Главная » Книги

Федоров Николай Федорович - Сверхчеловечество Ницше было лишь завершением...

Федоров Николай Федорович - Сверхчеловечество Ницше было лишь завершением...



Н. Федоров

* * *

  
   Сверхчеловечество Ницше было лишь завершением общего стремления искусств, науки и жизни переступить за свои пределы, стать выше самих себя, переступить притом не простым, естественным способом, а каким-то сверхъестественным, словом, - мистическим.
   Этому стремлению второй половины XIX века и особенно последних 30 лет после франко-прусской войны должно противопоставить естественное, антимистическое движение сынов человеческих, проявляющееся уже в детстве каждого человека и в детстве рода человеческого в том познании, которое начинается с ознакомления детей с горестными фактами смерти родителей и с принятия первобытным человеком вертикального положения, сторожевого, охранительного и деятельного, знаменующего собою переход организма от пассивной подчиненности животного к активной деятельности существа волевого и разумного.
   Уже одно принятие этого положения ставит вопрос, зародившийся вместе с самим человеком. Но в способ или путь к решению этого вопроса, решению, в котором должны соединиться все не словом, а делом, не может и не должно быть вносимо ничего произвольного: вопрос, неизбежно и естественно возникающий, допускает и решение только одно, единственное правильное и естественное решение. Жизнь или история выдвигает для выполнения только одно, поистине общее дело, к коему призываются все, хотя и с исключениями, легко однако устранимыми. Это общее дело есть воинская повинность в широком смысле слова, которая сама собою превратится во всеобщее исследование или познание, если соединится с также всеобщим, обязательным образованием. До какой степени этот способ прост, видно из того, что к нему невольно приходят даже такие люди, как М. Нордау, у которого читаем: "Человечество должно искать спасения не в возвращении к природе, а в разумной организации борьбы против природы, я сказал бы - в общей против нее воинской повинности, с правом льгот лишь для калек". Отрицание "возвращения к природе" направляется против Руссо и Толстого, ибо их возвращение значило бы возврат к голодовке, к стуже, к волкам и медведям... Но слово "спасение" (у Нордау) остается неопределенным. Мы же подразумеваем в воинской повинности замену борьбы с себе подобными разумною организацией борьбы против болезнетворных и вообще разрушающих, стихийно действующих сил природы. Это и есть путь перехода человеческого рода от несовершеннолетия к совершеннолетию.
  
  

Другие авторы
  • Петров Василий Петрович
  • Даль Владимир Иванович
  • Воронский Александр Константинович
  • Аггеев Константин, свящ.
  • Мраморнов А. И.
  • Фонвизин Павел Иванович
  • Поссе Владимир Александрович
  • Дюкре-Дюминиль Франсуа Гийом
  • Гейман Борис Николаевич
  • Ростиславов Александр Александрович
  • Другие произведения
  • Давыдов Денис Васильевич - Три письма на 1812 года компанию, написанные русским офицером, убитым в сражении при Монмартре. 1814-го года
  • Осиповский Тимофей Федорович - Отзыв об учебнике "Логики" профессора И. Е. Шада
  • Миклухо-Маклай Николай Николаевич - Изучение расовой анатомии в Австралии
  • Чарская Лидия Алексеевна - Сибирочка
  • Федоров Николай Федорович - Сверхчеловечество Ницше было лишь завершением...
  • Туган-Барановская Лидия Карловна - Джордж Элиот. Ее жизнь и литературная деятельность
  • Есенин Сергей Александрович - На Кавказе
  • Диковский Сергей Владимирович - На острове Анна
  • Григорович Дмитрий Васильевич - Капельмейстер Сусликов
  • Андреевский Сергей Аркадьевич - Предисловие
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа