среди мордвы, которая легче другихъ племенъ уступаетъ дѣйств³ю на себя чуждой народности, и отличается большею способност³ю сливаться въ одинъ народъ съ русскимъ, принимая русск³й языкъ, вмѣстѣ съ христ³анствомъ. Крещен³е черемисы и чувашъ совершалось насильственными мѣрами только въ прошломъ столѣт³и. Сама мордва не безъ сильнаго сопротивлен³я приняла христ³анство, и русская церковь хранитъ память о Мисаилѣ, арх³епископѣ Рязанскомъ, мученическою смерт³ю погибшемъ въ 1655 г. среди темниковской мордвы, которую желалъ обратить ревностный святитель. Казанская мордва обращена также преимущественно въ XVII вѣкѣ трудами иноковъ Селижарова монастыря, какъ темниковская въ то же время иноками Пурдышевскаго монастыря на Мокшѣ, за которымъ были мордовск³я селен³я. Русск³я лѣтописи исполнены извѣст³й о набѣгахъ мордвы на Нижегородск³я владѣн³я, о сильныхъ возстан³яхъ луговой и горной черемисы, уже признавшей власть русскихъ царей. Правительству нужно было рядомъ укрѣплен³й обезопасить свои владѣн³я и сдерживать непокорныхъ бунтовщиковъ; нужно было содержать постоянно военную силу въ предѣлахъ и на границахъ Казанскаго царства, и въ то же время защищать новообращенныхъ инородцевъ отъ фанатическаго мщен³я со стороны ихъ иновѣрныхъ единоплеменниковъ, оберегая ихъ въ тоже время отъ соблазна отступничества. Отсюда необходимость правительственныхъ мѣръ для укрѣплен³я и заселен³я русскими завоеваннаго края. Являются укрѣпленныя черты, прочныя военныя поселен³я, испомѣщаемыя людьми служилыми, и отдѣлен³е новокрещенцевъ въ особыя селен³я отъ некрещеныхъ инородцевъ. Въ ожидан³и, пока религ³озныя смуты XVII столѣт³я и прикрѣплен³е къ землѣ подвижного крестьянскаго сослов³я выгонютъ въ Приволжье огромныя толпы добровольныхъ сходцевъ изъ всѣхъ областей Руси, мы видимъ рядъ правительственныхъ мѣръ о поселен³и людей служилыхъ въ областяхъ Казанскаго царства, чтобы въ этихъ военныхъ поселен³яхъ найти надежный оплотъ противъ возстан³й финнско-татарскихъ племенъ средняго Поволжья. Уже при Ѳедорѣ Ивановичѣ, къ ряду укрѣпленныхъ городовъ, которыми еще прежде обозначалось наступательное движен³е племени русскаго по течен³ю Волги, присоединялясь новыя крѣпости, построенныя съ особенною цѣлью, сдерживать черемису. Это были: Цивильскъ, Уржумъ, Царевгородъ на Кокшагѣ, Санчурекъ и друг. Какъ сильна была постоянная опасность возстан³я инородческаго населен³я, видно изъ указа, относящагося уже въ концу XVI² столѣт³я, именно въ 1697 г., которымъ запрещалось продавать чувашамъ и черемисамъ Казанской губерн³и не только оруж³е, но даже кузнечные инструменты.
  

III.

  
   Вторая половина XVII и все XVIII столѣт³е особенно замѣчательны въ истор³и поселен³я русскихъ колонистовъ въ Восточной Росс³и, въ разныхъ областяхъ Волги и Камы. Съ одной стороны, мы видимъ огромный приливъ такъ называемыхъ сходцевъ или бѣглецовъ, что будетъ точнѣе, изъ внутреннихъ областей; съ другой, дѣятельныя вѣры правительства для заселен³я и обезопасен³я края. Много было причинъ, условливавшихъ большое количество добровольныхъ выходцевъ; главнѣйшихъ было двѣ: велик³й расколъ, обнаруживш³йся въ русской церкви и прикрѣплен³е къ землѣ до тѣхъ поръ подвижного крестьянскаго сослов³я. Извѣстна истор³я раскола: привязанность къ мертвой буквѣ, къ одной обрядовой внѣшности, такъ рѣзко обозначившаяся еще въ первой четверти XV вѣка, привела къ окончательному отторжен³ю отъ православной церкви значительной части сельскаго и городскаго населен³я, привела къ тѣмъ религ³ознымъ смутамъ, которыхъ самыми рѣзкими проявлен³ями было открытое возмущен³е Соловецкаго монастыря, взятаго царскими войсками, только послѣ почти десятилѣтняго обложен³я, и стрѣлецк³е бунты, стоивш³е столько крови Росс³и. Чѣмъ болѣе проходило времени, послѣ первыхъ замѣшательствъ, бывшихъ слѣдств³емъ исправлен³я богослужебныхъ книгъ, тѣмъ въ болѣе странныя дик³я формы облекался расколъ, распавш³йся на множество враждебныхъ, но одинаковымъ фанатизмомъ одушевленныхъ сектъ. Въ первой половинѣ XVIII столѣт³я, цѣлыми сотнями сожигались или замаривались голодомъ изувѣрные послѣдователи разныхъ толковъ. Преслѣдуемые правительствомъ, они уходили въ Польшу, въ Турц³ю, въ шведск³я владѣн³я, но еще болѣе въ лѣса сѣверо-восточной Росс³и. Въ однихъ лѣсныхъ уѣздахъ Нижегородской губерн³и, въ Чернорименье на Керженцѣ, передъ началомъ благотворной дѣятельности преосвященнаго Питерима, считалось до 40,000. Во второй половинѣ XVIII вѣка, одинъ изъ главныхъ притоновъ поповщины завелся въ Саратовской губерн³и на Иргизѣ. Въ Сибири такъ много набралось раскольниковъ, что уже въ 1722 г. правительство сочло нужнымъ не отправлять туда ссыльныхъ раскольниковъ, чтобы не увеличивать и безъ того уже огромнаго числа ихъ. Въ Черниговскихъ и Стародубскихъ слободахъ организовалось привольное товарищество для перевода бѣглыхъ изъ Росс³и въ Польшу и для вывода ихъ оттуда обратно въ заселен³е крѣпости св. Елизаветы, въ Слободско-Украинск³я поселен³я, и въ Новую Серб³ю. Бѣгство раскольниковъ должно было значительно увеличивать число русскихъ поселенцевъ въ Восточной Росс³и, но еще болѣе росло это число вслѣдств³е притона бѣглецовъ иного рода. Подвижность была издавна въ характерѣ русскаго населен³я, разбрестись розно ничего не значило даже для земледѣльческаго населен³я. На украинахъ Росс³и издавна скоплялись толпы бѣглецовъ всякаго рода. Изъ нихъ образовалось Донское и Запорожское казачество, но казачество не было исключительною принадлежност³ю южной Руси. Казаки, гулящ³е люди, встрѣчались почти повсемѣстно. Въ концѣ первой половины XV вѣка, мы находимъ уже въ лѣтописяхъ казаковъ Рязанскихъ. Позднѣе, мы видимъ тоже во многихъ мѣстностяхъ сѣверной и восточной Росс³и. Когда правительство почувствовало необходимость ограничить крестьянск³е переходы, безпрерывныя кочеван³я земледѣльческаго населен³я, это стремлен³е на украины Росс³и сдѣлалось еще сильнѣе. Въ смутахъ самозванцевъ и междуцарств³я выразился протестъ противъ стѣснен³я вольнаго перехода. Ополчен³е Болотникова во многомъ напоминаетъ сбродныя толпы, шедш³я за Пугачевымъ. Первая ревиз³я окончательно сгладила еще существовавшее различ³е между разноправными обработывателями помѣщичьихъ и другихъ земель: всѣ они были признаны крѣпкими землѣ; инстит

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 396 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа